Реферат: Бизнес-план ОАО Радошковичский керамический завод
Название: Бизнес-план ОАО Радошковичский керамический завод Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БИЗНЕС - ПЛАН ОАО “Радошковичский керамический завод” на 2007 год
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Первый заместитель председателя Заместитель министра Молодечненского райисполкома архитектуры и строительства Республики Беларусь ______________ Е.А. Идельчик ______________ В.М. Малец «_____»_____________200___ г. «_____»____________ 200__ г. БИЗНЕС – ПЛАН
Развитие ОАО «Радошковичский керамический завод» на 2007 год
Разработчик бизнес-плана: ОАО «Радошковичский керамический завод» Директор В.П. Силко СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. РЕЗЮМЕ 4 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 6 2.1. История предприятия 6 2.2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности 7 2.3. Стратегия развития предприятия 9 2.4.Ситуационный план 11 2.5. 11 3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКИЦИИ 14 3.1. Виды и номенклатура продукции 14 3.2. Область применения 14 3.3. Сертификация 15 3.4. Контроль качества 15 4. АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА, СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА 16 4.1. Анализ рынков сбыта 16 4.2. Стратегия маркетинга 18 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 23 5.1. Производственная программа 23 5.2. Особенности технологии 23 5.3. Модернизация и обновление технологического оборудования 24 5.4. Строительство теплоэнергетической станции 24 5.5. Организация транспортного обеспечения 27 5.4. Материально-техническое обеспечение 27 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН 29 7. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН 31 7.1Основные сведения по проекту 31
8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32 8.1. Расчет предполагаемого дохода 32 8.2. Налоговое окружение 32
9. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 34 9.1. Показатели эффективности проекта 34 9.2. Анализ чувствительности и финансовые риски реализации проекта 34
10. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛАН 35 ПАСПОРТ ОРГАНИЗАЦИИ 36 Приложения 37-62 1. РЕЗЮМЕ Цель проекта Цель данного бизнес-плана заключается в обеспечении перспективного развития ОАО «Радошковичский керамический завод», в оздоровлении его финансового состояния, увеличении конкурентоспособности и прибыльности предприятия, значительного роста спроса и объема продаж выпускаемой продукции за счет: - обновления и расширения ассортимента выпускаемой продукции – стеновых строительных материалов нового поколения с потребительскими свойствами, не уступающими современным строительным материалам на основе поризованной керамики, типа «Poroton»; - значительного роста производительности труда, объемов производства и качества выпускаемой продукции посредством обновления и модернизации основного технологического оборудования; - снижения себестоимости выпускаемой продукции за счет внедрения энерго- и материалосберегающих технологий и производств; - увеличение объемов продаж выпускаемой продукции и освоение новых рынков сбыта; - создание новых рабочих мест. Производственные мощности ОАО «Радошковичский керамический завод» введен в эксплуатацию в декабре 1984 года и рассчитан на массовый выпуск стеновых материалов в виде керамического кирпича рядового, пустотелого, эффективного, утолщенного марок «75-200», который предназначен для строительства зданий и сооружений Проектная мощность завода – 150 млн. шт. условного кирпича. Основным технологическим оборудованием по производству кирпича на заводе являются установленная французская линия фирмы «Серик» (цех №1) и итальянская линия фирмы «Униморандо» (цех№2). На предприятии внедрена международная система менеджмента качества ИСО 9000. Технологические особенности ОАО «Радошковичский керамический завод» приступил к производству нового вида продукции- керамических поризованных материалов , потребительские свойства которых отвечают современным мировым требованиям. Согласно стратегии развития, поризованные строительные материалы постепенно вытеснят из производственной программы пустотелый керамический кирпич. Освоение новых видов продукции требует не только обновления и модернизации технологического оборудования отделений подготовки сырья, формовочного отделения, нового технического оснащения отделения пакетировки, но расширения и укрепления собственного автомобильного парка. Отсутствие достаточного количества автомашин особенно остро ощущается при завозке глины и порообразующих добавок. Помимо освоения новых видов продукции, на предприятии особо важное значение придается решению проблем экономии топливно-энергетических ресурсов, внедрению энергосберегающих технологий. Технология производства кирпича относится к числу энергоемких. В структуре себестоимости продукции доля топливно-энергетических ресурсов составляет 40-50 %. Высокая энергоемкость продукции приводит к её удорожанию, способствует вымыванию оборотных средств, препятствует созданию необходимых инновационных возможностей для обновления основных фондов предприятия. С целью повышения эффективности производства на предприятии разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию энергоёмких производственных процессов. Наиболее важным техническим мероприятием в программе энергосбережения является проведение реструктуризации энергообеспечения производства керамического кирпича на ОАО «Радошковичский керамический завод», позволяющей создать теплоэнергетический комплекс (ТЭК) с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии. Анализ рынка Перспектива развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии неразрывно связаны с ростом объемов строительства жилья и повышением его доступности для широких слоев населения, причел рост потребности в строительных материалах обусловлен не только потребностью непосредственно на строительство нового жилья и создание соответствующей инфраструктуры, но и на их текущие и капитальные ремонты. Керамический кирпич был в прошлом и остается в настоящем предпочтительным материалом в строительстве жилья. Изделия из керамики благодаря своим физико-механическим свойствам создают здоровый, комфортный климат в помещении. Простой надежный способ строительства, сравнительно низкие затраты также весьма весомые аргументы в пользу керамических материалов. Если к сказанному добавить невысокие эксплутационные издержки и долговечность сооружений, а стены из керамического кирпича практически не требуют какого-либо дополнительного ухода и ремонта.
