Курсовая работа: Банковские гарантии в системе международных расчетов и платежей

Название: Банковские гарантии в системе международных расчетов и платежей
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра международного бизнеса

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Международные кредитно-расчетные операции

на тему: Банковские гарантии в системе международных расчетов и платежей

Студентка

ФМЭО, 4-й курс, ДАА О.Ю. Петрович

Руководитель Т.А. Кудревич

МИНСК 2009

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 29 с., 13 источников.

Ключевые слова: банковская гарантия, Унифицированные правила по договорным гарантиям, бенефициар, принципал, банк-гарант, поручительство, договор банковской гарантии, платежная оговорка, пролонгация банковской гарантии, оговорка о прекращении действия банковской гарантии, ОАО «БПС-Банк».

Объект исследования: банковские гарантии в системе международных расчетов и платежей.

Предмет исследования: правовая основа и функции банковских гарантий, их основные виды, оформление банковских гарантий, содержание гарантийного документа, соглашение принципала и гаранта о выдаче банковской гарантии, вступление в силу банковской гарантии и прекращение прав по ней, а также особенности выдачи гарантий банками Республики Беларусь.

Цель работы: более глубокое изучение банковских гарантий как одних из самых важных инструментов исполнения договорных обязательств в международных коммерческих операциях, а также выявление особенностей, отличающих их от других средств обеспечения обязательств по сделке.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………с.4

1. Общее понятие банковской гарантии……………………………………....с.6

1.1. Правовая основа банковской гарантии, ее характерные черты

и функции…………………………………………………………………….….с.6

1.2. Виды банковских гарантий………………………………………………...с.9

2. Условия и порядок предоставления банковской гарантии……………….с.16

2.1. Оформление банковской гарантии……………………………………….с.16

2.2. Вступление в силу банковской гарантии и прекращение

прав по ней…………………………………………………………….с.19

2.3. Выдача банковских гарантий в Республике Беларусь……………….....с.22

Заключение…………………………………………………………………......с.26

Список использованных источников…………………………………………с.28

ВВЕДЕНИЕ

В сегодняшних условиях экономической нестабильности особую важность приобретают вопросы финансовой безопасности сделок и механизмы обеспечения исполнения обязательств.

Внешнеторговый контракт, имеющий в своей структуре раз­делы, подробно определяющие обязанности сторон, размеры и порядок применения санкций за их невыполнение, процедуры рассмотрения претензий и споров, тем не менее, не всегда явля­ется достаточным обеспечением выполнения контрагентами своих обязательств.

Во-первых, не все особенности поставки товаров, соверше­ния платежей в процессе реализации контракта могут быть уч­тены на стадии его разработки и подписания.

Во-вторых, процесс рассмотрения претензий в соответствии с ответственностью сторон по контракту в суде или арбитраже требует больших затрат времени, измеряемых месяцами и даже годами.

В-третьих, издержки судебного (арбитражного) разбира­тельства достаточно высоки. Кроме того, в международных сделках при рассмотрении дела в суде или арбитраже третьей страны они еще более возрастают в сравнении с их величиной в стране одного из участников сделки.

В-четвертых, положительное решение суда или арбитража в пользу истца отнюдь не означает, что компенсация будет полу­чена. В некоторых случаях, например при признании должни­ка банкротом, немедленное взыскание сумм компенсации с него невозможно.

Таким образом, использование банковской гарантии как средства исполнения обязательств по сделке возрастает.

Выражение «гарантия» недостаточно точно определяет ее суть. Одни
понимают под этим только самостоятельное, независимое от состояния и
реализуемости другого правового отношения между должником и кредитором гарантийное обязательство. Другие называют гарантией любого рода гарантийные операции, начиная только с морально обязывающего заявления о патронате, до поручительства и обещания платежа.

Общим для всех этих операций является обещание гаранта ручаться за
выплату долга или выполнение услуги, если обязавшийся это сделать не в
состоянии выполнить обещание.

Актуальность данной темы объясняется тем, что в настоящее время возрастает роль международных коммерческих операций, а банковские гарантии, в свою очередь, являются классическим и надежным средством обеспечения финансовой безопасности. В этой связи следует отметить, что углубленное знание всех аспектов применения банковских гарантий, а также способы решения неоднозначных или спорных вопросов позволят профессионалам наиболее эффективно использовать возможности этого инструмента для удовлетворения потребностей бизнеса.

В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:

· определение сущности банковских гарантий;

· выявление их характерных черт;

· определение объектов и субъектов отношений по банковским гарантиям;

· рассмотрение классификации банковских гарантий;

· формулировка необходимого перечня документов для выдачи
банковских гарантий;

· исследование условий, составляющих содержание банковских гарантий;

· установление момента вступления в силу банковской гарантии и прекращение прав по ней;

· выявление особенностей выдачи банковских гарантий в Республике Беларусь.

Все выше перечисленные задачи были исследованы в большей степени методами анализа и сравнения и решены.

Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе речь идет о правовой основе банковских гарантий, их функциях и видах. Во второй главе рассмотрен порядок оформления банковской гарантии, вступление в силу и прекращение прав по ней, а также вопрос предоставления гарантий банками Республики Беларусь.

1. Общее понятие банковской гарантии

1.1. Правовая основа банковской гарантии, ее характерные черты и функции

В международной торговле для обоих деловых партнеров часто возникает сходная проблема: в то время как продавцу трудно оценить
платежеспособность покупателя, покупателю нелегко оценить готовность
поставщика выполнить обязательства, а также его профессиональные и
финансовые возможности. Таким образом, каждая из сторон сделки нуждается в страховании риска: кредитор (экспортер)- неплатежа, должник (импортер)- неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта. Поэтому каждая из сторон внешнеэкономического контракта часто прибегает к получению гарантии банка или другого кредитно-финансового института как способу страхования.

В гарантийных операциях, обслуживаю­щих международный коммерческий оборот, участвуют банки различ­ных государств, тем самым создаются предпосылки для применения не только внутригосударственных норм, но и норм международного характера.Первым международным документом в этой области яви­лись «Унифицированные правила по договорным гарантиям» (УПДГ), изданные Международной торговой палатой (МТП) в Париже в 1978 г. (публикация №325). Они регулируют исполь­зование таких видов договорных гарантий, как тендерная га­рантия и гарантия предложения, гарантия исполнения и гаран­тия возврата аванса. В 1992 г. МТП были разработаны и опуб­ликованы «Унифицированные правила для гарантий по первому требованию» (публикация МТП №458), цель которых - уни­фикация правил работы с безусловными гарантиями. В 1995 г. была подписана, а в 1997 г. вступила в силу Конвенция ООН о независимых гарантиях и аккредитивах, объектом регулирова­ния которой выступают независимые гарантии, в том числе и банковские.

