Контрольная работа: по Управление техническими системами
Название: по Управление техническими системами Раздел: Рефераты по транспорту Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа по дисциплине «Управление техническими системами» 2008 Содержание Модель «спроса-предложения» рыночного саморегулирования…………………………......3 Методы принятия решения в условиях дефицита информации……………………………...5 Деловые (хозяйственные) игры…………………………………………………………............6 Задача……………………………………………………………………………………………..7 Список литературы…………………………………………………………………………….12 Модель «спроса-предложения» рыночногосаморегулирования.
В рыночных условиях спрос - это готовность потребителя приобретать услуги в допустимом количестве Q и по данной цене Рс. Чем ниже цена Рс, тем больше сервисных или транспортных услуг может быть приобретено потребителем (1,рис.1). Рисунок-1. Регулирование цены и объемов транспортных и сервисных услуг в рыночных условиях и свободной конкуренции: 1- исходная линия спроса; 2- исходная линия предложения; 3-измененная линия предложения; 4- измененная линия спроса Предложение - желание перевозчика или сервисного предприятия осуществлять транспортные услуги или техническое обслуживание в данном объеме Q и при данной цене предложения Рп. Чем выше цена, тем больше предложений Q сервисных предприятий и перевозчиков (2,рис.1). Зона левее точки равновесия 0, заключенная между линиями спроса и предложения 1 и 2, - это зона эффективных цен для СТО или перевозчика и потребителя. Правее точки равновесия 0 находится зона неэффективной работы для стороны, предлагающей услуги (перевозки или сервис), так как предлагаемые ей цены при увеличении объема перевозок или услуг (линия спроса 1 правее точки О) ниже затрат на эти перевозки или сервис (линия предложения 2). Например, в точке А объем транспортных услуг (сервиса) QA по цене РА не будет реализован, так как фактическая цена (тариф) ниже затрат или себестоимости услуг, т.е. Р0 >РА или Pп>Pc - цена предложения выше цены спроса. В этой ситуации в реальных условиях возможны несколько решений, в том числе: а) дополнительный объем сервисных услуг или перевозок ΔQ=QА -QО не будет реализован, и рынок автоматически вернется, по крайней мере, в точку равновесия 0 или левее ее; б) сторона, предоставляющая услуги, за счет внутренней экономии снижает тарифы (новая линия предложения 3 на рис.1) до уровня РА . В этом случае точка равновесия перемещается в точку А (для спроса и предложений 1 и 3), а эффективная для стороны, предоставляющей услуги, зона увеличивается; в) потребители идут на увеличение возможной цены на перевозки (линия спроса 4 на рис. 1) до Рв. При этом объем услуг QA может быть реализован по цене РВ >РА ; г) или реализуется комбинация этих решений; Таким образом, управляющим для этой системы сигналом является соотношение спроса и предложения при необходимом объеме транспортных или сервисных услуг ΔP=Pc(Qi)-PП (Qi) (1) Включение в управление обратной связи позволяет дать прогноз работы системы, для которой могут происходить резкие изменения условий работы, что характерно для мелкого бизнеса. Мелкий бизнес (предоставление сервисных услуг, челночная торговля и др.) характерен сравнительно небольшим оборотом средств и малой массой прибыли. Поэтому изменение внешних условий (налогов, таможенных сборов, иен на оборудование и др.) существенно сказывается на рынке, обслуживаемом мелким бизнесом. рассмотрим влияние значительного изменения внешних условий на объемы и цены услуг (рис.2). Рисунок-2. Прогноз изменения насыщения рынка и цен: 1, 2 - исходное положение,* 3 - линия предложения при сохранении объема торговли на уровне Qo; 4 -линия спроса при компенсации дополнительных затрат стороны, предоставляющей услуги. Исходная ситуация (до изменения внешних факторов) фиксируется линиями спроса (1,рис.2) и предложения (2, рис. 2). Дополнительное налогообложение СТО ремонтных мастерских, мелких перевозчиков, "челноков" приведет к росту цен (линии предложения 3) и смещению точки равновесия влево до О1 . Это приведет к росту цен Р1 >Po и одновременному сокращению объемов торговли или предоставления других услуг, т.е. сокращению насыщения рынка Qi<Q0 и возможно, к дефициту. Если потребители стремятся сохранить объем приобретаемых услуг или товаров (Q0 ), то это неизбежно приведет к еще большему росту цен Р2 > Р1 >Po, чем при относительном дефиците ( линия спроса 4). МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ИНФОРМАЦИИ. Как правило, при принятии инженерных, управленческих и других решений полная информация о состоянии системы, внешних условиях и последствиях принимаемых решений отсутствует. Американские специалисты утверждают, что 80% решений принимается при наличии только 20% информации об управляемой, системе. Например, принимая решение о числе постов на станции технического обслуживания, можно только предполагать о потенциальном числе клиентов и их распределении по часам суток, дням недели , месяцам года и т.п. Аналогичная ситуация с числом возможных требований на конкретный вид ремонта автомобиля в течение "завтрашнего дня", возможности выхода или невыхода на работу конкретного специалиста или рабочего и т.