Финансово-экономическая оценка бизнес-плана Основные сведения по бизнес-плану приведены в таблице 1.1. Таблица 1.1 – Исходные данные по бизнес-плану
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1. История предприятия Постановлением Совета Министров СССР № 959 от 01.01.1981 г. было принято решение о строительстве завода по производству керамического кирпича в г.п. Радошковичи. Данное решение было продиктовано острым дефицитом керамических строительных материалов на стройках г. Минска и республики, а также близким расположением дешевой сырьевой база месторождения глины «Гайдуковка». Завод был введен в эксплуатацию в две очереди: первая – в июне 1984 года построен корпус первого цеха по производству кирпича, оснащенный оборудованием французской фирмы «CERIK»; вторая очередь – в июне 1985 года. Построен второй цех и установлена итальянская линия по производству керамического кирпича фирмы «UNIMORANDO». Первый керамический кирпич был выпущен в декабре 1984 года. В те годы продукция завода пользовалась повышенным спросом у строительных организаций республики и страны. Она ценилась за высокое качество и привлекательную цветовую гамму. Распад СССР привел к разрыву ранее действующих внутригосударственных кооперированных связей. Начавшийся экономический спад вызвал резкое сокращение объемов производства, как в промышленности, так и жилищном строительстве. Спрос на стеновые строительные материалы, в том числе и на кирпич керамический, упал. Учитывая сложившуюся ситуацию, проведя глубокие маркетинговые исследования внутреннего и внешнего рынков, было принято решение о закрытии части производства по выпуску кирпича, а на высвобождающихся площадях организовать новые виды производств по выпуску дефицитной, пользующейся повышенным спросом продукции. Начиная с 2002 года, завод переживает свое второе рождение. С этого времени в качестве технологического топлива стал использоваться природный газ – вместо мазута. Перевод производства на газ позволил значительно снизить издержки производства, повысить качество выпускаемой продукции, что выразилось в повышении прочностных характеристик и особенно морозостойкости, которая составляет более 50 циклов , долговечность достигает 100 лет. Улучшилась цветовая гамма. Кирпич приобрел яркий, светло-красный, однородный цвет. Все это, а также низкие цены, позволили сделать продукцию завода конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В 1997 году в результате акционирования завод преобразован в открытое акционерное общество «Радошковичский керамический завод». Основные производственные фонды завода включают: - главный производственный корпус на оборудовании фирмы «Серик»; - производственный корпус на оборудовании фирмы «Униморандо»; - глинозапасник; - ремонтно-механические мастерские; - компрессорную; - блок зданий складского хозяйства; - гараж с открытой автостоянкой; - сооружения энергоснабжения, водоснабжения и канализации, теплоснабжения; Как и прежде, при реализации готовой продукции ОАО «Радошковичский керамический завод» отдает приоритет оптовой торговле по прямым договорным связям. Крупные контракты заключаются на обоюдно выгодных условиях с клиентами, работающими с предприятием не один год. Частные лица, для индивидуального строительства, также имеют возможность свободно приобрести кирпич. Керамический кирпич, производимый заводом, пользуется спросом и на внешнем рынке, в частности в Российской Федерации. В то же время увеличение экспортных поставок затруднено, так как большое влияние на конкурентоспособность экспортных цен оказывают транспортные расходы. 2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия Источником финансирования для анализа финансового состояния предприятия явились данные годовой и квартальной бухгалтерской отчетности предприятия за 2004-2005гг. и за 9 месяцев 2006 года, а именно: «Бухгалтерский баланс» форма 1, «Отчет о прибылях и убытках» форма 2. Анализ структуры баланса показывает, что наибольший удельный вес в активах предприятия занимают внеоборотные активы. Их доля в структуре имущества на последнюю отчетную дату составила 92 %. В структуре пассивов наибольший удельный вес занимает собственный капитал – 87%. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Радошковичский керамический завод» проводился по следующим направлениям: оценка имущественного положения, оценка платежеспособности и ликвидности предприятия, оценка интенсивности использования ресурсов предприятия. Оценка имущественного положения предприятия. Основным показателям, характеризующим имущественное положение предприятия является коэффициент износа основных фондов. Его значения представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1. – Коэффициент износа основных фондов
Данный коэффициент характеризует долю изношенной части основных средств. Значения этого коэффициента свидетельствуют о необходимости обновления производственных мощностей ОАО «Радошковичский керамический завод». Оценка платёжеспособности, устойчивости и ликвидности предприятия. Основные показатели этой группы представлены в таблице 2.2. Таблица 2.2. – Показатели платёжеспособности, устойчивости и ликвидности предприятия
Коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного значения и практически не изменился за рассматриваемый период. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами также ниже нормативного значения. Этот факт свидетельствует о том , что вариант, когда часть капитальных затрат финансируется за счет средств банковского кредита, а не из инновационного фонда, вряд ли возможен. Значения коэффициента финансовой независимости выше нормативного значения, свидетельствуют об автономии предприятия. В таблице 2.3 . представлена информация о затратах и результатах работы предприятия за анализируемый период и прогноз на 2007 год. Таблица 2.3. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Радошковичский керамический завод» за 2004-2007 годы млн. Br
2.3. Стратегия развития предприятия Стратегия дальнейшего развития предприятия направлена на создание конкурентоспособного прибыльного производства, соответствующего мировому уровню развития техники и технологий путем расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции, улучшения её потребительских свойств при постоянном поиске путей снижения издержек производства и гибкой ценовой политики. В этой связи на предприятии разработан бизнес-план «Техническое перевооружение производственных мощностей» на 2006-2013 годы. Основной упор сделан на переход к массовому производству принципиально нового вида продукции – поризованных строительных материалов. Мировая практика показывает, что сегодня основная часть производителей стеновых строительных материалов стремиться предложить строительной индустрии экологически безопасную, с высокими теплоизоляционными и другими потребительскими свойствами, по возможности недорогую продукцию. Такими качествами обладает керамический кирпич, только не традиционный, а пористый (поризованный). Стройматериалы и поризованной керамики появились в Западной Европе около 15 лет назад. Новый строительный материал назвали «Poroton», который получил самое широкое распространение. Например, в Германии почти 80% жилья строится с использованием этого строительного материала. Там уверены в его высоких потребительских качествах, и это не беспочвенно. Дома из керамического кирпича служат тысячелетиями, а затраты на их содержание самые низкие. Кроме того, по показателю комфортности они находятся на втором месте после деревянных, исходя из общепринятой двадцати бальной шкалы комфортности. Что же такое поризованная керамика или поротон ? Поризованные керамические изделия производят, используя порообразующие добавки, которые представляют собой горючие материалы, а точнее их отходы - древесные опилки, полистирола, макулатуры, торфа, лигнина и т.д. Современная технология позволяет создавать гиперэффективный пустотелый керамический камень, в массе которого образуется множество крохотных пор при выгорании порообразующих добавок. Данный материал по структуре тела напоминает газосиликат и плюс к этому сохраняет в себе традиционные технологии пустоты обыкновенного эффективного кирпича. Поскольку плотность поризованных строительных материалов значительно меньше плотности обычного кирпича, появляется возможность производить крупноразмерные изделия вплоть до содержания в них 15 штук условного кирпича. А это значит: - увеличение темпов кладки в 2,5-3 раза; - сокращение расхода раствора в 3-5 раз; Применяемые новые технологии кладки стен посредством использования поризованных крупноразмерных блоков паз-гребень конструкции обеспечивают плотность стен по вертикальным соединениям без применения растворов, чем исключаются «мостики холода» и происходит удешевление строительства. Шлифовка блоков до высокоточных размеров дает возможность использовать клеевые смеси вместо цементного раствора. Поризованная керамика значительно превосходит все остальные материалы по звукоизолирующим свойствам. Поэтому, кроме основных стен, поризованные керамические камни наилучшим образом подходят для обустройства перегородок как межкомнатных, так и межквартирных, а также перегородок санузлов и лифтовых шахт. Это абсолютно негорючий материал, имеющий более высокие прочностные характеристики, что позволяет строить высотные здания, как с несущими стенами, так и здания каркасного типа с поэтажным заполнением проемов наружных стен. Основной стратегической линией дальнейшего развития предприятия является курс на производство сверх эффективных, высокорентабельных, энергосберегающих стеновых материалов повышенного спроса. На основании исследований Минского НИИ строительных материалов (УП «НИИСМ) доказано, что на производство от начального до конечного цикла 1 куб. м поризованных керамических блоков затрачивается на 305 топлива меньше, чем газосиликатных. Уже сегодня предлагаемые предприятием строительной индустрии поризованные керамические стеновые стройматериалы представлены широким номенклатурным рядом изделий от мелкоштучных камней до крупноразмерных блоков. Разработаны конструкции керамических надоконных и дверных перемычек, что улучшает эстетику кладки стен и исключает проходы для холода. Последнее время все более популярным становится обустройство потолков из поризованной керамики, особенно в индивидуальном строительстве. Конструкции стен из поризованной керамики не требуют дополнительных внешних покрытий из