Курсовая работа: Анализ финансово экономического состояния предприятия
Название: Анализ финансово экономического состояния предприятия Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание 1. Анализ ресурсного потенциала организации 2. Анализ производства и объема продаж 3. Анализ затрат и себестоимости продукции 4. Анализ финансовых результатов деятельности организации 5. Анализ финансового положения организации 6. Комплексная оценка деятельности организации Список литературы 1. Анализ ресурсного потенциала организации Таблица 1. Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов с использованием трудовых ресурсов
Фактором, повлиявшим на изменение является тот показатель, изменение которого останется, если вычесть предыдущий. Так для показателя число отработанных человеко-дней исключить численность рабочих, то останется число дней отработанных одним рабочим, а изменение составит: Изменение числа дней отработанных одним рабочим = 245 – 240 = 5 дней. Для показателя число отработанных человеко-часов – этим фактором будет показатель – продолжительность одной смены. Её изменение составит: Изменение продолжительности одной смены = 8,0 – 8,2 = – 0,2 ч. Таким образом, в среднем показатели, повлиявшие на объем продаж увеличились в отчетном году на 14 -17%, при этом наибольшее значение оказал показатель – численность рабочих. Таблица 2. Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
Коэффициент материалоотдачи проданной продукции = выручка / стоимость материалов в себестоимости продаж. Влияние на изменение объема продаж рассчитывается аналогично таблицы 1. Таким образом, на объем продаж наибольшее влияние оказало изменение стоимости материалов в себестоимости продаж. Заметно повышение в отчетном году по сравнению с прошлым отдельных факторов, связанных с использованием материалов. Таблица 3. Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
Таким образом, наибольшее влияние на объем продаж оказало изменение коэффициента сменности, в связи с этим уменьшился машино – час работы оборудования, что повлияло на изменение объема продаж, приходящегося на 1 тыс. руб. активной части основных средств. Таблица 4. Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства
Таким образом, на 1% прироста выручки наибольший прирост у показателя численности рабочих, что было подтверждено в предыдущих расчетах. Коэффициент экстенсивности использования ресурсов превышает коэффициент интенсивности в 3,26 раз. Таблица 5. Комплексный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов
Таким образом, комплектный резерв увеличения объема продаж за счет использования ресурсного потенциала составляет 42500 тыс. руб. При этом увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов планируется за счет увеличения численность рабочих, а увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов – через сокращение затрат на производство изделий, т.е. издержек. Так наибольшее влияние на объем продаж оказал коэффициент сменности, то планируется увеличить рабочий день и ставить его на уровне прошлого года 2. Анализ производства и объема продаж Количество проданной продукции в отчетном году увеличилось в 1,2 раза, что в свою очередь повлияло на размет выручки и вызвало её увеличение в 1,14 раз. Динамика цен трех изделий неоднородна, происходит и снижение и увеличение. Сохранив цены прошлого года при изменении количества изделий предприятие получило бы больше выручки в 1,088 раз. Таблица 6. Влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции, её структуры и цен на неё
Составим вспомогательную таблицу 7. Таблица 7. Исходные данные для составления бизнес- плана на будущий отчетный период
Выделим 2 группы продукции в зависимости от уровня их рентабельности: Ниже 10% – группа №1. 10 – 25% – группа №2. Таким образом, в первую группу отнесены 3 изделия А, С и D. Ко второй группе относится изделие В. Чем выше рентабельность, тем выше прибыль предприятия, поэтому в следующем году в первую очередь необходимо выпускать изделие В, затем А и С. Низкая рентабельность изделия С свидетельствует о его недоработке, поэтому необходима корректировка расчетных показателей данного изделия. Таблица 8. Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом
Таким образом, для данного предприятия сложившаяся ситуация безопасна, о чем говорит уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, находящийся на уровне 65% – в прошлом году и 75% – в отчетном году. 3. Анализ затрат и себестоимости продукции Таблица 9. Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы
Таким образом, по всем элементам затрат по обычным видам деятельности, кроме амортизации произошло увеличение за отчетный период. Наибольшему отклонению подверглись затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды (на 18%). Произошло снижение амортизации на 5%. На основе представленных данных можно говорить о динамике роста себестоимость продукции в отчетном году по сравнению с прошлым. Самое большое увеличение дало изделие С. Это связано с повышением в 1,7 раз количества единиц изделий. Для остальных видов изделий характерно довольно низкое увеличение или же небольшое снижение. По всем видам изделий, кроме изделия А заметно уменьшение цены. Так цена изделия В снизилась на 15%, а изделия с – на 32%. Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года для изделия А = 253,99*11680 = 2966603,2 тыс. руб. Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года для изделия В = 231,41*5600 = 1296896 тыс. руб. Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года для изделия С = 319*11976 = 3820344 тыс. руб. При условии данных расчетов себестоимость изделия С превысила себестоимость в отчетном году на 966942 тыс. руб. По остальным изделиям данный показатель ниже расчетных данных. Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года изделия А = 11680*256 = 2990080 тыс. руб. Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года изделия В = 5600*305 = 1708000 тыс. руб. Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года изделия С = 11976*357 = 4275432 тыс. руб. Сохранив на данном предприятии цены прошлого года, стоимость изделий В и С будет увеличена, на изделие А наоборот снизится. Расчет влияния материала (X, Y, Z, W) = разница в процентах фактора (X, Y, Z, W) * прошлогоднюю стоимость всех материалов / 100 Расчет влияния материала (X) = 0,23 * 4211700 /100 = 9686,91 тыс. руб. Расчет влияния материала (Y) = – 0,16 * 4211700 /100 = – 6738,72 тыс. руб. Расчет влияния материала (Z) = 0,12 * 4211700 /100 = 11371,59 тыс. руб. Расчет влияния материала (W) = 0,08 * 4211700 /100 = 3369,36 тыс. руб. Исходя из приведенных расчетов, на стоимость основных видов используемых в производстве материалов наибольшее влияние оказывает использование материала Z. Аналогично происходит расчет по каждому влияющему фактору. Расчет влияния количества материалов = 0,07*4211700 / 100 = 2948,19 тыс. руб. Расчет влияния цены материалов = 0,02*4211700/100 = 842,34 тыс. руб. Как видно из расчета наибольшее влияние оказывает изменение количества материалов, чем изменение их цены. Резервы снижения стоимость материалов можно получить путем снижения цены материалов или уменьшения использования количества. На оплату труда влияют следующие факторы: - Среднегодовая численность рабочих; - Среднечасовая заработанная плата; - Количество отработанных дней в году. Таблица 10. Состав, структура и динамика доходов и расходов
Как видно из таблицы 10, наблюдается превышение доходов над расходами на 17368 тыс. руб. или на 6,27%. Это связано с увеличением доходов и расходов. Проценты к получению в отчетном году снизились на 11% по сравнению с прошлым годом. 4. Анализ финансовых результатов деятельности организации В таблице 11. приведены показатели, характеризующие взаимосвязь прибыли и рентабельности. Таблица 11. Показатели, характеризующие прибыль и рентабельность
Таблица 12. Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль
Таким образом, прибыль формируется за счет валовой прибыли, а налог на прибыль к чистой прибыли соотносится как 1:6. Наибольшее изменение чистой прибыли отчетного периода связано с изменением прибыли до налогообложения, хотя изменения суммы налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей также существенно влияет. Таблица 13. Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж
Как видно из таблицы 13., прибыль от продаж в отчетном при ценах и себестоимости прошлого года ниже, чем в отчетном году при существующих параметрах. Себестоимость в отчетном году возросла на 12,6%, а при ценах и себестоимости прошлого года возможный рост составил бы 24%. Аналогично увеличилась бы выручка от продаж. Коэффициент рентабельности производственной деятельности = Прибыль от продаж / Выручка Коэффициент эксплуатационных затрат = 1 – Коэффициент рентабельности производственной деятельности Таблица 14. Расчет коэффициентов производственной деятельности
Коэффициент рентабельности в отчетном году вырос на 1%, что повлекло за собою снижение коэффициента эксплуатационных затрат, так как они являются взаимодополняющими. Таблица 15. Анализ рентабельности производственной деятельности
Таким образом, на изменение коэффициента рентабельности производственной деятельности в большей степени влияет изменение дохода от продаж, приходящегося на 1 рубль переменных расходов. Пояснительная записка: В качестве путей повышения рентабельности производственной деятельности можно выделить снижение затрат, приходящихся на 1 руб. продукции или увеличить рост производства. Таблица 16. Анализ рентабельности активов и факторов, влияющих на нее
Таким образом, на а изменение коэффициента рентабельности активов оказывает в большей степени изменения выручки от продаж на 1 руб. доходов, а также снижение изменения прибыли до налогообложения на 1 руб. выручки от продаж на 0,0025. Таблица 17. Анализ рентабельности собственного капитала
Наибольшее влияние на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала оказывает изменение коэффициента оборачиваемости, при этом отрицательное значение имеет изменение коэффициента текущей ликвидности. Данные факторы действительно влияют на рентабельности собственного капитала, так они все взаимосвязаны и изменение одного фактора влечет за собой изменение другого. 5. Анализ финансового положения организации Таблица 18. Экономический эффект операционного и финансовых рычагов
Как видно из таблицы 18., изменения произошли в коэффициенте финансового рычага, а именно увеличение в отчетном году на 0,03. Таблица 19. Расчет коэффициентов ликвидности