Следует отметить, что существующая версия «Унифицированных правил для гарантий по требованию» (публикация №458) была составлена более 20 лет назад. Многие из этих правил потеряли свою актуальность и содержат в себе ряд противоречий с законодательством некоторых стран. В пересмотре этих правил заинтересовано большинство экспертов и специалистов в области банковских гарантий. Для этой цели 15 апреля 2009 года Российский национальный комитет Международной торговой палаты провел очередной мастер-класс«Гарантии в современной банковской практике», который продолжил традиционную линейку мероприятий из серии «Уроки ICC». Мероприятие, прошедшее на площадке Института Комплексных Стратегических Исследований, собрало около 70 специалистов в сфере банковских гарантий из России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Заключительная фаза переговоров в отношении пересмотра УПДГ намечена на конец года 2009 года, после чего в свет выйдет новая редакция УПДГ под номером 758. [12]

В западной юридической науке отмечалось, что не существует унифицированного определения гарантии, которое использовалось бы в международной коммерческой практике. Это связано в первую очередь с тем, что национальное пра­во различных государств (главным образом гражданское право) бази­руется на различных концепциях обеспечения контрактных обяза­тельств и использует различные термины (например, guarantee, standby letter, performance bond, etc.). Кроме того, юридическая прак­тика, особенно в странах англо-саксонской системы права, разграни­чивает понятия «гарантия» (guarantee) и «гарантийное письмо» (letter of guarantee), рассматривая гарантию как первичное обязательство уп­латить определенную денежную сумму в качестве обеспечения основ­ного кoнтpaктa, а гарантийное письмо - как вторичное обязательство. С точки зрения правового эффекта порождаемых юридических по­следствий западные юристы неоднократно подчеркивали схожесть банковской гарантии, договора поручительства (suretyship) и договора страхования (insurance).

[5, с.144]

Банковская гарантия - это соглашение, в соответствии с ко­торым банк-гарант дает письменное обязательство уплатить кредито­ру (бенефициару) определенную денежную сумму на согласованных условиях, если должник не выполнит своих договорных обязательств. По форме банковская гарантия является юридически независимым дополнением к договору купли-продажи.

Иностранные заказчики с целью защиты своих финансовых интересов от всякого рода рисков и случайностей при реализации крупных про­ектов, как правило, требуют серьезных банковских гарантий от серь­езных банковских структур. [5, с.145]

Банковская гарантия может использоваться и в целях косвенного финансирования. Выдав гарантию, банк в данном случае не предостав­ляет денежные средства своему клиенту, но под нее он может получить отсрочку оплаты товара у своего контрагента. Эту операцию называ­ют «гарантийный кредит». Причем эффективность такого косвенного финансирования может оказаться выше, чем стандартного банковского кредита, поскольку размер комиссионного вознаграждения за выдачу гарантии определяется обычно в процентном отношении к сумме га­рантии и не имеет прямой зависимости от ее срока.

Банковская гарантия выгодно отличается от иных способов обеспе­чения сделки тем, что бенефициар, в пользу которого она выдана, не будет взыскивать с принципала неустойку через суд. Он может сразу получить причитающиеся ему деньги, предъявив гарантию в банк, ко­торый ее выдал. Для принципала, который получил банковскую гаран­тию в пользу своего партнера, это также достаточно выгодно. Он под­тверждает свою платежеспособность и может работать с партнером без предварительной оплаты. Кроме того, банковская гарантия позволяет покупать товары или услуги с отсрочкой платежа. Так, если бенефи­циар получит в пользу своего контрагента такую гарантию, он может передать ему товар на реализацию. [4, с. 306]

Основными участниками отношений при банковской гарантии являются:

· принципал - лицо, по просьбе которого представляется банковская гарантия (поручительство);

· банк-гарант (поручитель) - банк, выдающий гарантию, т.е. принимающий на себя обязательство при наступ­лении обязательств, указанных в гарантии, произвести платеж обозначенному в ней лицу;

· бенефициар - ­ лицо, по требованию и в пользу которого банк-гарант (поручи­тель) осуществляет платеж.

По договору банковской гарантии одна сторона (банк-поручитель), вступая в ос­новной договор в части денежного обязательства должника, обязуется перед кредитором отвечать за исполнение должни­ком его денежного обязательства полностью или частично.

При этом на практике термин «гарантия» часто используется как синоним поручительства. Общим для гарантии и поручи­тельства являются обязательства как гаранта, так и поручителя о выплате денежной суммы в случае исполнения обязательства иным лицом. Участники отношений также одинаковые. Особен­ности проявляются в договорных позициях, правовом поле. [3, с. 402-403]

Основными характерными отличиями гарантии от поручи­тельства являются самостоятельное и независимое обязательст­во банка в качестве обеспечения обязательства другого лица - ­банковская гарантия. Банковская гарантия не является акцес­сорным обязательством. Это означает независимость обяза­тельства гаранта (банка) от обязательства должника.

При гарантии размер обязательства банка не определяется, как в случае поручительства, размером обязательства должни­ка. Размер банковского обязательства (всегда денежного) опре­деляется в договоре. Деятельность гарантийного обязательства не зависит от действительности обязательства основного долж­ника. Банковская гарантия независима от правоотношений между бенефициаром гарантии и его должником (принципа­лом). Банк-гарант не может предъявить бенефициару гарантии требования, которые мог бы предъявить должник (например, требования, связанные с недостатками проданных товаров, их качеством). Такое требование может предъявить сам должник, а также его поручитель. Поручительство зависит от действи­тельности основного договора (продавца-покупателя, кредито­получателя) и оно полностью связано с ним. Поручительство, как правило, порождает солидарную обязанность, если догово­ром не предусмотрено иное.

Банковские гарантии выполняют функцию страхования коммерческих и финансовых рисков во внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, обеспечительную функцию, которая проявляется:

1) в легитимации принципала. Гарантия выступает свидетельством способности принципала выполнять взятые на себя обязательства по основному контракту (производство продук­ции, выполнение работ, оказание услуг или осуществление пла­тежа). Банк возьмет на себя обязательство произвести платеж только после проверки репутации и оценки финансово-эконо­мической деятельности принципала;

2) в мотивации принципала. При невыполнении контрактных обязательств принципалу грозит потеря гарантийной суммы. Это является сильным стимулом выполнения договорных обязательств даже при снижении заинтересованности в данной сделке;

3)в компенсации потерь бенефициара.При нарушении принципалом своих обязательств бенефициар предъявит требо­вание платежа по гарантии банку, что позволит ему частично или полностью компенсировать финансовые последствия нару­шения договора контрагентом.

