Реферат: Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского садика Центра развития ре
Название: Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского садика Центра развития ре Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение …………………………………………………………………………..3 1 Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006 - 2010 гг ……………………………………………………………………………...5 1.1 Содержание проблемы гражданского образования и обоснование необходимости ее решения программными методами…………………………5 1.2 Основные цели и задачи разработки программы современного образования в РФ …………………………………………………………………8 1.3 Механизм реализации программы…………………………………..10 2 Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского садика – Центра развития ребенка «Ласточка», ЗМДОУ …………………………………………………………………………..14 2.1 Основные задачи дошкольного образования ………………………14 2.2 Содержание образования Детского сада - Центра развития ребенка «Ласточка», ЗМДОУ…………………………………………………………….16 Заключение ……………………………………………………………………...31 Список используемых источников …………………………………………..33 Приложение ……………………………………………………………………..34 Введение Гражданское образование - это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, этому нелегко научить. Воспитать гражданина сложно, но в то же время и совершенно необходимо, особенно в тех странах, где жители долгое время не имели никакой возможности участвовать в демократическом управлении государством. Дошкольное образование является исходной, неотъемлемой и полноценной ступенью образовательной системы, где закладываются основополагающие качества личности, формируется интеллект, способности. Именно то, что дошкольный период является решающим для всего последующего развития человека, определяет социокультурную значимость системы дошкольного образования. Актуальность темы определяется тем, что в педагогической науке проблема развития региональной системы дошкольного гражданского образования не выделена и разработана недостаточно. Отсутствует четкий, характеризующий ее категориальный аппарат, что приводит к подмене концептуального подхода эмпиризмом. Между тем осуществляемые в России реформы в области образования предполагают необходимость развития гражданского образования, в том числе с учетом особенностей сложившихся традиций образовательной деятельности в разных регионах РФ. Значимость региональной системы гражданского образования особо ощутима в условиях становления гражданского общества и правового государства, интеграции России в международное пространство. От эффективности гражданского обучения и воспитания на региональном уровне зависит во многом состояние правовой культуры и демократии в целом в государстве. Под гражданским образованием понимается целостная система формирования нравственной, правовой и политической культуры уча щихся, что дает основу для развития правовой активности личности, наделенной гражданским самосознанием, облада юще й чувством собственного достоинства, зна ющей и уважа юще й права и свободы человека, гото вой отстаивать и защищать их. Гражданское образование не может отождествляться с реализацией отдельной учебной дисциплины, а должно представлять системную, целенаправленную деятельность образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением. Институционализация гражданского образования в России предполагает обязательный учет социально-экономических и иных особенностей развития конкретного региона, что диктует потребность в разработке научных основ развития региональной системы гражданского образования. Объектом исследования является система гражданского образования в России. Предметом исследования выступает процесс развития системы дошкольного гражданского образования Детского сада – Центра развития ребенка «Ласточка», ЗМДОУ. Цель курсовой работы заключается в следующем: изучить систему гражданского образования, гражданское образование населения РФ и его проблемы, а также гражданское дошкольное образование на примере Детского сада – Центра развития ребенка «Ласточка», ЗМДОУ. Глава 1 Современное гражданское образование в Российской Федерации 1.1 Содержание проблемы гражданского образования Важным условием решения задачи создания в России гражданского общества и правового государства, эффективной рыночной экономики является решение проблемы формирования гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, правовой экономической и политической культуры. Гражданское образование — это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры. Цель граж данского образования в современных условиях — формирование гражданских качеств личности на основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры. Гражданское образование ориентировано на обучение основам жизни в демократическом обществе и правовом государстве, правам человека и свободам человека и гражданина, культуре мира, воспитание толерантности, социальной активности и ответственности. Недостаточный уровень развития правового государства, институтов и традиций гражданского общества, обострение проблемы терроризма, проявления экстремизма и ксенофобии, политическая пассивность и правовая некомпетентность населения являются факторами сдерживающими национальное развитие, угрожающими национальной безопасности России, что обуславливает необходимость разработки государственной политики в отношении образования, направленного на воспитание демократической гражданственности и механизмов последовательной реализации такой политики. Выработка и реализация единой государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, содействующей формированию демократической гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей в содержании образования такие ценности, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог является актуальной задачей. Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития отечественного образования, определяют гражданское образование как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Поставленная перед российским образованием цель готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их свидетельствует о признании роли гражданского образования. Необходимость выполнения этой задачи предполагает необходимость создание системы непрерывного гражданского образования на протяжении всей жизни человека, организации системной деятельности по повышению качества, эффективности гражданского образования. [2] Аксиологический подход в гражданском образовании может быть реализован на основе взаимной адаптацииценностей демократии и отечественной культуры с учетом региональных особенностей и традиций народного самоуправления. Гражданское образование предполагает взаимную адаптацию ценностей демократии и отечественной культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций народного самоуправления, что создаст возможность преодоления авторитарных доминант политической и правовой культуры, укоренения демократических ценностей и процедур. Взаимная адаптация предполагает и обращение к традиционным ценностям национальных культур, которые сохраняют свою актуальность в меняющемся мире. [5, 37] В ряду гражданских ценностей особое место занимает патриотизм. Важнейшей задачей гражданского образования является преодоление искусственно созданного отрыва патриотизма от демократических ценностей, искажения его сущности и содержания, противодействие ксенофобии, расовой и национальной нетерпимости. Подлинный патриотизм не исключает, а предполагает толерантность – уважительное отношение к другим людям, народам и культурам. [5, 38] В процессе формирования гражданских компетентностей и ценностей особенно важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков. Формы и методы патриотического воспитания должны способствовать реализации гражданского образования. При этом важно находить оптимальное соотношение между национальными и интернациональными общественными ценностями, учитывая значимость их взаимодействия и взаимовлияния. Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, рассматривается международными организациями в качестве образовательной цели, критерия гарантии качества образования, инструмента социального согласия и процесса непрерывного изменения образования. [5, 44] Система гражданского образования в Российской Федерации предусматривает деятельность образовательных учреждений всех типов и видов; массовую работу, организуемую и осуществляемую различными государственными структурами и неправительственными организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданского образования, на формирование гражданственности. 1.2 Основные цели и задачи разработки программы современного образования в РФ Цели: 1. Формирование и реализация государственной политики в области гражданского образования населения Российской Федерации; 2. Создание эффективной системы непрерывного гражданского образования в России. Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач: 1. Формирование комплекса теоретического, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы гражданского образования в России; 2. Развитие многоуровневой системы непрерывного (на протяжении всей жизни) гражданского образования населения Российской Федерации; 3. Создание системы государственной поддержки гражданского образования населения Российской Федерации. Основные направления программной деятельности по реализации целей и задач [2] Основными направлениями программной деятельности являются: - Формирование теоретико-методологической базы гражданского образования населения Российской Федерации; - Создание нормативно-правовых основ системы гражданского образования в России; - Создание системы государственной поддержки гражданского образования; - Разработка механизмов взаимодействия органов власти и гражданского общества в целях развития гражданского образования. - Популяризация гражданского образования в средствах массовой информации, повышение роли СМИ в формировании гражданских качеств личности. В рамках реализации данных направлений программы мероприятия программы будут ориентированы на: 1. Обеспечение государственной поддержки гражданского образования со стороны органов власти всех уровней, местного самоуправления и институтов общества. 2. Постановку задачи гражданского образования в качестве приоритета российской образовательной политики, основывающейся на координации действий государственных и неправительственных структур. 3. Формирование и обеспечение стабильной деятельности системы непрерывного гражданского образования населения России, достижение существенного прогресса в распространении знаний о правах человека и их защите, демократии, гражданском обществе, обновления на основе современных достижений науки и практики содержания общего и профессионального образования. 4. Охват программами гражданского образования всех социальных групп и слоев населения России. 5. Создание и осуществление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения деятельности системы непрерывного гражданского образования. 6. Распространение отечественного и зарубежного опыта гражданского образования. 7. Расширение международного сотрудничества в области гражданского образования. Программой определяется последовательность решения комплекса поставленных задач с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций в области демократизации основных сфер жизни общества
1.3 Механизм реализации программы. Организация управления программой Реализация программы организуется государственным заказчиком и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Механизм реализации программы [13] основывается на опоре на общество — широкое привлечение неправительственных организаций к участию в программе, для чего государственный заказчик программы, формирует и организует работу следующих общественных органов: Совет управления программой Совет управления программой формируется из представителей исполнителей программы, неправительственных организаций, образовательных учреждений. Совет рассматривает вопросы реализации Программы, участвует в проведении конкурсов на право исполнения мероприятий программы организует экспертизу технических заданий и результатов наиболее крупных проектов, оценку результатов программы в целом; готовит предложения по изменению и уточнению планов реализации программы. Общественный Совет программы Общественный Совет программы формируется из представителей неправительственных организаций, образовательных учреждений, средств массовой информации. Совет оказывает консультационную помощь государственному заказчику программы, организует общественную экспертизу процесса реализации программы, а также обеспечивает участие неправительственных организаций в принятии решений и реализации мероприятий программы. Общественный совет программы обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств, обсуждает предложения по уточнению перечня мероприятий программы и сроков их реализации. Исполнителями мероприятий программы являются государственные органы власти. Исполнитель мероприятий программы: 1. Разрабатывает подпрограммы с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию (с расчетами-обоснованиями) и источников их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам); 2. Организует и проводит конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации подпрограмм в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3. Определяет источники финансирования подпрограмм, организует привлечение внебюджетных средств, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (по вопросам реализации мероприятий Программы, в которых они принимают участие); 4. Обеспечивает реализацию указанных подпрограмм. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: 1. Разрабатывают региональные программы (перечни, планы) гражданского образования населения с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в программе, и осуществляют их реализацию; 2. Обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ (перечней, планов) за счет собственных средств. Органы местного самоуправления и поселения: 1. Разрабатывают муниципальные программы (перечни, планы) гражданского образования населения с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в программе, и осуществляют их реализацию; 2. Обеспечивают финансирование мероприятий муниципальных подпрограмм (перечней, планов) за счет собственных средств. Выбор исполнителей (соисполнителей) отдельных проектов/мероприятий программы осуществляется на основе конкурса в соответствии с законодательством. Условия конкурсов и требования к участникам публикуются в открытой печати. Ресурсное обеспечение программы Реализация программы осуществляется за счет целевых средств, ежегодно выделяемых из федерального бюджета, средств из внебюджетных источников. Финансирование программы за счет Федерального бюджета будет осуществляться на основе соглашения между Государственным Заказчиком программы и органами Исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Участие в реализации мероприятий программы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется на условиях совместного финансирования за счет средств соответствующих бюджетов. [14] Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации программы Результатами программы являются: 1. Выработка и реализация единой государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации; 2. Создание и организация стабильной работы системы непрерывного гражданского образования всех возрастных групп населения России, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, правосознании; 3. Закрепление в содержании образования таких ценностей как права и свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п. Конечным результатом выполнения программы должно стать обеспечение в Российской Федерации комплекса условий эффективного образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, реализуемого общими усилиями российского общества и государства в интересах полного и всестороннего развития человеческой личности, ее социализации, воспитания на основе демократических ценностей, формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека у населения страны. И как следствие этого — устойчивое развитие Российской Федерации, формирование гражданского общества и укрепление основ демократического правового государства. Глава 2. Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского сада – Центра развития ребенка «Ласточка», ЗМДОУ 2.1 Основные задачи дошкольного образования - Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «Я»; - Формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; - Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения в данном возрасте; - Формировать представления о таких универсальных ценностях, как жизнь, здоровье, счастье, природа, красота, общение, познание, человек, гуманизм, добро, труд, милосердие, любовь, свобода, личность, мир, справедливость; - Воспитывать «участное», деятельностное отношение к миру, понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве. [7, 64] Образовательный процесс в период дошкольного детства строится на основании уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению предъявляемых требований и исключение принуждения и насилия, с опорой на достижения предыдущего этапа развития. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста составлена с учетом современной нормативно-правовой и концептуальной базы дошкольного образования: 1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено); 2. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. В ЗМДОУ «Ласточка» - центр развития ребенка примерная программа образования детей дошкольного возраста характеризуется тем, что: - Направлена на разностороннее развитие детей от трех до семи лет с учетом психофизиологических закономерностей их развития; - Направлена на развитие эмоционально-чувственной сферы, способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей, выражать эмоции и чувства вербально и невербально (в движении, мимикой, голосом), на формирование групповой сплоченности и эмоциональной открытости; - Направлена на развитие социально-коммуникативных умений, способности сопереживать другому, на овладение социально приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширение представлений ребенка о себе и своих возможностях, способствует формированию социально-уверенного поведения; - Имеет базисный характер, направлена на поддержку основных линий развития ребенка, отвечающих своеобразию возраста, учитывающих сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. Образовательная деятельность строится на развитии воображения и основанного на нем творчества (творческого отношения к действительности); исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления); речи и речевого общения; произвольности, регуляции поведения и др.), призвана обеспечивать проектируемый уровень общего психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства и на стадии его завершения; - Включает содержание образования, соответствующее психолого-педагогическое обоснование потенциала психофизического развития детей дошкольного возраста, которое может служить условием для выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу; - Носит преемственный, перспективный характер с примерными программами начальной ступени общего образования, определяя связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образовательного процесса), обеспечивающей развитие ребенка; Тем самым примерная программа образования детей дошкольного возраста ЗМДОУ «Ласточка» содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы педагогов, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению образовательного. 