Реферат: Программа текстовый редактор
Название: Программа текстовый редактор Раздел: Рефераты по информатике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа "текстовый редактор" Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине “Основы алгоритмизации и программирования” Выполнил : студент гр. 96-ВВ3 Курапов А.В. Пензенский государственный технический университет, кафедра “Вычислительная Техника” Пенза 1997 Введение С момента появления первых образцов персональных компьютеров прошло не так уж и много времени,но сейчас без них уже немыслимо огромное количество областей человеческой деятельности - экономика , управление , наука , инженерное дело , издательское дело , образование , культура и т.д. Интерес к персональным компьютерам постоянно растет,а круг их пользователей непрерывно расширяется.В число пользователей ПЭВМ вовлекаются как новички в компьютерном деле,так и специалисты по другим классам ЭВМ. Язык С++ - универсальный язык общего назначения, область приложений которого - программирование систем в самом широком смысле. Кроме этого, С++ успешно используется как во многих приложениях, так и в мощных операционных системах. Реализация С++ осуществлена для машин в диапазоне от самых простых персональных компьютеров до самых мощных суперкомпьютеров и для всех операционных систем. 1 Постановка задачи Задача курсовой работы состоит в разработки на языке программирования С++ программы текстового редактора , которая должна осуществлять следующие функции: 1) Ввод исходного текста в заданный файл; 2) Вывод содержимого файла на экран; 3) Обработка файла: форматирование текста по заданному образцу методом центрирования. Парамерты для форматирования: а) левый отступ; b) количество символов в строке; c) красная строка. 4) Поиск заданной в тексте введённой подстроки , после поиска выдать запрос : "продолжить или закончить". 5) Cохранение результатов обработки данных. Имена фсех файлов задаются пользователем в диалоговом режиме. 2 Метод решения задачи Анализируя постановку задачи становится ясно , что для её решения необходимо применить метод многофункционального программирования - этот метод основан на разбиении программы на отдельные функциональные модули , которые вызываются из основной программы в процессе её работы. В основе разработки такой программы лежит низходящее программирование - т.е. сначала разрабатывается основная программа - в данном случае программа ввода текста на экран , обработки функциональных клавиш и меню , с помощью выбора пунктов которого будет в дальнейшем организовываться её работа. При выборе того или иного пункта меню или нажатии функциональной клавиши будет вызываться одна или несколько подпрограмм , но на начальном этапе разработки программы методом нисходящего программирования вместо этих подпрограмм ставяться "заглушки" - пустые подпрограммы , которые в процессе разработки будут заменяться программами , выполняющими определённую функцию. 3 Описание логического представления данных Входными данными в программе являются: Уже существующий текстовый файл - хранится на диске , может быть под любым именем , при загрузки имя файла запрашивается программой в диалоговом режиме , при загрузке имя файла записывается в локальную переменную типа char - fname (25 символов) , уаказатель на начало текста записывается в переменную *text , а длина текста в переменную len типа int; Параметры текста (левый отступ , количество символов в строке) - можно изменить в процессе работы программы , начальные значения при загрузки : левый отступ=0 , количество символов=60; Данные хранятся в переменных основной программы - left , right (int). Текст , вводимый с клавиатуры хранится в переменной text типа char , которая в конце работы может быть сохранена в файле , имя которого задаётся пользователем в диалоговом режиме , имя файла записывается в локальную переменную типа char - fname (25 символов). Шаблон для поиска , который вводится пользователем с клавиатуры хранится в меременной типа char - mascs длинной в 40 символов Выходными данными в программе являются: Текст , вводимый с клавиатуры хранится в переменной text типа char , которая в сохраняется в файле , имя которого задаётся пользователем с клавиатуры в диалоговом режиме , имя файла записывается в локальную переменную типа char - fname (25 символов). Результат поиска по шаблону - координаты курсора x,y (int) записываются как координаты первого символа найденного по шаблону слова , если слово не найденно , то x=0 , y=0. 