Банковские гарантии реализуют также функцию поддержа­ния ликвидности субъектов хозяйствования . Исторически бан­ковская гарантия сменила преобладавший ранее наличный де­позит, используемый в качестве залога. Преимущество гаран­тии в сравнении с блокировкой денежного депозита заключает­ся в том, что заказчик гарантии сохраняет исходный уровень ликвидности. [7, с. 231-232]

1.2. Виды банковских гарантий

В настоящее время банки практикуют выдачу различных гарантий. Их классификация может быть произ­ведена следующим образом.

С точки зрения механизма реализации бенефициаром своих прав гарантии бывают безусловные и условные.

При выполнении безусловной гарантии (гарантии по первому тре­бованию) банк-гарант выполняет свои обязательства перед бенефици­аром (совершает ему платеж) против его простого первого требования, составленного в соответствии с условиями, даже если оно ничем не обусловлено и не подтверждено представлением каких-либо дополни­тельных документов. Такой вид гарантий наиболее выгоден бенефи­циару, поскольку максимально обеспечивает его интересы. Реализация гарантий происходит в результате одностороннего принятия решения бенефициаром, т. е. исключается возможность возникновения каких-­либо споров. Безусловно, требование бенефициара должно быть за­явлено в пределах суммы и срока действия гарантии. Такие гарантии выдаются банками, как правило, по поручению крупных постоянных клиентов; по таким гарантиям обычно требуется внесение полного обеспечения.

Условная гарантия предусматривает обязательство банка-гаранта произвести платеж в соответствии с условиями гарантии по письмен­ному требованию бенефициара, сопровождаемому документами, дока­зывающими или подтверждающими неисполнение принципалом обя­зательств перед бенефициаром. Такими документами могут быть:

· сертификат о том, что он выполнил свои обязательства, обусловлен­ные договором, а его контрагент не совершил в установленные сроки платеж;

· документы, подтверждающие выполнение им своих обязательств по договору (счета, транспортные, страховые и другие документы);

· свидетельство полномочного третьего лица (например, арбитража) о том, что контрагент не выполнил своих обязательств.

Такой вид гарантии менее выгоден бенефициару, поскольку получе­ние документального подтверждения неисполнения партнером своих обязательств может потребовать значительного времени.

В зависимости от возможности для гаранта в одностороннем поряд­ке прекратить свое обязательство по банковской гарантии выделяют:

· отзывные гарантии, которые могут быть отозваны гарантом без предварительного уведомления бенефициара, т. е. обязательство гаран­та может быть прекращено его собственным волеизъявлением;

· безотзывные гарантии, которые не могут быть отозваны гарантом, но в текст которых, после их выдачи, с согласия бенефициара могут вноситься изменения и дополнения.

В зависимости от механизма выставления гарантий выделяются:

· прямая гарантия, по которой банк-гарант принимает на себя обязательства непосредственно перед бенефициаром; [4, с. 309]

· контргарантия , когда банк по поручению принципала требует выдачи гарантии от другого банка, выдав встречное обязательство. Условия котргарантии не предусматривают для бенефициара обязательств и не представляют ему дополнительных прав по сравнению с первоначальной гарантией; [3, с. 404]

· консорциальная гарантия - банковская гарантия, выдаваемая одним участником специально созданного для этой цели банковского консорциума (синдиката) в пользу бенефициара;

· супергарантия – гарантия гарантии, которая применяется, когда бенефициар, не считая достаточно надежной гарантию банка своего должника, просит на эту гарантию получить дополнительную гарантию более известного банка;

· подтвержденная гарантия – гарантия, выдаваемая подтверждающей стороной в дополнение к первоначальной гарантии и предоставляющая бенефициару право по своему выбору требовать исполнения от подтверждающей стороны наряду с первоначальным гарантом. [2, с.55]

Гарантии могут предоставляться как в пользу продавца (кредитора по денежному обязательству), так и в пользу покупателя. Первые обычно именуются платежными гарантиями (т. е. гарантиями исполнения денежного обязательства), вторые – договорными (носящими компенсационный, штрафной либо обеспечительный характер по отношению к обязанности принципала совершить действия, не связанные с уплатой денежной суммы).

Платежные гарантии обеспечивают интересы экспортеров и выдаются прежде всего при осуществлении расчетов по коммерческому кредиту. Они являются, как правило, безусловными, предусматривающими платеж против простого первого требования бенефициара, и выдаются на полную сумму кредитной части сделки и на весь срок погашения кредита.

Договорные гарантии выставляются банками в обеспе­чение интересов импортеров (заказчиков). К ним относятся:

· гарантия возврата аванса - выдается банком по поручению экспортера товаров или услуг либо другого подрядчика (принципала), который в соот­ветствии с условиями основного контракта получает аванс на часть или полную стоимость сделки. Содержанием данной га­рантии является обязательство банка по возврату суммы аванса в случае невыполнения экспортером (подрядчиком) своих обя­зательств по поставке товаров (проведению работ), установлен­ных контрактом. Гарантия возврата аванса выставляется, как правило, на полную сумму аванса. Однако данная гарантия час­то включает механизм ее автоматического снижения, например при частичных поставках. Размер аванса (сумма гарантии) сос­тавляет 10-20 % контрактной стоимости. Гарантия возврата аванса чаще всего является безусловной и может быть реализо­вана против простого первого требования бенефициара. Срок ее действия - от 6 месяцев до 1 года. Она прекращает действовать после поставки, Т.е. выполнения предмета договора. Вхожде­ние в силу гарантии определяется моментом получения экспор­тером согласованной суммы аванса. [7, с. 245-247]

· гарантия надлежащего исполнения контракта, или гаран­тия исполнения , которая выставляется бан­ком по поручению экспортера в пользу импортера в обеспечение надлежащего исполнения контракта экспортером. Содержани­ем гарантии является обязательство банка выплатить опреде­ленные гарантийные суммы при неисполнении или ненадлежа­щем исполнении принципалом условий сделки.

Внешнеторговый контракт обычно предусматривает санк­ции к экспортеру (подрядчику) в случае неисполнения или не­надлежащего исполнения им своих обязательств, в качестве ко­торых выступают, как правило, конвенциональные штрафы. Гарантии надлежащего исполнения контракта обеспечивают выплату банком-гарантом сумм этих штрафов по требованию бенефициара. Чаще всего такие гарантии выставляются приосуществлении подрядного строительства и их сумма не превы­шает 10-15 % контрактной стоимости. Данный вид гарантии относится преимущественно к типу условных гарантий и ис­полняется при предоставлении согласованных сторонами доку­ментов, подтверждающих наступление гарантийного случая. Срок действия гарантии распространяется, как правило, до фактической поставки предмета договора или до времени нор­мального функционирования в соответствии с договором подря­да на выполнение работ или предоставление услуг и в среднем составляет 2 года. [7, с. 245-247]

Гарантия исполнения может быть востребована также вслед­ствие претензий и рекламаций по качеству товаров (работ, ус­луг), задержки в исполнении, если поставщик по экономичес­ким причинам (ликвидация, банкротство) не в состоянии вы­полнить договор полностью.

