Реферат: Планирование и распределение прибыли 7

Название: Планирование и распределение прибыли 7
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал ВЗФЭИ в г. Барнауле

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине « ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»

на тему

«Планирование и распределение прибыли»

(тема 2, смета I, вариант 2)

Выполнила
Группа
№ личного дела 06ФФБ00702
Проверила Сбитнева Л.П.

Барнаул 2010

Введение …………………………………………………………..………….…..3

Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике …………………………4

1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли ………..… 4

1.2. Факторы, влияющие на величину прибыли………………………….8

1.3. Роль прибыли в рыночной экономике ………………………..…....11

Глава 2. Методы планирования прибыли ……………………………….….. 13

2.1. Сущность планирования прибыли…………………………………..13

2.2. Методы планирования прибыли ……………………………….….15

Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии ……….. 21

3.1. Сущность и направления распределения прибыли ……………….. 21

3.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли .……………...… 26

3.3. Распределение прибыли на примере ОАО «Барнаульская горэлектросеть»……………………………………………………………30

Заключение ……………………………..…………..………………………......33

Список литературы …………………………….…………..……….…………..35

Расчетная часть ……………………………..………………………………….37

Приложения


Введение

Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, а также стремление хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить свое участие на рынке. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является управление формированием прибыли в процессе деятельности предприятий. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает использование современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением и использованием. Распределение прибыли реализует главную цель – повышение уровня благосостояния собственников предприятия.

Целью данной курсовой работы является изучение планирования и распределения прибыли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть экономическая сущность прибыли, ее роль в экономике, выявить факторы, влияющие на её величину, изучить методы планирования прибыли и процесс её распределения и использования на предприятии, сделать выводы.

Предметом исследования является прибыль предприятий, а объектом – планирование и распределение прибыли.

Курсовая работа состоит из настоящего введения, трех частей основного текста, расчетной части, заключения и списка литературы. В первой части работы рассмотрены сущность и роль прибыли. Во второй части курсовой работы изучены методы планирования прибыли. В третьей части рассмотрены направления распределения прибыли. В заключении приведены основные выводы о проделанной работе. При написании работы использовалась официальные государственные документы, различная учебная и методическая литература, указанная в списке литературы.
Глава 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике

1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли

Прибыль — наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей.

Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала — особым фактором производства — и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности [3, с. 10].

Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей — вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком ее налогового регулирования.

С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности [3, с. 14].

В таблице 1 представлена динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации за период 207-2009 гг [16].

Таблица 1

Динамика финансового результата организаций

(без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации

( млрд. рублей по данным бухгалтерской отчетности)

Сальдо прибылей и убытков В % к предыдущему году Сумма прибыли Удельный вес прибыльных организаций, % Сумма убытка Удельный вес убыточных организаций, %
2007 6041 105,6 6412 74,5 371 25,5
2008 3801 69,1 5354 71,7 1553 28,3
2009 4349 109 5393 69,9 1044 30,1

Функции прибыли. Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.

1. Прибыль - показатель эффективности деятельности предприятия. В рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые ресурсы деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

2. Стимулирующая функция. Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, то есть реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников.

3. Прибыль - источник формирования доходов бюджетов. Прибыль в бюджеты поступает в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке [7, с. 54].

Виды прибыли. В российской практике выделяют несколько видов прибыли. Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее классификацией по основным признакам.

1. По характеру деятельности предприятияразделяют прибыль от обычной деятельности иприбыль от чрезвычайных событий. Прибыль от обычной деятельности характеризует финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе. А прибыль от чрезвычайных событий характеризует необычный или очень редкий для данного предприятия источник ее формирования.

2. По основным видам хозяйственных операций предприятия выделяют прибыль от реализации продукции и прибыль от внереализационных операций.

3. По основным видам деятельности предприятия выделяют прибыль, полученную от операционной, инвестиционной и финансовой его деятельности.

Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности.

Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества — основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.

Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия (привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и т.п.) [3, с. 45].

4. И, наконец, по составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, балансовую (валовая, общую) и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Так, маржинальная прибыльхарактеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат:

Пм = В – Зпер ,

где Зпер – условно-переменные затраты.

Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Другими словами, в составе балансовой прибыли (Пб ) участвует прибыль от всех видов хозяйственной деятельности предприятия [9]:

,

где Ппр - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

Пр (акт) – прибыль от реализации прочих активов;

Двнр и Рвнр – внереализационные доходы и расходы соответственно.

