Реферат: Шолохов Донские рассказы
Название: Шолохов Донские рассказы Раздел: Топики по английскому языку Тип: реферат |
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОМАНУ М.А.ШОЛОХОВА "ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" И ЕГО ГЕРОЯМ Передо мной статья В.Марченко "Хлеб наш насущный" (Лите- ратурная Россия", октябрь 1990 г.). Читаю: "Сталинская коллек- тивизация... стараниями вождей революции превратила российско- го (и не только российского) крестьянина в батрака, отчужден- ного от земли, лишенного традиций, мудрого постижения се- лянского бытия... Ни одно общество во всей мировой истории, ни одно государство не позволяло себе роскоши так ненавидеть свое крестьянство, как наше..." Тяжелые, жестокие слова. Подобные им все чаще слышатся с трибун съездов, в различных выступлени- ях и докладах. Да, "великий перелом" в деревне, "революция сверху" ока- зались ненужными, разрушительными, ведущими в тупик. Причины трагедии и ее виновники в основном известны, хотя историкам предстоит еще очень много работы. Но большинство людей черпают свое представление о той или иной эпохе не из работ ученых, а из художественной литературы. И наши потомки о времени коллек- тивизации будут судить по романам и повестям. А ведь более яр- кого произведения о том времени, чем "Поднятая целина", пока не создано. Недаром публицисты, говоря о периоде коллективиза- ции, часто берут примеры из Шолохова. Роман этот, как бы о нем ни судить, прочно и навсегда во- шел в золотой фонд русской литературы. В истории литературы мы прочтем, что об эпохе коллективизации писали многие. Почему же забыты "Бруски" Ф.Панферова, "Лапти" П.Замойского и другие произведения, а шолоховский роман живет? У произведения много достоинств. Оно написано языком мастера, книга полна неподдельного юмора, прекрасных описаний природы, легко читается. Превосходно описан казачий быт, точно и ярко воспроизведены язык и образ мыслей казаков. Внимательно читая книгу, сравнивая ее с теми фактами, ко- торые стали известны, с современными произведениями о деревне 20-30-х годов В.Белова, Б.Можаева, А.Антонова и других, мы увидим, что Шолохов в большинстве случаев отразил эпоху. Сомнения и колебания крестьян (обоснованные!), массовый убой скота, принуждение казаков с помощью пистолета, полный произвол при раскулачивании, раскулачивание середняков, расте- рянность начальства после выхода лицемерной статьи Сталина "Головокружение от успехов" и многое другое изображены писате- лем ярко, выпукло, правдиво. Но, говоря о книге и отношении к ней, все время испытыва- ешь какую-то двойственность. Ведь наряду с правдой Шолохов до- пускает и ее искажение в угоду политическим требованиям. Много места в романе отведено тому, как бывший белогвардеец создает тайную организацю "Союз освобождения Дона", чтобы свергнуть Советскую власть. Известно, что эти организации выдумывались Сталиным и его окружением, чтобы оправдать произвол и реп- рессии. А убийство Давыдова и Нагульнова? Историки давно дока- зали, что рассказы об ужасах "кулацкого террора" служили прик- рытием террора против крестьян. А ограбленными и озлобленными крестьянами убито руководителей во много раз меньше, чем унич- тожено председателей колхозов самой властью. И тем не менее, я думаю, что Шолохов, как и многие наши деятели культуры того времени, честно верил, что страна строит прекрасное будущее. Юность его прошла в огне гражданской войны и последующих схваток. Возможно, поэтому насилие не казалось ему столь ужасным, как нам. Известно, что Михаил Александрович сам много занимался созданием колхозов, боролся с недостатками, ошибками и переги- бами в колхозном движении на Дону, выручал многих честных ком- мунистов, советских работников, рядовых тружеников от нео- боснованных репрессий. Вероятно, ему казалось, что эти труд- ности и "перегибы" можно преодолеть, что в жизни крестьян действительно наступят счастливые дни. Во второй части "Подня- той целины", написанной через 20 лет, чувствуется, что автор пишет уже без прежнего задора и оптимизма. Мне лично роман "Поднятая целина" нравится. Я от души по- тешаюсь над выходками и рассказами деда Щукаря, переживаю вместе с Кондратом Майданниковым и другими казаками, когда они "со слезой и кровью" рвут "пуповину", соединяющую... с собственностью, с быками, с родным паем земли". Я хохочу над тем, как Макар Нагульнов изучает английский язык, слушает по ночам петухов. Я жалею Давыдова, который мучается от того, что не может порвать с Лушкой, и любуюсь Варей Харламовой и ее чистым чувством к Давыдову. Мне до слез жалко красавца Тимофея Рваного. Настоящая, сочная жизнь предстает из романа. Но что-то мешает ограничиться в выводах. Нет в этом про- изведении чего-то, что всегда отличало русскую литературу. Ви- димо, здесь недостает гуманизма. Ведь почти во всех сценах, в которых описывается произвол, автор как бы молча сочувствовал насильникам. Судьба "Поднятой целины" доказывает еще раз, что нельзя служить идее, которая призывает строить счастье с помощью жестокости. Писатель прежде всего человеколюбец, а уже потом политик. Шолохов, выполняя сталинский заказ, как бы оправдывал своим талантом те неслыханные надругательства и беззакония, которые творили над крестьянством. К героям романа отношение также противоречивое. Особенно это касается Давыдова и Нагульнова. Бывший балтийский матрос, слесарь Краснопутиловского завода подкупает своей силой, чест- ностью, умением понять и признать ошибки, отсутствием заз- найства. Мы сочувствуем ему, когда он, надрываясь, пашет свою десятину. Нельзя не погрустить над его гибелью. Но мы не можем не удивляться легкости, с которой этот горожанин берется су- дить о сельском хозяйстве. Нас отталкивает его отношение к "кулакам". Ни разу его не посещать мысль, что это, прежде все- го, люди, имеющие такое право на счастье, жизнь и свободу, как он сам! После разговора с секретарем райкома он размышляет: "Почему его нельзя- к ногтю? Нет, братишка, извини! Через твою терпимость веры ты и распустил кулака... с корнем его как вре- дителя". Макар Нагульнов до мозга костей предан идее мировой рево- люции. Это человек, которому лично ничего не надо, аскет, жи- вущий ради высших интересов. Но страшно становится, когда чи- таешь его признания: "Жа-ле-е-шь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишков, баб... Да скажи мне, что их надо в распыл... Для революции надо... Я их из пулемета..." Не такие ли, как Нагульнов, с легким сердцем ради "революции" и уничтожали тысячи ни в чем не повинных людей? Макар ведь не только гово- рит. Он не задумывается применять силу, чтобы заставить каза- ков сдать хлеб... Нет! К настоящей, счастливой жизни подымает людей не си- ла, не принуждение. Человек должен почувствовать, что он хозя- ин своей судьбы, а не винтик в огромной государственной маши- не. Человек хочет быть хозяином над землей не в песне, а на своем, пусть небольшом, участке. Он должен есть хлеб, выращен- ный на его земле и его руками, а не "отпущенный" властями. Се- годня уже приняты законы, возрождающие крестьянство. Сегодня уже началось возрождение казачества. Роман "Поднятая целина"- выдающееся произведение, несмот- ря на все недостатки. Он всегда останется памятником жизни ка- зачества, историческим свидетельством о трудной эпохе, напоми- нанием о том, что нельзя строить светлое будущее на насилии. |