6 Спецификация на функциональные модули 6.1 Функция output
6.2 Функция sinput
6.3 Функция load
6.4 Функция save
6.5 Функция reset
6.6 Функция up
6.7 Функция down
6.8 Функция menu
6.8 Функция add
6.9 Функция end
6.10 Функция del
6.11 Функция find
6.12 Функция dinput
6.13 Функция centr
6.14 Основная программа
7 Технические требования для использования Для запуска данной программы необходимо наличие персонального компьютера IBM PC/XT c операционной системой MS-DOS. Необходимый объем оперативной памяти - 400 Кбайт. Дла запуска программы необходимо сделать текущем каталог с программой tr.exe и вызвать её на выполнение. Программа работает в текстовом режиме 80х25 символов. Файлы программы , если не указывать дополнительный путь , будут записываться и считываться из текущего каталога текущего диска. Управление программой усуществляется с клавиатуры. 8 Описание работы программы После своей загрузки программа осуществляет оформление экрана , вывод в нижнюю часть экрана строки подсказки , в которой содержется информация о функциональных клавишах. Пользователь может вводить и редактировать текст , задавать формат текста (левый отступ , число символов в строке) , центровать нужную строку , осуществлять поиск нужной фразы по шаблону , считать необходимый файл с диска , записать текст в файл на диске , выйти из прграммы. 9 Тестирование программы Для полной проверки работоспособности программы необходимо её протестировать. План тестирования программы "Текстовый редактор" состоит в следующем: 1) Создание отдельно от программы файла с исходным текстом. 2) Загрузка программы tr.exe. 3) Загрузка файла test.in. 4) Редактирование текста. 5) Изменение параметров строки и центрирование отдельных строк текста. 6) Создание шаблона для поиска и поиск фразы в тексте по этому шаблону. 7) Запись отредактированного текста в файл test.out. 8) Выход из программы. Исходный тестовый файл test.in содержит в себе следующий текст: Файл для тестирования программы tr.exe эта программа предназначена для ввода и редактирования текста Тестирование программы Далее в пункте "Результаты работы программы" приводится распечатка тестирования программы по пунктам плана тестирования и результатов тестирования. 10 Результаты работы программы 1) Создание отдельно от программы файла с исходным текстом: Файл test.in содержит в себе следующий текст: Файл для тестирования программы tr.exe эта программа предназначена для ввода и редактирования текста ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 2) Загрузка программы tr.exe: ESC - Меню, F4 - Поиск, Alt-C - центровка 0 0 3) Загрузка файла test.in: 1) Сохранить файл 2) Считать файл 3) Ввод шаблона 4) Параметры 5) Выход из программы Введите имя файла: test.in а 0 0 4) Редактирование текста: Файл для тестирования программы tr.exe Эта программа предназначена для ввода и редактирования текста ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ESC - Меню, F4 - Поиск, Alt-C - центровка 0 0 5) Изменение параметров строки и центрирование отдельных строк текста: Файл для тестирования программы tr.exe эта программа предназначена для ввода и редактирования текста ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 1) Сохранить файл 2) Считать файл 3) Ввод шаблона 4) Параметры 5) Выход из программы Введите левый отступ: иск, A5 а 0 0 Файл для тестирования программы tr.exe эта программа предназначена для ввода и