Реферат: Менеджер как творческая личность

Название: Менеджер как творческая личность
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Кафедра экономико-правовых отношений управления

МЕНЕДЖЕР КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

реферат

Исполнитель:

Косинцева О.К.

УП-101

Научный

руководитель:

Трошкова Е.А.

Кандидат

Исторических наук

Челябинск 2008

Оглавление

Введение ……………………………………………………...…………………….. 3

Глава 1. Лидер и менеджер

1.1. Личность лидера ………………………………………………………………. 5

1.2. Характеристика менеджера и лидера ……………………………………...… 7

Глава 2. Творчество и менеджер

2.1. Менеджер как творческая личность ……………...…….……………...…… 10

2.2. Основные характеристики творческой организации ……………………… 12

2.3. Управление как творческая деятельность ………...……………………..… 14

Заключение ………………………………………………...…………………...… 16

Список используемых источников ……………………………………………… 18

Введение

«Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют».

Чехов А. П.


В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.

Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. Только совокупность внутренних связей и внешних условий формирует вполне определенные свойства психики.

Ежегодно преподавателей Вузовской кафедры интересует вопрос о том, насколько полно выпускаемые ими молодые специалисты подготовлены к творческой самостоятельной работе, насколько им в условиях перехода к рынку удалось каждого студента “провести” через такие программы и курсы, которые должны позволить лучше раскрыться личностям студентов и найти себя в качестве молодых специалистов на рынке труда.

Данный реферат является актуальным , поскольку в наше время не достаточно быть просто менеджером, руководителем или лидером. Необходимо развиваться в творческом направлении. Именно это облегчит работу с персоналом.

Цель работы - выявление теоретических и практических основ реализации менеджера как творческой личности.

Задачи исследования - во-первых, обоснование теоретических аспектов реализации менеджера как творческой личности, в частности, основные характеристики творческой организации. Во-вторых, раскрытие личности лидера, а так же его характеристика.

Сегодня, несмотря на новую экономическую систему в стране, перед высшей школой по форме стоят традиционные задачи подготовки компетентных, высококвалифицированных, творчески активных специалистов.

В круг разрабатываемых проблем включены также задачи анализа естественнонаучных основ и компонентов творческой деятельности человека, социально-психологического подхода к формированию мотивов творческой активности личности на стадии обучения, исследования технологических аспектов преподавания специальных дисциплин, влияния межличностных отношений между преподавателями и студентами на развитие творческой активности личности молодого специалиста.

В моём реферате предметом исследования является творческая характеристика менеджера, а объектом исследования менеджер и его творческие способности.

Понятие “творческая деятельность молодого специалиста” объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности молодого специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования.

Глава 1. Лидер и менеджер

1.1. Личность лидера

Здесь исследовалось поведения лидера группы, а не тесно связанные с его поведением личные ценности. Стиль, приятный лидером, испытывает воздействие со стороны многих факторов, таких как местные традиции, технология, профсоюзы, ожидание вышестоящих руководителей и история компании. Несмотря на то, что все эти и многие другие факторы влияют на поведение лидера, для него крайне важно сохранять личную цельность и не давать сделать из себя «устраивающего» всегда и всех. Механистическому стилю руководства не хватает одушевлённости, и он порождает враждебность.

Мы приходим, таким образом, к заключению, что руководство, основанное на понимании сути управленческого труда, удовлетворяет нуждам людей, соответствует их личностям и уровням деловой квалификации, а так же является подлинным выражением личных убеждения руководителя. Обычно ошибочные попытки принять, чужды вашей личности стиль. Однако можно научится «подавать» разные стороны своей личности и выделять их, если то полезно для дела. Для того чтобы избежать манипулирования и фальшивого чувства превосходства, требуется искусное балансирование, иначе члены группы отнесутся к лидеру с чувством обиды, что приведёт к утрате доверия. Всегда думайте о нужда управляемых. Временами их нужно поддерживать, временами им нужно приказывать, иногда – наказывать, и иногда – ставить лицом к неприятной информации об их положении. Их умения, моральное состояние и чувство групповой общности сильно зависят от того, как руководитель ведёт себя по отношению к ним.

Лидерство[1] так же как чувство чести, трудно определить точно. Приняты различные подходы к лидерству, зависящих от личных предпочтений, местных обычаев, природы выполняемых задач и выполняющих их людей. Один руководитель может демонстрировать признаки своего высокого положения – заводить яркие ковры, длительные перерывы на обед, выхолённую и незагруженную работой секретаршу. Другой может проявлять в отношении подчинённых открытый стиль, поощряя прямое общение и презирая символы положения, выступающие в роли барьеров между подчинёнными и руководителями. Различия и проблемы могут стать источниками силы, если с ними обращаться открыто и применять эффективный способ решения проблем. Первейшая задача руководителя – обеспечить, чтобы этот процесс шел именно так и чтобы вопросы поднимались, прояснялись и прорабатывались вплоть до окончательного решения.

Мы выявили важное различие между ролями руководителя и лидера. Функция лидерства в рабочей группе и обязательно постоянно закреплена за одним человеком. Хорошо развитые группы обладают общим знанием сильных сторон своих индивидуальных членов и перестраивают свои ресурсы, чтобы лучше удовлетворять решаемой в настоящий момент задачи. По этому вполне возможна смена лидерства по мере того, как на авансцену выходят люди, чьи сильные стороны требуются в данный момент. Этот здоровый процесс может, не осуществится из-за руководителя, не желающего делится информацией и контролем. Как ни парадоксально, формальный руководитель может иногда лучше послужить делу, частично отказываясь от права решать и исполнять решения.


1.2. Характеристика менеджера и лидера

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основные роли [2] .

Во-первых, это роль координатора , связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Роль координатора (связного) охватывает горизонтальные взаимоотношения, которые, согласно результатам наблюдений, очень важны для менеджера. Для того чтобы успешно справляться с работой, менеджер должен поддерживать сеть связей, включающую в себя партнеров по общению из внешних организаций.

Во-вторых, это роль информатора , обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Это роль наблюдателя, следящего за работой подчиненных, сравнивающего ее с поставленными целями; распространителя информации, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику организации; это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем, касающихся его организации, влиятельным внешним организациям или общественности.

В-третьих, это роль, связанная с принятием решений . Ее играет руководитель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов организации. Ее, наконец, играет представитель организации, ведущий переговоры с партнерами.

Менеджеры высшего звена обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена (мастера) находятся ближе к непосредственным исполнителям. Целидля них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не "что делать?", а "как делать?".

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как "сверху", так и "снизу", последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности — ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха.

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвижению вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджера не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера[3] .

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен, информацией – составная часть любой управленческой функции.

Глава 2. Творчество и менеджер

2.1. Менеджер как творческая личность

Менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью [4] .

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность . Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость . Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность , то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой [5] . Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

2.2. Основные характеристики творческой организации

1. Наличие нескольких высоко творческих людей с идеями, специальные подразделения, ориентированные на выдвижение идей;

2. Открытые каналы коммуникаций, большое количество внешних кон-

тактов;

3. Проведение политики разнородного найма, включая, крайние, не-

обычные способы и методы привлечения особо творческих работников;

4. Оценка идей и людей по качеству результатов их деятельности, а не

по статусу, должностному положению;

5. Вложение капитала в фундаментальные исследования и в развитие персонала;

6. Гибкое долгосрочное планирование, провидение экспериментов с

новыми идеями;

7. Децентрализованное управление, использование разнообразных методов принятия решений, обеспечивающих эффективное включение в этот

процесс своих работников;

8. Допущение рискового характера решений, ожидание и активное использование внутренних и внешних возможностей;

9. Свобода в выборе методов выполнения заданий, участие в постановке целей и увлечение выполнением своих обязанностей, отсутствие управления в режиме «пожарной команды»;

10. Наличие оригинальных и разноплановых целей, в том числе социального характера;

11. Поощрение многообразия в поведении, подходах к решению проблем, использованию возможностей. Отсутствие жесткого применения

предписанных и единообразных подходов, безусловного использования

утвержденных процедур;

12. Богатство и многообразие членов организации (сообщество индивидуальностей), способность извлекать пользу из этого богатства;

13. Особый социально-психологический климат, который придает высокое значение творческому потенциалу личности и рассматривает это

скорее как норму, чем как исключение.

Все это определяет потребность в структуре, которая способна выявлять и извлекать выгоду из творческого богатства и многообразия. Особенности индивидуального творческого потенциала проявляются в способе

работы творческой организации. Организации, которые позволяют своим

членам проявлять их творческие способности, ведут себя творчески.


2.3. Управление как творческая деятельность

Некоторые ситуации при принятии решений не требуют высокого уровня творческой деятельности ни от ЛПР, ни от их подчиненных. Однако число таких ситуаций уменьшается. Быстрые и глубокие экономические и технологические перемены в отдельных регионах и во всем мире приводят к постоянному усложнению взаимоотношений между бизнесом и обществом. Все это актуализирует потребность в творческом потенциале и новшествах, изменениях традиционного представления об управлении.

Важнейшей функцией управления наряду с такими традиционными, как

планирование, организация, мотивация и контроль, становится инновативность (креативность) – созидание и использование новшеств, нововведений.

Потребность в росте творческого потенциала и его эффективном использовании теперь широко признается. Знание и идеи, полученные из поведенческих наук, активно используются руководством для поощрения творческого поведения.

