Реферат: Государственное регулирование инфляции и безработицы
Название: Государственное регулирование инфляции и безработицы Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
РЕФЕРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ ИНФЛЯЦИЯ В той или иной форме инфляция сущес твовала всегда. И все же , нес мотря на то , что об инфляции написано уже очень много , по этому вопросу по-прежнему нет единства мнений - ни в том , что касается ее причин , ни по поводу средств борьбы с нею. Существует несколько определений инфляции , одни экономисты считают , что наиболее точным определением будет следующее -инфляция - это такая с итуация в экономике , при которой " с лишком выс окий спрос с талкиваетс я с слишком небольшим предложением товаров " , другие считают , что можно дать более короткое , но вместе с тем более полное , по их мнению , определение , из которому следует , что " инфляция - это процесс длительного повышения цен " или " инфляция - это процесс продолжительного обес ценения денег ". С определённой долей уверенности можно сказать , что все перечисленные определения достаточно точно отражают суть этого явления. До недавнего времени существовало два глобальных подхода , связанных с двумя мировыми с истемами. Социализм предполагал прямое государственное регулирование , а капитализм- использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования. Но было бы неправильно думать , что капитализм исключает прямое государс твенное регулирование. Так , например , в 1971 году по инициативе админис трации Никсона в США впервые в послевоенные годы был ус тановлен централизованный контроль над ценами. Принято считать , что президент Р.Никс он был против установления прямого контроля над ценами и заработной платой. Однако непрос тое экономическое положение в стране и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Не имея альтернативной программы кос венного регулирования экономики , Никсон вынужден был пойти на з амораживание цен и заработной платы. Следует отметить , что в краткосрочном плане прямое регулирование цен с пос обствовало определенной стабилизации экономики США. Однако уже в ближайшие годы выявились отрицательные последствия централизованной модели регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов , тормозило инвестиционную политику , с нижало уровень де- ловой активности , с держивало рос т доходов. Уже в мае 1974 года админис трация Д. Форда отказалас ь от прямого контроля над ценами. Прямое государс твенное регулирование цен осуществляется в настоящее время лишь в высоко монополизированных отраслях , подпадающих под юрисдикцию антитрес товс кого регулирования. Нынешняя американская администрация , ограничивая прямое гос ударственное вмешательство , делает упор на активное использование рыночных рычагов. Надо признать , что в целом подобный подход оказывал в пос ледние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Теоретически инфляция может быть вызвана или изменениями спроса , или изменениями издержек. В первом с лучае , когда происходит увеличение спроса (денег) , в начале наблюдается лишь расширение производства , а затем - по достижении его предела - изменение уровня цен. Между двумя этими точками находится область , где одновременно возможны изменения и первого , и второго рода. Во втором случае толчок развитию инфляционного процесса может быть получен со стороны издержек. Способность повышать цены независимо от колебаний спроса основывается на обладании определё нной монополией. Например , ис пользуя свои возможности , профсоюзы могут повышать цену на рабочую силу , промышленнос ть - уровень прибылей (повыс ив цены без увеличения заработной платы) , а правительство - налоги. После первого толчка , полученного со стороны спрос а , в результате воздействия спроса на издержки происходит увеличение пос ледних и они в свою очередь дают толчок инфляции. Начинается инфляция издержек. Однако инфляция - это процесс , на который можно воздействовать , используя различные инс трументы экономической политики. Полностью отказаться от инфляции нельзя , т.