Реферат: Русские православные монастыри как объекты паломнического туризма

Название: Русские православные монастыри как объекты паломнического туризма
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

Реферат на тему: «Русские православные монастыри как объекты паломнического туризма»

Паломническая поездка - что это такое?

Одной из важных сторон жизни русского человека-христианина являлось паломничество к святыням. Как писал еще в XIX в. академик А.Н.Пыпин в своей "Истории русской литературы", "странники по святым местам давно уже получили у нас название паломников, несомненно в связи с западным их именем: palmarii, palmati, palmigeri, как называли потому, что они возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями". "Паломничать - ходить на поклонение в Иерусалим" (В.Даль).

Однако, из живущих в России немногие могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь - центр духовной жизни всего края. Иногда несколько расположенных рядом сел (или приходов в городе) отправляли своего представителя в удаленные порой на тысячи верст Киево-Печерскую лавру или Соловецкий монастырь. Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.

Сегодня, после почти десяти лет "реформ", вылившихся в кризис всех сторон жизни общества, постепенно приходит понимание, - увы, не сразу и не ко всем, - что возрождение России - это прежде всего восстановление ее духовно-нравственных основ. Вновь возникла необходимость, восстанавливая "связь времен", увидеть и осознать, наследниками каких великих и славных традиций мы являемся. Вот почему сегодня такое важное значение приобретают паломнические поездки.

Тысячи и тысячи людей отправляются в наши дни во все концы России, порой в самые отдаленные ее уголки, не только чтобы поклонится подвизавшимся там когда-то великим подвижникам христианского благочестия и вознести свои молитвы в святом месте явления чудотворной иконы или цельбоносного источника. Люди едут сюда в надежде понять: в чем истоки нашей сегодняшней трагедии; почему народ, владевший таким духовным богатством, пренебрег им; как жить дальше, как изменить жизнь, чтобы обрести мир в своей душе и в стране? И такие поездки помогают не только найти ответы на эти наболевшие вопросы, но и - шире - приобретают важное значение в укреплении национального самосознания и духовном возрождении народа.

Общение с паломниками убеждает в одном: для всех эти паломничества становятся важным благотворным фактором в жизни. Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который, они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни. Они усвоили себе благодатное чувство сопричастности истории Русской Православной Церкви и Российского государства, ощутили себя звеньями великой цепи, связывающей прошлое и будущее русского народа. И в этом великое значение паломничества.

Виртуальное паломничество

Конечно, ничто не заменит реального посещения святых мест, однако не всегда есть возможность совершить такое паломничество - особенно в далекие от дома места. Интенсивный ритм жизни, жесткая привязанность к служебным и семейным обязанностям, постоянная занятость не позволяют совершать долгие путешествия. Еще одним препятствием к паломничествам оказываются финансовые проблемы - путешествия сейчас стоят дорого, а зарплаты у многих низкие. Впрочем, даже людям обеспеченным и/или располагающим достаточным временем все равно невозможно побывать во всех местах, связанных с известными православными святынями.

Но узнать больше о таких местах стремится, наверное, любой православный человек. Помочь в этом может так называемое виртуальное паломничество. Слово "виртуальный" в данном случае означает "не реальный, но близкий к реальному по сути и результату". Широкое распространение этот термин получил в последние годы с развитием компьютерных технологий, где он применяется при моделировании реальных объектов и процессов.

Хотя применительно к паломничествам термин "виртуальный" стал употребляться совсем недавно, сам способ знакомства со святынями через их описание имеет давнюю историю. Еще в XII веке игумен Даниил написал на основе впечатлений своего путешествия в Святую землю знаменитую книгу "Паломник", содержащую описания увиденного им от Царьграда до Иерусалима. Эта книга пользовалась огромной популярностью среди благочестивых русских людей на протяжении нескольких столетий. Она и множество более поздних описаний паломнических путешествий помогали православным верующим узнать о святых местах, мысленно перенестись туда и духовно соприкоснуться со святынями.

