Курсовая работа: Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь особенности формирования и перспективы развития
Название: Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь особенности формирования и перспективы развития Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Республики Беларусь Кафедра экономической теории Курсовая работа на тему: “Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь. Особенности формирования и перспективы развития”. Выполнил: студент Проверил: Минск Содержание Введение. .................................................................................................................... 3
1.1. Сущность рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг. ...................................... 4-16 1.2. История развития рынка ценных бумаг в мировой практике. ........................... 17-19
2.1. Динамика рынка ценных бумаг в республике Беларусь. .................................... 22-29 2.2. Правовое поле, регулирующее развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. ......................................................................................................................... 30-36 3. Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. ................. 37-39 Заключение. ................................................................................................................ 40-41 Список литературы. ................................................................................................... 42 Введение Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой свободные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулированные на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг. Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связано с функционированием рынка реальных активов, то есть рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. Появлением ценных бумаг(фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленными производственными фондами, с другой – его отражение в ценных бумагах. Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, так как покупка ценных бумаг означает не что иное, как передача частного денежного капитала в ссуду. Фондовый рынок является чутким определителем состояния национальной экономики. Ныне на рынке ценных бумаг основными целями являются становление и закрепление отношений собственности, а главными участниками рынка – банки, как коммерческие, так и государственные. В данной курсовой работе речь пойдет о непосредственно рынке ценных бумаг в Республике Беларусь. Будут затронуты темы истории развития как мирового рынка ценных бумаг, так и Республики Беларусь на современном этапе. Я коснусь вопросов вида ценных бумаг, перспектив развития рынка ценных бумаг в нашей стране. Особое значение будет уделено правовому регулирования рынка ценных бумаг в республике. Роль фондового рынка как инструмента рыночного регулирования должно рассматриваться особо, поскольку его закономерности очень сложны и неоднозначны и представляют особый коммерческий интерес. К тому же до сих пор считается, что выявить эти закономерности с приемлемой точностью практически нереально. 1.1 Сущность рынка ценных бумаг Республики Беларусь, виды ценных бумаг Ценной бумагойявляется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизиторов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В прошлом ценные бумаги существовали исключительно в физически осязаемой, бумажнойформе и печатались типографическим способом на специальных бумажных бланках. Ценные бумаги, как правило, изготовляются с достаточно высокой степенью защищенности от возможных подделок. В последнее время в связи со значительным увеличением оборота ценных бумаг многие из них стали оформляться в виде записей в книгах учета, а также на счетах, ведущихся наразличных носителях информации, то есть перешли в физически неосязаемую (безбумажную) форму. Поэтому на рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и погашаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители. Объекты сделок на рынке ценных бумаг также называют инструментами рынка ценных бумаг, фондами (в значении денежные фонды) или фондовыми ценностями. Ценные бумаги денежного рынка оформляют заимствование денег - это долговые ценные бумаги. К ним относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие. Доход по этим ценным бумагам носит разовый характер и получается либо за счет покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения процентов при их погашении. Денежные ценные бумаги, как правило являются краткосрочными (со сроком погашения менее одного года). Вложение средств в частные фондовые инструменты сопряжены со многими видами рисков, при том различают следующие их виды: 1)риск потери капитала, вложенного в ценные бумаги (банкротство эмитента); К частным ценным бумагам относятся как долговые обязательства, так и долевые ценные бумаги (акции). Каждая из указанных разновидностей фондовых ценностей имеет свои специфические особенности. Облигации Облигация — ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в нейсрок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации могут выпускаться государством, а также Предприятие, выпускающее облигации, принимает на себя обязательства выплатить проценты на каждую облигацию, указать места, в которых облигации и купонные листы будут вручены их Предприятие выплачивает проценты по облигациям в определенные периоды времени. Поэтому при продаже облигаций в дни, не совпадающие с днями выплаты процентов, покупатель и продавец должны разделить между собой сумму процентов. Большинство облигаций продается с нарастающими процентами. При этом покупатели уплачивают продавцам помимо рыночной стоимости облигаций проценты, причитающиеся за период, прошедший с момента их последней выплаты. Сами же покупатели при наступлении срока выплаты процентов получают их полностью. Таким образом, сумма процентов распределяется между различными владельцами. А) Купонные облигацииили облигации на предъявителя. Большинство облигаций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый — с указанием нового владельца облигаций. В) “Балансовые” облигации. Этот вид облигаций приобретает все большее распространение, поскольку их выпуск не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов: просто все необходимые данные об облигационеров вводятся в компьютер. Классификация облигаций в зависимости от обеспечения 1. Обеспеченные облигации.Эти облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа: а) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом предприятия (ее недвижимостью) и иным вещевым имуществом; а) Облигации с доходом на прибыль, или реорганизационные облигации предусматривают выплату процентов только в том случае, если у предприятия имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. Выпуск таких облигаций практикуется при реорганизации предприятия - как правило, когда ей грозит банкротство. Часто их выпускают для замены ранее выпущенных облигаций с одобрения облигационеров компании, которые предпочитают пойти на определенный риск, чтобы избежать опасности неполучения капитальной суммы. 1.Многие необеспеченные облигации могут быть конвертируемыми. Это значит, что при выпуске облигаций такого рода предусматривается право облигационера в течение всего срока, на который выпущены облигации, обменять их на обыкновенные или привилегированные акции. Конвертируемость имеет свои преимущества, как для эмитента, так идля инвестора. 2. Иногда предприятия, выпуская облигации, предусматривают право востребовать их (отозвать) до срока погашении. В этом Случае устанавливаются условия такого востребования: по номиналу или с небольшой надбавкой, которая уменьшается на установленную процентную величину каждый год после выпуска. Когда предприятие отзывает облигации, облирационеры обязаны возвратить свои облигации. Исключения бывают, когда корпорация привыпуске облигаций предусматривает “факультативное право востребования” или « отзывной опцион ». Котировки и рейтинг облигаций Облигации обладают свойством обратимости, то есть с ними могут осуществляется операции по купле-продаже. Некоторые облигации обращаются на бирже, но большинство сделок осуществляется на внебиржевом рынке. Торговля облигациями обычно менее интенсивная, чем операции с акциями. 1. Цена облигации.Как и акции, облигации имеют номинальную стоимость и рыночную цену. Облигации могут продаваться по цене выше номинала — с надбавкой, или с премией, или ниже номинала - со скидкой, или с дисконтом. Рыночная цена обычно зависит от их надежности (финансовой стабильности корпорации—эмитента) и от ставки процента. Важной характеристикой облигации как финансового инструмента является ее доходность. Доход по облигации может быть номинальным (по купонной ставке) и текущим (Основан на текущей цене облигации). 2.Рейтинг. Его имеют большинство облигаций предприятий, устанавливаемый независимыми фирмами. Облигации, имеющие наиболее высокий рейтинг, называются облигациями «инвестиционного класса». Облигации, имеющие рейтинг ниже определенного, считаются спекулятивными, в том числе так называемые бросовые облигации. Чем ниже рейтинг, тем выше риск неплатежа. В целом, чем выше рейтинг, тем ниже доход по ним.