Курсовая работа: Планирование и распределение прибыли 3
Название: Планирование и распределение прибыли 3 Раздел: Рефераты по финансам Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра финансового менеджмента Курсовая работа По дисциплине: «Финансы организаций» На тему: «Планирование и распределение прибыли» (тема 2, вариант 2.1) Исполнитель: Новикова Екатерина Леонидовна Курс ІV Специальность ФиК Группа 1 (вечер) № зачетной книжки 04ффб01090 Руководитель: Лукина Ирина Ивановна г. Уфа – 2008 Содержание. Введение 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике 1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли 1.2. Источники получения прибыли 1.3. Факторы, влияющие на величину прибыли 2. Методы планирования прибыли 2.1. Метод прямого счета 2.2. Аналитический метод 2.3. Метод, основанный на эффекте операционного рычага 2.4. Метод на основе бюджетирования 3. Распределение и использование прибыли на предприятии 4. Расчетная часть Заключение Список использованной литературы Введение Основным итоговым показателем, характеризующим результаты деятельности предприятия, является прибыль. Если доходы предприятия превышают его расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. На рынке предприятие выступают как относительно обособленные товаропроизводители. От того, насколько правильно на предприятии оценили спрос на продукцию, определили товарную номенклатуру, объемы производства, ценовую политику, сегменты рынка реализации продукции зависят финансовые результаты деятельности предприятия. Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ. Актуальность данной теме придает то, что в условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Цель данной курсовой работы – исследование сущности прибыли, ее роли в экономике, выявить факторы, влияющие на величину прибыли. Для этого необходимо рассмотреть следующие аспекты: · исследовать роль прибыли в рыночной экономике; · рассмотреть методы планирования прибыли; · рассмотреть механизм распределения и использования прибыли Объектом изучения, в курсовой работе, выступает прибыль как экономическая категория, которая характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Предметом изучения, являются экономические отношения по поводу формирования и распределения прибыли на предприятии. 1.Прибыль и ее роль в рыночной экономике 1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование предприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличения фонда оплаты труда их работников [3 с. 122]. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с расходами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствую о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить расходы на производство и реализацию. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно- технического и социального развития. При расходах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [7 с. 510]. Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции [11 с.497]. Функции прибыли. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции: Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве [7 с. 516]. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Она является основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ [7 с. 517]. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение расходов на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы [8 с. 217]. Виды прибыли. Прибыль – это сложная экономическая категория, по которой в экономической теории нет однозначного мнения. В процессе анализа и планирования прибыли необходимо различать: 1. Валовую прибыль – разность между выручкой (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавочную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. 2. Прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг – разность между выручкой (нетто) от их продаж и себестоимостью коммерческих, управленческих расходов. 3. Прибыль до налогообложения – рассчитывается как прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг плюс операционные, внереализационные доходы минус операционные, внереализационные расходы. 4. Прибыль от обычной деятельности – разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль, иным аналогичным обязательным платежам, произведенным организацией. 5. Чистую прибыль (нераспределенная прибыль) – прибыль от обычной деятельности плюс чрезвычайные доходы и минус, чрезвычайные расходы. 6. Налогооблагаемую прибыль – расчетную прибыль, определяемую в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ, на которую начисляют налог на прибыль предприятия. 7. Чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия – учитывает вычеты налогов, процентов, штрафов, пени, неустоек и других необходимых вычетов. 8. Маржинальную прибыль – разность между выручкой (продажами товаров, работ, услуг) и переменными затратами, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства продукции предприятия. 9. Среднерыночную прибыль – среднестатистическую прибыль среди предприятий данного района, региона, выпускающих однородную продукцию. 10. Минимальную прибыль – прибыль, ниже которой могут начаться убытки, невыполнение долговых обязательств, падение ликвидности и кредитоспособности предприятия или даже банкротство. 