Развитием традиции "книжного" паломничества явилось появление в 1885 г. журнала "Русский паломник", который в конце XIX и начале XX века читали во всех уголках России. Примечательно, что в журнале с таким названием помимо описаний и фотографий святых мест публиковался широкий спектр материалов духовной направленности. Это свидетельствует о расширенном понимании слова "паломничество" - как пути духовного просвещения и возрастания в вере.

Интересно, что издание журнала "Русский паломник", прерванное с приходом к власти большевиков, было возобновлено в начале 90-х годов Валаамским обществом Америки. Одной из главных целей журнала, как и прежде, стало знакомство с русскими монастырями и другими святынями людей, не имеющих возможности там побывать. "Немногим из нас Господь посылает возможность паломничать по Св. Руси, - говорится в одном из номеров журнала, - ... Через "Паломник" и сидя дома можно как бы паломничать и в домашней келье своей возносить молитвы за возрождающиеся обители".

Подобную возможность паломничества предоставляют также телепередачи и видеофильмы. В церковных лавках сейчас можно найти множество видеокассет с фильмами о православных святынях. В последние годы появились и CD-ROM, позволяющие побывать, например, в православных монастырях. Загрузив такой диск на своем компьютере, можно не только прочитать об истории монастыря и посмотреть его фотографии, но и пройти с экскурсоводом по монастырской территории, зайти в храмы, поприсутствовать на богослужении - все это, разумеется, в виртуальном пространстве.

Новые возможности виртуального паломничества открылись с появлением сети Интернет. Собственно, именно применительно к Интернет стал употребляться термин "виртуально паломничество". Здесь вы действительно совершаете виртуальное путешествие, отыскивая нужный сайт среди множества других, заходя на него, перемещаясь по его страницам, а затем переходя на следующий сайт.

Где же могут пролегать маршруты таких путешествий? Как и в истории реальных паломничеств, начать, наверное, стоит с посещения Святой земли. Для этого можно отправиться на сайт http://kcm.co.kr/HolyLand/index_e.html. Тексты сайта доступны только на английском языке, но основное его содержание составляют фотографии библейских мест. Выбрав на главной странице интересующее вас место, вы попадаете в раздел с несколькими его фотографиями и кратким описанием. Каждую из фотографий можно посмотреть отдельно в увеличенном формате.

Следующий виртуальный маршрут может проходить через русские монастыри. Увлекательное виртуальное паломничество можно совершить на Валаам. При заходе на сайт Валаамского монастыря вам предлагается загрузить карту о. Валаам. Карта очень удобная, снабжена легендой с расшифровкой всех условных обозначений, схемой маршрутов и указателем расстояний от главной монастырской усадьбы до каждого скита. Обозначения монастыря и скитов выполнены в виде гиперссылок. Щелкая мышкой на нужном ските, вы попадаете в посвященный ему раздел. Здесь вас ожидают несколько масштабируемых фотографий скита и рассказ о его истории. На сайте можно также познакомиться с летописью Валаамской обители и ее наиболее почитаемыми иконами.

При виртуальном посещении о. Коневец, расположенного недалеко от Валаама, помощь в путешествии оказывают сразу несколько прекрасных карт различных масштабов. По ним можно определить местоположение о. Коневец, найти на нем сам монастырь, скиты и часовни, а затем посмотреть объемную схему монастыря с высоты птичьего полета. На сайте также представлены фотографии монастырских построек, сведения о благотворительной деятельности монастыря. Желающие совершить реальное путешествие в монастырь могут найти полезную информацию в специальном разделе для паломников.

На главной странице сайта московского Свято-Данилова монастыря вас встречает старинная гравюра монастыря и перечень основных разделов сайта. Перемещаясь по ним, можно посмотреть фотографии с современными видами монастыря, узнать о его истории, расписании богослужений, экспозиции церковно-исторического музея.

Сайт Свято-Троицкого Ипатьевкого монастыря предлагает познакомится с летописью этой знаменитой "царской обители" и историей ее возрождения в наше время. Здесь приведены иллюстрации монастырских святынь и знаменательных событий из истории монастыря.

Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России

Феномен русского монастыря и русского монашества является многоаспектным и далеко выходит за рамки одного только религиозного сознания и религиозного культа.

Общеизвестно, что монастыри наряду с главным своим делом молитвы и духовного окормления верующих людей являлись государевыми крепостями, культурными и образовательными центрами, образцовыми для своего времени школами ведения хозяйства, тюрьмами. Наиболее полно и последовательно выражая христианское учение, русские монастыри в то же время делали это в национально-самобытной форме, породив феномен русского инока. Несомненно, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский в разные эпохи отразили народные представления об идеале праведной жизни.

Без монастырей невозможно представить русскую культуру. История монастырей и монашества в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества, и возрождение этих институций воспринимается многими россиянами как возрождение национальной идентичности и традиционных ценностей, как симптом нравственного оздоровления общества, антитеза бездуховности и погоне за одним материальным достатком. Значение монастырей сегодня велико и далеко выходит за рамки "удовлетворения религиозных потребностей верующих людей". Поэтому как в прошлом, так и сейчас в монастыри устремляются православные паломники и светские туристы, их не оставляют вниманием политики и деятели культуры.

Путешествие по русским монастырям может быть и виртуальным. Как правило, любой турист и паломник, имеющий домашний Интернет, перед тем как отправляться в путь ищет в сети материалы о монастырях, которые собирается посетить. Ресурсы, посвященные монастырям Русской Православной Церкви, в Рунете обширны и велики. В некоторых случаях приводимая там информация имеет большое общекультурное и познавательное значение. Интересные, но фрагментарные, сведения Интернета должны быть дополнены издающейся сегодня новейшей литературой о монастырях.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на епархиальном собрании г. Москвы 24 декабря 2007 г. огласил следующие данные по статистике действующих в настоящее время монастырей: «Действуют 732 монастыря, в том числе в России — 219 мужских и 240 женских, в странах СНГ — 128 мужских и 139 женских, за рубежом — 3 мужских и 3 женских; кроме того, 196 подворий и 56 скитов».

Следует иметь в виду, что каноническая территория РПЦ намного больше территории Российской Федерации и простирается в пределах былого СССР.

XX в. и революция в России принесли тяжкие испытания верующим людям и православным монастырям. Большую часть монастырей закрыли, а большинство монашествующих оказалось в тюрьмах, лагерях и ссылках. Далеко не все вернулись… Многие из них вошли в сонм новомученников и исповедников Российских. К концу советской эпохи во всем громадном Советском Союзе существовало всего 18 действующих монастырей и еще два находились за границей (для сравнения: к 1917 г. в России было 1257 монастырей).

Возрождение РПЦ и монастырей, как ее неотъемлемой части, началось накануне и после празднования 1000-летия Крещения Руси (1988). О конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. иногда в шутку говорят как о «втором Крещении». Вместе с монастырями стало возрождаться и паломничество по святым местам. Вряд ли это можно называть модой: мода держится несколько лет, а традиция поклонения святыням Отечества существует много веков и лишь ненадолго была насильственно прервана потрясениями XX в.

Как мы уже говорили, сейчас у РПЦ в настоящее время 732 монастыря, в том числе непосредственно на территории России 459: 219 мужских и 240 женских обителей.

Редкое путешествие по русским городам обходится без посещения монастырей. Верующие люди ищут в них молитву и опытных духовников, туристы знакомятся с замечательными памятниками отечественной истории и культуры.

Организация паломнических туров. Святые места России

Паломнические путешествия называть «турпродуктом» можно лишь формально. Компоненты, из которых состоят эти особенные туры — действительно те же, что и у прочих: транспорт, размещение, экскурсии и так далее. Однако тут на первом месте всегда стоит не уровень отеля и не насыщенность маршрута, а соответствие духовным запросам путешественника.

