Курсовая работа: Доходы от реализации продукции
Название: Доходы от реализации продукции Раздел: Рефераты по финансам Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от реализации продукции . ПЛАН Вступление.......................................................................................................... 3 1.Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых ресурсов предприятия........................................................................................................ 5 1.1 Внешние и внутренние входящие денежные потоки предприятия.......... 5 2.2 Роль выручка от реализации продукции в доходах предприятия.......... 8 2. Планирование и распределение выручки от реализации продукции....... 10 2.1 Теоретические подходы к планированию выручки на предприятии.... 10 2.2 Расчет плановой выручки от реализации продукции............................ 16 3. Факторы роста выручки от реализации продукции и организация работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции..................................................................................... 20 Заключение........................................................................................................ 24 Расчетная часть................................................................................................. 25 Список использованной литературы............................................................... 35
|
Номенклатура | Полная себестои-мость, тыс. ден.ед. |
Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед. | в том числе | Стоимость без акцизного сбора и НДС, тыс. ден.ед. |
Прибыль (+) или убыток (-), тыс. ден.ед. |
|
акцизный сбор, тыс. ден.ед. |
НДС тыс. ден.ед. |
|||||
Основная продукция (товарный выпуск) | ||||||
А | 480 | 633,6 | - | 105,6 | 528 | +48 |
Б | 150 | 187,7 | - | 31,3 | 156,4 | +6,4 |
В | 240 | 302,4 | - | 50,4 | 252 | +12 |
Г | 400 | 782,4 | 228 | 130,4 | 424 | +24 |
Всего основной продукции | 1270 | 1906,1 | 228 | 317,7 | 1360,4 | +90,4 |
Всего реализации основных видов продукции с учетом изменения ее остатков | 1345 | 2146,1 | 228 | 487,7 | 1430,4 | +85,4 |
Другие виды продукции | 210 | 270 | +60 | |||
Общий объем реализации | 1555 | 1700,4 | +145,4 |
Когда ассортимент изделий большой, расчет плана реализации можно осуществлять комбинированным методом. Выручку от реализации основных видов продукции определяют методом прямого счета, а для подсчета выручки от реализации изделий другого ассортимента пользуются укрупненным методом. Для расчета берут товарный выпуск по всей номенклатуре остатков изделий, прибавляют к нему стоимость остатков на начало планового периода и отнимают ожидаемые остатки на конец планового периода по отпускным свободным ценам и за себестоимостью (табл. 2).
Таблица 2
Укрупненный метод расчета выручки от реализации продукции
Номенклатура | Полная себестои-мость, тыс. ден.ед. |
Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед. | в том числе | Стоимость без акцизного сбора и НДС, тыс. ден.ед. |
Прибыль (+) или убыток (-), тыс. ден.ед. |
|
акцизный сбор, тыс. ден.ед. |
НДС тыс. ден.ед. |
|||||
Остаток готовой продукции на начало планового периода | 40 | 60,7 | - | 10,1 | 50,6 | 10,6 |
Товарный выпуск продукции в плановом периоде | 220 | 333,7 | - | 55,7 | 278 | 58 |
Остаток готовой продукции на конец планового периода | 50 | 75,8 | - | 12,6 | 63,2 | 13,2 |
Всего | 210 | 318,6 | - | 53,2 | 265,4 | 55,4 |
Таким образом, мы можем подытожить, что выручка от реализации продукции, работ и услуг является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образование доходов и формирования финансовых ресурсов. При рыночной экономике объемам продажи и выручке отводится особое место. От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение затрат и формирования прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, что в конечном счете сказывается на финансовом результате деятельности предприятия.
3. Факторы роста выручки от реализации продукции и организация работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции
На величину выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Непосредственно зависящими от предприятия являются:
· объем
· ассортимент
· качество и конкурентоспособность производимой продукции
· уровень цен
Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.
Кроме того, сумма выручки зависит от:
· ритмичности работы предприятия
· комплектности продукции
· характера отгрузки
· спроса на данную продукцию
· форм расчета за продукцию
Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк- важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки, поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту- непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.
К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:
· перебои в работе транспорта
· несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателей
· задержки банковских расчетов и т.д.
