11.натурализм в социологии
Натурализм- импирическое восприятие происходящих в обществе процессов, т.е познание и описание чего-либо происходит только через моделирование соц реальности, т.е. представление ее в виде статической ситуации. Одним из натуралистическим направлением явл психологический эволюционизм. Представитель Уорд Гиддингс. В своем труде он развивает взгляд, согласно которому первичной соц силой явл желание, голод, жажда. На основе этих желаний складываются более сложные интеллектуальные и моральные потребности.
В. Вундт Написал труд «Психология народов», который был попыткой начать исследования взаимоотношений культуры и индивидуального сознания.
|
12.структурный функционализм
|
13социокультурная динамика Сорокина
Сорокин создает свою циклическую концепцию истории человечества и культуры.
Культура- совокупность материальных и духовных достижений созданных изменяемых людьми в процессе их совместной деятельности. К достижениям относятся наука, техника, измененная окр среда, религия. В ходе своего развития человек создает различные культурные системы: познавательные, этические (мораль), эстетические(искусство), право и техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупное образование: 1.пространственное и механическое соседство
2.Косвенная ассоциация на основе внеш фактора
3.каузальная или функциональная интеграция
4.логико-смысловая
На основе возникает социокультурная система. Общий принцип- система истин создающая свою философию, религию, экономику. Социокультурная супер система эволюционирует по своим собственным внутренним законам
|
14. причины зарождения социологии в России
1.в 40-50 г 19в в России остро ощущалось необходимость реформ. В 1861 отменено крепостное право, что привело к появлению новых соц отношений. Общество было заинтересовано в изучении соц процессов. Метафизика и философия уже не могли отвечать на вопросы о реальном положении вещей, а значит накопилось большое количество вопросов- это привело к становлению новой науки
2. усложнение структуры русского общество и бурный рост городских сословий стимулировали развитие социологии. Капитализм привел к сильному расслоению населения города, ломки старых культурных стандартов, создал новые профессии.
|
15. этапы развития социологии в России
1этап 1860-1890
Географическая школа
: Мечников «цивилизация и великие исторические реки..» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения.
Мерилом прогресса выступает солидарность. Главный показатель соц прогресса степень свободы преобраз коопераций
Органицизм
Стронин: общество – организм, а соц институты отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.
Лименфельд «мысли о соц науки будущего», т.к общество организм оно обладает всеми отличительными чертами.3 функции:
1.физиологическая или экономическая
2.морфологическая или юридическая
3.индивидуальная или политическая
Считал что классовая борьба и революция это потология и ненормальное развитие.
Субъективная школа
П.Л.Лавров .Основные работы: "Социологи-позитивисты", "Введение в историю мысли", "Теория и практика прогресса". Считал, что социология - это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. Движущая сила истории - "критически мыслящая личность", элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.
Н.К.Михайловский . Основные работы: "Теория Дарвина и общественная наука", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество".
При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.
Идеал общественного развития - создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм - это "творчество личного начала при посредстве начала общинного".
Психологическая школа
Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: "Историко-философские и социологические этюды", "Введение в изучение социологии", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историка. Теория исторического знания", "Общие основы социологи".
Общество - сложная система психологических и практических взаимодействий личностей, "надорганическая среда". Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы - предмет изучения психологии, социальные организации – предмет изучения социологии.
Второй этап: 1890е годы - начало ХХ века.
Неокантианство:
1.Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)
А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная работа: "Методология истории".
Он выступил за переход от "публицистического любительства" в социологии к ее специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания - вопросы синтеза истории и социологии.
Считал, что социология - это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.
2. Субъективно -нормативная концепция.
В.М.Хвостов : Социология - особая промежуточная наука, которая использует типологические методы. Личность - социокультурное образование, на которое общество и культура ставят свой отпечаток.
Хвостов отрицательно относился к революции как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам. Подверг критике марксизм и субъективную школу.
3 Концепция индивидуального психологизма.
Л.И.Петражицкий Социология - наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.
Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.
Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия.
Легальный марксизм
С.Н.Булгаков , Н.А.Бердяев , Струве. Выступали против народничества, против положения том, что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально - буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими экономическими идеями.
3 этап: первая четверть ХХ века.
Неопозитивизм.
П.А.Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее. социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.
Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.
Предлагал создать социологию на следующих принципах:
1.
Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.
2.
Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть
3.
Социология должна быть объективной наукой.
4.
Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.
5.
Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.
Четвертый этап: 1920-1930-е годы.
В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук.
В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные законы природы,
Существовало две точки зрения:
1.Историчекий материализм является одновременно частью социологии и общей социологической теории, то есть социология-часть философии.
2.Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она - самостоятельная, нефилософская наука.
В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление", "Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические исследования в области труда. В 30-е исследования прекращаются, социология приходит в упадок.
5 этап: с 1960х годов по настоящее время
В эти годы проведены новые важные исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе, упадок крестьянской культуры, причины бегства крестьян из деревни. В середине 1960-х годов появляется ряд работ
1964 г.- выходит книга Харчева "Брак и семья в СССР", где обобщен широкий круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи.
1965 г.- издан пятитомник произведений Струмилина.
1967 г.- вышли коллективные монографии "Рабочий класс и технический прогресс" Осипова и "Человек и его работа" Здравомыслова, повлиявшие на все дальнейшие социологические исследования труда.
1966 г.- издание двухтомника "Социология в СССР" под ред. Осипова. В этом труде были собраны результаты множества эмпирических исследований.
Наиболее заметный вклад в проведениесоциологических исследований внесли Ядов, Здравомыслов, Андреева, Осипов
|