11. Нормативную прибыль – величина прибыли, которая может быть определена как нормативная величина в финансовом разделе бизнес-плана развития предприятия [12 с. 246-247]. Прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности предприятия. Это привело в теории к разграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. В бухгалтерском учете преобладает операционный подход к прибыли, когда изменения в активах и пассивах предприятия являются результатом каких-либо проведенных операций, отражаемых на счетах бухгалтерского учета. Следующее различие – проблема фактических реализованных и нереализованных доходов и прибыли. Например, рыночная стоимость земельного участка, основных фондов предприятия может возрасти. В этом случае возникает экономическая прибыль, но с точки зрения бухгалтерского учета должна произойти хозяйственная операция по продаже этих активов, чтобы отразить образовавшуюся прибыль на бухгалтерских счетах. В основном бухгалтерская прибыль – результат проведения различных хозяйственных операций и сравнения доходов и расходов предприятия, а экономическая прибыль – конечный результат функционирования капитала предприятия. Различие между бухгалтерской и экономической прибылью можно отобразить следующим образом: БП = ДП – РП – БА, ЭП = ДП – РП – ЭА, где, БП – бухгалтерская, чистая прибыль; ДП – доходы предприятия; РП – расходы предприятия; БА – бухгалтерская амортизация; ЭП – экономическая, чистая прибыль; ЭА – экономическая амортизация. Таким образом, отличие бухгалтерской прибыли от экономической прибыли состоит в использовании разных методов амортизации. При расчете бухгалтерской чистой прибыли используются методы прямой или равномерной и ускоренной амортизации, а при расчете экономической чистой прибыли используется прогрессивный метод [12 с. 249-253]. Бухгалтерская прибыль – это результат реализации товаров и услуг. БП = Д – Р. Экономическая прибыль – это результат работы капитала; или часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции, товаров, работ, услуг. Пок. Матер. ресурсы добавленная стоимость [5 с.312]. 1.2 Источники получения прибыли Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли: · первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий. · второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства. · третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли [3, c.211 - 212]. 1.3. Факторы, влияющие на величину прибыли Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; и др. К внутренним относятся, во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Во-вторых, выделяют факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям). Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль [15 с.8]. К важнейшим факторам роста прибыли относятся: рост объема производства и реализации продукции; внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов. Основной источник денежных накоплений предприятия – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции. Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат. Это один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий [9 с. 128]. Реальный состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992г. №552 с последующими изменениями и дополнениями [2 ст. 602]. В соответствии с положением затраты на производство и реализацию продукции объединяются в 5 групп: · Материальные затраты включают: покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции; · Затраты на оплату труда включают: выплаты заработной платы; премии, в том числе вознаграждения по итогам года; компенсации (доплата за ночное время, сверхурочную работу, за неиспользованный отпуск и др.); стоимость бесплатного питания; оплата очередных и учебных отпусков и т.д.; · Отчисления на социальные нужды – это обязательные платежи в фонд государственного социального страхования, в Пенсионный фонд, в государственный фонд занятости и фонд обязательного медицинского страхования.; · Амортизация основных фондов – отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации; · Прочие затраты включают некоторые виды налогов, сборов и платежей; платежи по обязательному страхованию имущества, платежи за выбросы загрязняющих веществ, страхование отдельных категорий работников; затраты на командировки, плата за охрану, за подготовку и переподготовку кадров; платежи по оплате процентов за кредиты (оплата процентов по просроченным ссудам не включается); оплаты услуг связи, плата за аренду и прочие затраты. Итак, затраты на производство и реализацию продукции в целом, формирующие себестоимость продукции, являются важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия. Размер прибыли предприятия как конечного финансового результата работы предприятия зависит также от объема выручки от реализации продукции. Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной продукции, но и от уровня применяемых цен. Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Проведенная в России либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен, что повлекло колоссальный рост цен почти на все производимые товары. С помощью таких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что не всегда содействует повышению качества продукции и эффективности производства. Итак, уровень оптовых и розничных цен выступает важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а, следовательно, на величину прибыли. В процессе изучения данной главы мы выяснили, что прибыль характеризует конечный результат хозяйственной деятельности организации. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Для того чтобы предприятие и дальше существовало, развивалось, и было конкурентоспособным, необходимо знание факторов, влияющих на величину прибыли [9 с.129-130]. 