2.2 Содержание образования Детского сада - Центра развития ребенка «Ласточка», ЗМДОУ 1. Учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности; 2. Структурировано на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; 3. Имеет яркую воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др. В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием личностных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Личностные качества (устойчивое положительное отношение к себе, инициативность и самостоятельность, доброжелательность и отзывчивость, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других, фантазия и воображение, творческие способности, произвольность и волевое начало в продуктивной деятельности и в поведении), формируются, развиваются в процессе деятельности, носящей интегрированный характер, и в опыте межличностных отношений. [5, 32] Повышение компетентности , проявляющейся в том, что, обладая знаниями, умениями, навыками, ребенок способен принимать на их основе собственные решения, происходит на основе формирующихся и развивающихся компетенций (речевой, коммуникативной, физической, валеологической, интеллектуальной), которые станут базой для работы в этом направлении на уровне системы общего образования. [5, 60] Коммуникативная компетенция - умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными нормами и общечеловеческими ценностями. [5, 65] Социальная компетенция - владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни. [5, 66] Валеологическая компетенция - признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. [5, 69] Двигательная компетенция - развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребенка. [5, 72] Познавательная компетенция - наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов. [5, 73] Творческая компетенция - развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт. [5, 73] В образовательном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи различных видов детских деятельностей, специфичных для данного возраста (познавательной, физической, изобразительной и др.). Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности : коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие. [13] Коммуникативные способности позволяют ребенку различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими. Регуляторные способности позволяют ребенку регулировать поведение и деятельность, выполнять правила, действующие в нормативной ситуации, иногда вопреки первоначальным непосредственным побуждениям. Познавательные способности позволяют ребенку познавать окружающую действительность и самого себя. Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт. Структура каждого модуля программы ЗМДОУ «Ласточка» включает в себя: 1. краткую характеристику возрастных возможностей развития каждой сферы ребенка в определенном возрастном периоде; 2. приоритетные цели и задачи воспитания и обучения детей младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов, решаемые в процессе ведущей деятельности: игры, общения, физической деятельности; 3. содержание образования в соответствии с основными сферами развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие), реализуемое в специально организованных интегрированных видах деятельности, в совместном коммуникативном взаимодействии. Содержание каждого модуля программы нацелено на развитие представлений, выработку практических умений, навыков, способности ребенка к деятельностному, ценностно-ориентированному взаимодействию с природным и социальным миром Уральского региона, ближайшего окружения; 4. основные подходы к решению задач каждой из сфер развития ребенка (направлений развития); 5. рекомендуемый результат образования воспитанников , отражающий основные образовательные достижения детей определенного психологического возраста и обеспечивающий целостность психофизического и социального развития ребенка в условиях регионального образовательного пространства. Содержательные модули программы : Модуль 1. Физическое развитие ребенка Модуль 2. Социально-личностное развитие ребенка Модуль 3. Познавательно-речевое развитие ребенка Модуль 4. Художественно-эстетическое развитие ребенка Содержание каждого модуля изложено изолированно, однако развитие каждой из сфер ребенка происходит интегрированно во всех видах деятельности детей и может быть определено педагогом через все направления развития и последовательную реализацию тем в различных организационных формах. [8, 11] Интеграция содержания образования
В каждом модуле определены цели и задачи, направленные на формирование у детей конкретных познавательных, социальных, художественно-изобразительных и др. способностей и навыков с учетом уже достигнутого детьми уровня психофизического развития, личностных особенностей. В каждом модуле программы определяется круг познавательных сведений и правил, перечисляются представления, умения и навыки, которые могут быть сформированы у ребенка на основе освоенного познавательного материала, что обеспечивает деятельностную (практическую) направленность освоения содержания образования ребенком, определяются ценностные ориентиры (познавательные ценности, ценности переживания и преобразования), что в свою очередь определяет необходимость изменения направленности педагогической деятельности: - субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств, способов исполнения предоставляется каждому ребенку с опорой на его личный опыт в освоении им новых знаний; - формирование и развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; - приоритет организации совместной деятельности педагога с детьми, детей друг с другом в организованных диалогических формах работы с детьми; - обеспечение развивающего характера среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, здоровья; - сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт); - вовлечение семьи в планирование, организацию и оценку результата реализации программы; - ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями), стимулирование самооценки ребенка. [8, 17] Организация образовательного процесса ЗМДОУ «Ласточка» - Центр развития ребенка. Организация образовательного процесса предусматривает: 1. Игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры); 2. Творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой); 3. Экскурсии; 4. Исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами); 5. Прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты; 6. Развлечения; 7. Проектирование решения проблемы; 8. Познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); 9. Посещение гостей; 10. Чтение, прослушивание сказки; 11. Трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей. Решение задач повышения эмоциональной активности детей предусматривает: - использование игровых мотиваций; - использование сюрпризных моментов; - включение игровых и сказочных персонажей; - использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию; - использование дизайн-проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления; - использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.); - обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности; - «минутки общения»; - групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп; - предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.); - передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира; - поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество. Решение задач повышения познавательной активности детей предусматривает: - развивающие игры; - игры-инсценировки, игры-сотрудничества; - динамические игры познавательного содержания; - игры-экспериментирования с разнообразными материалами; - классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям; - создание проблемных ситуаций; - использование художественного слова, музыкального сопровождения; - познавательные беседы; - вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы; - сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность; - обследование различных предметов; - наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.; - опытное экспериментирование с объектами неживой природы, физическими явлениями; - знаково-символические обозначения ориентиров; - демонстрация наглядного материала, наглядных образцов; - словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»; - совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов; - изучение правил взаимодействия в групповой деятельности; - планирование, распределение ролей, осуществление игровых действий; - создание ситуаций проектирования (метод проектов); - само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в микрогруппах). Цель образования детей дошкольного возраста в ЗМДОУ «Ласточка»: развивать личность ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности ребенка, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания окружающего мира через разнообразные виды деятельности. Цель образования в настоящей программе соотнесена с задачами образования на дошкольной ступени и ступени начального общего образования. На каждом этапе (дошкольного и начального общего) образования реализуется единый концептуальный подход к определению целей и задач образования с учетом их преемственности и перспективности. Поэтому принципы организации дошкольного образования, методы, средства, формы организации воспитания и обучения обеспечивают преемственность в развитии ребенка. Задачи: 1. Сохранение и укрепление психофизического здоровья, социального развития, эмоционального благополучия ребенка; 2. Создание оптимальных психолого-педагогических, эргономических медико-гигиенических условий развития ребенка с учетом его потребностей и интересов; 3. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка в соответствии со спецификой возрастного периода; 4. Формирование социальных установок, обеспечивающих создание целостной картины мира ребенка. Предполагаемый образовательный результат Результат образования представлен в виде образовательного результата, а именно, способности ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетенций. Коммуникативная способность ребенка : 1. Различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению; 2. Понимать состояния и поступки других людей; 3. Выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими; 4. Сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах; 5. Проявлять инициативу в установлении контактов; 6. Высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям. Регуляторная способность ребенка: 1. Соблюдать основные правила самоорганизации, безопасного поведения для себя и окружающих, договариваться о них, объяснять свои поступки; 2. Контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение; 3. Устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарных морально-нравственных норм и правил; 4. Определять спектр своих возможностей (физических, психических) в различных ситуациях жизнедеятельности; 5. Бережно, ответственно относиться к культурно-природному окружению; 6. Оказывать действенную помощь близким; 7. Планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия; 8. Действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно-двигательной); 9. Оценивать свои достижения, осуществлять контроль деятельности: само - и взаимоконтроль. Познавательная способность ребенка: 1. Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; 2. Совершать на элементарном уровне действия по обработке информации (сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения и др.); 3. Присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать), классифицировать ее по различным основаниям (новая-известная, понятная-непонятная, интересная-неинтересная); 4. Делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы, высказываться в связи с высказываниями других; 5. Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами, в исследовании явлений); 6. К поиску и передаче информации посредством знаков и символов изображения, движения, мимики и пантомимики; 7. Организовывать, проектировать свою деятельность (разложить материалы, отбирать необходимое, определять последовательность действий и др.); 8. Комментировать свои действия, самостоятельно формулировать выводы, при высказывании своего мнения; 9. Расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, приобщения к тому, что известно и неизвестно; Творческая способность ребенка: 1. Формулировать свой интерес, предпочтение, намерение; 2. Выходить за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт; 3. Пользоваться знаками и символами, средствами при создании выразительного образа; 4. Оценивать результат собственной продуктивной деятельности, соотнести с действующими эталонами; 5. Выражать в слове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения; 6. Воплощать разнообразные сменяющиеся замыслы; 7. Реализовывать в различных видах деятельности. Программа детского сада «Ласточка» позволяет педагогическому коллективу оптимально сочетать базовое содержание образования, заданное в ней, и приоритетные (дошкольный компонент) направления (коррекционное, оздоровительное, развивающее), что будет способствовать грамотному выстраиванию единого вариативного образовательного пространства. Так же такая программа может быть предназначена для следующих образовательных учреждений: 1. Центр развития ребенка - детский сад; 2. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.); 3. Детский сад комбинированного вида, в состав которого входят общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании; 4. Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. Образование осуществляется в игровой форме, а также других, присущих ребенку дошкольного возраста видах деятельности, стимулирующих наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое (в старшем дошкольном возрасте) мышление детей, развивающих их чувственно-эмоциональную сферу и позволяющих сформировать личностные базисные качества. Формирование базисных качеств личности ребенка (эмоциональность, любознательность, коммуникативность, доброжелательность, креативность, произвольность, инициативность, ответственность) осуществляется в процессе освоения содержания образования, через включение детей в различные формы взаимодействия с окружающим миром и определяется в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Содержание образования реализуется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества в деятельности, ориентацию на общечеловеческие ценности, предоставление ребенку инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Заключение Гражданское образование — это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры. Цель гражданского образования в современных условиях — формирование гражданских качеств личности на основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры. Достоинство курса политики в области гражданского образования определяется ориентацией на общечеловеческие ценности, на принципы свободы личности. Эти фундаментальные принципы, лежащие в основе прав личности, должны быть реализованы уже в детские и юношеские годы, когда закладываются мировоззренческие и характерологические качества гражданина. Права, провозглашенные во «Всеобщей Декларации прав человека», реализуются для ребенка через систему образования, гуманизацию и демократизацию идей, содержания, форм, методов и технологий. Современная система гражданского дошкольного образования строиться на принципах динамизма, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Существующие организационные формы дошкольного образования не могут полностью удовлетворить растущие потребности населения, требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (групп семейного типа, филиалов дошкольных образовательных учреждений на дому, групп круглосуточного пребывания детей, групп кратковременного пребывания, мини-центры, частные агентства по предоставлению педагогических услуг). Для эффективного развития сети альтернативных дошкольных образовательных учреждений и групп образовательной направленности необходимо привлекать различные ведомства, общественные институты, частных предпринимателей. Рассматривая преимущества альтернативных форм образования детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что в связи со сложившимся дефицитом дошкольных мест в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования; увеличением учреждений, в которых численность детей превышает количество мест, сложностью оперативного решения данных вопросов на уровне муниципальных образований рассмотрены возможности создания и развития альтернативных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ. При имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу. Изучив состояние современной системы гражданского образования населения РФ, систему дошкольного образования и, исследовав состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образование, есть все основания считать, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольно-школьных учреждений будут усиливаться. Список использованных источников 1) «Конвенция о правах ребенка» (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН). 2) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 16.03.2006) «Об образовании» 3) Приказ Минобразования РФ от 22.05.1998 N 1327 (ред. от 11.08.2000) «Об утверждении положения о порядке аттестации государственной аккредитации образовательных учреждений». 4) Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 N 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании образовательных услуг в сфере общего образования» 5) Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии М.,2009. 6) Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. Методическое пособие. М., 2008. 7) Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под редакцией Ерофеевой Т.И. М., 2008. 8) Арапова-Пискарева Н. «О российских программах дошкольного образования» Ж// Дошкольное воспитание № 8 2009. 9) Щетинина Г. Детский сад будущего// 2008. 10) Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.,2009. 11) Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.,2008. 12) http://www.regionz.ru/index.php?ds=94736 13) http://www.lexed.ru/pravo/theory/normotvorchestvo/?233.html 14) http://www.edu.ru/abitur/act.7/spe.050707/index.php http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE Приложение Мероприятия по реализации государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006 - 2010 г.г.»
|