Доклад: Культура средневекового Казахстана 2
Название: Культура средневекового Казахстана 2 Раздел: Рефераты по истории Тип: доклад |
Культура средневекового Казахстана. Религии: Тенгри · Самая древняя религия на территории средневекового Казахстана – Тенгри · Покровительница домашнего очага и детей – Умай · Каменные бабы - бал-балы изображают мужчин с чашей в руке · Строительство бал-балов прекращается с распространением ислама Ислам(зародился в 7 в) · Самые ранние мусульманские некрополи - 9-10 вв. в Отырарском оазисе (Буранинское городище) · Первые мечети – 10-12 вв. · В широкие слои населения Ислам проникает в 11-12 вв. · Племена миссионеры – Согдийцы Буддизм(зародился в 1 в до н.э.) · Согдийцы распространили Буддизм по всей Центральной Азии иКазахстану по Великому Шёлковому пути в 11 в. · В Испинджабе найден подземный буддистский монастырь Христианство (зародилось в 1 в. н.э.) · В первой половине V в. в Восточно-Римской Империи возникла христианская секта Нестора · В 7-8 в. несторианство распространилось в Южном Казахстане и Семиречье · Вильгельм Рубрук сообщает, что христиане города Койлык имели свою церковь · Символ несторианства - крест и голубь · Надгробные памятники с несторианской символикой – кайраки Зороастризм (зародился в 7 в. до н.э.) · Древнегреческая языческая религия · Вода, земля, огонь, воздух · Согдийцы занесли зороастризм на территорию Казахстана в 6-7 вв. н.э. · Памятники зороастризму распространены в Сырдарышских городах. Манихейство (зародилось в 3 в. н.э.) · Синтез зороастризма и христианства · Глава манихейства имел резиденцию в городе Самарканд · В Таразе найден медальон с изображением манихейского божества Наука и литература: · Коркыт — первый шаман, композитор, создатель кобыза. · Махмуд Кашгари - автор книги «Диван лугат ата тюрк» - энциклопедия тюркоязычных народов. · Юсуф Баласагуни - автор поэмы «Кудадгу билик» - как стать счастливым · Ахмед Иугнеки, в народе прозван поэтом поэтов. Автор книги «Дар истины» · Ученик Йассауи- Сулейман Бакыргани, известен в народе как Хаким ата.Учебниками в медресе являются «Хикметы». Их авторами являются Йассауи и Бакыргани · Также известна религиозная поэма акына Али «Жусуп -Злиха» Ахмет Яссави · Поэт, первый проповедник ислама в Центральной Азии и Казахстане · Автор «Дивани Хикмет» · Хикмет — учебник для медресе · Основатель суфизма в Казахстане · В иерархии мусульманских святых Азии занимает Арыстан Баб – учитель Ахмета Яссави · В 63 г. Яссави отрёкся от мирской жизни Абу Насыр аль Фараби · Учёный-энциклопедист 9-10 вв. · «Второй учитель» после Аристотеля · Автор трактата «Возникновение наук» · Письменность арабская · Жил в Отырар Абу Райхан Бируни · 3а 600 лет до Галилея и Коперника предсказал гелиоцентрическую модель мира · 3а 500 лет до Ньютона предсказал всемирное тяготение земли · Изобрёл макет земного шара и нанёс на него координаты 600 городов Абу Али ибн Сина(Авиценна) · автор профилактической медицины Письменность: · Тюркская письменность - руническая(знаки) - с 6 в. · Тюркская письменность - Орхоно-Енисейская · Обнаружил русский учёный Адринцев · Расшифровал датский учёный Томсон · Самые крупные памятники - стелы в честь Культегина и Бильге-кагана - памятники политической прозы · В долине реки Талас найдено много тюркских надписей · Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит Минандру Протектору · Также сообщают о письменности тюрков китайские источники · Арабская письменность распространяется с 9 в. · Также с 6-10 в. распространение получает согдийское письмо · Самый знаменитый памятник Кыпчакского письма - «Кодекс Куманикус» · Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв · Родоплеменной знак- тамга · Тюркская письменность появилась в середине 1 тыс. до н.