2. Методы планирования прибыли Планирование прибыли предприятия – главная работа при разработке и составлении бизнес-плана развития предприятия. В условиях постоянной конкурентной борьбы решающим показателем, определяющим судьбу самого предприятия, является величина возрастающей добываемой прибыли [12 с. 257]. Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Планируется прибыль раздельно по видам: · От реализации товарной продукции; · От реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; · От реализации основных фондов и другого имущества; · От внереализационных доходов и расходов [9 с. 141-142]. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающих максимальную прибыль [8 с.221]. Основные методы планирования прибыли на предприятии: 1. метод прямого счета; 2. аналитический метод; 3. метод, основанный на эффекте операционного рычага; 4. метод на основе бюджетирования. Рассмотрим подробнее эти способы планирования. 2.1. Метод прямого счета Этот метод наиболее простой и быстрый в использовании. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж. Расчет ведется по формуле: П = (В * Ц) – (В * С), где, П – плановая прибыль; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж); С – полная себестоимость единицы продукции. Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравниваемой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец предстоящего года. Таблица 1 Расчет прибыли от реализации товарной продукции
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется, как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид: П рп = П о1 + П тп – П о2 ; где П рп – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде; П о1 – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода; П тп – прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде; П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода. В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. [9 с. 142-143]. 2.2. Аналитический метод Аналитический метод планирования прибыли применяется при большем ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой продукции, а по все сравниваемой продукции в целом. При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов: 1. определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость товарной продукции за тот же год: Рб = (По : Стп ) * 100% , Таблица 2. Расчет базовой рентабельности (руб.)
2. исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли, на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности На планируемый год в данном примере предусматривается рост сравнимой товарной продукции на 10%. Выпуск этой продукции в планируемом году по себестоимости отчетного года составит: 821 412*110/100 = 903 553руб. Прибыль по сравнимой товарной продукции планируемого года, исходя из базового уровня рентабельности, будет равна: 903 553*42,3/100 = 382 202,9 Прибыль на несравнимую продукцию исчисляется прямым счетом. В данном примере несравнимая товарная продукция планируемого года принята по плановой полной себестоимости в сумме 272 000 руб., а в действующих ценах (за минусом НДС, акцизов и налога с продаж) – 320 045,7руб. Следовательно, прибыль на несравнимую продукцию в предстоящем году составит 48 045,7 руб. (320 045,7 – 272 000) 3. учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышение качества ее и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д. Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом. Выпуск сравнимой товарной продукции в плановом году по себестоимости отчетного года исчислен в сумме 903 553 руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости планового года определена в сумме 1 406 340 руб. Отсюда повышение себестоимости сравнимой продукции равно 502 787 руб. (1 406 340 – 903 553), что повлечет снижение плановой прибыли. Планируемое изменение ассортимента продукции вызывает увеличение или уменьшение плановой прибыли. Для того чтобы определить влияние ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой продукции по полной себестоимости в отчетном и предстоящем году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и планируемом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия (исчисленную как отношение прибыль к полной себестоимости изделия), принятую на уровне ожидаемого исполнения. Суммы полученных коэффициентов отражают средний уровень рентабельности в отчетном и плановом году. Разница между ними показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль (табл. 3.). Таблица 3. Расчет влияния на плановую прибыль изменения ассортимента продукции в плановом году
Средняя рентабельность в планируемом году увеличится по сравнению с отчетным годом на 0,45% (35,68-35,23). Изменение ассортимента продукции в планируемом году приведет к росту плановой прибыли на 4066 руб. (903 553*0,45/100). На размер плановой прибыли влияет также изменение цен. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислить от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли. Допустим, цены на всю реализуемую товарную продукцию предполагается увеличить в плановом году на 21,89%. Тогда будет получено прибыли только за счет этого фактора на сумму 361 512,4 руб. (1 651 380*21,89/100)таким образом, аналитический метод планирования прибыли в данном примере подтвердил метод прямого счета, т.е. и в том, и в другом случаях плановая прибыль от реализации товарной продукции определена в сумме 392 038,7 руб. (см. табл. 1 и табл. 4).