Стоит отметить, что в современной практике различия между акциями и облигациями предприятий постепенно стираются. С одной стороны, происходит узаконивание выпуска « не голосующих » акций, а с другой - появились «голосующие» облигации. Стиранию этих различий также способствует также эмиссия конвертируемых облигаций и выпуск так называемых « гибридных фондовых бумаг ». Это явление отражает в определенной мере тенденцию сращивания промышленного и банковского капитала. Акции В современном капиталистическом мире основной формой организации бизнеса являются корпорации или акционерные Общества, которые имеют значительные преимущества по сравнению с другими формами. Два наиболее важных из нихэто - ограниченная ответственность их участников, которые несут убытки лишь в размере своего взноса, сильно упрощенная процедура передачи прав собственности (продажа акций), а также (иэто, наверное, основное преимущество) огромные возможности по мобилизации капитала через эмиссию акций и облигаций, что, в свою очередь, составляет основу быстрого и продуктивного роста компании. 1) акционерные общества могут иметь неограниченный срок существования, в то время как период действия предприятий, основанных на индивидуальной собственности или товарищества с участием физических лиц, как правило, ограничен рамками жизни их учредителей. 3) поскольку акции, как правило, обладают достаточно высокой ликвидностью, их гораздо проще обратить вденьги при выходе из акционерного общества, чем получить назад долю в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью. Акции можно рассматривать как единицы измерения собственнических интересов членов акционерного общества — акционеров. Собственнический интерес — это объем правомочий, получаемых акционером в обмен на передаваемый ими акционерному обществу капитал. Таким образом, акция как объект права собственности по своему характеру представляет собой категорию прав, а не вещей в их телесном виде. Право собственности на акцию это право собственности на права, которые ее обладатель имеет. Документ, свидетельствующий о владении акциями, называется акционерным сертификатом. В нем указываются данные об эмитенте, и данные о зарегистрированном держателе или держателях, номинал (если таковой имеется), тип и число акций, находящихся в собственности держателя сертификата, и соответствующие права на голосование. 1.Право голоса. Большинство обыкновенных акций дает их держателю право 2. Право на участие в прибыли АО (на получение дивидендов). Дивиденд — это часть прибыли корпорации, распределяемая среде акционеров в виде определенной доли от стоимости их акций (иначе говоря, пропорционально числу акций, находящихся в собственности) дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после уплаты всех налогов, процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям (если такие выпущены). Обычно дивиденды выплачивают поквартально, но право решать здесь предоставлено совету директоров. Дивиденды наличными обычно устанавливаются в рублях на акцию. Дроблениеакций — это увеличение количества выпущенных акций, не влекущее за собой изменения совокупной рыночной стоимости активов корпорации и относительных долей держателей акций. При реализации таких прав акционер может закупить акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактической доле в капитале корпорации. Эти права имеют определенную стоимость: цена подписки на новый выпуск акций обычно ниже рыночной цены уже выпущенных акций; в результате этого преимущественные права могут выступать объектом купли-продажи. 5. Права на инспекцию (проверку). Все акционеры имеют право на проверку некоторых документов 4. неразмещенные акции обмениваются на ранее выпущенные обратимые ценные бумаги (обратимые облигации, обратимые привилегированные акции, варранты и др.), условиями выпуска которых предусмотрена возможность подобного обмена. 5. нередко имеют место случаи продажи неразмещенных акций по фиксированной цене, что способствует повышению курса ценных бумаг компании. 1. при благоприятной рыночной конъюнктуре и уверенности в потенциале компании покупка собственных акций может оказаться неплохим размещением на длительную перспективу временно свободных средств. З. приобретение на рынке собственных акций практикуется как превентивная мера против скупки компании третьими лицами, пытающихся установить контроль на ней. 4. приобретение акционерным обществом большого числа акций у крупных держателей может предотвратить падение их курса. 5. компании практикуют покупку собственных акций для выплаты ими дивидендов. Стоимость акций Существует несколько видов стоимости акций. Среди них выделяются: номинальная стоимость, объявленная стоимость, бухгалтерская стоимость, рыночная стоимость. Номинальная стоимость представляет собой стоимость, которая печатается на бланках акций. Она используется для целей учета. В некоторых странах, например в США, акции могут выпускаться без номинальной стоимости, В этом случае для того чтобы провести ценные бумаги по учету, используют так называемую объявленную стоимость акций, которая отражается (объявляется) в проспекте эмиссии. Бухгалтерская стоимость в отличие от номинальной и объявленной изменяется год от года. Сна определяется путем вычета из всех активов компании её пассивов и деления результата (количественно равного собственности акционеров) на общее число обыкновенных акций, находящихся в обращении. Бухгалтерская стоимость отображает величину капитала, приходящегося на одну акцию. Рыночная стоимость акций представляет собой ту цену, за которую они могут покупаться или продаваться на рынке. Она является определяющей для инвестора. Акция стоит столько, сколько покупатель согласен за нее заплатить. По решению собрания акционеров акции могут быть разделены или консолидированы. В случае раздела выпущенные в обращение акции заменяются несколькими другими с меньшим номиналом. При этом размер акционерного капитала не изменяется. Разделение акций практикуется для того, чтобы сделать их более доступными для мелких вкладчиков. Если же акции консолидируются, то ценные бумаги прежних выпусков обмениваются на меньшее число новых акций с повышенным номиналом. Привилегированные акции До сих пор еще не были рассмотрено различие акций по типам, хотя некоторые их особенности уже упоминались выше. Различают обыкновенные и привилегированные акции. Как и обыкновенные акции, привилёгированные акции представляют собой ценную бумагу, указывающую на долю участия ее держателя в корпорации. От обыкновенных акций их отличает следующее: 1. дивиденды на привилегированные акции, как правило, устанавливаются по фиксированной ставке; 2. они выпускаются с указанием номинала и размера дивиденда в процентах или в долларах на акцию; З. дивиденды по привилегированным акциям выплачивается до выплат по обыкновенным акциям и не зависят от прибыли акционерного общества; 5. как правило, держатели привилегированных акций не имеют преимущественных прав на покупку акций нового выпуска и права голоса. 1. Кумулятивные привилегированные акции — самый 2. Некумулятивные привилегированные акции. Держатели этих акций теряют дивиденды за любой период, на который совет З. Привилегированные акции с долей участия дают их держателям 4. Конвертируемые привилегированные акции. Эти акции могу быть 5. Привилегированные акции с корректируемой ставкой дивидендов. В отличие от привилегированных акций с фиксированной ставкой дивидендов дивиденды по этим акциям корректируются на основе учета динамики процентных ставок по краткосрочным государственным бумагам или курса некоторых других инструментов рынка краткосрочных капиталов. Приведенные выше характеристики привилегированных акций Акции, будучи более рискованными ценными бумагами по сравнению с долговыми обязательствами, как правило, привлекают инвесторов возможностью получения повышенного дохода, который может складываться из суммы дивидендов и прироста капитала, вложенного в акции, вследствие повышения их цены. Благодаря повышенной доходности акции обычно обеспечивают лучшую защиту от инфляции по сравнению с долговыми обязательствами. Поэтому основным мотивом, побуждающим инвесторов вкладывать средства в акции, является желание обеспечить прирост денежных вложений вследствие повышения их цены, а также стремление получить повышенные дивиденды. 1. Вексель: (нем. Wechsel, буквально — обмен) вид ценной бумаги, денежное обязательство. Бесспорный и безусловный долговой документ. Различают простой и переводной вексель. Передача векселя от одного лица другому оформляется передаточной надписью — индоссаментом. В международной торговле, а также во внутреннем обороте капиталистических стран вексель - одно из основных средств оформления кредитно-расчетных отношений. 