к. избавление от инфляции потребовало бы отказа от краткосрочного регулирования экономики , в час тности , отказа от использования инструментов денежной политики в целях воздейс твия на процентные ставки , курс акций , инвестиции и производство , без которого не обходится ни одно с овременное рыночное хозяйство. В передовых странах продолжают проводить краткос рочную денежную политику , а следовательно остаются ее инфляционные эффекты. Основной целью антиинфляционной политики является цель сделать инфляцию управляемой , а ее уровень дос таточно умеренным. Проблема контроля над инфляцией сводится к ис пользованию механизмов , с пособных ослабить и в конечном итоге прекратить действие силы , с пос обс твующей дальнейшему развитию инфляции. Существует два возможных пути : использование жесткой политики или проведение определённой политики в области доходов. Если избран путь жес ткой политики , то нет особой разницы в том , что именно будет предприниматься , как будут называться конкретные мероприятия : ограничение спрос а или денежный контроль. Практически это означает одно и то же. Одно из этих направлений политики не ис ключает другого : ес ли речь идёт о контроле над инфляцией , то нет никаких причин препятс твующих их с овместному ис пользованию. Питер Браунинг в с воей книге "ECONOMICIMAGES" пишет : "Рациональнос ть жесткой политики заключается в том , что вызванная сдвигами в величине издержек инфляция не будет развиваться слишком далеко , если политика правительства в области с прос а не будет этому попустительствовать , а количество денег в обращении будет разумно регулироваться". Политика в области доходов нацелена на то , чтобы объяснить работникам (профс оюзам) , определяющим инфляционный спрос , что традиционная линия поведения в отношении заработной платы способствует развитию инфляции и , как следствие , негативно сказывается на их положении. Сотрудничес тво профсоюзов могло бы свес ти трудности к минимуму. Чем скорее профс оюзы осознают , что жесткий контроль над денежным обращением - это "вс ерьёз и надолго" и что чрезмерные требования о повышении заработной платы могут лишь вызвать безработицу , тем легче будет решить эту проблему. Расс матривая эти направления надо заметить , что не обязательно их раздельное ис пользование , напротив , быть может их с овместное применение дас т наибольший эффект. Выбрав антиинфляционную политику необходимо выбрать методы , через которые она будет реализована и ее долгосрочную и краткосрочную пер cпективу. Антиинфляционная стратегия - соединяет цели и методы долговременного характера , антиинфляционная тактика - на относ ительно небольшой период времени. Одним из основных факторов , влияющих на инфляционные процессы являются инфляционные ожидания. Таким образом одной из важнейших задач будет задача переломить инфляционные ожидания . Эта задача выполнима при соблюдении следующих ус ловий : 1. Укрепление механизмов рыночной с истемы (рациональная налоговая политика , ослабление таможенных и иных ограничений на ввоз импортной продукции , поощрение малого бизнес а , диверсификации производства и т. д. ) 2. Сущес твование правительства , исповедующего твердый курс на переход к управляемой инфляции и пользующегос я поддержкой большинства населения. Кроме того может проводиться долгосрочная денежная политика. Она предполагает введение жестких лимитов на ежегодный прирос т денежной масс ы. Чтобы политика была действительно антиинфляционной необходимо удерживать эти лимиты в течении продолжительного периода времени. Даже при временном отходе от антиинфляционного курс а - проис ходит ус иление инфляционных ожиданий и ее эффект резко снижается. Ещё одной задачей является сокращение бюджетного дефицита с перс пективой его полной ликвидации. Эта задача решается двумя ос новными путями : увеличение доходов или с окращение расходов государства , однако предпочтительнее второе. Дело в том , что усиление налогового пресса может лишь усилить инфляцию , хотя и принесет с июминутный антидефицитный результат. Без устранения дефицита бюджета любые попытки установить контроль над инфляцией нереальны , поскольку , как в большинстве с тран , сталкивающихся с проблемой инфляции , так и в нашей стране одним из наиболее существенных факторов развития инфляции является дефицит бюджета. Кроме того , одним из наиболее важных элементов антиинфляционной стратегии является с овершенс твование налоговой сис темы. Так как чрезмерный налоговый пресс не только способствует постоянному повышению цен , но и снижает деловую активнос ть , что влияет на сокращение предложения и в итоге влечё т ещё больший рос т цен. Разрабатывая с тратегию необходимо уделить внимание и тактике , позволяющей проводить регулирование в краткосрочной перспективе. К методам краткосрочного регулирования относятся : - регулирование учётной с тавки Центрального Банка ; - регулирование нормы федеральных резервов ; - проведение приватизации - появление на рынке большого числа акций отвлечёт часть инфляционного спрос а , приватизация кроме того облегчит напряжение в рас ходной час ти бюджета ; - выпуск государственных займов и т.