В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [9 с.142-149]. 2.3. Метод, основанный на эффекте операционного рычага Для коммерческих организаций очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности — это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Более наглядно это можно представить графически (рис.1). Рис. 1 Затраты, Определение точки безубыточности выручкаВыручка от реализации зона совокупные затраты прибыли постоянные затраты зона убытков переменные затраты объем производства, шт. Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости [10 с. 50]. Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критического приносит предприятию убытки. С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага – изменение прибыли при изменении объема реализации. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Действие этого эффекта связанно с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. Изменение объема реализации зависит от двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции. Тогда разделяя влияние указанных факторов, можно получить формулу для определения операционного рычага, вычисляемого по формуле: ЭОР = МП / Пр, МП = В – Пер где МП – маржинальная прибыль; В – выручка от реализации произведенных товаров и услуг; Пер – переменные затраты; Пр – прибыль до выплаты налогов и процентов [14 с.14]. Уровень операционного рычага позволяет определить процентное изменение прибыли в зависимости от изменения объема продаж на 1%. ЭОР = изменен. Пр % / изменен. V % Пример:
1. рассчитаем точку безубыточности Тб по формуле: Тб = Пос / уровень МП в % * 100 = 300/53*100 = 566 млн. руб. Этот показатель выражает размер выручки (Вкрит ) в точке безубыточности. 2. определим эффект операционного рычага: ЭОР = МП / Пр = 800/500 = 1,6. Это означает, что любое изменение выручки от реализации повлечет за собой изменение прибыли в пропорции 1:1,6. Зная сумму выручки в точке безубыточности, можно определить запас финансовой прочности (Зп ): Зп = Вфакт – ВТб / Вф *100% = 62,3% Чем выше запас прочности, тем лучше. В нашем примере запас прочности составляет довольно высокий уровень – 62,3%. Если предприятие будет вынуждено снижать объемы производства, то снижение менее чем на 62,3% все же будет приносить предприятию прибыль, более чем на 62,3% - приведет к убытку. Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления, как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции. Любая продукция проходит стадии жизненного цикла: проектирование, освоение, запуск в производство, серийный выпуск, насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает, либо не выдерживает конкурентной борьбы и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается (рис.2). начало проектирования продукции А пик рентабельности продукции А 0 t1 t2 t3 t4 t5 t6 t7 t8 t9 начало производства начало продукции А производства продукции Б точка безубыточности Для сохранения уровня прибыли в организации важно определить момент начала проектирования и запуска в производство новой продукции. Этап проектирования и освоения продукции требует определенного времени, в течение которого предприятие несет убытки (0; t1 ). Затем с момента запуска продукции в производство (t1 ) убытки начинают снижаться, и через некоторое время достигается точка безубыточности (t2 ). При увеличении объема продаж растет, и прибыль за счет снижения доли постоянных расходов (t2 – t4 ). При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне (t4 – t7 ). Такое положение может сохраняться довольно длительное время при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и при стабильном спросе на продукцию. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, т.е. понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность начинается снижаться (t7 – t9 ). Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или переходить к выпуску другой продукции. Организации должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли (t3 ) с тем, чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности (t6 ). Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, повысить его (t7 – t8 ) [13 с.63-65]. 2.4. метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организованного, производственного и финансового планирования [16]. На рис. 3 представлен алгоритм поэтапного планирования прибыли на основе бюджетирования. Первый этап – организационный . На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса. Для предприятия важно получить данные не о прогнозе спроса как такового, а исключительно о платежеспособном спросе. Одновременно проводятся оценка производственных мощностей предприятия. Оценивается производственный потенциал и возможности производства продукции. Из двух полученных величин – объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей – выбирается наименьшая, и планируется объем продаж в натуральных измерениях. Одновременно формируется объем продаж, на основе которого заключаются договора поставки, и формируется портфель заказов. Второй этап – производственное планирование . Цель этого этапа – разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объем производства оказывает влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении у третьих лиц. Если планируется снизить остатки готовой продукции на конец года, то объем производства будет меньше объема продаж. Если же необходимо увеличить переходящие остатки готовой продукции на конец года, то объем производства планируется в большем объеме, чем планируется продать продукции. Третий этап связан со вторым, он включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов. Четвертый этап – планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю. На эти расходы также составляется смета. Пятый этап – проектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность организации обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Кроме того, средства могут инвестироваться в другие организации, на проведение НИОКР. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль. Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационных доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п. разница между полученными в результате финансовой деятельности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности – наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период. Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план [10 с.54-56]. 3. Распределение и использование прибыли на предприятии 3.1. Принципы распределения прибыли Распределение прибыли – составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц самая главная. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трёх направлениях. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно [10 с. 58]. Принципы: 1. обязательности расчетов с бюджетом (размер налогов устанавливает государство). 2. оптимизации интересов собственников, трудового коллектива и самого предприятия. Этот принцип реализуется через дивидендную политику. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия - разности между показателями доходов и расходов предприятия. Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия); прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия (финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия, он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации); финансовые результаты от внереализационных операций (доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду). Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия [6 с.417]. Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. В России налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1 января 1992 г. Налог на прибыль представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ. Основными нормативными документами по учету налога на прибыль являются Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и Налоговый кодекс РФ (глава 25) [1]. Плательщиками налога на прибыль являются российские предприятия и организации, которые по законодательству РФ относятся к юридическим лицам. Поэтому в этот перечень попадают созданные на территории РФ предприятия и организации с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В число плательщиков входят филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала года. Налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 24%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль. При этом: 1) часть налога, исчисленная по ставке в размере 6,5% , зачисляется в федеральный бюджет; 2) часть налога, исчисленная по ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ[1]. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, принято называть чистой прибылью, которая распределяется между собственниками и самим предприятием. В силу каких-либо причин (модернизация производства, освоение новых видов продукции и новых технологий), когда предприятие нуждается в финансовых ресурсах, собственники могут получить свои дивиденды, когда предприятие начнет получать прибыль в достаточном объеме. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли также уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции. В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее, посредством предоставления налоговых льгот оно стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий и т.д. законодательно установлен минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг. Распределение прибыли остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется ее внутренними документами, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе организации. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов, на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели. К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы: на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие. Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п. К затратам на материальное поощрение относятся едино-временные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период (квартал) представляет собой нераспределенную прибыль. Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного фонда. Резервный фонд предприятия составляет не менее 15% от величины уставного фонда предприятия. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, создание возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости [10 с. 59-61]. 3.2 Управление формированием прибыли Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли. Экономическая прибыль - важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров. Управление формирования прибыли включает в себя следующие этапы: -Анализ безубыточности – здесь определяется критическая величина выручки, критический объем производства, цены реализации (при которых происходит покрытие постоянных и переменных затрат). ТБв. кр. = пост. расх. / уровень МП ТБV кр. = пост. расх. / цена ед. прод. – перем. расх. на ед. прод. Цкр. = пост. расх. / V + перем. расх . на ед. прод. -Расчет ЭОР, действие которого проявляется положительно только после преодоления точки безубыточности: ЭОР = МП / Пр, МП = В – Пер -Расчет запаса финансовой прочности и V реализации обеспечивающий целевую сумму прибыли: ЗФП = Вфакт – ВТб / Вф *100% Vпр.