Реферат: Регулирование приватизации государственной собственности в Республике Беларусь
Название: Регулирование приватизации государственной собственности в Республике Беларусь Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Введение В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Республики Беларусь на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников. Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики Белоруссии являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода РБ к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в РБ, выявить задачи и особенности приватизации в РБ, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги этого процесса. Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РБ. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи: · рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного имущества в РБ · проследить за этапами развития приватизации в РБ · определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности · выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РБ · раскрыть экономическую характеристику приватизации Предмет исследования - экономические, правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества. Объект исследования – государственное имущество как объект приватизации. ФРРРР
1.Теоретические аспекты приватизации государственного имущества 1.1 Понятие и правовые основы приватизации государственного имущества в РБ Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации – государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами. Что касается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1 Закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» под приватизацией государственного имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, в собственность физических и (или) юридических лиц. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона: - Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; - Государственное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе; - Приватизация государственного имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом. Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности происходил на основе ряда Программ, которые были изданы в 1993 и 1996 годах. В современных условиях с учетом опыта проведения приватизации в 1993 – 2000 гг., а также проблем, существующих в данный период в этом процессе, в целях повышения эффективности использования государственного имущества, сохранения стабильности в обществе, обеспечения единой государственной политики по управлению государственным имуществом, Советом Министров Республики Беларусь в 2000г. была принята новая Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности («О концепции управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001 – 2005гг.», утверждена постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000г. №1240) . Государственная программа приватизации представляет собой нормативный акт, определяющий приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества и другие направления приватизационной политики. Для достижения поставленных Государственной программой целей необходимо: 1. создать благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения на этой основе прямых инвестиций в реальный сектор экономики; 2. завершить в основном разгосударствление приватизацию объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения; провести, при необходимости, реструктуризацию государственных унитарных предприятий в процессе создания открытых акционерных обществ; 3. обеспечить мониторинг и контроль за ходом выполнения обязательств новыми собственниками приватизированного имущества; 4. создать фондовый рынок страны; 5. совершенствовать экономическую базу разгосударствления и приватизации государственного имущества; 6. совершенствовать систему оценки государственного имущества, подлежащего приватизации; 7. приоритетными способами приватизации должны являться аукционная или конкурсная продажа объектов государственной собственности и другие. 1.2. Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих приватизацию государственного имущества в РБ 1. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. № 3«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». 2. Декрет Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006г. № 9 «О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г № 3». 3. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998г. № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства». 4. Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 125 «Об особом праве (»золотой акции«) государства на участие в управлении хозяйственными обществами». 5. Постановление Министерства экономики от 13.08.2002г. № 185 «Об утверждении Положения о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности, осуществляемых по решению Совета Министров Республики Беларусь». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2002 г., № 101, 8/8479. 6. Постановление Министерства экономики от 20.10.2005 г. № 178 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2005 г., № 175, 8/13313. 7. Постановление Мингосимущества, Минфина, Минэкономики от 19.06. 2001г. № 3/67/ 99 «Об утверждении Формы договора купли-продажи объекта республиканской собственности (предприятия, структурного подразделения предприятия) в процессе приватизации при продаже на аукционе (по конкурсу)». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 2001г., 72, № 8/6380. 8. Постановление Министерства экономики от 30.08. 2002г. № 207 «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений по понижению стоимости объектов республиканской собственности при приватизации и отчуждении». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2002г., № 106, 8/8540. 9. Постановление Министерства экономики от 02.07. 2004г. № 170 «Об утверждения перечня работ по продаже предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004г., 8/11262 . 10. Постановление Министерства экономики от 26.04.2004 г. № 115 «Об утверждении Инструкции о проведении конкурса по продаже принадлежащих Республике Беларусь акций открытого акционерного общества». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004 г., 8/11049. 11. Постановление Министерства экономики от 08.06. 2004 г. № 146 «Об утверждении Инструкции о порядке определения начальной цены принадлежащих Республике Беларусь акций». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004г., № 8/11133. 12. Постановление Министерства экономики от 27.06.2005 г. № 116 «Об утверждении Инструкции о проведении аукционов по продаже принадлежащих Республике Беларусь акций». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2005 г., № 128, 8/12911. 13. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 92 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица» (с изменениями и дополнениями). 14. Постановление Мингосимущества, Минэкономики и Минстата от 12.06.2001 г. № 24/100/33 «Об утверждении Положения об оценке государственного имущества». 15. Постановление Министерства экономики от 5.03.2004 г. № 65 «Об утверждении Инструкции по оценке рыночной стоимости предприятий». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004 г., № 54, 8/10722. 16. Указ Президента Республики Беларусь от 25.03. 2003г. № 118. «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом». 17. Постановление Минэкономики от 07.09.2005г. № 162 «Об утверждении Инструкции о порядке принятия (согласования) Минэкономики Республики Беларусь решений о совершении сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 28.09. 2005 г., № 8/13160. 18. Постановление Мингосимущества, Министерства финансов, Министерства экономики от 19.06. 2001г. № 3/67/ 99 «Об утверждении формы договора купли-продажи здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и неиспользуемого нежилого помещения республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 2001г., 72, № 8/6380. 19. Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 года № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом» с последующим изменением нумерации пунктов. 1.3. Субъекты и объекты приватизации Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности. Целью государственной политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: 1. вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; 2. обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; 3. усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества. Объектами приватизации являются: акции, принадлежащие государству в акционерных обществах, доли в уставных фондах юридических лиц, а также сданные в аренду имущественные комплексы государственных юридических лиц или их частей, обособленных структурных подразделений. Перечень данного имущества утверждается Палатой Представителей Национального Собрания по предложению Совета Министров. 4.2. Химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства и технологии, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия, перечень которых утверждается Палатой Представителей Национального Собрания по предложению Совета Министров Республики Беларусь. 4.4. Предприятия по производству, хранению, сбыту сильнодействующих и ядовитых веществ, которые могут вызвать химическое загрязнение окружающей среды и создать очаги химического поражения людей, кроме предприятий по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства; сильнодействующие и ядовитые вещества, за исключением тех веществ, приобретение которых разрешено законодательством Республики Беларусь. 4.11. Автомобильные дороги общего пользования, включая мосты, путепроводы, тоннели, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона. 4.21. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РБ. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Законом.
2 Приватизация государственного имущества 2.1 Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества В условиях рыночной трансформации экономики РБ в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация». В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности. Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации. Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства. Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в РБ наиболее подходящим представляется именно этот подход. Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях РБ было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции. Приватизация представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности. Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий. Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в РБ ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации. Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы. Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений. Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в РБ показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов. Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны белоруской приватизации. Проведение приватизационных мероприятий в РБ сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.). Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности. Сложившийся механизм приватизационного процесса в РБ соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения. В белоруской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества). Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Республике Беларусь. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. 2.2 Проблемы приватизации в РБ и пути их решения
