Реферат: Понятие и структура правоотношения

Название: Понятие и структура правоотношения
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Оглавление


Введение......................................................................................................... 3

Глава 1. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений.......................................................................................................... 6

Глава 2. Структура правоотношения...................................................... 13

2.1. Субъекты правоотношений........................................................................................................................................ 13

2.2. Правосубъектность физических лиц........................................................................................................................ 15

2. 3. Правосубъектность юридических лиц................................................................................................................... 18

2.4. Объекты правоотношений.......................................................................................................................................... 23

Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.............................................................................................. 25

3.1. Юридические факты..................................................................................................................................................... 25

3.2. Презумпции..................................................................................................................................................................... 28

Заключение.................................................................................................. 31

Библиографический список...................................................................... 35

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективны­ми границами человеческой деятельности и поступков отдельных инди­видов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отноше­ния. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в человеческих поступках, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения.

Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают неви­димые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим про­исходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязне­ние окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограни­чителями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отноше­нии имеется и определенный масштаб свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагива­ет существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) — в обязан­ность, запрет или правовое ограничение.

В юридической литературе сложились два основных подхода в пони­мании правоотношения. Существует мнение, что правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права (см. прил.). Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода (правовая форма общественного отношения)[1] .

Правоотношение — юридическая связь между субъектами этого от­ношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фак­тического общественного отношения. Правоотношение — это не фак­тическое, а юридическое общественное отношение. Между юридичес­ким и фактическим общественным отношением существует тесная и непосредственная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предус­мотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И за­тем это юридическое отношение воздействует на фактическое общест­венное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако в тех случаях, когда субъекты не выполняют требования право­вых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздей­ствие, появляется противоречие. Содержанием общественного отноше­ния является поведение его участников[2] . Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели — юридического отношения. Таким обра­зом, общественное отношение является объектом правоотношения.

Целью курсовой работы является:

1. Рассмотрение понятия правового отношения в системе общественных отношений современного общества.

2. Всесторонний анализ структуры правоотношений.

3. Изучение основных видов оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Глава 1. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений

,

В обществе существует множество различных отношений: эконо­мические, политические, юридические, моральные, духовные, культур­ные и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаи­мосвязей в природе) общественными, или социальными.

Юридическую науку, естественно, интересуют прежде всего юриди­ческие, или правовые отношения. В чем их специфика? Кратко говоря, в том, что они органически связаны с правом.

Право — особый, официальный, государственный регулятор обще­ственных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в резуль­тате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.[3]

Именно с помощью такого нормативного воздействия государст­венная власть переводит определенные отношения под свою юрисдик­цию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчи­вость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участни­ки наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязан­ностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемы­ми. Иными словами, перед нами особая форма социального взаимодей­ствия.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, уста­навливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые, общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

По сравнению с другими социальными регуляторами право — наи­более эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивили­зованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государствен­ности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общего виде определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейно­го, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое до­полнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих про­блем жизни общества было бы сравнительно легкой задачей. Государ­ство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для про­явления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять нега­тивные и отжившие связи и процессы.

Право — не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкцио­нирует общественные отношения. ...Законодательство всего лишь про­токолирует, выражает экономические потребности»1 . Например, совре­менные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появи­лись еще в предперестроечное время в виде теневой, полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, ко­торые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, кон­ституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно ска­зать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи. что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали по­мимо и независимо от юридических норм.

Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее ос­нове — правоотношение. Правоотношения как бы вызревают в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и иными по­требностями. «Юридические мотивы», социальная необходимость, тенденции, интересы должны быть осознаны законодателем, пройти через волю государства, получить объективацию в нормах и в конечном счете воплотиться в соответствующих правоотношениях.

Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, их зародышевое состояние и вполне сложившуюся правовую форму, определяемую законом. Иначе говоря, — материальный и формальный источники1 .

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные, принци­пиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего, отношения собственности, власти и управления, социаль­но-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспе­чения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отноше­ния и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы мо­рали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родите­лями и детьми, не затрагиваемые правом).

С этой точки зрения все общественные отношения можно подраз­делить на три группы: 1) регулируемые правом и, следовательно, вы­ступающие в качестве правовых (правоотношения); 2) не регулируе­мые правом и, значит, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В основе такого деления лежат три критерия: социаль­ная необходимость, государственная заинтересованность и возмож­ность внешнего контроля.

В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходи­мость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообраз­ность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демокра­тичность).

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть обще­ственное отношение, но не всякое общественное отношение есть пра­воотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом, и наоборот.

Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и госу­дарства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотноше­ния составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.

Наиболее характерные черты (признаки) правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем. [4]

1. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явле­ниями существует причинно-следственная связь. Нет нормы — нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, це­лостность.

Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, про­является их реальная сила и эффективность, именно в правоотношени­ях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосре­дуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют пра­вового вмешательства.

2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть право­отношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

Правоотношение — это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обя­занность.

3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, пото­му, что через нормы права в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функцио­нировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

«Товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться... Чтобы данные вещи могли относиться друг к другу как товары, товаро­владельцы должны относиться друг к другу как лица, воля которых — распорядиться этими вещами; таким образом, один товаровладелец лишь по воле другого, следовательно, каждый из них лишь при посред­стве одного общего им обоим волевого акта может присвоить себе чужой товар, отчуждая свой собственный»1 .

Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, про­живавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступле­ния оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголов­но-процессуальное правоотношение с преступником и судом.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинте­ресовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обес­печивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупнос­ти и образуют правовой порядок как результат законности.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персо­нификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физи­ческие и юридические лица), как правило, известны и могут быть на­званы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политичес­ких, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Резюмируя все сказанное, можно кратко определить правоотношения как уригулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.[5]

Глава 2. Структура правоотношения

2.1. Субъекты правоотношений

Система (организованность) правоотношения раскрывается через его структуру.

Структура правоотношения — основные элементы правоот­ношения (субъекты) и целесообразный способ связи между ними на основе субъективных юридических прав, обязанностей, пол­номочий и ответственности по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.

Термин «структура» является более адекватным состоянию правоотношения, поскольку термин «состав» только фиксирует его элементы без указания на их логическую взаимосвязь. Пра­воотношение есть логически связанная конструкция всех эле­ментов, где главными полюсами связи являются его субъекты, реализующие субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности, полномочия и субъективную юри­дическую ответственность ради достижения результата этой связи.

Итак, термин «структура» вбирает в себя элементный состав правоотношения и правовые связи между ними, т.е. собственно отношения между субъектами.

Субъекты или субъектный состав — совокупность лиц, уча­ствующих в правоотношении (не менее двух — управомоченный и обязанный).

Объект — то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов.

Содержание — субъективные права, обязанности, полномочия, ответственность его субъектов, а также структура содержания — способ взаимосвязи, возникающий на основе субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответственности. Структура содержа­ния правоотношения образует не связь её содержательных элемен­тов (субъективных прав, обязанностей, полномочий, ответствен­ности), а ту правовую связь, которая возникает на их основе по поводу притязания на что-то. Иначе — это юридическое взаимное положение субъектов, которое определяет, формирует их поведе­ние через корреспондирующие друг другу права и обязанности ради удовлетворения их интересов. Структура содержания право­отношения может быть простой и сложной.

Юридический факт — основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Субъекты правоотношений — субъекты права, т.е. лица, об­ладающие правосубьектностью. Выражения «субъект права» и «лицо, обладающее правосубъектностью», совпадают. Правосубъектность — одна из обязательных предпосылок правоотношений.

Чтобы стать участником правоотношений, субъекты должны пройти два этапа наделения юридическими свойствами:

• обрести свойства субъектов права как потенциальных субъектов (участников) правоотношения — через соответствие определенным правовым требованиям о правосубъектности;

• обрести дополнительные свойства юридического характе­ра в конкретной юридически значимой ситуации — субъектив­ные юридические права и обязанности, которые придаются им правовыми нормами. Именно они определяют собственно пра­вовые связи, отношения между субъектами.

Субъекты правоотношений — индивидуальные или коллек­тивные субъекты права, которые используют свою правосубъектность в конкретном правоотношении, выступая реализаторами субъективных юридических прав и обязанностей, полномочий и юридической ответственности.

Виды субъектов правоотношений:[6]

1) индивидуальные субъекты (физические лица):

— граждане, т.е. индивиды, обладающие гражданством данной страны;

— иностранные граждане;

— лица без гражданства (апатриды);

— лица с двойным гражданством (бипатриды);

2) коллективные субъекты (юридические лица):

— государственные органы, организации, учреждения, предприятия;

— органы местного самоуправления;

— коммерческие организации (акционерные общества, частные фирмы и т.п. — отечественные, иностранные, меж­дународные);

— общественные объединения (партии, профсоюзные организации и т.п.);

— религиозные организации;

3) государство и его структурные единицы:

— государство;

— государственные образования (субъекты федерации — штаты, земли, автономии; в Украине — Автономная Респуб­лика Крым);

— административно-территориальные единицы (область, город, посёлок и др.);

4) социальные общности — народ, нация, этнические груп­пы, граждане избирательного округа и т.п.

2.2. Правосубъектность физических лиц

Правосубъектность физических лиц (индивидуальных субъек­тов правоотношения) — это предусмотренная нормами права спо­собность (возможность) быть участниками правоотношения.

В международных документах о правах человека (ст.6 Все­общей декларации прав человека, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах) записано, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

В основании определения природы правосубъектности (право-дееспособности) физического лица лежат два критерия:

— возрастная характеристика (определённый возраст);

— зрелость психики, отсутствие психологических дефектов. Состав правосубъектности физического лица:

• правоспособность;

• дееспособность;

• деликтоспособность.

Правоспособность — предусмотренная нормами права спо­собность (возможность) индивида иметь субъективные юриди­ческие права и исполнять субъективные юридические обязан­ности. Правоспособность возникает с момента рождения и пре­кращается со смертью лица.

Правоспособность — не количественное выражение прав субъекта, а постоянное гражданское состояние личности; не само обладание правами, а способность обладать правами, приобре­тать субъективные права.

Возраст, психическое и физическое состояние гражданина не влияют на его правоспособность. Правоспособность являет­ся равной для всех граждан независимо от пола, национально­сти, происхождения, имущественного положения, места житель­ства, отношения к религии, принадлежности к общественным организациям и др.

Дееспособность — предусмотренная нормами права способ­ность индивида самостоятельно, своими осознанными действи­ями, осуществлять (использовать и исполнять) субъективные юридические права, обязанности и нести ответственность.

Дееспособность, в отличие от правоспособности, зависит от возраста, физического состояния лица, а также иных личных качеств человека, которые появляются у него по мере умствен­ного, физического, социального развития.

Полная дееспособность наступает с момента гражданского совершеннолетия.

Как правило, в большинстве отраслей права дееспособность и правоспособность совпадают в одном лице, они неразделимы, кроме гражданского (и частично семейного) права, где недее­способный человек может быть субъектом конкретных правоот­ношений.

В гражданском праве имеется градация различных степеней дееспособности.

Полная дееспособность наступает с 18 лет.

Неполная (относительная) дееспособность: 14—18 лет. Законодательством предусмотрена возможность объявить несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособ­ным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или занимается предпринимательской деятельнос­тью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособ­ным (акт эмансипации) производится по решению органа опе­ки и попечительства — с согласия родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Ограниченная дееспособность выражается в следующем:

• ограничение прав и свобод человека и гражданина законом государства предусмотрено в той мере, в какой это необхо­димо для защиты основ конституционного строя, нравствен­ности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес­печения обороны и безопасности страны;

• ограничение прав и свобод человека и гражданина возмож­но по решению суда вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Абсолютная недееспособность установлена для лиц, признан­ных недееспособными решением суда вследствие душевной бо­лезни или слабоумия[7] .

Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе как по решению суда и в соответствии с законом. Отсутствие у детей и психически больных собственной дееспособности заменяется дееспособностью других, специально определенных лиц

— ро­дителей, опекунов или попечителей. Следовательно, правосубъектность — категория цельная, и в области гражданского права она также образует единство

правоспособности и дееспособнос­ти: здесь вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель.

Деликтоспособность — способность нести ответственность за совершенные правонарушения. В ряде случаев деликтоспособность предшествует наступлению полной дееспособности. Напри­мер, уголовной ответственности подлежат лица, которым до со­вершения преступления исполнилось 16 лет, а за некоторые виды преступлений она наступает с 14 лет. При­мечательно, что не достигнув полной дееспособности, эти лица — деликтоспособны.

Предпосылкой деликтоспособности является вменяемость, т.е. способность в момент совершения общественно опасного дея­ния отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Правосубъектность физических лиц может быть: общей, специальной, индивидуальной.

В конкретном правоотношении субъект может выступать как носитель общей, специальной и индивидуальной правосубъектности.

Правосубъектность — юридическая предпосылка для при­знания лица носителем соответствующего правового статуса.

2. 3. Правосубъектность юридических лиц

Правосубъектность юридических лиц (коллективных субъек­тов правоотношения) — это правоспособность и дееспособность государственных и негосударственных организаций: государ­ственных органов, государственных предприятий и учреждений, общественных объединений, коммерческих (хозяйственных) корпораций, религиозных организаций и др.

Юридическое лицо — организация, которая обладает обособ­ленным имуществом, может от своего имени приобретать иму­щественные и личные неимущественные права и нести обязан­ности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или третей­ском суде. Юридическое лицо — не всякий коллективный субъект, а коллективный субъект в определенной отрасли дея­тельности — хозяйственной, социально-культурной, содержа­нием которой являются товарно-денежные отношения, участие в гражданском (имущественном) обороте. Статусом юридичес­кого лица коммерческие и некоммерческие организации наде­ляются по закону.

Признаки юридического лица:

1. Организационное единство: имеет четкую внутреннюю струк­туру, органы управления и соответствующие подразделения для выполнения задач и функций, закрепленных уставом. Обладает реквизитами, утвержденными при регистрации в государствен­ных органах (устав, круглая печать, штампы, наименование и др.) и в органах государственной статистики (присвоение иден­тификационного кода, который является единственным для всего пространства и сохраняется на протяжении всего пе­риода существования).

2. Наличие имущества, находящегося в его распоряжении (у коммерческого юридического лица — в его собственности), обособленность этого имущества от имущества его участников и учредителей (самостоятельный баланс — смета затрат, устав­ной фонд и банковский счет).

3. Целевое назначение — создается для определенных целей и не может использоваться в иных целях. Коммерческое юриди­ческое лицо создается для предпринимательской деятельности.

4. Возможность выступать в гражданском обороте, приобре­тать права и исполнять обязанности от своего имени, т.е. не обязано обращаться за разрешением к высшей инстанции (на­пример, коммерческое юридическое лицо может совершать сдел­ки, не противоречащие закону; создавать юридические лица; избирать место нахождения).

5. Возможность быть истцом и ответчиком в суде — обра­щаться с иском к гражданам, иным лицам, отвечать по долгам в случае обратного иска,

6. Обязанность нести самостоятельную имущественную от­ветственность (если это имущество закреплено за ним на праве собственности).

По характеру деятельности юридические лица могут быть:

• некоммерческие (публичные),

• коммерческие (частные).

Некоммерческие — государственные организации и учреж­дения (парламент, правительство, суд, милиция, государствен­ные предприятия, органы местной власти и др.) — направляют свою деятельность на удовлетворение тех или иных непроиз­водственных потребностей: организационно-управленческих, со­циально-культурных, социально-бытовых и других. Они имеют публичные цели и не преследуют цели извлечения прибыли в качестве уставной задачи. Обычно деятельность таких организа­ций финансируется за счет госбюджета (государственные учреж­дения) или бюджета общественных организаций, либо за счет добровольных взносов и пожертвований.

К некоммерческим юридическим лицам относятся потреби­тельские кооперативы, общественные или религиозные органи­зации, благотворительные и иные фонды, а также другие объе­динения, предусмотренные законом.

Некоммерческие организации могут заниматься и предпринима­тельской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют этим целям. Например, вуз может принимать за плату на обуче­ние студентов с тем, чтобы полученную прибыль использовать на повышение качества образования (приобретение приборов, ли­тературы, оплату труда преподавателей, ремонт и переоборудо­вание помещений и т.п.). Здесь важно соблюдать определенную меру, чтобы не перейти ту грань, за которой главными оказыва­ются уже иные приоритеты — цели коммерческого характера.

Некоммерческие организации обладают большей стабиль­ностью и большей независимостью от тех индивидов, которые входят в состав юридического лица. Существование юридическо­го лица, имеющего некоммерческий (публично-правовой) характер, не зависит от воли его членов — подчиненных и подотчетных лиц. Например, правительство не может прекратить свое существо­вание как орган исполнительной власти, даже если все члены кабинета министров уйдут в отставку. Вместо ушедшего в от­ставку кабинета министров будет сформирован новый кабинет. Т.е. некоммерческие, публичные организации продолжают фун­кционировать как юридические лица и субъекты правоотно­шений.

Коммерческие — коммерческий банк, частная фирма, акци­онерное общество и др. — направлены на получение прибыли и финансируются, прежде всего, за свой счет. Они преследуют ча­стные цели и интересы своих членов: вкладчиков, пайщиков, акционеров и могут прекратить свое существование по воле этих лиц (например, объявить себя банкротом). Члены коммерческих (частно-правовых) юридических лиц являются полными их предста­вителями, их воля — воля юридического лица. Юридическим лицом может быть индивидуальный, а не только коллективный, субъект права.

Правосубъектность коммерческих организаций и их объеди­нений (ассоциаций корпораций, консорциумов, концернов и др.) предусмотрена законодательством в виде организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и определя­ется уставными документами, зарегистрированными в установ­ленном законом порядке. Например, объем прав и обязанностей акционерных обществ закрытого и открытого типа различен: ак­ции первою распространяются путем открытой подписки и куп­ли-продажи на биржах; акции второго распределяются между основателями и не могут распространяться путем открытой под­писки, покупаться и продаваться на биржах.

Общим для правосубъектности коммерческих организаций яв­ляется то, что она основывается на началах частного права — диспозитивности и равенстве сторон в гражданско-правовых отношениях. Здесь правосубъектность одной стороны не огра­ничивает правосубъектность другой стороны. Договорные от­ношения возникают на основе равенства (автономии) сторон независимо от их статуса. Это отношения между гражданами-соб­ственниками, арендаторами, фермерами, гражданами и органи­зациями, организациями между собой, в том числе и государ­ственными, акционерными, арендными предприятиями и корпо­рациями.

Например, договор между органом внутренних дел и граж­данином на охрану квартиры. В этих отношениях государствен­ный орган выступает как юридическое лицо; основывает дого­ворные отношения на диспозитивности (а не императивности). В сфере предпринимательства действует тот же принцип, что и в сфере регулирования поведения физических лиц и деятельно­сти общественных объединений: «дозволенно все, кроме прямо запрещенного законом» (общедозволительный тип /режим/ пра­вового регулирования).

Когда же деятельность коммерческой корпорации выходит за рамки товарного производства и обращения и попадает в сферу действия публичного права (государственная регистрация предприятий, взимание налогов и др.), вступает в действие принцип «дозволено только то, что прямо предусмотрено за­коном» (специально-разрешительный тип /режим/ правового ре­гулирования). В сфере управления государственной собственнос­тью происходит соединение императивного и диспозитивного ме­тодов правового регулирования — возникают административно-и гражданско-правовые отношения.

Каково соотношение правоспособности и дееспособности у юридического лица?

В юридической науке долгое время господствовала точка зрения о том, что правосубъектность юридического лица отли­чается от правосубъектности физического лица. Считалось, что у юридического лица правоспособность и дееспособность воз­никают одновременно и не могут быть ограничены, тогда как у физического лица правоспособность и дееспособность возника­ют не одновременно и дееспособность ограничивается.[8]

Однако сложившееся ранее представление о полном совпа­дении правоспособности и дееспособности юридического лица не оправдывает себя в настоящее время — в условиях трансфор­мации общества к рыночным отношениям. Оказалось, что юри­дическое лицо не всегда без всяких условий

может использовать те права, которыми обладает. Дееспособность юридического лица может изменяться без изменения его правоспособности. Так, пред­приятие-должник не имеет возможности реализовать свои пра­ва по собственному усмотрению. Его дееспособность ограничи­вается. Эту ограниченную дееспособность юридического лица-должника восполняет арбитражный управляющий, который имеет широкие правомочия по управлению предприятием-должником. Своими действиями он даёт возможность предприятию-должнику уча­ствовать в гражданском обороте посредством совершения всех, не запрещенных законом сделок.

Следовательно, правоспособность и дееспособность юридичес­кого лица как субъекта правоотношений (например, коммерческой организации) не совпадают полностью, как не совпадают право­способность и дееспособность физического лица. Правда, у кол­лективных субъектов правоотношений (юридических лиц) та­кое несовпадение правоспособности и дееспособности является исключительным.

2.4. Объекты правоотношений

Объекты правоотношений — материальные и нематериаль­ные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотно­шения, осуществляют свои субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

Различают такие виды объектов правоотношений:

1) предметы материального мира: вещи, ценности, имущество и т.п. Вещи — предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности. К ним от­носятся средства производства, предметы потребления. Ценнос­ти - деньги, акции, векселя, облигации, ценные документы (диплом, аттестат). Купля-продажа продуктов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование — это только некоторые правоотношения, где объектом являются предметы материального мира;

2) услуги производственного и непроизводственного характера

— выполнение работы, обусловленной договором или контрак­том, напр., договор перевозки, подряд на капитальное строи­тельство, исполнение песни на праздничном концерте и др.;

3) продукты духовного и интеллектуального творчества — про­изведения искусства, литературы, живописи, кино, информация, компьютерные программы и иные результаты интеллектуальной деятельности, которые защищаются законом (напр., Закон «Об авторском праве и смежных правах»). По поводу них возникают правоотношения у субъектов права — граждан, посе­щающих музеи, выставки, библиотеки, поэтические вечера, а также покупающих книги, компьютерные программы и т.п. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный, интеллектуальный;

4) личные неимущественные блага — жизнь, здоровье, честь, достоинство, право на образование и другие права и свободы. Например, между учеником и руководством школы возникает правоотношение. Его объектом является не аттестат, а образо­вание. Между гражданином, который приобрел путевку в сана­торий, и администрацией санатория возникает правоотноше­ние, его объект — здоровье гражданина; в доме отдыха объектом правоотношения является отдых владельца путевки и т.п.

Объект правоотношения — это то, ради чего оно возникает. Если объект права — общественные отношения, которые могут быть предметом регулирования и требуют такого регулирова­ния, то объект правоотношения — уже конкретнее — частичка общественных отношений, элемент (единица общего), по пово­ду которого взаимодействуют субъекты, то, на что направлены субъективные юридические права и обязанности лиц. Человек не может быть объектом правоотношения.

Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

3.1. Юридические факты

Юридический факт — это жизненное обстоятельство, с кото­рым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. При наличии норм права без юридического факта правоотношение невозможно.

Юридический факт — предпосылка правоотношения и его структурный элемент. Например, наличие норм права, регули­рующих порядок наследования, не означает, что индивид всту­пил в наследственные правоотношения и получил наследство. Необходимо наступление определенных обстоятельств, которые фиксируются в гипотезах норм права.

Функции юридических фактов:

• функция вовлечения субъекта права в правоотношение;

• функция порождения правосубъектности, ее приобретения или возникновения (например, с рождением ребенка возни­кает гражданство; для создания предприятия необходима ре­гистрация).

Следовательно, юридические факты служат основанием не только для возникновения, изменения и прекращения конкрет­ных правоотношений, но и целенаправленное движение послед­них является главным следствием юридических фактов.

Юридические факты классифицируются по различным основа­ниям.

Следует учесть, что один и тот же юридический факт может быть правообразующим, правоизменяющим, правопрекращающим для субъектов, представляющих стороны в правоотноше­нии. Так, факт смерти гражданина — обстоятельство, прекра­щающее правоотношения между умершим и его супругой, деть­ми. Одновременно это и правообразующий факт, так как по истечении определенного срока со дня смерти гражданина от­крываются правоотношения, связанные с реализацией права супруги, детей на наследство.

Виды юридических фактов по волевому признаку[9] :

Действия — волевое поведение субъектов права, с которым связано воз­никновение, изменение и пре­кращение правоотношений (напр., сделка, постановление следователя, решение суда)

События — юридические факты, кото­рые возникают, изменяются и прекращаются помимо воли лю­дей (напр., природное стихий­ное явление, смерть)

Обстоятельства — сложные юридические факты, которые охватывают своим содержанием действия и события (напр., безвестное отсутствие, местожительство, недееспособность). Их использование объек­тивно необходимо в трудовом, семейном, уголовном праве и др.

Действия бывают правомерные и неправомерные. Первые отвечают требованиям норм права (договор). Вторые — не отвечают требованиям норм права (правонарушения).

Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты — действия, которые связаны со вступлением лица в конкретное правоотношение с намерением достичь определенною юридического последствия (напр., обращение гражданина с заяв­лением в государственный орган о прописке). В тоже время — действия, которые не связа­ны со вступлением лица в конкретные правоотношения и не­зависимо от его намерения вле­кут юридические последствия (напр., фиктивный брак порож­дает, в случае рождения детей, все юридические обязанности, связанные с содержанием и воспитанием детей).

Неправомерные действия включают в себя преступления и проступки

Преступления — предусмотренные законом общественно опасные винов­ные деяния (действия или бездействие), которые влекут по действующему законодательству уголовную ответственность Преступление отличается от

проступка большей степенью общественной опас­ности.

Проступки — один из видов правонаруше­ний, состоящий в виновном действии или бездействии, вле­кущий по действующему зако­нодательству дисциплинарную или административную ответственность. Проступок отлича­ется от преступлений меньшей степенью общественной опас­ности.

События бывают абсолютные (например, смерть человека по­рождает последствия: имуще­ство переходит жене, детям, т.е. возникают наследственные правоотношения, изменяется состав участников правоотно­шений, субъектом которых был умерший) и относительные (например, смерть застрахован­ного лица в результате убийства влечет последствия независимо от того, по какой причине про­изошло лишение жизни — вып­лачивается страховая премия семье, у наследников убитого возникает правоотношение с органом страхования).

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нор­мой юридических последствий необходим не один юридичес­кий факт, а совокупность фактов Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права (возникновение, изменение или прекращение правоотношения), называется фактическим (юри­дическим) составом.

Фактические составы делятся на простые и сложные

Первые— включают факты, относя­щиеся к одной и той же от­расли законодательства. На­пример, для заключения бра­ка необходима совокупность фактов: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; достижение ими брачного возраста; отсутствие у каждого из них арегистрированного в органах загса брака; отсут­ствие между ними родствен­ных отношений, дееспособность лиц, вступающих в брак. Все эти факты предусмотре­ны одной отраслью законода­тельства — брачно-семейным законодательством.

Сложные — включают факты, относящи­еся к различным отраслям за­конодательства. Напр., пенси­онное правоотношение может возникнуть только при наличии трех фактов: достижения уста­новленного законом возраста, наличия трудового стажа, реше­ния органа социального обеспе­чения о начислении пенсии. Здесь достижение установлен­ного законом возраста и нали­чие необходимого трудового стажа предусмотрены нормами трудового законодательства, ре­шение органа социального обес­печения — это сфера админис­тративного законодательства.

Фактический состав не следует смешивать с событиями — слож­ными юридическими фактами.

3.2. Презумпции

В правовой действительности имеется феномен, который, не будучи юридическим фактом, может порождать правоотно­шения. Это — презумпция.

Виды презумпций по факту правового закрепления[10] : фактические (общежитейские), предстявляющие собой правдоподобное знание о развитии природы, общества, мышления; могут использо­ваться субъектами судебной, следственной деятельности без обращения к доказательствам и законные выступающие как определенное логическое средство, используемое в судеб­ном процессе вследствие того, что оно предусмотрено законом или вытекает из его смысла.

В законе не выражены и юриди­ческого значения не имеют. В законе выражены и имеют юридическое значение. Мы ведем речь о законных презумпциях.

Презумпция (лат. — предположение) — закрепленное в зако­не предположение о наличии или отсутствии определенных фак­тов, которые имеют юридическое значение.

Презумпции — важный и достаточно гибкий инструмент регулирования правоотношений, благодаря которому исчезают сомнения в существовании определенного юридического факта, поскольку в них:

— отражаются исходные, принципиальные начала права;

— заложен механизм реализации этих начал.

