Реферат: Познание собеседника через язык тела

Название: Познание собеседника через язык тела
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Познание собеседника через язык его тела.

Содержание:

1. Актуальность темы

2. Цели

3. Задачи

4. Введение

5. Глава 1

· Из истории исследования языка телодвижений

· Виды жестов

· Особенности поведения перед камерой

6. Глава 2

· Анализ стратегий вербального и невербального поведения ведущего, на примере программы с Ренатой Литвиновой «Детали».

· Анализ стратегий вербального и невербального поведения героя, гостя на примере программы « Сто вопросов взрослому» .

7. Вывод

8. Список использованной литературы

Актуальность темы

Посмотри на человека сидящего рядом с тобой. Что ты можешь о нем сказать? О том, как он одет и почему? Какое у него сейчас настроение? О его характере? Готов ли он с тобой разговаривать в данный момент? Как к нему лучше подойти?

На эти вопросы ответит его тело. Иногда оно способно рассказать намного больше, чем человек сам говорит о себе. У каждого, есть присущий ему жест, который характеризует его с какой-либо стороны.

Человек, знающий язык тела, умело пользуется им. Журналист, особенно начинающий, просто обязан уметь читать жесты. Это значительно облегчит его работу. И поможет создать более глубокий образ.

Цели:

1. Проанализировать стратегию вербального и невербального поведения ведущего и героев.

2. Соотнести совпадение слов и жестов в поведения журналиста и героя.

3. Выделить жесты присущие характеру главного героя.

Задачи:

1. Изучить язык тела.

2. Научится его читать

3. Выделять жесты присущие характеру человека.

4. Познакомиться с историей развития кинесики.

5. Изучить особенности поведения человека перед камерой.

Введение

Человеческое общение – это не только говорение и слушание. Это ещё сложнейший процесс мимических действий и телодвижений. Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны – вербальную и невербальную. Ведущую роль в этом процессе занимает первая, т.е. речевое поведение. Слово – вот главный сущностный элемент общения. Однако ни слово, ни речь не могут существовать вне двигательной активности человека. В процессе общения сливаются воедино и речь, и жестикуляция.

Прежде чем сказать какую-либо фразу вслух, мы уже «произнесли» её своей мимикой и жестами, поэтому часто внимательный собеседник оказывается «осведомлённым» о наших мыслях еще до того, как мы начали говорить. В.М. Бехтерев писал: «Нет ни единого мыслительного процесса, лишённого внешнего физического выражения».

Закономерность телодвижений по принципу информационных моделей изучает кинесика. Кинесика – это молчаливый язык, язык тела, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Кинесика – интегральная дисциплина, основанная на данных таких наук, как физиология, анатомия, психология, физиогномика, ортобиотика, информатика, лингвистика. Весомый вклад в исследование проблемы языка телодвижений внесла книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области языка телодвижений. С того времени учёные обнаружили и зарегистрировали более 1000 невербальных знаков и сигналов. В 1970 г. Юлий Фаст опубликовал книгу о невербальных аспектах коммуникаций. Профессор Бердовилл установил, что в среднем человек говорит словами в течение 10–11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды. Он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный – для обсуждения межличностных отношений. Иными словами, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение человека к партнёру, к предмету обсуждения и др.).[1]

Глава I.

Из истории исследования языка тела

Закономерность телодвижений по принципу информационных моделей изучает кинесика. Кинесика – это молчаливый язык, язык тела, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Кинесика – интегральная дисциплина, основанная на данных таких наук, как физиология, анатомия, психология, физиогномика, ортобиотика, информатика, лингвистика. Весомый вклад в исследование проблемы языка телодвижений внесла книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области языка телодвижений. С того времени учёные обнаружили и зарегистрировали более 1000 невербальных знаков и сигналов. В 1970 г. Юлий Фаст опубликовал книгу о невербальных аспектах коммуникаций. Профессор Бердовилл установил, что в среднем человек говорит словами в течение 10–11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды. Он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный – для обсуждения межличностных отношений. Иными словами, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение человека к партнёру, к предмету обсуждения и др.).[2]

Виды жестов

Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест – сигнал стихийный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.

Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.