В условиях рыночной экономики выручка любого коммерческого предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые товары и услуги, что в первую очередь зависит от финансовой службы предприятия. С 1992 года система ценообразования была сведена по существу, к применению свободных, т.е. рыночных цен величина которых определяется спросом и предложением. В цену продукции, как правило, закладывается определенный уровень рентабельности. Но иногда применяются и убыточные цены (так называемые цены проникновения) в целях вытеснения конкурентов, расширения рынков сбыта и в расчете на то, что в последующем потери предприятия будут компенсированы за счет переориентации спроса потребителей на его продукцию. Государственное регулирование цен используется для узкого круга товаров, производимых монопольными предприятиями.
Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными. Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятия продукция реализуется другим предприятиям или торогово-сбытовым организациям. Розничная цена включает в себя оптовую цену и торговую накидку (скидку).
Таким образом, уровень свободных и регулируемых цен является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а следовательно, и величину прибыли.
Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования, за которую отвечает финансовая служба предприятия.
Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка.
Ценообразование имеет первостепенное значение в случаях, когда
· предприятие впервые устанавливает цену при выпуске новой продукции;
· организационно- технические условия вынуждают предприятие изменить цены;
· конкуренты изменяют цены;
· нужно решить вопрос об изменении структуры цен взаимосвязанных друг с другом изделий с точки зрения спроса на них и их себестоимости.
Эти обстоятельства относятся к маркетинговым исследованиям, но одновременно связаны с производством, снабжением и сбытом продукции, с формированием выручки от реализации продукции.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости и потребительской стоимости товара, поэтому она не только отражает внутренние и внешние факторы производства, но влияет на них.
При формировании выручки от реализации продукции цена выполняет несколько функций:
· учетную, так как служит средством учета выручки от реализации продукции, затрат на производство и реализацию продукции, эффективности производства;
· стимулирующую, так как высокие цены стимулируют выпуск конкретной продукции;
· распределительную, так как отклонение цены на продукцию данного предприятия от средних сложившихся цен отражает направление распределения прибыли или в пользу производителя, или в пользу потребителя. При помощи цен доходы перераспределяются между предприятиями, отраслями, регионами;
· регулирующую, т.е. учитывается спрос и предложение на конкретную продукцию и закон денежного обращения, конкуренция выравнивает цены и предельные издержки производства, позволяет достичь эффективного использования ресурсов.
Заключение
В качестве заключения резюмируем основные положения курсовой работы:
· выручка от реализации- важнейшая экономическая категория, выражающая денежные отношения между поставщиками и потребителями продукции, работ, услуг;
· ожидаемая выручка и прибыль являются основными компонентами финансового планирования;
· на величину выручки от реализации продукции влияют множество зависящих и не зависящих от деятельности предприятия факторов;
· для расчета плановой выручки от реализации используются методы прямого расчета, товарного баланса с учетом переходящих остатков продукции, пофакторный метод и метод суммарного расчета;
· выручка от реализации продукции отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и является источником формирования валового дохода предприятия;
· в условиях рыночной экономики выручка любого коммерческого предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые товары и услуги, что в первую очередь зависит от финансовой службы предприятия. Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования, за которую отвечает финансовая служба предприятия.
Расчетная часть
1. Рассчитать и распределить амортизационные отчисления (табл. 1).
Таблица 1
Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение
№ стр. | Показатель | Сумма, тыс. руб. |
1 | Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года | 15530 |
2 | Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов | 3717,58 |
3 | Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов | 4067,58 |
4 | Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) | 1030 |
5 | Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (в действующих ценах) - всего | 14150,00 |
6 | Средняя норма амортизации, % | 13,5 |
7 | Сумма амортизационных отчислений - всего | 1910 |
8 | Использование амортизационных отчислений на вложения во внеоборотные активы | 1910 |
2. Рассчитать смету затрат на производство продукции (табл. 2).
Таблица 2
Смета затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью
№ стр. | Статья затрат | Всего за год, тыс. руб. | В т.ч. на IV квартал, тыс. руб. |
1 | Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) | 36540 | 9135 |
2 | Затраты на оплату труда | 17608 | 4402 |
3 | Амортизация основных фондов | 1910 | 478 |
4 | Прочие расходы, всего | 7943 | 1986 |
в том числе | |||
5 | а) уплата процентов за краткосрочный кредит | 430 | 110 |
6 | б) налоги, включаемые в себестоимость | 7257 | 1814 |
в том числе: | |||
7 | социальный налог (35,6 %) | 6268 | |
8 | прочие налоги | 989 | 247 |
9 | в) арендные платежи и другие расходы | 256 | 60 |
10 | Итого затрат на производство | 64002 | 16000 |
11 | Списано на непроизводственные счета | 10238 | 2560 |
12 | Затраты на валовую продукцию | 53764 | 13440 |
13 | Изменение остатков незавершенного производства | 442 | 110 |
14 | Изменение по остаткам будущих периодов | -12 | -3 |
15 | Производственная себестоимость товарной продукции | 53334 | 13333 |
16 | Расходы на продажу | 5261 | 1315 |
17 | Полная себестоимость товарной продукции | 58595 | 14648 |
18 | Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) | 85200 | 21550 |
3. Определить объем реализуемой товарной продукции и прибыли (табл.3).
Таблица 3
Расчет объема реализуемой продукции и прибыли
№ стр. | Показатель | Сумма, тыс. руб. |
1 | Фактические остатки нереализованной продукции на начало года: | |
2 | а) в ценах базисного года без НДС и акцизов | 2500 |
3 | б) по производственной себестоимости | 1950 |
4 | в) прибыль | 550 |
5 | Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг) | |
6 | а) в действующих ценах без НДС и акцизов | 85200 |
7 | б) по полной себестоимости | 58595 |
8 | в) прибыль | 26605 |
9 | Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года: | |
10 | а) в действующих ценах без НДС и акцизов | 1676 |
11 | б) по производственной себестоимости | 1037 |
12 | в) прибыль | 639 |
13 | Объем продаж продукции в планируемом году: | |
14 | а) в действующих ценах без НДС и акцизов | 86024 |
15 | б) по полной себестоимости | 59508 |
16 | в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг) | 26516 |
4. Составить проект Отчета о прибылях и убытках (табл. 4).
Таблица 4
Проект отчета о прибылях и убытках
№ стр | Показатель | Сумма, тыс. руб. |
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||
1 | Выручка (нетто) от продажи продукции в планируемом году | 86024 |
2 | Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году | 59508 |
3 | Прибыль (убыток) от продажи | 26516 |
II. Операционные доходы и расходы | ||
4 | Проценты к получению | 920 |
5 | Проценты к уплате | 70 |
6 | Доходы от участия в других организациях | 856 |
7 | Прочие операционные доходы | 7600 |
8 | Прочие операционные расходы | 5340 |
9 | Итого операционных доходов и расходов | 3966 |
III. Внереализационные доходы и расходы | ||
10 | Внереализационные доходы | 10876 |
11 | Внереализационные расходы - всего | 12054 |
в том числе: | ||
12 | а) содержание учреждений здравоохранения | 200 |
13 | б) содержание детских дошкольных учреждений | 730 |
14 | в) содержание пансионата | 290 |
15 | г) расходы на проведение НИОКР | 200 |
16 | д) налоги, относимые на финансовые результаты | 1534 |
17 | е) расходы по прочим операциям | 9100 |
18 | Прибыль (убыток) планируемого года | 29304 |
5. Рассчитать потребность в собственных оборотных средствах на конец планируемого года, их прирост (табл. 5)
Таблица 5
Расчет потребности предприятий в оборотных средствах
№ стр. | Статья затрат | Норматив на начало года, тыс. руб. | Затраты IV кв., тыс. руб. | Затраты IV кв., тыс. руб./день | Нормы запасов, в днях | Норматив на конец года, тыс. руб. | Прирост (+), снижение (-) |
1 | Производственные запасы | 3935 | 9135 | 102 | 45 | 4568 | 633 |
2 | Незавершенное производство | 236 | 13440 | 149 | 4 | 597 | 361 |
3 | Расходы будущих периодов | 15 | -12 | ||||
4 | Готовые изделия | 501 | 13333 | 148 | 7 | 1037 | 536 |
5 | Итого | 1518 | |||||
Источники прироста | |||||||
6 | Устойчивые пассивы | 230 | |||||
7 | Прибыль | 1288 |
6. Заполнить таблицу «Распределение прибыли планируемого года» (табл. 6). Самостоятельно принять решение о суммах выплаты дивидендов и погашения долгосрочных ссуд.
Таблица 6
Распределение прибыли планируемого года
№ стр. | Показатель | Сумма, тыс. руб. |
1 | Прибыль планируемого года | 29304 |
2 | Отчисления в резервный фонд | 3000 |
3 | Реконструкция цеха | 2750 |
4 | Строительство жилого дома | 2250 |
5 | Отчисления в фонд потребления – всего | 3020 |
в том числе: | ||
6 | а) на выплату материальной помощи работникам предприятия | 1120 |
7 | б) удешевление питания в столовой | 1000 |
8 | в) на выплату вознаграждения по итогам года | 900 |
9 | Налоги, выплачиваемые из прибыли | 980 |
10 | Налог на прибыль | 4703 |
11 | Налог на прочие доходы 6% | 107 |
12 | Погашение долгосрочного кредита | 818 |
13 | Выплата дивидендов | 10389 |
14 | Прирост оборотных средств за счет прибыли | 1288 |
7. Определить источники капитальных вложений на производственное и непроизводственное строительство (табл. 7).
Таблица 7
Расчет источников финансирования вложений во внеоборотные активы, тыс. руб.
№ стр. | Источник | Капитальные вложения производственного назначения | Капитальные вложения непроизводственного назначения | Сумма капиталь ных вложений |
1 | Ассигнования из бюджета | 0 | 0 | 0 |
2 | Прибыль, направляемая во вложения во внеоборотные активы | 2750 | 2250 | 5000 |
3 | Амортизационные отчисления на основные производственные фонды | 1910 | 1910 | |
4 | Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом | 329 | 329 | |
5 | Поступления средств на жилищное строительство в порядке долевого участия | 710 | 710 | |
6 | Прочие источники | |||
7 | Долгосрочный кредит банка | 3110 | 160 | 3270 |
8 | Итого вложений во внеоборотные активы | 8100 | 3120 | 11220 |
9 | Проценты по кредиту к уплате (ставка 25% годовых) | 778 | 40 | 818 |
8. Составить баланс доходов и расходов (финансовый план) (табл. 8).
Таблица 8.
Баланс доходов и расходов (финансовый план)
№ стр. | Показатель | Сумма, тыс. руб. |
1 | I. Поступление (приток денежных средств) | |
2 | А. От текущей деятельности | |
3 | Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин) | 86024 |
4 | Прочие поступления – всего | 150 |
в том числе: | ||
5 | средства целевого финансирования | 100 |
6 | поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях | 50 |
7 | Прирост устойчивых пассивов | 230 |
8 | Итого по разделу А | 86404 |
9 | Б. От инвестиционной деятельности | |
10 | Выручка от прочей реализации (без НДС) | 7600 |
11 | Доходы от внереализационных операций | 10876 |
12 | Накопления по строительно – монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом | 329 |
13 | Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР | 200 |
14 | Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве | 710 |
15 | Высвобождение средств из оборота (мобилизация) | |
16 | Итого по разделу Б | 19715 |
17 | В. От финансовой деятельности | |
18 | Увеличение уставного капитала | |
19 | Доходы от финансовых вложений | 1776 |
20 | Увеличение задолженности – всего | 3270 |
в том числе: | ||
21 | получение новых займов, кредитов | 3270 |
22 | выпуск облигаций | |
23 | Итого по разделу В | 5046 |
24 | Итого доходов | 111166 |
25 | II. Расходы (отток денежных средств) | |
26 | А. По текущей деятельности | |
27 | Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость) | 50340 |
28 | Платежи в бюджет – всего | 14581 |
в том числе: | ||
29 | налоги, включаемые в себестоимость продукции | 7257 |
30 | налог на прибыль и налог на прочие доходы | 4810 |
31 | налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия | 980 |
32 | налоги, относимые на финансовые результаты | 1534 |
33 | Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и т.д.) | 3020 |
34 | Прирост собственных оборотных средств | 1518 |
35 | Итого по разделу А | 69459 |
36 | Б. По инвестиционной деятельности | |
37 | Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы – всего | 11620 |
в том числе: | ||
38 | вложения во внеоборотные активы производственного назначения | 8100 |
39 | вложения во внеоборотные активы непроизводственного назначения | 3120 |
40 | затраты на проведение НИОКР | 400 |
41 | платежи по лизинговым операциям | |
42 | Долгосрочные финансовые вложения | |
43 | Расходы по прочей реализации | 5340 |
44 | Расходы по внереализационным операциям | 9100 |
45 | Содержание объектов социальной сферы | 1370 |
46 | Прочие расходы | |
47 | Итого по разделу Б | 27430 |
48 | В. От финансовой деятельности | |
49 | Погашение долгосрочных кредитов | 818 |
50 | Уплата процентов | 70 |
51 | Краткосрочные финансовые вложения | |
52 | Выплата дивидендов | 10389 |
53 | Отчисления в резервный фонд | 3000 |
54 | Прочие расходы | |
55 | Итого по разделу В | 14276 |
56 | Итого расходов | 111166 |
57 | Превышение доходов над расходами (+) | 0 |
58 | Превышение расходов над доходами (–) | 0 |
59 | Сальдо по текущей деятельности | 16945 |
60 | Сальдо по инвестиционной деятельности | -7715 |
61 | Сальдо по финансовой деятельности | -9230 |
9. Составить краткую пояснительную записку к финансовому плану.
В процессе подготовки финансового плана на первом этапе нами была определена амортизация основных фондов. Расчет проводился, исходя из стоимости основных производственных фондов на начало года, вводимых и выбывших основных средств. Амортизационные отчисления были получены путем умножения среднегодовой стоимости оборудования на норму амортизации.
Составляя смету, нами были рассчитаны следующие показатели:
· единый социальный налог (35,6 % от суммы оплаты труда);
· затраты на производство (включающие материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизацию основных фондов и прочие расходы);
· затраты на валовую продукцию, состоящие из затрат на производство и суммы, списанной на непроизводственные счета;
· производственная себестоимость товарной продукции, складывающаяся из затрат на валовую продукцию, изменения остатков незавершенного производства и изменения остатков по расходам будущих периодов;
· полная себестоимость товарной продукции (сумма производственной себестоимости товарной продукции и расходов на продажу).
При расчете объема реализуемой продукции и прибыли были рассчитаны планируемые остатки нереализованной продукции на конец года и объем продаж продукции в планируемом году.
Полученная прибыль, то она была распределена следующим образом:
· отчисления в резервный фонд – 3000 тыс. руб.;
· реконструкция цеха – 2750 тыс. руб.;
· строительство жилого дома – 2250 тыс. руб.;
· отчисления в фонд потребления – 3020 тыс. руб.;
· налоги – 5790 тыс. руб.
На выплату дивидендов было направлено 10389 тыс. руб., на погашение долгосрочного кредита направлено 818 тыс. руб.
Положительное сальдо у предприятие сохраняется только по текущей деятельности, по финансовой и инвестиционной – сальдо отрицательное. То есть часть расходов по этим видам деятельности финансируется за счет выручки от продаж и некоторых прочих поступлений. Следовательно, предприятию необходимо принять решение о проведении мероприятий по повышению инвестиционной и финансовой привлекательности фирмы.
Список использованной литературы
1. Бабич А.М. Финансы: Учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 760 с.
2. Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций/ Под ред. И. П. Мерзлякова. – М.: Инфра-М, 2001. - 298 с.
3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. – К.: Ника-Центр, 2002.
4. Бородина Е.И. Финансы предприятий / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина. – М.: Банки и биржи, 2002. – 208
5. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами / Дж. Ван Хорн / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 791 с.
6. Зеляковская В.М., Васильев А.А. Финансовое планирование деятельности промышленного предприятия. Препринт научного доклада, подготовленного для участия в 39-й научно-практической конференции ВолгГТУ. – Волгоград: РПК «Политехник», 2002.
7. Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 496 с.
8. Количественные метода финансового анализа / Под ред. С. Дж. Брауна и М. П. Крицмена. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 336 с.
9. Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. – 2002. - № 6. – С. 61-67.
10. Кукукина И.Г. Управление финансами / И.Г. Кукукина. – М.: Юристъ, 2001. - 267 с.
11. Николаева О., Шишкова Т. Управленческий учет: учебное пособие. Изд-во «УРСС», 2002. – 368 с.
12. Репин В.В. Технологии управления финансами предприятия / В.В. Репин. – М.: «Издательский дом «АТКАРА», 2000.
13. Румянцева Е.Е. Финансы организаций: финансовые технологии управления предприятием: Учеб. пособие / Е.Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 459 с.
14. Рындин А.Г., Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на предприятии. – М.: Русская деловая литература, 2003. – 350 с.
15. Старовойтов М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы). – М.: Наука, 2001. – 312с.
16. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: российская практика. – М.: Перспектива, 2004. – 200 с.
17. Управление финансами предприятия / Под ред. Л.В. Тереховой. – М.: ЗАО «Издательский дом «Логос-Развитие», 2001. – 144 с.
18. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408 с.
19. Финансы: Учебник / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов. – М.,: Финансы и статистика, 2003. – 398 с.
20. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002. – 663 с.