план = пост. расх + прибыль / цена ед. прод. – перем. расх. на ед. прод. Вырпр. план = пост. расх. + прибыль / Ур. МП Анализ финансовых результатов. -Анализ прибыли от продаж, рассмотрим основные внутренние факторы, которые влияют на управление прибылью: 1. расчет прироста прибыли от продаж: ∆P = P¹ - P0 где P¹ - прибыль отчетного года; P0 - прибыль базисного года. 2. расчет влияния изменения объема продаж в натуральном выражении на прибыль от продаж: ∆Pн = q1 – q0 / q0 *P0 где q0 – объем продаж в натуральном выражении в базисном году; q1 - объем продаж в натуральном выражении в отчетном году. 3. расчет влияния изменения себестоимости проданных товаров на прибыль от продаж: ∆PS = (S1 – S*1 ) * P0 где S1 – себестоимость проданных товаров отчетного года; S*1 - себестоимость проданных товаров отчетного года в расценках базисного. 4. расчет влияния изменения расходов периода (постоянных расходов) на прибыль от продаж. ∆PS = (S1 С – S1 с* ) * P0 где S1 С - величина расходов периода в отчетном году; S1 с* - величина расходов периода в отчетном году в расценках базисного года. -Анализ прибыли до налогообложения. Прибыль до налогообложения представляет интерес при анализе финансовых результатов деятельности предприятия, так как позволяет оценить степень эффективности управления налогообложением. Анализ прибыли до налогообложения будет отличаться от рассмотренного анализа прибыли от продаж только составом влияющих факторов, только нужно будет включить факторы, влияющие на формирование прибыли от прочих операций. «Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль)» , рассчитывается по формуле: , где ПРп , ПРу – проценты к получению, проценты к уплате; Дуч – доходы от участия в других организациях; СОпрочие Д и Р – сальдо прочих доходов и расходов. -Анализ прибыли после налогообложения. Здесь к факторам влияющих на прибыль до налогообложения добавляется ряд других факторов: · Элементы утвержденной в организации учетной политики в целях налогообложения, влияющих на формирование анализируемых налогов; · Величину текущего налога на прибыль; · Законодательно установленные правила определения суммы налога на прибыль организации; · Изменения в налоговом законодательстве, произошедшие в отношении исследуемых налогов. Так как это очень трудоемко, то на практике ограничиваются анализом только величины текущего налога на прибыль и проводят анализ аналогично анализа прибыли от продаж. Прибыль налогооблагаемая рассчитывается по формуле: , где НА – отложенные налоговые активы; НО – отложенные налоговые обязательства. -Анализ чистой (нераспределенной) прибыли отчетного периода. Его можно провести в более упрощенном виде, чем в анализе прибыли от продаж. для этого удобно использовать специальную таблицу:
Чистая прибыль отчетного периода: , где Нп – текущий налог на прибыль. [4 с. 135-141]. 3.3. Показатели рентабельности Для доказательства эффективности принимаемых решений особое значение имеют показатели рентабельности – это относительные величины, производные от прибыли. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели: рентабельность капитала, издержек, продаж и др. Рентабельность продукции характеризует прибыль в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятия: Рпр = Пр. от продаж / полная себестоимость, Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью цены, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции: ROS = Пр. от продаж / Выручка, Рентабельность активов служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе: ROA = Ч.Пр. / сред. величина активов за период, Рентабельность текущих активов характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы: Рта = Ч.Пр. / сред. величина текущих активов, Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров данного предприятия. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложения средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды: ROE = Ч.Пр. / Кс.ср. *100%. [10 с.61] Расчетная часть 1. Исчислить и распределить амортизационные отчисления Таблица 1. К смете 2. Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года, - 22420 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) – 2780 тыс. руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений – 12,5. Таблица 2. Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение
2. Рассчитать смету затрат на производство продукции (табл. 2). Таблица 3 Смета затрат на производство продукции открытого акционерного общества, тыс. руб.
3. Рассчитать потребность в собственных оборотных средствах Таблица 4. Данные к расчету потребности в оборотных средствах
Таблица 5. Расчет потребности предприятия в оборотных средствах
4. Определить объем реализуемой товарной продукции и прибыли Таблица 6. Данные к расчету объема реализации и прибыли
Таблица 7. Расчет объема реализуемой продукции и прибыли
5. Определить источники капитальных вложений на производственное и непроизводственное строительство. Таблица 8. Показатели по капитальному строительству
Таблица 9. Данные к распределению прибыли
Таблица 10. Расчет источников финансирования кап. вложений, тыс. руб.
