Реферат: Общая характеристика экономики Италии
Название: Общая характеристика экономики Италии Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая характеристика экономики Италии Италия относится к группе индустриально развитых стран, являясь членом «большой семерки», активно участвует в международной экономической жизни. В состав Италии входят 20 областей и 94 провинции. Площадь страны - 301,2 тыс км2 . Объем ВВП Италии в 2002 г. составлял 1410 млр.долл. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 2001 г. - 1,8%, в 2002 г. - 0,4%, в 2003 г. - 1,3%. Надушу населения приходится 24,4 тыс долл. ВВП. В 2002 г. удельный вес отраслей промышленности и строительства составил 28% ВВП страны, сферы услуг - 69%, сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства — 3%. Доля занятых в сельском хозяйстве Италии в 2002 г. не превышала 6%, промышленности и строительстве — 29, сфере услуг - 65%. Страна бедна полезными ископаемыми. В 2002 г. на добывающую промышленность приходилось менее 0,5% ВВП. Более 70% потребляемых в Италии минеральных ресурсов и свыше 84% энергоносителей импортируется. В обрабатывающей промышленности создается примерно 20% ВВП. Лидирующие позиции занимает машиностроение (сельскохозяйственная техника, металлообрабатывающее, деревообрабатывающее, электробытовое, упаковочное оборудование, а также оборудование для пищевой промышленности). Прочные позиции на мировом рынке занимает продукция химического, металлургического, текстильного, автомобильного производств. Производство автомобилей в стране монополизировано концерном «Фиат», предприятия которого выпускают в Италии и за границей 2,7 млн автомобилей в год. Сельское хозяйство Италии характеризуется наличием большого количества мелких низкодоходных хозяйств. На растениеводство приходится около 60%, а на животноводство — 40% производимой сельхозпродукции. Страна вынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме продукцию животноводства и корма. Транспорт и связь обеспечивают 7.3% ВВП Италии. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (68.4%). Огромное значение для экономики страны имеет туризм. В среднем в год Италию посещает 36 млн иностранцев, а поступления от туризма составляют около 30 млрд долл. ежегодно. В области экономической политики Италии акцент делается на обеспечение стабильного экономического роста, сокращение уровня безработицы, усиление экспортной ориентации, а также уменьшение разрыва в уровнях хозяйственного развития Севера, Центра и Юга страны и интеграцию внутри страны. Банковская сфера Италии до 90-х гг. характеризовалась наличием значительного количества банков с участием государства. С 1990 по 2002 г. усилились процессы концентрации в банковской сфере, что привело к созданию 76 банковских групп, 10 из которых контролируют основную часть кредитного рынка страны. Бюджет Италии характеризуется хроническим дефицитом (в 2004 г. он превышал 3,5% ВВП), формируется он за счет налоговых поступлений, основными видами которых являются: подоходный налог с физических лиц (18-45%), подоходный налог с юридических лиц (36%), НДС - 4% (облагаются продовольствие, медикаменты, печатная продукция и др.). 20% — стандартная ставка. В 2001 - 2003 гг. экономика Италии находилась в состоянии стагнации. Экономический рост не превышал 1.8% в год. Безработица остается и по сей день на достаточно высоком уровне (более 9% активного населения). Инфляционные процессы замедлены (табл. 7.1). Таблица 7.1 Основные экономические показатели Италии (% к предыдущему году)
Источник: Вопросы статистики. - 2003. — № 4. — С. 87—88; данные агентства «Рейтер» и статистического управления ЕС, МВФ - www.imf.org. Экономика Италии в 2004—2005 гг. в отличие от других европейских стран практически не улучшила свои макроэкономические показатели (темпы прироста ВВП в 2005 г. находились на нулевой отметке, продолжают снижаться темпы прироста производства промышленной продукции, растут безработица и дефицит государственного бюджета). По прогнозам аналитиков, в 2006 г. ожидается увеличение темпов прироста ВВП до 1,4% и снижение инфляции до 2%. Экономика Италии характеризуется высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса в стране. Около 70% рабочих мест в Италии обеспечивают компании с численностью персонала менее 50 чел. Индивидуальные предприниматели, развивающие семейный бизнес, составляют 30% всех занятых в экономике страны. Итальянские законы наиболее благоприятствуют созданию небольших молодежных фирм. Экспорт продукции итальянских малых и средних фирм в 2 раза превышает показатели по аналогичным предприятиям во Франции. На базе высокой концентрации небольших компаний, функционирующих в одном сегменте бизнеса, возникают кластеры — специализированные производственные зоны. Например, сотни компаний - производителей чулок и колготок, в том числе «Nerino Grassi», которая известна в России под маркой «Golden Lady», сосредоточены в зоне Castelgofredo et Casglione delle Stivere. Co второй половины 90-х гг. итальянская экономика переживает ряд глубоких структурных преобразований, которые осуществляются пол влиянием двух диаметрально противоположных тенденции. С одной стороны, страна все глубже вовлекается