/ Основные направления перестройки экономики СССР в начальный период войны
Перестройка экономики СССР в начале войны имела первостепенное, решающее значение для судьбы страны и обеспечения боевых действий Вооруженных Сил и длилась до лета 1942 года. Опыт этой титанической деятельности миллионных масс уникален и поучителен в мировой истории различных периодов перестройки экономики. Начальник военно-экономического управления штаба верховного главнокомандования Германии генерал Томас, анализируя причины поражения немецких войск под Москвой, заявил 21 января 1942 г. и о том, что для него были неожиданностью "ошеломляющие достижения русской военной промышленности" Томас сделал вывод о необходимости "новой перестройки" промышленности Германии: "В рождественские дни потребовалось начать новую перестройку (подчеркнуто нами - Т.) нашей военной промышленности, чтобы пополнить сухопутные войска и обеспечить их всем необходимым для выполнения новых тяжелых задач" (см.1). Потенциал централизовано управляемой системы хозяйства и государственного строя СССР не мог, разумеется, проявиться в перестройке экономики сам собой, автоматически. Потребовалась от страны и ее руководства титаническая деятельность в поисках и реализации механизма невиданного в мире масштаба и условий перевода экономики на военное положение, преодоление трудностей первого года войны, лишений и ошибок. Добытый огромной ценой опыт перестройки имел решающее значение для военных судеб страны и имеет принципиальное значение теперь для истории и современности. Исследование позволяет нам выделить основные направления перестройки экономики на военный лад в их взаимосвязи. Первое направление - перестройка организаторской деятельности Коммунистической партии и государства, общественных организаций и самосознание народных масс ("перелом в умах"). С начала Великой Отечественной войны перестройка народного хозяйства явилась одной из важнейших составных частей общей программы по превращению страны в единый боевой лагерь под девизом: "Все для фронта, все для победы!" Главными документами партии и правительства, в которых содержалась программа борьбы советского народа, явились Заявление Советского правительства (22 июня), указ Президиума Верховного Совета СССР "о военном положении" (22 июня). Директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей "29 июня" и изложения этой развернутой программы в выступлении перед народом по радио главы Советского правительства И.Сталина (3 июля). Определяющее значение имело то обстоятельство, что с самого начала войны действовала в центре и на местах ранее слаженная система партийных, государственных и общественных организаций. Обстановка войны требовала больше развивать их инициативу и оперативность на местах, сужая тормозящие действия негативных авторитарных сторон управления государством, сложившихся в 30-е годы. Почти три четверти всех членов ЦК партии были непосредственно заняты организацией перестройки и наращивания военной экономики. Часть из них совмещала эту работу с деятельностью созданных военных советов. Были упразднены некоторые наркоматы и образованы наркоматы по видам военного производства. Соответственно были перестроены аппараты СНК и Госплана СССР. Вместе с перестройкой на военный лад ранее сложившейся системы организаций в условиях войны были созданы чрезвычайные полновластные органы централизованного и оперативного руководства военной экономикой и Вооруженными Силами. Координировал все это ГКО (Государственный Комитет обороны), образованный 30 июня 1941 г. ГКО действовал через свои постановления (имевшие силу закона для всех организаций), уполномоченных на местах, мощную систему контроля исполнения. Местные органы прифронтовых городов (около 60) создали свои комитеты обороны. Для централизации и оперативности перестройки экономики была учреждена также система руководящих органов партии на важнейших предприятиях, созданы политотделы МТС и совхозов, а так же временные советы и комитеты по эвакуации, по распределению рабочей силы, транспортный комитет и комитеты по другим чрезвычайным проблемам перестройки экономики. Новым в мировой истории и исключительно важным вкладом в перестройку экономики СССР и дальнейшее укрепление взаимосвязи фронта с тылом страны явилось создание в Вооруженных Силах централизованной системы самостоятельных и полномочных органов управления тылом. По решению Политбюро ЦК партии и постановлению ГКО от 28 июля 1941 г. они были учреждены в центре, на фронтах и в армиях во главе с начальниками тыла - заместителями наркома обороны и заместителями командующих войсками. В наркоматах и главных управлениях тыла Советской Армии непрерывно происходили встреча руководителей промышленных отраслей, предприятий, ответственных за военные поставки, с начальниками довольствующих служб НКО, членами военных советов и начальниками тыла фронтов. Согласованию мероприятий гражданских и военных органов по выполнению срочных заданий, связанных с перестройкой экономики и снабжением Советской Армии, способствовало повседневное личное общение их представителей. Второе направление перестройки экономики - мобилизация и перераспределение производственных ресурсов для нужд фронта. Это были решающие условия перевода экономики на военное положение, они сразу же охватили всю промышленность, сельское хозяйство, транспорт, финансы, трудовые ресурсы и проводились вместе с развертыванием Вооруженных Сил. На это был, прежде всего, направлен указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня "О военном положении". Перевод всего народного хозяйства на военный лад практически начался с пересмотра и осуществления экономических и заблаговременно подготовленных мобилизационных планов центрального и местного масштабов в соответствии с реальной обстановкой начавшейся войны. 