Расчет коэффициентов ликвидности показывает, что коэффициент общей ликвидности соответствует установленным нормам и находится в диапазоне от 1,5 до 2. Также и коэффициент текущей ликвидности имеет нормативное значение, распложенное от 1 до 2. Коэффициент абсолютной ликвидности значительно выше установленного норматива, а коэффициент срочной ликвидности наоборот ниже установленного значения. На конец отчетного периода произошло увеличение как дебиторской задолженности, так и кредиторской. При этом кредиторская задолженность более чем в 2 раза выше дебиторской. Около 80% дебиторской задолженности составляют расчеты с покупателями и заказчиками. Кредиторская задолженность на конец отчетного периода выросла за счет увеличения задолженность перед поставщиками и подрядчиками. 1) Общая сумма имущества предприятия выросла в 1,7 раза. В структуре активов наибольшими темпами выросли материально-производственные запасы (что обусловлено спецификой производства и необходимостью наличия постоянного запаса сырья и материалов для обеспечения непрерывности производственного процесса) Наиболее ликвидная часть активов дебиторская задолженность и денежные средства выросли в 2 раза. В структуре пассивов происходит увеличение доли собственного капитала предприятия в 1,7 раз. При этом в структуре собственного капитала предприятия непрерывно растет доля нераспределенной прибыли. Недостаток оборотных средств для расширенного производства предприятие пополняет за счет взятия кредитов, причем деловая репутация ООО «Агат» позволяет им брать кредиты со сроком погашения больше года. Основной положительный момент изменения структуры баланса – это увеличение собственных оборотных средств. 2) Анализ ликвидности показал, что в результате увеличения доли собственного оборотного капитала происходит улучшение всех показателей ликвидности и платежеспособности. Предприятие имеет в целом ликвидный баланс и платежеспособно по своим долгам, но денежных средств структуре активов недостаточно. 3) Анализ динамики показателей финансовой устойчивости позволил нам отнести ООО «Агат» к предприятию с устойчивым финансовым состоянием, сумма собственных оборотных средств предприятия достаточна для формирования необходимых для производственного процесса запасов и затрат без привлечения заемных средств. 6. Комплексная оценка деятельности организации Таблица 20. Подготовка стандартизированных показателей для комплексной оценки результатов деятельности ООО
Таблица 21. Матрица стандартизированных показателей для комплексной оценки результатов деятельности ООО
Проведенный анализ финансово-экономического состояния в динамике позволяет сделать ряд следующих выводов об основных положительных моментах развития предприятия и о его проблемах: 1) Анализ деловой активности показал, что темпы роста прибыли отстают от темпов роста выручки а активов. Динамика изменения относительных показателей деловой активности положительна. Производительность труда и фондоотдача растут, оборачиваемость активов не только соответствует рекомендуемым для предприятий значениям, но и значительно убыстряется. 2) Анализ затрат на производство и реализацию продукции показал, что последние выросли в результате увеличения товарного выпуска в 2 раза. Основным недостатком и фактором, определяющим недополучение прибылей предприятием и значительное снижение рентабельности деятельности явилось значительное увеличение доли материальных затрат в структуре себестоимости. Это повлекло увеличение себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции. 3) Анализ прибыли и рентабельности наглядно показал, что хотя предприятие значительно наращивает объемы выпуска и реализации – почти в 2 раз, увеличение затрат на 1 рубль реализации сказалось на снижении суммы полученной чистой прибыли и уменьшении рентабельности деятельности. 4) Проведенный анализ показал, что ООО «Агат» – предприятие довольно сильное и стабильное по всем показателям, но для улучшения эффективности деятельности необходимо особое внимание уделить именно поиску путей снижения себестоимости выпускаемой продукции, особенно за счет снижения стоимости сырья, материалов и покупных полуфабрикатов. Список литературы 1. Анализ финансовой отчетности: учебник/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. 5 – изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. – 368 с. 2. Анализ финансовой отчетности: учебник/ Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов. – М.: КНОРУС, 2006. – 312 с. 3. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов/Ю.В. Радченко. – 2 – е изд., доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с. 4. Бондаренко М.Л. Практические рекомендации. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 278 с.5. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету: – 3-е издание перераб. и доп. – М.: ООО «МЕДпресс»; – Элиста.: АПП «Джангар», 2008. – 389 с. 6. Организация производства /Под ред. Туровца О.Г.М.: Изд – во Кнорус, 2003. – 390 с. 7. Прохоров С.А. Экономика предприятия. – М.: Наука, 2001. – 290 с.8. Савицкая Г.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 170 с. 9. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 205 с. 10. Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 167 с.11. Экономический анализ финансово – хозяйственной деятельности. Учебник для ср. проф. образования / Под общ. ред. М.В. Мельник; Финансовая Академия при Правительстве РФ. – М.: Экономистъ, 2004. – 320 с. |