Реферат: Суд присяжных 2

Название: Суд присяжных 2
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Камышинский технологический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета

Кафедра Гуманитарные науки”

По дисциплине Правоохранительные органы”

на тему: “ Суд присяжных

Выполнила

студентка

группы КЮС-041

Ананьева Е.С

Проверил

Преподаватель

Карпунин А.В

Камышин 2005 г.

Содержание

Введение

1. История возникновения суда присяжных

2. Порядок отбора присяжных заседателей, их права и обязанности.

3. Суд присяжных: за и против

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема моего реферата “”Суд присяжных”, актуальность данной темы заключается в том, что в наше время преобразования общественного устройства, происходящие в Российской Федерации с неизбежностью вызывают глубокие изменения в её правовой системе. Наиболее значимым направлением в этой области преобразований стала судебная реформа, включающая в себя реформу уголовно-процессуального законодательства и судебной системы РФ. Одним из важнейших направлений судебной реформы является возвращение в Россию суда с участием присяжных заседателей. “Судом присяжных называется в отличие от суда коронных судей, шеффенов и сословных представителей суд, творимый при участии представителей всех слоев общества, удовлетворяющих определенным личным и имущественным требованиям и выбираемых по жребию из особо заготовленных списков, причем по общему правилу эти выборные решают вопросы о событии преступления, о вине или повинности подсудимого, о его вменяемости и об особо увеличивающих или уменьшающих его ответственность обстоятельствах, а судья применяет к этому их решению уголовный закон. ” А.Ф. Кони [1]

Так при выполнении работы я ставила перед собой цель узнать историю зарождения суда присяжных, основной порядок отбора присяжных заседателей, их права и обязанности, а так же выделить основные плюсы и минусы суда присяжных.

1. История возникновения суда присяжных

Родиной суда присяжных является средневе­ ковая Англия, где он начал формироваться еще в X веке. В стра­ны континентальной Европы этот суд “перекочевал” в период буржуазных преобразований конца XVIII — начала XIX века. Англия страна с наиболее давними и прочными демократическими традициями: ибо власть народа над законодательным парламентом должна сопровождаться и властью народа в суде. Только действуя через обе эти властные ветви, граждане могут обуздать своеволие третьей, самой сильной и опасной власти – исполнительной. В Англии процесс демократизации парламента сопровождался параллельным развитием суда присяжных.

Весьма активным сторонником “Суда присяжных” был французский император Наполеон I , который сделал немало не только для упрочения позиций этого суда во Франции но и для его внедрения во мно­ гих других европейских государствах .

К середине XIX века, когда велась подготовка российской реформы 1864 года, суд присяжных переживал период своего наибольшего расцвета и признания. Он считался лучшей формой суда, поскольку обеспечивал привлечение к отправлению право­судия представителей народа. Процесс распространения суда присяжных сопровождался не только созданием множества его национальных форм, но и расширением его полномочий. Так, в России присяжные вначале не имели права знать, к каким наказаниям может быть приговорен обвиняемый, чтобы это знание не понуждало их из жалости выносить вердикт “не виновен”. Потом этот запрет был практически снят и в возродившихся судах не возобновлен. Но все же недостатки проявили себя не­ сколько позже. Прозрение пришло в первой половине XX века, когда европейские страны одна за другой стали заменять суд присяжных на иные формы организации суда. Введение суда присяжных в России было встречено неодноз­ начно. Одни восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного устройства тех лет, а другие вы­сказывали сомнения и критиковали, порой довольно остро.

2. Порядок отбора присяжных заседателей, их права и полномочия.

Присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Согласно части четвертой статье 123[2] в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

В соответствии с законом присяжным заседателем может стать любой достигший 25 лет, несудимый, дееспособный гражданин из соответствующих регионов России. Из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их заявлению сотрудники правоохранительных органов, судьи, военнослужащие, священнослужители, руководители органов государственной власти и их заместители, а также лица, не владеющие языком судопроизводства, люди старше 70 лет, инвалиды либо лица, имеющие физические или психические недостатки, мешающие им понять, что происходит в зале суда. Председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению: лица старше 60 лет, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия, лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и другие);

иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании. Все эти Требования, предъявляемые к присяжным заседателям изложены в Статье 80 [3]

Формирование скамьи присяжных заседателей – сложная процедура, включающая в себя как организационные (составление списков присяжных заседателей, приглашение их в судебное заседание), так и процессуальные меры (выявление судьей объективности и непредвзятости при рассмотрении данного дела у приглашенных в суд присяжных заседателей, заявлении присяжными самоотводов, использование сторонами права на мотивированный и без мотивный отвод присяжных заседателей). В результате остаются 12 основных и два запасных присяжных заседателя.