Отдельные государства живут и развиваются в оригинальных условиях, не повторяя судьбу других государств. И каждому из них присущи свои особенности приватизации. Яркие отличительные черты имеет и белорусская приватизация, которой посвящена обширная литература. Именно они объясняют те трудности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, не во всем удовлетворительные ее результаты. Во-первых, приватизация и другие реформы проводились в РБ без предварительной разработки хоть какой-то программы, часто спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение, место и роль приватизации в преобразованиях общества и государства не были заранее определены. Во-вторых, приватизация велась в обстановке острейшей политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в обществе и государстве. Представители довольно-таки широких слоев населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения. В-третьих, параллельно с приватизацией Беларусь осуществляла переход к новой общественно-политической формации. Он сопровождался сломом прежней советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызывало чрезвычайные сложности в государственном управлении общественными процессами. В-четвертых, приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления. В-пятых, и это, пожалуй, главное, ранее при советской власти огосударствление глубоко проникло во все сферы жизнедеятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватизация имели место одновременно во всех сферах общества. В социальной сфере, например в здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, торговле и общественном питании, место государственных организаций все чаще стали занимать частные хозяйственные товарищества и общества, кооперативы. В политической сфере, в результате ликвидации монополии, слившейся с государством коммунистической партии, стали признаваться политическое многообразие и многопартийность. В духовной сфере утвердилось идеологическое многообразие, возникли и действуют многочисленные частные учреждения культуры и средства массовой информации. Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Последствия приватизации, проведенной в различных сферах общества, неодинаковы. Приватизация государственного имущества продолжается. Важный урок истории приватизации в РБ состоит в том, что лицам, занимающим государственные должности, государственным служащим, директорскому корпусу пока еще не приватизированных предприятий, а также лицам, выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях, крайне необходимо основательное изучение приватизационных нормативных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно, перекосов в приватизации государственной собственности, явившихся следствием недостатков соответствующих нормативных правовых актов и практики их применения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее генезис и причины изменений. Несмотря на определенные позитивные результаты, достигнутые в ходе приватизации государственного имущества, государству не в полной мере удалось добиться поставленных целей. В результате отсутствие института рыночной оценки приватизируемого имущества способствовало существенному занижению продажной цены имущества. При этом отсутствовал надежный механизм контроля за надлежащим исполнением покупателями государственного имущества своих обязательств по инвестиционным условиям. В результате инвестиционные средства не поступали на развитие предприятий, а только «прокачивались» через расчетные счета этих предприятий. Используемая схема приватизации способствовала спаду производства, ставила предприятие на грань банкротства с вытекающими из этого последствиями. В ходе приватизации исполнительная власть неоднократно использовала не предусмотренные законодательством способы продажи государственного имущества, в частности залоговые аукционы. В результате такие действия привели к скрытой форме приватизации некоторых крупнейших предприятий на внеконкурсной основе по заниженным ценам.
3 Мероприятия по приватизации государственного имущества
3.1 Цели, задачи и принципы приватизации государственного имущества
Спорить о пользе приватизации можно было в начале 1990-х, когда не было богатого опыта превращения государственных предприятий в частные. Тогда были однозначны ответы на вопросы, «какие методы приватизации самые выгодные», «как провести приватизацию без коррупции», как нейтрализовать политическое влияние новых хозяев на политический процесс», «как обеспечить баланс частного и государственного». Сегодня мы имеем возможность проанализировать тысячи случаев проведения приватизаций в более 20 странах Центральной и Восточной Европы. Основные выводы, основанные на целом ряде научных исследований, в том числе специалистов МВФ, ЕБРР, Всемирного банка, следующие: а) инвестиции в научные исследования и в основной капитал, б) рост экспорта, в) рост зарплаты у рабочих, г) капитализация т.е. рост стоимости акций, д) производительность труда. 4) Приватизация показала низкое качество управления активами и имуществом государственными органами власти. В переходной стране нет высококвалифицированных менеджеров, которые были бы в состоянии качественно управлять активами (акциями) государства, находясь на госслужбе. Следовательно, приватизация привела к резкому снижению коррупции (при условии правильно выбранной методики и порядка проведения), к сокращению числа злоупотреблений с бюджетными ресурсами.
Недавно Россия заявила о своей концепции завершения приватизации. В собственности государства будут находиться только единичные стратегически важные для безопасности страны предприятия и объекты. Для Беларуси стратегическая задача – в течение пяти лет выйти на четкий параметр производства ВВП частным сектором 80 - 85%. Пройти путь от государственной экономики к рыночной надо, как минимум, два раза быстрее, чем Россия и другие страны ЦВЕ. Мы должны наверстать упущенное время и быстро провести структурную перестройку. Большой ошибкой была бы консервация старой, доставшейся нам еще с социалистических времен производственной базы. Гораздо важнее создать условия для развития новых компаний. Быстрое проведение приватизации с одновременным создание благоприятной деловой среды позволит с нуля создать новые перспективные отрасли экономики, а не тратить бюджетные деньги на консервацию убыточных проектов. а) компании, которые по балансу являются устойчиво неплатежеспособными. Они реализуются как через процедуру банкротства, путем достижения соглашения между кредиторами о разделе имущества, так и по предложенной в законе о приватизации процедуре. Возможен выкуп всех долгов одним из кредиторов или другим инвестором на открытом аукционе. б) компании, на которых работает до 200 человек. На этих, как и на более крупных предприятиях до 10% акций передается рабочему