Контрольная работа: Системное исследование и факторный анализ систем управления
Название: Системное исследование и факторный анализ систем управления Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа по дисциплине «Исследование систем управления» Содержание Список сокращений Задание 1 Задание 2 Задание 3 Список использованной литературы Список сокращений
СУ - система управлений ОСУ - совокупность специализированных органов ТЗ - техническое задание АХД – анализ хозяйственной деятельности НТП – научно-технический прогресс Задание 1
Дать определение понятию «системное исследование». Дифференциация элементов системы управления и свойства ее целостности. Необходимо определиться с понятием «исследование». Исследование - это вид деятельности человека, состоящий: в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; в установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, в нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике се разрешения. В практике эти признаки исследования находятся в соотношении, характеризующем степень профессионализма, цели и задачи деятельности. Понятие «системные исследования» означает метод исследования, при котором не предполагается глубокое погружение в отдельные физические явления, а подразумевается общее понимание поведения сложных физических систем, состоящих из множества отдельных явлений, и изучение связей и взаимодействия между компонентами таких систем. Эти системные исследования сами по себе могут и не быть исследованием системы, т.е. изучением систем, состоящих из многих частей. Исследования могут быть разными. В практике управления встречаются все эти типы исследований (табл. 1). Таблица 2.1 Типы исследований в зависимости от критерия типологического выбора
Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики, а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.Характеристика элементов системы управления. Элементы СУ можно характеризовать рядом следующих параметров и показателей: - функции управления - специфический вид деятельности по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческих решений: состав и количество функций; распределение функций; - уровень выполнения функций, уровень специализации, кооперации, децентрализации и централизации выполнения функций; количество уровней управления; уровень дублирования функций; уровень регламентирования функций; затраты на выполнение функций; длительность выполнения функций и др.; - информация - совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации: виды, структура и объем информации; уровень информационного обеспечения; периодичность поступления информации; затраты на обработку информации; схема информационных потоков; схема документооборота и др.; - технические средства управления - совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления: виды и количество технических средств, качество технических средств, стоимость и цена потребления технических средств, удельный вес прогрессивных технических средств, возрастной состав технических средств и др.; - кадры управления - работники всех уровней управления: численность, численность по подсистемам (функциям) управления, удельный вес менеджеров и исполнителей, профессиональный и возрастной состав, квалификационный и образовательный уровень, текучесть управленческих кадров, заработная плата кадров управления, уровень трудовой дисциплины, условия труда, оперативность принятия решений, соответствие занимаемым должностям, уровень обеспеченности кадрами управления и др.; - технология управления - совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов: состав и структура - управленческих процессов, процедур и операций; длительность управленческого цикла; удельный вес управленческих операций рутинного и творческого характера; повторяемость и длительность процессов, процедур и операций; уровень типовых технологических процессов управления; уровень регламентации процессов управления; ритмичность выполнения процессов управления; качество выполнения процессов управления; затраты на выполнение процессов, процедур и операций управления и др.; - методы организации управления - совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации: обеспеченность нормативными, методическими и другими документами; уровень учета и контроля исполнения решений; уровень качества используемых методов управления; уровень мотивации труда; уровень творческой активности членов трудового коллектива; уровень организации делопроизводства и др.; - ОСУ - совокупность органов управления, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой для достижения целей и задач организации: состав и количество управленческих подразделений; состав и соотношение целевого, линейного, функционального и обеспечивающего управления; тип существующей структуры управления; соответствие коэффициента - управляемости норме управляемости; уровень качества ОСУ; затраты на управление по подразделениям и др.; - решения - продукты управленческой деятельности, направленные на достижение целей и задач организации: состав, структура, качество решений; полнота и обоснованность решений; своевременность решений; уровень исполнения; оперативность решений; затраты на принятие и выполнение решения и др. От выбора для исследования состава элементов СУ, их параметров и показателей во многом зависят его конечные результаты. Задание 2
Виды организации процесса исследования. Нормативное регулирование исследований и контроль. Оформление результатов. Организация процесса исследования - это система регламентов, нормативов и инструкций, определяющих порядок его проведения. Это распределение функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение работ, их распределение ресурсов и комбинация во времени, пространстве, в кадрах по видам работ. Существуют следующие виды организации процесса исследования. - Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательского типа. Система контрольных мероприятий, координации действий, консультирования и пр. - Создание специализированных групп для организация их работы (ВТК). - Приглашение консалтинговых фирм. Оплата их труда, предоставление организационных возможностей проведения исследования. В управлении исследованиями часто возникает проблема полномочий, обеспечение условий, административное вмешательство в рабочий процесс исследуемого