· тендерная гарантия, или гарантия участия в торгах , которая используется при проведении меж­дународных торгов. Она выставляется банком по заказу участ­ника торгов в пользу их организатора. Содержанием гарантии является выплата определенной суммы в случае отказа фирмы, выигравшей торги, от заключения контракта. В качестве га­рантийного случая может быть также определен отзыв тендер­ного предложения до даты конечного срока действия.

Условия торгов, как правило, предусматривают выставле­ние гарантии местным банком. В этом случае банк принципала выставляет контргарантию в пользу местного банка, поручая последнему выдать гарантию организатору торгов под его пол­ную ответственность. После подписания контракта тендерная гарантия может быть переоформлена в гарантию надлежащего исполнения контракта.

Тендерная гарантия выставляется на сумму в размере 1-5-10 % цены предложения. В ее основе лежит оценка стои­мости проведения новых торгов. Гарантия выставляется обыч­но как безусловная. Срок ее действия устанавливается до мо­мента подписания контракта или выставления гарантии испол­нения и составляет в среднем от 3 до 6 месяцев. Вступление в силу тендерной гарантии определяется моментом подачи паке­та документов для участия в международных торгах, посколь­ку гарантия включается в их состав.

· гарантия таможенной очистки (гарантия временного вво­за), которая выставляется по поручению экс­портеров товаров (работ, услуг) при ввозе на таможенную тер­риторию их экспорта необходимых объектов (машин, оборудования, материалов и др.) в режиме временного ввоза. Содержа­нием ее является обязательство банка выплатить таможенным органам сумму в размере таможенных платежей в случае, если оборудование (материалы) не будут вывезены после окончания работ. Такая гарантия используется для защиты интересов та­моженных органов при проведении строительных работ, а так­же имеющих разъездной характер (например, геологических изысканий), выставок. Данная гарантия выставляется банками страны ввоза. Сумма ее приравнивается к величине таможен­ных платежей. Гарантия таможенной очистки выставляется как безусловная. Вхождение ее в силу - момент пересечения объектом таможенной территории страны. Срок действия га­рантии задается по календарю исходя из момента окончания мероприятий, в проведении которых используется объект ввоза. [7, с. 245-247]

· гарантия надлежащего технического обслуживания, при которой банк - гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гаран­тийную сумму, если принципал не осуществит надлежащим образом техническое обслуживание смонтированного им оборудования в обу­словленный сторонами период времени. Данный тип гарантий широко используется в договорах на строительство крупных объектов, введе­ние которых в эксплуатацию возможно лишь по истечении длительно­го периода строительных, монтажных и пусконаладочных работ. Он дает возможность застраховать апробацию таких объектов в период гарантийного срока, позволяющую обеспечить их нормальную экс­плуатацию в дальнейшем.

· «резервный аккредитив» - банк-гарант берет обязательство перед бенефициаром выплатить гарантийную сумму в случае неис­полнения принципалом своих договорных обязательств при представ­лении определенных документов, не являющихся товарораспоряди­тельными.

«Резервные аккредитивы» подчинены Унифицированным правилам и обычаям МТП для документарных аккредитивов в редак­ции 1993 г. (Публикация МТП №500). Если в соответствии с доку­ментарным аккредитивом выплаты производятся в результате надле­жащего исполнения обязательств, то по «резервному аккредитиву» банк-гарант осуществляет платеж при неисполнении принципалом своих обязательств при представлении определенных документов: арбитражного решения о компенсации ущерба, понесенного бенефи­циаром; судебного решения о банкротстве принципала; заключениядвусторонней комиссии о неисполнении договора и т.д. Отличие «ре­зервного аккредитива» от гарантии исполнения договора заключается в том, что выплаты по нему осуществляются только при наличии пе­речисленных документов, в то время как для гарантии исполнения договора достаточно лишь одного требования бенефициара. [5, с. 150-151]

· гарантия коносамента - это гаран­тия, которая защищает интересы перевозчика в случае утери отдельных или полного комплекта коносаментов в пути. При передаче товара получателю и отсутствии у последнего коноса­ментов перевозчик будет обязан возместить убытки последнему в случае ненадлежащей поставки. Гарантия коносамента выс­тавляется банком импортера в пользу владельца пароходства или экспедитора и представляет собой обещание взять на себя все расходы, если выяснится, что получатель товара не был уполномочен на эти действия или в случае ненадлежащей пос­тавки. Она защищает перевозчика при предъявлении требова­ния возмещения убытков. Сумма гарантии покрывает стоимость товара и значитель­ную маржу; обычно она составляет 150-200 % стоимости гру­за. Срок действия ее устанавливается до представления ориги­нальных коносаментов. [7, с. 248]

· поручительство по векселю (аваль)- также по своей сути является независимой банковской гарантией в силу абстрактности самого векселя. Аваль дается банком (авалистом) за трассанта, трассата или ин­доссата и содержит обязательство оплатить по векселю.

· гарантия кредитного обеспечения - выставляется банком по поручению кредитополучателя или третьего лица в обеспечение интересов кредитора по возврату кредита. Сумма ее определяется суммой кредита и определен­ной маржей, покрывающей ожидаемые проценты и другие разовые расходы

· судебная гарантия (гарантия судебных издержек) – обеспечивает покрытие судебных издержек сторон в ходе судебного производства в пользу судебных инстанций или сторон.

· гарантия наложения ареста на имущества, гарантия обеспечения иска – используется при наложении ареста на имущество должника. При выставлении ее должнику вновь предоставляется право распоряжения данным имуществом. [7, с. 248]

· гарантия предложения, которая позволяет потенциальному покупателю избежать принятия оферты от несуществующих и некредитоспособных предприятий. Это позволяет экспортеру снизить риск финансовых потерь, поскольку предложения от таких фирм не рассматриваются. [5, с. 145]

В зарубежной коммерческой практике выработалось и множество других специфических разновидностей гарантий, зачастую отличающихся друг от друга лишь в несущественных чертах:

· гарантия поставки;

· гарантия удержания - основана на особенностях практики, существующей при исполнении договоров строительного подряда, когда заказчик в качестве обеспечительной меры не перечисляет подрядчику какую-то часть суммы за выполненные работы до момента окончательной приемки объекта. Гарантия удержания, составляющая 5-10% суммы подряда, обеспечивает заказчику, полностью перечислившему средства подрядчику, возможность вернуть свои деньги;

