Курсовая работа: Характеристика автомобиля
Название: Характеристика автомобиля Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ РАСЧЕТА АВТОМОБИЛЯ Часть параметров принимаем в соответствии с прототипом, а часть определяем в результате расчетов. В первую очередь устанавливаем массу автомобиля, размер шин, мощность и частоту вращения коленчатого вала двигателя. Собственную массу автомобиля определяем по формуле , (1) где - масса порожнего автомобиля, кг; - грузоподъемность равна 10000 кг; - коэффициент грузоподъемности, который для большинства грузовых автомобилей составляет = 0,9...1,1. При этом большие значения принимаются для автомобилей большой грузоподъемности. Принимаем равным 1. Динамическую характеристику необходимо рассчитать для полностью загруженного автомобиля, масса которого , (2) где - количество мест в кабине равно 2. Размер шин принимаем в соответствии с прототипом, либо выбираем по расчетной нагрузке на колесо, которую определяем с учетом колесной формулы автомобиля и распределением веса полностью груженого автомобиля по осям. Установив размер шин, можно определить расчетный радиус колеса , (3) где - расчетный радиус колес, м; - диаметр обода колеса равен 20 дюймов; - ширина профиля шины равна 10,2 дюймов; - коэффициент, учитывающий радиальную деформацию шины, который зависит от типа шины и давления воздуха в ней, . Принимаем 0,93. Мощность двигателя, установленного на автомобиле, должна обеспечить движение полностью загруженного автомобиля с максимальной скоростью в заданных дорожных условиях. Исходя из этого условия, она может быть рассчитана по формуле , (4) где - мощность двигателя при максимальной скорости движения автомобиля, кВт; - приведенный коэффициент дорожных сопротивлений при максимальной скорости=0,025; - масса груженого автомобиля равна 21261,111кг; - ускорение свободного падения равно 9,81 м/с2 ; - сила сопротивления воздушной среды при максимальной скорости, Н; - максимальная скорость движения равна 23,6м/с; - КПД трансмиссии при движении на высшей передаче равно 0,9. В свою очередь сопротивление воздушной среды , (5) где - коэффициент сопротивления воздушной среды,=0,55 кг/м3 ; - площадь лобовой поверхности, м2 . Для грузовых автомобилей можно принять , (6) где и - соответственно колея задних колес равна 1,63 и габаритная высота равна 2,22 м. КПД механической трансмиссии при движении на высшей передаче = 0,90 (учитывая потери в главной и карданной передаче и так называемые гидравлические потери). На остальных передачах , (7) где - КПД коробки передач, который находится в зависимости от числа зубчатых пар коробки, находящихся в зацеплении . Для автомобилей с карбюраторными, имеющими ограничитель максимальных оборотов найденное по формуле (3) значение будет соответствовать номинальной (максимальной) мощности двигателя, то есть . Если в задании не указана максимальная частота вращения коленчатого вала, то ее можно определить по коэффициенту оборотности двигателя , (8) где - максимальные обороты, об/мин; – максимальная скорость автомобиля, км/ч. Для грузовых автомобилей . 2 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ Тяговые возможности автомобиля при выбранных параметрах трансмиссии и ходовой части определяем внешней скоростной характеристикой установленного на автомобиле карбюраторного двигателя. В курсовой работе используется расчетная характеристика, для построения которой задаем частоту вращения коленчатого вала и находим соответствующие значения и по формулам , (9) , (10) где - мощность двигателя при частоте вращения вала е , кВт; - номинальная мощность двигателя, кВт; - удельный эффективный расход топлива при соответствующих оборотах, г/кВт ч; - удельный эффективный расход топлива на номинальном режиме двигателя, г/кВт ч; - опытные коэффициенты, усредненные значения которых в зависимости от типа двигателя можно принять по таблице 1. - относительная частота вращения вала двигателя. Крутящий момент на коленчатом валу (Н×м) и часовой расход топлива (кг/ч) рассчитывают по формулам , (11) , (12) , (13) где - значение динамического фактора при неполной загрузке автомобиля; - значение динамического фактора для полностью загруженного автомобиля; - вес полностью загруженного автомобиля; - вес автомобиля при неполной загрузке. Таблица 1 - Результаты расчета динамической характеристики автомобиля
Таблица 2 - Результаты расчета внешней скоростной характеристики двигателя
Практически построение номограммы сводится к проведению семейства отрезков, соединяющих одинаковые значения динамического фактора на ординатах для соответствующей загрузки автомобиля, которая оценивается коэффициентом использования грузоподъемности , (15) где - действительная масса груза; - грузоподъемность. Выражение (13) позволяет соотношение между масштабами для динамического фактора при полной загрузке автомобиля и для любого . Удобнее всего, проведя ординаты для различных (оси ), выполнить шкалу значений динамического фактора на оси , соответствующую значениям динамического фактора при порожнем автомобиле, а затем соединяем точки с одинаковыми значениями на этой оси и на основной оси ординат для . Масштаб для по оси, соответствующей значениям для порожнего автомобиля связан с ранее выбранным для полностью загруженного автомобиля . 