Контрольная работа: Методологические основы анализа хозяйственной деятельности
Название: Методологические основы анализа хозяйственной деятельности Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа Вариант I Раздел 1. Методологические основы АХД 1. Предмет, объект, цель, содержание и задачи АХД в современных условиях
АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием плана, управленческих решений, контроля за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработка рекомендаций по их использованию. Предметом АХД является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объекты АХД – экономические результаты хозяйственной деятельности. АХД занимает важное место в системе управления предприятием. При этом систему управления можно представить в виде следующей последовательности взаимосвязанных функций: 1. планирование; 2. учёт; 3. анализ; 4. принятие управленческих решений. Содержание АХД вытекает из тех функций, которые он выполняет в системе экономических наук (задачи ): 1. изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов; 2. научное обоснование текущих и перспективных планов; 3. контроль за выполнением планов управленческих решений, а также за экономным использованием ресурсов; 4. изучение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; 5. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта, достижений науки; 6. оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов по достигнутому уровню развития и использованию имеющихся возможностей; 7. разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности. 1.2 Виды экономического анализа Классификация АХД имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. АХД классифицируется по различным признакам: · По отраслевому признаку: 1) отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики; 2) межотраслевой – является эффективной основой АХД и применяется во всех отраслях; · По признаку времени: 1) предварительный: проводится до осуществления хозяйственных операций; 2) последующий: проводится после завершения хозяйственных операций; 3) итоговый: проводится за какой-либо отчётный период; · По пространственному признаку: 1) внутрифирменный: изучается деятельность одного предприятия; 2) межфирменный: сравнивается деятельность двух или более предприятий; · По функциональному признаку: 1) финансовый; 2) управленческий; 3) маркетинговый; 4) инвестиционный; 5) социально-экономический; 6) функционально-стоимостной и др. · По методике изучения объекта: 1) количественный; 2) качественный; 3) экспресс; 4) экономико-математический; · По субъектам анализа: 1) внутренний: осуществляется на предприятии для собственных нужд; 2) внешний: проводится на основании отчётности банками, инвесторами, акционерами и др. заинтересованными лицами; · По степени охвата изучаемых объектов: 1) сплошной: выводы делают после изучения всех объектов; 2) выборочный: выводы делают по результатам обследования части объекта; · По содержанию программы: 1) комплексный, при котором деятельность изучается полностью; 2) тематический, при котором изучается только отдельные стороны деятельности предприятий. Раздел 2. Построение структурно-логических и математических моделей факторных систем Задание : установить соподчиненность факторов (Х1 , Х2 , Х3 и т.д.), влияющих на анализируемый показатель (У), представить её в виде блок схемы и записать математическую модель построения факторной системы. (Не все приведённые в условии факторы обязательно включать в факторную систему). Дать краткую качественную характеристику каждого фактора. Задача 1 Результативный показатель: У – прибыль отчётного периода; Факторы: Х1 – прибыль от реализации продукции (работ, услуг); Х2 – операционные доходы; Х3 – операционные расходы; Х4 – внереализационные доходы; Х5 – внереализационные расходы; Х6 – объём выпущенной продукции. Решение: Прибыль отчетного периода (У) рассчитывается как сумма прибыли от реализации (Х1 ), прибыли от прочей реализации и прибыли по внереализационным операциям. В свою очередь прибыль от прочей реализации рассчитывается как разница между операционными доходами (Х2 ) и операционными расходами (Х3 ), а прибыль по внереализационным операциям как разница между внереализационными доходами (Х5 ) и внереализационными расходами (Х6 ). Таким образом, Прибыль отчётного периода = прибыль от реализации (Х1 ) + (операционные