Реферат: Организация деятельности маркетинговой службы
Название: Организация деятельности маркетинговой службы Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат |
Организация деятельности маркетинговой службы. Оглавление 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ.. 3 1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью.. 3 1.2 Организация маркетинговой деятельности предприятия. 3 2. стратегии маркетинга ВВЕДЕНИЕМаркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант. В современной российской экономике проблема повышения конкурентоспособности продукции имеет большое значение и заслуживает особого внимания. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы. Термин «маркетинг» возник на рубеже XIX – XX столетий. В основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд потребителей. С возникновением рыночной экономики в нашей стране маркетинг стал рассматриваться как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятий и фирм и основанная на знании потребительского спроса. В настоящее время маркетинг является системой организации всей деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателя с целью получения высокой прибыли. Маркетинг направлен на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной и новой продукции, он является основанием для принятия решения о расширении или сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятии ее с производства, способствует разработке и внедрению планов развития предприятия. Систематический и эффективный маркетинг повышает культуру предпринимательской деятельности, позволяет предприятиям эффективно увязывать ресурсы с целями, а цели - с запросами покупателей. Перед современным маркетингом как рыночной концепцией управления стоят следующие задачи: - тщательно и всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и желания потребителей; - приспосабливать производство к этим требованиям, выпускать товары, отвечающие спросу; - воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах фирмы. Эти задачи маркетинга предопределяют и его основные функции: - комплексное изучение рынка и направлений маркетинговой деятельности; - планирование товарного ассортимента; - формирование спроса, организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта; - планирование сбытовых операций; - управление товародвижением; - организация до- и послепродажного обслуживания покупателей; - формирование ценовой политики. Целью настоящей курсовой работы является исследование принципов организации службы маркетинга на предприятии. Объектом исследования является маркетинговая служба в современном мире. Предмет исследования – изучение маркетинговой деятельности предприятия и разработка направлений ее совершенствования, повышения конкурентоспособности продукции предприятия. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностьюОбеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг. Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм. Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но и прямым убыткам. Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей. На многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, на ряду с этим отсутствует нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг , в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента. Маркетинг и менеджмент являются основой любой деятельности любого предприятия или фирмы. Функции менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные и др.). Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно - деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке. Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в общей системе маркетинговых знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов посредством решения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В сфере менеджмента непосредственно соприкасающимися с управлением маркетингом на фирме и маркетинговым управлением фирмой выступают мотивация фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др. Следовательно, функции менеджмента представляют собой виды деятельности, необходимые для осуществления управления (воздействия). 1.2 Организация маркетинговой деятельности предприятия.Анализ организации маркетинга на предприятии может производиться при комплексном анализе деятельности всего предприятия. В этом случае он является полезным, диагностическим инструментом, а может и преследовать более узкую цель - анализ эффективности данной службы и различных аспектов маркетинговой деятельности. [3, c. 110] Отличие сбытовой концепции от маркетинговой в масштабах предприятия заключается, прежде всего, во взаимодействиях различных служб предприятия (производство, финансы, сбыт, НИОКР и т.п.). Маркетинг увязывает деятельность всех служб общей концепцией маркетинговой деятельности. При сбытовой ориентации - разработка изделий - НИОКР; производство - главный инженер; экономические вопросы - экономисты; отношение с потребителями - отдел сбыта. В маркетинговых фирмах все функции, связанные с реализацией рыночной концепции управления, сосредоточены в отделе маркетинга, который является центром деятельности фирмы. Основная задача отдела маркетинга - разработка стратегии и тактики поведения компании на рынке с учетом ее целей, финансовых, производственных возможностей. Исследование рынка является основой при выработке стратегии маркетинга. Главная стратегическая цель фирмы - завоевание или расширение рынка, получение максимальной прибыли в условиях постоянно изменяющейся рыночной ситуации. Ответственность за проведение рыночных исследований целиком ложится на отдел маркетинга. Во главе отдела маркетинга стоит, как правило, вице-президент фирмы. Организационно он подчиняется президенту и координирует работу по маркетингу в масштабе всей фирмы. Вице-президент является членом совета директоров и принимает участие в процессе принятия решений, выработке целевой ориентации деятельности фирмы, разработке долгосрочной стратегии, составление прогнозов и планов текущей деятельности фирмы. Непосредственно ему подчинены управляющие всех служб отдела маркетинга, которые работают под его наблюдением и контролем. Типовая организационная структура отдела маркетинга включает следующие службы: исследования и анализа рынка сбыта; рекламы и стимулирования сбыта; конструирования продукции; планирование рынка, транспорта. Такое количество служб в отделе маркетинга носит условный характер. В конкретных фирмах количество служб этого отдела может быть значительно больше, и они могут носить различные названия. Организационная структура управления маркетингом зависит в первую очередь от выбранной определяющей концепции маркетинга. Если ставка делается на развитие производства, его интенсификацию и модернизацию, то ведущими, генеральными подразделениями в управлении будут следующие службы: - отдел маркетинговых исследований; - отдел главного инженера; - отдел главного технолога; - отдел главного механика; - отдел капитального строительства для расширения производственных площадей. В случае ориентации маркетинга на концепцию разработки и усовершенствования товара приоритет в структуре управления будет отдан следующим службам: - отделу маркетинговых исследований для изучения конъюнктуры рынка, его тенденций, поиска товаров, которые будут приняты за образцы; - отделу работы с потребителями для выяснения спроса и новых требований к товару и сервису; - отделу дизайнеров для разработки новых форм, цветовых решений товара и его упаковки; - научно-исследовательской лаборатории для проведения НИОКР по разработке нового продукта с новыми свойствами и удобствами; - отделу главного технолога для разработки технологии изготовления нового продукта. Если выбрана концепция интенсификации усилий по продвижению на рынок, «проталкиваний», то больше людских и материальных ресурсов будет выделиться таким службам, как: - отдел маркетинговых исследований; - отдел поиска заказов; - отдел по работе с каналами продвижения; - отдел маркетинговых коммуникаций, включая сектора рекламы; - отдел по поиску и обучению торговых агентов; - отдел по работе с регионами и организации дилерской сети; - отдел логистики. Концепция маркетинга предусматривает основной упор на следующие службы: - отдел маркетинговых исследований; - отдел работы с потребителями; - служба персонала для совершенствования культуры обслуживания клиентов; - отдел маркетинговых коммуникаций. Во всех случаях в структуру управления маркетингом входит отдел маркетинговых исследований. Понятно, что в построении любой эффективной структуры управления бизнесом решающую роль имеет исходная информация о конъюнктуре рынка и спросе на кем, а также обратная связь с потребителями. 2. |