1.2. История развития рынка ценных бумаг в мировой практике Ценные бумаги известны, по меньшей мере, с позднего средневековья. Тогда в результате великих географических открытий заметно расширились горизонты международной торговли, и предпринимателям потребовались крупные суммы капитала, чтобы использовать новые возможности. Более того, расходы по освоению заморских рынков сбыта и источников сырья оказались не по плечу отдельным лицам, результатом чего явилось возникновение акционерных обществ - английских и голландских компаний по торговле с Ост-Индией, компаний Гудзонова залива, которые и стали первыми крупными эмитентами ценных бумаг. В 16-17 вв. в Англии акционерные общества создавались также для финансирования добычи угля, дренажных и иных капиталоемких работ. В те времена лондонские брокеры заключали сделки прямо на улице или в кафе (отсюда пошло выражение "уличный" рынок). Только с началом крупного промышленного переворота и созданием крупных обрабатывающих предприятий торговля акциями получила широкое распространение. В ответ на это лондонские брокеры в 1773г. арендовали часть Королевской меняльни. Так появилась первая в мире фондовая биржа, и рядом с "уличным" рынком стал быстро развиваться рынок "организованный", что в свою очередь способствовало развитию промышленности и торговли. Первая американская фондовая биржа возникла в 1791 г. в Филадельфии, а в 1792 г. появилась на свет прародительница знаменитой ныне Нью-Йоркской фондовой биржи. Сначала биржи торговали не столько акциями, сколько облигациями, которые охотно выпускали правительства и железнодорожные компании, нуждавшиеся в огромных средствах для создания инфраструктуры крупного машинного производства. Победное шествие акционерной собственности с конца прошлого века привело к специализации бирж на торговле акциями, а работа с облигациями сосредоточилась на "уличном" или, как теперь называют, внебиржевом рынке. В 60-е годы 19 в. произошло еще одно важное событие. В Германии появились универсальные инвестиционные банки, взявшие на себя весь комплекс посреднических операций с ценные бумаги в интересах прежде всего тяжелой индустрии. Разрабатывая нетрадиционные источники капитала и формируя чуть ли не целые отрасли промышленности, они сыграли выдающуюся роль в индустриализации таких стран, как США, Германия, Швеция. Именно из Германии и в меньшей степени из Франции пришел брокерский бизнес в Россию. В данном случае мы поговорим о России, так как территория Беларуси в то время входила в состав Российской империи. "Маклер", "биржа", "акция", "курс" - эти термины мы получили оттуда вместе с опытом финансовых инвестиций. До конца 19 века в России не было ни одной специализированной фондовой биржи. Сделки с ценными бумагами осуществлялись на товарных биржах в соответствии с правилами биржевой торговли товарами. Из 21 существовавшей в России биржи фондовые операции осуществлялись на семи: Петербургской, Московской, Варшавской, Одесской, Киевской, Харьковской и Рижской. Ведущей была Петербургская биржа. На ней осуществлялись сделки с наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами как руководящие. На Московской, Варшавской, Одесской, Киевской биржах осуществлялась самостоятельная котировка ценных бумаг лишь местных акционерных компаний. Причем, по свидетельству одного из биржевых деятелей того времени, "для местных бумаг местные биржи играли огромную роль". Официально на названных биржах осуществлялись лишь две основные операции с частными ценными бумагами: во-первых, подписка на новые выпуски ценных бумаг и, во-вторых, покупка и продажа их на наличные. Ссудная операция под залог ценных бумаг с возникновением коммерческих банков практически целиком перешла к ним. Торговля же акциями и паями на срок могла вестись лишь нелегально - либо вне официальной биржи, либо на ней, но в замаскированном виде. И в том, и в другом случае сделки на срок не охранялись законом, что делало их рискованными. Биржи же лишались одной из важнейших операций, в результате чего, в частности, страдала котировка частных бумаг. Срочные сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь в 1893 г. К тому времени в связи с ростом биржевых оборотов с ценными бумагами и развития форм кредита позиция правительства относительно сделок с акциями на срок изменилась. Покупка акций не на наличные деньги и поставка их на известный срок и по известной цене (что законом до тех пор определялось как основные проявления срочных сделок) перестали рассматриваться как противозаконные. Криминальными стали считаться лишь такие сделки на срок, исключительной целью которых являлась спекуляция на разнице курсов бумаг без фактической их передачи. Тогда же законом от 8 июня 1893 г. были приняты меры по упорядочению биржевой торговли, в частности торговли ценными бумагами: введены некоторые ограничения в праве производить операции на бирже без посредства маклеров, книги маклеров были подчинены ревизии Министерства финансов, а министру было предоставлено право увольнять маклеров с должности в случае обнаружения злоупотреблений. Этим ограничивалась к середине 1890-х годов регламентация биржевых сделок с ценными бумагами. Из 198 статей биржевого устава - закона, определявшего всю деятельность биржи, только в 3 статьях упоминалось о сделках с фондами, тогда как в эти годы они уже значительно преобладали над товарными. В административном же порядке Министерство финансов, по свидетельству его представителей, не считало необходимым "вмешиваться" в функции биржевых комитетов. Мало того, оно даже не располагало данными не только об объеме биржевых сделок с частными ценностями, но, нередко, и о существовавших биржевых обычаях. Само введение частных ценных бумаг на биржу и порядок их биржевой котировки определялись исключительно обычаями каждой из бирж. Введение частных ценных бумаг в котировку осуществлялось по инициативе правления компании, просто группы акционеров или банка. Для этого они должны были обратиться к биржевому комитету с заявлением, при котором прилагали устав общества, образец бумаги и, если общество существовало несколько лет, отчет за последний год. Однако в 1890-х годах допускались к котировке и бумаги только образованных компаний; в этом случае требовалось подтверждение сбора всей суммы капитала. Не допускались к котировке бумаги акционерных обществ, чей капитал был менее 500 т.р. Ограничение суммы акционерного капитала объяснялось представителями Министерства финансов как мера "против захвата данной бумаги", точнее захвата компании путем скупки большинства ее акций на бирже в ущерб интересов прежних владельцев (считалось, что капитал в 250-300 т.р. легко может попасть в одни руки). Следует заметить, что в начале 20 века Петербургская биржа еще не занимала подобающего ей места в русском народном хозяйстве, как, например, Берлинская биржа в германском народном хозяйстве. В то время как акции и паи предприятий почти всех отраслей германской промышленности не только были формально допущены к котировкам на Берлинской биржи, но и действительно находились в биржевом обороте, в бюллетене Петербургской биржи отсутствовал ряд важнейших отраслей отечественной промышленности. Из 44 чисто химических предприятий с капиталом свыше 40 млн.р. ни одно не фигурировало на Петербургской бирже. Они котировались в Берлине, Париже, Брюсселе, но только не в Санкт-Петербурге. О трамваях, конно-железных дорогах, и отчасти предприятиях электрического освещения и энергии нечего и говорить. С другой стороны российские ценные бумаги пользовались стабильной популярностью в Западной Европе. Так на Лондонской, Парижской, Берлинской и др. европейских биржах помимо русских государственных займов, закладных листов, облигаций железных дорог и др. облигаций котировались акции наилучших наших кредитных учреждений, металлургических, каменноугольных, нефтяных и разных других предприятий. 2.1 Динамика рынка ценных бумаг в Республике Беларусь С 1994 года началась программа по заимствованию финансовых ресурсов путем выпуска государственных ценных бумаг. Это был год «первых шагов» на рынке государственного заимствования, фактически только отрабатывался механизм покрытия бюджетных расходов за счет привлечения средств с финансовых рынков. Однако и тот небогатый опыт, полученный в ходе четырех выпусков, позволил сделать вывод о широких возможностях использования государственных долговых обязательств на финансирование дефицита бюджета и бюджетных расходов. Поэтому в качестве одной из мер по реализации Закона о бюджете Республики Беларусь на 1995 год и Указа Президента «Об уточнении бюджета Республики Беларусь на 1995 год и временных мерах по сокращению бюджетных расходов» было наделение Министерства финансов правами по управлению государственным долгом, исключая выпуск Государственных ценных Бумаг(ГЦБ). И хотя в Законе о бюджете на 1995 год еще не было выделено отдельной строкой финансирование дефицита государственного бюджета за счет поступлений от размещения государственных долговых обязательств, своим решением Правительство установило довести объем выпуска ГЦБ до 20% утвержденного на этот год дефицита бюджета. При этом доходы от реализации этих ценных бумаг планировались в сумме 250 млрд. руб. Фактически же в 1995 г. за счет данного источника было получено 528, млрд. руб., т.е. профинансировано 16% дефицита бюджета. С конца сентября 1995 года Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 года принята концепция рефинансирования Национальным банком коммерческих банков. Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов выпуска ГЦБ и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому процентная ставка по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки рефинансирования. В 1996 году выпуск государственных долговых обязательств наращивает темпы. В 1996 году при заключении сделок РЕПО наблюдалась тенденция увеличения сроков заимствования ресурсов, что позволяло инвесторам более рационально и продуманно управлять своим портфелем ценных бумаг. Произошло разделение сделок, совершаемых на вторичном рынке, по временным параметрам и характеру. Одну группу составили сделки сроком до 7 дней, совершаемые для поддержания ликвидности банковской системы в целом и конкретных банков в частности. Основная их задача – предоставление или получение краткосрочных ресурсов. В отдельную группу выделились сделки со сроком 1-2 месяца и более. Такие операции рассматривались как размещение ресурсов в ГЦБ на вторичном рынке (проявляется инвестиционный характер сделки). С целью усиления контроля обращения государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального Банка Указом Президента Республики Беларусь от 09.04.1996 г. №139 «О преобразовании закрытого акционерного общества «Межбанковская валютная биржа» на вторичном рынке было создано общество «Межбанковская валютная биржа» и передано в ведение Национального банка Республики Беларусь. С этого момента Национальный Банк активно включился в процесс организации вторичного рынка ГЦБ в Республике Беларусь. Анализ развития рынка государственных долговых обязательств показал актуальность и значимость этого не инфляционного источника покрытия бюджетного дефицита. В законе, определяющем параметры бюджета на 1996 г., был выделен отдельной строкой выпуск государственных казначейских обязательств в сумме 850 млрд. руб., или 15,5% от суммы утвержденного предельного размера дефицита республиканского бюджета. После отказа от политики жестких денежно-кредитных ограничений в 1996г. денежно-кредитная политика государства становится все более мягкой. В Беларуси действуют два главных источника эмиссии денежных средств, а именно: кредиты Национального банка Правительству и политика предоставления целевых кредитов реальному сектору экономики через банковскую систему (следует заметить, что кредиты предоставляются под низкие процентные ставки). Денежная эмиссия во многом объясняется политикой целевого кредитования. Целевые кредиты направлены на стимулирование экономической деятельности, преимущественно в сельском хозяйстве и жилищном строительстве, ставки таких кредитов на много ниже ставки рефинансирования. При стремительном росте объемов целевого кредитования и выдачи кредитов Правительству увеличение денежной массы было неизбежно. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг является наиболее развитым. В процессе формирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь 1998 год стал переломным. Основная задача, решаемая государством в этот период, заключалась в формировании целостной системы государственного регулирования рынка ценных бумаг и завершении создания его правовой и институциональной инфраструктуры. Под инфраструктурой фондового рынка понимается система государственного регулирования, депозитарная и расчетно-клиринговая системы, система биржевой торговли, институциональные инвесторы (инвестиционные, пенсионные и страховые фонды), а также правовое обеспечение деятельности рынка. Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 года №366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» положил основу решения задачи по совершенствованию инфраструктуры рынка, что дало новый импульс развитию рынка. Указом реализуются основные аспекты Концепции функционирования и развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь и, в частности, претворяется политика государственного регулирования рынка ценных бумаг, в результате которой монополизируется биржа (создается монобиржевая система) и вводится единая депозитарная система: - внебиржевой рынок был устранен; - с ноября 1998 г. вторичное обращение бумаг производится только через биржу. Объем сделок на вторичном рынке в 1998 г. составил 207716 млрд. руб. и вырос за год на 41.6%. В указе было предусмотрено проведение следующих мероприятий, выполненных полностью к настоящему времени: - придание Комитету по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь статуса Государственного комитета с наделением его полномочиями по государственному регулированию рынка ценных бумаг Республики Беларусь – Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.1998 г. №1218 утверждено Положение о Государственном комитете по ценным бумагам Республики Беларусь; - преобразование ЗАО «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» в государственное предприятие (ГП РЦДЦБ) и обеспечение централизованного хранения ценных бумаг, зарегистрированных и разрешенных к обращению на территории Республики Беларусь – формирование единой двухуровневой депозитарной системы Республики Беларусь во главе с ГП РЦДЦБ; - образование в форме открытого акционерного общества единой Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ) на базе государственного учреждения «Межбанковская валютная биржа» и открытого акционерного общества «Белорусская фондовая биржа». 1). Государственный комитет по ценным бумагам (ГК ЦБ) Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления рынком ценных бумаг и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Основными задачами Госкомитета по ценным бумагам являются: - государственное регулирование и осуществление контроля и надзора за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам; - регистрация выпусков ценных бумаг; - лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам. 2). Создана единая двухуровневая депозитарная система во главе с государственным предприятием Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, разработаны Единые стандарты ведения и учета депозитарных операций, в которых установлены единые требования к документообороту и правила учета прав собственности на счетах «депо», в результате чего нормативно определен переход прав собственности на ценные бумаги – основная проблема эффективного функционирования рынка ценных бумаг. Учет прав собственности теперь осуществляется с использованием депозитарных технологий вместо принятых ранее записей в реестр акционеров, что помимо сохранности ценных бумаг обеспечивает надежность, скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. Кроме этого создана возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля соблюдения действующего законодательства при заключении сделок. 3). Зарегистрировано открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа». Биржа наделена правом торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами, за исключением ИПЧ «Имущество». Активно проводятся торги с государственными ценными бумагами и валютой. 4). Продолжается работа по совершенствованию Закона «О рынке ценных бумаг», унифицированного с российским законодательством. Операции по купле-продаже ГЦБ с 25.11.1998 года полностью проводятся через государственное учреждение «Межбанковская валютная биржа» (ГУ МВБ). Непосредственное участие в закрытом аукционе по первичному размещению ГКО принимают только первичные инвесторы согласно согласованному с генеральным поверенным правительства списку. Участниками вторичного рынка являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, получившие соответствующую лицензию ГК ЦБ и осуществляющие сделки, как от своего имени, так и по поручению клиентов. Для проведения операций по инвестированию средств в ГЦБ нерезиденты могут открывать в уполномоченных банках счета со специальным режимом использования типа «С». Рынок ценных бумаг Республики Беларусь в 1998 году представлен следующими основными сегментами: - корпоративные ценные бумаги (акции, облигации); - государственные ценные бумаги (ГКО, ДГО); - муниципальные ценные бумаги (жилищные облигационные займы); - ценные бумаги коммерческих банков (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты); - ИПЧ «Имущество». В этот период доминирующее положение в структуре рынка занимают краткосрочные инструменты денежного рынка. Динамика объема вторичных торгов характеризуется возрастающей ролью сегмента государственных бумаг на рынке ценных бумаг. Основными участниками рынка, как и ранее, являются коммерческие банки. Объем эмиссии ГКО в 1998 г. составил 22541 млрд. руб. и вырос на 124%. Минимальный срок обращения увеличился с 134 до 316 дней, а доходность сохранилась, примерно, на уровне ставки рефинансирования Национального банка - 35-40% в 1997 году и 40-48% в 1998 году. Объем эмиссии ДГО составил 886,5 млрд. руб., увеличившись за год на 11%. В 1998г. было проведено 40 выпусков ГКО против 25 в 1997 году и 4 выпуска ДГО против 2 в 1997 г. Объем сделок с ГЦБ на вторичном рынке в 1998 году составил 207716 млрд. руб. и вырос на 41.6%. Сокращение коэффициента оборачиваемости государственных бумаг (отношение объема сделок на вторичном рынке к общему объему эмиссии) с 12 в 1997 году до 8,9 в 1998 г. объясняется, в первую очередь, снижением реальной доходности операций с ГКО (девальвация обменного курса белорусского рубля на 300% за третий квартал 1998 г.) свидетельствует о резком ухудшении ожиданий субъектов хозяйствования относительно параметров будущей инфляции). Для эффективности открытых рыночных операций требуется свободное установление процентных ставок. Существующее ограничение на уровень