Курсовая работа: Расчет экономической эффективности внедрения новых устройств
Название: Расчет экономической эффективности внедрения новых устройств Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение 1. Экономическая эффективность внедрения новой техники 2. Расчет штата для сравниваемых вариантов 2.1 Расчет штата при существующих устройствах 2.1.1 Хозяйство движения 2.1.2 Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки 2.2 Расчет штата при проектируемых устройствах 2.2.1 Хозяйство движения 2.2.2 Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки 2.2.3 Хозяйство пути 2.3 Расчет списочного штата 3. Расчет сметной стоимости проектируемой системы 3.1 Расчет прямых затрат 3.2 Сводный сметно-финансовый расчет строительства проектируемой системы 3.3 Расчет стоимости строительства существующей системы на станции 4. Расчет эксплутационных расходов для сравниваемых систем 4.1 Эксплуатационные расходы и их структура 4.2 Расчет элементов эксплуатационных расходов 4.3 Расходы на оплату труда 5. Расчет приведенных затрат для сравниваемых систем 6. Расчет удельных приведенных затрат для сравниваемых систем 7. Расчет эффективности и срока окупаемости и оценка эффективности внедрения новых устройств Список используемой литературы Капитальные вложения представляют собой затраты, направленные на создание новых и реконструкцию существующих основных фондов как производственного, так и непроизводственного назначения. В хозяйство железнодорожного транспорта ежегодно вкладываются значительные средства. Правильно определить их направление. Выбрать экономически наиболее целесообразный вариант – вопрос большой важности. Поэтому для специалистов-железнодорожников очень важно хорошо разбираться в вопросах экономической эффективности железнодорожной техники, уметь правильно оценивать эффективность капитальных вложений. Экономическая эффективность является критерием целесообразности создания и применения новой техники, реконструкции действующих предприятий, а также мер по совершенствованию производства (перевозок) и улучшению условий труда. Экономическая эффективность капитальных вложений и новой техники в общем виде определяется как соотношение между затратами и результатами, как итоговый показатель качества экономического развития отрасли, предприятия. Капитальные вложения есть одно из условий научно-технического прогресса и средства для его осуществления и вместе с тем роста производительности труда. Повышение эффективности капитальных вложений, новой техники и производства на транспорте, качества перевозок, работ, услуг является закономерностью и условием экономического роста, социально-экономического развития предприятий и отрасли. В условиях ограниченности капитальных вложений и материальных ресурсов задачи оптимального их использования приобретают особо важное значение. Капитальные вложения (инвестиции) должны направляться в самые важные, неотложные объекты развития и реконструкции транспорта. Для железных дорог наиболее эффективным будет такой вариант уровня развития техники, технологии и организации перевозок, при котором обеспечивается полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребности клиентов и населения в перевозках с наименьшими затратами на единицу перевозочной работы. Определение и расчеты экономической эффективности основаны на соизмерении затрат с результатами. вложение транспорт сметный расход 1. Экономическая эффективность внедрения новой техники Замена менее совершенных устройств СЦБ более совершенными на станциях существенно изменяет производственные условия и наряду с повышением безопасности движения поездов обеспечивает улучшение качественных показателей эксплуатационной работы железных дорог. При этом увеличивается пропускная способность станций и ускоряется оборот подвижного состава. Следует различать понятие эффекта и эффективности. Эффектом называется непосредственный производственный, полезный конечный результат, полученный от внедрения того или иного мероприятия (увеличение массы поезда, увеличение пропускной способности железнодорожных участок или перерабатывающей способности станций, рост производительности труда и т. п.). Эффект может быть измерен технико-экономическими показателями, степенью повышения качества продукции, техники безопасности труда и т. п. Эффективность есть отношение эффекта технического, эксплуатационного или экономического к затратам, обуславливающим его получение. Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) экономическую эффективность капитальных вложений. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений применяется при сравнении вариантов решения технических и хозяйственных задач, размещения предприятий и их комплексов, внедрения новой техники, строительства новых или реконструкции действующих предприятий, сооружений, устройств. Например, повышение пропускной и провозной способности железнодорожных линий может быть достигнуто: · строительством дополнительных путей; · внедрением более мощных локомотивов; · электрификацией линии; · усилением верхнего строения пути для пропуска поездов большой массы и снятия ограничения по скорости движения; · оборудованием участков автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Необходимыми данными при расчете сравнительной экономической эффективности являются единовременные капитальные вложения и эксплуатационные расходы. К эксплуатационным относятся расходы на заработную плату с начислениями, топливо, электроэнергию, материалы, амортизацию и прочие. Показателями соизмерения капитальных вложений и эксплуатационных расходов являются: срок окупаемости капитальных вложений Т, коэффициент эффективности капитальных вложений Е и показатель приведенных суммарных затрат Эприв . При определении экономической эффективности капитальных вложений разных вариантов практически могут встретиться следующие случаи: 1. Внедрение новой техники обеспечивает снижение эксплуатационных расходов (себестоимости продукции), но одновременно увеличивает капитальные затраты т.е. С1 < С2 а К1 > К2 . Это наиболее распространенный случай; эффективность внедрения определяется по методу минимальных приведенных затрат капиталовложений и эксплуатационных расходов. 2. Новая техника приводит к снижению эксплуатационных расходов и капитальных затрат, т.е. С1 < С2 а К1 < К2 . Такие варианты наиболее эффективны и сравнивать их нет необходимости. 3. Новая техника обеспечивает некоторое снижение капитальных затрат, но приводит к увеличению эксплуатационных расходов, т.е. К1 < К2 а С1 > С2 , такие варианты редко бывают эффективными. Принимаются подобные варианты на основании расчета по методу минимальных приведенных затрат. 4. Новая техника вызывает повышение капитальных затрат и эксплуатационных расходов: К1 > К2 а С1 > С2 , т.е. вариант неэффективен. Могут быть и другие случаи: при К1 < К2 а С1 = С2 , а также К1 = К2 а С1 < С2 . Экономическая эффективность новой техники может определяться по методу приведенных минимальных затрат; при К1 = К2 а С1 = С2 . Важное значение приобретает сравнение вариантов по натуральным и качественным показателям, а также по условиям труда и техники безопасности (повышение производительности труда и оборудования, уменьшение расхода материалов, надежность устройств и др.). 2. Расчет штата для сравниваемых вариантов Расчет штата осуществляется на основании данных о технической оснащенности станции устройствами сигнализации централизации блокировки (СЦБ) и "Норматив численности" № 0-1257у для работников дистанции сигнализации и связи, железных дорог Российской Федерации, а для хозяйства движения и пути на основании "Типовых штатов". Нормативы численности зависят от категории железной дороги и вида стрелок (простые, перекрестные, с подвижным сердечником). Согласно исходных данных категория железной дороги, на которой расположена станция – 1, стрелки – простые. В курсовой работе рассматривается ситуация при которой планируется замена ручного управления стрелками на централизованное. Поэтому расчет штата выполняется для каждого из сравниваемых вариантов и для каждого из хозяйств на которых сказывается замена одних устройств управления стрелками на другие: хозяйство движения, хозяйство СЦБ и хозяйство пути. 2.1 Р асчет штата при существующих устройствах