э · С 8в. у тюрков появляется письменная литература · Основные памятники тюркской литературы «Культегин» и «Тоньюкок» · К литературе 8-9вв. относятся «Книга моего деда Коркыт ата» и поэма «Огуз наме» · Первым «Огуз наме» записал Рашид ад Дин в 13в, а полностью в 17 в оформил Абулгазы хан. Архитектура: · Самое крупное мемориальное сооружение 14-15 вв. - Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, построенного по приказу Тамерлана · Самое раннее мусульманское сооружение XI в - Мавзолей Айша Биби · Памятник Караханидского зодчества - Мавзолей Кара хана · Мавзолей Сарлышали - район Сырдарьи(низ.) - XII в · Памятники 14-15 вв. - памятники Алаш-хана и Джучи-хана - Центральный Казахстан · Акыртас -каменная кормушка, памятник находится в Жамбылской области7-8вв, принадлежит карлукам · Стиль «дын»-памятники доисламского периода, напоминают юрту из камня 6-8вв · На месте г. Акбешим и Суяб, Исфиджаб остатки буддистских храмов · Исламские мечети стали строиться со второй половины 9 в. (Баба эта в · Сузакском р-не ЮК) · Мавзолей Коркыт ата находится в Кармкчинском р-не Кзылординской · области · Мечети- исламские храмы для молитв · Первые мечети появились в 10 веке. Сохранился минарет Боран 10в. · Мавзолей-крытые монументальные сооружения надгробий · Бабаджа Хатун-10-11вв · Остатки двух восточных бань в Отраре 11-12вв. Скульптура: • Балбал,балбык, кемпиртас, таскелиншек-каменные скульптуры • Терракота- керамика из обожженной цветной глины • Сардоба-надстройка над колодцем Деньги · В Отырарском монетном дворе печатали монеты трёх номиналов: -золотые динары -серебряные дирхемы -медные фельсы · Монетные дворы Тараза и Испинджаба печатали только серебряные дирхемы · В 11 в. начинается «серебряный кризис». Дирхемы печатаются из меди и покрываются тонким слоем серебра · 13-14 вв. вместе с основной валютой в обороте ходит тюргешская монета, которая печатается в городе Акбешим · Коммуникационные постройки городов - бани, трубопроводы Города: · Традиционная планировка городов – круглая · Начало формирования городов - 8 в. · Главная функция городов – административная · Центральное место в городе - цитадель - там проживают правители · Шахристан - часть города, где проживает знать · Рабат - часть города, где проживает народ · Подъём городской культуры – 9-13 вв. · Расцвет городов – 11-12 вв. · 11-12 вв. - города растут за счёт рабатов · 11-12 вв. - в городах развиваются цехи · В 11 в. появляются амфилатные жилища - смежные комнаты, расположенные по одной оси · Удобное передвижное жилище кочевников – кибитка · В основном все города расположены в Семиречье · Развитие средневековых городов было прервано монголо-татарским нашествием · Оживление городов после нашествия приходится на середину 13 в. · Центры оседлости Отрар, Сыгнак, Сайран, Алмалы, Талхир, Койлык. · В средневековом Ю.Казахстане насчитывалось 30 городов, во второй половине – 37 городов. · Средоточие городов – междуречье Арыыси и Сырдарьи · Высоко развиты города в Жетысу (36 городов = больше 30 га, на северо-востоке найдено 70 городищ = больше 15 га.) · Самые большие города превышали 30га. – Испиджаб, Отрар, Сауран · В городах были кварталы ремесленников, торговые площади, мечети, бани. · Очень мощные крепостные стены Отырар: · Существовал каменный асфальт · Функционировала библиотека, занимающая второе место в мире после Александрийской · Визитной карточкой