Благосклонные стили управления обеспечивают формирование среды, в которой ЛПР выдвигают творческие и оригинальные идеи. Действия по формированию такой среды могут включать ряд шагов:

• Выражение доверия, внимательное выслушивание, оказание поддержки, демонстрация одобрения.

• Установление равноправных отношений в деятельности по выработке

идей.

• Оптимизм в оценках результатов творческой деятельности, стремление видеть ценность в том, что предложено, сосредоточиваясь на положительных аспектах идеи.

• Защита уязвимых начал идеи.

• Предположение, что все предлагаемые идеи выдвинуты для достижения целей организации. Поиск доказательств верности идей только на стадии их анализа и оценки.

• Приоритет – новизне подходов, общим чертам, а не деталей, выдвижению и развитию идеи, а не оценке ее реализуемости, осуществимости.

Повышение уровня творческого потенциала исполнителей требует, чтобы менеджеры сами были все более творческими. У подчиненных должно признаваться наличие реальных способностей вносить свой вклад в понимание и решение проблем. Такое признание и причастность сами по себе являются сильными мотиваторами. Творческий потенциал выявляется путем разрешения исполнителям активно вносить свой вклад в достижение высших целей организации. Творческим является менеджер, который распознает ценность человеческих ресурсов и в полной мере использует это в принятии решений.

Развитие творческих и инновационных способностей зависит от существующих в организации систем контроля и вознаграждения, стилей управления, которые поощряют творческие подходы к решению проблем[6] .


Заключение

Термин «менеджмент» , как правило, трактуется очень широко. Поэтому любое его определение будет неполным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получении прибыли.

Современный менеджмент - это тысячи возможных вариантов нюансов управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными для другой.

Информацию на данный реферат я нашла с помощью литературы и Интернет ресурсов.

В своей структуре реферат содержит три главы.

В первой главе я раскрыла понятия менеджера и лидера, их характеристику. Также рассмотрела три основные роли менеджера : 1- роль координатора; 2- роль информатора; 3- роль, связанная с принятием решений.

Глава два посвящена реализации менеджера как творческой личности и его организационным качествам, как : 1- целеустремленность; 2- деловитость; 3- энергичность; 4- дисциплина и контроль над собой.

В третей главе идёт речь об управлении, его понимании и участии в нём.

Менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

В настоящее время идет переход к признанию того, что творческая деятельность:

• может ожидаться от значительно большей доли служащих,

• является необходимой частью работы по управлению на регулярной

основе и в большом объеме.

Таким образом, менеджеру необходимо реализоваться как творческой личности.

Список используемых источников

1. Уткин, Э.А. Профессия - менеджер: Учебное пособие / Э.А. Уткин; под ред. А.С. Мельникова. 1-е изд., М., Экономика, 1992. 176 с.

2. Вудкок, М., Фрэнсис, Д. Раскрепощённый менеджер. Для руководителя - практика: Учебное пособие / М. Вудкок, Д. Френсис; под ред. В.А. Гончарова. 2-е изд., испр. и доп. М., Дело, 1991. 320 с.

3. Веснин, В.Р. Менеджмент для всех: Учебник / В.Р. Веснин. М., Знание, 1994. 173 с.

4. Невраева, И.В., Устюжина, Ю.В. Этика и культура управления: Учебное пособие / И.В. Невраев, Ю.В. Устюжин. Томск, Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003. 92 с.

5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Учебник / М.Х. Мескон. М., Человек, 1995. 275 с.

6. Брэддик, У. Менеджмент в организации: Учебник / У. Брэддик. М., Инфра-М, 1997. 336c.

7. www.ya.ru


[1] Вудкок, М., Фрэнсис, Д. Раскрепощённый менеджер. Для руководителя - практика: Учебное пособие / М. Вудкок, Д. Френсис; под ред. В.А. Гончарова. 2-е изд., испр. и доп. М., Дело, 1991. 320 с.

[2] Брэддик, У. Менеджмент в организации: Учебник / У. Брэддик. М., Инфра-М, 1997. 336c.

[3] Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Учебник / М.Х. Мескон. М., Человек, 1995. 275 с.

[4] Невраева, И.В., Устюжина, Ю.В. Этика и культура управления: Учебное пособие / И.В. Невраев, Ю.В. Устюжин. Томск, Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003. 92 с.

[5] Веснин, В.Р. Менеджмент для всех: Учебник / В.Р. Веснин. М., Знание, 1994. 173 с.

[6] Уткин, Э.А. Профессия - менеджер: Учебное пособие / Э.А. Уткин; под ред. А.С. Мельникова. 1-е изд., М., Экономика, 1992. 176 с.