доходы (Х2 ) - операционные расходы (Х3 )) + (внереализационные доходы (Х4 ) - внереализационные расходы (Х5 )). Математическая модель: У = Х1 + (Х2 - Х3 ) + (Х4 - Х5 ) На размер прибыли отчётного периода оказывают влияние следующие факторы: 1) прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия; 2) операционные доходы – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия; 3) операционные расходы – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия; 4) внереализационные доходы – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия; 5) внереализационные расходы – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия; 6) объём выпущенной продукции – данный фактор является экстенсивным, зависит от деятельности предприятия. Задача 2 Результативный показатель: У – объём выпущенной продукции; Факторы: Х1 – среднегодовая численность рабочих; Х2 –среднегодовая выработка продукции одним рабочим; Х3 – прибыль от реализации продукции; Х4 – среднечасовая выработка продукции одним рабочим; Х5 – количество часов отработанных одним рабочим за год; Х6 – количество дней отработанных одним рабочим за год; Х7 – продолжительность рабочего дня; Х8 – удельный вес рабочих в общей численности работающих. Решение: Объём выпущенной продукции (У) равен произведению среднегодовой численности рабочих (Х1 ) и среднегодовой выработки на одного работающего (Х2 ). В свою очередь среднегодовая выработка на одного рабочего (Х2 ) рассчитывается как произведение количества дней отработанных одним рабочим за год (Х6 ), продолжительности рабочего дня (Х7 ) и среднечасовой выработки продукции одним рабочим (Х4 ). Таким образом, объём выпущенной продукции (У) = среднегодовая численность рабочих (Х1 ) * (количество дней отработанных одним рабочим за год (Х6 ) * продолжительность рабочего дня (Х7 ) * среднечасовую выработку продукции одним рабочим (Х4 )). У = Х1 * Х2 . Х2 = Х6 * Х7 * Х4 . У = Х1 * Х6 * Х7 * Х4 . На объём выпущенной продукции оказывают влияние следующие факторы: 1) среднегодовая численность рабочих - данный фактор является экстенсивным, долгосрочным, зависит от деятельности предприятия, носит характер прямой зависимости; 2) среднегодовая выработка продукции одним рабочим – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, зависит от деятельности предприятия; 3) прибыль от реализации продукции – данный фактор является интенсивным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия; 4) среднечасовая выработка продукции одним рабочим – данный фактор является интенсивным, краткосрочным, носит характер прямой зависимости, зависит от деятельности предприятия; 5) количество часов отработанных одним рабочим за год - данный фактор является экстенсивным, краткосрочным, не зависит от деятельности предприятия; 6) количество дней отработанных одним рабочим за год - данный фактор является экстенсивным, не зависит от деятельности предприятия; 7) продолжительность рабочего дня - данный фактор является экстенсивным, носит характер прямой зависимости, не зависит от деятельности предприятия; 8) удельный вес рабочих в общей численности работающих – данный фактор является интенсивным, зависит от деятельности предприятия. Раздел 3. Задачи по количественному измерению уровня влияния факторов с использованием экономико-логических методов Задача 1 Построить факторную модель прибыли и исчислить влияние факторов на изменение её суммы всеми возможными способами. Сделать выводы.
Решение: 1) Произведём решение приёмом цепных подстановок: Составим факторную модель: П = V * (Ц – С/С) Определим отклонение от плана суммы прибыли от реализации изделия: ∆П = Прибыль от реализации изделия факт – Прибыль от реализации план = 1800 – 1500 = 300 млн. руб. По сравнению с планом прибыль от реализации изделия увеличилась на 300 млн. руб. На это повлияло 3 фактора: 1. изменение объёма реализованной продукции; 2. изменение цены изделия; 3. изменение себестоимости изделия. Определим условные показатели: Пу1 = Объём реализованной продукции факт * (Цена изделия план – Себестоимость изделия план ) = 450 * (10 -7) = 1350 млн. руб. Пу2 = Объём реализованной продукции факт * (Цена изделия факт – Себестоимость изделия план ) = 450 * (12 – 7) = 2250 млн. руб. Определим влияние факторов: 1. за счёт изменения объёма реализованной продукции: ∆ПV = Условная прибыль1 (Пу1 ) – Прибыль план = 1350 – 