в процесс европейской интеграции, что предполагает конвергенцию экономических структур и методов хозяйственного управления согласно указаниям ЕС. С другой стороны. Италии приходится адаптироваться к требованиям рынка «XXI века», которые трактуются с позиции поддержки американской стратегии роста. Европейская и американская модели экономического роста различаются методами управления корпоративной собственностью и приоритетами социальной политики. Европейская модель экономического роста обусловлена следующими факторами: • наличием мощного кооперативного сектора, обладающего особым хозяйственно-правовым статусом, который играет ведущую роль в продвижении итальянских товаров на мировые рынки. Экономика ряда районов страны построена как кооперативная сеть «индустриальных округов»; • наличием сильной социальной составляющей в системе мер государственного регулирования экономики, что связано, во-первых, с проблемой безработицы (свыше 9% активного населения), во-вторых, с проблемой отставания в экономическом развитии Юга Италии от северных провинций страны; • влиянием социальной доктрины и католической церкви на моральные принципы предпринимательской деятельности. В пользу американской модели развития экономики свидетельствуют следующие факторы: • глобализация мировой экономики; • американизация хозяйственного мышления (частная инициатива, предприимчивость, инновационные наработки и др.): • политика по перестройке национальных систем государственного регулирования (ослабление роли государства в регулировании экономики). Наличие двух групп факторов экономического роста обусловливает необходимость поиска оптимального пути развития, что прослеживается по всем основным направлениям экономических реформ: 1) реформа хозяйственного управления. Одним из основных направлений реформы является либерализация управления корпоративной собственностью. Италия характеризуется высокой степенью концентрации капитала у семейных групп, имеющих пирамидальную структуру и контролирующих значительную часть национальной экономики через финансовые холдинги. Ведущие позиции занимают семейные группы Аньелли, Пирелли, Пезенти, Танци, контролирующие монополии «Фиат», «Пирелли», «Италчементи» др. В ряде ведущих монополистических групп происходит процесс передачи управления компании профессионалам: на руководящие должности приглашаются высококвалифицированные специалисты, не связанные родственными отношениями с собственниками компании. Другим направлением реформы хозяйственного управления является дерегулирование итальянского рынка (в начале 90-х гг. государственные предприятия производили 1/3 ВВП). Неэффективность системы госуправления, выразившаяся в росте дефицита бюджета и государственного долга, подстегнула процесс приватизации. В настоящее время полной или частичной приватизации подверглись более 30 крупных предприятий госсектора, в том числе «Телеком» (1,5 млн акционеров), энергетические группы ЭНИ и ЭНЭЛ, страховая компания ИНА и др. Акционирована и выведена за рамки госсектора национальная сеть железных дорог; 2) административная реформа регионального управления ставит целью реализацию бюджетного федерализма, что дает больше прав региональным и местным органам власти и усиливает их ответственность за пополнение и расходование бюджета. Это делается с целью сокращения дефицита государственного бюджета до уровня 3% ВВП; 3) финансовая реформа. Изменения в банковской системе опираются на разработанное в соответствии с рекомендациями ЕС новое банковское законодательство, которое создало основу для введения в практику заимствования модели универсального банка и инвестиционной компании, новые финансовые инструменты. Реформа заметно оживила рынок капитала. Этому также способствовала биржевая активность малых и средних предприятий; 4)налоговая реформа направлена на упрощение действующей системы налогообложения и поощрение инвестиционной деятельности; 5) реформирование рынка труда связано с реализацией комплекса структурных преобразований, которые включают дифференциацию ставок заработной платы, использование «местных» контрактов на Юге, введение новой трехлетней системы налоговых льгот, увеличение вложений в человеческий капитал за счет удлинения сроков школьного обучения и др.: 6) земельная реформа в Италии способствует концентрации земельного фонда и повышению его эффективности. Она включает следующие направления: продажу земли на основе небольшого выкупа с 30-летней отсрочкой платежа при уплате 3,5% годовых: конфискацию излишков земли у крупных собственников с компенсацией в виде 5%-ных ценных бумаг сроком на 25 лет; поощрение создания крупных рентабельных хозяйств и кооперативов по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Таким образом, реформирование экономики Италии направлено на поддержание стабильного экономического роста и решение социальных и региональных проблем. Однако для Италии актуальными по-прежнему остаются такие проблемы, как сохранение единства страны за счет преодоления экономического разрыва между Севером, Центром и Югом, организованная преступность и коррупция. Проблема «Север-Юг»: история вопроса и направления решения В Италии существует проблема, связанная с дифференциацией