Перед судебным заседание происходит подготовительная часть в соответствии со Статья 327 [4] , которая гласит , что Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном Глава 36 1

Глава 36 . Подготовительная часть судебного заседания, в нее входит:

Статья 261 . Открытие судебного заседания

Статья 262 . Проверка явки в суд

Статья 263 . Разъяснение переводчику его прав

Статья 264 . Удаление свидетелей из зала судебного заседания

Статья 265 . Установление личности подсудимого и своевременности вручения ему копии обвинительного заключения или обвинительного акта

Статья 266 . Объявление состава суда, других участников судебного разбирательства и разъяснение им права отвода

Статья 267 . Разъяснение подсудимому его прав

Статья 268 . Разъяснение потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику их прав

Статья 269 . Разъяснение эксперту его прав

Статья 270 . Разъяснение специалисту его прав

Статья 271 . Заявление и разрешение ходатайств

Статья 272 . Разрешение вопроса о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации , с учетом требований настоящей статьи”

Коллегия присяжных формируется в соответствии со

Статьей 328 1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 1 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово. разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327[5] . Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 1 ,, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей .

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке , установленной Статьей 328 1 . Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.

После председательствующий обращается к присяжным заседателям с предложением принять присягу и зачитывает следующий ее текст: "Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку" Огласив текст присяги, председательствующий называет последовательно по списку фамилии присяжных заседателей, каждый из которых на обращение к нему председательствующего отвечает: "Я клянусь". Присягу принимают также запасные присяжные заседатели.О принятии присяги делается отметка в протоколе судебного заседания.Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие стоя.

После принятия присяги председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности, в все это изложено в Статья 332 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Права присяжных заседателей изложены в

части первой статьи 333 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Так присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе: участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия , вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Помимо этого части второй статьи 333 [6] присяжные заседатели не вправе: отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела. Высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта, общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела

собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания . Нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам. Если присяжный не явился в суд без уважительной причины то он может быть подвергнуть денежному взысканию порядке установленной статьей 118 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Председательствующий предупреждает присяжных заседателей о том если они нарушать требования которые изложены в части второй статьи 333 1 , присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела по инициативе судьи или по ходатайству сторон. В этом случае отстраненный присяжный заседатель заменяется запасным.

Полномочия присяжных заседателей изложено в Статья 334 1 , в ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только те вопросы, которые предусмотрены пунктами 1 , 2 и 4 части первой статьи 299 1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, и сформулированы в вопросном листе. В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают в соответствии со статьей 339 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации , заслуживает ли подсудимый снисхождения. В части второй статьи 3341 указанно что вопросы, не указанные в части первой статьи 3341 , разрешаются без участия при присяжных заседателей

председательствующим единолично

3. Суд присяжных: за и против

Бентам (английский философ и правовед) утверждал, что суд присяжных - это “суд, пригодный для варваров, но недопустимый у нас”. По мнению Гросса, “девяносто процентов всех практиков-юристов и большая часть образованной людей убеждены в том, что достоинства суда присяжных ничтожны, а опасность его для правосудия огромна”.

Многие юристы-практики выступают против него, как изжившего себя института, дорогого и излишне эмоционального. В суде присяжных я вижу две группы основных недостатков - это либо относительная неэффективность, высокая стоимость процессов с участием присяжных, громоздкость и медлительность, либо это недостатки, ставящие под сомнение способность присяжных - группы непрофессиональных судей - принимать должные решения по делам.

Коллегия присяжных создается искусственно на непродолжительное время из незнакомых друг другу людей. Цель этой группы - принятие социально справедливого, морально безупречного решения по конкретному уголовному делу, но коллективная выработка решения осуществляется в условиях повышенной моральной ответственности, часто под значительным прессом общественных настроений, конкретных лиц. Психологическая устойчивость, способность присяжных к самостоятельным суждениям в этих условиях - немаловажный фактор их деятельности.

Как свидетельствует практика, вердикты присяжных зависят и от случайных факторов. Присяжные заседатели вправе признать человека невиновным, не смотря на доказанность события преступления. Помимо этого, есть возможность надавить на жалость и действительно виновный человек может не понести заслуженное наказание. Но мне кажется, что в нашей стране нет достаточной почвы для развития института присяжных, так как в России нет четко выраженного среднего класса, из представителей которого в основном и формируется состав присяжных заседателей. У многих людей ярко выражена ненависть к богатым и удачливым, что может отразиться на объективности решения.

Присяжные – это обычные люди со своими жизненными проблемами. Вот вызывает судья отобранных по жребию присяжных в суд 60 человек, чтобы отобрать из них 14. А приезжает всего 20 человек, в основном пенсионеры и безработные. Убрали тех кто не проходит по цензу, осталось 14. Выбирать уже и не из кого. Процесс сорван. В следующий раз, чтобы подстраховаться, судья вызывает 150 человек. А ведь всем им надо оплатить дорогу, проживание, питание. А деньги это не малые. Но страшнее другое, процесс отбора присяжных может затянуться на месяцы, в то время как ожидающий суда томится под стражей. Это тоже существенный недостаток данного института.