ставок на первичном рынке ГЦБ, вне зависимости от их срока обращения, не дает возможности их использования в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. На протяжении 1998 года реальная ставка рефинансирования оставалась отрицательной, что определяло низкую привлекательность ценных бумаг в белорусских рублях и приводило к бегству капитала. Объем финансирования дефицита государственного бюджета в 1998 году составил 4614 млрд. руб. (95,7% дефицита) против 10958 млрд. руб. (55,3) в 1997 году. В 1998 году наблюдалась отрицательная реальная доходность вложения денежных средств в государственные ценные бумаги Республики Беларусь. В развитии рынка ценных бумаг Республики Беларусь за последние годы осуществился переход к стадии активного становления. На регулярной основе функционирует только рынок ГЦБ, на котором также наблюдаются определенные трудности и проблемы, препятствующие его росту и стабильной работе. Но при условии хорошей организации он может быть использован в качестве инструмента для достижения безинфляционного кредитования дефицита государственного бюджета, сглаживания резких колебаний денежной ликвидности и поддержания устойчивого функционирования банковской системы. На основании анализа состояния и перспектив развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь можно сделать следующие выводы: 1). Быстрое совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг, благодаря активному участию государства, создает предпосылки для формирования механизма трансформации национальных сбережений в инвестиции; 2). В настоящее время наблюдается перекос развития фондового рынка в сторону сегмента государственных ценных бумаг; 3). Банки выступают основными участниками рынка ценных бумаг; 4).Отрицательная реальная доходность вложения средств в государственные бумаги при избыточной ликвидности в финансовой системе заставляет инвесторов искать более доходные инструменты – валютный рынок, векселя и облигации субъектов хозяйствования, акции приватизированных предприятий; 5). Рост прибыли 100 ведущих акционерных обществ Республики Беларусь по объему выручки и, следовательно, прибыльность вложения в акции этих предприятий превосходит прибыльность операций с государственными ценными бумагами; 6). Аукционы по продаже акций, принадлежащих государству, оказывают позитивное влияние на активность вторичного рынка и увеличение прозрачности рынка, определение реальной цены акции; 7). Сокращение списания ИПЧ “Имущество” со счетов физических лиц свидетельствует о падении интереса населения к приобретению акций приватизируемых предприятий. В 1999 году продолжается работа по развитию рынка ценных бумаг в целях низкоинфляционного кредитования дефицита республиканского бюджета, что предусматривает наращивание объемов эмиссии ГЦБ, расширение круга инвесторов данного рынка путем привлечения физических лиц, региональных инвесторов и других субъектов хозяйствования. Для сглаживания резких колебаний процентных ставок денежного рынка и поддержания ликвидности банковской системы осуществляются операции Национального банка на открытом рынке ценных бумаг. Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 1999 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством: - усовершенствования системы биржевой торговли ценными бумагами, проведения регулярных торгов ГЦБ на площадке Белорусской валютно-фондовой биржи; - совершенствование системы депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам; - проведения комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей рынок корпоративных ценных бумаг, включая раскрытие информации об эмитенте; - совершенствование системы учета ценных бумаг банков, в том числе переданных в доверительное управление; - расширение спектра эмитируемых банками ценных бумаг в целях привлечения средств физических и юридических лиц в реальный сектор экономики; - расширение возможностей банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков. Динамика объема эмиссии и стоимости акций юридических лиц Республики Беларусь, находящихся в обращении
Динамика количественных показателей первичного рынка государственных ценных бумаг в январе-июне практически полностью повторяла развитие событий в прошлые годы. Хотя определенные особенности в функционировании рынка в анализируемом периоде можно выделить. Фактически ситуация менялась каждый месяц, что заставляло и эмитента, и инвесторов постоянно корректировать собственные стратегии поведения на рынке. Традиционно в начале года банковская система функционировала в условиях дефицита ликвидности. Процентные ставки по краткосрочным рублевым ресурсам на межбанковском кредитном рынке находились выше 20% годовых. Нацбанк постоянно проводил ломбардные кредитные аукционы с целью подкрепления текущей ликвидности коммерческих банков. Находясь в таком положении, основные операторы рынка просто не имели возможности приобретать бумаги. И хотя Минфин старался поддерживать ежедневное предложение ГКО на первичном рынке, его усилий хватило на то, чтобы сумма привлеченных средств в январе едва превысила 25 млрд. руб. Переломным месяцем стал февраль. Потребности коммерческих банков в ресурсах стали ослабевать и, как следствие, наметилось некоторое снижение процентных ставок. Вместе с тем Минфин продолжал ежедневно предлагать инвесторам ГКО. В итоге объем реализации облигаций по сравнению с январем вырос практически в 4 раза. В марте рост продаж облигаций продолжился. В этот период банковская система уже функционировала в условиях избытка текущей рублевой ликвидности. Снижение базовой ставки рефинансирования и, соответственно, доходности выпусков ГКО, только повысило спрос на бумаги. Минфин фактически был вынужден сдерживать их предложение. О ежедневной возможности приобрести ГКО можно было забыть. Вместо этого практически в два раза был увеличен размер выпусков. Однако спрос в дни проведения аукционов превышал объем эмиссии в разы. Это позволило Минфину осуществить финансирование дефицита государственного бюджета посредством выпуска ценных бумаг более чем на 150 млрд. руб. При стабильно высоком спросе на облигации в апреле Минфин отказался от их продажи в ходе доразмещений. Пять аукционов, прошедших в течение месяца, позволили привлечь в бюджет около 145 млрд.руб. При этом эмитент начал активно снижать доходность новых выпусков относительно действующей ставки рефинансирования: на последнем апрельском аукционе средневзвешенная доходность сформировалась на уровне 13,59% годовых. В мае спрос на облигации продолжал оставаться высоким. Минфин вернулся к продаже бумаг в ходе доразмещения и в то же время старался снизить доходность выпусков на аукционах. В этих целях удовлетворялись наиболее привлекательные заявки, содержащие максимальные цены покупки. Это объясняет относительно небольшие объемы реализации ГКО непосредственно на аукционах. Однако последующая реализация бумаг на доразмещении компенсировала потери от такой тактики. Явное снижение потребности эмитента в денежных средствах стало проявляться в июне. Прежде всего на это указывало снижение объемов новых выпусков до 15-20 млрд. руб. Что касается спроса, то он если и снизился, то незначительно. В такой ситуации Минфин просто вынужден был снижать будущие расходы по финансированию государственного бюджета. В итоге приобрести ГКО на первичном рынке к концу месяца с доходностью выше 12% годовых было уже невозможно. Таким образом, в текущем году оборот первичного рынка государственных облигаций продолжал оставаться зависимым от текущей рублевой ликвидности банковской системы. В периоды ее дефицита оборот первичного рынка падал, во время избытка - рос. Динамика номинальной доходности облигаций также осталась нисходящей. Качественных изменений на рынке, как это было в прошлом году, когда Минфин стал проводить аукционы через биржу, отказавшись от услуг Нацбанка, в этом году пока нет. Несмотря на прогнозируемость текущей ситуации и относительное спокойствие в период благоприятной рыночной конъюнктуры, существует ряд нерешенных проблем. Прежде всего это касается постоянного наращивания эмитентом внутреннего государственного долга. Объем бумаг, находящихся в обращении, уже составляет около 1,5 трлн. руб., а емкость рынка, оцениваемая Минфином, - около 2 трлн. руб. Понятно, что она может быть пересмотрена в сторону повышения. Например, если ресурсная база коммерческих банков будет расти более динамично. Ясно одно: в ближайшее время у операторов рынка будет оставаться все меньше внутренних возможностей для инвестирования средств в государственные облигации. Дополнительным фактором снижения интереса к бумагам Минфина может стать их доходность. Она уже подходит к своим критическим значениям. На последнем июньском аукционе по размещению краткосрочных дисконтных облигаций средневзвешенная доходность сформировалась на уровне 11,73% годовых. Действующая на этот момент базовая ставка рефинансирования Нацбанка - 13%. Если прогнозировать ситуацию на конец года, то при ставке рефинансирования 9%, доходность по вновь размещаемым выпускам ГКО может составить около 8% годовых. Фактически преимущества в доходности у государственных облигаций может больше не быть. По крайней мере, представить доходность ГКО на уровне 8% годовых к концу года достаточно