экономического развития, с одной стороны, промышленных областей Севера и Центра страны, а с другой - аграрного Юга. Проблема «Север — Юг» возникла во второй половине XIX в., когда Италия была раздроблена на отдельные княжества. Север и Центр Италии находились на стадии индустриализации и характеризовались как промышленные районы, тогда как Юг оставался во власти феодального строя и отставал в своем развитии от Севера. Разрыв между регионами по уровню экономического развития в XX в характеризуется следующими причинами: 1) процессы первоначального накопления капитала и индустриализации Юга тормозились из-за сохранения феодальных отношений в сельском хозяйстве, в то время как на Севере они шли достаточно быстрыми темпами. Таким образом, хотя объединение страны и ускорило развитие капитализма в Италии, но происходило оно на Севере и на Юге страны по-разному; 2) слабая индустриализация Юга способствовала превращению его в поставщика дешевой рабочей силы на промышленные предприятия Севера. Юг являлся также рынком сбыта товаров, произведенных в северных районах. Замедленное развитие капиталистических отношений Юга Италии привело к тому, что его хозяйственная система стала еще более отсталой; 3) Вторая мировая война еще больше обострила региональную проблему Италии. Национальное богатство страны сократилось на треть, морской флот был практически уничтожен, разрушены жилые и общественные здания, мосты, порты. Большие убытки понесло сельское хозяйство. Тем не менее на Севере Италии сохранилось производство, тогда как хозяйственная жизнь Юга Италии была полностью парализована. По всем экономическим показателям наблюдалось значительное отставание южного региона от северного; 4) земли южного региона по большей части неплодородные, практически не пригодные для сельского хозяйства; 5) сложная демографическая ситуация: рождаемость на Юге Италии примерно в 1,5 раза выше, чем на Севере; 6) углубление европейской интеграции еще более усиливает разрыв между двумя экономическими регионами. Если Север Италии может рассчитывать на дальнейшее процветание в едином европейском рынке, то Юг, живущий на субсидии, может оказаться в еще более тяжелом положении. Активизация процесса разрешения проблемы «Север — Юг» началась в 50—60-е гг. XX в. В этот период был разработан «план Ванони», который включал следующие направления: • активизацию роли государства в проведении индустриализации Юга; • создание в определенных районах Юга дополнительных промышленных мощностей, которые обеспечили бы привлечение, частного капитала; • организацию «кассы Юга», в которую отчислялись бы средства предприятиями Северной Италии, а направлялись на развитие частного предпринимательства. Однако полностью реализовать «план Ванони» не удалось из-за частой смены правительства и изменений экономических приоритетов. Разрыв в экономическом развитии между Севером и Югом продолжает увеличиваться. Если в 1980 г. уровень доходов на Юге составлял 59% уровня доходов Севера, то в 90-е гг. этот показатель снизился до 50%. Доля безработных экономически активного населения в конце 90-х гг. составляла на Севере 9%, на Юге- 19.5%. Для сокращения разрыва между Севером и Югом Италии необходимо решить ряд взаимосвязанных проблем: 1)укрепление и развитие производства на Юге страны. Хотя правительство инвестирует строительство новых крупных предприятий, но средств явно недостаточно: 2)безработица и миграция населения из южных районов. Отсутствие необходимого количества рабочих мест в промышленности и сфере услуг способствует эмиграции семей безработных в северные районы Италии и страны Западной Европы; 3)развитие малого и среднего бизнеса. Большинство малых предприятий Юга обладают слабой конкурентоспособностью, крупные же государственные предприятия Юга еще не сумели выйти на мировые рынки. Итальянские и иностранные ТНК не склонны вкладывать капитал в производственную и научно-техническую деятельность на Юге из-за отсутствия там надежных партнеров, неразвитости инфраструктуры, а также острой криминальной ситуации. Поэтому деловые крути страны делают ставку на развитие рекреационного бизнеса, так как индустрия такого рода является наименее капиталоемкой и наиболее прибыльной, следовательно, ее развитие должно привлечь на Юг иностранные капиталы, туристов из Западной Европы, США. и других стран; 4)поиск эффективных путей использования сельскохозяйственных угодий и сокращение частного землевладения; 5)проблема теневой экономики и криминальной деятельности Юга Италии. Реализуется установка малого бизнеса на «прозрачность» как атрибут делового имиджа фирмы. В борьбе с криминальной деятельностью проводятся операции с целью снижения влияния мафии на политическую и экономическую жизнь страны; 6)привлечение финансовых, индустриальных, научно-технических и других ресурсов западноевропейских стран, и прежде всего членов ЕС, к решению региональной проблемы Италии. Место Италии в мировом и европейском хозяйстве Италия - индустриально развитая страна, член ОЭСР, ЕС, «большой семерки», активно участвует в мирохозяйственных связях. Развитие экономики Италии тесным образом связано с внешним фактором. Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора пути экономических преобразований: экспортировать, чтобы выжить. Это определило место Италии в международном разделении труда. Как уже было отмечено выше, лидирующие позиции занимает машиностроение, особенно такие отрасли, как производство сельскохозяйственной техники, металлообрабатывающего оборудования (четвертое место в мире по объему выпуска и третье место — по его экспорту), деревообрабатывающего оборудования, упаковочного (на экспорт идет 80%) и пищевого оборудования. Прочные позиции на мировом рынке занимает продукция химического, металлургического, текстильного (70% - экспорт) и электротехнического производств. Внешнеторговый баланс Италии на протяжении последних десяти лет имеет положительное сальдо. Среднегодовой объем экспорта товаров составляет 240—245 млрд долл., импорта - 230— 235 млрд долл. В товарной структуре экспорта на продукцию обрабатывающей промышленности приходится 97,2%, в том числе на долю машиностроения — 40,8%, текстильную и швейную продукцию - 10,5%, кожевенные и обувные изделия - 5,4%, химикаты и химволокно — 9,4%. Увеличение масштабов итальянского экспорта явилось следствием: 1)проведения политики, направленной на повышение конкурентоспособности итальянской продукции за рубежом; 2)процессов слияний и приобретений, способствующих технологическому обновлению производства и росту конкурентоспособности итальянской продукции. Значительная доля всех новых приобретений принадлежит компаниям США, далее следуют швейцарские, английские, французские и немецкие фирмы. В большинстве случаев иностранные покупатели стремятся не к партнерским отношениям, а к полному контролю над национальными компаниями; 3)снижения пошлин, что стимулировало расширение рынков сбыта итальянских товаров; 4)поощрения экспорта на основе системы льготных кредитов и страхования экспортных кредитов. С целью упрощения и ускорения процедуры предоставления кредитов при Национальном институте страхования (НИС) функционирует специальная секция по страхованию экспортных кредитов - CAZE, работающая под контролем Казначейства. Главной функцией CAZE является страхование экспортных кредитов (долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных). CAZE страхует экспортные кредиты по внешнеторговым сделкам почти со 150 странами; 5) введения практики экспортных премий в виде возврата суммы таможенных пошлин за ранее импортированный и подвергшийся переработке товар перед его экспортом, освобождения экспортеров от уплаты НДС; 6) предоставления безвозвратных ассигнований из государственного бюджета, направленных на модернизацию промышленных предприятий страны, производящих экспортные товары, и, следовательно, на повышение их конкурентоспособности. Таким образом, стимулирование экспорта является важным направлением экономической политики Италии. Италия не столь активна на рынке капиталов, как на рынке товаров. Объем накопленных иностранных инвестиций составляет 110 млрд долл., что меньше, чем в остальных крупных западноевропейских странах. Сильны позиции иностранного капитала в наукоемких отраслях промышленности: электронной, химической, телекоммуникационной. Итальянские прямые инвестиции за рубежом составляют примерно 190 млрд долл. и сосредоточены в основном в странах ЕС. Внешнеэкономические связи Италии Экономико-географическое положение Италии благоприятно для развития связей со странами Ближнего Востока, Северной Африки, государствами Южной и Центральной Европы. В объеме экспорта Италии на развитые страны приходится свыше 70%, причем на страны ЕС - примерно 54%, на развивающиеся страны — 18%. Италия является вторым после Германии торговым партнером России. Товарооборот России и Италии составляет примерно 10 млрд долл. При этом сальдо торгового баланса Италии в торговле с Россией является отрицательным. В структуре российского экспорта в Италию 89% приходится на энергоносители, примерно 5% - на черные и цветные металлы. Италия экспортирует в Россию машины и оборудование (42.2%), мебель (примерно 6%). изделия из черных металлов (5%). фармацевтическую продукцию (4.5%). пластмассы и изделия из них (4%). напитки (2,3%) и др. Активным участником внешнеэкономической деятельности в России является итальянская обувная компания GEOX, которая насчитывает 9 магазинов в России. Несмотря на то, что доля итальянской обуви в российских продажах уменьшается, GEOX стремительно увеличивает ежегодные объемы продаж в России (на 30-50%). Итальянские инвестиции в России составляют примерно 2 млрд долл., из них ПИИ - 169 млн долл. (энергетика, автомобилестроение, электробытовая техника). Новые условия мирового экономического развития, глобализация мировой экономики, углубление европейской интеграции открывают для страны новые возможности, расширяя сферу предпринимательской деятельности для многочисленных высокоэффективных и конкурентоспособных малых и средних предприятий. Литература 1. Воронин В.П., Кандакова Т.В., Подмолодина И.М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: Учеб.пособие / Под ред. В.П. Воронина. – М.: Финансы и статистика, 2007. 2. Глобализация и мировые рынки товаров, услуг и капиталов/Под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – М.: Финановая академия при Правительстве РФ, 2001. |