Реферат: Анализ выпуска продукции Минского лесхоза
Название: Анализ выпуска продукции Минского лесхоза Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Республики Беларусь БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудитаКУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Анализ выпуска продукции Минского лесхоза» по дисциплине: «Анализ производственно-хозяйственной деятельности» Выполнил: Студент ИЭФ 5 курса 3 группы Якушевич А.Н. Руководитель: ст. преподаватель Макаренко И.В. Минск, 2001 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудитаКУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Анализ выпуска продукции Минского лесхоза» по дисциплине: «Анализ производственно-хозяйственной деятельности» Выполнил: Студент ИЭФ 5 курса 3 группы Якушевич А.Н. Руководитель: ст. преподаватель Макаренко И.В. Минск, 2001 1. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производства продукции 2. Методологические основы анализа производства продукции 2.1. Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции 2.2. Анализ выполнения плана по ассортименту 2.4. Анализ ритмичности выпуска продукции 3. Особенности анализа хозяйственной деятельности на предприятиях лесного комплекса 4. Анализ производства продукции Минского лесхоза 4.1. Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции 4.2. Анализ выполнения плана по ассортименту 4.4. Анализ ритмичности выпуска продукции СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Лесной комплекс – один из важнейших в стране. Эффективность его функционирования зависит от многих факторов, в том числе и от эффективного анализа хозяйственной деятельности отдельных предприятий. В данной курсовой работе рассмотрен анализ выпуска продукции на Минского лесхоза. Выпуск продукции удовлетворяющей потребности потребителей является основной задачей предприятия, реализация продукции – это средства для нового производственного цикла, на развитие предприятия и т.д. Анализ помогает выявить резервы предприятия по увеличению выпуска продукции, разработать мероприятия по освоению данных резервов, помогает правильно и эффективно планировать деятельность предприятия на будущие периоды и, следовательно, увеличить прибыль предприятия. Государственное предприятие «Минский лесхоз» Минского производственного объединения Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь расположен в центральной части Минской области на территории Минского, Дзержинского, Пуховичского, Узденского административных районов. В организационном отношении лесхоз состоит из шести лесничеств. Лесные массивы Минского лесхоза расположены крайне неравномерно и носят, в основном, осколочный характер. Небольшие массивы площадью до 2,0 тыс. га расположены в западной части лесхоза (Заславльском и Новосельском лесничествах), а также в южной части (лесные дачи в Дзержинском, в Станьковском и в Кайковском лесничествах). Контроль за ведением хозяйства в колхозных лесах Дзержинского района ведут Дзержинское и Путчинское лесничества, на территории Минского района - Кайковское лесничество. Основными владельцами лесного фонда на территории Минского района являются Минский лесхоз, Минский леспромхоз и Красносельское лесоохотничье хозяйство. 1. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа производства продукции Целью анализа выпуска продукции является нахождение путей увеличения прибыли предприятия при максимальном использовании производственных мощностей. Основными задачами комплексного целевого анализа выпуска продукции является: 1.оценка степени выполнения плана производственной программы 2.оценка динамики выпуска продукции 3.оценка выполнения плана по объему, ритмичности, ассортименту 4.установление причин снижения объемов производства и неритмичности выпуска продукции Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция. Объекты анализа представлены на рисунке 1. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. Реализованная продукция – это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции. Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов и шифров изделий (номенклатурных номеров) – это номенклатура. В качестве исходных данных для проведения анализа производства продукции используется данные годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия по продукции», ф.№1 «Баланс предприятия», ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках»).