Балансовую прибыль также называют прибылью до налогообложения.

Чистая прибыль – это часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль является единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для их распределения между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально долям в уставном капитале. После уплаты налогов и выплаты дивидендов прибыль подлежит распределению на предприятии. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль называется нераспределенной прибылью [3, с. 46; 4, с. 95].

1.2 Факторы, влияющие на величину прибыли

Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; и др.

К внутренним относятся, во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Во-вторых, выделяют факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям).

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль [15 с.8].

К важнейшим факторам роста прибыли относятся: рост объема производства и реализации продукции; внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов.

Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. В известной степени от предприятия зависят такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата; уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

1.3. Роль прибыли в рыночной экономике

Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственного бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.

Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнений с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием [4, с. 48].

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие . В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом.

Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала.

Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства . Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от «теневой» деятельности предприятий и тому подобному [6, с. 117].


Глава 2. Методы планирования прибыли

2.1. Сущность планирования прибыли

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. [7,с.53]

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). [9,с.79] Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование
прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования
распространено текущее планирование в рамках одного года. При
нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказание услуг. [7,с.54]

Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана
и является решающим в определении финансового результата от всей
деятельности предприятия. Следует усвоить связь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на прибыль. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.

Планируется прибыль раздельно по видам:

- от реализации товарной продукции;

- от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

- от реализации основных фондов и другого имущества;

- от внереализационных доходов и расходов.

Планирование прибыли делится на: планирование самой величины прибыли и планирование её использования.

В планировании могут применяться различные коэффициенты:

- прогноз рентабельности вложенного капитала, где капитал определяется как оборотный капитал + инвестиции в основной капитал;

- коэффициент прибыльности;

- коэффициент рентабельности – прибыль / оборотный капитал.

Все эти коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.

На Западе применяется много видов планирования прибыли. Они зависят от сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.

В России существуют несколько методов планирования прибыли, которые можно использовать только с учётом специфики деятельности предприятия. Чаще всего применяются следующие методы:

1. Метод прямого счёта.

2. Аналитический метод, который делится на два:

- посредством издержек на рубль произведённой (или реализованной) продукции;

- по уровню базовой рентабельности.

3. Совмещённый метод – 1) + 2);

4. Нормативный метод – когда предприятие выпускает 1 – 2 вида продукции;

5. Экономико-математический метод – на уровне крупных и крупнейших предприятий.

6. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

7. Метод на основе бюджетирования.

2.2 Методы планирования прибыли

Метод прямого счёта : расчёт прибыли осуществляется по каждому виду реализованных изделий, по всему ассортименту. [7,с.55]

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

,

где П - плановая прибыль;

В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном

выражении;

Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому используют расчёты предыдущего периода. [7,с.58]

Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Pо:

Ро = (По : Стп )* 100%

где По -ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности.

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2. Рассчитываем изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяем влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1, и последующих этапов.

6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на сумму прибыли, но это проявляется в основном только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Совмещённый метод. Его используют, когда предприятие выпускает сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется как сравнительный метод для проверки.

Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1 – 2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.

Экономико-математический метод . Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе используют стандартные программы анализа (факторный, корреляционный, индексный). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями), определяется основной фактор ( как правило прибыль реализации ) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.

Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

Этот метод планирование прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод операционного (производственного) рычага. Используя этот метод, можно установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация (предприятие)полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка. [7,с.59]

Рис.1 Определение точки безубыточности.

Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критического приносит предприятию убытки. С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага – изменение прибыли при изменении объема реализации. Для того, чтобы оценить взаимосвязь выручки от реализации, маржинальной прибыли и прибыли от основной деятельности, рассчитывается производственный рычаг. [7,с.60]
Производственный рычаг показывает, на сколько изменится прибыль от основной деятельности предприятия при изменении выручки на 1%. Например, значение рычага 15% говорит, что при изменении выручки от реализации на 1% прибыль предприятия изменится на 15%.

При увеличении объемов реализации предприятие, имеющее высокий производственный рычаг, имеет возможность более высокими темпами повышать прибыль, чем предприятия с низким производственным рычагом. Однако, необходимо помнить, что производственный рычаг, как и любой другой рычаг, может действовать в обратную сторону. При снижении объемов реализации темп снижения прибыли будет более высоким у предприятия, имеющего высокий производственный рычаг.

Таким образом, чем больше производственный рычаг, тем выше зависимость предприятия (с точки зрения получаемой прибыли) от объемов реализации продукции.