города является серебряный клад (монеты разных стран - свидетельство международной торговли) · Если цитадель обнесена крепостью, то это хисар. · Центральная часть Отырара называется хисар · Был памятником городской культуры 14 вв. · Погиб в 18 в. от джунгарского нашествия Испиджаб: · Современный город Шымкент · Первые сведенья о Испиджабе появились в 7 в. из китайских источников · Его называют «Город на белой реке» · Самый крупный город по численности населения · Его называют «Источник ископаемых для торговцев всего мира» · В этом городе был найден подземный буддистский монастырь · В 13 в. город стал называться Сайрам · В 11 в. здесь впервые появились Тимы (специальные караван-сараи для торговли тканями) Тараз: · Город купцов · Сохранилась баня из 10 помещений · Самый богатый город тюргешей, караханидов, карлуков · Найден медальон с изображением манихейского божества · «Место торговли тюрков с мусульманами» · «Благословенный город тюрков-чаруков» · На реке Талас добывалось серебро, поэтому основной предмет торговли таразских купцов - серебряные изделия · Раскопки древнего Тараза в 10 в. возглавил академик Моссон Сыгнак: · «Торговая гавань для восточного Дешт-и-Кыпчак» (15-17 вв.) Янгикент: · Колония хорезмшахских купцов в 10 в. Кулан: · Китайцы называли Кулан – Изюйлень - приятный городок тюрков Суяб: · Город Чуйской долины, в котором смешанно живут торговцы разных стран · Половину города составляют купцы Согдийские города: · Джамукант, Семекну, Навакент Жилища: · Юрта · Жилища на зимовках (камень, сырец, глина). Рядом строились загоны и стойла · Тандыр - очаг с дымоходом · Специально устроенные ниши для посуды, светильников и инструментов · Перед очагом имелись специальные ямы для золы · Все комнаты были сквозными-дома «коржыны» · Суфы-глиняные помосты для отдыха · Площадь дома от 30 до 50кв. · В 12в появились новые очаги-жаровни вкопанные в пол, они богато украшались · узорами · Ташнау-санитарное устройство для гигиены дома · Общая площадь жилища вместе с хозпостройками-500-600кв.м Ремесло: · гончары, стеклодувы, кузнецы, ювелиры, косторезы, каменотесы · Гончарные мастерские-Отрар,Куйрыктобе, Тараз · Стеклодувы появились в 10 веке · Главным показателем развития оседлой и городской культуры является развитие ремесла · Из г.Тараз на международный рынок поставлялись козьи шкуры Великий Шёлковый Путь · Начало ВШП берет в долине р.Хуанхе · Общая протяженность пути 7000 км. · Великий Шёлковый Путь - трансконтинентальный торговый путь из Азии в Европу · Действует в период 2 в до н.э. – 14-15 вв. н.э. · Самый оживлённый участок - из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан · Степной Путь действовал с 1 тыс. до н.э. · Лазурит (производимый на Памире) вывозится в Иран и Месопотамию · Первоначально международная валюта - шелк, позднее - византийский золотой солид · Открытие морских торговых путей ослабило значение Великого Шёлкового пути и послужило причиной его ликвидации · Секрет производства шелка стал известен согдийцам и византийцам еще в 1в. Согдийцы стали соперниками китайцев по производству шелка. · Самый дальний пункт ВШП- Нана, (Токио) · «Основные ворота ВШП на Восток-Семиречье» · Южный Казахстан- одни из главных ворот на Запад · Узлом многих торговых путей был Отырар · Города находились на перекрестках торговых путей, были многонациональны и много религиозны · Социально-экономическое развитие городов ВШП ухудшилось в связи с монгольским нашествием · По Великому Шёлковому пути двигаются товары, религии, искусство, наука, культура. Они взаимовлияют друг на друга. |