Контрольная работа: Политическая мысль нового времени 2
Название: Политическая мысль нового времени 2 Раздел: Рефераты по политологии Тип: контрольная работа |
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Политология Тема: « Политическая мысль Нового времени ( XVII в.).» Студент Курс 2 № группы Личное дело № Факультет МиМ Специальность ГиМУ Преподаватель Липецк – 2010 СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………………………..…3 1. Учение о естественном праве Г. Гроция……………………………….4-7 2. Обоснование теории общественного договора Т. Гоббсом и Дж.Локком………………………………………………...………..…...8-13 3. Ответ на вопрос….………………………………………………………..14 Заключение…………………………………………………………………...15 Список литературы…………………………………………………………..16 ВВЕДЕНИЕ. Западно-европейские мыслители XVII в. Отразили в своих трудах процессы распада феодальных и зарождения капиталистических общественных отношений, экономическую и политическую борьбу класса феодалов и нарождавшейся буржуазии. Они пытались осмыслить широкий круг проблем политической жизни современного им общества, прежде всего политических отношений классов, сущность и назначение различных политический институтов. В основе их взглядов были определённые теоретические и методологические положения, в качестве которых выступали теории естественного права и общественного договора. Целью данной контрольной работы является изучение теорий и учений о естественном праве и общественном договоре Г.Гроция, Т.Гоббса и Дж.Локка. Задачи: 1) раскрыть смысл и значение «естественный» применительно к праву; 2) описать различие «естественного» и «волеустановленного» права; 3) выделить концепции общественного договора; 4) описать взгляды на происхождение государства; 5) раскрыть смысл понятия «естественные права человека». УЧЕНИЕ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ Г.ГРОЦИЯ. Начало разработке этих теорий положил выдающийся голландский ученый в области права и политики Гуго Гроций
(1583—1645). В работах «Свободное море» и «О праве войны и мира» он развивает указанные выше теории и в их свете обосновывает назначение ряда политических институтов, прежде всего гражданской власти и государства, а также принципов и норм международного права. Он всесторонне отразил борьбу голландского торгового капитала за свободу морей. Его не зря называют основоположником теории естественного права и международного права. Люди в той или иной степени осознают складывающиеся нормы естественного права. В силу этого данные нормы выступают как «предписания здравого разума» [2, с. 45].Их соблюдение основано на понимании того, что они выражают интересы многих людей, абсолютного большинства, охраняют их от произвола кого-либо, обеспечивают их достойное существование в обществе[.3, с. 48] В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть «источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания».[6, с. 237] И как общий вывод: естественное право выражает справедливость, воплощает ее в себе. Таков смысл и значение естественного права в представлении Гроция. Методологической основой самой теории естественного права выступает учение о справедливости. Из данной теории Гроций делает вполне конкретные практические выводы о регулировании на основе естественного права имущественных, политических, правовых, нравственных и других отношений между людьми. Этому служат частное право, государственное право и международное право. Эти виды права отличаются от естественного права тем, что сознательно разрабатываются людьми, выражают их волю. Гроций называет их«волеустановленными». Речь идет прежде всего о воле гражданской власти, выступающей как власть государственная,выражающей волю всего общества или его большинства [2, с. 50].К волеустановленному праву относится, по Гроцию, и так называемое божественное право, выражающее волю Бога [2, с. 49]. Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находит свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. «Государство же, - подчеркивал Гроций, — есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.» Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как «естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте», находились между собой «в некоей чрезвычайной взаимной приязни» и пользовались «общностью имущества».. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести более изысканный образ жизни, появились и развились человеческие пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях между людьми ослабли справедливость и взаимная приязнь, «вследствие чего ни в труде, ни в потреблении плодов не сохранилось должного равенства». В процессе такого развития появилась частная собственность, происхождение которой Гроций также связывал с «неким соглашением, или выраженным явно, как путем раздела, или молчаливо предполагаемым, как путем завладения. Как только общность имущества опостылела, но не был произведен еще раздел, надо полагать, что все согласились в том, чтобы каждый получил в собственность то, чем успел завладеть. В целом как внутренняя логика осуществления естественного По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как «заговор богачей».(Т. Мор) против бедных и слабых. [6, с. 240-241] В отличие от идеолога абсолютизма Жана Бодена Гуго Гроций Учение о справедливости составляет методологическое основание решения всех правовых и политических проблем, к которым обращался Гроций. В том числе и проблем международного права, касались ли они права убежища и выдачи заложников, объявления войны или заключения мира. Во всех этих случаях «право означает то, что справедливо». «Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом» [2, с. 41]. . ОБОСНОВАНТЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА Т.