23 июня 1941 г. в Политбюро ЦК ВКП (б) и СНК СССР, срочно ввели в действие принятый 6 июня мобилизационный план по производству боеприпасов и организовали работу Госплана СССР (председатель - Н.А. Вознесенский) по подготовке общего "Мобилизационного народнохозяйственного плана на !V квартал 1941 года". 30 июня этот план был утвержден. Выполнение его осложнялось и корректировалось неблагоприятными событиями на фронте, но этот основной план обеспечивал ориентиры и координацию действий всех организаций сверху донизу, определял направления перестройки народного хозяйства. Он позволил начать перераспределение всех сил и средств страны, в интересах военного производства. Резко, на 10% и более, увеличивался выпуск военной продукции, было организовано изготовление военной продукции всеми предприятиями тяжелой, легкой, пищевой и местной промышленности. Для нужд войны началось строительство новых предприятий, шахт, электростанций, железнодорожных линий. Было сокращено производство гражданской продукции и розничного товарооборота. Однако, намеченные меры не могли обеспечить все возрастающие, новые потребности войны, и 16 августа 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) ввели в действие разработанный с участием больших коллективов специалистов конструктивный народнохозяйственный план на 4 квартал 1941 г. и на 1942 г. для районов Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Это была обширная и долговременная программа (с последующими коррективами в ходе войны). Она определила деятельность народа по развитию всех отраслей экономики, новую систему ее финансирования, подготовку и переподготовку почти 80% рабочих промышленности, дальнейшие решения об установлении трудового режима военного времени, массовом привлечении к труду подростков, пенсионеров, женщин, о введении карточной продовольственной системы, подсобных личных хозяйств, увеличении посевов в восточных районах до 62 706 тыс. га, переводе железных дорог на военный график и порядке эвакуации из прифронтовых районов. Третье направление перестройки - великое перемещение производительных сил на Восток, быстрый ввод в действие и наращивание экономической мощи. Осуществление этого было организовано центральными и местными органами и стало всенародным делом. Уже 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации с его уполномоченными на местах. Преодолевались огромные трудности эвакуации: а) предприятия выдавали на прежних местах необходимую для фронта продукцию до последней возможности и эвакуировались часто под огнем врага. Многие предприятия не удалось эвакуировать; б) ввод в действие предприятий на новых местах был ускоренным, при недостатке подготовленных помещений и ресурсов, часть под открытым небом. Чрезмерная концентрация оборудования различных эвакуированных заводов на одной сборочной площадке затрудняла слаженность освоения их; в) психологическое и бытовое схождение эвакуированных и семей местного населения было сложным, хотя в целом обеспечивалось заботой и чуткостью благодаря общему патриотическому и интернациональному настрою населения. Задача перебазирования производительных сил на Восток была, в основном, выполнена за первое военное полугодие. Удалось спасти наиболее важные предприятия, материальные и культурные ценности, квалифицированные кадры, сорвать стратегический замысел врага по использованию их, то есть "неожиданно" для Германии поставить ее в положение "катастрофы снабжения", как признавали это немецкие историки. 25 декабря 1941 г. Совет по эвакуации был расформирован, но летом 1942 г. была частичная эвакуация в связи с наступлением фашистских войск в юго-восточном направлении. В 1942 г. по сравнению с 1940 г. производство военной продукции в восточных районах СССР увеличилось на Урале в 2,8 раза, в Западной Сибири в 2,4 раза, в Восточной Сибири на 36%, в Средней Азии и Казахстане на 19%^. Создание основной военно-экономической базы на Востоке как главного арсенала Советской Армии сопровождалось научно-техническим прогрессом (использование новых ресурсов, реактивной техники, новых марок стали, чугуна, скоростных и экономичных методов поточного производства и электросварки и др.). Исторический опыт титанической деятельности миллионных масс по эффективной перестройке экономики уникален и поучителен в мировой истории, его уроки имеют неоценимое значение для исторического воспитания людей и преобразований в современных условиях России.
|