Законные презумпции бывают двух видов:

• не опровержимые презумпции — не нуждаются в доказывании, т.к. не подлежат сомнению;

• опровержимые презумпции — могут быть опровергнуты в ре­зультате установления иного в отношении этих фактов.

Согласно концепции Н. И. Матузова можно выделить виды презумпций по субординации в правовом регулировании и их черты[11] :

Материально-правовые:

— содержат правоположения о наличии (отсутствии) опреде­ленного юридического факта при существовании других фак­тов, которые могут иметь от­ношение к другому субъекту данного правоотношения или неопределенному кругу лиц;

— служат предпосылкой для су­ществования процессуальной презумпции;

— вступают в действие только при доказанности условий их применения;

— всегда могут быть опроверг­нуты путем доказательств об отсутствии фактов, при нали­чии которых они применяются.

Процессуально-правовые:

— не могут быть опровергнуты, если материально-правовая пре­зумпция является неопровержи­мой;

— исключают необходимость доказательств для вынесения решения или указывают субъекта, на которого возлага­ется бремя доказывания во вре­мя разбирательства юридичес­кого дела, чем устанавливается порядок применения норм про­цессуального права;

— имеют предпосылкой матери­ально-правовую презумпцию;

— всегда вытекают из правовой нормы и распределяют бремя до­казывания строго определенно, а не предположительно;

Следует учесть, что в большинстве правовых норм материаль­ные и

процессуальные виды презумпций тесно переплетаются.

Каждая отрасль права имеет немалый «набор» презумпций. Например, в Гражданском кодексе закреплена такая презумпция, как презумпция вины. Вина признается обязатель­ным условием для применения мер гражданско-правовой ответ­ственности за нарушение договорных обязательств иди в случае причинения вреда. Правда, из презумпции вины есть исключе­ния. И все же общим правилом в странах континентальной Ев­ропы является следующее: непременной предпосылкой договор­ной ответственности является вина должника.

Другим примером презумпции может быть закрепленная в Гражданском кодексе Российской Федерации презумпция ра­зумности и добросовестности участников гражданских правоот­ношений (ч.3 ст.10 ГК РФ). Это означает, что: 1) сделки юриди­ческого лица, выходящие за пределы его правоспособности, признаются недействительными; 2) участник гражданского пра­воотношения признается добросовестным, а доказывать его недобросовестность должен тот, кто с такими действиями свя­зывает определенные юридические последствия.

Чтобы не требовалось расширительного толкования презумп­ций — ни судебного, ни доктринального, они должны закреп­ляться в законах и формулироваться четко.

Заключение

Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) правовые отношения, которые постоянно возникают, меняются или прекращаются. Правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, которые обеспечиваются государством.

Основные признаки правоотношения: а) они возникают на основании норм права; б) характеризуются наличием сторон, которые имеют субъективные права и юридические обязанности; в) является видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и обществ; г) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.

Группировать правоотношения можно на таких основаниях: в зависимости от количества субъектов (простые и сложные); за предметом правового регулирования (административные, гражданские, земельные, уголовные, финансовые, трудовые и др.); за действием во времени (долго- и кратковременные); по методу правового регулирования (договорные и руководящие); по содержанию поведения обязанной стороны (пассивные и активные); в зависимости от функционального назначения (регулятивные и охранительные).

Правоотношения имеют сложное строение и охватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты.

Субъектами правоотношения считают тех участников, которые являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты правоотношения можно разделить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; разные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего региона и др.); гражданское общество.

Субъекты правоотношения должны владеть правосубъектностью, т.е. способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Правоспособность — способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Дееспособность — способность субъектов своими действиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъективные права и выполнять юридические обязанности. Ее разделяют на право- и деликтоспособность.

Правоспособность — способность субъекта правоотношения лично своими действиями осуществлять и заключать гражданско-правовые соглашения.

Деликтоспособность — способность субъектов правоотношения нести ответственность (юридическую) за совершенное правонарушение.

Физические лица как субъекты правоотношения могут быть гражданами , иностранными гражданами, лицами без гражданства. Их также можно разделить на частных лиц, должностных лиц и специальных субъектов.

Юридическими лицами признаются организации, которые имеют личное имущество, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцами в общем, арбитражном или третейском суде и нести юридическую ответственность за свои действия.

Объекты правоотношения — те реальные социальные блага, которые удовлетворяют интересы и потребности людей и по поводу которых между субъектами возникают, меняются или прекращаются субъективные права и юридические обязанности. Их разделяют на материальные, духовные блага, действия субъектов правоотношения, результат их деятельности.

Содержание правоотношения характеризуется синтезом фактического и юридического содержания.

Юридическое содержание — субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения, т.е. возможность определенных действий уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных субъектов.

Фактическое содержание — само поведение субъектов, их деятельность, в которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон.