ГОББСОМ И ДЖ.ЛОККОМ. Дальнейшее развитие теории естественного права и общественного договора получили в трудах английского философа Томас Гоббса (1588—1679): «Философские В основу своей теории государства и права Т.Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку — волк». Отсюда фатальная неизбежность обществе «войны всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны — значит фактически не иметь никакого права ли на что. Это бедственное положение Т.Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого».[6, с. 262] Подобная война порождала много опасностей для людей, поскольку каждый человек мог свободно использовать свою силу и свои права против других. Она не могла окончиться ничьей победой и не способствовала сохранению человеческого рода. И Гоббс заключает: для преодоления взаимной вражды людей, обретения мира и спокойствия было необходимо, Так, по Гоббсу, из договора «всех со всеми» появляется «великий Левиафан» (всемогущее чудовище); имя его — государство. Люди передают ему свои права, несут перед ним определенные обязанности. Он же в своем государственном лице представляет всех граждан данной страны и действует от их имени. По словам Гоббса, государство представляет собой «соединение всех в одно лицо». Этим «лицом» может быть либо монарх, либо представительный орган аристократической или демократической республики — соответствующее государственное собрание. Соответственно им признавались три формы государства: монархия, где верховная власть принадлежит одному человеку, аристократия — верховная власть принадлежит собранию известного числа граждан и демократия - верховная власть принадлежит собранию всех граждан без исключения [1, с. 121]. Государственная власть характеризуется как абсолютная и безусловная, ей обязаны полностью и беспрекословно подчиняться все граждане данной страны. Со своей стороны она использует свою силу и авторитет для создания необходимых условий нормального существования своих граждан, обеспечения их внутренней и внешней безопасности. Гоббс подробно характеризует различные стороны функционирования государства, образованного на основе общественного договора: сочетание в нем свободы граждан и их добровольного подчинения воле государства, существование гражданских союзов, законодательной деятельности государства, соотношение гражданских законов и естественного права. Соотечественник Т. Гоббса английский философ и политический деятель Джон Локк (1632—1704) выступил как основоположник Идеи либерализма выражали прежде всего интересы английской буржуазии, которая в 1688 г. пошла на исторический компромисс с феодальной аристократией своей страны. В обмен на установление власти монарха буржуазия добилась законодательного закрепления свободы своей предпринимательской, политической и иной деятельности. Таков был главный итог так называемой «славной революции». в Англии в конце XVIIв. В стране установилось буржуазное конституционно-монархическое государство. Локк теоретически обосновал его целесообразность, подчеркивал при этом необходимость либерализации деятельности государственных тутов, расширения конституционных прав и свобод граждан. Свои политические взгляды он изложил в работах «Письмо о веротерпимости», «О государственном правлении» и др.[3, с. 52] Методологической основой либерализации Локка явились теории естественного права и общественного договора, которых придерживался и Гоббс. Однако толкование основных положений этих теорий у Локка было существенно иным. Прежде всего Локк иначе толковал естественное состояние общества. Он не считал, подобно Гоббсу, что в данном состоянии все люди злонамеренны и коварны. Он исходил из того, что в своем естественном состоянии люди, будучи равными, не используют друг друга в своих корыстных целях. Поэтому следствием естественного равенства и естественной свободы людей является не «война всех против всех», а сотрудничество, в основе которого лежит признание каждым человеком естественного права других людей. При этом «нет никак превосходства и юрисдикций одного над другим» [4, с. 8]. В естественном состоянии «всякая власть и всякое право являю взаимными, никто не имеет больше другого» [4, с. 6]. И поскольку все люди равны и независимы, то «ни один из них не должен наносить ущерб здоровью, свободе или собственности другого». [4, с. 7]. Локк полагал, что в естественном состоянии людям принадлежат естественные права, такие как жизнь, свобода и собственность, пользование которыми «весьма ненадежно» и «весьма небезопасно». Поэтому основная проблема, которая начинает волновать людей, это проблема «взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений». В качестве гарантий неотчуждаемых прав человека, по мнению Локка, выступают: 1) разделение властей; 2) ограничение объема законодательной власти; 3) признание за народом права на сопротивление законодательной власти. По мнению Локка, естественное (догосударственное) состояние имеет три недостатка: 1) «нет установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости»; 2) «нет знающего и беспристрастного судьи»; 3) «не достает часто силы, которая могла бы подкрепить и подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение». Эти недостатки не позволяют индивидам беспрепятственно осуществлять на практике триаду естественных прав на жизнь, свободу и собственность. Только государство, по мнению Локка, позволяет людям преодолеть все недостатки естественного состояния и добиться беспрепятственного пользования триадой своих естественных прав. Государство было создано путем общественного договора. «Люди вступают в соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества».[5, с.125-126] К тому же государству дается право применять силу для исполнения принимаемых законов. Но и само государство обязано следовать «Его Величеству Закону», ибо не должно поглощать права и свободы граждан. Локк неоднократно высказывал идею верховенства Закона в политической жизни общества и государства, которая впоследствии была сформулирована как идея правового государства. Локк выделял такие формы государства, как демократия (власть большинства), олигархия (власть нескольких избранных лиц и их наследников или преемников) и монархия (власть одного лица). Но он выступал против абсолютной монархии, сторонником которой был Гоббс, обосновывал преимущества конституционной парламентской монархии сочетающей, по его мнению, черты традиционной монархии и республики (конституционные ограничения власти монарха, функционирование В учении Локка о политической жизни общества, осуществлении в нем властных отношений, функционировании государства доминируют идея свободы и решение связанных с ней проблем. Не только «в естественном», но и «в общественном» стоянии «свобода является основанием всего остального» [4, с. 14], — утверждал он. Идеи либерализма Джона Локка, его учение о свободе, равенстве и правах личности, в том числе о ее неотчуждаемых правах на жизнь, свободу и собственность, а также о совести и конституционных принципах существования государства оказали сильное влияние на сознание многих мыслителей и государственных деятелей. стран Западной Европы и США. Эти идеи были воплощены в деятельности соответствующих институтов буржуазных государств. [3, с. 53] ОТВЕТ НА ВОПРОС. Дж. Локк считал собственность естественным правом человека. П.Ж.Прудон заявлял, что «собственность – это кража». Расскажите, каковы основания этих диаметрально противоположных позиций. Изложите свое мнение о правоте и неправоте каждого из мыслителей. Известный английский мыслитель Дж. Локк отнес собственность, возникающую, по его представлению, как трудовая частная собственность еще в догосударственный период жизни людей, к числу основных естественных прав человека. Право на собственность трактовалось им не только как право на труд и его результаты, но и как право на свои действия, свою личность, индивидуальность. Спустя столетие, другой французский мыслитель П. Прудон (1809-1865) на вопрос, вынесенный в название книги, “Что такое собственность?” ответил: «собственность – это кража». Прудон имел в виду не мелкую собственность, которая не связанна с эксплуатацией чужого труда, а крупную капиталистическую собственность. В другой книге “Система экономических противоречий, или Философия нищеты” Прудон выступил с идеей мирного преобразования капитализма в общество независимых мелких производителей. Я считаю, что оба мыслителя в определенной мере правы. Локк говорит о собственности как о возможности человека иметь свою индивидуальность и свободу действий. Прудон имеет ввиду крупную капиталистическую собственность, которая никаким образом не относится к естественным правам человека или даже частной собственности, а приобретается посредством эксплуатации других и даже обмана, и, следовательно, является кражей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Для подхода Гроция к вопросам политики, государства и права характерны обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций. Естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом.. Оно обусловлено естественной природой человека как существа, общающегося с себе подобными, задано этой природой. По Гроцию существует, и так называемое «волеустановленное» право, к которому относится божественное право, выражающее волю. У Гоббса теория договорного происхождения впервые получила развернутое изложение. Из этой теории вытекает, что государство не является естественным образованием, а выступает как результат сознательного выбора, в основе которого лежит добровольное соглашение людей. В конце XVII в. Теория договорного происхождения государства была развита и дополнена Дж.Локком. Государство было создано путем общественного договора. К тому же государству дается право применять силу для исполнения принимаемых законов. Но и само государство обязано следовать «Его Величеству Закону», ибо не должно поглощать права и свободы граждан. Локк неоднократно высказывал идею верховенства Закона в политической жизни общества и государства, которая впоследствии была сформулирована как идея правового государства. Он выделял такие формы государства, как демократия, олигархия и монархия. Так же Локк выделяет три вида власти: законодательная, исполнительная, федеративная. В дальнейшем теория разделения властей Локка была развита французским политическим и правовым мыслителем Ш.Л.Мотескьё СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Гоббс Т. Левиафан или о сущности и форме власти. — Спб., 1868. 2. Гроцпй Г. О праве войны и мира. — М.: Юриздат, 1948 3. Лавриненко В. Н. Политология. М.: ЮНИТИ, 2008 4. Локк дж. О государственном правлении. Избр. философск. произа. В двух томах. — Т.2. — М.: Соцэкгиз, 1960. 5. Мачин И. Ф. История политических учений. М.: ЮРАЙТ, 2009. 6.
Нерясцев В. С. История политических учений. М.: ИНФА.М-НОРМА, 1997. |