Реферат: Международные корпорации и их роль в проблеме глобализации

Название: Международные корпорации и их роль в проблеме глобализации
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты понятий международные корпорации и глобализация…………………………………………………………………………….4

1.1 Определение, виды и формы международных корпорации…………...4

1.2 Понятие глобализации…………………………………………………..8

2. Роль многонациональных компаний в развитии процесса глобализации мировой экономики………………………………………………………………14

2.1 Международные корпорации как главная движущая сила процесса глобализации…………………………………………………………………………14

2.2 Цели образования международных корпораций в процессе глобализации мирового хозяйства…………………………………………………………16

3. Международные корпорации и глобализация в экономике России…..21

Заключение …………………………………………………………………25

Литература ………………………………………………………………….26

Введение

Современный экономический мир постепенно обретает свойства глобальной, хотя пока ограниченной по масштабам, саморегуляции. Глобальные процессы эволюционно создали общепланетарные контуры обратной связи, позволяющие восстановить планетарное равновесие при относительно небольших внешних возмущениях, происходящих в любой точке Земли. Именно это свидетельствует о возникновении новой ситуации в мировом хозяйстве, которое, начиная с последней четверти ХХ в., представляет единую глобальную экономическую систему, саморегулирующуюся на основе механизмов обратной связи.

Транснационализация – важнейшая составляющая и одновременно главный механизм общих процессов глобализации. Она представляется наиболее существенным элементом и одним из основных контуров-регуляторов, обеспечивающих единство функционирования мировой экономики. Процессы транснационализации производства и капитала, выражением которых стали транснациональные корпорации, являются основой и движущей силой современной глобализации мировой экономики. Одновременно глобализация ведет к возникновению экономической взаимозависимости государств, в результате чего происходит постепенное разрушение национального экономического государственного суверенитета и появление новых наднациональных экономических образований — глобальных корпораций — транснациональных управленческих структур.

1. Теоретические аспекты понятий международные корпорации и глобализация

1.1 Определение, виды и формы международных корпорации.

Международные корпорации последней четверти XX века являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики. Они, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные (транснациональные) корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Различают две формы международных корпораций.

Транснациональные корпорации (transnational corporation) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.
Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.
Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.
В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе прямого иностранного инвестирования.
Существует несколько вариантов определения международных корпораций.
«Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, рассматривает международную корпорацию как компанию: имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности; оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр; в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими» .
В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.
Отличительными чертами международных корпораций относят фирмы, годовой оборот которых превышает 100 млн. долл., имеющие филиалы более чем в шести странах. Также о международном статусе фирмы свидетельствует такой показатель, как размер процента ее продаж, ее товаров, реализуемых за пределами страны происхождения компании. Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% активов за рубежом. Выделяются положительные и отрицательные черты в деятельности международных корпораций.

Позитивные черты деятельности международных корпораций:

1) Повышение налоговых поступлений в результате деятельности международных корпораций;

2) Организация филиалов, дочерних компаний там, где они «больше всего нужны». Растёт занятость населения, рынок наполняется продукцией, необходимой потребителю и т.д.

Отрицательные черты деятельности международных корпораций:

1) международные корпорации, имея сильное влияние на экономику страны, может в ряде случаев противодействовать ей, отстаивая свои интересы;

2) Часто международные корпорации стараются «обойти» закон (укрытие доходов, перекачивание капитала из одной страны в другую);

3) Установление монопольных цен, позволяющих извлекать сверхприбыли;

4) Диктат условий, которые ущемляют интересы страны.

Позиция в рейтинге Global 500 за

(1996, 1997 г.г.)

Корпорация

Страна

Рыночная

капитализация

(млн. $)

1 (1)

2 (2)

3 (11)

4 (5)

…91 (421)

…224

225

General Electric

Royal Dutch/Shell

Microsoft Corp.

Exxon Corp.

РАО «Газпром»

ЛУКОЙЛ

РАО ЕЭС

США

Нидерланды/Великобритания

США

США

Россия

Россия

Россия

222 748,3

191 002,3

159 659,6

157 970,4

31 947,.1

16 437,5

16 375,7

Таблица 1. Крупнейшие международные корпорации

Почти все крупнейшие международные корпорации по национальной принадлежности относятся к «триаде» – трем экономическим центрам: США, странам ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке международные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура международных корпораций достаточно широка. 60% международных компаний заняты в сфере производства (прежде всего, они специализируются на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций.
Вместе с тем при этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.


1.2. Понятие глобализации

На исходе ХХ столетия мировая экономика как совокупность национальных хозяйств и их экономических и политических взаимоотношений обретает новое качество: важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни становится глобализация. Она охватывает важнейшие процессы социально-экономического развития мира, способствует ускорению экономического роста и модернизации. В то же время глобализация рождает новые противоречия и проблемы в мировой экономике. Сегодня все страны мира в разной степени охвачены процессом глобализации.
Глобализация (от лат. globus – шар, фр. global - всеобщий) – объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества.
Понятие «глобализация» многогранно. В более широком плане – это перерастание национальных и региональных проблем в общемировые и формирование новой хозяйственной, социальной и природно-биологической глобальной среды. В более конкретном – это процесс трансформации экономических и хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геоэкономической реальности. Конкретными сферами глобализации являются также научно-технические технологии, нравственно-этические ценности (глобальная этика), новые угрозы международной безопасности и стабильности (международный терроризм, транснациональная преступность, глобальное расползание оружия массового уничтожения) и др. Категория «глобализация» тесно связана, но не совпадает с понятием «глобальные проблемы современности»: в первом случае речь идет о процессе, во втором – о проблемах, которые охвачены этим процессом.
Также, под глобализацией понимается огромное увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Речь идет, таким образом, не только о традиционной внешней торговле товарами и услугами, но и о валютных потоках, движении капитала, обмене технологиями, информацией и идеями, перемещении людей.
Глобализация является важнейшим процессом, без учета которого невозможно прогнозировать, определять и осуществлять внешнюю политику любого государства. Это динамичный, с определенным ускорением развивающийся процесс. Поэтому глобализацию нельзя рассматривать в статике, она на каждом новом этапе развития имеет свои особенности и связана с прорывами, которые изменяют характер и качество производительных сил.
Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:

- внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

- международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации);

- международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);

- производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество.

Современная глобализация мировой экономики выражается в следующих процессах (рис. 1):

- углублении, прежде всего, интернационализации производства, а не обмена, как это имело место ранее. Интернационализация производства проявляется в том, что в создании конечного продукта в разных формах и на разных стадиях участвуют производители многих стран мира. Промежуточные товары и полуфабрикаты занимают все большую долю в мировой торговле и в межкорпоративных трансфертах. Институциональной формой интернационализации производства выступают ТНК;

- углублении интернационализации капитала, заключающемся в росте международного движения капитала между странами, прежде всего, в виде прямых инвестиций (причем объемы прямых иностранных инвестиций растут быстрее, чем внешняя торговля и производство), интернационализации фондового рынка;

- глобализации производительных сил через обмен средствами производства и научно-техническими, технологическими знаниями, а также в форме международной специализации и кооперации, связывающих хозяйственные единицы в целостные производственно-потребительские системы; через производственное сотрудничество, международное перемещение производственных ресурсов;

Рис. 1. Компоненты глобализации мировой экономики

- формировании глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, обеспечивающей осуществление международного сотрудничества;

- усилении интернационализации обмена на основе углубления международного разделения труда, возрастания масштабов и качественного изменения характера традиционной международной торговли овеществленными товарами. Все более важным направлением международного сотрудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального производства;

- увеличении масштабов международной миграции рабочей силы. Выходцы из относительно бедных стран находят применение в качестве неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силы в развитых странах. При этом страны, использующие иностранный труд для заполнения определенных ниш на рынке труда, связанных с низкоквалифицированной и малооплачиваемой работой, пытаются удерживать иммиграцию в определенных пределах. В то же время современные телекоммуникационные технологии открывают новые возможности в этой области и позволяют безболезненно ограничить иммиграционные процессы. Любая компания в Европе, Северной Америке или Японии может с легкостью поручить выполнение, например, компьютерных работ исполнителю, находящемуся в другой стране, и незамедлительно получить готовую работу в своем офисе;

растущей интернационализации воздействия производства и потребления на окружающую среду, что вызывает рост потребности в международном сотрудничестве, направленном на решение глобальных проблем современности.

Прогнозируется, что в видимой перспективе глобализация повлечет за собой:

- интенсификацию интеграционных региональных процессов;

- большую открытость экономических систем государств, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию хозяйственной деятельности;

- беспрепятственный доступ всем участникам на любые рынки;

- универсализацию норм и правил осуществления торговых и финансовых операций;

- унификацию регулирования и контроля за рынками;

- стандартизацию требований к перемещению капитала, инвестиционному процессу и всемирной платежно-расчетной системе.

На макроэкономическом уровне глобализация проявляется в стремлении государств и интеграционных объединений к экономической активности вне своих границ за счет либерализации торговли, снятия торговых и инвестиционных барьеров, создания зон свободной торговли и т.п. Кроме того процессы глобализации и интеграции охватывают межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, политического) пространства в крупных регионах мира.

На микроэкономическом уровне глобализация проявляется в расширении деятельности компаний за пределы внутреннего рынка. Большинству крупнейших транснациональных корпораций приходится действовать в глобальных масштабах: их рынком становится любой район с высоким уровнем потребления, они должны быть способны удовлетворять спрос потребителей везде, независимо от границ и национальной принадлежности. Компании мыслят в глобальных категориях покупателей, технологий, издержек, поставок, стратегических альянсов и конкурентов. Различные звенья и стадии проектирования, производства и сбыта продукции размещаются в разных странах, унифицируясь в международном масштабе. Создание и развитие транснациональных фирм позволяет обойти множество барьеров (за счет использования трансфертных поставок, цен, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учета рыночной ситуации, приложения прибыли и т.д.).

Учитывая, что для международных корпораций (особенно многонациональных и глобальных) внешнеэкономическая деятельность в большинстве случаев имеет более важное значение, чем внутренние операции, они выступают основным субъектом глобализационных процессов. Международные корпорации — это основа глобализации, ее главная движущая сила.

Настоятельной потребностью становится формирование единого глобального мирового экономического, правового, информационного, культурного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования, создание единого планетарного рынка товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, экономическое сближение и объединение отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс.

2.Роль многонациональных компаний в развитии процесса глобализации мировой экономики

2.1 Международные корпорации как главная движущая сила процесса глобализации

Международные корпорации превратили мировую экономику в подлинно международное производство, дали импульс развитию научно-техническому прогрессу в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности производства. Особо следует выделить значение международных корпораций с позиции совершенствования форм менеджмента и организации предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и кадровым потенциалом. С этим связано значение, которое придается рассмотрению особенностей организации и управления формируемых международными корпорациями интегрированных структур в курсе международного менеджмента.

Рост и развитие международного бизнеса вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:

1. Достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций привели к бурному росту взаимообмена информацией и идеями через границы государств, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах. Так, распространение спутникового и кабельного телевидения, а также Интернет способствует формированию глобального спроса на определенные товары или услуги. Глобальные сети телекоммуникаций позволяют менеджерам компаний координировать деятельность персонала по разработке, внедрению, производству и продажам продукции на многочисленных предприятиях по всему миру.

2. Правительства многих стран последовательно снижают барьеры для инвестиций и торговли, что открывает новые рынки для международных компаний. Так, большинство стран Восточной Европы приняли законодательные акты, стимулирующие внешнеторговые операции и прямые инвестиции из-за рубежа.

3. Существует тенденция к унификации и объединению в рамках мирового сообщества. Например, в европейских странах, подписавших Маастрихтские соглашения о создании Европейского Союза, с 1993 г. создается единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, а с 1999 г. действует Европейский монетарный союз одиннадцати государств и происходит переход на единую валюту - евро. Реализация этой стратегии предоставляет компаниям огромные рыночные возможности уже в ближайшей перспективе.

В то же время по-прежнему сохраняются различия многих национальных рынков, а также присущие им несовершенства, выражающиеся, в частности, в относительной дешевизне отдельных ресурсов (сырья, труда, технологий, капитала). Использование таких различий и несовершенств позволяет участникам международной кооперации осуществлять, с одной стороны, глобальный рост своего бизнеса, снижение издержек производства, повышение прибыли, а с другой - привлечение для этого международных ресурсов. Все это обеспечивает финансовую устойчивость международных интегрированных структур бизнеса по отношению к кризисам и потрясениям различного рода.