2. Методологические основы анализа производства продукции Анализ объема выпуска продукции производится в несколько этапов: 1. Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции 2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту 3. Анализ структуры продукции и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы 4. Анализ ритмичности выпуска продукции 2.1. Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции Анализ производства продукции начинают с изучения динамики ее производства, расчета индексов роста и прироста. Эти показатели могут выражаться в натуральных и стоимостных единицах измерения. Анализ проводится согласно следующей таблицы. Таблица 1 Анализ динамики выпуска продукции
Где РПi-1 – объем выпущенной продукции в сопоставимых ценах в i-1 году; РПi – объем выпущенной продукции в сопоставимых ценах в i-ом году (месяце, квартале) соответственно; РПо - объем выпущенной продукции за период, взятый за базу сравнения. На основе полученных данных можно рассчитать средние темпы роста и прироста выпущенной продукции: Средний темп роста рассчитывается по формуле 1: (1) где Тi – темп роста за i-ый период n – число периодов Средний темп прироста: Тпр = Тср – 100 . (2) Анализ степени выполнения плана производится по данным, приведенным в таблице 2. Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особое значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Таблица 2. Анализ выполнения плана по выпуску продукции предприятием
2.2. Анализ выполнения плана по ассортименту Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: 1. по способу наименьшего процента 2. по способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. 3. по удельному весу изделий, по которым план выполнен факторную модель анализа выполнения плана по ассортименту можно представить следующим образом: Таблица 3 Анализ выполнения плана по ассортименту
Возможными причинами невыполнения плана по ассортименту могут быть нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, недостатки в организации производства, ошибки в планировании. Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели: объем товарной продукции в стоимостном выражении, себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности. Объем товарной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции. Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используется несколько методов: 1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске , (3) где N – выпуск продукции в стоимостном выражении; Q – выпуск продукции в натуральном выражении; D – удельный вес каждого (i-го) наименования; p – цена за единицу. Таблица 4 Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении
Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции можно представить следующей аналитической таблицей: Таблица 5 Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции
2. Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана (4) где %ВП – процент выполнения плана. Расчет методом прямого счета по проценту выполнения плана основан на том, что при неизменной структуре выпуска объем выпуска по каждому виду изделий возрастает пропорционально итоговому объему. Объем товарной продукции, пересчитанный на фактический выпуск при плановой структуре, определяется по формуле: (5) где N1 – фактическая товарная продукция при плановой структуре 3. Метод средних цен . (6) Он основан определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск. Расчет показан в таблице 6. Таблица 6 Расчет влияния структурных сдвигов на изменение средней цены
2.4. Анализ ритмичности выпуска продукции Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Таблицу для расчетов можно представить следующим образом: Таблица 7 Ритмичность выпуска продукции по кварталам
Один из наиболее распространенных показателей ритмичности – коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня. Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за период к среднему за период плановому выпуску продукции: , (7) где Кв – коэффициент вариации; ∆x2 – квадратическое отклонение от среднего за период планового выпуска; n – число суммируемых плановых заданий; x – среднее задание за период по графику. Для оценки ритмичности производства на предприятии засчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений от в выпуске продукции от планового уровня за период. Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. 3. Особенности анализа хозяйственной деятельности на предприятиях лесного комплекса Каждая отрасль имеет свои собственные особенности и отличия от других отраслей, по которым и происходит деление всей промышленности на составные части. Лесной комплекс делится на лесное хозяйство и лесную промышленность (производство мебели, бумаги и т.д.). Предметом данного курсового проекта является анализ продукции лесхоза. Анализ на таких предприятиях осуществляется по тем же принципам и методикам, что и на предприятиях других отраслей. Однако можно выделить следующие особенности. В первую очередь при анализе следует учитывать ярко выраженную сезонность работы этих предприятий. В связи с этим отчетность составляется за год, при анализе нельзя сравнивать показатели за разные сезоны. Еще одной особенностью лесохозяйственного производства является большая продолжительность производственного цикла, вследствие чего производимые работы и мероприятия отличаются значительным разнообразием и разобщением во времени. Создаются определенные трудности в организации производства, так как конечный результат мероприятий проявляется через большой промежуток времени. Это затрудняет осуществление материального и морального стимулирования работников за конечные результаты, вызывает сложности в организации учета. Особенностью лесохозяйственного производства является также то, что лес участвует в процессе производства как предмет и особенно как средство труда, а также как его продукт. Как предмет труда лес выступает объектом приложения труда; это лес на различных стадиях своего развития - лесокультурная площадь, молодые посадки, естественные молодняки и т.п. Причем предмет труда находится на месте, а рабочие места лесохозяйственных рабочих перемещаются по территории лесничества. Как средство труда лес служит источником сбора лесных семян, оказывает влияние на климатические и почвенные условия, возобновление леса. Как продукт труда лес в качестве лесных культур, ухоженных молодняков и т.п. остается на месте выполнения мероприятий, что затрудняет проверку качества работ и продукта. Лесохозяйственное производство тесно связано с лесозаготовительным технологическим процессом, при этом отдельные лесохозяйственные мероприятия, например, рубки ухода, имеют технологическое сходство с технологией лесозаготовок . У лесохозяйственных предприятий отсутствует незавершенное производство, т.к. продукцией является лес на корню. Именно из-за продукции (леса на корню), производственный цикл лесхозов составляет несколько десятилетий. 4. Анализ производства продукции Минского лесхоза Анализ отгрузки и реализации будем проводить на основании исходных данных приведенных в Приложении. Данные брались за 2001 год из следующих источников: форма 1-П «Отчет предприятия по продукции»; форма №1 «Баланс предприятия»; форма №2«Отчет о прибылях и убытках». 4.1. Анализ динамики и степени выполнения плана по выпуску продукции Таблица 8 Динамика выпущенной продукции
Рассчитаем средние темпы роста и прироста объема выпуска продукции по формуле:
= Тпр = Тср – 100 = 97,24 – 100 = -2,76. На основании расчетов можно сделать следующие выводы: Объем производства продукции непостоянен в течении года. Колебания базисных индексов роста имеют широкую амплитуду: от 84,4 до 111,0%. Это связано в 1-ю очередь с особенностями производства на предприятии, которое непостоянно и зависит от многих факторов (климатических условий, плотности насаждений, где велись рубки, количества спелых древостоев и т.д.). В целом за 2001 год средний темп роста объема производства продукции уменьшился на 2,76%, однако нельзя сказать, что объем производства продукции на предприятии постепенно уменьшается, т. к. она постоянно и достаточно сильно колеблется. Проведем анализ выполнения плана по выпуску продукции согласно методике описанной выше. Таблица 9 Анализ выполнения плана по выпуску продукции предприятием за 2001г.