д. Строго говоря полную информацию можно получить только после свершения того или иного события (например, отказы уже произошли), когда необходимость в упреждающем решении отпала, а система перешла в режим реактивного управления. Поэтому при управлении необходимо уметь теми или иными способами восполнить или компенсировать дефицит информации. Такими способами укрупненно являются: 1) Сбор дополнительной информации, и ее анализ. Очевидно, это возможно, если система располагает определенным резервом времени и средств. 2) Использование опыта аналогичных предприятий или решений. При этом важно располагать банком решений или иметь надежный доступ к нему. Кроме того, опыт других не может быть использован без корректирования. 3) Использование коллективного мнения специалистов или экспертизы. 4) Применение специальных инструментальных методов и критериев, основанных на теории игр. 5) Использование имитационного моделирования, которое воспроизводит производственные ситуации, близкие к реальным, и ряд других методов. ДЕЛОВЫЕ (ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ) ИГРЫ Возможность оценивать варианты решений, изменять входные данные, при необходимости упрощать ситуации позволяет использовать имитационное моделирование при обучении персонала и оценке его квалификации. Например, при исследовании производительности СМО (постов, участков) участником деловой игры может реализовываться определенная дисциплина очереди: пропускать в первую очередь требования на ремонт автомобилей, дающих наибольший доход, или требования с малой продолжительностью обслуживания. В многоканальных системах возможно перераспределение требований или исполнителей по постам. С помощью комбинации ряда подобных моделей конструируют имитационные модели зоны, участка, цеха и предприятия. Имитационные модели используются при проведении деловых игр. Деловые (хозяйственные) игры - это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях. При этом обучающемуся создают ту или иную управленческую или производственную ситуацию, из которой необходимо найти рациональный выход, т.е. принять решение. Критерием является степень приближения решения к оптимальному, (которое известно организаторам деловых игр) и время принятия решения. Деловые игры проводятся по определенным правилам, регламентирующим поведение участников, их взаимодействие, критерии эффективности. В роли датчиков, имитирующих реальные производственные ситуации, выступают ПЭВМ (человеко-машинная система), наборы карточек случайных событий или организаторы деловой игры. В деловых играх участвуют специалисты, которые в создаваемых имитационной моделью "производственных ситуациях" принимают решения. Деловые игры используются при обучении и оценке персонала и исследовании сложных производственных систем. При обучении персонала они используются для иллюстрации, разъяснения определенных закономерностей и понятий и закрепления знаний; для программного и целевого обучения определенных специалистов, например, диагноста, оператора ЦУП и др; для тренировки специалистов непосредственно на производстве. При обучении персонала деловые игры, как правило, разворачиваются в реальном масштабе времени. При исследовании, производственных ситуации применяется сжатый масштаб времени. Деловые игры позволяют осуществлять предварительный отбор кадров, так как при этом можно оценить способности, профессиональные навыки и знания кандидатов на определенные рабочие места и должности специалистов и управленцев. Задача. Рассчитать значения и построить график функции w(t) – параметр потока замен машин при случайном списании по достижении машиной предельного состояния и мгновенной замене ее на новую. Расчет функции w(t) выполнить для значений t=1,2,3… ti, где для ti выполняется условие: /w(ti)-w(ti-1)/<0,01 и /w(ti)-wп/<0,01 где wп – предельное значение функции w(t) при увеличении времени t. В расчетах использовать предложение о нормальном распределении срока службы машин с заданными значениями параметром m = 4,0 (математическое ожидание) и s = 1,1 (среднеквадратическое отклонение). Для парка, в котором имеется N машин: а) рассчитать точное значение математического ожидания, т. е. среднего числа машин, необходимых для замены за 6,5 лет работы от начала существования парка машин; б) определить приближенное значение математического ожидания числа машин, необходимых для замены за период времени работы парка от а1 = 7 до b1 = 12, используя линейную аппроксимацию функции w(t) по расчетным значениям; в) определить приближенное значение математического ожидания числа машин, необходимых для замены в установившемся режиме работы парка за период времени от а2 = 20 до b2 = 30 и оценить максимальную погрешность этого значения. Значение числа машин в парке N = (7 + 30) = 37 Решение:
1. Расчет значений функции параметр потока замен Проведем расчет значений функции параметр потока замен w(t). Пусть заданы значения параметров нормального распределения m = 4,0 и s = 1,1. Тогда математическое ожидание срока службы машин tср = m = 4,0. Определяем предельное значение wп функции w(t) при увеличении времени t: (1) Для расчета значений функции w(t) воспользуемся формулой: (2) где (3) (4) Результаты расчета представим в виде таблицы. Значения gi (t), меньше 10-3 , не входят в сумму и указаны в таблице, что бы показать, что при данном значении t дальнейшее увеличение значения t не требуется. Таблица 1.