· гарантия обслуживания;

· гарантия ренты;

· гарантии экспортных кредитов;

· гарантия качества и др. [2, с. 54]

Также банковская гарантия может быть:

· обеспеченной и необеспеченной. В первом случае онаобеспечивается залогом имущества или каким-либо иным способом (например, акцептом); а во втором - представляет собой простое письменное обязательство банка;

· ограниченной и неограниченной по сумме . В первом случае гарант отвечает только за какое-либо конкретное обязательство, выраженное в конкретной сумме; во втором - гарант может отвечать за всю сумму обязательства принципала. [8, с. 229]

2. Условия и порядок предоставления банковской гарантии

2.1. Оформление банковской гарантии

Банковская гарантия должна содержать следующие обязательные условия:

· наименование принципала;

· наименование бенефициара;

· наименование гаранта;

· договор или иной документ, в котором предусмотрена необходимость выдачи банковской гарантии;

· максимальную денежную сумму, подлежащую уплате;

· срок, на который выдана банковская гарантия, или обязательство, при наступлении которого прекращается обязательство гаранта банковской гарантии;

· условия уплаты бенефициару денежной суммы

· может содержаться также положение, направленное на сокращение суммы выплат по банковской гарантии. Например, гарантия исполнения обязательства уменьшается на сумму частично отгруженной принципалом продукции.

Банковская гарантия выдается в письменной форме, к которой приравнивается электронный документ. Банки выдают или подтверждают банковские гарантии по просьбе клиентов и других банков. [3, стр. 404-405]

Для выдачи гарантии уполномоченным банком принципала либо по его просьбе другим банком принципал представляет следующие доку­менты:

- заявление на выдачу банковской гарантии установленной формы; проект банковской гарантии на русском и,при необходимости, на соответствующем иностранном, как правило, английском языке в коли­честве экземпляров, определяемом банком принципала. В случае если банковская гарантия выдается в соответствии с типовой формой банка принципала, проект гарантии не представляется, а в заявлении на вы­дачу делается ссылка на соответствующую типовую форму;

- нотариально заверенную копию договора или другого документа, из которого следует необходимость выдачи банковской гарантии;

- оригиналы векселей и копии одного из них, а также расписание пла­тежей по векселям (по гарантиям в обеспечение оплаты векселей).

В необходимых случаях банк вправе потребовать, а принципал обя­зан представить и иные документы (обычно требуют такие же доку­менты, как и при кредитовании, например баланс, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие полномочия руководителя).

Представленные для выдачи банковской гарантии документы рас­сматриваются банком принципала в срок, не превышающий 10 банковских дней, начиная со дня, следующего за днем представления полного комплекта документов. При этом уполномоченный работник банка принципала проверяет наличие и правильность оформления заявления на выдачу банковской гарантии и других представленных принципалом документов, соответствие проекта гарантии условиям основного обязательства. Особое внимание обращается на положение банковской гарантии, касающееся объема и условия ответственности гаранта (сумма, срок действия, порядок представления требования и осуществления расчетов по гарантии). Затем банк оценивает предо­ставленное обеспечение.

При надлежащем оформлении представленных документов, доста­точном обеспечении и приемлемости для банка принципала условий гарантии уполномоченный работник банка составляет проект банковской гарантии.

Если гарантия в пользу бенефициара должна быть выдана не бан­ком, обслуживающим принципала, а банком бенефициара либо треть­им банком, банк принципала направляет банку бенефициара (третьему банку) по почте либо с использованием телетрансмиссионных средств сообщение, содержащее просьбу о выдаче (подтверждении) гарантии в пользу бенефициара.

Обязательства принципала и гаранта, возникающие при выдаче бан­ковской гарантии банком бенефициара или третьим банком по поруче­нию банка принципала, оформляются заключением соответствующего договора. Предметом такого договора может являться порядок возме­щения принципалом гаранту (банку принципала) сумм, выплачивае­мых по банковской гарантии. В нем обычно определяют:

1) объем и условия регрессных и иных требований гаранта к принци­палу при исполнении обязательств последнего перед бенефициаром;

2) объем и условия выплаты принципалом гаранту вознаграждения за выдачу гарантии;

3) условия будущей гарантии: какое обязательство должно быть обеспечено и в каком объеме;

4) объем и порядок представления принципалом обеспечения (по­крытия) гаранту для возмещения расходов, которые могут возникнуть в связи с исполнением гарантии.

Содержание гарантийного документа

Текст гарантии состоит, как правило, из трех основных частей:

· преамбулы, или вводной ссылки на основную сделку и ее гарантийную оговорку;

· платежной оговорки или обещания гарантирующего бан­ка уплатить получателю гарантии определенную сумму безус­ловно или при определенных условиях;

· оговорки о прекращении действия. [7, с. 240]

Цель преамбулы - однозначно подчинить гарантию ходу конкретной ос­новной сделки. Однако абстрактность гарантии позволяет огра­ничить ссылки на основную сделку самыми необходимыми рек­визитами, а именно: стороны договора, предмет договора, но­мер и дата заключения контракта, сумма договора.

Оговорка о платежепредставляет собой обещание банка осуществить выплату определенной гарантийной суммы безус­ловно по первому требованию бенефициара или при выполне­нии им определенных условий. Здесь указывается вид гаран­тии, бенефициар, тип гарантии (отзывная, безотзывная; услов­ная или безусловная), перечень документов, которые необходи­мо представить гаранту для подтверждения наступления гаран­тийного случая (для условной гарантии), указание на то, что выплата по гарантии осуществляется по письменному требова­нию бенефициара, форма использования (вид письменного до­кумента), сумма гарантии и валюта платежа. [7, с. 240]

Гарантийная сумма, указанная в тексте, является максимальной, то есть включает в себя и проценты. Однако в некоторых странах текст гарантии может содержать отдельное положение о процентной ставке. Денежная сумма, выплачиваемая в соответствии с гарантией, должна быть сокращена на сумму любых выплат, сделанных банком-гарантом в удовлетворение платежного требования.

Гарантийная сумма обычно составляет 10-20% от стоимости основного договора. [5, с. 154]

В этой части банковской гарантии также может присутствовать оговорка о переуступке гарантийных сумм и права требования по гарантии и оговорка о регулировании гарантийной суммы, что позволит изменять ее в сторону повышения или понижения. Сумма гарантии будет корректироваться автомати­чески при наступлении определенных условий, которые форма­лизуются и записываются в текст гарантии и приводят в дей­ствие изменение суммы в определенные моменты, как правило, в четко оговоренные календарные сроки.

