Реферат: Административно-правовой статус федерального министра

Название: Административно-правовой статус федерального министра
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Содержание

Задание № 1.Акты государственной администрации. 3

Задание №2. Административно-правовой статус федерального министра. 9

Задание №3……………………………………………………………………….....12

Задание №4. 13

Список использованной литературы:14

Задание № 1.Акты государственной администрации

Традиционно в учебниках отечественного административного права используется термин "правовые акты управления", реже — "административные акты". Западноевропейская административно-правовая наука и законодательство оперируют понятием "административные акты". Административные акты — это ядро общего административного права, особая публично-правовая область реализации управленческих функций и особый вид управленческого процесса; они являются сущностью административного права'.

Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты. А огромное число и разнообразие общественных отношений, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания многих миллионов правоприменительных актов о приеме (на работу, в вузы и т. д.), о призыве на воинскую службу, о выделении (жилой площади, ресурсов и т. д.), о назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д.

Будучи самыми многочисленными и разнообразными правовыми актами, акты администрации являются и самыми мобильными. Процедура их принятия, отмены сравнительно проста.

Рассматриваемым актам свойственен ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от иных юридических актов — законов, актов правосудия, протестов и представлений прокуроров, гражданских и иных договоров:

1) они принимаются при осуществлении государственной административной власти, являются правовой формой исполнительно-распорядительной деятельности. Как известно, существуют четыре типа администрации: государственная, муниципальная, частная, международных организаций. Каждая из них издает административные акты. Без этого любая администрация функционировать не может. Соответственно существуют акты:

• государственной администрации;

• муниципальной администрации;

• частной администрации;

• международных организаций.

2) акты государственной администрации вправе принимать:

а) исполнительные органы государственной власти;

б) администрации государственных учреждений, предприятий, строевых формирований;

в) структурные подразделения органов исполнительной власти и администраций;

г) должностные лица государственных организаций;

д) руководители судебных учреждений, органов прокуратуры, аппаратов представительных органов;

е) должностные лица Администрации и Управления делами Президента;

ж) руководство Банка России и входящих в его систему организаций, руководство Центральной и других избирательных комиссий;

3) судьи, единолично рассматривающие дела об административных правонарушениях в порядке, установленном нормами административного права.

Представляется, что к актам государственной администрации (АГА) можно отнести и акты уполномоченных государством общественных организаций и их представителей (народных дружинников, общественных инспекторов и др.) об изъятии определенных предметов, о доставлении в ОВД;

з) подзаконность актов прежде всего означает их соответствие действующим законам. Но, кроме того, это свойство включает в себя их соответствие актам вышестоящих органов, приговорам и решениям судов, заключенным договорам;

4) официальный характер правового акта состоит в том, что он издается от имени определенной структурной единицы государственного аппарата, выражает волю государства, влечет служебные последствия. Он издается уполномоченным лицом при исполнении служебных обязанностей;

5) АГА опирается на властные полномочия его автора и является односторонним властным волеизъявлением. В нем воплощен синтез мысли и власти компетентного субъекта, который, используя свои полномочия, превращает свои знания и волю в государственные предписания. Если мысль, знание можно считать отцом правового акта, то государственную власть следует назвать его матерью. Односторонность волеизъявления не означает, что субъекты административной власти не учитывают воли граждан, подчиненных работников, смежных организаций. Наоборот, в основе многих решений лежат заявления, ходатайства, предложения;

6) решение субъекта власти становится правовым актом, когда оно принято в установленном порядке, надлежащим образом оформлено. Это заключается в соблюдении процедуры принятия (согласование, обсуждение, голосование), необходимых требований делопроизводства (указание даты, номера, автора), подписании, а иногда и утверждении, регистрации, опубликовании акта. Оформление изучаемых актов в основном регулируется административным правом. Значит, их особенностью является то, что они принимаются и оформляются в порядке, установленном административно-правовыми нормами;

7) правовые акты исполнительной власти влекут юридические последствия, с этой точки зрения их можно объединить в две группы:

а) они устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;

б) они влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений, служат юридическими фактами.

В АГА могут содержаться нормы как административного, так и нормы других отраслей права (финансового, трудового, гражданского и др.), они могут повлиять на гражданские, семейные, земельные и иные правоотношения.

Итак, акты государственной администрации — это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.

I. По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов.

1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами. Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т. д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей. Но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. По кругу лиц, на которых распространяются нормы, их источники можно поделить на:

• акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские);

• межведомственные акты;

• внутриведомственные (в том числе локальные) акты.

2. Индивидуальные акты -- это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных средств). По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы.

3. Общие акты либо содержат общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.

4. В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.

II. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

III. По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полифункциональны.

IV. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:

• дискреционные АГА, принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на службу). Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;

• акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник ОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);

• акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).

V. По степени сложности решения АГА могут быть простыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции, о выводе войск из Афганистана).

VI. В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:

• немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

• с даты, указанной в самом акте;

• в срок, указанный в другом акте;

• после государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов Федерации, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер.

VII. В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании) и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

VIII. Если анализировать акты в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению, административной опеке и другим вопросам.