редактирования текста ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 1) Сохранить файл 2) Считать файл 3) Ввод шаблона 4) Параметры 5) Выход из программы Введите количество символов 40 а 0 0 Центровка 3 строки: Файл для тестирования программы tr.exe эта программа предназначена для ввода и редактирования текста ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ESC - Меню, F4 - Поиск, Alt-C - центровка 0 3 6) Создание шаблона для поиска и поиск фразы в тексте по этому шаблону: Файл для тестирования программы tr.exe эта программа предназначена для ввода и редактирования текста ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 1) Сохранить файл 2) Считать файл 3) Ввод шаблона 4) Параметры 5) Выход из программы Введите шаблон для поиска: текст эта программа предназначена для ввода и редактирования текста ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ESC - Меню, F4 - Поиск, Alt-C - центровка 56 0 7) Запись отредактированного текста в файл test.out: Файл для тестирования программы tr.exe эта программа предназначена для ввода и редактирования текста ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 1) Сохранить файл 2) Считать файл 3) Ввод шаблона 4) Параметры 5) Выход из программы Введите имя файла: test.out а 0 0 8) Выход из программы: Файл для тестирования программы tr.exe эта программа предназначена для ввода и редактирования текста ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 1) Сохранить файл 2) Считать файл 3) Ввод шаблона 4) Параметры 5) Выход из программы ESC - Меню, F4 - Поиск, Alt-C - центровка 0 0 Список литературы 1.Бьярн Страуструп. Язык программирования С++.в двух частях. Пер. с англ. Киев:"ДиаСофт",1993.-296 с.,ил. 2.Корриган Джон Компьютерная графика: Секреты и решения: Пер с англ. -М.:Энтроп, 1995. - 352 с., ил. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Распечатка программы #include <stdio.h> #include <conio.h> #include <stdlib.h> #include <string.h> #include <iostream.h> // Указатель на начало текста char * text; // Длинна текста long len; // Вывод на экран // Входные данные: // Адрес начала верхней строки // Позиция курсора на ~бесконечном~ по ширине экране (x,y) void output(char * a,int x,int ky) { // Количество непечатаемых символов int np=(x/80)*80; // Реальная координата курсора на экране int rx=x-np; // Координата Y вывода int y; char * ot=a; clrscr(); int n; y=0; do { // Пропуск непечатаемых символов n=np; while ((n>0)&&(*ot!=13)) { ot++; n--; } // Если есть, что печатать на этой строке - печать if (*ot!=13) { // Печать строки n=80; while ((n>0)&&(*ot!=13)) { cout<<*ot; ot++; n--; } // Если строка окнчилась раньше края экрана - перевести строку if (*ot==13) { cout<<(char) 13<<(char) 10; ot++; if (*ot==10) ot++; } else { while (*ot!=13) ot++; if (*ot==13) ot++; if (*ot==10) ot++; } y++; } else { // Если печатать нечего - перевод строки cout<<(char) 13<<(char) 10; ot++; y++; if (*ot==10) ot++; } // Пока не распечатаны все строки } while (y<23); // Вывод подсказки и курсора gotoxy(5,25); textcolor(14); cprintf( "ESC - Меню, F4 - Поиск, Alt-C - центровка %4d %4d ",x,ky); textcolor(15); gotoxy(rx+1,ky+1); } // Вводстроки // s - указатель на строку // lng - Максимальная длинна // x,y - координаты void SInput(char * s,int lng,int x,int y) { lng--; char rs[100]; // Временная строка strcpy(rs,s); // Копирование резерва строки int n; // Счетчик char c; // Символ // Выводпустойстроки textbackground(2); textcolor(15); gotoxy(x,y); for (n=0;n<lng;n++) cprintf(" "); n=strlen(s); // Положение курсора do { // Вывод строки gotoxy(x,y); cprintf("%s ",s); gotoxy(x+n,y); c=getch(); // Считывание символа с клавиатуры if ((c!=13)&&(c!=27)&&(c!=8)) { // Нажата символьная клавиша if (n<(lng-1)) { // Добавление символа s[n+1]=0; s[n]=c; n++; } } else { if (c==8) { // Нажатаклавиша BackSpace if (n>0) { n--; s[n]=0; } } } // Выход, если ESC или ENTER } while ((c!=27)&&(c!