Лабораторная работа: Распределения предприятий по прибыли от продаж
Название: Распределения предприятий по прибыли от продаж Раздел: Рефераты по экономико-математическому моделированию Тип: лабораторная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача № 1Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетном году (выборка 20%-тная, механическая), млн. руб.: Таблица 1 – Исходные данные
По исходным данным: 1. Построим статистический ряд распределения предприятий по признаку прибыль от продаж , образовав пять групп с равными интервалами. 2. Построим график полученного ряда распределения. Графически определим значения моды и медианы. 3. Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения предприятий по прибыли от продаж: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, дисперсию, коэффициент вариации. 4. Вычислим среднюю арифметическую по исходным данным, сравним ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п.3 для интервального ряда распределения. Решение: 1. Рассчитаем прибыль от продаж продукции, как разность от продажи продукции и затратами на производство и реализацию продукции В результате получим новую таблицу: Таблица 2 – Расчет прибыли от продаж
2. Сначала вычислим величину интервала группировочного признака (прибыль от продаж ): i=(х максимальное значение –х минимальное значение ) /5 групп = = (18,216 – 1,872)/5=3,2688 млн.руб. Таблица 3 - Распределение предприятий по признаку прибыль от продаж
Результаты группировки показывают, что наибольшая часть предприятий, т.е. 43 % имеет прибыль от продаж в размере от 5,14 до 8,41 млн.руб. 3. Построим график полученного ряда распределения: Рис.1. Гистограмма распределения предприятий по прибыли от продаж Мода Мо - это величина признака (варианта), который наиболее часто встречается в данной совокупности, т.e. это варианта, имеющая наибольшую частоту. Моду находим по формуле: где: минимальная граница модального интервала; - величина модального интервала; {частоты модального интервала, предшествующего и следующего за ним = 5,1408+3,2688 *(13-6/ ((13-6)+(13-5)) =6,6662 млн.руб. Рис.2. Графическое определение моды в распределении предприятий по прибыли от продаж Медиана Ме - варианта, находящаяся в середине ряда распределения. Медиану находим по формуле: где: - нижняя граница медианного интервала; - величина медианного интервала; - полусумма частот ряда; - сумма накопленных частот, предшествующих медианному интервалу; - частота медианного интервала. = 5,1408+3,2688*((0,5*30-6)/ 13) =7,4038 млн.руб. Рис.3. Графическое определение медианы в распределении предприятий по прибыли от продаж Значит, наиболее часто встречающееся значение находится в пределе 6,67 млн.руб., а серединное значение 7,4 млн.руб. 4. Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения предприятий по прибыли от продаж: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, дисперсию, коэффициент вариации. Средняя арифметическая взвешенная xcр = ∑xf/∑f = 249,02/30 = 8,3 млн.руб. в среднем составляет прибыль от продаж Среднеквадратическое отклонение σ = == 3,9347 млн. руб. (на данную величину в среднем отклоняются значения ряда распределения от среднего значения) Таблица 4
Дисперсия Коэффициент вариации υ = σ/xcp *100 = 3,9347/8,3 * 100 = 47,41 % - значение характеризующее однородность ряда. Так как коэффициент вариации превышает 33 %, то делаем вывод, что наш ряд распределения не однороден. Выводы: 1. Средняя величина прибыли от продажи продукции на предприятии составляет 8,301 млн. руб. 2. Среднеквадратическое отклонение показывает, что значение признака в совокупности отклоняется от средней величины в ту или иную сторону в среднем на 3,9347 млн. руб 3. Совокупность данных неоднородна, т.к. коэффициент вариации больше 33%. Задача № 2 Связь между признаками – затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продаж . 1. Установим наличие и характер связи между признаками затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продаж , образовав заданное число групп с равными интервалами по обоим признакам, методами: а) аналитической группировки, б) корреляционной таблицы. Решение: 1. Прибыль предприятия напрямую зависит от затрат на производство и реализацию продукции, тогда обозначим затраты независимой переменной Х, тогда прибыль зависимой переменной У. Поскольку в каждом отдельном случае рассматривается одно предприятие, то на прибыль предприятия, кроме затрат на производство и реализацию продукции, может влиять множество факторов в том числе и неучтенных, следовательно можно определенно сказать, что связь в данном случае корреляционная. Ее можно выявить при помощи аналитической группировки. Для этого сгруппируем предприятия по затратам, а интервал высчитаем по формуле: е=(хmax – xmin )/k, где k – число выделенных интервалов. е =(60,984-12,528)/5=9,691 млн.руб. Получим следующие интервалы: 12,528-22,219; 22,219-31,910; 31,910-41,602; 41,602-51,293; 51,293-60,984 Таблица 5