других теплоизоляционных материалов. Очевидно, что решение задач по производству и внедрению в строительную практику материалов из поризованной керамики обеспечит: - увеличение спроса, объемов производства и продаж за счет высоких потребительских свойств продукции; - внедрение в строительство энергосберегающего материала как при его производстве, когда порообразующие выгорающие добавки замещают часть основного топлива при обжиге и снижают его расход за счет уменьшения массы обжигаемого материала, так и в процессе эксплуатации зданий за счет высокого термического сопротивления стен из поризованных материалов; - улучшение конкурентоспособности предприятия и его прибыльности за счет снижения издержек производства; - решение экологических проблем в плане обеспечения эффективной утилизации отходов в виде древесных опилок и других горючих материалов при использовании их в качестве порообразующих добавок; Переход на массовое производство керамических поризованных строительных материалов не возможен без надлежащего транспортного обеспечения. Важность транспортного обеспечения производства определяется значительным товарооборотом. Предприятию необходимо завозить около 170 тыс. тонн глины в год, или 700 тонн в сутки. Если принять во внимание, что средняя грузоподъемность машин, перевозимых глину, составляет 10 тонн и в смену допустимо произвести 6 рейсов на расстояние 16 км, то на перевозке глины необходимо задействовать 12 машин или, с учетом плановых их ремонтов и незапланированных выходов из строя, в среднем 15автомашин. Приблизительно такой же объем материалов (700 тонн) необходимо ежесуточно вывести готовой продукции. Учитывая, что грузоподъемность бортовых машин выше (в среднем 18 тонн), но расстояние перевозок значительно увеличивается, возьмем количество в 15 автомашин. Ежесуточно необходимо завозить до 100 куб. м опилок, для чего необходимо еще 4 автомашины. Кроме этого, необходима работа двух автопогрузчиков в смену, два автобуса для доставки рабочих, автокран, автозаправщик, погрузчики для уборки территории. Всего для бесперебойной работы предприятия необходимо около 60 единиц автотранспортной техники. В настоящее время развитие сервисного обслуживания потребления продукции - это один из путей увеличения объемов продаж. Сервисное обслуживание в первую очередь включает доставку готовой продукции до потребителя. А это значит, что предприятие должно взять на себя все заботы по организации доставки строительного материала на строящийся объект. А если осуществлять доставку товара до Москвы или Санкт-Петербурга, то количество автотранспорта необходимо увеличить еще на 30%. Поэтому крайне остро стоит вопрос об организации части перевозок железнодорожным транспортом. Ближайшая железнодорожная станция, откуда можно осуществлять железнодорожные перевозки, находится на расстоянии 15 км от предприятия. Все затраты, как показывают экономические расчеты, связанные с обустройством прирельсовых складских помещений, повышенных железнодорожных путей для приема глины, погрузочно-разгрузочных площадок с погрузочными механизмами будут себя окупать. 2.4. Ситуационный план Промплощадка завода находится в 2 км от г.п. Радошковичи, в 35 км от г. Минска и в 25 км от г. Молодечно. При строительстве завода были учтены и соблюдены нормы и правила безопасности и охраны труда, выполнены нормы противопожарной безопасности и охраны труда, выполнены нормы противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда. Площадь территории составляет - 32 га Площадь промплощадки - 24,8 га Площадь застройки - 7,1 га Коэффициент застройки - 48,8% Коэффициент использования территории - 65,5% Границу территории свободны от застройки и инженерных коммуникаций. Подъездные железнодорожные пути отсутствуют. Грузооборот осуществляется автомобильным транспортом. Вблизи завода проходит автомагистрали Минск-Вильнюс и Москва-Вильнюс. Ближайшая железнодорожная станция Радошковичи расположена в 9 км от заводской площадки. 2.5. Обеспечение энергоресурсами В качестве технологического топлива при обжиге керамического кирпича используется природный газ, поставляемый заводу РУП «Минскоблгаз». Годовое потребление природного газа в 2007 году составит 7154 тыс. м3. Питание завода электроэнергией осуществляется от системы «Минскэнерго». Годовое потребление электроэнергии в 2007 году планируется в количестве 8049 тыс. кВт час. Питание водой и теплом осуществляется котельной РУП Молодечненского ЖКХ. Годовое потребление тепловой энергии составляет 260 Гкал. Автомобильное топливо используется на технологические нужды по обеспечению технологического процесса при производстве керамического кирпича, доставки сырья и материалов, обеспечения сервисного обслуживания покупателей готовой продукции. Освещение На предприятии предусмотрено естественное и искусственное освещение в соответствии с требованиями СНБ 2.04.05-98, обеспечивающие комфортный световой климат и включающее: - рабочее; - освещение безопасности (аварийное и эвакуационное); - ремонтное. Освещение выполнено светильниками и люминесцентными лампами и лампами накаливания. Тип светильников принят в зависимости от условий окружающей среды и светотехнических требований. Естественное освещение производственных и служебных помещений предусмотрено через оконные проемы. В помещениях, где не обеспечивается нормативное значение освещения, принято совмещенное естественное и искусственное освещение. Напряжение сети рабочего и аварийного освещения принято 380/220 В с заземляющей нейтралью, розеточная сеть ремонтного освещения выполнена ремонтного освещения выполнена на напряжение 12 В. Для проведения ремонтных работ выполнена стационарная сварочная сеть напряжением 380/220 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Теплоносителем системы отопления является горячая вода с параметрами +95о С в подающей магистрали и +70о С в обратной. Вентиляция на предприятии запроектирована местная и обще обменная приточно-вытяжная с механическим и естественным побуждением. Параметры внутреннего воздуха в рабочей зоне производственных помещений соответствуют СНБ 2.04.01-97. Противопожарные мероприятия Наружное пожаротушение предусмотрено от системы водопровода объединенного хозяйственно-питьевого и противопожарного назначения с забором воды из пожарных гидрантов. Между проездами и стенами зданий нет естественных и искусственных преград. 2.6. Охрана труда, мероприятия по технике безопасности и промышленной санитарии На предприятии регулярно разрабатываются и реализуются мероприятия по улучшению условий труда и техники безопасности. Администрацией предприятия ведется планомерная работа по предупреждению несчастных случаев и заболеваемости на производстве, обеспечению безопасных и здоровых условий труда и производственного быта. Предусмотрены проверки состояния охраны труда а подразделениях, соблюдения правил при эксплуатации газового хозяйства, грузоподъёмных машин, правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, целевые проверки. По всем проведенным проверкам выдаются предписания или издаются приказы с разработкой мероприятий по устранению выявленных нарушений. Все работающие обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Функционируют пункт ремонта, стирки и подгонки спецодежды. Для обеспечения безопасных условий труда рабочих предусмотрены следующие меру: - расстановка оборудования точно соответствует технологическому процессу и действующим технологическим нормам; - на всех движущихся и вращающихся частях и механизмах предусмотрены ограждения; - технологическое оборудование, работа которого связана с выделением вредных веществ, оснащено местными отсосами, подключенными к аспирационным системам; - учтены требования безопасности к производственному оборудованию и организации рабочих мест; - для обеспечения безопасного ведения ремонтных работ предусмотрены ремонтные площадки и подъемно-транспортные механизмы Вредные факторы, сопутствующие производству, отсутствуют. Получаемое сырье о производимая продукция соответствуют предъявляемым к ним требованиям в части радиационной безопасности. 3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ 3.1. Виды и номенклатура продукции На рынке строительных материалов ОАО «Радошковичский керамический завод» представлен керамическими строительными материалами. Кирпич керамический пустотелый эффективный: - кирпич керамический одинарный пустотелый рядовой (СТБ-1160-99) - кирпич керамический пустотелый рядовой утолщенный (СТБ-1160-99) - камень керамический пустотелый рядовой (СТБ-1160-99) Кирпич керамический одинарный полнотелый рядовой (СТБ-1160-99) Кирпич керамический одинарный полнотелый с тремя технологическими пустотами (СТБ-1160-99) Керамические поризованные стеновые материалы, которые подразделяются по своему функциональному назначению на: - кирпич керамический одинарный пустотелый поризованный (СТБ-1160-99; ТУ РБ1001 2253 388-2004); - кирпич керамический рядовой пустотелый утолщенный поризованный (СТБ-1160-99; ТУ РБ1001 2253 388-2004); - камень керамический поризованный; - камень керамический пазо-гребневой поризованный; - камень керамический укрупненный поризованный пазо-гребневой; - камень керамический поризованный для керамо-бетонных перемычек; - камень керамический поризованный для вентиляционных и дымоходных каналов; - камень-вкладыш перекрытия керамический поризованный; По желанию заказчика заводом могут быть изготовлены различные типоразмеры укрупненного камня и кирпича полнотелого для кладки каминов самых высоких марок. Вся продукция завода выпускается в соответствии с СТБ 1160-99 и ТУ РБ 1001 2253 388-2004, имеет соответствующие сертификаты качества и может поставляться на внутренний рынок и рынки ближнего и дальнего зарубежья. Контроль за качеством выпускаемой продукции на предприятии осуществляется в соответствии с системой менеджмента качества на основании стандартов ИСО серии 9000. 3.2. Область применения. Кирпич керамический Кирпич керамический пустотелый одинарный и утолщенный, в том числе и полнотелый с тремя техническими отверстиями, применяется для кладки каменных и армокаменных наружных, внутренних стен и других элементов зданий и сооружений с последующей их отделкой или без неё. Керамические поризованные строительные материалы в виде мелкоштучных и крупноразмерных изделий применяют в качестве основных стеновых материалов, а также в виде керамических элементов для оконных и дверных перемычек, теплых потолков в домах.