При снижении суммы гарантии снижаются и комиссионные сборы банка, что удешевляет стоимость гарантии для принци­пала. При повышении суммы гарантии (например, на величину процентов за кредит при несвоевременности платежа со сторо­ны покупателя-принципала) возрастает степень защищенности бенефициара и усиливается компенсационная функция гаран­тии. Повышение суммы гарантии возможно, например, в га­рантии платежа на величину причитающихся бенефициару процентов. Эта сумма должна быть определена абсолютной величиной.

Содержание гарантийного документа предполагает четкое определение срока прекращения действия гарантии. Эта сос­тавляющая текста гарантии получила название оговорки о пре­кращении действия.Он может устанавливаться путем указа­ния недвусмысленной, определенной по календарю даты или согласования этой даты при предъявлении определенных в са­мой гарантии документов во взаимосвязи с конкретно опреде­ленной календарной датой. Указанная дата истечения срока действия означает крайний срок исполь­зования гарантии, а не предъявления требования по ней. [7, с. 243]

Средство и место осуществления платежа не являются строго обязательными реквизитами гарантии, тем не менее они могут быть включены в документ. Как правило, гарантийная сумма выплачивает­ся путем банковского перевода на счет бенефициара, а также путем акцепта выставленных им тратт. Платежное требование предоставля­ется гаранту в месте выдачи гарантии. В противном случае оно может быть отклонено гарантом.

Условие о применимом праве не носит обязательного характера. Вместе с тем его включение в текст гарантии весьма желательно. Ру­ководствуясь общепризнанным в международном частном праве принципом «автономии воли», стороны могут избрать любое право, регулирующее их правоотношения по гарантии. Если же стороны не сделали этого, то в отношении них действует коллизионная норма, закрепленная в Унифицированных правилах 1992 г. (ст. 27), которая носит диспозитивный характер. В случае отсутствия соглашения сто­рон применимым правом будет право той стороны, где расположен центр деловой активности банка-гаранта или банка-эмитента (при не­прямой гарантии). [5, с.154]

2.2. Вступление в силу банковской гарантии и прекращение прав по ней.

Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не оговорено в тексте гарантии. Она считается выданной с момента вру­чения ее бенефициару. Гарантии передаются при сопроводительном письме клиентам, давшим поручение на их выдачу для последующей передачи бенефициару, или направляются ему непосредственно через иностранный банк. Выданная в пользу иностранного банка гарантия, как правило, посылается непосредственно в его адрес с просьбой под­твердить ее получение, а копия этой гарантии передается клиенту, дав­шему поручение на ее выдачу. Если банковская гарантия передается бенефициару посредством электронного документа, она считается вы­данной с момента передачи ее предприятию связи либо ввода электрон­ного документа в информационную систему отправителя.

По мере исполнения договора производится уменьшение сум­мы договорной гарантии, если это соответствует условиям гарантии. Аналогично производится уменьшение суммы контргарантии уполномоченного банка при условии соответствующего подтверждения ино­странного банка-гаранта.

В силу сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия (пролонгации) гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же соглашение о продлении срока действии гарантии не достигнуто, то гарант обязан произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы для давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу автономного характера его обязательства, принципал может оказаться в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития событий следует учитывать при выборе партнеров. [5, с. 153]

При возникновении указанных в банковской гарантии условий бе­нефициар вправе потребовать от банка-гаранта уплаты денежной сум­мы, на которую выдана гарантия, или ее части. В требовании, заявля­емом в письменной форме, бенефициар должен указать, чем именно принципал нарушил основное обязательство, в обеспечение которого выдана гарантия. К нему прилагаются указанные в гарантии докумен­ты. Требования, предъявленные по выданным уполномоченным бан­ком гарантиям, рассматриваются руководством соответствующего под­разделения банка совместно с договорно-правовым отделом.

При получении требования бенефициара о платеже по банковской гарантии гарант должен не позднее следующего рабочего дня уведомить принципала о поступившем требовании и передать ему копии требования и сопровождающих документов.

Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами и установить, соответствуют ли требование и приложенные к нему документы условиям банковской гарантии.

Гарант в течение семи рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем получения требования бенефициара о платеже и сопровождающих его документов, рассматривает требование и сопровождающие его документы, принимает решение о платеже и совершает платеж по банковской гарантии либо, в случае отказа от осуществления платежа, направляет уведомление об этом бенефициару, если в банковской гарантии не предусмотрен более короткий срок. [6, с. 56]

При этом решающим является не выяснение вины принципала, не анализ отношений, сложившихся между принципалом и бенефициаром и пр., а формальное соответствие требования бенефициара и приложен­ных к нему документов условиям гарантии. Копия такого требования передается принципалу, по поручению которого была выдана гарантия. Если в течение установленного срока он не представит мотивирован­ные возражения по существу требования, то платеж в счет гарантии производится в каждом отдельном случае с разрешения руководителя уполномоченного банка или его заместителя.

Отказ в удовлетворении требования возможен только в двух случаях:

а) требование либо приложенные к нему документы не соответству­ют условиям гарантии;

б) требование и (или) документы, которые должны к нему прила­гаться, представлены по окончании определенного в гарантии срока.

Об отказе удовлетворить требование бенефициара гарант должен немедленно уведомить бенефициара.

Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного условия. Унифицированные правила 1992 г. Предусматривают, что любой спор между гарантом и бенефициаром или банком-гарантом и банком-эмитентом (в случае контргарантии) будет рассматриваться в суде той страны, где находится центр деловой активности гаранта или эмитента. Если же гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или конргарантию. [5, с. 155]

Прекращается банковская гарантия по общим основаниям прекра­щения обязательств либо по специальным основаниям:

1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия, т. е. надлежащим исполнением обязательства;

2) окончанием определенного в гарантии срока;

3) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии. Такой отказ может быть совершен либо путем ее возвращения бенефициа­ром, либо путем письменного заявления бенефициара об освобожде­нии гаранта от его обязательств. Отказ бенефициара от своих прав по гарантии может быть следствием прощения долга, но чаще обусловлен иными причинами.

Порядок изменения условий гарантий, выдаваемых уполномочен­ными банками, определяется их внутренними инструкциями.

Платежные гарантии, а также договорные гарантии, по которым не было предъявлено требование, снимаются с учета в течение 10 дней, следующих за месяцем, в котором срок действия гарантии истек в со­ответствии с ее условиями, без извещения бенефициара. Все иные га­рантии уполномоченного банка снимаются с учета после их возврата ему или после получения сообщения бенефициара об освобождении его от обязательств по гарантии. В этих целях работник банка после истечения срока действия гарантий направляет бенефициару письмо с просьбой вернуть гарантию или подтвердить освобождение уполно­моченного банка от обязательств по гарантии.