Паломничество само по себе — очень логичная вещь: здесь не надо ничего придумывать, достаточно только понять, для чего и куда человек хочет поехать. Ведь подлинное паломничество — не просто поездка «туда и обратно». Паломник не только и не столько путешествует в обычном значении этого слова — он соприсутствует на каком-то личном и необходимом только для него событии. И когда агент выбирает для своего путешественника конкретный маршрут, особенно по России с её масштабами, он должен в первую очередь помнить именно об этом.

Необходимо, чтобы паломник почувствовал, что все его мысли и стремления совпадают с предстоящим путешествием.

Практические моменты

Как известно, уровень объектов размещения в нашей стране — весьма неравномерный, что напрямую отражается и на выборе гостиниц для паломнических туров по России. Чаще всего они подразумевают проживание в недорогих гостиницах. Но порой оказывается, что таковых в округе просто нет: тогда остаются либо очень дорогие варианты размещения, либо ночлег в монастырях или в «частном секторе».

Один из важнейших практических моментов, который необходимо всегда учитывать — это особенности питания (соблюдение постов, среды и пятницы) и организация литургии. Как правило, время переездов рассчитывается так, чтобы паломники приезжали на место вечером, могли отстоять всенощную и переночевать. А утром — литургия и отъезд. Все программы строятся таким образом, чтобы за путешествие была одна или две обязательные литургии.

Продолжительность путешествия

По продолжительности все паломнические туры по России можно разделить на однодневные (в основном это Подмосковье), «туры выходного дня» и многодневные поездки — в основном от 3 до 7 дней. Максимальное количество дней в туре, как правило, не больше 12. Чаще всего это либо маршруты на теплоходе, либо паломничество в отдалённые регионы России, когда дорога занимает достаточно продолжительное время — например, Екатеринбург, Тобольск и Алтай.

Хороший паломнический маршрут должен быть логичным и полным. К примеру, если паломник решил посетить святые места в окрестностях Екатеринбурга или Тобольска, имеет прямой смысл отправиться в комплексное путешествие, охватывающее все основные святыни Урала.

Вот пример такого маршрута. Переезд от Москвы до Тобольска занимает около двух дней, в зависимости от выбранного поезда. Чаще всего предполагается остановка в Тобольске на 2-3 дня и осмотр близлежащих достопримечательностей. Затем — переезд до Екатеринбурга на автобусе или поезде и осмотр окрестностей города. Кроме того, оттуда недалеко до Перми, где расположен монастырь Белогорье — своего рода «Уральский Афон». Таким образом, в одном путешествии можно объединить Святые места Северного и Центрального Урала, а также «присоединить» к нему весь путь Царственных мучеников на Урале и в Сибири.

Куда и когда ездят

Если делить паломнические туры по региональному признаку, то можно выделить направления, в которые чаще всего отправляются паломники. Это, в первую очередь, Северо-Запад и Центр России, самая развитая часть страны, которая была ещё в Средние века, во времена возникновения христианства и его развития на Руси. Очень много паломников отправляется в путешествие по Золотому кольцу, Задонск (Липецкая область), Курск и Дивеево (Нижегородская область) и, конечно же, в Северо-Западный регион.

Северо-Запад — это не только Карелия (Валаам и Кижи), а также Архангельская (Соловки) и Вологодская земли, Псков и Великий Новгород. Псков интересен не только Пушкинскими горами и Печорой — кроме них, немало паломников посещает Талапские острова, где жил и служил отец Николай Гурьянов.

Большинство городов, входящих в Золотое кольцо России, неразрывно связаны с историй православия на Руси: в них сосредоточено множество святынь, и практически каждый храм и монастырь является объектом паломничества. Самые посещаемые города — Александров, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Тутаев, Углич, Кострома, Суздаль и Владимир.

Кроме того, нужно отметить и такие южные направления, как Ростов-на-Дону, Краснодар и Архыз — за последнее время там было восстановлено и открыто много монастырей. Особое место занимает Алтай, паломничества туда неразрывно связаны с изучением традиций местных жителей.

Какое-то самое благоприятное время для путешествия выделить сложно. Летом ездят везде и на более длительное время — от 3 до 7-12 дней. Осенью и весной, как правило, выбирают сравнительно короткие программы на 2-3 дня. Исключением являются только крупные праздники: тут уж выходные или нет, большого значения не имеет.