Жест – некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика – наглядное пособие проявления мысли.

Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.

Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим жесты, рождённые в те эпохи, не задумываясь над тем, как они произошли. Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоотверженно служить своему покровителю либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты:

сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или касается мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство, – это означало принятие человека под своё покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его;

подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчатку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга перчатку и кольцо.

Некоторые ритуальные жесты Средневековья сохранились и сейчас. Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так, при официальном публичном общении, многие политические деятели, подчёркивая тесные контакты, обмениваются рукопожатиями, объятиями и поцелуями (поцелуи Л.И. Брежнева с соратниками – это знак абсолютной преданности). В современном деловом мире подобного рода жесты не всегда уместны.

Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в эпоху служения Прекрасной даме. Мужчина подаёт руку даме как знак восхищения её красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Эти жесты выражали тесный физический контакт, знаки галантности, придуманные мужчинами, отражали и отражают личную преданность и желание служить женщине.

Вторая культурная стадия ритуальной жестикуляции связана с эпохой развития предпринимательства, когда основной ценностью была провозглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты «сверху вниз». Партнёры при общении не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают с боку, что обозначает некий баланс, знак равенства. В этом контакте участвуют только кисти рук, человек имеет возможность лавировать. Жесты используются не по вертикали, а по горизонтали. Если культура Средневековья проявляла некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнёрские отношения. Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчёркивает автономность личности. Поэтому возникают жесты, которые не требуют физического контакта:

мужчина прижимает руку к сердцу – клятва верности и уважения, как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации американского президента, что выражает преданность своему народу и желание служить ему);

обе руки прижимаются к груди – этот более эмоциональный жест является выражением искренности;

преклонение на одно колено – служение человеку, обладающему большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре – встать на оба колена – поза поверженного: наличие некоторого дискомфорта);

встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только личные симпатии;

согнутая в локте, сжатая в кулак рука означает сплочённость и твёрдость в отстаивании своих позиций – традиционный жест демократических лидеров, призывающий к борьбе.

Многие ритуальные жесты были внесены в сферу личных контактов, демонстрируя дружескую дистанцию, что подчёркивает партнёрство либо иерархию.

Ритуальные жесты, принятые со времён гладиаторских боёв, сохранились и сегодня. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок головой и разводит руки: этот позитивный жест выражает особую любовь к зрителям. То же можно сказать об актёрах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.

Эмоциональные жесты (их ещё называют экспрессивными или модальными) выражают чувства в общении людей, усиливая значение сказанного. Жесты отражают наш душевный пульс. Жестикуляция и мимика тесно связаны с эмоциональными состояниями. Известный русский государственный деятель начала XIX века М.М. Сперанский говорил: «Рука только тогда должна действовать, когда нужно дополнять понятия. Холодный разум не имеет права к ней прикасаться, рука может двигаться тогда только, когда ударит в неё сердце».

Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово-выразительной демонстрации. Это позволит избежать несоответствия эмоционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н.В. Гоголь поведение учителя истории в комедии «Ревизор»: «Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?»

К эмоциональным жестам относятся патетические жесты. Так, жест – положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, руки слегка согнутые в локтях – рождён в эпоху театральности, античности. Этот публичный жест означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим его людям. Употребляется он в момент, когда градус страстей достигает апогея, а жест мобилизует всех окружающих.

Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем известный жест В.И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован множеству людей.

Жесты позитивные и негативные. Жест – это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как положительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.

Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. Открытые руки, ношение документов под мышкой.

Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и (модальные жесты) – неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятая вверх голова обозначают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки – жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но не может этого сделать.

Жест прощания – человек «шлёт своё пока» – рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали – жест разделяющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использовать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо людей. Таким образом, они отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что идут в разные стороны, так как этот жест – это отрицание, стремление отъединиться от толпы. Жест закрытости – «машинальное прикрытие рта рукой» (Е.М. Примаков сидит на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетёнными пальцами).[3]

Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:

1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).

2. Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.

3. Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.

Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.

Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов-прикосновений влияет статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американцев.

Жесты-приветствия – рукопожатие – имеют большое значение в деловом общении. Жест-прикосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.

Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).

Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.[4]

Особенности поведения перед камерой.

Нетрудно представить себе состояние участников передачи, огорошенных размерами павильона, ослепленных пылающими софитами, оглушенных командами, разносящимися под сводами телестудии: «Восемь... семь... четыре... два... один... Выходим в эфир!» Непосвященный чувствует себя как на космодроме в ожидании чудовищных перегрузок. И его опрокинутое лицо, предстающее перед телезрителем, не что иное, как результат «работы» телевизионного режиссера.

Наутро собеседники не помнят, как была одета ведущая, зато помнят, какого цвета был монитор и могут описать телекамеру, даже если видят ее впервые. Оснащение павильона привлекало их внимание на протяжении всей беседы, а это значит, что на протяжении всей беседы оно отвлекало от ее содержания.

В подобной обстановке, что греха таить, даже бывалые актеры – и те иногда теряются, а уж о неподготовленном человеке и говорить нечего. Мало кто способен выдержать этот экзамен. Разные люди в такие минуты становятся до удивления стереотипными. Это средство самозащиты. Своего рода маска. Естественная реакция на те неестественные условия, в которых проводится передача.

Вступая в общение, телевизионный журналист хочет он этого или нет становится своего рода психологом.

Исследователи выделяют несколько типов реакции на камеру:

· открытая

· сдержанная

· скованная

· агрессивная

При всех этих типах реакции , в общении преобладает язык тела, так как нахождение перед камерой, является экстремальной ситуацией для неподготовленного человека.

Задача журналиста, здесь не только правильно прочитать по телу собеседника, что он пытается сказать, но и смягчить обстановку употребляя свой язык тела. Например, на скованные жесты собеседника, журналист может ответить открытость, употребляя открытые ладони.

Монолог, лишенный мимики и жестикуляции, способен донести до нас то, что человек говорит, но далеко не всегда и не все, что тот думает. Вот почему бинокль в театральном зале позволяет не только лучше видеть, но и лучше слышать, а значит, и понимать происходящее на подмостках. Анекдотическое «не слышу без очков» – не такая уж и нелепица.[5]

Глава 2

Анализ стратегий вербального и невербального поведения ведущего, на примере программ с Ренатой Литвиновой .

1. Детали (Литвинова, Михалков) с канала СТС, 25 декабря 2007 г.

Ведущая (Рината Литвинова)

Гость (Никита Михалков)

Начало беседы

Открывается как в вербальном, так и в невербальном общении. Часто использует открытые ладони, жесты от груди, не выходит из «зоны общения» (прямоугольник, длинной которого является область от макушки до середины живота, а шириной зона от одного плеча до другова), иногда сутулится, что позволяет ее собеседнику почувствовать превосходство над собой. Употребляет жесты заигрывания (отводит взгляд вверх, часто хлопает глазами, прикрывая открытый рот растопыренными пальцам).

При словах: «сейчас я соберусь с мыслями» Р. Литвинова закрывает себя ( руки на груди крестом, нога на ногу).

Поза «величия» ( нога на ногу, корпус расслаблен, руки в замке в области низа живота, голова приподнята). Невербальная и вербальная коммуникация совпадает. Никита Михалков явно чувствует свое преобладание, выстраивая своеобразный барьер. Относится к собеседнику не серьезно.

Развитие беседы

Снимает барьер превосходства над собой. Задает ряд вопросов, сопровождаемых активной жестикуляцией (открытые ладони, заигрывание, иногда замыкает руки, что не дает возможности ее перебить).

Чувствует себя свободно, на равных, но иногда уступает (сводит плечи вперед).

С течением разговора теряет равноправие, преобладают жесты внимания (широко открыты глаза, корпус повернут на собеседника; корпус наклонен к собеседнику, глаза прищурены), уступает.

К некоторым словам относится недоверчиво ( при ответе Н. Михалкова на некоторые вопросы отводит взгляд, рукой почесывает губы).

Иногда жестами останавливает ( рука вытянута вперед ладонь раскрыта), плавно переводя тему.

Отдается на провокацию, открывается из позы «величия» переходит в свободное общение на равных ( корпус расслаблен, откинулся на спинку дивана, одна рука на сидении, вторая на спинки, улыбается). Над вопросами задумывается ( уводит взгляд вверх в право), отвечает искренне.