В случае если в течение шести месяцев после запроса гарантия не будет возвращена или не поступит подтверждение бенефициара об освобождении уполномоченного банка от обязательств по ней, снятие с учета такой гарантии производится по заключению договорно-право­вого отдела. Одновременно со снятием с учета гарантии уполномочен­ного банка производится снятие с учета контргарантий иностранных банков и обязательств организации разового характера. [4, с. 311-314]

2.3. Выдача банковских гарантий в Республике Беларусь

В белорусском законодательстве в настоящее время вопросы, связанные выдачей банковских гарантий, определены Гражданским кодексом (гл.23 «Обеспечение исполнения обязательств»), и Банковским кодексом (гл. 20 «Банковские гарантии»).

Отличительной особенностью правового регулирования банковских гарантий в белорусском законодательстве является его диспозитивность, означающая возможность отступления от содержания правовых норм по соглашению сторон. [5, с. 147]

Банковский кодекс Республики Беларусь определяет банковскую гарантию как одностороннее обязательство гаранта, выданное в пользу бенефициара, не зависимое от отношений принципала и бенефициара по основному договору, так и от условий соглашения между принципалом и самим гарантом. [ст. 168 БК]

Закон устанавливает безотзывность банковской гарантии и непередаваемость прав по ней, однако стороны в гарантийном соглашении могут предусмотреть иное. [ст. 169, 170 ГК]

В ст.168 БК Республики Беларусь независимость банковской гарантии трактуется расширительно, не только в части основного договора, но и в части последующих соглашений гаранта и принципала.

В БК республики Беларусь можно отметить шесть случаев, когда проявляется независимость банковской гарантии:

1) она может вступить в силу в иные сроки, нежели основное обязательство; [ст. 171 БК]

2) срок ее исполнения может и не совпадать со сроком исполнения основного обязательства; [ст. 177 БК]

3) она может быть прекращена и вследствие отказа бенефициара от своих прав; [ст. 177 БК]

4) у гаранта есть самостоятельные основания для прекращения гарантии; [ст. 175 БК]

5) изменение основного обязательства не создает правовых последствий для гаранта;

6) никакие дополнительные соглашения гаранта и принципала не создают правовых последствий для бенефициара. [ст. 168 БК]

Согласно части третьей ст. 167 БК Республики Беларусь банковская гарантия должна быть выдана в письменной форме. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительность внутренней банковской гарантии, а лишает бенефициара права ссылаться на свидетельские показания, оставляя за ним право приводить другие доказательства. Вместе с тем несоблюдение письменной формы международной банковской гарантии влечет ее недействительность. [п.1, 3 ст. 163 ГК]

Белорусские банки выдают платежные и договорные гарантии: по поручению фирм-клиентов – в пользу иностранных бенефициаров; по поручению иностранных банков – в пользу отечественных бенефициаров.

Банковская гарантия – универсальный инструмент, который может использоваться как при осуществлении международной деятельности, так и внутри Республики Беларусь. Гарантия может быть использована как предприятиями, осуществляющими импорт товаров, так и экспортерами. Использование банковских гарантий как инструмента внешнеторгового финансирования позволяет предприятиям привлекать авансовые платежи по экспорту, участвовать в международных тендерах, получать более выгодные условия расчетов по импортным контрактам, снижает риски по внешнеторговым контрактам и стоимость финансирования внешнеэкономических операций. Банковские гарантии также широко используются для оптимизации хозяйственных операций, осуществляемых внутри Республики Беларусь.

Многие банки Республики Беларусь благодаря своей хорошей репутации могут выдавать гарантии. Так, например,банковские гарантии, выдаваемые ОАО «БПС-Банк» являются надежным способом обеспечения обязательств клиента при проведении внешнеторговых операций. Благодаря своей положительной международной репутации и длительному опыту работы в данной сфере Банк имеет возможность оказывать полный комплекс услуг по выдаче банковских гарантий напрямую иностранным компаниям, а также обеспечивать выдачу гарантий иностранными банками на непокрытой основе под контргарантии ОАО «БПС-Банк». При этом комиссия банка за выдачу гарантии составляет 1-3% от стоимости основного договора. [13]

Операции по банковским гарантиям и поручительствам ОАО «БПС-Банк»

· Авизование гарантий других банков - 40$

· Подтверждение подлинности гарантий, изменений к гарантиям - 40$

· Авизование изменений в гарантию:

- не связанных с увеличением суммы гарантии, продлением срока действия гарантии - 40$

- связанных с увеличением суммы гарантии, продлением срока действия гарантии - 60$

· Внесение изменения в банковскую гарантию, не связанное с продлением срока ее действия и/или увеличением суммы - 40$

· Внесение изменения в поручительство, не связанное с продлением срока его действия и/или увеличением суммы - 40$

· Обработка документов по каждому платежу по выданной либо полученной гарантии - 40$

· Обработка документов по каждому платежу по выданному либо полученному поручительству - 40$

· Направление требования платежа клиента - бенефициара по гарантии в банк-гарант - 60$

· Обработка, проверка, отсылка документов по требованию платежа по банковской гарантии - 100$. [13]

ОАО «БПС-Банк» осуществляет выдачу следующих типов банковских гарантий:

· тендерные гарантии

· платежные гарантии

· гарантии исполнения

· гарантии обеспечения кредита

· гарантии возврата аванса

· таможенные гарантии

· гарантии в пользу Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП)

Тендерные гарантии. В современных экономических условиях при заключении договоров поставки товаров (оказания услуг) с целью достижения оптимальных параметров контракта стандартной практикой стало определение Покупателем Поставщика на основании тендера. При этом, как правило, одним из условий допуска к участию в тендерных торгах (в том числе международных) является представление участником тендерной гарантии.

Платежная гарантия обеспечивает своевременную оплату поставщику (подрядчику и др.) за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу по любым договорам. Данный инструмент позволяет предусмотреть более выгодные условия расчетов по торговым контрактам (по факту поставки либо с отсрочкой платежа). ОАО «БПС-Банк» оказывает услуги по выдаче как внутренних, так и международных платежных гарантий.

Гарантия исполнения является инструментом, обеспечивающим надлежащее исполнение обязательств Клиента по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг, и, как правило, компенсирует убытки покупателя (заказчика и др.). Гарантия исполнения может быть использована, например, в случаях, когда с покупателем (заказчиком) недостаточно хорошо налажены хозяйственные связи. Сумма такой гарантии обычно составляет 5%-10% от суммы контракта, но может изменяться в зависимости от обеспечиваемых обязательств.

Гарантия обеспечения кредита – это один из механизмов обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, когда Клиент выступает кредитополучателем. Гарантия возврата кредита может быть использована наряду с более традиционными формами обеспечения – залогом движимого и недвижимого имущества, гарантийный депозит денег, страхование и т.д. Сумма гарантии может обеспечивать как возврат суммы предоставленного кредита, так и уплату процентов, неустойки. Наряду с гарантиями обеспечения кредита ОАО «БПС-Банк» также осуществляет выдачу поручительств по ссудам, выдаваемым региональными службами занятости.

Гарантия возврата аванса. Использование данного инструмента торгового финансирования оправдано, когда предприятие нуждается в оборотных средствах для обеспечения производства своей продукции и, соответственно, не имеет возможности отгружать товары (оказывать услуги) с оплатой по факту (с отсрочкой). Такая ситуация, например, складывается на предприятиях, производящих технологически сложную и дорогостоящую продукцию с длительными сроками изготовления. Гарантия возврата аванса обычно выдается на всю сумму авансового платежа и может уменьшаться по мере поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Помимо выдачи гарантий возврата аванса ОАО «БПС-Банк» также оказывает полный комплекс услуг по гарантиям, выдаваемым в пользу белорусских предприятий иностранными банками (авизование, проверка подлинности и т.д.).

Таможенные гарантии служат для оптимизации взаимодействия взаимоотношений Клиентов ОАО «БПС-Банк» с таможенными органами. Различные виды таможенных гарантий и поручительств, выдаваемые Банком, обеспечивают получение отсрочки либо рассрочки уплаты таможенных платежей за ввезенные на таможенную территорию РБ товары, уплату таможенных платежей владельцами таможенного склада и склада временного хранения, используются при перевозке товаров под таможенным контролем.

Гарантия в пользу БАМАП необходима Клиентам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов в соответствии с процедурой МДП. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях.

Специалисты ОАО «БПС-Банк» готовы оказать консультативную помощь как при разработке условий расчетов по внешнеторговым контрактам с использованием гарантий, так и при разработке и согласовании с бенефициарами текстов самих гарантий. [13]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что банковские гарантии очень популярны в настоящее время. Это можно объяснить их надежностью и быстротой реализации. С точки зрения банков выдача гарантии выгодна тем, что, во-первых, за оказание данной услуги они вправе взимать комиссионные (размер которых вполне сопоставим с размером процента за кредит), во-вторых, выдача гарантии не требует отвлечения средств из оборота, как это имеет место при выдаче кредита.

Банковская гарантия не является средством платежа, она лишь дает вступающим в договорные отношения сторонам уверенность в том, что заключенная ими сделка действительно будет реализована

Существенным признаком гарантии является функция обеспечения. Гарантия также дает преимущества ликвидности, позволяя отказаться от предоставления наличных средств в депозит.

Основные характеристики банковской гарантии следующие:

· она выдается на основании договора (контракта), но является независимым банковским обязательством;

· является безотзывной, если не предусмотрено иное;

· подчиняется законодательству банка-гаранта либо Унифицированным правилам для гарантий по требованию (МТП №458).

Для контрагентов использование банковской гарантии выгодно в тех случаях, когда, например, импортеру нужно получить отсрочку платежа (гарантию требует экспортер) либо когда он делает авансовый платеж экспортеру и в свою очередь требует выставить банковскую гарантию, чтобы гарантировать поставку товара.

Банковские гарантии обладают определенными преимуществами по сравнению, например, с традиционными кредитами:

· экономия – банковские гарантии значительно дешевле обычных коммерческих кредитов. При этом, например, многие поставщики готовы предоставлять отсрочку платежей под обеспечение банковской гарантией, не увеличивая при этом цену товара.

· сокращение рисков по сделкам – производя предоплату поставщику, вы принимаете на себя риск не поставки товара. В случае использования банковской гарантии и вы, и ваш контрагент можете быть спокойными. Аналогично, в случае если Вы исполняете заказ покупателя не получив аванса, вы рискуете понести убытки в случае неисполнения покупателем своих платежных обязательств. Использование банковской гарантии позволит Вашему покупателю доверить Вам денежные средства авансом.

· возможность сочетания с другими кредитными продуктами – например, вы можете одновременно получить от банка решение и о предоставлении вам гарантии и о предоставлении кредита – при наступлении сроков оплаты за поставленное имущество (обеспеченное гарантией) предоставляются кредитные ресурсы.

Весь временной промежуток между фактом предоставления гарантии и фактом оплаты, вы экономите – оплачивая не стоимость обслуживания кредита, а значительно меньшую стоимость обслуживания банковской гарантии.

В Республике Беларусь банковские гарантии также являются достаточно популярным инструментом обеспечения платежей и выполнения обязательств по договору и используются белорусскими предприятиями при международных расчетах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Масленченков, Ю.С., Тронин, Ю.Н. Работа банка с корпоративными клиентами: Учебное пособие для вузов/Ю.С. Масленченков, Ю.Н. Тронин. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 358 с.

2. Пупликов, С.И. Банковский портфель 2004 года: Справочное пособие/С.И. Пупликов. – Минск: Топник, 2004. – 239 с.

3. Пашуто, В.П. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/В.П. Пашуто, О.В. Пашуто. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 360 с.

4. Кравцова, Г. И. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник/Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, О.В. Купчинова под ред. профессора Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2007. – 478 с.

5. Чаховский, Ю.Н. Международные расчетные операции (Правовые аспекты)/ Под научной ред. В.Г. Тихини. – Минск: Право и экономика, 2004. – 291 с.

6. Знак, С.Н., Поляков, С.А., Кветко, Д.В. Банковское право [Электронный ресурс]: Электронная версия книги/С.Н. Знак, С.А. Поляков, Д.В. Кветко. – Минск: МИУ, 2004.

7. Левкович, А.П. Кредитные и расчетные операции во внешнеэконо- мической деятельности: Учебное пособие/А.П. Левкович. – Минск: БГЭУ, 2006. – 383 с.

8. Тавасиев, А. М. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов: Учебник по специальности «Менеджмент организации»/под ред. А.М. Таваисиева. – Москва: Финансы и статистика, 2005. – 414 с.

9. Банковский кодекс Республики Беларусь

10. Гражданский кодекс Республики Беларусь

11. Суэтин, А.А. Международные валютно-финансовые отношения: Учебное пособие для вузов/А.А. Суэтин, Финансовая академия при Правительстве РФ. – Москва: Кнорус, 2004. – 206 с.

12. Статья «Мастер-класс ICC Russia «Гарантии в современной банковской практике» продемонстрировал интерес профессионального банковского сообщества к экспертной работе ICC даже в условиях кризиса» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iccwbo.ru/news/0/165.- Дата доступа: 25.10.09.

13. Официальный сайт ОАО «БПС-Банк». Операции торгового финансирования[Электронный ресурс]– Режим доступа:http://www.bpsb.by/bank/ru.business.financing.html. - Дата доступа: 07.10.09.