Данные таблицы можно представить диаграммой изображенной на рисунке 2.
На основании анализа таблицы 9 можно сделать следующие выводы. Предприятие перевыполнило планы по выпуску балансов березовых, еловых и сосновых, а также дров топливных, причем особенно резкое перевыполнение плана (24%) наблюдается по выпуску балансов еловых. Однако по заготовке дров технологических план недовыполнен на 28 тыс. руб. (1%). В среднем за полугодие план по реализации продукции был перевыполнен на 15% или 30010 тыс. руб. 4.2. Анализ выполнения плана по ассортименту Данный анализ будем проводить по методике описанной выше. Составим аналитическую таблицу: Таблица 10 Анализ выполнения плана по ассортименту
Оценим выполнение плана по ассортименту тремя способами. 1. По способу наименьшего процента, согласно таблице 10, выполнение плана составляет 99%; 2. По способу среднего процента, полученного делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции, составляет 203342 / 203370*100% = =99,986%; 3. По удельному весу изделий, по которым план выполнен. По данным таблицы 10 составляет 28,7+60,9+6,8+2,2+0,3=98,9% План выпуска продукции выполнен в целом на 115%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по балансам березовым, еловым и сосновым план перевыполнен на 3, 24 и 2 процента соответственно, по дровам топливным план также перевыполнен на 6%, однако, по дровам технологическим план недовыполнен на 1%. В данном случае наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать, используя третий способ оценки, по которому план по ассортименту выполнен на 98,9 %. В соответствии с методикой описанной выше проведем анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы. Таблица 11 Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении
Для расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции предполагаются неизменными, т.е. на уровне плана, цена за единицу продукции и объем выпуска (в натуральном выражении). Объем товарной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене составит: =14510(0,161*25773+0,454*19448+0,063*15586+0,031*5660+0,066*4769+ +0,224*191)=210674 тыс. руб. Объем товарной продукции при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене составит: =14510(0,177*25773+0,406*19448+0,069*15586+0,034*5660+0,069*4769+ +0,248*191)=202369 тыс. руб. Изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов: N2 – N1 = 202369 – 210674= - 8305 тыс. руб. 4.4. Анализ ритмичности выпуска продукции Проведем анализ ритмичности выпуска продукции в соответствии с методикой описанной выше. Составим таблицу для расчетов. Таблица 12 Анализ ритмичности выпуска продукции
Определим коэффициент ритмичности выпуска продукции путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня: Кр = 25+21,78+25+23,74=95,52% Определим коэффициент вариации: Определим показатель аритмичности выпуска продукции: Ка =|1-1.185|+|1-1|+|1-1.316|+|1-1.09|=0.59 Выпуск продукции удовлетворяющей потребности потребителей является основной задачей предприятия, реализация продукции – это средства для нового производственного цикла, на развитие предприятия и т.д. Анализ помогает выявить резервы предприятия по увеличению выпуска продукции, разработать мероприятия по освоению данных резервов, помогает правильно и эффективно планировать деятельность предприятия на будущие периоды и, следовательно, увеличить прибыль предприятия. В данной курсовой работе по дисциплине “Анализ производственно-хозяйственной деятельности “ рассмотрены большинство вопросов анализа выпуска продукции, показана необходимость анализа, его объекты и задачи. Подробно рассмотрена методика и выполнен анализ выпуска продукции, динамики и выполнения планов по выпуску продукции, ассортименту, ритмичности, рассмотрено влияние структурных сдвигов на объем выпуска продукции. Все этапы анализа проводились на основании реальных данных по предприятию Минский лесхоз. И можно сделать следующие выводы. Средний темп роста продукции за 2001 год составил 0,9724, однако нельзя говорить о том, что выпуск продукции падает – мы имеем дело со специфическим производством. Объем выпуска продукции лесхозов зависит во многом от причин не зависящим от работы служб и отделов предприятия. Несмотря на это расчеты, показывают, что план выпуска продукции перевыполнен на 15%. С другой стороны, план выпуска продукции по ассортименту выполнен только на 98,9 %. Зато план по выпуску балансов еловых перевыполнен на 24%, а этот вид продукции является экспортным. При анализе структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы мы пришли к выводу, что изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов составило -8305 тыс. руб. Очень важным показателем является ритмичность производства. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. В результате анализа было выявлено, что коэффициент ритмичности составил 0,9552, при коэффициенте вариации равном 0,188. И хотя показатель аритмичности выпуска продукции довольно высок (0,59), мы получили довольно неплохие показатели по ритмичности выпуска продукции. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ П1
П2
|