3.3. Сертификация Вся продукция завода выпускается в соответствии с требованиями СТБ 1160-99 и ТУ 1001 2253 388-2004, имеет соответствующие сертификаты качества и может поставляться на внутренний рынок, и рынки ближнего и дальнего зарубежья. 3.4. Контроль качества Контрольные функции качества продукции осуществляет отдел технического контроля (ОТК) и лаборатория. Контроль начинается с проведения жесткого входного контроля качества сырья, материалов и комплектующих изделий, с целью предотвращения поступления в производство продукции поставщиков, несоответствующей установленным требованиям к качеству. Для выбора поставщиков, на предприятии в рамках системы менеджмента качества разработана процедура оценки, регистрации, обобщения и анализа данных о качестве поставляемых материалов. Лаборатория предприятия оснащена оборудованием, реагентами, посудой, обеспечивающими точность выполнения методов исследований. Периодичность выполнения лабораторных исследований строго соблюдается. Результаты контроля качества отражаются в лабораторных журналах. Все специалисты отдела контроля качества имеют необходимую квалификацию и способны правильно осуществлять должностные функции. Произведенная продукция сопровождается на склад готовой продукции и в торговую сеть с удостоверением качества. 4. АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА 4.1. Анализ рынков сбыта. Динамика развития промышленности строительных материалов обусловлена в первую очередь общим инвестиционным климатом в Республике Беларусь и поэтому после длительного спада (в первой половине 90–х годов) новый рост инвестиций и, в частности, строительной активности в последние годы привел ук существенному оживлению в данной отрасли. Этому способствовало и то, что производство строительных материалов – одно из немногих в Республике Беларусь, практически полностью основано на местных, а не привозимых видах сырья. Принятие на республиканском уровне новых жилищных и других строительных программ вызвало соответствующий рост объемов производства. Перспектива развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии неразрывно связано с ростом объемов строительства жилья и повышение его доступности для широких слоев населения, причем рост в потребности строительных материалов обусловлен не только потребностью на строительство нового жилья и создания соответствующей инфраструктуры, но и опосредственно на их текущие и капитальные ремонты. Одним из наиболее важных строительных материалов является керамический кирпич. Его производство в Республике Беларусь в настоящее время осуществляют 6 заводов (из 15 действующих до 1992 года), подведомственных Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь. Кроме того, имеется незначительное количество небольших местных кирпичных заводов. Курс на сборный железобетон, взятый в бывшем СССР, был официальной государственной политикой, и эта программа полностью обеспечивалась ресурсами в ущерб возведению экономичных видов зданий из других конструкционных материалов. При переходе на рыночные отношения в промышленности строительных материалов наблюдаются структурные сдвиги. Переориентация строительного комплекса на новые архитектурно-конструктивные схемы, которые предусматривают применение на практике максимально широкого спектра решения жилых комплексов в стилевом, архитектурно-планировочном, архитектурно-техническом отношениях, требует и новых, более совершенных строительных материалов. При этом одним из основных требований, как к производству строительных материалов, так и к самим строительным материалом является обеспечение энергосбережения. Именно таким строительным материалом и является поризованные строительные материалы.
Потребительский спрос на кирпич Потребителями строительного кирпича являются многочисленные строительные организации Республики Беларусь, занимающиеся возведением объектов гражданского и промышленного назначения, организации, выполняющие строительно-монтажные работы собственными силами, а также население, использующее кирпич для строительства индивидуальных домов и различных хозяйственных построек. Продукция ОАО Радошковичский керамический завод» в основном реализуется на внутреннем рынке Республики Беларусь. Это обусловлено тем, что в условиях высоких транспортных тарифов доставка строительных материалов на большие расстояния влечет значительные финансовые издержки. Наличие своей автомобильной базы позволит увеличить экспортные поставки продукции. В настоящее время продукция предприятия экспортируется в Российскую Федерацию. В основном её потребляют строительные предприятия г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербург, г. Калининград и Калининградскую область. Российский потребители выражают сильную заинтересованность в крупноразмерных поризованных камнях (до 65% технологической пустотности) так как это существенно повышает эффективность импорта за счет снижения веса и, соответственно, транспортных затрат на единицу продукции. Конкуренция Керамический кирпич был в прошлом и остается в настоящем предпочтительным материалом в строительстве жилья. Изделия из керамики благодаря своим физико-механическим свойствам, в частности, равновесной гигроскопической влажности, огнеупорности, способности аккумулировать тепло, хорошей звукоизоляции и высокой прочности, создают здоровый, комфортный климат в помещении. Простой надежный способ строительства, сравнительно низкие затраты - также весьма веские аргументы в пользу керамических строительных материалов. Если к сказанному добавить невысокие эксплуатационные издержки и долговечность сооружений, а стены из керамического кирпича практически не требуют какого-либо обслуживания и ремонта, то это можно рассматривать как дополнительную прибыль при оценке приведенной стоимости 1 кв.м стены. ОАО «Радошковичский керамический завод» имеет средние позиции по производству керамических строительных материалов в республике, занимая долю равную 10% . При этом существенным конкурентным преимуществом перед другими производителями является то, что на ОАО «Радошковичский керамический завод» освоено производство практически всех существующих и востребованных в строительстве мало, средне и крупноразмерных керамических стеновых материалов с поризованным черепком типа «Poroton». В условиях меняющейся рыночной конъюнктуры наиболее свободно себя чувствуют те предприятия, которые имеют диверсифицированное производство. Стратегия развития предприятия предусматривает наличие многопрофильного производства, где кроме многономенклатурности керамического производства будут развиваться и другие направления деятельности. Данная лизинговая сделка является основополагающей в выбранной стратегии. Цены на продукцию Цену на продукцию предприятия формируются в соответствии с «Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.04.1999 г. № 43. «Методическим руководством по нормативному методу ценообразования в промышленности строительных материалов и стройиндустрии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь», утвержденным приказом Министерства от 27.12.1999 №413 и другими действующими в республике нормативными документами. В таблице 4.5 представлены действующие на ОАО «Радошковичский керамический завод» цены по состоянию на 01.01.2007 года в сравнении с ценами конкурентов. Таблица 4.5. – Отпускные цены на кирпич керамический на заводах республики (руб. за тыс. условного кирпича с НДС)
Как видно из таблицы 4.5. цены на кирпич керамический наиболее известных белорусских производителей имеют сравнимые 4.2. Стратегия маркетинга Цели стратегии маркетинга В качестве основных рыночных ориентиров деятельности ОАО «Радошковичский керамический завод» можно определить следующие средне- и долгосрочные цели: 1. получение прибыли за счет удовлетворения спроса белорусского рынка на керамический кирпич высокого качества; 2. освоение новых рынков сбыта – расширение экспорта кирпича в Россию, в том числе доставкой продукции потребителям транспортом завода. 3. увеличения объемов экспортных продаж за счет расширения её ассортимента и получения конкурентных преимуществ по ценовому фактору за счет снижения транспортных затрат;