=13)); if(c==27) strcpy(s,rs); // Восстановление строки // Стираниестроки textbackground(0); textcolor(7); gotoxy(x,y); for (n=0;n<lng+1;n++) cprintf(" "); } // Чтениефайла void load(char * p) { char fname[25]; fname[0]=0; FILE * f; gotoxy(1,25); printf(" Введитеимяфайла: "); SInput(fname,20,21,25); f=fopen(fname,"rb"); len=fread(p,32767,1,f); fclose(f); } // Записьвфайл void save(char * p) { char fname[25]; fname[0]=0; char * pr; pr=p; len=0; while((len<32767)&&((*pr!=13)||(*(pr+1)!=13))) { len++; pr++; } FILE * f; gotoxy(1,25); printf(" Введитеимяфайла: "); SInput(fname,20,21,25); f=fopen(fname,"wb"); fwrite(p,len,1,f); fclose(f); } // Уничтожение информации - заполнение кодом "Перевод строки" void reset(char * a,int n) { for (int m=0;m<n;m++) *(a+m)=13; } // Вверхнастроку char * up(char * a,char * b) { if (a==b) return b; b--; while ((a!=b)&&(*b!=13)) b--; if (a==b) return b; if (*b==13) b--; if (a==b) return b; while ((a!=b)&&(*b!=13)) b--; if (*b==13) b++; if (*b==10) b++; return b; } // Внизнастроку char * down(char * a,char * b) { while (((a+32767)>=b)&&(*b!=13)) b++; if (*b==13) b++; if (*b==10) b++; return b; } // Обработкаменю int menu(int x,int y,char * capt) { int n,m; // Счетчики int num; // Количество пунктов int k; // Выбранный пункт char * pt; // Временный указатель на символ char c; // Считанный с клавиатуры символ // Вычисляем количество пунктов num=strlen(capt)/20; // Курсор на нулевой элемент k=0; // Бесконечный цикл обработки for (;;) { // Вывод меню pt=capt; for (n=0;n<num;n++) { gotoxy(x,y+n); // Закраска пункта, на который указывает курсор if (n==k) { // Закраска textbackground(12); textcolor(14); } else { // Нормальный textbackground(3); textcolor(1); } cprintf("%d) ",n+1); for (m=0;m<20;m++) cprintf("%c",*(pt++)); } textbackground(3); textcolor(1); // Опросклавиатуры c=getch(); if (!c) c=getch(); // Проверка, не нажата ли клавиша с цифрой if (((c-'1')>=0)&&((c-'1')<num)) { // Установка указателя в зависимости от нажатой цифры k=c-'1'; // Запись в буфер клавиатуры символа ENTER ungetch(13); } else { // Анализ switch(c) { // Вверх case (72): if (k>0) k--; else k=num-1; break; // Вниз case (80): if (k<(num-1)) k++; else k=0; break; // Выход по ESC - возвращается -1 case (27): return -1; // Выход по ENTER - возвращается номер пункта case (13): return k; } } } } // Добавление символа в текст void add(char * st,char * a,int x,int y,char c) { int n; int d; n=y; char * p; // Перемещение указателя к началу строки while (n>0) { while ((a<(st+32767))&&(*a!=13)) a++; if (*a==13) a++; if (*a==10) a++; n--; } // Подсчетсимволоввстроке n=0; while ((*(a+n)!=13)&&((a+n)<(st+32767))) n++; if (n<x) { // Если производится вставка в строку a=a+n; d=x-n; p=st+32767; while ((p-d)!=a) { *p=*(p-d-1); p--; } p=a; while (d!=0) { *p=' '; d--; p++; } *p=c; } else { // Если производится добавление к строке не только символа, // но и пробелов до него a=a+x; p=st+32767; while (p!=a) { *p=*(p-1); p--; } *a=c; } } // Поиск конца строки - фактически возвращает длину строки int end(char * st,char * a,int,int y) { int n; n=y; char * p; while (n>0) { while ((a<(st+32767))&&(*a!=13)) a++; if (*a==13) a++; if (*a==10) a++; n--; } n=0; while ((*(a+n)!=13)&&((a+n)<(st+32767))) n++; return n; } // Удалениесимвола void del(char *st,char * a,int x,int y) { int n; int d; n=y; char * p; // Поиск необходимого места в тексте while (n>0) { while ((a<(st+32767))&&(*a!=13)) a++; if (*a==13) a++; if (*a==10) a++; n--; } n=0; while ((*(a+n)!=13)&&((a+n)<(st+32767))) n++; if (n<x) x=n; a+=x; p=a; n=*p; // Удаление символа while (a!=(st+32767)) { *a=*(a+1); a++; } // Если был удален "Перевод строки" и остался // "Возврат каретки" либо наоборот, то удаляется еще один символ if ((*p==13)&&(n==10)||(*p==10)&&(n==13)) { while (p!=(st+32767)) { *p=*(p+1); p++; } } } // Поиск фрагмента в тексте, начиная с текущего положения курсора void find(char * st,char * * scrs,int * x,int * y,char * b) { char * a=*scrs; int n; int k; int d; n=*y; char * p; // Поиск текущего места while (n>0) { while ((a<(st+32767))&&(*a!