д. Надо заметить , что в нашей с тране инфляция усиливается некоторыми специфичными факторами , среди которых , кроме дефицита бюджета , который характерен практически для любой страны , высокий уровень неплатежей. Кризис неплатежей сужает предъявляемый спрос , что вынуждает производителей замедлять рос т цен на с вою продукцию , однако несмотря на это он не может являтьс я положительным фактором , т. к. ус иливает промышленный с пад , который в свою очередь с оздаёт дефицит и поощряет рост цен. Одним из методов борьбы с этим фактором может быть введение , развитие и совершенс твование системы взаимозачёта и вексельной оплаты платёжных обязательств , а также совершенствование банковской системы , введение жестких санкций по отношению к банкам , задерживающим переводы платежей. Что касается предприятий не имеющих необходимых денежных средс тв (если отс утствие таковых не является причиной неплатежей) , то в отношении их необходимо применять меры предусмотренные законодательством. Кроме того одним из с пецифических факторов является задолженность государс тва перед отдельными отрас лями , что напрягает бюджет и с оздает неблагоприятную социальную атмосферу. Решить эту и другие проблемы не прос то , практически невозможно без оздоровления экономики , без создания условий для нормального функционирования рынка. БЕЗРАБОТИЦА В современном рыночном хозяйс тве обязательно должен существовать определенный оптимальный резерв работников , поддерживаться естественная норма безработицы. При этом исключаютс я как арифметически полная занятос ть , так и чрезмерно выс окий уровень безработицы , имеющие отрицательные последс твия. В первом с лучае экономике грозит инфляция с проса , низкая эффективность производства , стагфляция и т.д. Во втором - явное недоиспользование трудового фактора производства , нарушение социально-экономичес ких прав человека , негативное влияние на финансы государс тва , связанное с необходимостью содержания большого количества безработных , что в значительной мере напрягает бюджет и т.п. Для того , чтобы верно оценить ситуацию в с фере занятости необходимо знать не только уровень безработицы , т. е. долю официально зарегистрированных полностью безработных в численнос ти работоспособного населения , но и то , сколько времени они пребывают в таком сос тоянии. Поэтому и исс ледования проблем занятости , и разработка соответствующей государственной политики ведутся на ос нове анализа уровня и продолжительности безработицы. Но нередки ситуации , когда текущая безработица ниже естественной нормы или наоборот превышает естественную отметку. Искусственно низкая безработица как правило является следствием ошибочной политики государства , его стремления любой ценой добиться полной занятости. Но цена эта может оказаться с лишком высокой. Применяя средства макроэкономичес кого регулирования , государство действует вопреки естественному ходу событий на рынке труда. Конечно в его обязанности входит помогать каждому , кто хочет и может работать , реализовать с вое право на труд. А это совершенно не означает наделение чуть ли не любого человека гарантированным рабочим местом. В современном рыночном хозяйстве занятость становится по-настоящему полной и эффективной лишь тогда , когда текущий уровень безработицы близок к естественной норме , которая никогда не может быть равной нулю. И пытаться сделать обратное - значит нанести экономике ущерб. Как пример неверной политики государства можно рассмотреть краткосрочное денежное регулирование , когда государство , не считаясь с тяжелыми инфляционными последствиями , с истематически оказывает понижающее давление на процентные ставки , намереваясь таким образом стимулировать расширение производс тва и занятости. Богата такими примерами и наша экономика. Можно выделить массированные государственные капиталовложения , дотации и субсидии , приводящие к росту дефицита бюджета , вызывающему дополнительную денежную эмисс ию (декабрьский эмисс ионный выброс был купирован январским изъятием денег из наличного обращения , но уже в феврале объ ем наличной эмис сии вновь составил вес ьма приличную сумму - 1,6 трлн. рублей) , что провоцирует новый виток инфляции. Все эти действия носят сугубо инфляционный характер , ведут к с охранению в сущности излишних рабочих мест , поддержанию неестественно низкой безработицы. Если государс тво пос тупает именно так , с тепень использования ресурсов с тановится слишком высокой. В этом случае в соответствии с кривой Филлипса весьма вероятна инфляция с прос а. Стремление работников сохранить свои реальные доходы приводит к увеличению заработной платы , но это повышение носит с угубо инфляционный характер так как становится фактором не по тому , что, например , увеличился с прос на рабочую с илу или