Позиционирование товара Успешный сбыт продукции ОАО «Радошковичский керамический завод» будет обеспечен за счет придания ей следующих потребительских свойств, как технических, так и экономических: 1. высокие механические характеристики; 2. высокая морозоустойчивость; 3. низкая теплопроводность; 4. удобная европейского качества упаковка; 5. относительно невысокие цены на продукцию; 6. большой товарный ассортимент за счет выпуска дополнительных видов керамических изделий; 7. сертификация всех видов производимой продукции; Перечисленные свойства и особенно возможности производства керамических стеновых материалов в виде сверх эффективных, крупноразмерных блоков с поризованным черепком будет позиционировать продукцию предприятия как превосходящую отечественные и зарубежные аналоги. Сегментация рынка . Потенциальных потребителей стеновых материалов можно поделить на следующие сегменты: 1. строительные организации, занимающиеся возведением крупных объектов промышленного и гражданского строительства, в том числе жилищного. 2. Предприятия, занимающиеся строительными работами, проводимыми собственными силами. Это многочисленные заводы, в составе которых есть строительные цеха и участки, а также сельскохозяйственные предприятия. 3. Ремонтно-строительные организации, занимающиеся ремонтом и реконструкцией существующих объектов. 4.Индивидуальные застройщики из числа населения г. Минска и Минской области, а также других областей республики. 5.Потребители из других республик СНГ, стран Балтии. Выпуск новой продукции - крупноразмерных блоков с поризованным черепком типа «Poroton», которая по качеству существенно превосходит существующие виду стеновых материалов, позволит предприятию внедриться на все потребительские сегменты. На перечисленных сегментах новая продукция существенно потеснит широко применяемые в настоящее время блоки из ячеистого бетона. Маркетинговая политика ОАО «Радошковичский керамический завод» на протяжении своей деятельности не испытывал особенных затруднений со сбытом продукции. Это обусловлено тем, что завод выпускает высококачественную продукцию, и даже относительно высокие цены, характерные для керамического кирпича, не являлась препятствием для её сбыта. Вместе с тем, переход к рыночной экономике стимулировал развитие инициативы предприятий и организаций промышленности строительных материалов по поиску методов продвижения своей продукции на товарных рынках, модернизации производства на выпуск эффективных строительных материалов, внедрению современных технологий и оборудования, изысканию средств на создание новых производственных мощностей, что сопровождается ростом конкуренции. Данные обстоятельства предопределяют выработку ОАО «Радошковичский керамический завод» соответствующей товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики. Товарная политика Требования современной архитектуры привели производителей к освоению новой, весьма широкой номенклатуры изделий. Только в области грубой строительной керамики насчитывается более 1500 различных видов. Такой ассортимент обеспечивает комплексное сооружение кирпичного дома, благоустройство внутри помещений и прилегающей к дому территории. В этой связи номенклатуру стеновых строительных материалов из керамики можно подразделить на следующие группы, связанные едиными технологическими принципами производства и применения. 1. Крупноразмерные керамические стеновые и перегородочные материалы (камни, блоки, плиты) для комплексного решения и строительства ограждающих конструкций керамического дома. 2. Облицовочные, профильные и конструктивные керамические стеновые материалы, несущие функции архитектурной отделки дома и сооружения специальных конструктивных элементов (труб, печей, колонн, пилястр, разрезов, обрамления дверей и окон, карнизов, цоколей). 3. Обычный рядовой полнотелый или пустотелый керамический кирпич общестроительного назначения. 4. Керамические потолочные изделия и изделия теплого пола. 5. Клинкерный кирпич и лекальные изделия для благоустройства территории. Как видно, существующее положение открывает широкие перспективы перед ОАО «Радошковичский керамический завод» по освоению новых видов изделий. Организация стабильного производства широкой номенклатуры изделий в одном потоке при минимальном наборе в схеме технологического оборудования, способствующая меньшим капитальным вложениям и наилучшему выживанию в условиях рынка является главным условием выбора технологии производства. Однако принятие той или иной технологической схемы производства керамических изделий будет определяться рыночным спросом, определяемым на основе тщательного изучения существующего рынка и его перспектив. Ценовая политика Производство керамических строительных материалов относится к разряду материалоёмких, энергоёмких и трудоёмких производств, требующих значительных капитальных затрат как на создание, так и обновление продукции. При этом стоимость и объемы потребления продукции тесным образом связаны с уровнем платежеспособного спроса на рынках, где данная продукция реализуется. В условиях продолжающегося дефицита жилья и недостаточно высокого уровня доходов населения, предприятие вынуждено будет вести политику умеренного ценообразования. Ценовая стратегия будет строиться исходя из принципа покрытия затрат на производство и реализацию готовой продукции и получения планируемой прибыли для развития. При этом будет учитывается конкурентное окружение и положение самого предприятия в конкурентной среде. При определении уровня рентабельности будет учитываться как потребность предприятия в финансовых средствах, так и необходимость сохранения ценовой политики конкурентоустойчивости выпускаемой продукции. Сбытовая политика в настоящее время, в условиях развития конкуренции, все большее значение будет приобретать многоуровневый сетевой маркетинг. Необходимость постоянного взаимодействия с клиентами для быстрого покрытия крупного рынка вызывают потребность налаживания хорошей распределительной сети. Особенно это касается российского рынка, обладающего огромным потенциалом по потреблению керамического кирпича. ОАО «Радошковичский керамический завод» в 2006 году проводит дополнительные маркетинговые исследования рынка по сбыту камня поризованного в Московской, Калининградской, Ленинградской, Смоленской, Брянской областях, а также странах Балтии; изучить спрос на новую продукцию предприятия - керамический поризованный блок и разработать прогноз потребности в данной продукции в Республике Беларусь и России. Дальнейшее совершенствование каналов товародвижения и распространения продукции предприятия будет включать: - анализ эффективности деятельности существующих сбытовых подразделений; - рассмотрение предложений о создании новых сбытовых подразделений; - акций и мероприятий по стимулированию участников сбытовой сети;
Коммуникационная политика Достижение высоких коммерческих результатов ОАО «Радошковичский керамический завод» невозможно без осуществления коммуникационных мероприятий, в первую очередь рекламного характера. Для этого как в местной, так и республиканской печати будут сделаны подробные сообщения о работах, проводимых на предприятии, сроках выпуска новой продукции. Такая реклама в периодической печати в форме статей, возбудит интерес у возможных контрагентов к завязыванию коммерческих связей. Выставки и ярмарки являются одним из наиболее эффективных средств стимулирования продаж и привлечения целевых аудиторий. Наиболее популярные выставки и ярмарки в Республике Беларусь – это «Стройэкспо», «Будпрогресс». ОАО «Радошковичский керамический завод» планирует участвовать во всех тематических выставках, проводимых в Беларуси, а также в региональных выставках в Российской Федерации. Цели, которые ставит перед собой предприятие, участвуя в выставках, следующие: - определение возможности спроса на продукцию; - ориентация в ситуации по отрасли; - инициация действующих и поиск новых клиентов; - поиск новых торговых посредников в регионе; - завязывание новых контактов в деловом мире; - изучение конкурентов; Ориентировочный годовой бюджет на коммуникационные расходы приведен в таблице 4.1. Таблица 4.1. – Ориентировочный годовой бюджет на коммуникационные расходы
Стимулирующим фактором для увеличения объемов закупок продукции являются применяемые предприятием скидки, которые включают следующие варианты: - скидки за большой объем закупок; - сезонные скидки; - скидки за быструю оплату; - скидки функциональные, предоставляемые покупателям, берущим на себя определенные функции Предприятие ставит перед собой задачу в совершенстве овладеть техникой ценовых приемов, действующих на конкурентном рынке.