Акты государственной администрации (правовые акты управления) только тогда выполняют свое предназначение, когда они находят широкое применение в практической деятельности органов управления и их должностных лиц, когда содержащиеся в них положения исполняются или осуществляются. Для этого правовой акт управления должен обладать юридической силой, под которой понимается его способность выступать в качестве административно-правовой формы реализации исполнительной власти, т. е. полностью соответствовать ее задачам, целям и функциям. Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия и издания.

Задание №2 . Административно-правовой статус федерального министра

Федеральные министры обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства.

Федеральные министры как члены Правительства наделены полномочиями, которые установлены законодательством и указами Президента для руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых эти вопросы отнесены. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и законодательством к полномочиям Президента РФ, и ему.

Федеральные министры:

-участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации;

-принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

-принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

-обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

-Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

-При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.

Полномочия министра по руководству соответствующим федеральным органом исполнительной власти определяются иными документами (Положениями о соответствующих министерствах, другими актами федерального законодательства).

Министр - руководитель министерства или должностное лицо, возведенное в ранг министра (так называемый министр без портфеля). В соответствии с действующим законодательством министр по должности является членом Правительства. Будучи членом Правительства, министр участвует с правом решающего голоса в заседаниях Правительства. Руководители других федеральных ведомств исполнительной власти (комитетов, надзоров) участвуют в работе Правительства без права решающего голоса. Политическая значимость поста министра непосредственно вытекает из Конституции. В то же время, поскольку в Конституции не дан перечень основных видов федеральных органов исполнительной власти, в комментируемом Законе отсутствуют должности председателей комитетов, которые были бы по своему рангу равноценными министрам, руководителям министерств.

Из содержания полномочий федеральных министров вытекает, что все они в пределах компетенции равноправны, действуют самостоятельно и под свою ответственность ведут дела руководимых ими органов исполнительной власти (министерств).

Принципиальным обстоятельством, подчеркивающим статус федеральных министров , является обязательное участие в решении вопросов отрасли самого министра или его представителей. Это касается всех стадий подготовки правительственных актов, затрагивающих интересы ведомства, равно как обсуждения и принятия подобных решений на заседаниях Правительства и его рабочих органов.

Как член Правительства министр участвует в выработке и реализации основных направлений политики Правительства, подготовке постановлений и распоряжений Правительства, т.е. не являет собой прямого подчиненного - в принятии проекта решения - Председателю Правительства, а входит с ним в состав коллегиального органа.

Закон определяет только подотчетность (а не подчиненность) федеральных министерств Правительству при выполнении своих полномочий. Это - общая норма. Одновременно при осуществлении полномочий по вопросам, отнесенным Конституцией и федеральными законами к полномочиям Президента, федеральные министры подотчетны и Президенту. Федеральный министр руководит деятельностью министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций. Полномочия министров как руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти определены в Положениях об этих органах, утверждаемых Правительством либо Президентом в зависимости от их подведомственности. За долгие годы сложился определенный круг таких полномочий по:

а) изданию в пределах компетенции приказов, распоряжений, указаний, а также по организации и проверке их исполнения;

б) распределению должностных обязанностей между своими заместителями и руководителями структурных подразделений министерства;

в) назначению и освобождению от должности работников центрального аппарата министерства;

г) утверждению структуры и штатного расписания центрального аппарата министерств в пределах установленного Правительством фонда оплаты труда и численности его работников.

Особое внимание уделяется координационным функциям федеральных министров. Для обеспечения ведомственных интересов комитетов, федеральных комиссий и служб, координация которых возложена на федерального министра, руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти входит по должности в состав коллегии соответствующего министерства Российской Федерации.

Задание №3 . Может ли быть задержан в административном порядке несовершеннолетний

В соответствии со статьей 27.3 КоАП РФ несовершеннолетние могут быть подвергнуты административному задержанию однако существуют специальные требования к данному процессу в ч.4 ст.27.3 КоАП говорится что об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Кроме того в соотв. с ч.3 ст.27.6 КоАП РФ несовершеннолетние правонарушители содержатся отдельно от взрослых.

Задание №4

Дежурный РОВД получил по телефону анонимное сообщение о том, что по такому-то адресу проживает скрывающийся от милиции гражданин Копейкин. На неоднократные требования, открыть дверь прибывшему по указанному адресу наряду проживающий в квартире Безручко ответил отказом. Через дверь он сообщил, что зарегистрирован по данному адресу вместе с семьей и посторонних в квартире нет. Сотрудники ОВД, вскрыв входную дверь, посторонних не обнаружили, но Доставили Безручко в РОВД, где был составлен протокол об: административном правонарушении, квалифицировав его действия как неповиновение (ст 19.3 КоАП РФ).

Законны ли действия сотрудников РОВД?

Действия сотрудников РОВД неправомерны, так как Безручко имел право не открывать им дверь, реализуя свое Конституционное право на неприкосновенность жилища. Следовательно, в его действиях нет состава такого правонарушения как неповиновение ст.19.3 КоАП РФ.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 97-ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ"// "Российская газета" от 27 июля 2004 г. N 97 ФЗ

4. Административное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - ЗАО Юстицинформ, 2005

5. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА . М), 2000.–с 640

6. .Глушко Е.К. Административная реформа в России и зарубежных странах: общее и особенное. - Ежегодник "Административное и финансовое право", 2006. Том 1.

7. . Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007