Реферат: Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста
Название: Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Факультет психологии Дневное отделение Коррекционная программа «Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста» Подготовила: студентка 4 курса, 49 группы Черникович Надежда Минск,2009 Название : «Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста». Актуальность темы коррекционной программы определяется той ролью, которую играет речь в становлении психики ребенка и формировании его личности в целом. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка». На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь. Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты – логопеды. На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др. Методологическая основа: Методологической основой данной коррекционной программы являетсякогнитивная теория усвоения речи Ж. Пиаже . Согласно данной теории развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребёнка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребёнка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трёх создаёт предпосылки для успешного освоения ребёнком речи. Труд Леонтьева А.А. « Язык, речь, речевая деятельность». Рассматривая речь как объект исследования, он говорил, что речевая деятельность должна получить двоякое осмысление. Первое – это представление речевой деятельности как «потока речи», своего рода пространственно-временного континуума говорений, образованного пересечением и взаимоналожением полей речевой активности говорящих и индивидов. Второе – трактовка ее именно как одного из видов деятельности, понимая под деятельностью «сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т.е. тем, в чем конкретизируется та или иная потребность субъекта». Такая трактовка предполагает включение речевой деятельности в общую систему деятельности человека. Это меняет сам принципиальный подход к проблеме. Речевая деятельность берется с учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение носителя языка, во всей полноте обусловливающих ее связей и отношений субъекта деятельности к действительности. Реальный процесс, происходящий в общении, – это не установление соответствия между речью и внешним миром, а установление соответствия между конкретной ситуацией, подлежащей обозначению деятельности, т.е. между содержанием, мотивом и формой этой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами речевого высказывания – с другой. Речевой акт есть всегда акт установления соответствия между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и взаимообусловленных компонентов этой последней. Говоря о речевой деятельности человека, А.А Леонтьев замечал, что речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность – целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности. Однако, несмотря на это, он всё-таки говорил о речевой деятельности, акцентируя внимание на том, что речь не заполняет собой всего «деятельностного» акта. Теория специфических задатков, автором которой является Н. Хомский . Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трёх лет. Этот возраст является сензитивным для развития речи. В течение этого периода развитии речи обычно происходит без осложнений, но вне его усвоить язык или трудно, или вообще невозможно. Методы: Диагностические методы(Методика оценки уровня развития речи младших школьников «Определение понятий»,методика определения активного словарного запаса младших школьников, методика Эббингауза, методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое)), развивающие упражнения Цели: Коррекция речи младших школьников посредством проведения упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др. Задачи: 1. Поиск литературных источников по проблеме исследования. 2. Исследование уровня развития речи учащихся 3. Разработка занятий, способствующих общему развитию речи детей младшего школьного возраста. 4 .Разработка рекомендаций Условия проведения: коррекционная программа проводится в аудитории или классе, рассчитанной на некоторую группу людей. Контингент – учащиеся младшей школы. Количество занятий: коррекционная программа рассчитана на 1 месяц, 2 занятия в неделю по 30 минут. Оборудование: доска, стимульные материалы 1. Исследование уровня развития речи младших школьников Перед проведением коррекционно-развивающей работы была осуществлена диагностика речи учащихся по методикам: Методика 1. Определение понятий В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов: 1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. 2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой. 3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. 4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий. 5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?» Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово. Замечания. 1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова. 2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время. 3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов. Оценка результатов Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти. Выводы об уровне развития:
Методика 2. Методика определения активного словарного запаса младших школьников Испытуемым предлагаются рисунки, на которых изображены люди и различные предметы. В течение некоторого времени, примерно 3 – 4 минут, дети как можно подробнее рассказывают, что изображено и что происходит на данной ему картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе (см. приложение№1), и затем анализируется. Методика 3 . Методика Эббингауза. Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. Инструкция : "Расставь точки". Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций. Методика 4. Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое). Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций. Задание1.
Галка и голубь. Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Муравей и голубка. Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. Умная галка. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить. Самые красивые. Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила: Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла. Задание 2. Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов". Наборы слов: Шкала оценивания.