Выводы Вывод на рынок нового вида строительного материала – крупноразмерных керамических блоков с поризованным черепком типа « Poroton», которые совмещают в себе достоинства ячеистого бетона и кирпича керамического, является своевременным шагом в решении проблемы улучшения свойств данного вида материалов. Высокие потребительские качества поризованных керамических строительных материалов и положительная динамика строительств жилья в республике, будут являться залогом успешной реализации данной продукции на рынке. 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 5.1.Производственная программа
Производственная программа развития предприятия на 2007 год рассчитана на введение новых мощностей по производству камня керамического поризованного. Это позволило ОАО «Радошковичский керамический завод» увеличить объемы производства этого вида продукции в 2007 году на 53 %. В течение 2007-2009 годов предприятие будет продолжать наращивание объемов производства поризованных строительных материалов в среднем на 10-15% до выхода на проектную мощность с постепенным снятием с производства низко рентабельной продукции – кирпича керамического пустотелого. Новая производственная программа позволит предприятию выйти на безубыточную работу уже в 2007 году. 5.2. Особенности технологии Техническая мощность завода составляет 50 млн. шт. условного кирпича в год. Номенклатура керамических стеновых материалов, производимых заводом, включает: - кирпич керамический пустотелый; - кирпич керамический полнотелый; - камень керамический поризованный; В 2007 году предусматривается рост объемов производства поризованных строительных материалов и снижение объемов производства кирпича керамического пустотелого. Кирпич керамический изготавливается методом пластического прессования. Основные процессы производства: 1.Подготовка шихты : сырье подается в приемное отделение главного производственного корпуса. После подсушки, переработки на вальцах и перемешивания в глиномешалке шихта поступает в глинозапасник. Затем шихта подвергается вторичной переработке на вальцах тонкого помола и подается в формовочное отделение. 2. Формовка кирпича : формовка ведется в вакуумных прессах с диаметром концевого шнека 620 мм. Автоматом-укладчиком сырец загружается на сушильные вагонетки. 3. Сушка кирпича : сушило представляет собой туннель с двумя электропередаточными тележками по подаче и отбору вагонеток и путями накопления высушенной продукции. Интенсивное перемещение воздуха внутри сушила производится реверсными передвижными вентиляторами. Регулирование процесса сушки производится автоматически. Перекладка высушенной продукции с сушильных вагонеток на печные вагонетки осуществляется автоматом-садчиком. 4. Обжиг кирпича: после перекладки на печные вагонетки, изделия подаются через буферную камеру и пред печь в туннельную печь на обжиг. Готовая продукция после обжига поступает в туннель для постепенного охлаждения, а затем подается к автомату пакетировки. 5. Пакетировка кирпича : автоматы - пакетировщики разгружает печные вагонетки, и формируют пакеты с перевязкой их лентой и укладкой на деревянные поддоны. Конвейером и автопогрузчиками готовая продукция вывозится на склад, оборудованный козловыми кранами. 5.3. Модернизация и обновление основного технологического оборудования Организация выпуска стеновых строительных материалов нового поколения на основе поризованной керамики типа «Poroton» требуется дальнейшая модернизация ряда технологических переделов Отделение подготовки сырья - выполнить проектные работы по реконструкции массо-подготовительно-го отделения с установкой дополнительного глиноперерабатывающего оборудования (вальцы тонкого помола, глинорастиратель), позволяющего увеличить степень переработки глины и обеспечивающего получение изделий с шириной щелевидных пустот не более 100 мм и шириной перегородок не более 5 мм. - выполнить проектные работы, изготовить и задействовать оборудование по дозировке и подаче в технологию поризующих добавок - приобрести и задействовать технологическую линию по вспениваю полистирола - приобрести и задействовать оборудование по дроблению отходов полистирольной упаковки Отделение формовки - приобрести 10-12 типоразмеров и видов технологической оснастки для формования изделий, включая пазо-гребневую конструкцию с пустотностью не менее 50% - разработать техническое решение и произвести модернизацию автоматов многострунной резки и укладки блоков на сушильную вагонетку и их разгрузке Отделение садки - разработать техническое решение, осуществить проектирование, приобрести необходимое оборудование по реконструкции линии садки блоков на обжиговые вагонетки, разгрузчики Отделение обжига - приобрести необходимое оборудование, элементы и приборы и провести реконструкцию туннельной печи с ее автоматизацией Отделение пакетировки - приобрести оборудование и провести модернизацию линии пакетировки готовой продукции с возможностью калибровки блоков 5.4. Строительство теплоэнергетической станции (ТЭК) Проект реализуется с целью собственного комбинированного производства электрической и тепловой энергии на базе мини-ТЭК с использованием природного газа и обеспечением утилизации сопутствующего тепла для получения пара для полистирольного производства. Предварительные технические варианты реализации проекта предусматривают установку энергосберегающего оборудования на базе газо-поршневых двигателей с применением технологи комбинированного производства тепловой и электрической энергии российского и западного производства. Техническая сущность вариантов приведена в таблице 5.1. Таблица 5.1. – Характеристика вариантов реализации проекта
Газопоршневая установка ГПТЭА- 400 Теплоэлектростанция электрической мощностью 1200 кВт на базе газо-поршневая установка ГПТЭА- 400 производства ООО «Эконефтегаз» (РФ) в комплексе с системой утилизации тепла, обеспечивающей покрытие тепловой нагрузки в размере 1,44 Гкал/час (1680 кВт час) Состав теплоэнергетического комплекса: газопоршневой теплоэнергетический агрегат ГПТЭА-400 – 3 установки, включая оборудование, обеспечивающее работу установки в основном режиме и систему утилизации тепла. Исполнение – размещение в существующем здании заказчика. ГПТЭА-400 предназначается для использования в качестве резервного, а также основного источника электроэнергии – может работать автономно, параллельно с другими аналогичными агрегатами или существующими электрическими сетями. Ограничений на количество часов работы нет. Газопоршневой агрегат способен работать при переменных нагрузках. Допускается перегрузка агрегата по электрической мощности на 10% сверх номинальной не более чем на 1 час в течение суток. Газопоршневая установка ГДГ-500 Теплоэлектростанция максимальной электрической мощностью 1500 кВт на базе газопоршневой установки ГДГ-500 производства ОАО «Волжский дизель имени Маминых» (РФ) в комплекте с системой утилизации тепла, обеспечивающей покрытие тепловой нагрузки в размере 1,68 Гкал/час (1875 кВт час). Состав теплоэлектростанции: газовый двигатель-генератор ГДГ-500 с системой утилизации тепла. Исполнение – размещение в здании заказчика. ГДГ-500 – шестицилиндровый четырехтактный с наддувом и промежуточным охлаждением надувочного воздуха. Генератор синхронный с бесщеточной системой возбуждения, производства Stamfort (Англия). Предназначен для использования в качестве резервного, а также основного источника электроэнергии, допускает перегрузку по мощности на 10% сверх нормативной. Максимальная степень автоматизации – 2. Газопоршневая установка PG750В кВт Электростанция мощностью 1200 кВт на базе газопоршневой установки PG750В (Англия) производства ADD Enegineering . Состав электрического комплекса: газопоршневая установка PG750В, работающая в качестве основного источника электроэнергии с системой утилизации тепла. Установка предназначена для использования в качестве основного источника энергии – может работать автономно, параллельно с другими аналогичными агрегатами или существующими электрическими сетями. Ограничений на количество часов работы нет. Газопоршневой агрегат способен работать при переменных нагрузках. Технико-экономические показатели работы оборудования по вариантам приведены в таблице 5.2. Таблица 5.2. – Технико-экономические показатели работы оборудования