объекта, которое должно быть минимальным и пр. Нормативное регулирование. Основными нормативными источниками сведений о деятельности организации являются различного рода документы - устав организации и другие регламентирующие документы; положения о функциях и обязанностях подразделений; должностные инструкции; другие описания системы (в отчетах, публикациях) Однако, необходимо постоянное исследование нормативной базы, ее обновление. Документы сравнительно быстро устаревают и не всегда отражают действительное состояние дел - наблюдение может оказаться искаженным случайными обстоятельствами. Поэтому на всех стадиях изучения обязательна интеграция методов получения информации о работе системы, их проверка, сопоставление сведений, полученных из разных источников, повторное возвращение к уже изученному процессу с целью исправления, корректировки ранее полученных сведений, детализации ранее не уточненных важных аспектов. Сопоставление сведений и выявление истинного состояния дел существенно облегчается при систематизации и группировке полученных сведений, формализации их представления. Окончательно убедиться в полноте и правильности полученных сведений можно после того, как будет построена модель системы и проверена ее адекватность путем сопоставления с действующей системой. Изучение необходимо начинать с документов, прежде всего рассмотрев структурную организационную схему. Если такой схемы нет, ее надо составить, для чего удобно использовать штатное расписание. Во многих случаях полезно на этой схеме указать вышестоящие и подчиненные организации и связи с ними. Документы, связанные с системой, можно разделить на следующие группы: - официальные положения и инструкции, регламентирующие функции организации или подразделения и определяющие сроки и процедуры обработки информации и принятия решений; - входные документы, возникающие вне системы; - систематически обновляемые записи (массивы) в виде картотек или книг, используемые в процессе работы; - промежуточные документы, получаемые и (или) используемые в процессе обработки данных; - выходные документы. После того как аналитик получил на основе документов общее представление об изучаемой организации или подразделении, он переходит к стадии опросов и бесед с сотрудниками. Сбор сведений путем опросов должен быть избирательным и целенаправленным. При решении некоторых задач и на первых этапах работы нужны обобщенные данные; для других задач и на более поздних этапах - детальные. Поэтому надо предварительно наметить круг интересующих вопросов, а после каждой беседы оценить полученные сведения и корректировать план дальнейших бесед. Обработка полученных сведений является весьма важной, но в то же время и очень трудоемкой работой. Исследование существующей системы не самоцель, а средство познания и требует соизмерять степень детализации данных и соответствующие затраты с возможной эффективностью. Оформление результатов исследования. В основном, работы данного плана определяются ТЗ. При их выполнении проводится проверка собранных данных на полноту и корректность, анализ полученной информации, формирование выводов и рекомендаций, оформление и презентация результатов. В ходе анализа может быть принято решение о сборе дополнительных данных. Задача обобщения и оформления результатов анализа означает: – краткое описание структуры, процессов функционирования и информационных потоков системы; – обобщенное значение показателей и результатов оценки эффективности системы (приводятся значения показателей); – обобщенные выявленные недостатки и предварительные рекомендации по дальнейшему использованию системы, совершенствованию или ее изменению.
Задание 3
Сущность факторного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа: - Постановка цели анализа. - Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. - Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности. - Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем. - Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями. - Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. - Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами). Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В АХД взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки. Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков. Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД предприятий. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже. В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении, позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной. Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Стохастическое моделирование является в определенной степени дополнением детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам: - необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа); - необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели; - необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень НТП). В отличие от жестко детерминированного стохастический подход для реализации требует ряда предпосылок: а) наличие совокупности; б) достаточный объем наблюдений; в) случайность и независимость наблюдений; г) однородность; д) наличие распределения признаков, близкого к нормальному; Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа: - прямой и обратный; - одноступенчатый и многоступенчатый; - статический и динамичный; - ретроспективный и перспективный (прогнозный). При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим. Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности. Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой - представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. Кроме всего, факторный анализ может быть ретроспективным - т.е. изучающий причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным - исследующим поведение факторов и результативных показателей в перспективе. Список использованной литературы
1. Архипов Н.И. Исследование систем управления - М.: ПРИОР, 2002. - 384 с. 2. Мыльник В.В., Титаренко Б.П.. Исследование систем управления - М.: Академический проект, 2003. - 352 с. 3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 400 с. 4. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - 2-е изд. - М.:Дека, 2003. - 336 с. 5. Мухин В.И. Исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления - М.: Экзамен, 2003.- 384 с. |