Вновь берет превосходство, часто употребляет жесты доказательств, убеждения, акцента на чем-либо (указательный палец вверх, рука вытянута, пальцы согнуты).

Относится иронично, часто искренне улыбается, смеется. Всегда обдуманно отвечает на вопросы, пропуская через себя (открытая ладонь к себе).

Вывод: в ербальная и невербальная стратегии ведущего совпадают. На протяжении всей беседы Рената выбрала позицию «ученицы» ( корпус прямой направлен на говорящего, глаза широко открыты, руки на коленях, ноги вместе). Часто употребляет открытые ладони, жесты рук от сердца, от груд, позволяет собеседнику чувствовать себя на ступень выше, позволяет расслабиться.

2. "Сто вопросов к взрослому" С Ренатой Литвиновой (ТВ-Центр от 10 марта 2007 г.)

Начало передачи.

С первых вопросов видно волнение ( часто потирает лоб, поправляет прическу, перебирает пальцами). Первые ответы сопровождаются оборонительной жестикуляцией (рука вытянута не полностью ладонь вверх, вторая ладонью вниз согнута в полукулак). Закрытая позиция ( ноги накрест или сжаты, руки на коленях, часто тоже накрест или кисти в замке). Принимает позу «величия» превосходства. Затруднение в ответах на некоторые вопросы (закусывание нижней губы). Ожидание некорректного вопроса или попытки обидеть (щурится, корпус вперед руки в замке либо держит что- либо). На некоторые вопросы отвечает открытостью ( ладони открыты).

Смысл слов, сказанных ее телом и речью, не всегда совпадает. Интонация оборонительная, но не грубая, в голосе нет волнения, все ответы очень лаконичные сжаты и содержательные, когда как жестикуляция говорит о явном волнении и настороженности.

Снятие напряжения

Происходит после того как парень из зала дарит Ренате цветы. Сразу видно как она расслабляется, в чем – то соглашается с ребятами, кокетничает (при ответе на вопрос «о звездной» болезни, слегка поправляет прическу акцентировав внимание на молодом человеке, задавшем вопрос), часто улыбается. Иногда что-то не досказывает( трогает угол губы). На некоторые вопросы отвечает искренне, употребляет жесты открытости (рукой производит движение от сердца к публике). На протяжении всей передачи наблюдается настороженность и волнение.

Вывод: Яркость вербальной коммуникации преобладает над невербальной. Есть конкретная поза превосходства, в которой Рената Литвинова находится на протяжении всей программы. Мимика жесты выдают ее волнение, когда как речь и голос абсолютно спокойны.

Анализ индивидуальных жестов: внимательно изучив поведение Ренаты Литвиновой в нескольких передачах, я заметила, что она очень часто употребляет жест рукой от сердца к аудитории – это говорит о такой черте характера, как доверчивость. В то же время полусогнутый кулак, движущийся посредине груди в вертикальном направлении, говорит о нежелании человека разглашать личную информацию, связанную с семьей и т.д.

Вывод:

После проделанной мной работы, я овладела языком телодвижений. Научилась его читать и выделять индивидуальные жесты, а так же в какой-то мере пользоваться им. Узнала о тонкостях чтения. Изучила основы создания имиджа героя.

Список использованной литературы:

1. Дэвид Ламберт «Язык тела» АСТ, Астрель 2001г.

2. «Имиджелогия. Как нравиться людям» В.М. Шепель. М.: Народное образование 2002.

3. Шарма Винай «Новейший язык телодвижений. Самое полное руководство по языку тела» издательство ООО Прайм-ЕВРОЗНАК 2008г.

4. http://www.peterlife.ru/funoffice/tattoo/fuck-off/index.html


[1] Дэвид Ламберт «Язык тела»

[2] «Имиджелогия. Как нравиться людям» В.М. Шепель. М.: Народное образование, 2002.

[3] Шарма Винай «Новейший язык телодвижений. Самое полное руководство по языку тела»

[4] «Имиджелогия. Как нравиться людям» В.М. Шепель. М.: Народное образование, 2002.

[5] Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром.