Реферат: Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой

Название: Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему «Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой»

Выполнил студент

группы Я-21

Мурашко Н.Н.

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры экономической теории

Асс. Мельников М.Н.

Гомель 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического равновесия.

2. Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики.

3. Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В условиях постиндустриального развития общества понятие «экономическая безопасность» прочно вошло в нашу жизнь как неотъемлемая частью национальной безопасности государства.

Обеспечение экономической безопасности республики в условиях глобализации мировой экономики – это гарантия суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития.

В условиях слабой и неэффективной экономики трудно сдерживать натиск внутренних и внешних угроз, содержать сильную и мобильную армию, призванную обеспечивать военную безопасность страны. Кроме того, изъяны в экономической безопасности способны привести к снижению авторитета государства.

Тема «Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой», выбранная мной, сейчас достаточно актуальна, так как переход к рынку в Беларуси ещё не завершён. Определенная часть экономики уже является рыночной, но в целом экономика еще не рыночная. Кроме того, опыт прошлых лет показал, что рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полноценную экономическую безопасность. В этом смысле необходимо вмешательство государства в отношении хаотичного поведения других действующих субъектов рынка.

Именно поэтому, государственное и правовое обеспечение экономической безопасности является приоритетным направлением деятельности государства и общества. Здесь, с одной стороны, необходимо разработать систему норм, призванных регулировать важнейшие общественные отношения в области обеспечения экономической безопасности. С другой стороны, создать необходимые социально-экономические, правовые и политические условия для реализации и исполнения этих норм.

Очевидно, что в достижении экономической безопасности, любое, даже самое развитое и продвинутое с точки зрения правового обеспечения государство, сталкивается с массой как внутренних, так и внешних проблем. Целью данной курсовой работы является определение этих проблем в странах с переходной экономикой на примере Республики Беларусь и обозначение основных направлений их решения.

Задачами, способствующими достижению поставленной в курсовой работе цели, являются:

во-первых - рассмотрение экономической безопасности в качестве условия макроэкономического равновесия;

во-вторых – определение факторов и условий экономической безопасности трансформационной экономики;

в-третьих – рассмотрение проблем экономической безопасности в Республике Беларусь с обозначением основных направлений их решения.

Объектом исследования является нынешняя социально-экономическая ситуация в Республике Беларусь. Предмет курсовой работы предопределяется ее целью и задачами.

Проанализировав литературу по данной теме, можно с уверенностью сказать, что в отечественной литературе достаточно материалов как по теоретическим аспектам, так и по практическим, т.е. с рассмотрением развития отдельных государств. Не мало данных и статистического характера. Для написания теоретической части работы используются такие учебники и учебно-методические пособия, перечисленные в списке литературы. В 3 главе, которая рассматривает проблемы экономической безопасности Беларуси, используются статистические данные, статьи из отечественных экономических изданий. Для рассмотрения отдельных аспектов национальной экономической безопасности используется план - программа социально-экономического развития Республики Беларусь.

Из использованной для первой главы литературы особо следует отметить «Микро- и макроэкономику» Плотницкого М.И., и статью Голавачева А. в журнале «Директор». Эти источники позволяют дать общую характеристику определению экономическая безопасность и детально рассмотреть его. Во второй главе для определения факторов и условий экономической безопасности в основном написаны по материалам «Экономики» Булатова А.С. и «Экономической теории» Камаева В.Д. Для определения структурных элементов системы экономической безопасности используется материал «Национальной экономики» В.Н. Шимова. Для рассмотрения и анализа этих элементов использовались данные с сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь - http://belstat.gov.by/ по данным на ноябрь 2009 года.

Глава 1. Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического равновесия.

Для того, чтобы понять и осознать значение категории "экономическая безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. "Желательное" состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие "желательное" изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.

В общем смысле слова, под экономической безопасностью следует

понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации.

Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента :

- экономическую независимость , которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно- техническими достижениями;

- стабильность и устойчивость национальной экономики , предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.);

- способность к саморазвитию и прогрессу , что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

В переходный период государственная стратегия экономической безопасности должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение социально-политической безопасности общества, сохранение основ конституционного строя государства и формирование устойчивой системы национальных ценностей и интересов.

В условиях кризисных и крупномасштабных переходных процессов экономического и политического характера механизмы стабилизации и обеспечения безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. Взаимосвязь экономической и политической безопасности видна, когда факторы политической и национально- этнической стабильности и безопасности могут достаточно долго "покупаться" за счет огромных экономических издержек (заведомо неэквивалентный обмен, потери в результате предоставления так называемых "технических" кредитов и пр.). Размеры этих издержек (особенно в условиях кризисной ситуации) уже сами по себе становятся фактором экономической дестабилизации и некомпенсируемых потерь национального хозяйственного и природно-экономического потенциала.

Важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности на макроуровне является определение ее основных критериев .

В условиях глубокого кризиса, разнообразия переходных процессов таким критерием может быть "минимум совокупного ущерба, наносимого обществу, экономике, человеку". Вариантом или, точнее, конкретизацией такого подхода выступает принятие в качестве критерия безопасности особой пограничной "черты" как признака критического или порогового состояния социально-экономической системы, за пределами которого возникает угроза или даже фактически происходит деградация и разрушение этой системы. Для определения (в том числе и количественного выражения) таких пороговых значений необходимо: рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия; определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления различных по характеру и последовательностям критических ситуаций; выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности.

Понятие безопасности тесно связано с категорией риска . Долгое время в теории и практике управления экономикой, особенно на макроуровне, ее развитие рассматривалось как жестко детерминированный процесс. При этом недостаточно учитывались непредсказуемость результатов хозяйственных решений, негативные последствия тех или иных нарушений воспроизводственного процесса, то есть неизбежные факторы экономического риска. Между тем использование категории риска позволяет значительно повысить эффективность управления, особенно в случае, когда на смену методам административно-командного хозяйствования приходит система преимущественно рыночных взаимосвязей в экономике, когда происходит резкая децентрализация управления хозяйственными и социальными процессами в обществе.

Следует различать оценку риска и управление риском . Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер в силу неопределенности многих негативных последствий как действия объективных факторов, так и принимаемых хозяйственных решений. Управление риском предполагает предвидение возможных чрезвычайных (критических) социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Наряду с оценкой вероятности появления той или иной критической ситуации необходима и оценка потерь (ущерба) , сопровождающих ее возникновение. Отсюда следует, что оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска также использование категорий потерь (ущерба) - фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.

В зависимости от характера возникновения потерь и ресурсов, требуемых для их возмещения, негативные последствия факторов риска или связанных с их действием критических социально-экономических ситуаций могут проявляться на: локальном уровне (в пределах отдельных территорий, групп населения, предприятий); мезоуровне (в пределах секторов народного хозяйства); общенациональном и традиционном (глобальном) уровнях.

Экспертные прогнозы издержек, необходимых для возмещения ущерба от тех или иных критических ситуаций, дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и обретение стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предупреждение последствий дестабилизации. В этих целях концепцией экономической безопасности вводятся принципиально новые для нашей системы экономического анализа, расчетов и информации показатели "компенсационные ресурсы" и "компенсационный потенциал". Между ними имеются определенные различия. Компенсационные ресурсы как более узкое понятие близки по своему значению к традиционному страхованию, резервному или "аварийному" запасу. Они корреспондируют с понятием потерь или ущерба (ожидаемого, фактического), который в каждом конкретном случае ограничен определенными рамками. Компенсационный потенциал - понятие более широкое, характеризует общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экологического развития в случае их нарушения в том или ином ключевом секторе народного хозяйства, в том или ином крупном регионе.

Потенциал прямых компенсаций включает: материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера; специальные запасы и резервы, их территориальное размещение; адекватные дополнительные транспортные возможности для доставки материальных ресурсов в места локализации критических ситуаций; резервные мощности, особенности в энергетических отраслях, а также технические средства для проведения крупных восстановительных . работ; поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населения.

Кроме того, потенциал компенсаций характеризуется такими показателями, как финансовые резервы (плюс валютные), системы страхования, возможности международной поддержки, возможности благотворительных фондов, развитие компенсационной функции и мобильность систем здравоохранения, возможности мобильной переподготовки кадров и пр.

Выбор вариантов обеспечения наиболее полной экономической безопасности достигается при сопоставлении в каждом конкретном случае мер предупредительного и компенсационного характера по критерию "минимум ущерба" или "минимум совокупных потерь и затрат".

Изложенный выше подход находит отражение в соответствующей системе показателей, характеризующих экономическую безопасность страны и тенденции ее изменения на макроуровне. Условно эти показатели можно объединить в три группы. Показатели первой группы могут использоваться для оценки текущего состояния экономического, социального и экологического потенциала общества и происходящих кратко- и среднесрочных процессов. Показатели второй группы направлены на выявление и ранжирование долговременных факторов дестабилизации и ориентировочную оценку их пороговых значений. Наконец, показатели третьей группы должны характеризовать состояние наличных потенциалов предупреждения и компенсации ущерба. Только на основе такой системы показателей можно обеспечить достаточно многогранное восприятие происходящей ситуации в области экономической безопасности.

Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера : политическими, военными и иными, включая защиту секторов. В свою очередь, следует подчеркнуть, что безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.

Исходя из сказанного, государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных, целей в области обеспечения национальной безопасности . Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами общества.

Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:

- макроэкономический уровень - экономика страны в целом;

- региональный и отраслевой уровни - экономика регионов и отраслей;

- микроэкономический уровень - агенты рынка;

- уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны.

Интересы указанных экономических объектов взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время противоречивы. Поэтому необходимо определить степень вмешательства государства в различных секторах экономики и его временные рамки.

Ход реформ и функционирование экономики обусловлены влиянием находящихся в непрерывном взаимодействии внешних и внутренних факторов, угрожающих экономической безопасности страны.

Таким образом, экономическую безопасность можно опре­делить как состояние экономики и институтов власти, при котором обес­печиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищен­ность национальных интересов, по и готовность, и способность институ­тов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных ин­тересов развития отечественной экономики, поддержания социально-по­литической стабильности общества.

Глава 2. Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики.

Помимо многочисленных задач, решаемых в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют проблемы, относящиеся к исключительной прерогативе государства. Никто, кроме государства, их просто не может решить. К числу таких проблем относится и обеспечение экономической безопасности страны. Сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем подобного уровня. Если бы их можно было решать без его участия, то государство стало бы ненужным.

Высший долг государства и его ключевая функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями. Такая логика действий - наиболее разумная и эффективная - может быть названа принципом упреждения.

В процессе функционирования смешанной экономики, когда государство не может направлять деятельность всех хозяйственных субъектов, необходимо внести определенные коррективы, обеспечивающие оптимальное его воздействие на процесс общественного воспроизводства (на макроэкономические параметры, отраслевые структуры производства, цены и денежно-финансовые потоки) для поддержания экономической безопасности страны. В целях принятия государственными органами обоснованных решений необходима организация мониторинга индикаторов экономической безопасности, который предлагает прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов).

Для поддержания экономической безопасности государство должно предусмотреть:

- проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий и сближению стратегии действующих общественных институтов;

- выработку и принятие общих принципов экономического и социального поведения для всех участвующих в хозяйственном процессе сторон за счет их максимальной унификации (сокращение и ликвидация льгот и различных преференций), законодательное ограничение лоббизма;

- контроль за соблюдением этих правил всеми действующими экономическими субъектами и органами государственного управления;

- создание механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти страны;

- организацию обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятий и оценки инвестиционных проектов;

- повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной напряженности;

- гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом экономических интересов страны.

Соответственно в среднесрочной перспективе должны решаться следующие взаимосвязанные задачи:

- поддержка эффективных и конкурентных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших производств;

- развитие инфраструктуры экономики, необходимой для реализации структурных преобразований;

- обеспечение более эффективного экономического использования ресурсов;

- сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;

- преодоление структурных деформаций, согласование структуры производства и платежеспособного спроса;

- ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям;

- диверсификация экспортного потенциала;

- обеспечение повышения экологической безопасности.

Решение этих задач позволит государству устранить одну из главных проблем (угроз) экономической безопасности - неконкурентоспособность большинства отраслей национальной экономики.

Исходя из этого, структурная политика должна реализовываться на макро- и микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим ориентиры деятельности органов государственной власти по селективной поддержке элементов экономики для обеспечения экономической безопасности государства.

На макроэкономическом уровне в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи:

- повышение совокупного спроса;

- увеличение нормы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции;

- стимулирование перелива всех видов ресурсов из стагнирующих секторов в секторы роста;

- увеличение валовых инвестиций;

- стимулирование экспорта;

- регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.

На микроэкономическом уровне в ходе осуществления структурной политики необходимо решить следующие задачи:

- поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций;

- ликвидация или реорганизация неэффективных экономических структур;

- недопущение возможности появления новых монополий;

- стимулирование и регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого перелива капитала;

- организация согласительного процесса в целях торможения роста цен;

- стимулирование внедрения рыночных норм поведения экономических субъектов. К жизненно важным отраслям производства с точки зрения экономической безопасности следует отнести топливную промышленность и энергетику, пищевую промышленность, транспорт, связь и др.

Сохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно- технического потенциала следует рассматривать как важнейшее стратегическое направление обеспечения экономической безопасности страны . В этих целях необходимо разработать долгосрочную государственную концепцию научно- технического развития страны , определить на ближайший период приоритеты государственной научно-технической политики, в первую очередь в тех областях, где имеются достаточные преимущества перед другими странами, признать науку в числе важных стратегических приоритетов страны, требующих от государства проведения соответствующей политики по ее поддержке и финансированию, прежде всего материальному обеспечению отечественных ученых.

В целях стабилизации общества проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества при условиях достижения устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения, в том числе за счет увеличения денежных доходов, что позволит предотвратить угрозу безопасности страны с точки зрения возможных социальных конфликтов. Процесс расслоения общества, протекающий быстрыми темпами, является дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов. Проблема бедности, уровень которой измеряется как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, требует незамедлительного решения в рамках специальной программы с помощью комплекса законодательных и нормативных мер. При крайней поляризации общества положение осложняется отсутствием среднего класса, являющегося гарантом стабильности.

Реализация экономической политики должна сопровождаться не углублением поляризации общества, а равномерным, справедливым распределением бремени кризисного периода между различными социальными группами населения .

Принятие дополнительных мер по социальной поддержке работников предприятий в условиях применения процедуры банкротства и внесение дополнений и изменений в имеющуюся правовую базу призваны смягчить социальные издержки в ходе реализации законодательства о банкротстве и создать оптимальные условия для проведения реорганизационных и ликвидационных процедур в отношении предприятий, находящихся в критическом финансовом положении, и тем самым предотвратить возможные социальные конфликты, являющиеся угрозой безопасности общества.

В настоящее время обострились проблемы миграции внутри ряда стран. Регулирование внутренних потоков миграции требует разработки мероприятий по следующим направлениям:

- установление дополнительных льгот и социальных гарантий для лиц, переселяющихся в районы более привлекательные, а также установление дополнительных льгот и стимулов, направленных на сдерживание оттока населения из непривлекательных районов;

- решение комплекса проблем, связанных с обустройством и трудоустройством мигрантов, выезжающих из ряда районов;

- создание правовой и социально-экономической базы привлечения и закрепления населения в сельской местности в условиях реализации земельной реформы, включая разработку организационных форм и изменение механизма финансового обеспечения переселения, а также систему льгот для переселенцев.

Обеспечение экономической безопасности - задача, по существу, долговременная, стратегическая . Ее решение предполагает разработку и утверждение государственной стратегии (доктрины экономической безопасности страны). Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам и имеющая нормативный характер.

Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделения этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах. Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

Выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепции экономической безопасности и меры по ее достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового сознания.

Глава 3. Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь

В системе национальной безопасности ведущую позицию занимает экономическая безопасность. Это связано с тем, что в условиях глобализации проблемы национальных интересов и национальной безопасности приобретают особое значение.

Для обеспечения экономической безопасности страны необходимо продолжение взвешенных, последовательных экономических реформ, направленных на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Для этого требуется в первую очередь повысить конкурентоспособность национальной экономики и улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования.

При разработке мероприятий по развитию и реформированию социально-экономического развития главным должен стать принцип безусловного приоритета национальных экономических интересов Республики Беларусь, в том числе при участии страны в межгосударственных и межрегиональных союзах и объединениях.

Социально-экономическая ситуация в республике определяет важнейшие структурные элементы экономической безопасности: финансовый, производственный, транспортно-коммуникационный, энергетический, продовольственный, внешнеэкономический, социальный.

Финансовая безопасность обусловливает способность финансовой системы того или иного государства выдерживать попытки иностранных финансовых институтов оказывать воздействие на экономическую политику государства с целью дестабилизации производства и проводимой в обществе социальной политики. Финансовая безопасность может иметь акценты и на внутренние факторы. Они обычно связаны с отсутствием конкурентной среды, инвестиционного климата в обществе, инфляцией, чрезмерной безработицы и т.д. По этому именно финансовое состояние реального сектора экономики, банковской системы и государства определяет насколько успешно будут решаться проблемы по другим направлениям экономической безопасности.

Важнейшей задачей является улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики. Это касается в первую очередь повышения уровня рентабельности и сокращения числа убыточных производств (в том числе и посредством их ликвидации). Положительное влияние на финансовые возможности предприятий окажут меры макроэкономического характера (снижение уровня налогового давления, ликвидация перекрестного субсидирования, сокращение инфляции). Одновременно изменения в макроэкономической политике позволят сократить неплатежи и бартерные операции, что положительно скажется на финансовом состоянии реального сектора экономики.

Для расширения рынков сбыта белорусской продукции и улучшения ценовых условий внешней торговли необходимо проводить многовекторную внешнеэкономическую политику, а также принять меры по ускорению формирования единого таможенного и экономического пространства с Российской Федерацией.

Инновационное развитие экономики неразрывно связано с необходимостью активизации инвестиционной деятельности.

В этой связи в 2006-2010 годах предусматривается опережающий рост инвестиций в основной капитал на уровне 198-215 процентов.

Важнейшей задачей в инвестиционной политике является направление инвестиций на развитие приоритетных направлений, обеспечивающих эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Инвестиционные ресурсы предполагается направить на дальнейшую модернизацию производств в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве медицинских препаратов и сельскохозяйственной техники, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в сфере современных транспортных коммуникаций, связи и туризма, в строительство жилья.

В перспективе будет продолжена практика государственной поддержки инвестиционных проектов высокотехнологичных и наукоемких производств и секторов экономики, обеспечивающих народнохозяйственный эффект.

Темп роста инвестиций в основной капитал в 2009 году составил 190,2 процента к 2004 году (по программе 148,8-156,1 процента). Таким образом, опережающее выполнение заданий Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы в инвестиционной сфере позволило восстановить, а с учетом на ноябрь 2009 года значительно приумножить инвестиционный потенциал страны докризисного уровня (в 1,7 раза к уровню 1990 года) и в 4,5 раза превысить уровень инвестиционных вложений 1995 года.

Производственная безопасность представляет собой такой уровень развития экономики, который позволяет государству обеспечить экономическую и политическую независимость и гарантировать свободное функционирование субъектов хозяйствования и производить возможное количество благ и услуг. В качестве препятствий на пути обеспечения производственной безопасности в условиях Республики Беларусь выступают: высокая энерго- и материалоемкость производства; слабая инвестиционная активность предпринимателей, в особенности зарубежных инвесторов; интенсивный отток капиталов из национальной экономики и перелив их в прибыльные, но не всегда стратегически важные сферы деятельности; низкий информационный и технологический базис производства, не всегда грамотная экономическая политика управленческих структур общества и др. Отметим, что основными направлениями здесь должны выступать разгосударствление и приватизация собственности, структурная перестройка, формирование конкурентной среды, обеспечение условий для проведения рациональной социальной политики и др. Повышение производственной безопасности является наиболее важным направлением обеспечения экономической безопасности страны в 2006 – 2010 годах.В ней сосредоточена большая часть факторов, непосредственно влияющих на уровень защищенности национальных экономических интересов от реальных и потенциальных угроз как в производственной, так и в других сферах экономической безопасности.

Для обеспечения производственной безопасности следует продолжать экономическую политику, направленную на дальнейшее поддержание высоких темпов экономического роста, преимущественное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью и рентабельностью, менее материалоемких и в большей степени ориентированных на местные ресурсы и конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Для модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики предусматривается увеличение доли инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП с 23,3 процента в 2004 году до 30 процентов в 2010 году, что позволит преодолеть неблагоприятную тенденцию сохранения высокого уровня износа активной части основных производственных средств на конец года (степень износа сократится с 69 процентов в 2004 году до 57,5 процента в 2010 году).

Вероятные угрозы производственной безопасности в прогнозном периоде будут связаны с недостаточной эффективностью производства и сложным финансовым положением значительного числа организаций реального сектора экономики. Поэтому основной задачей обеспечения безопасности в этой сфере является улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, в первую очередь за счет повышения уровня рентабельности и сокращения числа убыточных производств. Положительное влияние на финансовые возможности предприятий окажут меры макроэкономического характера (снижение уровня налоговой нагрузки, ликвидация перекрестного субсидирования, сокращение инфляции).

Продовольственная безопасность связана с организацией системы хозяйства, обеспечивающей производство и заготовку достаточного количества продовольственных товаров, необходимых для поддержания в обществе, с учетом размера формируемого дохода домохозяйств, должного уровня жизни населения. Необходимо здесь учитывать то, что обеспечение продовольственной безопасности должно базироваться на научно-обоснованных медицинских, биологических и экономических нормах потребления продовольственных продуктов. — физическую доступность продовольствия. Продукты питания должны быть в наличии на территории страны в необходимом объеме и ассортименте (в соответствии с принятыми нормами потребления), их поступление должно быть бесперебойным. Достижение этого условия обеспечивается за счет государственного контроля за внешними и внутренними поставками, а также имеющимися запасами продуктов питания.

Что касается Беларуси, то она полностью обеспечила свою продовольственную безопасность. Республика пошла по пути, которым сегодня идут все передовые страны, — создание крупных агропромышленных холдингов (в России, например, преобладает индивидуально-фермерский тип сельского хозяйства). В Беларуси уже успешно осуществлены три профильных государственных программы развития села.

Республика Беларусь относится к странам с индустриально-аграрной

экономикой, располагающим значительными земельными и трудовыми

ресурсами. Занимая в мире 0,15 % территории и имея 0,17

% населения, Беларусь производит 6,24 % льноволокна, 2,8% - картофеля, 0,9% - молока, 0,6% - сахарной свеклы, 0,3 - мяса в убойной массе и 0,24% зерна. Отечественное сельхозмашиностроение на 90% обеспечивает потребность республики в технике сельскохозяйственного назначения.

Кроме того одной из приоритетных задач продовольственной безопасности Беларуси является снижение импорта сельхозпродукции. С этой целью в ближайшее время планируется уменьшить долю импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота с 19,5 % в 2004 году до 10 – 15 % к концу 2010 года, значительно увеличить объемы производства важнейших сельскохозяйственных культур, в том числе производство зерна на душу населения с 0,71 тонны в 2004 году до 0,84 – 0,87 тонны на конец 2010 года. По данным на ноябрь 2009 года сейчас это показатель составляет 0,93 тонн на человека. В целом можно говорить о выполнении плана, однако на мой взгляд этот показатель сильно зависит от погодных условий в процессе созревания зерна. Об этом свидетельствуют колебания показателя от 0,61 тонн на человека в 2006 году до 0,93 по данным на 2009.

Дальнейшее наращивание объемов выпуска сельхозпродукции связано с интенсификацией производства аграрного комплекса и повышением его эффективности. При этом необходимо учитывать, что увеличение производства в самом сельском хозяйстве не означает напрямую рост потребления. Сдерживают рост производства в продовольственном комплексе две основные проблемы. Первая - низкая покупательная способность населения, вторая - отсутствие развитой инфраструктуры доведения продукции до потребителя. В ближайшем будущем необходимо уделить первоочередное внимание решению этих проблем.

Транспортно-коммуникационная безопасность определяется как защищенность объектов транспортной инфраструктуры, структуры управления грузо - и пассажиропотоками и эффективное осуществление международных и внутригосударственных перевозок в соответствии с территориальными, временными, объемными, структурными и другими потребностями отечественных государственных и негосударственных субъектов внешнеэкономической деятельности, а также иностранных пользователей.

По предварительным данным Национального банка Республики Беларусь экспорт транспортных услуг за январь-октябрь 2009 года составил 1877,9 млн. долларов США, что на 24,8 % меньше, чем за январь-октябрь 2008 года. Так же стоит отметить, что за январь-октябрь 2009 года чистая прибыль организаций транспорта составила 959,3 млрд. рублей, что 28 % больше чем в идентичном периоде 2008 года. Чистый убыток получили только 4,6 % предприятий.

Основной задачей в области транспортно-коммуникационной безопасности является сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией необходимо максимально сохранить за Республикой Беларусь долю собственности и экономическую самостоятельность в части транспортно-коммуникационной инфраструктуры, активнее привлекать к вложению в нее средств других зарубежных инвесторов. Этому поспособствует осуществление гибкой тарифной политики, взаимосвязанной с комплексом налогово-финансовых и структурных мероприятий. В данный момент в республике реализуется 9 инвестиционных проектов, которые затрагивают многие сферы транспортно-коммуникационной системы. Осуществление данных программ поможет привлечь иностранный капитал, но при этом сохранить независимость от инвесторов.

Энергетическая безопасность страны должна достигаться за счет рационального использования энергоресурсов, обеспечения устойчивого функционирования энергетического сектора и надежного энергообеспечения страны, создающего условия для устойчивого развития экономики и минимизации ущерба в случае чрезвычайных ситуаций. Основными направлениями обеспечения энергетической безопасности страны являются активное проведение энергосберегающей политики; внедрение энергосберегающих технологий; диверсификация источников получения энергоресурсов; реализация совместных проектов с Российской Федерацией по транспортировке, переработке и добыче энергоносителей, а также расширение их транзита через территорию Беларуси; использование альтернативных энергоносителей с расширением местных источников энергии; увеличение стратегических запасов импортируемых видов топлива, главным образом природного газа.

Приоритетным направлением повышения энергетической безопасности Республики остается внедрение современных технологий в отраслях национальной экономики и ТЭК и проведение энергосберегающей политики, что будет способствовать сокращению энергозависимости и снижению энергоемкости ВВП. Предусматривается также увеличить долю собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства с 16,2 процента в 2004 году до 22,7 процента к 2010 году.

Серьёзным решением в этой сфере является строительство АЭС. С одной стороны, мощность атомной электростанции намного выше обычной. Однако такие факторы как загрязнение радиацией и теоретическая опасность, которую она сможет представлять в случае аварии вызывают множество нареканий. По моему мнению, строительство электростанции поможет обеспечить потребителей более дешёвой электроэнергией, что является немаловажным шагом к росту экономической обеспеченности населения.

Внешнеэкономическая безопасность тесно связана и вытекает из производственной и продовольственной безопасности, образующих основу экономической безопасности. Одновременно она предполагает сопоставимость экономической безопасности различных стран, особенно территориально близко расположенных по отношению друг к другу. Обеспечение внешнеэкономической безопасности должно базироваться на преимуществах международного разделения труда и глобализации производства. В этой сфереугрозами остаются односторонняя зависимость от сырьевых ресурсов России (прежде всего по энергоресурсам), низкий уровень высокотехнологичной продукции в экспорте. Учитывая особенности развития экономики Беларуси, можно констатировать, что высокая доля Российской Федерации (по статистическим данным на начало 2009 года составляет 47,3 % от общего товарооборота Беларуси) в структуре внешнего товарооборота год сохранится в дальнейшем, хотя в последние годы имеет место определенная диверсификация белорусского экспорта с его переориентацией на страны дальнего зарубежья. По последним (на ноябрь 2009 года) данным объём внешней торговли Республики Беларусь со странами вне СНГ составил 31,6 млрд. долларов США, что составляет 43,9 % от общего объёма внешней торговли, причём этот показатель имеет положительное сальдо (+4,7 млрд. долларов).

Следуя перечисленным выше причинам необходимо дальнейшее развитие многовекторных торговых связей, экспортоориентированных производств товаров и услуг, наращивание экспортных поставок, обеспечивающих поступление в республику валюты, и осуществление на этой основе модернизации производства.

Для укрепления внешнеэкономической безопасности необходимо предусмотреть принятие ряда мер по выравниванию условий хозяйствования с сопредельными государствами, долевому участию государства в реализации перспективных инвестиционных экспортоориентированных проектов, дальнейшему развитию импортозамещающих производств. Продвижение белорусской продукции на внешние рынки будет осуществляться на основе активизации процессов сертификации и стандартизации, развития системы государственных гарантий и страхования экспортных контрактов, увеличения кредитной поддержки экспорта, упрощения пересечения таможенной границы и сокращения дискриминационных барьеров в отношении белорусских экспортеров.

Социальная безопасность выступает следствием обеспечения экономической и национальной безопасности в целом. Конечно, есть свои, специфические особенности обеспечения и развития социальной безопасности, но они проявляются в условиях наличия стабильности в реализации производственной, продовольственной, внешнеэкономической и финансовой безопасности. Если наблюдаются сбои в реализации какой-либо из названных разновидностей безопасности, социальная безопасность деформируется. Обеспечение социальной безопасности имеет важный как социальный, так и экономический смысл, ибо в этой сфере осуществляется непосредственное мотивационное воздействие на интересы людей и всего общества, а поэтому должно опираться на долговременную стратегию деятельности государства.

Для поддержания социальной безопасности политика государства в области социальной безопасности должна быть направлена на дальнейший рост реальных денежных доходов и заработной платы населения; развитие адресной социальной помощи; поддержание социально уязвимых слоев населения; усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства; осуществление контроля за безработицей; недопущение чрезмерной дифференциации доходов различных групп населения.

В 2006 - 2010 годах предусматривается сокращение уровня малообеспеченности в два раза. Учитывая низкий уровень прогнозируемой безработицы (1,5 – 2 процента) и недопущение резкой дифференциации населения по доходам, это позволит обеспечить соблюдение принципа социальной справедливости и сохранить социальную стабильность в обществе.

В связи постоянным сокращение численности населения (с 200 года она сократилась примерно на 177 тыс. человек) и, вытекающим из этого, старением населения следует обратить внимание на проблемы пенсионного обеспечения. Решение этой проблемы в условиях старения населения и сокращения количества рабочих (меньше на 30,6 тыс. человек по сравнению с 2004 годом) предусматривается осуществлять на основе сочетания распределительных и накопительных способов финансирования, развития многоуровневой системы страхования, сочетания обязательных и дополнительных страховых программ, установления тесной зависимости между размером пенсии и величиной уплаченных страховых взносов.