Для обоснования эффективности инвестиционного проекта строительства ТЭК принята электростанция на базе газопоршневой установки PG750В (Англия) производства ADD Engineering по следующим преимущественным признакам: - мировая известность изготовителя оборудования; - высокие надежность и эксплуатационный ресурс; - высокий КПД; - низкий расход топлива и смазочного материала; 5.5. Организация транспортного обеспечения Организация выпуска стеновых строительных материалов нового поколения на основе поризованной керамики типа «Poroton» требует не только модернизации ряда технологического оборудования, но и не менее важное укрепления транспортного хозяйства. Транспортное обеспечение Важность транспортного обеспечения производства определяется значительным товарооборотом. Предприятию необходимо завозить около 170 тыс. тонн глины в год, или 700 тонн в сутки. Если принять во внимание, что средняя грузоподъемность машин, перевозимых глину, составляет 10 тонн и в смену допустимо произвести 6 рейсов на расстояние 16 км, то на перевозке глины необходимо задействовать 12 машин или, с учетом плановых их ремонтов и незапланированных выходов из строя, в среднем 15автомашин. Приблизительно такой же объем материалов (700 тонн) необходимо ежесуточно вывести готовой продукции. Учитывая, что грузоподъемность бортовых машин выше (в среднем 18 тонн), но расстояние перевозок значительно увеличивается, возьмем количество в 15 автомашин. Ежесуточно необходимо завозить до 100 куб. м опилок, для чего необходимо еще 4 автомашины. Кроме этого, необходима работа двух автопогрузчиков в смену, два автобуса для доставки рабочих, автокран, автозаправщик, погрузчики для уборки территории. Всего для бесперебойной работы предприятия необходимо около 60 единиц автотранспортной техники. В настоящее время развитие сервисного обслуживания потребления продукции - это один из путей увеличения объемов продаж. Сервисное обслуживание в первую очередь включает доставку готовой продукции до потребителя. А это значит, что предприятие должно взять на себя все заботы по организации доставки строительного материала на строящийся объект. А если осуществлять доставку товара до Москвы или Санкт-Петербурга, то количество автотранспорта необходимо увеличить еще на 30%. Поэтому крайне остро стоит вопрос об организации части перевозок железнодорожным транспортом. Ближайшая железнодорожная станция, откуда можно осуществлять железнодорожные перевозки, находится на расстоянии 15 км от предприятия. Все затраты, как показывают экономические расчеты, связанные с обустройством прирельсовых складских помещений, повышенных железнодорожных путей для приема глины, погрузочно-разгрузочных площадок с погрузочными механизмами будут себя окупать. 5.6. Материально-техническое обеспечение Основное сырье Основным сырьем для изготовления керамического кирпича является глина месторождения карьера «Гайдуковка», принадлежащего ОАО «Керамин». Глина поставляется в соответствии с заключенным договорам по ценам, установленным поставщикам. Доставка сырья на завод осуществляется на 80% наемным транспортом и на 20%- собственным транспортом. Для выполнения производственной программы необходимо в среднем в месяц завозить порядка 10-12 тысяч тонн глины. Изучение месторождения глины показало возможность обеспечения производства сырьем собственной добычи. Организация собственной сырьевой базы позволит исключить зависимость от ОАО «Керамин», а также сократить затраты на доставку глины за счет более близкого расстояния от завода до карьера. Порообразующие добавки В качестве порообразующих добавок для производства поризованных строительных материалов в настоящее время используются отходы (опилки) деревообрабатывающих предприятий района. Фактически завод осуществляет утилизацию данного вида отходов, поэтому стоимость их равна транспортным расходам по доставке сырья на завод. Для выполнения производственной программы в среднем за месяц необходимо завозить и перерабатывать порядка 1500 куб. м опилок. Вспомогательные материалы Кроме основного сырья, порообразующих добавок, топливно-энергетических ресурсов в керамическом производстве применяются упаковочная лента, скобы, стрейч-пленка.
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН Управление Радошковичский керамический завод - открытое акционерное общество. В своей деятельности акционерное общество руководствуется законами Республики Беларусь и Уставом. Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества предприятия. Управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, директор. Контроль за деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией. Высшим органом управления в Обществе является общее собрание акционеров. В период между собраниями акционеров общее руководство деятельности Общества осуществляется наблюдательным советом. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляют дирекция и директор. Директор, дирекция подотчетны по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров. Дирекцию возглавляет директор, организует её работу и председательствует на её заседаниях. Персонал На предприятии в настоящее время работает 305 человек из них работников основной деятельности 276 человек. По категориям работающий персонал распределяется: - основные рабочие – 152 человек или 51,8 % от общей численности работающих; - рабочие вспомогательных производств - 46 человек или 15,1 % от общей численности работающих; - руководители – 45 человек или 14,8 % от общей численности работающих; - специалисты и другие служащие – 33 человека или 11,8 % от общей численности работающих; Численность персонала, занятого в неосновной деятельности, составляет 20 человек. Средний возраст работников предприятия – 40 лет, руководящих работников, специалистов и служащих – 48 лет. Административно-управленческий персонал преимущественно имеет высшее техническое и экономическое образование. Обеспечение кадрами осуществляется за счет местного населения. Календарный график реализации проекта приведен в таблице 6.1. Таблица 6.1. – Календарный план реализации проекта ОАО «Радошковичский керамический завод» млн. Br
7. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН 7.1. Основные сведения по проекту Основные сведения по проекту представлены в таблице 7.1.
Инвестиционная деятельность ОАО «Радошковичский керамический завод» в 2007 году будет осуществляться в соответствии с Программой производства поризованных керамических блоков на предприятиях Республики Беларусь и их применение в строительстве, утвержденной Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Цель данной программы – освоение производства нового вида стеновых строительных материалов и расширение объемов производства. В инвестиционные затраты ОАО «Радошковичский керамический завод» включены суммы основных капитальных затрат, также затраты на прирост чистого оборотного капитала. В общем объеме капитальных вложений учтены дополнительные затраты на уплату таможенного сбора, транспортных расходов и НДС по приобретаемому оборудованию. Таможенная пошлина на ввозимое оборудование начисляется по ставке 0 %. Расчет потребности предприятия в чистом оборотном капитале представлен в таблице 4-10.Общие инвестиционные затраты на 2007 год сведены в таблице 4-11. Основные источники финансирования инвестиционной деятельности на 2007 год: - собственные средства предприятия; - инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь; - заемные средства и краткосрочные кредиты банков; 8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Финансовые результаты проекта рассчитывались с учетом оценки текущей экономической ситуации в Республике Беларусь, существующего налогового окружения, потребностях в инвестициях для успешной реализации данного проекта, реально возможных источников финансирования и условий их привлечения.