тяжело, учитывая, что долларовые активы имеют сегодня аналогичную стоимость. В этой связи Минфину явно придется подстраиваться под потребности рынка. Скорее всего, в критической ситуации эмитент будет вынужден отказаться от привычных шаблонов поведения. Наиболее приемлемыми мерами в повышении привлекательности облигаций может стать работа по увеличению ликвидности выпусков ГКО и ГДО, а также предложение инвесторам инструментов с различными сроками обращения. В текущем году эмитент практически не продавал долгосрочные бумаги. Период их активного размещения пришелся на первую половину 2004 г. К августу объем ГДО, находящихся в обращении, превысил объем краткосрочных бумаг. Однако с начала года это соотношение стало уменьшаться в пользу ГКО: доля долгосрочных облигаций упала с 58% до 42,8%. Что касается низкой ликвидности облигаций, то прежде всего это проблема наличия в обращении большого количества выпусков. Чем больше их, тем меньше сделок заключается с каждым из них. В этом году Минфин предпринял попытку сократить число вводимых в обращение выпусков. В первом квартале аукционы начали проводиться раз в две недели. Однако затем эмитент отказался от такой тактики. Вполне возможно, что в недалеком будущем ему придется к ней вернуться. Во-первых, сокращение количества выпусков, находящихся в обращении, позволит стать им более ликвидными. Это неминуемо отразится на повышении емкости рынка, поскольку расширит круг инвесторов, для которых привлекательность инструмента заключается в его ликвидности. Во-вторых, малое число больших по объему эмиссии выпусков позволит и самому Минфину иметь более широкие возможности по оптимизации расходов. На сегодняшний день считается, что чем быстрее прошла реализация выпуска на первичном рынке, тем успешнее действия эмитента. При этом доразмещение проходит по доходности, сформированной на аукционе. Подобные рамки не позволяют манипулировать доходностью выпуска на первичном рынке на протяжении всего срока его обращения. Таким образом, у Минфина есть поле деятельности в случае критических изменений внешних условий. Учитывая, что до конца года доходность продолжит свое номинальное снижение, а объем бумаг в обращении будет расти, мы можем увидеть отдельные качественные изменения в функционировании как первичного, так и вторичного рынка государственных ценных бумаг. 2.2. Правовое поле, регулирующее развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь Закон Республики Беларусь 12 марта 1992 г. N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (в ред. Законов Республики Беларусь от 28.06.1996 N 487-XIII, от 11.11.2002 N 148-З) Настоящий Закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Целью настоящего Закона является содействие развитию в республике рынка ценных бумаг путем мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и эффективного использования, установление правовых гарантий защиты инвесторов. Закон устанавливает необходимые требования к лицам, осуществляющим выпуск и профессиональную деятельность по ценным бумагам, создает условия для организации в республике необходимых структур для осуществления операций с ценными бумагами. Статья 1. Основные термины 1. Эмитент ценных бумаг - юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг. 2. Инвестор - физическое или юридическое лицо, владеющее ценными бумагами. 3. Ценные бумаги (акции, облигации) - документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту. (часть 1 пункта 3 в ред. Закона Республики Беларусь от 28.06.1996 N 487-XIII) Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах. При обращении ценных бумаг в форме записей на счетах владелец ценных бумаг может реализовать свои имущественные права по отношению к эмитенту через специализированные организации, осуществляющие хранение, учет и расчеты по операциям с ценными бумагами. 4. Ценные бумаги считаются документами на предъявителя в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, достаточно предъявления ценной бумаги. Ценные бумаги являются именными в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, необходима регистрация имени владельца эмитентом или по его поручению - организацией, осуществляющей профессиональную деятельность по ценным бумагам. Передача ценной бумаги от одного владельца к другому отражается изменением соответствующих записей в учете. 5. Профессиональная деятельность по ценным бумагам - проведение операций с финансовыми активами, признанными ценными бумагами или их производными, третьих лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также осуществление работ и услуг, связанных с такими операциями с целью получения дохода (за исключением дохода в виде процента или дивиденда). Статья 2. Законодательство о ценных бумагах и фондовой бирже 1. Отношения, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг, профессиональной деятельностью участников рынка ценных бумаг, регулируются настоящим Законом и иными законодательными актами, действующими на территории Республики Беларусь. 2. Действие настоящего Закона распространяется на деятельность со следующими видами ценных бумаг: а) акции в соответствии с определением статьи 3 настоящего Закона; б) облигации в соответствии с определением статьи 5 настоящего Закона. 3. Настоящим Законом не регулируются выпуск и обращение облигаций внутренних государственных займов, других бумаг, выпускаемых или гарантированных Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, а также иных видов ценных бумаг и лотерей. 4. Правительство Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь устанавливают квоты и порядок допуска к обращению на территории Республики Беларусь ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами, а также квоты и порядок допуска к обращению вне территории Республики Беларусь ценных бумаг, выпущенных эмитентами, находящимися под юрисдикцией Республики Беларусь. Статья 3. Основные характеристики акций 1. Простая акция - ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества при его ликвидации, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом. Привилегированная акция - ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, право на долю собственности при ликвидации общества и не дающая права голоса на участие в управлении обществом. 2. Обязательными реквизитами акции являются: наименование ценной бумаги - "акция", номинальная стоимость, вид акции (именная или на предъявителя); полное наименование и юридический адрес эмитента; полное наименование или имя покупателя акции либо указание, что акция на предъявителя; место, дата выпуска, номер государственной регистрации, серия и порядковый номер акции; образец подписи (факсимиле) уполномоченных лиц эмитента и перечень прав, предоставляемых владельцам акций. Вышеназванные реквизиты содержатся в реестре акционеров. Порядок ведения реестра акционеров определяется центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. 3. Все выпускаемые акционерным обществом акции обеспечиваются его имуществом. При отсутствии имущества производится предварительная подписка на акции, средства от которой не могут быть использованы до проведения государственной регистрации акций. Статья 4. Выпуск акций 1. Решение о выпуске акций принимается учредительной конференцией или общим собранием акционеров. 2. Решение о выпуске акций должно содержать сведения, определяемые центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Акции выпускаются при создании акционерного общества либо при увеличении его уставного фонда. Выпуск акций создаваемым открытым акционерным обществом включает в себя проведение открытой подписки, регистрацию акций и их фактическое размещение на условиях и по итогам подписки. Порядок проведения открытой подписки на акции создаваемого открытого акционерного общества определяется законодательством. 3. Акции выпускаются в размере оплаченного уставного фонда создаваемого акционерного общества и размещаются среди инвесторов на условиях и по итогам подписки. Дополнительный выпуск акций, осуществляемый в связи с увеличением уставного фонда путем подписки, возможен только после полной оплаты акций и их государственной регистрации. Решение о дополнительном выпуске акций принимается общим собранием акционеров по окончании подписки. Размещение дополнительного выпуска акций открытого акционерного общества возможно в форме распределения между участниками общества, открытой продажи либо по итогам подписки. 4. Подписка на акции либо их продажа первому владельцу по цене ниже номинальной стоимости не допускается. При этом номинальная стоимость акций должна быть выражена только в национальной денежной единице. Открытая продажа дополнительного выпуска осуществляется на основе договора купли-продажи путем внесения инвестором взноса на расчетный счет эмитента в учреждении банка. Инвестор приобретает право владельца на акции после их полной оплаты, а на их отчуждение - в порядке, предусмотренном законодательством. Статья 5. Основные характеристики облигаций 1. Облигация - ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации выпускаются сериями, состоящими из однородных ценных бумаг с равной номинальной стоимостью и одинаковыми условиями выпуска и погашения. 2. Облигации выпускаются субъектами хозяйствования или другими юридическими лицами под залог имущества с согласия собственника или уполномоченного им органа. 3. Обязательными реквизитами облигации являются: наименование ценной бумаги - "облигация"; полное наименование и юридический адрес эмитента облигаций; полное наименование или имя покупателя либо указание, что облигация на предъявителя; номинальная стоимость; размер процентов, если это предусмотрено; порядок, сроки погашения и выплаты процентов; дата выпуска; номер государственной регистрации, серия и порядковый номер облигации; образцы подписей (факсимиле) уполномоченных лиц эмитента и права, вытекающие из облигации. Статья 6. Решение о выпуске облигаций 1. Решение о выпуске облигаций принимается эмитентом в порядке, предусмотренном его уставом или другим документом, регулирующим его деятельность. 2. Акционерное общество может принять решение о выпуске облигаций только после полной оплаты акционерами стоимости всех акций. 3. Решение о выпуске облигаций должно обязательно содержать: полное наименование и юридический адрес эмитента облигаций; уставный фонд эмитента, условия обеспеченности займа, наименование документа, регулирующего хозяйственную деятельность, а также перечень руководящих должностных лиц эмитента; данные о размещении уже выпущенных ценных бумаг; цель выпуска облигаций; указание вида облигаций; общую сумму эмиссии и количество облигаций, номинальную стоимость облигаций, порядок выплаты доходов; где и когда уплачиваются средства на покупку облигаций; в какой срок возвращаются средства при отказе от выпуска облигаций; порядок размещения облигаций; порядок оплаты облигаций; другие вопросы, связанные с выпуском облигаций. Статья 7. Выплата дохода по облигациям 1. Доход по облигациям выплачивается в порядке, предусмотренном условиями выпуска облигаций. 2. В случае невыполнения эмитентом обязательств по выплате процентов и погашению номинальной стоимости облигаций взыскание этих сумм производится принудительно в соответствии с законодательством Республики Беларусь. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ Статья 8. Порядок регистрации ценных бумаг 1. Эмитент реализует право на выпуск ценных бумаг с момента регистрации ценных бумаг и присвоения номера государственной регистрации в центральном органе, осуществляющем контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Регистрации подлежат ценные бумаги юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке. 2. Продажа ценных бумаг считается открытой, если об этом объявлено эмитентом или она отвечает по крайней мере одному из нижеприведенных критериев: а) ценные бумаги предназначены для размещения между юридическими и физическими лицами, круг которых индивидуально заранее определить невозможно; б) ценные бумаги предлагаются к продаже более чем ста юридическим или физическим лицам. При преобразовании коллективных и народных предприятий в акционерные общества настоящее требование не обязательно. (подпункт б пункта 2 статьи 8 в ред. Закона Республики Беларусь от 28.06.1996 N 487-XIII) 3. Для регистрации необходимо представление следующих документов: а) заявления о регистрации ценных бумаг; б) решения о выпуске ценных бумаг, оформленного в соответствии со статьями 4, 6 настоящего Закона соответственно для регистрации акций и облигаций; в) нотариально заверенной копии устава эмитента; кроме того, для регистрации ценных бумаг, размещаемых путем открытой продажи или подписки, представляется проспект эмиссии; Правила оформления регистрации выпуска ценных бумаг устанавливаются центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. 4. Государственная регистрация (или отказ) должна быть проведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов. При регистрации ценной бумаги ей присваивается номер государственной регистрации. Отказ в регистрации может последовать лишь по мотивам нарушения установленного порядка или несоответствия представленных документов требованиям законодательства. Отказ в регистрации может быть обжалован эмитентом в судебном порядке. 5. Государственный реестр ценных бумаг ведется центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. 6. Государственная регистрация ценных бумаг, проводимая в соответствии с настоящей статьей, не может рассматриваться как гарантия стоимости данных ценных бумаг. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. "О ценных бумагах и фондовых биржах и Положением о Комитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1593 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 105, 5/9319), Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь постановляет: 1. Установить следующие требования финансовой достаточности к юридическим лицам, претендующим на получение лицензии на осуществление профессиональной деятельности по ценным бумагам, и профессиональным участникам рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники): 1.1. размер собственного капитала (чистых активов) должен быть не меньше величины уставного фонда, установленной законодательством Республики Беларусь для соответствующей организационно-правовой формы общества. Данная норма не распространяется на профессиональных участников, осуществляющих деятельность инвестиционного фонда; 1.2. собственные оборотные средства должны составлять не менее 50 процентов уставного фонда. Собственные оборотные средства рассчитываются на основании бухгалтерского баланса как сумма итога по разделу 3 пассива баланса, строки 550 "Фонды потребления", строки 560 "Резервы предстоящих расходов и платежей" за вычетом итога по разделу 1 актива баланса; 1.3. заемные средства не должны превышать размера собственного капитала; 1.4. профессиональный участник обязан обеспечивать выполнение обязательств по платежам в бюджет и перед кредиторами в установленные сроки. 2. Дополнительные требования финансовой достаточности профессионального участника, осуществляющего определенный вид деятельности, могут устанавливаться нормативно-правовыми актами, регламентирующими этот вид деятельности. 3. Установить следующие квалификационные требования к руководителям и сотрудникам профессиональных участников: 3.1. руководитель профессионального участника (для банков - руководитель и (или) его заместитель, контролирующий деятельность банка на рынке ценных бумаг), осуществляющего только посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам, а также специалисты, которые непосредственно выполняют функции по совершению, оформлению и регистрации сделок, должны иметь квалификационный аттестат первой или второй категории; 3.2. руководитель и специалисты профессионального участника, осуществляющего консультационную деятельность, деятельность депозитария, деятельность инвестиционного фонда, доверительную (трастовую), а также биржевую деятельность по ценным бумагам, должны иметь квалификационный аттестат первой категории; 3.3. при осуществлении деятельности депозитария допускается наличие аттестата второй категории у специалистов, выполняющих функции, не требующие подписи на документах; 3.4. при совмещении профессиональным участником коммерческой, посреднической деятельности с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг руководитель профессионального участника должен иметь квалификационный аттестат первой категории, специалисты - аттестат первой или второй категории в зависимости от функциональных обязанностей; 3.5. руководители и специалисты филиалов или региональных представительств профессионального участника, в том числе филиалов банков должны иметь квалификационные аттестаты в соответствии с требованиями, изложенными в подпунктах 3.1 - 3.4 пункта 3 настоящего постановления. 4. Руководители и должностные лица профессионального участника не могут быть одновременно руководителями и должностными лицами другого профессионального участника. 5. В случае смены руководителя новый руководитель должен быть аттестован (при отсутствии у него квалификационного аттестата) в течение одного месяца с даты вступления в должность. 6. Единые требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, фондовым биржам, их руководителям и сотрудникам, утвержденные начальником Государственной инспекции Республики Беларусь по ценным бумагам 30 марта 1994 г. 3. Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь В Беларуси существует рынок ценных бумаг, в котором скрыт серьезный потенциал, причем как созидательный, так и разрушительный. Все это понимают, что обуславливает весьма осторожный подход к его развитию. Например, по этой причине налоговые льготы при выпуске облигаций были предоставлены только Беларусбанку, хотя получить необходимый опыт можно было бы, предоставив такие же условия нескольким банкам и предприятиям. Одна из основных проблем, мешающих развитию рынка ценных бумаг в Беларуси, это чрезмерная теоретизированность. Наша экономика не является точной копией экономик западных стран, поэтому и рынок ценных бумаг не должен быть таким же, как там. Главная задача — сделать так, чтобы белорусский рынок ценных бумаг соответствовал той модели экономики, которая создана в нашей стране, и способствовал ее росту. Ценные бумаги должны работать на экономику — это главное требование, исходя из которого будут приниматься меры по изменению состояния рынка ценных бумаг. Сейчас существуют проблемы на всех сегментах фондового рынка Беларуси, за исключением, пожалуй, только государственных ценных бумаг, где Министерство финансов жестко контролирует ситуацию. При этом каких-либо горящих проблем в настоящее время нет нигде, но есть несколько проектов нормативных актов, требующих доработки. В частности, готовится концепция закона о ценных бумагах, который будет охватывать все ценные бумаги, а не только эмиссионные, как это предлагалось ранее. Процесс приватизации в нашей стране идет постепенно, поэтому актуальность рынка акций невелика. С облигациями дело обстоит по-другому. Существующий сейчас рынок банковских векселей — это чужеродное для нашей экономики явление, которое ни к чему хорошему не приведет. Фактически создалась новая платежная система, которую трудно контролировать государству. В то же время есть векселя предприятий, которые связаны с торговым оборотом и принципиально отличаются от векселей банков. Вексель хорош для того предприятия, которое умеет работать и у которого есть деньги. Сейчас таких предприятий у нас уже много, поэтому развитие рынка корпоративных векселей в нашей стране логичным и отвечает интересам экономики. В связи с этим нужно рассчитывать на понимание банков, которые получат вместо собственных долговых обязательств векселя предприятий в качестве нового эффективного инструмента для работы. Банки найдут здесь свою новую нишу в условиях сокращения рынка банковских векселей (в I квартале текущего года он уменьшился примерно на 50% по сравнению с I кварталом прошлого). Рынок ценных бумаг должен быть связан с реальным сектором экономики, а банки занимались бы обеспечением его ликвидности. На сегодня перед белорусской экономикой стоит задача снижения стоимости денег, но уменьшение банковских ставок объективно практически не имеет резервов, и предприятиям не стоит рассчитывать на существенное снижение процентов по кредитам. Поэтому им надо научиться получать средства с помощью ценных бумаг. На фондовом рынке предприятия получат возможность заимствовать финансы напрямую у инвесторов. Сложившаяся в настоящее время ситуация создает благоприятные условия для развития рынка ценных бумаг и многие предприятия уже осознали необходимость этого. Национальный банк Республики Беларусь (НБ РБ) не намерен до марта 2007 года снижать ставку рефинансирования, учитывая проблемы с ликвидностью ведущих банков. Аналитики пояснили, что проблема ликвидности ведущих белорусских банков, в первую очередь, Беларусбанка и Белагропромбанка, вызвана тем, что они уже использовали потенциал реструктуризации активов, доведя долю кредитов в активах до уровня более 70%. При этом задание банковской системы по увеличению ресурсной базы выполнено только в части привлечения рублевых депозитов. Задание по увеличению уставных фондов и собственного капитала банков не выполнено, констатировали биржевые аналитики. Это является основной проблемой для дальнейшего развития банковского кредитования, так как банки ограничены в привлечении средств своим капиталом, а ресурсная база без увеличения капитала не может быть расширена. Было отмечено, что проблемы с ликвидностью ведущих банков республики обусловили высокие ставки на внутреннем рынке межбанковских кредитов, которые в настоящее время составляют 20-26% годовых при ставке рефинансирования 15% годовых. Для преодоления проблем с ликвидностью ведущих госбанков правительство должно в полной мере выполнить свои обязательства собственника этих банков в части их финансирования. Учитывая текущий профицит республиканского бюджета, Национальный банк рассчитывает, что правительство сможет направить в госбанки реальные ресурсы и увеличить их уставные фонды. Министерство финансов республики считает, что начало 2007 года для Беларуси в экономическом и финансовом плане будет хуже, чем начало 2006 года. Это окажет сдерживающее влияние на снижение процентных ставок по рублевым кредитам. Он пояснил, что возможности реализации белорусской продукции в России, как ожидается, будут снижены в связи с тем, что в РФ не выполнит запланированный рост ВВП, а она является основным торговым партнером Беларуси. Кроме того, на динамику поведения процентных ставок на белорусском рынке окажет негативное влияние рост процентных ставок на мировых кредитных рынках. Все эти факторы могут привести к тому, что запланированное на конец 2006 года снижение процентных ставок по рублевым кредитам до 13% может быть достигнуто лишь в 2007 или последующих годах. Заключение Республика Беларусь – молодое правовое государство, которое стремится к благополучию и экономическому процветанию, как и любая другая цивилизованная страна. Однако нужно учесть исторический фактор, который отложил свой негативный след на развитие белорусской экономики. Прежде всего, это и революция 1917 года и что еще больше – послевоенный период, распад Советского союза. В послереволюционные года наша страна перешла к планово-административной экономике, которая всегда и во всем контролировалась партийным руководством. Но нужно отметить, что этот период характеризовался резким подъемом индустриального производства, повсеместной электрификацией и развитием промышленности. Однако все это не могло дать толчка к развитию фондового рынка в СССР, так как отсутствовала частная собственность в государстве, а само государство решало проблемы куда более насущные, чем распространение ценных бумаг в стране: голод, освоение новых территорий, добыча полезных ископаемых в сложных природных условиях и так далее, тем более само правительство исключало саму мысль о развитии рынка ценных бумаг. Так продолжалось чуть более семидесяти лет. Развал Советского союза в 1991 году был неожиданный, но, к сожалению необратимый и очень трудный. Трудный потому, что люди, как и само государство не были готовы к такому повороту событий. Миллионы рублей, лежавших в сберегательных кассах по всей стане буквально за мгновение обесценились, и это не удивительно, ведь в те времена в год инфляция составляла 200 – 300 %. Для сравнения, предельный допустимый уровень инфляции в странах Европейского союза составляет 2%, а для динамичного развития экономики благоприятны 2 – 4 %. Население, как и само государство в короткий период времени потеряли огромные деньги и нужно было применять экстренные меры по выходу из сложившейся ситуации. Разумеется, предпосылок к активному развитию рынка ценных бумаг в то время не наблюдалось. В связи с чем я так долго описывал экономическую ситуацию Беларуси в те года? Мы потеряли около восьмидесяти лет в развитии всей банковской структуры. Сейчас времена изменились: государство произвело экономический подъем, люди начали потихоньку отходить от опасений, касающихся банковской системы, да и, в конце концов, мы стали открытым государством с присутствующей частной собственностью и относительно открытым рынком. Все это и должно положительно повлиять на развитие фондового рынка в нашем государстве, а это может произойти только тогда, когда наша экономика окончательно оправиться от экономических потрясений тех лет. К сожалению не все получается так, как нам этого хотелось: приток инвестиций невелик, существует привилегированное положение отдельных банков да и наша экономика местами осталась командно-административной. Я считаю, что нужно дать больше свободы инвесторам, создать благоприятные условия для привлечения денежных средств из-за рубежа, упорядочить правовое поле регулирования всеми сторонами жизни страны, одним словом – создать благоприятный инвестиционный климат в государстве, а не привлекать денежные средства у населения путем перевода заработной платы из кассы на лицевой счет в банке. Пусть народ сам решит, когда и сколько нести денежных средств в банки. Нужно больше свободы выбора, свободы действий и свободы мышления, тогда наша страна начнет развиваться еще быстрее и динамичнее, а в месте с ней и отечественный фондовый рынок, ведь у населения появится больше собственных средств и не будет стоять проблема выживания, а будет вопрос: куда деть свободные деньги. Это касается и частных предприятий и индивидуальных предпринимателей в том числе. Пока все это находится лишь на бумаге или в проекте правительства, но у меня есть твердое убеждение, что в скором времени обстановка изменится и народ поймет, что можно зарабатывать деньги путем их одалживания и быть уверенным в завтрашнем дне. Я еще раз повторюсь, Республика Беларусь – молодое государство и у него все впереди, главное учиться на чужих ошибках, а не на своих и рационально использовать свои денежные ресурсы. Список используемой литературы 1. «Деньги, кредит, банки » Кравцова, Минск, 1997 год. 2. «Теория финансов» Заяц, Фисенко, «Высшая школа», 1997 год. 3. «Рынок ценных бумаг и его участники» Алексеев М.Ю. Москва 1998 год. 4. «Акции, облигации и другие ценные бумаги» Москва, 1991 год. 5. «Финансовые аспекты рыночной экономики» Москва, 1993 год. 6. Сайт Нацбанка Республики Беларусь: http://www.nbrb.by/statistics/SecurMarket 7. Сайт Беларусбанка http://www.belarus-bank.by/ 8. Фондовый рынок Республики беларусь http://stock.bcse.by/ 9. “Экономикс” Макконнел, Москва, 1975 г. 10. Банковский кодекс Республики Беларусь. 11. Г. Барздов. Особенности организации вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь – Банковский вестник, №2/98. |