На рисунке 1 представлен график функции w(t). Точками показаны рассчитанные значения функции от t = 1 до 13 с шагом h = 1. График функции w(t) дает наглядное представление об изменении во времени вероятности замены машины. Чем больше значение функции при данном значении аргумента (времени), тем больше вероятность замены машины в ближайшей окрестности от этого значения времени. 2. Расчет среднего числа машин, необходимых для замены в парке за данное время. Проведем расчет среднего числа машин, необходимых для замены в парке из N машин за время t = 6,5 лет. Результаты расчетов поместим в таблицу 2. Таблица 2.
Ω(t) = Ф(zi ) =1,158 Значение функции «интеграл вероятностей» Ф(zi ) определяется по таблице приложения 1 с помощью линейной интерполяции. При N = 37 за это время в парке потребуется в среднем машин для замены: Н(0,6,5)=37*1,158=43 3. Расчет приближенного среднего значения числа замен машин в парке с использованием линейной аппроксимации параметра потока замен. Рассчитаем приближенное значение математического ожидания числа замен машин в парке, пользуясь значениями функции w(t) и линейной аппроксимацией этой функции. Пусть заданы нижняя граница интервала а1 = 7 и верхняя граница b1 = 12. Тогда для одного места в парке приближенное значение среднего числа замен на этом интервале при шаге h = 1 будет: Ω(7,12)=1{0,5[w(7)+w(12)]+w(8)+w(9)+w(10)+w(11)}=0,5(0,224+0,255)+0,28+0,271+0,238+0,236=1,265 При числе машин в парке N = 37 для замен потребуется в среднем машин: H(7,12)=37×1,265=47 4. Вычисление среднего числа замен в парке при больших значениях времени. Вычислим приближенное значение математического ожидания числа замен машин в парке при больших значениях времени t в установившиемся режиме, когда можно считать значение функции w(t) постоянным и равным wп . Если заданы нижняя граница интервала а2 = 20 и верхняя граница b2 = 30, то отклонение и, следовательно, погрешности при замене значений функции w(t) установившимся значением wп , будет меньше 0,01. При тех же значениях m = 4,0 и N = 37 предельное значение параметра потока замен wп = 0,25 и среднее число замен на данном интервале времени получим: Ω(20,30)=0,25×(30-20)=2,5 Затем вычислим среднее число замен машин в парке: H(6,13)=37×2,5=92,5 Список литературы 1. Кузнецов Е.С. Управление техническими системами. - М.: МАДИ (ГТУ), 2003, 248 с. 2. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для ВУЗов / под ред. Кузнецова Е.С. - М.: Наука (4-е издание, переработанное и дополненное), 2001. 3. Лохов А.Н. Организация управления на автомобильном транспорте. Опыт, проблемы, перспективы. - М: Транспорт, 2001. 4. Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. Изд. 2-е переработанное и дополненное. - М.: Транспорт, 1990. 5. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. - М.: Наука, 1978, 356 с. 6. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. - М.: Наука, 2001. 7. Прудовский Б.Д., Ухарский В.Б. Управление технической эксплуатацией автомобилей по нормативным показателям. - М.: Транспорт, 1990. |