Реферат: Структура и качество оптического изображения
Название: Структура и качество оптического изображения Раздел: Рефераты по коммуникации и связи Тип: реферат |
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра ЭТТ РЕФЕРАТ На тему: «Структура и качество оптического изображения» МИНСК, 2008 Основные характеристики структуры изображения Изображающие приборы могут давать изображение различного качества с точки зрения передачи структуры предмета. Структура и форма светового поля в пространстве изображений подобна структуре и форме предмета, однако оптическая система вносит в эту структуру свои изменения, оценка которых есть оценка качества изображения. Передача структуры предмета или изображения – это отображение оптической системой мелких деталей объекта. Для описания такого отображения необходимо математическое описание предмета и изображения в виде функций Представим предмет в виде совокупности бесконечного количества светящихся точек. Для того, чтобы считать, что изображение предмета – это совокупность изображений соответствующих точек предмета, оптическая система должна удовлетворять свойствам линейности и инвариантности к сдвигу. Свойство линейности Изображение суммы объектов равно сумме изображений каждого объекта:
То есть, если предмет – это сумма точек Свойство инвариантности к сдвигу (условие изопланатизма)При смещении точки ее изображение только смещается на пропорциональную величину (рис.1):
где V – обобщенное увеличение. Рисунок.1 - Условие изопланатизма. В отличие от условия линейности, условие изопланатизма в оптических системах соблюдается приблизительно, поскольку характер изображения при смещении изменяется. Изопланатизм, как правило, не соблюдается в пределах всего поля, обычно он соблюдается только при небольших смещениях. Изопланатическая зона – это зона, в пределах которой соблюдается условие изопланатизма. Чем больше размер изопланатической зоны, тем лучше изопланатизм. Если зона полностью перекрывает предмет, то система полностью изопланатична. Мы будем рассматривать структуру изображения в пределах одной изопланатической зоны. В идеальной оптической системе точка изображается в виде точки, а в реальной оптической системе точка изображается в виде пятна рассеяния (рис.2). Рисунок 2 - Изображение точки в пределах изопланатической зоны. Основной характеристикой, описывающей передачу структуры предмета оптической системой является функция рассеяния точки . Функция рассеяния точки
(ФРТ, point spread function, PSF)
Зная функцию рассеяния точки, можно найти изображение любого предмета, если разложить его на точки и найти ФРТ от каждой точки. Если есть предмет
Если увеличение V принять за единицу, то выражение (3) становится сверткой (конволюцией). Функция изображения есть свертка функции предмета с функцией рассеяния точки:
Гармонический периодический объект Предмет кроме разложения на отдельные точки можно разложить на другие элементарные части – периодические решетки. Периодическая решетка – это структура с белыми и черными полосами. Гармоническая периодическая решетка – это структура, интенсивность которой описывается гармонической функцией (рис.3). В электронике существует аналог гармонической решетки – периодический во времени сигнал на входе прибора. Рисунок 3 - Гармоническая периодическая решетка Гармоническая периодическая решетка описывается выражением:
где a – вещественная амплитуда, b – сдвиг, T – период, q – угол ориентации. Вместо периода можно использовать пространственную частоту
Тогда интенсивность гармонической решетки в комплексной форме:
Величину
где Любой объект, как было сказано выше, можно разложить на элементарные гармонические объекты, тогда изображение – это совокупность изображений элементарных объектов. Эти изображения для реальных оптических систем всегда имеют искажения, что связано с законом сохранения энергии. Идеальные оптические системы нарушают закон сохранения энергии, так как они для сохранения неизменной структуры предмета должны передавать бесконечно большую энергию. Изображение гармонического объекта можно описать, если в выражение (9.3) подставить в качестве распределения интенсивности на предмете функцию
Если выразить координаты предмета и изображения в едином масштабе, то V=1, следовательно:
После замены переменных или, после переобозначения
Двойной интеграл в выражении (9.10) – это некоторая функция Обозначим
Как показывают соотношения (8) и (11), изображение от предмета отличается только комплексной амплитудой, то есть изображение гармонической решетки любой оптической системы есть гармоническая решетка с той же частотой. Поэтому гармоническую решетку удобно использовать для исследования и оценки передачи структуры изображения. Изменение комплексной амплитуды гармонической решетки – это и есть действие оптической системы. Оптическая передаточная функция (ОПФ) Оптическая передаточная функция
(optical transfer function, OTF)
ОПФ связана с ФРТ интегральным преобразованием – преобразованием Фурье:
или или где F – обозначение Фурье преобразования:
ФРТ показывает, как оптическая система изображает точку, а ОПФ показывает, как оптическая система изображает гармоническую решетку, то есть как меняется комплексная амплитуда решетки в зависимости от частоты. Оптическая передаточная функция – это комплексная функция:
Модуль ОПФ Частотно-контрастная характеристика показывает передачу вещественной амплитуды гармонического объекта:
где a – амплитуда на предмете, a¢ – амплитуда на изображении. Амплитуда изображения гармонического объекта тесно связана с контрастом. Контраст для периодических (гармонических) изображений (рис.9.4) определяется выражением:
Рисунок 4 - Контраст гармонического объекта.