Величина производственного рычага зависит от структуры текущих затрат - величины переменных и постоянных затрат в себестоимости продукции. Чем больше переменных затрат в составе затрат (себестоимости реализованной продукции), тем ниже производственный рычаг.

Управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат - изменении доли переменных и постоянных затрат.

Метод на основе бюджетирования.

На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли[7,с.62]. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Первый этап – организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Одновременно проводится оценка производственных мощностей предприятия. Из двух полученных величин – объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей – выбирается наименьшая, и планируется объем продаж в натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

Второй этап - производственное планирование. Цель этого этапа – разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объем производства оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранение у третьих лиц.

Третий этап – включает в себя планирование издержек производства. Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства , расходов будущих периодов и предстоящих расходов.

Четвертый этап- планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции.

Пятый этап – проектирование прибыли реализации. Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов.

Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план.

Глава 3. Распределение и использование прибыли на предприятии

3.1. Сущность и направления распределения прибыли

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии [2, с.408]. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется ею самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Получая прибыль, предприятие решает задачи ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития [4, с.213].

Распределение прибыли осуществляется в соответствии с разработанной политикой, формирование которой является достаточно сложной задачей. Политика распределения прибыли должна отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать интересы собственников и персонала. Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями. Исходя из этой цели решаются следующие задачи:

1. обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;

2. обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;

3. обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;

4. обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.

С учетом выполнения этих основных задач, процесс распределения прибыли осуществляется на следующих принципах:

а) связь политики распределения с общей задачей управления прибылью предприятия, т.к. распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода;

б) приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими.

в) стабильность политики распределения прибыли. Принципы распределения прибыли должны носить долговременный характер, что особенно важно при принятии инвестиционных решений для крупных акционерных компаний с большим количеством собственников;

г) предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия, либо по другим причинам все инвесторы должны быть заранее извещены об этом;

д) оценка эффективности разработанной политики распределения прибыли. Оценка проводится с использованием основных показателей – коэффициента капитализации прибыли, коэффициента выплат прибыли собственникам (дивидендных выплат) и др. [10].

По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях:

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно [9].

Взаимоотношения предприятий и государство по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги. Начисление налогов производится с отнесением их на различные источники. В России налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1 января 1992 г. Налоговая ставка по налогу на прибыль с 1 января 2009 г. установлена в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль. При этом одна часть налога, исчисленная по ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет. А другая часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ [1].

Распределение прибыли, остающейся после уплаты налогов, непосредственно реализует главную цель управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия.

Так, в период технического перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал. Это должны быть отложенные ожидания, и собственники смогут получить свои дивиденды после выхода производства на проектную мощность, когда предприятие начнет получать прибыль в достаточном размере. Дивиденды за период ожидания должны быть не меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит. На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.

В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее, посредством предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели [7, с. 67].

К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся:

- расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы;

- финансирование разработки и освоения новой продукции и технологических процессов;

- затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования;

- затраты, связанные техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов;

- расходы на проведение природоохранных мероприятий. В эту же группу расходов относят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним.

Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям и пр. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и другие. Выделяемые на эти цели средства формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников.В условиях низкой действенности государственных форм защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, создание возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости [7, с. 70].

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляется на потребление, не увеличивающую стоимость имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается у предприятия, как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

Таким образом, основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста его рыночной стоимости.

3.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли

По характеру возникновения все факторы, можно разделить на две основные группы: внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия) и внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия [1, с. 640].

Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К ним относятся:

1. Правовые ограничения . Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т.п.).

2. Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала.

3. Темп инфляции. Этот фактор генерирует риск обесценения будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих их выплат. Однако если предприятие выпускает инфляционно защищенную продукцию (а цены на отдельные виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно опережать темпы инфляции) или его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала, то негативным влиянием этого фактора на реально обусловленные пропорции распределения прибыли можно пренебречь.

4. Стадия конъюнктуры товарного рынка. В период подъема конъюнктуры рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, эффективность капитализации прибыли в процессе ее распределения возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в предстоящем периоде гораздо большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предшествующие периоды.

5. «Прозрачность» фондового рынка. В условиях высокой «прозрачности» фондового рынка необходимо учитывать последствия управленческих решений о распределении прибыли, их влияние на изменение реальной стоимости и рыночной котировки акций.

6. Среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли на капитал возрастают тенденции повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки к более эффективному использованию реинвестируемого капитала, т.е. повышение доли капитализируемой части прибыли.

7. Альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов. Если предприятие имеет возможность привлекать финансовые ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость его капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться за счет более дешевых альтернативных внешних источников финансирования.

Внутренние факторы оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия. К числу важнейших из этих факторов относятся:

1. Менталитет собственников предприятия. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения (если их менталитет не будет учтен, они реинвестируют свой капитал в другие предприятия с более приемлемой для них дивидендной политикой).

2. Уровень рентабельности деятельности. При низком уровне рентабельности хозяйственной деятельности (а соответственно и меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций ее распределения существенно ограничена. Это связано с тем, что определенная часть прибыли «связана» контрактными обязательствами с собственниками (уровень дивидендных выплат по привилегированным акциям), с персоналом (формы социальной защиты) или обусловлена правовыми нормами (формирование резервного фонда). Поэтому остающаяся часть распределяемой прибыли на пропорции ее использования в этих условиях существенно влиять не будет.

В таблице 2 представлена динамика рентабельности организаций Российской Федерации за период 2007-2009гг [16]. Из таблицы видно, что рентабельность постепенно уменьшается.

Таблица 2

Динамика рентабельности организаций(без субъектов малого предпринимательства)Российской Федерации

(по данным бухгалтерской отчетности, в %)

Рентабельность активов Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг
2007 10,4 13,1
2008 5,4 13
2009 5,7 11,5

3. Инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов. Если в портфеле предприятия имеются готовые проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно превышает средневзвешенную стоимость капитала, и такие проекты, могут быть реализованы в относительно короткий период, доля капитализируемой прибыли (при прочих равных условиях должна возрастет).

4. Стадия жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях своего жизненного цикла предприятия вынуждены больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплат собственникам. В то же время предприятия в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального инвестирования, имеют возможность привлекать необходимые им кредитные ресурсы на более выгодных условиях, а следовательно могут обеспечить более высокие размеры выплат.

5. Уровень концентрации управления. Если в процессе оптимизации структуры капитала возникает необходимость существенного увеличения доли собственной его части, а собственников волнует угроза потери финансового контроля над управлением предприятием при привлечении капитала из внешних источников, то в процессе распределения прибыли уровень ее капитализации должен существенно повышаться.

6. Уровень текущей платежеспособности предприятия. В условиях низкого уровня текущей платежеспособности, высокого объема неотложных финансовых обязательств предприятие не имеет возможности направлять большие размеры распределяемой прибыли на потребление.

7. Численность персонала и действующие программы его участия в прибыли. Чем выше численность персонала, тем больше объем контрактных обязательств предприятия по участию персонала в прибыли, тем соответственно выше должна быть доля потребляемой части прибыли.

8. Уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности. Если предприятие ведет агрессивную политику с отдельных сферах своей деятельности или осуществляет большой объем отдельных хозяйственных операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено больше средств направлять из прибыли на формирование резервного и других страховых фондов.

Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли, в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.

3.3. Распределение прибыли на примере ОАО «Барнаульская горэлектросеть»

По итогам работы за 2009 год получена чистая прибыль в размере 9 863 тыс. руб.За отчетный год начислено налогов и сборов на 13,3% больше, чем в предыдущем году, при этом увеличение произошло в основном по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц (Таблица 3).

Таблица 3

Информация о налоговых платежах в бюджет,

тыс. руб.

Наименование налога

2009 г.

2008 г.

отклонение

Сумма

(+) (-)

1. Налог на добавлен. стоимость 96 966

74 098

22 868
2. Налог на прибыль 70 622 76 026 -5 404
3. Налог на расходы физических лиц 6 285 3 705 2 580

5. Пенсионный фонд, социальное и

медицинское страхование,ЕСН

5 900

4 549

1 351
6. Налог на имущество 1 511 1 641 -130
7. Налог на землю - 1 -1
9. Аренда земли 428 428 -
11. Транспортный налог 313 246 67
Итого: 182 025 160 694 21 331

За отчетный год произошло снижение величины оборотных активов Общества на 2,3 %, внеоборотных активов на 12,2 %. Величина производственных активов на начало года составила 79 095 тыс. руб. (стр. 120, 211-214 баланса), а на конец отчетного периода 75 983 тыс. руб., т.е. произошло их снижение на 3 112 тыс. руб. или на 3,9 % (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Приказом по предприятию по состоянию на 31.12.2009 создан резерв сомнительных долгов в сумме 138 499 тыс. руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.12.2004 № 135н в балансе не показываются распределенные и объявленные к выплате дивиденды. По результатам 2008 года Обществом получена чистая прибыль в размере 5 754 тыс. руб. Распределение чистой прибыли за 2008 год в соответствии с решениями Общего собрания акционеров отражено в бухгалтерском учете в 2009 году.По итогам работы за 2009 год получена чистая прибыль в размере 9 863 тыс. руб., распределение которой в соответствии с решением Общего собрания акционеров будет отражено в бухгалтерском учете 2010 г.