6. Составить проект отчета о прибылях и убытках Таблица 11. Проект отчета о прибылях и убытках
7. Рассчитать налог на прибыль Таблица 12. Расчет налога на прибыль
8. Заполнить таблицу «Распределение прибыли планируемого года» Таблица 13. Распределение прибыли планируемого года
9. Составить баланс доходов и расходов (финансовый план) Таблица 14. Данные к расчету источников финансирования социальной сферы и НИОКР
Таблица 15 Баланс доходов и расходов (финансовый план)
10. Пояснительная записка к финансовому плану. Пояснения к расчетам таблицы 2 1. Стоимость амортизируемых основных фондов на начало года – из данных таблицы 1. (22420)2. Расчет среднегодовой стоимости вводимых основных фондов определяется по формуле: ОСср. ввод. = ОС ввод * М / 12 = 5200*7/12+10450*4/12 = 6517 где М – количество полных месяцев эксплуатации ОС. 3. Расчет среднегодовой стоимости выбывающих из эксплуатации основных производственных фондов определяется по формуле: ОСср. выб. = ОСвыб. * (12 – М)/12 = 9890*1/12 = 824 4. Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования дана в таблице 1. (2780) 5. Среднегодовая стоимость амортизированных основных фондов (в действующих ценах) определяется по формуле: ОСср.г. = ОСн.г. + ОСввод. – ОСвыб. – ОСп.аморт. = = 22420 + 6517 – 824 – 2780 = 25333 6. Средняя норма амортизации дана в таблице 1. (12,5) 7. Сумма амортизационных отчислений определяется по формуле: А = ∑ Сбл. * Ni / 100 = 25333*12,5 / 100 = 3167 Пояснения к расчетам таблицы 3. 3. Амортизация основных фондов всего на год дана в таблице 2, а на 4 квартал 3167/4 = 792 4. Прочие расходы – всего определяется так: п.4.1.+ п.4.2.+4.3. = 35+5487+216 = 5738, аналогично для 4 квартала. 4.2. Налоги, включаемые в себестоимость определяются так: п.4.2.1.+п. 4.2.2. = 4498+989 = 5487, аналогично для 4 квартала. 4.2.1. Единый социальный налог (26%) на год определяется: 26% от заработной платы: 17 300*0,26 = 4498, на 4 квартал аналогично: 4325*0,26 = 1125. 5. итого затрат на производство определяется путем суммирования п.1+п.2+п.3+п.4 = 10520+17300+3167+5738 = 36725, аналогично для 4 квартала. 7. Затраты на валовую продукцию определяются п.5–п.6 = 36725–400 = 36325, аналогично для 4 квартала 8. Изменение остатков незавершенного производства, берем расчетные данные за год в таблице 11 п.2 = 269, для 4 квартала 269/4 = 67 10. Для определения производственной себестоимости товарной продукции затраты на валовую продукцию корректируются на величину изменения остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. Увеличение этих остатков (+) — уменьшает производственную себестоимость товарной продукции, а уменьшение (-) — увеличивает. За год: 36325 – 269 – 30 = 36026, аналогично для 4 квартала 9083 – 67 – 8 = 9008. 12. Полная себестоимость товарной продукции представляет собой сумму производственной себестоимости и расходов на продажу, п.10 + п.11= = 36026+1463=37489, аналогично для 4 квартала. 14. Прибыль на выпуск товарной продукции представляет собой разницу между товарной продукцией в отпускных ценах и полной себестоимостью товарной продукции, п.13 – п.12 = 81560 – 37489 = 44071, аналогично для 4 квартала. 15. затраты на один рубль товарной продукции определяются путем деления полной себестоимости товарной продукции на товарную продукцию в отпускных ценах, п.12/п.13 = 37489/81560 = 0,46 коп., аналогично для 4 квартала. Пояснения к расчетам таблицы 5 1.производственные запасы: 1.1.норматив на начало года – данные берем в таблице 4 данные к расчету потребности в оборотных средствах (1416); 1.2. затраты 4 кв. всего – берем в таблице 3 смета п.1 за 4 квартал (2630); 1.3. затраты 4 квартал / день – определяем путем деления ст.1.2. на 90 дней = 2630/90 = 29 1.4. нормы запасов в днях данные берем в таблице 4 данные к расчету потребности в оборотных средствах (53) 1.5. норматив на конец года определяется путем умножений ст.1.3. на ст.1.4. = 29*53 = 1537 1.6. прирост производственных запасов составляет ст.1.5. – ст.1.1. = = 1537–1416=121; 2. аналогично пункту 1 рассчитываем для незавершенного производства; 3. расходы будущих периодов: 1.1. норматив на начало года – данные берем в таблице 4 данные к расчету потребности в оборотных средствах (70) 1.2. норматив на конец года – п.1.1.+п.1.3. = 70+30 = 100 1.3. прирост – берем в таблице 8 п.1 4. аналогично пункту 1 рассчитываем для готовых изделий. 5. итого: 5.1. норматив на начало года = п.1.1.+п.2.1.+п.3.1.+п.4.1 = =1416+539+70+1567=3592 5.2. норматив на конец года = п. 1.5.+п.2.5.+п.3.5.+п.4.5 = 1537+808+100+1600 = 4045 5.3. прирост составляет п.1.6.