Рисунок 5 - Абсолютный и нулевой контраст гармонического объекта Чем больше контраст, тем лучше различаются мелкие детали изображения. Изображение нельзя зарегистрировать или увидеть в случае, если:
где Контраст для изображения гармонического объекта может быть выражен через постоянную a¢0 и a¢ переменную составляющие изображения гармонического объекта (рис.6):
Рисунок 6 - Постоянная и переменная составляющие изображения гармонического объекта Если
где k¢ – контраст изображения, k – контраст предмета. Частотно-контрастная характеристика показывает зависимость контраста изображения гармонической решетки от частоты решетки, если считать, что на предмете контраст единичный (рис.7). Для идеальной оптической системы ЧКХ – прямая, параллельная оси. Рисунок 7 - Частотно-контрастная характеристика. Для ближнего типа предмета или изображения пространственная частота n измеряется в [лин/мм]. Для дальнего типа пространственная частота измеряется в [лин/рад]. Итак, передача структуры изображения описывается ФРТ или ОПФ, которые связаны через взаимно однозначные преобразования Фурье. Наглядно отобразить двумерную функцию ОПФ можно в виде: - графиков сечений - изометрического изображения “поверхности” - карты уровней Схема формирования оптического изображения Существует два фактора, которые влияют на структуру и качество изображения в оптической системе: дифракция и аберрации. Эти факторы действуют совместно. Если аберрации малы и преобладает дифракция, то такие системы называются дифракционно-ограниченными . Если аберрации велики, и дифракция теряется на фоне аберраций, то такие системы называются геометрически-ограниченными (формирование изображения вполне корректно описывается с позиций геометрической оптики, без привлечения теории дифракции). Рисунок 8 - Схема формирования оптического изображения. Рассмотрим формирование изображения некоторой точки (рис.8). Гомоцентрический пучок лучей выходит из точки A0 , и после идеальной оптической системы сходится в точке A¢0 . Наряду с пучками лучей можно также рассматривать сферические волновые фронты Sw и S¢w . Действие реальной оптической системы сводится к следующим факторам: - преобразование расходящегося пучка лучей (волнового фронта) в сходящийся, - ограничение размеров проходящего пучка лучей или волнового фронта, - ослабление интенсивности (энергии) проходящего поля, - нарушение гомоцентричности пучка или сферичности волнового фронта, то есть изменение фазы проходящего поля. Рассмотрим поле
где Поле на выходной сфере математически можно представить в виде:
где В выражении (22) учитывается одновременно ограничение пучков и наличие аберраций. Зрачковая функция (pupil function, PF) показывает влияние оптической системы на прохождение электромагнитного поля от точки предмета до выходного зрачка и в общем случае в канонических координатах описывается выражением:
где Теперь нужно перейти от поля на выходном зрачке к полю на изображении. Вблизи изображения геометрическая оптика не применима, поэтому для описания поля на изображении следует использовать теорию дифракции. Рисунок 9 - Формирование комплексной амплитуды в плоскости изображения. Для вычисления комплексной амплитуды поля в плоскости изображения применим принцип Гюйгенса в форме интеграла Гюйгенса-Френеля. Рассматриваемая область находится вблизи центра выходной сферы (рис. 9):
Используя зрачковую функцию, выражение (9.23) можно записать в виде:
Рисунок 10 - Связь
от выходной сферы до точки
Отрезок
Введем канонические (приведенные) координаты на предмете и изображении:
Тогда в канонических координатах получим:
Так как зрачковая функция вне зрачка равна нулю, интегрирование происходит внутри зрачка. Комплексная амплитуда в изображении точки в канонических координатах, как следует из выражения (28), связана со зрачковой функцией через обратное преобразование Фурье:
Комплексная амплитуда поля в изображении точки есть обратное Фурье-преобразование от зрачковой функции в канонических координатах. Функция рассеяния точки – это распределение не амплитуды поля, а интенсивности, то есть квадрата модуля комплексной амплитуды
Оптическую передаточную функцию также можно выразить в канонических координатах:
где
Канонические частоты безразмерные:
Это выражение в соответствии со свойством преобразования Фурье можно представить через автокорреляцию зрачковой функции:
где ЛИТЕРАТУРА 1. Бегунов Б.Н., Заказнов Н.П. и др. Теория оптических систем. – М.: Машиностроение, 2004 2. Дубовик А.С. Прикладная оптика. – М.: Недра, 2002 3. Нагибина И.М. и др. Прикладная физическая оптика. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2002 |