коллективу и руководству бесплатно. Такая мера позволит заручиться поддержкой простых рабочих, профессиональных менеджеров и профсоюзов, если внешние и внутренние инвесторы не заинтересуются продаваемым предприятием, то коллектив или его руководитель, равно как внутренний инвестор, получают возможность получить полный контроль над ним по рыночной цене. в) Все предприятия в сфере общественного питания, оптовой и розничной торговли, строительства, легкой, пищевой, мебельной промышленности и производители стройматериалов, г) Отдельные крупные предприятия (свыше 2000 работающих) из машиностроения и нефтехимического сектора. д) Контрольные пакеты акций в «Беларусбанк», Белагропромбанк», «Внешэкономбанк», «Белпромстройбанк». Для развития рынка недвижимости важным будет продажа с аукциона всех зданий и сооружений (кроме, разумеется, тех, в которых непосредственно работают исполнительная и законодательная власти), которые находятся на балансе Управления делами президента и других органов государственного управления. Заключение В заключении проведенного исследования на тему приватизации государственного имущества можно сделать определенные обобщающие выводы. Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в РБ отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности. Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции. В РБ процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Поэтому первый этап приватизации был близок к провальному. Действительно, приватизация проводилась без особых знаний в этой области, что и привело к не самым лучшим результатам. Появилась огромная разница в финансовом благополучии между различными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. На данном этапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Республике Беларусь сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества. Однако можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за последнее время приватизация в РБ приобрела более законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем, которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы экономика могла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметить и то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и главным результатом приватизации явилось то, что в РБ возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.
Список использованной литературы 1. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. № 3«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». 2. Декрет Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006г. № 9 «О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г № 3». 3. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998г. № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства». 4. Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 125 «Об особом праве (»золотой акции«) государства на участие в управлении хозяйственными обществами». 5. Постановление Министерства экономики от 13.08.2002г. № 185 «Об утверждении Положения о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности, осуществляемых по решению Совета Министров Республики Беларусь». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2002 г., № 101, 8/8479. 6. Постановление Министерства экономики от 20.10.2005 г. № 178 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2005 г., № 175, 8/13313. 7. Постановление Мингосимущества, Минфина, Минэкономики от 19.06. 2001г. № 3/67/ 99 «Об утверждении Формы договора купли-продажи объекта республиканской собственности (предприятия, структурного подразделения предприятия) в процессе приватизации при продаже на аукционе (по конкурсу)». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 2001г., 72, № 8/6380. 8. Постановление Министерства экономики от 30.08. 2002г. № 207 «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений по понижению стоимости объектов республиканской собственности при приватизации и отчуждении». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2002г., № 106, 8/8540. 9. Ваулин В. Как купить свое предприятие?//НЭГ,2003,№10. 10. Левандовский Я. Наиболее эффективные пути приватизации наименее популярны// НЭГ,2002,№25. 11. Савицкий В. Прежде всего нужно приватизировать//НЭГ,2002,№95. 12. Постановление Министерства экономики от 08.06. 2004 г. № 146 «Об утверждении Инструкции о порядке определения начальной цены принадлежащих Республике Беларусь акций». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004г., № 8/11133. 13. Постановление Министерства экономики от 27.06.2005 г. № 116 «Об утверждении Инструкции о проведении аукционов по продаже принадлежащих Республике Беларусь акций». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2005 г., № 128, 8/12911. 14. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 92 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица» (с изменениями и дополнениями). 15. Постановление Мингосимущества, Минэкономики и Минстата от 12.06.2001 г. № 24/100/33 «Об утверждении Положения об оценке государственного имущества». 16. Постановление Министерства экономики от 5.03.2004 г. № 65 «Об утверждении Инструкции по оценке рыночной стоимости предприятий». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004 г., № 54, 8/10722. 17. Указ Президента Республики Беларусь от 25.03. 2003г. № 118. «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом». 18. Постановление Минэкономики от 07.09.2005г. № 162 «Об утверждении Инструкции о порядке принятия (согласования) Минэкономики Республики Беларусь решений о совершении сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 28.09. 2005 г., № 8/13160. 19. Постановление Мингосимущества, Министерства финансов, Министерства экономики от 19.06. 2001г. № 3/67/ 99 «Об утверждении формы договора купли-продажи здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и неиспользуемого нежилого помещения республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 2001г., 72, № 8/6380. 20. Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 года № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом» с последующим изменением нумерации пунктов. |