Содержание субъективного права кроет в себе возможности: действовать в соответствии со своим желанием; требовать определенных действий от обязательной стороны: пользоваться социальным благом, которое закреплено субъективным правом; обратиться к компетентному органу или должностному лицу за защитой своего права,

Юридические обязанности — закрепленная нормами права мера необходимого, наиболее умного и целесообразного поведения лица (субъекта), направленная на удовлетворение интересов носителя субъективного права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости; осуществлять определенные действия; удерживаться от осуществления действий, которые противоречат интересам других лиц; требовать осуществление или неосуществление определенных действий от других лиц; нести юридическую ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение предусмотренных нормой права действий.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой правовой нормы, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. В зависимости от оснований различают такие виды юридических фактов: по юридическим последствиям — правотворческие, правоизменительные, правоотменительные; в зависимости от формы их проявления — позитивные и негативные; по характеру действия — одноразового или непрерывного действия (например, одноразового действия — договор дарения; непрерывного действия — пребывания в браке). Некоторые авторы выделяют прочные юридические факты, в частности процессуальные; по волеизъявлению выделяют юридические действия, то есть такие жизненные обстоятельства, которые характеризуют волевое поведение субъектов, внешнее выражение их воли и сознательности. Разделяют также юридические события, т.е. жизненные обстоятельства, которые возникают, развиваются и прекращаются независимо от воли субъектов правоотношения.

Юридические действия, в свою очередь, разделяют на правомерные и неправомерные. Правомерные юридические действия разделяют на юридические акты — такое правомерное поведение, которое осуществляется с целью вызывать юридические последствия (напр., постановление следователя о прекращении уголовного дела, признание человека безвестно отсутствующим или умершим и др.). А еще отделяют правомерные юридические поступки — такие действия, которые не преследуют своей целью вызывать юридические последствия.

Неправомерные юридические действия — правовые аномалии, злоупотребление правом, не являющимся правонарушением, и правонарушение. К правонарушениям относят преступления и различные проступки.

К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные бедствия, болезнь и другие события, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства, которые предусматриваются нормами права, имеют большой теоретический и практический смысл. Усвоив знания по теории правоотношения, юрист сможет анализировать конкретные жизненные ситуации, правильно использовать юридические нормы.

Библиографический список

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 1999.-168 с.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: ИКФ Омега – Л, 2002. – 608с.

3. Власов В.И., Власова Г.Б. Теория государства и права. Учебное пособие. – Ростов н/Д, Сигма, 2006.- 235 с.

4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- М.: Право, 1999.- 523 с.

5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- М.: Норма, 2005.- 213 с.

6. Корельский В.М. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. – М.,2000. – 378с.

7. Кросс Р. Прецедент в английском праве.- М.: Право, 2003.- С.23 с.

8. Кутафина О.Е. Основы государства и права. Учебное пособие. – 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристь, 2002г.- 447с.

9. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – 640с.

10. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права.- Саратов. 2004.- 229 с.

11. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. - М.: «Юристъ», 2002.- 198 с.

12. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Под ред. М.Н.Марченко.- М.: Юристъ, 2002.- 422 с.

13. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. – СПб, 2001.- 434 с.

14. Проблемы теории государства и права. /Под ред. М.Н.Марченко.- М.: Право,1999.- 577 с.

15. Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001.- 698 с.

16. Радько Т.Н. Теория государства и права.- М.: Норма, 2004.- 221

17. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции).- М.: Юристъ, 2003.- 166 с.

18. Саликов М.С. Источники конституционного права // Конституционное право России. - Екатеринбург, 2001. - С. 23- 24.

19. Сборник законов Российской Федерации. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2001.- 600 с.

20. Теория государства и права / Под ред. В. С. Нерсесьянца.- М.: Норма, 2004.- 273 с.

21. Теория государства и права: Учебник для вузов /Отв. ред. проф. В.Д.Перевалов. – М.: Норма, 2005.- 122 с.

22. Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.М. Рассолова..- М.: Закон и право, 2004.- 234 с.


[1] Скакун О.Ф. Теория государства и права. - М.: Аль.-Право, 2000.- С. 70.

[2] Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Проспект, 2003. -С. 42.

[3] Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. — Нижний Новгород, 2000.-С.156

[4] Теория госурарства и права: Курс лекций/ Под ред. Н,И, Матузова и А. В. Малько.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юристъ, 2000.-С.508

[5] Теория госурарства и права: Курс лекций/ Под ред. Н,И, Матузова и А. В. Малько.- 2-е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2000.-С.508

[6] Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении.- М.: Право, 2001.- С. 22

[7] Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. — М.: Зерцало, 2002.-С 23

[8] Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. — М.: Велби, 2003. – С. 122.

[9] Лазарев В.В., Общая теория права и государства: 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — С. 52

[10] Нерсесьянс В.С. Проблемы теории государства и права.: Учебное пособие.- М.: БЕК, 2004.- С. 83.

[11] Матузов Н.И., Малько А. В.Теория государства и права. Курс лекций- М.:Юристъ, 2003.- С. 67.