Теперь по данным рабочей таблицы строим итоговую аналитическую таблицу 6: Таблица 6
По данным аналитической таблицы мы видим, что с приростом затрат на производство и реализацию продукции, средняя прибыль на одно предприятие возрастает. Значит, между исследуемыми признаками существует прямая корреляционная зависимость. 2. Строим расчетную таблицу 7: Таблица 7
Вычисляем коэффициент детерминации по формуле: где - межгрупповая дисперсия, находящаяся по формуле: - общая дисперсия результативного признака, находящаяся по формуле: Теперь находим межгрупповую дисперсию: =451,19/30=15,04 Для нахождения общей дисперсии, нужно рассчитать: y2 =2573,89/30=85,796 =85,796-(8,364)2 =15,84 Вычисляем коэффициент детерминации: η2 =εy 2 /δy 2 η2 =15,04/15,84=0,95 или 95% Следовательно, на 95% вариация прибыли предприятия зависит от вариации затрат на производство и реализацию продукции и на 5% зависит от неучтенных факторов. Эмпирическое корреляционное отношение составляет: η = √0,95=0,975 Это говорит о том, что корреляционная связь играет существенную роль между затратами и суммой прибыли. Задача № 3 По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите: 1. Ошибку выборки средней суммы прибыли от продаж и границы, в которых будет находиться средняя сумма прибыли в генеральной совокупности. 2. Ошибку выборки доли организаций с суммой прибыли 14,948 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля. Решение: Определяем ошибку выборки (выборка механическая) для средней суммы прибыли на одно предприятие по следующей формуле: если Р=0,683, то t=1. Т.к. выборка механическая 20%-ная, то N=150 Δх =1*√(15,472/30)*(1-30/150)=0.7млн. руб. Ошибка выборки для средней суммы прибыли на одно предприятие Δх =0,7млн.руб. Средняя сумма прибыли будет находиться в границах которые мы находим по формуле :
8,301- 0,7≤ ≤8,301+0,7 7,601≤ ≤9.001 С вероятностью 0,683 можно утверждать, что средняя сумма прибыли одного предприятия заключается в пределах от 7,601 млн. руб. до 9,001 млн. руб. Доля предприятий со средней прибылью свыше 16,6 млн.руб. находится в пределах : Выборочная доля составит: w =3/30=0,1 или 10% Ошибку выборки определяем по формуле: где N-объем генеральной совокупности. Т.к. выборка 20%-ная и в выборку вошло 30 предприятий, то N=150. Подставляя данные в формулу, получим: Dw =1√(0,1(1-0,1)/30)*(1-30/600) ∆w =0,0024 Следовательно с вероятностью 0,683 можно утверждать, что доля предприятий со средней прибылью > 14,948 млн. руб. будет находиться в следующих пределах: 0,1-0,0024≤∆ω ≤0,1+0,0024 0,098≤∆ω ≤0,1024 или от 9,8% до 10,24%. Задача №4 Имеются следующие данные по организации о прибыли от продажи продукции и ее рентабельности: Таблица 8
Определите: 1. Общий индекс рентабельности реализованной продукции. 2. Абсолютное изменение прибыли от продажи продукции в результате роста рентабельности. Сделать выводы. Решение: Для проведения необходимых расчетов построим дополнительную таблицу 9: Таблица 9
1) Индекс рентабельности – это отношение рентабельности отчетного периода к ее уровню в базисном периоде. Для определения уровня рентабельности нам необходимо знать величину прибыли от продажи продукции и ее себестоимость. Поскольку себестоимость неизвестна, но имеются индивидуальные индексы рентабельности по трем видам продукции, мы можем определить темп роста себестоимости в отчетном году по сравнению с базисным (Сотч/Сбаз). Для того, чтобы определить общий индекс рентабельности – нужно суммировать показатели по всем трем видам продукции: , Итак, общий индекс рентабельности составил 1,03, то есть в отчетном периоде по сравнению с базисным общий уровень рентабельности всей реализованной продукции увеличился на 3%. 2) Абсолютное изменение прибыли от продажи продукции в результате роста рентабельности: Из таблицы видно, что прибыль от продажи всех трех видов продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 0,1 млн. руб. (2,5-2,4), что позволяет нам сделать следующий вывод: Рост рентабельности продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным на 3 % (по продукции А, Б, В) позволил увеличить прибыль от продажи этой продукции на 100 тысяч рублей. |