2.2 Цели образования международных корпораций в процессе глобализации мирового хозяйства

За счет международной интеграции компании достигают разнообразные цели:

- доступ к новым рынкам, преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров;

- доступ к новым источникам ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных;

- достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;

- экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение его эффективности, использование преимуществ вертикальной интеграции;

- снижение риска.

Доступ к новым рынкам. Эта цель достигается за счет преодоления правовых ограничений вхождения на зарубежный рынок, открытия благоприятных рынков с точки зрения каналов сбыта и поступления ресурсов, повышения эффективности использования производственных мощностей.

Одной из основных причин образования международной интегрированной структуры может являться установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьютеров, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в международные корпорации.

Важным аспектом вхождения в новый рынок являются торговые ограничения со стороны правительства принимающей стороны. В частности, эти ограничения были первопричиной образования союзов международных корпораций с фирмами и правительствами развивающихся стран. Кроме того, действующее (или ожидаемое) местное законодательство, требующее от иностранных компаний вступления в альянсы с местными партнерами либо определяющее их минимальный процент участия в местной организации, также приводит к созданию международной интегрированной структуры. Следует, впрочем, признать, что требования закона и протекционистские меры правительства являются меньшими по значимости факторами в сравнении с такими, как, например, получение доступа к новым ресурсам или достижение экономии на издержках за счет "эффекта масштаба".

Доступ к новым источникам ресурсов. Посредством международной интеграции компании получают возможность доступа к дополнительным, возможно более дешевым, материальным, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам зарубежных стран: международные корпорации - через свои зарубежные предприятия.

На начальной стадии удовлетворяются потребности в сырье (комплектующих), производственных мощностях, зданиях, сооружениях, в финансовых ресурсах, а также потребности в персонале (за счет доступа к дешевой и квалифицированной рабочей силе, а также обеспечения предприятий кадрами линейных и функциональных менеджеров).

В современных условиях не менее важное значение приобретает доступ к информационным и технологическим ресурсам:

- знание национальной экономики, политики и культуры, условий и особенностей национальной деловой среды (местное законодательство, государственное регулирование);

- знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;

передача знаний в области маркетинга и менеджмента;

- передача технических ноу-хау, доступ к новым технологиям, результатам научных исследований.

Фактор "знания рынка", включающий понимание социально-культурной и конкурентной среды, имеет особенно важное значение в том случае, если культурные различия между страной базирования фирмы и страной предполагаемой деятельности велики. Зачастую (по крайней мере на начальном этапе вхождения в новый рынок) организации предпочитают создать совместное предприятие с местной фирмой, чтобы получить необходимые знания о рынке. Особенное значение при этом имеет развитие конкурентных преимуществ, порождающих поток инноваций на стадиях разработки продукции, производства и маркетинга. Такие устойчивые преимущества являются коллективным знанием, присущим международному бизнесу и делающим возможным координацию разнообразного производственного опыта и интеграцию различных технологий.

Повышение эффективности. Рационализация международного производства предполагает, что определенные компоненты не производятся больше чем в двух местах с разными затратами, а переносятся туда, где издержки ниже. Но здесь есть еще и дополнительное преимущество. Так как объем производства в более благоприятном месте теперь выше, дальнейшее снижение средней стоимости единицы продукции может быть достигнуто за счет "эффекта масштаба" - повышения эффективности по мере расширения производства, которое выражается в снижении средних затрат при увеличении объема выпуска.

Снижению затрат способствуют также уход от дублирования инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделение труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом особенностей функционирования финансовых рынков и государственной экономической политики в различных странах.

General Motors через созданные совместные предприятия получает из Японии коробку передач и задний мост для дальнейшей сборки автомобилей на предприятиях в Канаде, Западной Европе, Южной Африке и Австралии. На принадлежащих МНК Ford заводах в Бразилии производятся двигатели малой мощности для американских и европейских рынков сбыта.

Для мультинациональных корпораций характерны полицентрический (polycentric) или региоцентрический типы взаимоотношений материнской и дочерних компаний. Полицентрический тип характеризуется тем, что внешний рынок - это не менее, а часто и более важный сектор деятельности международных корпораций по сравнению с внутренним рынком. У этих международных корпораций зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид международных корпораций характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам.

При региоцентрическом подходе международные корпорации ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на регионы, например, на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион. Этот вид международных корпораций особенно популярен в интеграционных группировках и поэтому может представлять особый интерес для тех российских международных корпораций, которые делают ставку на рынок СНГ.

Многонациональные компании в ходе глобализации производства часто размещают некоторые производственные операции в странах, для которых характерна низкая стоимость труда. Термин "новое международное разделение труда" использовался Ф. Фробелем и его соавторами для обозначения набиравшего темп в 1970-е гг. перемещения экономических операций в страны "третьего мира", что представляло собой один из тех способов, которыми многонациональные компании реагировали на усиление конкуренции на мировых рынках, снижение прибыльности и темпов роста мировой экономики. Этому сдвигу способствовали новые технологии, такие, как компьютеризация систем информации менеджмента, новые формы телекоммуникации, и более совершенная транспортная система. Теория нового международного разделения труда пытается устранить недостатки предшествующих попыток анализа экономической отсталости в "третьем мире", в частности теории зависимости и мировой системы теории, которые не в состоянии объяснить феномен экономического роста в так называемых новых индустриальных странах. Согласно идее нового международного разделения труда, производственные операции, перемещаемые многонациональными компаниями в развивающиеся страны, представляют собой базовые процессы, предполагающие низкий уровень квалификации, тогда как перемещению не подлежат процессы, требующие квалификации более высокой (такие, как исследования, технические разработки и планирование развития, а также определенные производственные операции, связанные с высокой технологией). Таким образом, новое международное разделение труда является таким разделением, при котором одни регионы мира специализируются на низкооплачиваемых, рутинных производственных операциях, а другие - на той стороне производственного процесса, которая связана с высокой экономической отдачей. В 1980-е и 1990-е гг., такое перемещение наблюдалось также в пределах "первого мира", то есть определенные производственные операции перемещались в страны, предлагающие более дешевый труд по сравнению с другими индустриализованными экономиками (в пределах Европейского Сообщества, например, в Испанию и Британию). Многонациональные компании часто находят более прибыльным использовать опытную и высококвалифицированную индустриальную рабочую силу и производить товары ближе к конечному рынку их реализации даже при условии более высокой стоимости труда, чем в "третьем мире". Отчасти, это стало возможным благодаря дальнейшему развитию технологии, которое ведет к такому сокращению объема трудовых затрат в производственных операциях, при котором использование как можно более дешевого труда перестает играть решающую роль, и которое ^обует квалификации и образования, в настоящее время недоступных во многих гранах "третьего мира".

3. Международные корпорации и глобализация в экономике России

Вступление России в глобализирующийся мир, ее активное участие в международных структурах, требуют глубокого осознания сущности, истоков и перспектив глобализационных процессов. Российскими экономистами уделяется мало внимания процессу глобализации. Это объясняется историческими и экономическими причинами. В 1997 году крупнейшая российская компания РАО Газпром вышла на 146 место в списках крупнейших компаний мира Fortune 500, однако в списках крупнейших глобальных компаний мира не присутствует ни одной российской компании. Приобщению России к глобализации воспрепятствовали долгие годы социалистической ориентации в России, экологические трудности, связанные с переходом от командной экономики к рыночной. Не стоит сбрасывать со счетов и неудачный опыт рыночной экономики. Практически первый этап перехода к рыночной экономике был посвящен процессу приватизации любой ценой с целью невозможности возврата к социалистической экономике, в результате чего было допущено много ошибок. Период относительной стабилизации в экономике России до финансового кризиса 17 августа 1998 года не был использован для инвестирования в реальный сектор экономики и для подъема производства товаров на новом оборудовании, способных быть привлекательными по цене и по качеству хотя бы для регионального покупателя. Анализ же процесса глобализации показывает, что Россия должна производить товары высокого качества сначала для внутреннего рынка, затем для регионального рынка, т.е. стран СНГ, а затем переходить на глобализацию.

России не повезло на начальном этапе рыночных преобразований. В угоду идее создания, во что бы то ни стало конкурентной среды в постсоциалистической экономике были разукрупнены и расчленены горно-металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, атомный, военно-промышленный и другие отраслевые и межотраслевые комплексы национального значения, приостановлено наращивание минерально-сырьевой базы российской промышленности в Сибири, на Урале, на Российском Севере.

В последнее время наметился переход к поддержке крупнокорпоративных форм развития инновационно-воспроизводственных связей в России и странах Союза независимых государств со стороны государства и инициативный рост крупных российских финансово-промышленных групп и корпораций. Но нужно прямо сказать о начальном периоде крупнокорпоративного движения в России, об относительной и абсолютной слабости отечественных корпораций по сравнению с мировыми гигантами, которые в силу своей экономической природы захватывают российские рынки, подавляют отечественного производителя. Развитие международных корпораций российского базирования, в первую очередь, горнометаллургических и машиностроительных компаний, является реальным выходом из кризиса российской экономики, которая не сможет в ситуации глобальной конкуренции за топливно-энергетические ресурсы в ХХI веке построить конкурентоспособную стратегию на экспорте нефти, газа, угля, черного и цветного металла.

Авторы книги, научные сотрудники кафедры теории и практики управления Уральской академии государственной службы дают прогноз возникновения ТНК новых поколений, обосновывают роль крупных корпораций в экономике реформирующейся России на примере управления крупнейшими предприятиями черной металлургии.

На взгляд авторов монографии, Россия не сможет выйти из системного кризиса, ориентируясь на мелкий и средний бизнес, она не сможет использовать производственный, научно-технический и кадровый потенциал, накопленный отраслями народного хозяйства до 1991 года, она не сможет стать конкурентоспособным субъектом глобальной экономики без быстрого роста своего корпоративного сектора.

Отсюда следует актуальность исследований в области стратегического управления развитием национальных и международных корпораций России, как со стороны государства, так и со стороны спонтанно возникших центров управления корпорациями, которые нуждаются в обоснованных рекомендациях по адаптации опыта мировых международных корпораций и разработке собственных оргструктур и систем управления с учетом специфики переходной экономики России.

Завоевание внешних рынков металлургическими корпорациями России, возникшими после разрушения системы государственного управления, предприятиями черной и цветной металлургии на базе акционерного капитала произошло не в результате нормальной конкуренции. На мировые рынки поступает металл по демпинговым ценам. С одной стороны, это поддерживает бюджет России, поскольку экспорт металлопродукции является третьим по величине после нефти и газа источником валютных поступлений. С другой стороны, это вызывает сопротивление таких государств, как США, мобилизующих свое законодательство и политические механизмы на формирование антидемпинговой политики и квотирование экспортных поставок металла из России.

Данная ситуация диктует необходимость перехода металлургических предприятий и торгово-сбытовых фирм, обслуживающих рынки металлопродукции России, на новую стратегию.

Итак, можно выделить следующие тенденции:

- Международные корпорации увеличивают степень концентрации и централизации капитала;

- Международные корпорации становятся ядром новой сферы мировой постиндустриальной экономики;

- Интенсивнее становятся процессы слияний и поглощений корпораций;

- Усиление влияния международных корпораций в глобализационных процессах;

- Увеличение доли их участия в производстве ВВП;

- Усиление позиции в системе МЭО;

- Увеличение участия международных корпораций в интеграционных процессах;

- Международные корпорации в настоящее время носят инновационно-инвестиционный характер.

Заключение

Международные корпорации сегодня являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Международные корпорации играют ведущую роль в интернационализации производства, получающей все большее распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Развитие современной системы экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации.

Благодаря своей организационной структуре международным корпорациям удалось прочно укрепиться в системе мирового хозяйства. Международные корпорации, обладая огромными капиталами, проникли не только в экономическую жизнь стран – партнёров, что влечёт возникновение частичной (а иногда и полной) экономической зависимости этих стран от определённой группы корпораций, но и в политическую жизнь, поддерживая те или иные партии и движения. Но в настоящее время ни одна глобальная компания не достигла идеальной модели глобализации (полной стандартизации производственного процесса, торговли и стратегии). Но процесс глобализации продолжается, и компании стараются как можно ближе подойти к идеальной модели, так как чем ближе находится компания к идеальной модели, тем крупнее, сильнее и богаче она становится, тем выше ее успех, тем больше она дает своему государству, да и другим странам, в которых она работает.

Литература

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2004

2.Акопов Е.Ф., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н., Мировая экономика и международные отношения, Ростов-на-Дону, 2001.

3. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. Под. ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2005

4.Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике, №3, май-июнь, 2006

5.Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. //Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 2. — С. 15

6.Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. — М.: ФА, 2006 - 420 с.

7. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – M.: Логос, 2001

8.Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. –М.: Республика. – 2004