Я думаю, что введение этого нового института правосудия не решает (а даже усугубляет) проблему искоренения судебных ошибок. В современном уголовном судопроизводстве по многим уголовным делам (особенно по экономическим преступлениям) предмет доказывания настолько сложен, что требует не только специальных познаний в области права, но и немалого опыта правоприменительной деятельности. А присяжные, как правило, люди некомпетентные в таких вопросах, поэтому их решение не может быть грамотным.

На мой взгляд, недопустима полная передача решения основного вопроса уголовного дела людям, не обладающим ни профессиональным опытом, ни чувством служебного долга. Ведь никто не спрашивает совета у не медиков, как лечить тяжело больного человека, а некоторые хотят допустить решение судьбы человека исключительно судьями-непрофессионалами. А принимая во внимание уровень правовой культуры нашего населения можно предположить, что в решениях суда присяжных скорее будет сказываться “не знаю”, чем “не виновен”. Да и на мой взгляд, осуществлять такой важный процесс, как правосудие, то есть решать судьбы людей, должны не какие-то там дилетанты, а профессионалы.

Итак, ещё один минус института присяжных - низкий уровень правовой сознательности наших граждан. Как мы видим, порой присяжные оправдывают тех, кто явно заслуживает наказания. Да что говорить - юристы порой ошибаются, а чего можно ждать от граждан без юридической квалификации, которым обвиняемый в убийстве или изнасиловании поплачется, они и пожалеют.

Хотя, ошибки при вынесении решений допускают и профессиональные судьи. В самом деле, с медлительностью, громоздкостью и дороговизной суда можно смириться ради достижения подлинной независимости судей и объективности решений. Суд присяжных имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными для нас формами правосудия. Это и большая коллегиальность, и независимость, объективность, беспристрастность присяжных, и большая состязательность процесса. Он дополнительно гарантирует независимость судей от различных органов и лиц, увеличивает доверие народа к суду, подчеркивает его беспристрастность (особенно по отношению к органам государственной власти), способствует более взвешенному, детальному исследованию обстоятельств дела, стимулирует состязательность судебного процесса, а значит, и вынесение более объективного судебного решения, отвечает широкому подходу к пониманию права, которое не обязательно совпадает с законами, соответствует общемировым и русским традициям.

В суде присяжных очень важно то, что они в сознании граждан олицетворяют надежную гарантию справедливого и гуманного отношения к обвиняемому. Виновность или невиновность человека определяют рядовые граждане, а это важный фактор доверия. Суд присяжных является ярко выраженным показателем принципов демократии, при которой права и свободы человека являются высшей ценностью для государства. И при введении этого института правосудие будет наиболее справедливым.

Помимо этого, здесь удается сберечь беспристрастность - у судьи обвинительный уклон, на него давит прокурор, у обоих, возможно, какие-то интересы. А присяжных не будут беспокоить ведомственные отчетные показатели, но лишь судьба подсудимого. Вклад народных представителей в судебный поиск истины состоит не более и не менее чем в свежем взгляде, не замутненном функциональной позицией. Суд присяжных более независим, теоретически на присяжных можно оказать давление, но всю коллегию из 12 членов не купишь.

Заключение

Таким образом, главная суть суда присяжных, это величайшего английского изобретения, состоит в неразрушающем слиянии народной совести и формального права. Такое слияние и делает суд профессиональным и народным одновременно.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

· Суд присяжных способствует преодолению корпоративной замкнутости судебной власти, изменению отношения судей к непрофес­сиональному элементу в правосудии не только в самом суде присяжных, но и в иных правовых формах.

· Особое место суда присяжных в системе сочетания единоличных и коллегиальных начал в отправлении правосудия по уголовным делам определяется его потенциальной способностью оказывать влияние на всю систему правосудия.

Судебная реформа продвигается, тут двух мнений быть не может. Но движется она по непроторенному пути, что влечет за собой и немало проблем. Надо постоянно помнить, что реформа не самоцель, она проводится в интересах, как государства, так и каждого гражданина.

Споры о суде присяжных не только не смолкают, но и приобретают иное звучание, несмотря на то, что возможность осуществления правосудия в суде присяжных установлена в Конституции РФ, нельзя считать положения Основного Закона раз и навсегда данными и не подлежащими какой-либо коррекции.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосование 12 декабря 1993 года

2. “Энциклопедический словарь” Брокгауза и Ефрона, С.-Пб., 1901 г., т.32, с.3

3. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изменениями от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г., 25 июля 2002 г., 2 июля 2003 г.)

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной) - М.: Юристъ, 2002 г.

6. Сумма голосов присяжных в поиске граней экономической свободы: учебное пособие-М.: РосКонсульт, 2000.-640с


[1]Энциклопедический словарь” Брокгауза и Ефрона, С.-Пб., 1901 г., т.32, с.3

[2] Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосование 12 декабря 1993 года

[3] Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"

(с изменениями от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г., 25 июля 2002 г., 2 июля 2003 г.)

[4] , Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

[5] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной) - М.: Юристъ, 2002 г.

[6] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