сработали иные механизмы рынка труда , а потому , что произошел очередной с качёк цен. Возрастут издержки и , с ледовательно , не все рабочие смогут продолжать работу. Произойдё т рос т безработицы. Таким образом , пытаясь установить полную занятос ть , государс тво в с остоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы , за которым обязательно следует его рос т. При этом продолжаетс я раскрутка инфляционных процессов. В целом можно сказать , что в каких бы формах не выступала государственная политика , направленная на поддержание ис кусс твенно низкой безработицы , достижение полной занятос ти , она в конце концов оканчивается стагфляцией. Ес ли же уровень безработицы слишком велик , то это значит , что правительс тво уделяет слишком много внимания снижению темпов инфляции и стремится к ее минимизации , что также носит отрицательный характер и плохо с казываетс я на экономике. Стандартные подходы к решению проблемы безработицы , такие как создание или с тимулирование создания рабочих мест , массовая переподготовка кадров не теряют своей актуальности нельзя забывать также и о социальной защите населения , иначе может пос ледовать социальный взрыв непредсказуемых масштабов , но вместе с тем необходимо искать новые пути , использовать опыт , накопленный странами с развитой экономикой. Такими путями могут быть : Перераспределение имеющегося спроса на труд путё м стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день , неполную рабочую неделю и т.п. Предприятия , сделавшие шаги такого рода , должны поощряться налоговыми льготами : им следует снижать ставки налога на прибыль - хотя бы в той мере , чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив дополнительного числа работников. Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может выглядеть как кредитование зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия , рас ширяющие занятос ть по отношению к ее уровню в предшествующем году , могут получить льготный кредит , с оразмерный зарплате , уплаченной дополнительно занятым на производс тве. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возрас та ; этой же цели пос лужит и как можно более широкое развитие государс твенных переподготовки и повышения професс иональной квалификации. Предоставление временных рабочих мест , которые не ориентированы на получение прибыли , а связаны с работами , выполняемыми в интересах общества , например санация бывших промышленных территорий , работы в области охраны окружающей с реды и т.д. Кардинальное реформирование переговорного процесса по установлению уровня заработной платы. Имеетс я в виду создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели -профс оюзы - гос ударство) , имеющих целью разумное ограничение роста заработной платы. Использование зарубежного опыта ,несмотря на прокламирование отдельными политиками и экономистами "своего пути" необходимо , при этом анализируя и адаптируя его к безусловно специфическим российским условиям. К примеру , упомянутое выше кредитование государством дополнительно нанятых рабочих с первого взгляда нос ит расточительный характер , так как это должно увеличить дефицит бюджета и сказаться на увеличении темпов инфляции. Однако такая схема применялась в США в 1977 - 1978 и результаты были положительны. Кредитовалась заработная плата не более , чем 2 % прироста чис ленности работников , причем абс олютная величина кредита не могла превышать $ 100 тыс . И при этом многим корпорациям столь скромное вспомощес твование дало возможность создать до 50 новых рабочих мест. Нельзя упускать из виду , что и сама безработица , и борьба с ней вещи очень дорогие. В США в 1980-х годах "цена" одного процентного пункта роста безработицы составляла , по данным комис сии Конгресса , примерно $ 75 млрд. недополученного ВНП и $ 2 5 млрд. дополнительного бюджетного дефицита. Аналогичных данных по нашей стране пока нет , зато уже примерно известно чего с тоит борьба с безработицей. По оценкам специалистов Минэкономики , возвращение одного безработного в ряды работающих обходитс я в нынешней России в 1,5 млн. рублей , а в Мос кве - в 2 млн. Средств на борьбу с безработицей жалеть не с ледует по многим причинам. По крайней мере потому , что , как показывает мировая практика , предотвратить её разрас тание можно с помощью затрат гораздо меньших , чем она потребует потом. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. "Современные экономичес кие теории - буржуазные концепции (ECONOMICIMAGES)" Питер Браунинг , Москва "Экономика" 1987 2. "США : государство и рынок" , Москва "Наука" 1991 3. Журнал "КоммерсантЪ" N 4,13,15 1994 4. "Введение в рыночную экономику" Лившиц А. Я. |