Задание для углубленной диагностики. "Прослушай ряд слов и составь из них предложения". Задание 3. Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками: Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней. Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня". Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня. Задание для углубленной диагностики. "Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат над кругом; - круг на квадрате; - круг над квадратом". 2. Коррекционно-развивающая программа Занятие 1. 1. Игра « Кто быстрее доберется до…» Цель игры: расширение словарного запаса ребенка , и развитие речи в общем. Условия: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" 2. Упражнение "Игра в слова". Цель: развитие словарного запаса Задание №1. 3.Упражнение . "Признак". Задание №1. Задание №2. Задание №3. по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко; Занятие 2. 1. Упражнение: "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям). Цель: развитие грамматического строя речи. Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? 2. Игра: «Путешествие» Цель: расширение словарного запаса ребенка Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р". Другой вариант "Путешествия". 3. Упражнение: «Зарядка для язычка» Цель: развитие мышц артикулляционно – речевого аппарата. Условия: Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить. Занятие 3. 1.Упражнение:"Что означает выражение?" или "Пословицы". Цель: развитие понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок. Пословицы: 2. Упражнения: "Составь фразу" (образование предложений из слов). Цель: развитие грамматических навыков Задание№1.
"Придумай предложения, используя следующие слова: Задание№2.
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?" Задание № 3. Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ". 1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ . Задание№4.
Занятие 4. 1.Упражнение: "Слова-приятели" (упражнение на синонимы). Цель: развитие словарного запаса, грамматических навыков. Задание №1.
"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный) Задание №2. "Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?" Задание №3.
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его. Упражнение "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы). Задание: "Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый; 2. Игра « Продолжи ряд» Цель: развитие способности изменять слова по анологии Люди - человек, дети - … Занятие 5. 1.Упражнение: "Придумай новое слово". Цель: развитие звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа Задание 1
: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым". Задание 2
: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать". стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок. 2.Игра: «Снежный ком».
"Собираемся в дорогу"
Занятие 6. 1. Упражнение: "Добавь слова" (распространение предложений). Цель: развитие грамматических навыков Задание 1: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?" 2.Упражнение : "Составь фразу" (образование предложений из слов). Цель: развитие грамматических навыков Задание№1.
Задание№2. 3.Упражнение: «Узнай по звуку
»
Материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д) 3 . Упражнение: Что имеется в виду?" Цель: развитие понимания переносного смысла "Скажи, как ты понимаешь эти выражения: Занятие 7. 1.Упражнение: «Кто с какими буквами дружит » Цель: Развитие речи, запоминание букв На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у 1 - слон, у 2 - крокодил, у 3 - ёжик. 1-й говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". 2-й говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." 3-й: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д. Упражнение: "Уменьшение". Цель: развитие словарного запаса, Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...". трава, рука, плечо, солнце, банка;
Цель: Развитие словарного запаса Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка) Упражнение : "Объясни слово". Цель: развитие словарного запаса,развитие умения четко выражать свои мысли Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед, нож, шляпа, мяч, письмо; Занятие 8. 1. Игра: « Внимание! Розыск!» Цель: Развитие связной речи, внимания и наблюдательности В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. 2. Игра: «Цепочка». Цель:расширение словарного запаса, и развитие речи в общем. Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. 3. Упражнение: "Угадайка". Цель: Развитие словарного запаса Задание: "Отгадай загадку: Круглый, полосатый, Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это". 4. Упражнение: "Объясни". Цель: развитие грамматического строя речи Задание: "Послушай фразу: Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу. Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом. Оценка эффективности коррекционной работы: Повторное проведение диагностики позволяет констатировать повышение эффективности речевой деятельности учащихся. Рекомендации родителям и педагогам: Установление психологического контакта с ребенком. Оречевлять все действия ребенка (умывание, одевание, кормление и т. д.) Развивать понимание речи, используя простые инструкции и используя прошлый опыт ребенка. Неоднократно повторять сказанное. Привлекать к занятиям – через развитие понимание речи (дай ручку, покажи носик); через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (прятки, ищем игрушку, самого ребенка, или часть тела), рассматривание семейных фотографий; через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?); через выступление на утреннике. Рассказывать и читать русские народные сказки и стихи. Побуждать досказывать слова. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький). Соотносить цвета, форму (дай такой же), количеству (один – много). Приложение №1 Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958. – 370 с. 2. Знаков В.В. Понимание и познание в общении. – Самара, 1998. 3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. 4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. – 214 с. 5. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с. 6. Младший школьный возраст / Г.И. Боровая и др.; Ред.-сост. Сенько В.Г. – 1989. – 86 с. 7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с. 8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989 – Т. 1. – 485 с. 9. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. – СПб: Речь, 2005. – 373 с. 10. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с. 11. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с. |