=13)) a++; if (*a==13) a++; if (*a==10) a++; n--; } n=0; while ((*(a+n)!=13)&&((a+n)<(st+32767))) n++; if (n<*x) *x=n; a+=*x; // Поиск фрагмента do { a++; k=1; for (n=0;n<strlen(b);n++) if (a[n]!=b[n]) k=0; } while ((k!=1)&&(a<(st+32767))); if (k==1) { // Если фрагмент найден - перемещение курсора *x=0; *y=0; while ((*a!=13)&&(a!=st)) { a--; (*x)++; } if (*a==13) { a++; (*x)--; } if (*a==10) { a++; (*x)--; } *scrs=a; } } // Вводчисла // x,y - координаты long DInput(int x,int y) { char s[100]; // Временная строка char *stpe; long rz; s[0]=0; int n; // Счетчик char c; // Символ // Вывод пустой строки textbackground(2); textcolor(15); gotoxy(x,y); for (n=0;n<15;n++) cprintf(" "); n=strlen(s); // Положение курсора do { // Вывод строки gotoxy(x,y); cprintf("%s ",s); gotoxy(x+n,y); c=getch(); // Считывание символа с клавиатуры if ((c!=13)&&(c!=27)&&(c!=8)) { // Нажата символьная клавиша if (n<14) { // Добавление цифры if ((c>='0')&&(c<='9')) { s[n+1]=0; s[n]=c; n++; } } } else { if (c==8) { // Нажатаклавиша BackSpace if (n>0) { n--; s[n]=0; } } } // Выход, если ESC или ENTER } while ((c!=27)&&(c!=13)); if(c==27) return 0; // Стираниестроки textbackground(0); textcolor(7); gotoxy(x,y); for (n=0;n<15;n++) cprintf(" "); sscanf(s,"%ld",&rz); return rz; } // Центровкатекущейстроки void centr(char *st,char * a,int y,int left,int right) { int n; int d; n=y; // Поиск текущего местоположения while (n>0) { while ((a<(st+32767))&&(*a!=13)) a++; if (*a==13) a++; if (*a==10) a++; n--; } // Удаление пробелов в начале строки while ((*a==32)&&(!((*a==13)||(a==(st+32767))))) del(st,a,0,0); // Подсчетдлиныстроки n=0; while ((*(a+n)!=13)&&((a+n)<(st+32767))) n++; // Определение количества добавляемых пробелов if ((n>(right-left))||(n==0)) return; d=left+((right-left)-n)/2; // Добавление пробелов for (n=0;n<d;n++) add(st,a,0,0,' '); } // Основная программа void main() { // Границытекста int left=0; int right=60; // Маска для поиска char masks[40]; masks[0]=0; // Положение курсора char * scrs; int x,y; char c; int n; // Выделение памяти под текст text=new char[32767]; len=0; reset(text,32767); scrs=text; x=0;y=0; // Цикл обработки данных for (;;) { textbackground(1); textcolor(15); // Выводданныхнаэкран output(scrs,x,y); // Считывание символа c=getch(); // Обработка switch (c) { case (27): // Вывод меню switch (menu(30,5," Сохранить файл " " Считать файл " " Ввод шаблона " " Параметры " " Выход из программы " "\x0")) { case (0): save(text); break; case (1): reset(text,32767); load(text); break; case (2): gotoxy(1,25); printf(" Введите шаблон для поиска: "); SInput(masks,40,30,25); break; case (3): gotoxy(1,25); printf(" Введите левый отступ: "); left=DInput(30,25); gotoxy(1,25); printf(" Введите количество символов в строке: "); right=DInput(30,25); break; case (4): textbackground(0); textcolor(7); clrscr(); return; } break; case (0): // Расширенный код - считывание значащей части c=getch(); // обработка switch(c) { // Alt-C case (46): centr(text,scrs,y,left,right); break; // F4 case (62): find(text,&scrs,&x,&y,masks); break; // Home case (71): x=0; break; // End case (79): x=end(text,scrs,x,y); break; // Delete case (83): del(text,scrs,x,y); break; // Стрелки перемещения курсора case (72): if (y>0) y--; else scrs=up(text,scrs); break; case (80): if (y<22) y++; else scrs=down(text,scrs); break; case (77): if (x<32767) x++; break; case (75): if (x>0) x--; break; } break; // Enter case (13): add(text,scrs,x,y,10); add(text,scrs,x,y,13); if (y<22) y++; else down(text,scrs); x=0; break; // BackSpace case (8): if (x>0) { del(text,scrs,x-1,y); x--; } break; // Tab case (9): for (n=0;n<(5-(x-x/5));n++) add(text,scrs,x,y,' '); x=x+(5-(x-x/5)); break; // Остальные символы default: add(text,scrs,x,y,c); x++; } } } ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Алгоритм работы программы |