2.1.1 Хозяйство движения Типовые штаты: Начальник станции (ДС) – 1 Дежурный по станции (ДСП) – 4 (1 в смену) При ручном управлении стрелками на станции организуются стрелочные посты из расчета 1 стрелочный пост на 5 – 7 стрелок. На каждые 2 – 3 стрелочных поста предусматривается старший дежурный по стрелочному посту. Дежурный по стрелочному посту – 4 на каждый стрелочный пост (1 в смену). Расчет ДС – 1 ДСП – 4 1. Определяем количество стрелочных постов
2. Определяем количество дежурных по стрелочному посту
3. Определяем количество старших дежурных по стрелочному посту
2.1.2 Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки Нормативы численности: Старший электромеханик (ШНС) – 1 на 6 электромехаников Электромеханик (ШН) – 1 на 45 стрелок Электромонтер (ШЦМ) – 1 на 70 стрелок Расчет: 1. Определяем количество ШН
Где нормШН – норма обслуживания для ШН 2. Определяем количество ШЦМ
3. Определяем количество ШНС
2.2 Расчет штата при проектируемых устройствах
2.2.1 Хозяйство движения Нормативы численности: ДС – 1 ДСП – 4 (1 в смену) Оператор поста централизации (ДСПЦ) -4 (1 в смену) Штат не рассчитываем, а принимается в соответствии с нормативами. 2.2.2 Х озяйство сигнализации, централизации и блокировки Нормативы численности:
Расчет: 1. Определяем количество ШН
2. Определяем количество ШЦМ
3. Определяем количество ШНС
2.2.3 Х озяйство пути При проектируемых устройствах на станции вводится новая должность монтер пути по чистке стрелок (МП) из расчета 1 на 10 ÷15 стрелок. Расчет:
2.3 Р асчет списочного штата Штат, рассчитанный по всем хозяйствам, является явочным, т.е. такое количество людей должно являться на работу, чтобы выполнить запланированный объем работы в установленное время. Но, так как люди в течение года могут отсутствовать по различным причинам. Необходимо выполнить перевод в списочный штат используется коэффициент замещения, который принимаем по данным НОД1 следующих размеров:
Перевод явочного штата в списочный штат выполняем в виде таблицы №1. Таблица № 1 Перевод явочного штата в списочный
3. Р асчет сметной стоимости проектируемой системы Капиталовложения – это затраты, направленные на создание новых и реконструкцию существующих основных фондов. Перед началом любого строительства возникает вопрос "Сколько нужно денег, чтобы построить нужный объект?", на него нам поможет ответить схема, приведённая ниже: Сметные документы составляются в следующей последовательности: Сметная стоимость строительства определяется на основании объема работ и сметных документов. Все строительные работы делятся на: прямые и накладные. Прямые (непосредственно связанные с выполнением строительно-монтажных работ) – это затраты на материалы, оборудование и строительно-монтажные работы. Объем работ по ним определяется по чертежам проекта, а расценки берутся из прайс-листов заводов изготовителей, строительно-монтажных организаций, ценников, прейскурантов и др. Накладные – это затраты, связанные с процессом организации, проектирования. Управления строительством и т.д. В курсовой работе для упрощения расчетов используем методику расчета по упрощенным показателям сметной стоимости (УПСС), при которой весь расчет сводится к составлению двух таблиц: 1. Расчет прямых затрат на строительство системы 2. Сводный сметно-финансовый расчет, в котором к прямым затратам добавляются накладные расходы и определяется общая сметная стоимость.