+п.2.6.+п.3.6.+п.4.6. = 121+269+30+33 = 453; 6. устойчивые пассивы – данные берем в таблице 8 п.2 7. прибыль получаем п.5.3. – п.6 = 453 – 280 = 173. Пояснения к расчетам таблицы 6 2.2 планируемые остатки нереализованной продукции на конец года в действующих ценах = товарная продукция в отпускных ценах за квартал делим на 90 (количество дней в квартале) * 9 (в днях запаса) = 20390/90*9 = =2039; 2.3. планируемые остатки нереализованной продукции на конец года по производственной себестоимости = производственная себестоимость товарной продукции / на 90 (количество дней в квартале) * 9 (в днях запаса) = 9008/90*9 = 901; 7. проценты к уплате – берем расчетные данные в таблице 9 ст.9; 12. содержание объектов социальной сферы = 12.1.+12.2.+12.3. = = 800+730+290 = 1820. Пояснения к расчетам таблицы 7 1. фактические остатки нереализованной продукции на начало года: 1.1. в ценах базисного года без НДС и акцизов – данные берем в таблице 6 п.1.1. (2430) 1.2. по производственной себестоимости – данные берем в таблице 6 п.1.2. (1460) 1.3. прибыль = 1.1. -1.2. = 2430 – 1460 = 970 2. выпуск товарной продукции 2.1. в действующих ценах без НДС и акцизов – данные берем в таблице 3 п.13. (81560) 2.2. по полной себестоимости – данные берем в таблице 3 п.12. (37489) 2.3. прибыль – данные берем в таблице 3 п.14. (41071) 3. планируемые остатки нереализованной продукции на конец года: 3.1. в днях запаса - данные берем в таблице 6 п.2.1. (5) 3.2. в действующих ценах без НДС и акцизов – данные берем в таблице 6 п.2.2. (2039) 3.3. по полной себестоимости – данные берем в таблице 6 п.2.3. (901) 3.4. прибыль = п.3.2. – п.3.3. = 2039 – 901 = 1138 4. объем продаж продукции в планируемом году: 4.1. в действующих ценах без НДС и акцизов = 1.1 + 2.1 – 3.2 = 2430+81560–2039=81951 4.2. по полной себестоимости = 1.2. + 2.2. – 3.3 = 1460+37489–901=38048 4.3. прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг) = 1.3 + 2.3 – 3.4 = 970 + 44071 – 1138 = 44903 Заключение Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Являясь основным источником собственных средств фирмы, с одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, ¾ как основа дальнейшего развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заёмных средств, инвесторы о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики о его платежеспособности. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства и организации. Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие к снижению эффективности производства. На каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности. В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия. Литература 1. Налоговый кодекс ч.2, гл. 25 "Налог на прибыль организаций", введена в действие Федеральным законом N110-ФЗ от 06.08.2001г. 2. Сборник актов президента и правительства РФ №9, статья 602 3. Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 496 с. 4. Незамайкин В.Н., Финансы организаций: менеджмент и анализ: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 512с. 5. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учеб. пособие / Е.Е. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 459 с. 6. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: Перспектива, 2008. - 489 с. 7. Шелепенко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие для студентов экономических факультетов и ВУЗов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов на Дону: изд. центр «Март», 2003. – 592с. 8. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2005 – 309с. 9. Финансы: Учебное пособие/ под ред. проф. А.М.Ковалевой – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 384с. 10. Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «финансы и кредит»/ под ред. Н.В.Колчиной, – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 383с. 11. Экономика организаций (предприятий) учебник/ под ред. Сафронова Н.А., – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: экономист, 2007. – 618с. 12. Краткий курс МВА: учебно-практическое пособие по финансовому менеджменту на российских предприятиях. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 604с. 13. Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. – 2002. – № 6. – С. 61-67. 14. Заров К.Р. Операционный левередж, как универсальный инструмент принятия управленческих решений. // Финансовый менеджмент. – 2006. – №1. – с. 14–17. 15. Остапенко В.В., Мешков В.М. Прибыль в промышленности: формирование и факторы роста // Финансы. – 2002. – N11. – с.8-10. 16. http://www.fd.ru/archive_art/9665.html |