Таким образом мы видим, что в Республике во всех экономики существуют проблемы или цели, которые необходимо или желательно осуществить для обеспечения безопасности. На данном этапе развития, во время Мирового экономического кризиса во многих странах, в том числе и в Беларуси, меняются приоритеты, и проблемы обеспечения экономической безопасности встают наиболее остро. Кроме того при кризисе появились новые угрозы стабильности национальной экономики, которые образовали ряд проблем, с которыми Беларусь не сталкивалась ранее. По этой причине сейчас государство должно уделять проблеме экономической безопасности как можно больше внимания. Требуются чёткие и разумные планы и решения, которые позволят вернуться республике к докризисным темпам роста и не позволят проблемам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая безопасность – это многоплановая и разносторонняя система обеспечения стабильности национальной экономики. Она охватывает большое количество внутренних и внешних факторов влияющих на экономическое положение страны. Основной целью экономической безопасности является поддержание стабильности национальной экономики, разработка и принятие антикризисных мер и реформ, равномерное распределение кризисного бремени между различными слоями населения. При обеспечении достаточного уровня безопасности при грамотном управлении страна может приблизиться к макроэкономическому равновесию – такому состоянию экономики, когда достигается баланс таких показателей как производство и потребление, спрос и предложение, количество ресурсов и их расход и т.д.

Концепция обеспечения безопасности национальной экономики делает упор на долговременные экономические интересы страны, потому как она неразрывно связана с представлениями о дальнейшем будущем страны, о том, к чему должно стремиться государство и общество. Во время перехода к рыночной экономике такое определение приоритетов имеет особое значение. По этой причине важнейшим условием осуществления экономической безопасности является её четкая структура и продуманное строение. Соответствующим образом обоснованная концепция безопасности формирует ориентиры и мотивирует население.

Существует одна характерная особенность обеспечения экономической безопасности, которая свойственна только нашей республике. Проблемы экономической безопасности Беларуси в условиях перехода к рынку во многом порождены тяжелыми «наследственными» болезнями еще советской экономики. Её роль «сборочного цеха» для СССР определила деятельность белорусской экономики в период становления рынка. Эти условия определяют направление обеспечения экономической безопасности страны: белорусским предприятия необходимо всегда быть привлекательными для иностранных покупателей, т.к. они являются основными покупателями товаров и сырья. Как и во многих странах, в Республике Беларусь разработана система обеспечения экономической безопасности. Она охватывает все факторы, от которых зависит национальная экономика. Государством разработаны соответствующие указания относительно курса развития национальной экономики, и, соответственно, обеспечения её стабильности. В целом, система занимается решением большей части проблем, однако с приходом Мирового экономического кризиса появился ряд новых задач, требующих пристального внимания. По результатам анализа текущих экономических показателей можно проследить некоторые приоритетные цели государства. На мой взгляд ,для поддержания экономической безопасности в республике требуется:

1. Обеспечить устойчивость курса национальной валюты

2. Возобновить инвестиционного процесса

3. Повысить качество внешней политики для достижения больших объёмов экспорта

4. Повысить покупательную способность потребителей.

Решение этих проблем позволит экономике поправить своё положение в период финансового кризиса и выйти на новый, качественно более высокий уровень

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для вузов / М.А. Абрамова, Л.С. Александрова и др.; Под ред. В.Д. Камаева. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ВЛАДОС, - 1999. – 242-251 с.

2. На пути к рыночной экономике./ Полоник, С.С. // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень. - 2002. - №6 – 56 с.

3. Национальная экономика Беларуси / В.Н.Шимов [и др.]; под общ. Ред. В.Н. Шимова. – Минск, 2005. – 155, 488 с.

4. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2009. Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 22.12.2009.

5. Официальный сайт Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2009. Режим доступа: http://www.mintrans.by. – Дата доступа 22.12.2009.

6. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси : науч.-метод. пособие / Э.И. Лобкович. - Минск: БГЭУ. - 2000. – 36 с.

7. Плотницкий М.И. Курс экономической теории: Учебник / Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И Плотницкого. - Минск: «Интерпрессервис», 2003. – 197 с.

8.Плотницкий М.И. Микро- и макроэкономика: Учеб. Пособие /, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под. Ред. М.И. Плотницкого. - Минск: Мисанта. - 2004. – 92-101 с.

9. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы// Минск, - 2006. - 144-150 с.

10. Рощенко, А.В. Особенности переходной экономики и ее специфика в Республике Беларусь. / Рощенко, А.В. // Веснiк БДЭУ. - 2002. - №3 – 25-27 с.

11. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси. / Ткачев, С.П. // Белорусский экономический журнал. - 2001. - №4 – 14-16 с.

12. Экономика Республики Беларусь: проблемы и пути их решения. /Головачев, А. // Директор. - 2002. - №5 – 13-17 с.

13. Экономика стран Содружества. / Медведев, Р.А. // ЭКО. – 2006 – 62-65 с.

14. Экономика: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова. - Москва: ЮРИСТЪ. - 1999. – 244 с.