3.1 Расчет прямых затрат Таблица №2 Расчет прямых затрат
Таблица №3 Расчет сметной стоимости строительства ЭЦ на станции – сводная смета
Примечание. В таблице использованы следующие сокращения: СНиП – строительные нормы и правила; НДЗ-84 – нормы дополнительных затрат 1984 г.; СФР – сметно-финансовый расчет; МДС – методические указания по определению стоимости строительства; ГТСС – Государственный институт проектирования устройств сигнализации и связи на транспорте; УПСС – укрупненные показатели сметной стоимости. 3.2 С водный сметно-финансовый расчет строительства проектируемой системы Показатели:
3.3 Р асчет стоимости строительства существующей системы на станции Расчет стоимости существующей системы маршрутно-контрольных устройств (МКУ) выполняем упрощенным способом по средней стоимости одной стрелки по данным УПСС
Где, К1МКУ – средняя стоимость одной стрелки в зависимости от рода тяги, тыс. руб. Согласно исходным данным вид тяги на рассматриваемой станции – электротяга: К1МКУ = 133 тыс.руб. тыс. руб. 4. Расчет эксплуатационных расходов для сравниваемых систем 4.1 Э ксплуатационные расходы и их структура Эксплуатационные расходы дистанций сигнализации и с вязи – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на осуществление производственного процесса; это один из важнейших экономических показателей работы предприятия, характеризующий уровень использования всех ресурсов, находящихся в его распоряжении. План эксплуатационных расходов составляем по статьям элементам затрат. Расходы хозяйств по отдельным работам. Производственным операциям или нескольким близким однородным операциям или нескольким близким однородным операциям объединяют в соответствующие статьи расходов, которым присваивается определенный номер, например, автоблокировка – 2302; диспетчерская централизация – 2303; электрическая централизация – 2304; устройства контроля состояния подвижного состава на перегоне – ПОНАБ, ДИСК, КТСМ – 2305. В целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящий в эксплуатационные расходы, на железнодорожном транспорте применяется поэлементная классификация эксплуатационных расходов, в соответствии с которой все затраты группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам: · затраты на оплату труда; · отчисления на социальные нужды; · материальные затраты, в том числе: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; · амортизация основных фондов; · прочие затраты. Соотношение отдельных элементов эксплуатационных расходов к их общей величине, принятой за 100 процентов, принято называть структурой. 4.2 Р асчет элементов эксплуатационных расходов В целях анализа учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в эксплуатационные расходы на железнодорожном транспорте применяется поэлементная классификация эксплуатационных расходов, в соответствии с которой все затраты группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам: 1. Расходы на оплату труда 2. Единый социальный налог 2.1 Отчисления в пенсионный фонд 2.2 Отчисления на медицинское страхование 2.3 Отчисления на социальное страхование 2.4 Отчисления в фонд страхования от травматизма и профессиональных заболеваний 3. Материальные затраты 4. Расходы на материалы 4.1 Расходы на топливо 4.2 Расходы на электроэнергию 4.3 Прочие материальные затраты 5. Амортизация основных фондов 6. Прочие затраты В курсовой работе для упрощения расчетов часть элементов эксплуатационных расходов планируется исходя из расхода на одну техническую единицу (т.е.) и количества технических единиц. Для этого необходимо стрелки при МКУ и ЭЦ перевести в технические единицы. Перевод выполняем по следующей формуле:
где ИЗМ – измеритель для заданного вида устройств, 10 стрелок - количество технических единиц на измеритель. Для ЭЦ – 1,4 технических единиц Для МКУ – 0,66 технических единиц Измеритель и число технических единиц на измеритель берутся из указания № М-2896у в зависимости от категории железной дороги, тех. ед. тех. ед. 4.3 Р асходы на оплату труда Форма оплаты труда в ШЧ – повременная, система оплаты труда – повременно-премиальная. Для начисления заработной платы необходимо знать: · Разряды квалификации работников · Соответствующие им тарифные ставки за час или месяц · Отработанное время (время принимается при 40 часовой рабочей недели, в часах это составляет 166,75 часа) Так как заработок работника складывается из постоянной и переменной части (постоянная – заработок по тарифу, переменная – различного рода доплаты), то необходимо при планировании фонда оплаты труда предусмотреть доплаты: Премия – ее размер устанавливается "Положением о премировании"
Доплата за выслугу лет принимается самостоятельно:
Доплата по районному коэффициенту – для Омска 15% начисляется на сумму заработка по тарифу, премию и выслугу лет. Доплата МПС – согласно постановлению №948 МПС для работников Урала, Сибири и Дальнего Востока 20% от заработка по тарифу. В течение года есть работники СЦБ работающие в ночное или праздничное время · Доплата за работу в праздничные дни – в году 13 праздничных дней, следовательно. Доплата за работу в праздничные дни составляет от годового фонда заработной платы по тарифу. · Доплата за работу в ночные часы – устанавливается в размере 40% от часовой тарифной ставки. Ночным считается время с 2200 до 600 , что составляет 8 часов (1/3 суток, следовательно, доплата будет равна от годового фонда заработной платы по тарифу). · Размер средств на индексацию заработной платы в течение года – 18% · Резерв средств на плату отпусков – 8% Таблица №4 Разряды квалификации, тарифные ставки
В связи с тем, что в течение года часть работников отсутствует по причине болезни за это время получают пособия по временной нетрудоспособности которое выплачивается не из фонда оплаты труда, а за счет средств фонда социального страхования, то рассчитанный фонд труда может быть уменьшен в среднем на 2%. Для расчета заработной платы необходимо знать разряды квалификации и соответствующие тарифные ставки за месяц или год. Таблица №5 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству движения при сравниваемых системах
Таблица №6 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству движения при сравниваемых системах
Таблица №7 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству СЦБ при сравниваемых системах
Таблица №8 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству СЦБ при сравниваемых системах
Таблица №9 Расчет годового фонда оплаты труда по хозяйству пути при сравниваемых системах
Результаты всех расчетов, выполненных в данном разделе сводим в таблицу №10 Таблица №10 Эксплуатационные расходы при сравниваемых системах
5. Расчет приведенных затрат для сравниваемых систем Приведенные затраты – это сумма капитальных вложений и годовых эксплуатационных расходов, приведенных к одинаковому периоду времени при помощи нормативного коэффициента эффективности (ЕН ) или нормативного срока окупаемости (ТН ), которые связаны между собой обратной зависимостью . Е=0,15 Лучшим из сравниваемых вариантов является тот, для которого приведенные затраты минимальны, при условии равенства объемов работ сравниваемых вариантов. Расчет приведенных затрат выполняется по формуле,
Где К – сметная стоимость сравниваемых систем (КСУЩ ; КПР ), тыс. руб. СЭКСП – годовые эксплуатационные расходы для сравниваемых систем Ссущ. эксп ; Спр. эксп , тыс. руб. Эприв МКУ = Эприв ЭЦ = 6. Расчет удельных приведенных затрат для сравниваемых систем Сравниваемые системы обеспечивают разную пропускную способность станции за счет разного времени приготовления маршрутов. Согласно задания, расчетный размер при существующей и проектируемой системе составляет следующие значения: Nсущ=54 пар поездов в сутки Nпр=106 пар поездов в сутки Следовательно, рассчитанные в пункте №5 приведенные затраты – это затраты на разные объемы работы и для того чтобы сравнение их стало возможным необходимо привести их к одинаковому объему работы, например к 1 паре поездов в сутки. Приведенные затраты, рассчитанные на 1 пару поездов в сутки называются удельными приведенными затратами и рассчитываются по формулам: Из расчетов видно, что лучшим из сравниваемых вариантов является проектируемая система т.к. её удельные приведенные затраты минимальны. 7. Расчет эффективности и срока окупаемости и оценка эффективности внедрения новых устройств Определить эффективность предлагаемого варианта можно путем расчета срока окупаемости и коэффициента сравнительной экономической эффективности, которая определяется по формулам:
ЕН =0,15 ТН =6,6 Полученные значения коэффициента эффективности и срока окупаемости сравниваем с нормативами и если выполняется условие Е³ЕН; Т≤ТН, то внедрение предлагаемой системы экономически выгодно. 1,6>0,15; 0.59<6,6 Список используемой литературы 1. Электронный учебник по экономике 2. Карпов И.В., Климович С.Г., Хляпова Л.И. Экономика организации и планирования хозяйства сигнализации и связи. – М.: ЖЕЛДОР ИЗДАТ, 2002. – 436 с. 3. Скляренко В.К., Прудников В. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 207 с. 4. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 303 с. 5. Указания МПС №О-1257у. О введении нормативов численности работников дистанции сигнализации и связи железной дороги. – М.: МПС, 1998 6. Указания М-184у. Об определении групп предприятия для установления разрядов оплаты труда М.: МПС, - 2001 7. Укрупненные показатели сметной стоимости. 8. Отраслевая единая тарифная сетка об оплате труда работников железнодорожного транспорта. |