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ ТРАНСМИССИИ Передаточное число главной передачи определяем из условия обеспечения движения автомобиля с максимальной скоростью на высшей передаче при максимальных оборотах двигателя. В случае, когда максимальная скорость достигается на прямой передаче , (16) где - частота вращения коленчатого вала двигателя, при максимальной скорости , об/мин; - расчетный радиус колеса=0,476, м; - максимальная скорость движения,=22,2 м/с. При определении передаточного числа коробки передач на первой передаче исходим из того, что на первой передаче автомобиль должен преодолевать максимальное дорожное сопротивление (по условию) при работе двигателя в режиме максимального крутящего момента . При этом сопротивлением воздуха пренебрегают. Значение принимаем по внешней скоростной характеристике двигателя. В том случае, когда расчет скоростной характеристики двигателя и динамической характеристики автомобиля выполняется с использованием ПЭВМ, максимальный крутящий момент может быть найден по формуле , (17) где - номинальный крутящий момент, Нм; - номинальная мощность двигателя, 84,60 кВт; - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя =3200, об/мин; Передаточное число коробки передач на первой передаче , (18) (18) где - максимальное приведенное дорожное сопротивление. Передаточные числа промежуточных передаx выбираем так, чтобы они составляли ряд геометрической прогрессии, знаменатель которой , (19) где - количество передач равное 4 (принимаем по прототипу); - передаточное число коробки передач на первой передаче равно 6,347; - передаточное число коробки на высшей передаче равно 1 Значение передаточного числа на i-ой передаче (20) КПД число пар зацепления
В заключение данного раздела проверим, в каких условиях могут быть реализованы тяговые возможности автомобиля на первой передаче, то есть движение автомобиля с максимальной по двигателю силой тяги без буксования. Это условие имеет вид , (21) где - максимально возможная по условиям сцепления сила тяги автомобиля; - максимально возможная по крутящему моменту двигателя касательная сила тяги. Величина ограничения по сцеплению зависит от коэффициента сцепления и сцепного веса , (22) где - динамический коэффициент нагрузки ведущих колес, который связан со статическим соотношением . Значение принимаем в соответствии с прототипом равное 1,2. Для автомобилей со всеми ведущими осями Учитывая зависимость касательной силы тяги от момента , (23) также то, что найдено из условия преодоления максимального дорожного сопротивления, условие (21) может быть записано так (24) Сопоставим полученное значение со справочными данными для разных дорожных условий и отметим в курсовом проекте, в каких дорожных условиях может быть реализована максимальная (по двигателю) касательная сила тяги. где и - коэффициенты, учитывающие влияние на удельный расход топлива скоростного и нагрузочного режима работы двигателя; - удельный расход топлива на номинальном режиме, г/кВт ч. Значения коэффициента находят как функцию отношения оборотов, соответствующих развиваемой скорости движения к номинальным, то есть (28) а - как функцию отношения развиваемой мощности и мощности двигателя по внешней скоростной характеристике при данной частоте вращения коленчатого вала (29) Графики этих функций приведены на рисунках 11и 12. Учитывая значительную погрешность определения коэффициентов и по графикам, рекомендуется рассчитывать их значения по формулам - для карбюраторных двигателей; - для дизелей. В этих формулах и . В курсовой работе расчет экономической характеристики выполняем для трех значений коэффициента дорожных сопротивлений. Расчет выполняем в такой последовательности. 1 По динамической характеристике определяем наивысшую передачу, на которой возможно движение в заданных дорожных условиях и максимальное значение скорости, которая при этом достигается. 2 Задаем несколько значений оборотов от и находим соответствующие им скорости движения. 3 Рассчитываем сопротивление воздушной среды , а затем - мощность двигателя , необходимую для движения в заданных дорожных условиях с соответствующей скоростью . 4 По внешней скоростной характеристике находим соответствующую принятым значениям оборотов мощность двигателя . 5 Находят отношения и и по графикам (рисунки 3 и 4) определяем коэффициенты и . 6 Рассчитываем удельный расход и расход топлива на 100 км пробега .Объем расчетов можно сократить, принимая такие же значения оборотов, как при расчете динамической характеристики. Результаты расчета рекомендуется оформить в таблицу следующей формы. По полученным данным строим зависимость от скорости движения для различных . Пример экономической характеристики представлен на рисунке 5. Таблица 4Результаты расчета экономической характеристики
ЛИТЕРАТУРА 1Скотников В.А., Мащерский А.А., Солонский А.С. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. - М.: Агропромиздат, 1986. - 383 с. 2 Чудаков Д.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. - М.: Колос,1972. - 385 с. 3 Кутьков Г.М. Теория трактора и автомобиля. – М.: Колос, 1996. - 302 с. 4 Тракторы и автомобили. Раздел "Теория тракторов и автомобилей": Методические указания и задание для курсовой работы / Г.Я. Александров, В.В. Груздев, П.В.Федоров. - М.: ВСХИЗО, 1993. - 47 с. 5 Теория тракторов и автомобилей. Методические указания и задания по курсовой работе для студентов специальности "Механизации сельского хозяйства". Изд. 4-е, перер. и доп. Д.А. Чудаков, И.А. Гончаров. - Белорусский ИМСХ, Минск, 1981. - 108 с. 6 Г.А. Затолокин. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине "Тракторы и автомобили" для студентов специальности 31.11 / Московский гидромелиоративный институт. - М., 1992. - 113 с. 7 Агеев Л.Е и др. Теория трактора и автомобиля: Учебное пособие по выполнению курсовой работы. – Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2001. - 155 с. 8 Артамонов М.Д., Иларионов В.А., Морин М.М. Основы теории и конструкции автомобиля. – М.: Машиностроение, 1974. - 288 с. |