Реферат: Управление качеством продукции на предприятии 4

Название: Управление качеством продукции на предприятии 4
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

План

Введение

  1. Сущность и система показателей качества продукции
  2. Анализ концепции всеобщего управления качеством продукции. Система обеспечения конкурентоспособности.
  3. Международная система качества: стандарты ИСО 9000:2000
  4. Инструменты повышения качества продукции.
  5. Организация контроля качества продукции
  6. Сертификация продукции и систем качества.

Выводcтема показателей качества продукции.

Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции является основным фактором достижения ее конкурентоспособности. К другим статичным факторам относятся цена продукции, затраты в сфере ее потребления (эксплуатации) за нормативный срок службы (применения) и качество сервиса продукции. Первый уровень системы показателей конкурентоспособности продукции:

Рис. 1. Место качества продукции среди статичных факторов конкурентоспособности.

Структура приоритетов конкурентоспособности продукции будет следующей 4:3:2:1. Из этого соотношения следует, что при формировании стратегии повышения конкурентоспособности в первую очередь ресурсы следует направлять на повышение качества продукции, затем – на снижение издержек фирмы, совершенствование организации эксплуатации (применения) продукции с целью сокращения эксплуатационных затрат и в последнюю очередь – на повышение качества сервиса продукции. Указанные на рис. 1 показатели (факторы) конкурентоспособности отражают как бы статику процесса управления. На конкурентоспособность оказывают влияние и динамичные факторы: факторы времени, синергичности, неопределенности внешней среды, неэтичности партнеров и др.

С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств товара следует различать понятие «качество» и «полезный эффект». Качество - потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект - действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность. Фактическое значение полезного эффекта товара составляет 40-70% его потенциальной способности, т.е. потребительские свойства используются на 40-70%. На практике экономически нецелесообразно достигать 100% использования потребительских свойств, так как в этом случае происходит разунификация товаров и повышение издержек производства. Экономически целесообразным уровнем использования потребительских свойств, например, продукции машиностроения, является величина, находящаяся в пределах 0,8-0,9.

К показателям качества продукции относятся следующие:

  • Назначения;
  • Надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);
  • Экологичности;
  • Эргономичности;
  • Технологичности;
  • Эстетичности;
  • Стандартизации и унификации;
  • Патентно-правовые;
  • Безопасности применения;
  • Сертификационные.

Эти показатели формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточняются в технической документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются (реализуются) на стадии эксплуатации (применения). Из этой цепочки формирования показателей качества продукции наиболее ответственным этапом является стратегический маркетинг.

Анализ всеобщей концепции управления качеством.

Концепция всеобщего управления качеством.

Концепция всеобщего управления качеством ( totalquantitymanagement, TQM) – концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Система TQM включает:

  1. контроль в процессе разработки новой продукции
  2. оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов
  3. входной контроль материалов
  4. контроль готовой продукции
  5. оценку качества продукции
  6. оценку качества производственного процесса
  7. контроль качества продукции и производственного процесса
  8. анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции)
  9. использование информации о качестве продукции
  10. контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции
  11. обучение методам обеспечения качества, повышение качества квалификации персонала
  12. гарантийное обслуживание
  13. координацию работ в области качества
  14. совместную работу по качеству с поставщиками
  15. использование цикла PCDA (plan-do-check-action)
  16. работу кружков качества
  17. управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей
  18. работу в области качества по методу межфункционального управления (cross-functionmanagement)
  19. участие в национальных кампаниях по качеству
  20. выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества вовсе аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества)
  21. участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих
  22. проведение мер по формированию культуры качества
  23. подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества
  24. возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

Всеобщее управление качеством – это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Она состоит из трех частей:

  1. базовой системы
  2. системы технического обеспечения
  3. системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством.

Базовая система – это средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Система технического обеспечения – это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Система совершенствования и развития принципов и содержания TQM предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка.

Целью всеобщего управления качеством является достижение более высокого качества продукции и услуг. Предусмотрено 4 уровня качества:

1. Первый уровень – «соответствие стандарту». Качество продукции оценивается как соответствующее или не соответствующее требованиям стандарта. Необходимо выяснить требования, утвердить стандарт, а также инструкции и процедуры проверки качества продукции. Инструментами при этом служат статистический контроль качества и организационная структура производства. Недостатками этой концепции является необходимость проведения обязательного контроля качества и отсутствие учета требований потребителя (рынка).

2. Второй уровень –«соответствие использованию». Продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям. Тогда она будет пользоваться спросом на рынке. Чтобы соответствовать всем вариантам использования продукции, о ее качестве должны заботиться не только производственные подразделения фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирования, контроля качества, сбыта и сервиса. Все подразделения должны функционировать как единое целое. Но при этом требуется учитывать, что более высокое качество приводит к более высоким затратам, а значит, и к повышению цены на продукцию.

3. Третий уровень – «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеале это означает высокое качество при низкой цене. Но для достижения таких результатов необходимо изменить всю систему работы. Единственным путем достижения низкой стоимости при высоком качестве является бездефектное производство. А это прежде всего зависит от сознательности рабочих и их постоянных усилий по обеспечению качества. Если быстрое исправление ошибок и стремление к улучшению качества организованы на каждой ступени производства, то дефекты или отходы, а также переделки сведутся к минимуму. Это и есть «контроль процесса», в котором должен участвовать весь персонал фирмы.

4. Четвертый уровень- «соответствие скрытым (неочевидным) потребностям ». Потребитель часто не подозревает, что ему нужно, и только когда ему предложат купить что-то оригинальное, неожиданное, он поймет, что именно это ему необходимо.

Концепция TQM позволяет представить широкое понимание качества. На рисунке 2 приведена взаимосвязь всех составляющих TQM. Как следует из философии TQM, качество включает осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, связанные с характеристиками продукции, качеством услуг, а также обусловленные качеством процессов и другими обстоятельствами.

Рис. 2. Широкое понимание всеобщего управления качеством.