За отчетный год Общество не осуществляло расходов, которые в соответствии с ПБУ 17/2002 могли признаваться расходами на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Финансовыми вложениями Общества в отчетном году признавались банковские векселя, приобретенные на общую сумму 110 748 тыс.руб.

Общий объем реализации за 2009 год составил 2 829 204 тыс. руб. Чистая прибыль за отчетный год составила 9 863 тыс. руб. Вычислим коэффициенты доходности.

1. Рентабельность активов(Чистая прибыль/активы).

На начало периода рентабельность активов составила 0,015 (5 754 / 390 996) , на конец отчетного периода 0,026 (9 863 / 373 875). За отчетный период произошло увеличение показателя рентабельности активов в 1,7 раза.

2. Рентабельность чистых активов(Чистая прибыль / средняя величина чистых активов). Рентабельность чистых активов на начало периода составила 0,055 [5754 / (103 384 + 106 008) : 2], на конец отчетного периода 0,091 [9 863 / (106 008 + 110 177) : 2]. Рентабельность чистых активов увеличилась в 1,6 раза на конец отчетного периода.

3. Рентабельность собственного капитала(Чистая прибыль / собственный капитал). Рентабельность собственного капитала на начало периода составила 0,054 (5 754 / 106 008), на конец отчетного периода 0,090 (9 863 / 110 177). Рентабельность собственного капитала увеличилась на конец периода в 1,7 раза.

4. Рентабельность продаж(Чистая прибыль / выручка).

Рентабельность продаж на начало периода составила 0,0022 (5 754 / 2 582 155), на конец периода 0,0035 (8 863 / 2 829 204). За отчетный год рентабельность продаж увеличилась в 1,6 раза.

По итогам отчетного года общая величина рентабельности Общества повысилась и составила 0,3 %[17].

Заключение

Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала — особым фактором производства — и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций: прибыль - показатель эффективности деятельности предприятия; стимулирующая функция; прибыль - источник формирования доходов бюджетов. Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия и др. К внутренним относятся, во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат и др.

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности организации. Существуют несколько методов планирования прибыли, которые можно использовать только с учётом специфики деятельности предприятия. Чаще всего применяются следующие методы: метод прямого счёта, аналитический метод, совмещённый метод, нормативный метод, экономико-математический метод, метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага, метод на основе бюджетирования.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется ею самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Получая прибыль, предприятие решает задачи ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Распределение прибыли, остающейся после уплаты налогов, непосредственно реализует главную цель управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. По характеру возникновения все факторы, можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние. К внешним факторамотносятся: правовые ограничения, налоговая система, темп инфляции, стадия конъюнктуры товарного рынка и т.д. К внутренним факторамотносятся: менталитет собственников предприятия,уровень рентабельности деятельности, инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов и т.д..

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста его рыночной стоимости.


Список литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации ч.2.

2. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004 – 342с.

3. Бланк И. А. Управление прибылью.- 2-е изд., расш. и доп.- К.: Ника-Центр, 2002,- 752 с

4. Бурмистрова Л. А. Финансы организаций (предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2007. 240 с.

5. Ковалева А. М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2005. –521 с.

6. Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий. –М.: Финансы и статистика, 2008. -112 с.

7. Незамайкин В.Н., Финансы организаций: менеджмент и анализ: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 512с.

8. Павлова Л. Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.- с. 639.

9. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учеб. пособие / Е.Е. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 459 с.

10. Финансовый менеджмент /Под ред. Самсонова Н.Ф.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006 г.-540 с.

11. Финансовый менеджмент: учебник для вузов/ под ред. акад. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 527с.

12. Финансы организаций (предприятий) / Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 382 с.

13. Финансы: Учебное пособие/ под ред. проф. А.М.Ковалевой – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 384с.

14. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2005 – 309с.

15. Экономика организаций (предприятий) учебник/ под ред. Сафронова Н.А., – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: экономист, 2007. – 618с.

16. www.gks.ru

17. www.bges.ru