1500 = - 150 млн. руб. 2. за счёт изменения цены изделия: ∆ПЦ = Условная прибыль2 (Пу2 ) – Условная прибыль1 (Пу1 ) = 2250 – 1350 = 900 млн. руб. 3. за счёт изменения себестоимости изделия: ∆П C / С = Прибыль факт - Условная прибыль2 (Пу2 ) = 1800 – 2250 = - 450 млн. руб. Проведём проверку балансовым методом: ∆П = ∆ПV + ∆ПЦ + ∆П C / С = (-150) + 900 + (-450) = 300 млн. руб. 2)Произведём решение приёмом абсолютной разницы: Составим факторную модель: П = V * (Ц – С/С) Определим отклонение от плана суммы прибыли от реализации изделия: ∆П = Прибыль от реализации изделия факт – Прибыль от реализации план = 1800 – 1500 = 300 млн. руб. По сравнению с планом прибыль от реализации изделия увеличилась на 300 млн. руб. На это повлияло 3 фактора: 1. изменение объёма реализованной продукции; 2. изменение цены изделия; 3. изменение себестоимости изделия. Определим абсолютные отклонения каждого фактора: ∆V = Объём реализованной продукции факт - Объём реализованной продукции план = 450 – 500 =-50 шт. ∆ Ц = Цена изделия факт - Цена изделия план = 12 – 10 = 2 млн. руб. ∆ С/С = Себестоимость изделия факт – Себестоимость изделия план = 8 – 7 = 1 млн. руб. Определим влияние факторов: 1. за счёт изменения объёма реализованной продукции: ∆ПV =Изменение объёма реализованной продукции (∆V) * (Цена изделия план - Себестоимость изделия план ) = (- 50) * (10 – 7) = - 150 млн. руб. 2. за счёт изменения цены изделия: ∆ПЦ = Объём реализованной продукции факт * Изменение цены изделия (∆ Ц) = 450 * 2 = 900 млн. руб. 3. за счёт изменения себестоимости изделия: ∆П C / С = Объём реализованной продукции факт * (-Изменение себестоимости изделия)) = 450 * (– 1) = -450 млн. руб. ∆П = ∆ПV + ∆ПЦ + ∆П C / С = (-150) + 900 + (-450) = 300 млн. руб. Решение приёмом относительной разницы, долевого участия, интегральным и логарифмирования при данной модели невозможно. Вывод: таким образом, прибыль от реализации по сравнению с планом увеличилась на 300 млн. руб., а именно: 1. за счёт уменьшения реализованной продукции на 50 шт. прибыль от реализации уменьшилась на 150 млн. руб.; 2. за счёт увеличения цены изделия на 2 млн. руб. прибыль увеличилась на 900 млн. руб.; за счёт увеличения себестоимости изделия на 1 млн. руб. прибыль уменьшилась на 450 млн. руб. Задача 2 Рассчитайте уровень влияния факторов изменения результативного показателя способом долевого участия. Сделать выводы.
Решение : Произведём решение приёмом долевого участия: Общий прирост результативного показателя (величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли ∆Р) составил 2 % = 0,02. На это повлияло изменение прибыли, а именно: 1) за счёт изменения объёма реализованной продукции; 2) за счёт изменения себестоимости реализованной продукции; 3) за счёт изменения цен на реализованную продукцию. Рассчитаем влияние факторов: 1) за счёт объёма реализованной продукции: ∆Ррп = (Изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции / (изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (120 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,006 2) за счёт изменения себестоимости реализованной продукции: ∆РC / C = (Изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции / изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (200 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,01 3) за счёт изменения цен на реализованную продукцию: ∆РЦ = (Изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию / изменение прибыли за счёт изменения объёма реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции + изменение прибыли за счёт изменения цен на реализованную продукцию)) * общая величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли = (80 / (120 + 200 + 80)) * 0,02 = 0,004 Произведём проверку балансовым методом: ∆Р = ∆Ррп + ∆Р C / C + ∆РЦ = 0,006 + 0,01 + 0,004 = 0,02 Вывод
Общий прирост результативного показателя (величина изменения рентабельности продукции за счёт изменения прибыли ∆Р) составил 2 % = 0,02. На это повлияло изменение прибыли, а именно: 1)за счёт изменения объёма реализованной продукции рентабельность продукции увеличилась на 0,006, что составляет 0,6%; 2)за счёт изменения себестоимости реализованной продукции рентабельность продукции увеличилась на 0,01, что составляет 1%; 3)за счёт изменения цен на реализованную продукцию рентабельность продукции увеличилась на 0,004, что составляет 0,4%. |