8.1. Расчет предполагаемого дохода Программа производства продукции в натуральном выражении и выручка от реализованной продукции в течение принятого горизонта расчета представлены в таблицах 4-3 и 4-4 приложения 1.1 и 1.2. В расчетах выручки от реализации продукции предприятия были приняты цены, действующие на момент проведения расчетов. Цены на продукцию приняты с учетом роста цен на энергоносители, сырье и материалы и представлены в таблицах 4-2.
8.2. Налоговое окружение Расчеты и планируемые перечисления налогов и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, перечисляемых ОАО «Радошковичский керамический завод» осуществлялись в соответствии с действующим налоговым законодательством Республики Беларусь. Налоговое окружение по бизнес-плану приведено по состоянию на 01.01.2007 года. Ниже представлен перечень налогов и неналоговых платежей для предприятия и ставок по ним. Таблица 8.1 – Налоги и сборы
8.3. Сводные таблицы
Финансовые результаты реализации бизнес-плана на ОАО «Радошковичский керамический завод» представлены в таблице 4-15 «Расчет чистой прибыли от реализации продукции» Анализ данных, приведенных в данной таблице, показывает, что при реализации программы у предприятия будет оставаться чистая прибыль, размер которой в последующие годы будет возарстать. 9. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 9.1. Показатели эффективности проекта Показатели эффективности проекта приведены в таблице «Расчет потока денежных средств, эффективность проекта». Приведение будущих притоков и оттоков денежных средств к их настоящей стоимости осуществлено путем применения коэффициента дисконтирования, принятого в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Анализ показателей эффективности инвестиций настоящего бизнес-плана позволяет сделать вывод, что при прогнозируемых объемах производства, капитальных вложениях, ценах на готовую продукцию и производственных издержках проект является надежным и рентабельным.
9.2. Анализ чувствительности и финансовые риски реализации проекта Для оценки степени риска при осуществлении проекта был проведен анализ чувствительности основных показателей проекта к изменению различных факторов, влияющих на конечные показатели эффективности проекта. Расчеты эффективности и окупаемости были проведены при следующих исходных показателях: - увеличение капитальных затрат на 1,5 %; - снижение объемов реализации на 1,5 %; - увеличение издержек производства на 1,5 %; Как свидетельствует проведенный анализ показателей чувствительности, проект проявляет достаточную стабильность при увеличении объемов капитальных затрат, снижении объемов реализации продукции, увеличении затрат на производство продукции.
Выводы Анализ показателей эффективности инвестиций настоящего бизнес-плана позволяет сделать вывод, что при прогнозируемых объемах производства, капитальных вложениях, ценах на готовую продукцию и производственных издержках проект является достаточно надежным и рентабельным. Успешная реализация настоящего проекта позволит предприятию повысить производства и продукции, уменьшить срок оборачиваемости кредиторской задолженности, повысить коэффициент текущей ликвидности. 10. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛАН Открытое акционерное общество «Радошковичский керамический завод» (далее Общество) создано приказом Минскоблгосимущества от 28 марта 1997 года №11 путем преобразования арендного предприятия «Радошковичский керамический завод» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь. Учредителем общества является Министерство по управлению государственным имуществом и приватизацией Республики Беларусь. Количество акций принадлежащих государству – 98,9% Общество является преемником прав и обязанностей названного предприятия в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу. Общество является коммерческой организацией- юридическим лицом имеет самостоятельный баланс, расчетный счет (рублевый и валютный) в отделении ОАО «Белпромстойбанк» г. Молодечно, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак. Целью Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение максимальной прибыли. ОАО «Радошковичский керамический завод» входит в состав Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, самостоятельно отвечает по своим обязательствам и строит взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования на договорной основе. Общество может в установленном порядке создавать унитарные предприятия, филиалы и представительства, быть учредителем (участником) других хозяйственных товариществ и обществ. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет дирекция и директор. Дирекция и директор по всем вопросам производственно-хозяйственной деятельности подотчетны наблюдательному совету и собранию акционеров. Общество имеет обособленное структурное подразделение, филиал «Торгово-производственный комплекс», созданный 6 декабря 2000 года в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятиях» и Уставом Общества. Источником формирования имущества Общества является: имущество и денежные взносы, переданные Обществу его учредителем, продукция, продукция произведенная Обществом в результате хозяйственной деятельности, полученные доходы и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.
ПАСПОРТ ОРГАНИЗАЦИИ Отрасль: Промышленность строительных материалов Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Радошковичский керамический завод» Сокращенное наименование организации: ОАО «Радошковичский керамический завод» Основные виды деятельности: Производство строительных материалов Юридический адрес: 222322, Минская область, Молодечненский р-н г.п. Радошковичи Форма собственности: частная Дата регистрации: 28.03.1997 г . Размер уставного фонда 3967559400 рублей по состоянию на: 30.06.2006
Распределение уставного фонда в долях: государственная - 98,9% субъекты хозяйствования негосударственных форм собственности - иностранных участников – прочих участников 1,1%
Общества, в которых предприятие является учредителем, акционером: - Стоимость оборотных Стоимость внеоборотных активов 1 629 млн руб. активов 21 010 млн руб . Среднесписочная численность: 296 человек Директор Силко Владимир Павлович Стаж работы в организации: 20 лет Главный бухгалтер: Труш Ольга Николаевна Стаж работы в организации: 3 года . Контактные телефоны: код города 8-01773 телефон 95 780 телефон 95 494 факс 95 677 Дата последней оценки Дата последней аудиторской недвижимости 01.01.2005 проверки 30.06.2006 Таблица 4-2
Прогнозируемые цены на продукцию ОАО «Радошковичский керамический завод» Br
Таблица 4-3
Программа производства и реализации продукции в натуральном выражении ОАО «Радошковичский керамический завод»
Таблица 4-4
Программа реализации продукции в стоимостном выражении ОАО «Радошковичский керамический завод» млн. Br
Таблица 4-5
Расчет затрат на сырье и материалы ОАО «Радошковичский керамический завод» млн. Br
Таблица 4-6
Расчет затрат на топливно-энергетические ресурсы ОАО «Радошковичский керамический завод» млн. Br
Таблица4-7 Расчет потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда работников ОАО «Радошковичский керамический завод» млн. Br
Таблица 4-8 Расчет амортизационных отчислений ОАО «Радошковичский керамический завод»
млн Br
Таблица 4-8(продолжение) Расчет амортизационных отчислений млн Br
Таблица 4-9
Расчет затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Радошковичский керамический завод» млн. Br
таблица 4-10 Расчет потребности в чистом оборотном капитале ОАО «Радошковичский керамический завод» млн Br
таблица 4-11 Общие инвестиционные затраты и источники финансирования по проекту ОАО «Радошковичский керамический завод» млн Br
таблица 4-15 Расчет прибыли от реализации ОАО «Радошковичский керамический завод» млн. Br (с учетом мероприятий бизнес-плана )
Таблица 4-16 Расчет налогов, сборов и платежей ОАО «Радошковичский керамический завод» млн. Br
таблица 4-17 Расчет потока денежных средств по организации ОАО «Радошковичский керамический завод» млн. Br
таблица 4-17 (продолжение) Расчет потока денежных средств по организации млн Br
таблица 4-18 Проектно-балансовая ведомость ОАО «Радошковичский керамический завод» млн Br
таблица 4-19
Расчет чистого потока наличности и показатели эффективности проекта ОАО «Радошковичский керамический завод»
млн Br
МЕРОПРИЯТИЯ направленные на снижение общих затрат на производство продукции и повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в 2007 году.
Сводная таблица выполнения основных прогнозных показателей по ОАО «Радошковичский керамический завод» за 2007 год (с учетом выполнения мероприятий бизнес-плана)
|