Краткий обзор Святых мест Православной России

Все монастыри Русской православной церкви имеют единые принципы организации монастырской жизни. Но также обязательно стоит отметить, что у каждого монастыря — своя история и духовный облик. Наиболее чётко и ярко это заметно в древних монастырях — Кирилло-Белозёрском (Вологодская область), Валаамском (Валаам), Псково-Печорском (Псковская область), Свято-Троице-Сергиевой лавре (Московская область).

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Монастырь расположен на Большом Соловецком острове в Белом море, а скиты и пустыни — на других островах архипелага. Именно географическое положение во многом сказалось на истории развития и судьбе обители. Монастырь являлся своего рода пограничной крепостью: он выдержал осаду ливонцев, шведов и англичан, а с конца 16 века использовался ещё и как место ссылки. После его закрытия в 1920 году здесь были лагерь и тюрьма особого назначения. Святыни монастыря: мощи основателей Соловецких — Зосимы, Савватия и Германа (надвратная церковь Благовещения), частицы мощей многих чтимых святых, мощи преподобного Елеазара Анзерского (Свято-Троицкий Анзерский скит) и преподобного Иова Анзерского (Голгофо-Распятский скит).

Праздники обители: Преображение Господне — 19 августа, преподобных Зосимы, Савватия и Германа — 21 августа, Собор Соловецких святых — 22 августа, Собор новомучеников и исповедников Соловецких — 23 августа.

Москва

Монастыри: Свято-Данилов — часть мощей благоверного князя Даниила Московского, Донской — мощи патриарха Тихона, Зачатьевский — икона Божией Матери «Милостивая», Новоспасский — икона Божией Матери «Всецарица», Свято-Покровский — мощи блаженной матроны Московской, Новодевичий — чтимые иконы Божией Матери Смоленская и Тихвинская.

Святыни: мощи праведного Алексия Московского (Мечёва) в храме Святителя Николая на Маросейке, поклонный «Кийский крест» с частицами мощей более 300 святых в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Московская область

Монастыри: Троице-Сергиева лавра, Высоцкий Богородицкий в Серпухове — чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Саввин-Сторожевский в Звенигороде — с мощами преподобного Саввы Сторожевского, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский в Новом Иерусалиме — с частью мощей мученицы Татианы.

Города: Дмитров, Коломна, Серпухов, Можайск.

Санкт-Петербург

Монастыри: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мощи благоверного князя Александра Невского, Свято-Иоанновский — мощи праведного Иоанна Кронштадтского.

Святыни: мощи блаженной Ксении Петербургской в часовне Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» в храме в честь этой иконы на Зеленецком подворье, чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в академическом храме Санкт-Петербургской духовной академии.

Другие регионы России

Алтайский край: Богородице-Казанский (Коробейниковский) монастырь — чудотворная икона Божией Матери.

Калужская область: Оптина Пустынь, Свято-Пафнутиев Боровский монастырь, Свято-Тихонова Успенская пустынь.

Костромская область: Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь.

Липецкая область: Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

Нижегородская область: Серафимо-Дивеевский монастырь.

Новгородская область: Свято-Юрьев монастырь, Варлаамо-Хутынский монастырь, Валдайский Иверский монастырь, Перынский скит.

Заключение

Паломническое движение в России набирает силу. За последние четыре-пять лет резко возросло количество паломников к отечественным святыням – оно составляет, по экспертным оценкам, около трех миллионов человек в год. Особенно радостно наблюдать в последнее время развитие детского и юношеского паломничества. В поездках активно участвуют учащиеся воскресных школ и студенты. Это наглядно опровергает давно сложившееся мнение, что в нашей стране паломничество – удел только пожилых людей.

Во многих епархиях возрождаются крестные ходы, являющиеся традиционной формой массового паломничества. В дни великих праздников к святыням Троице-Сергиевой, Киево-Печерской, Почаевской и Александро-Невской лавр едут тысячи людей. В 2003 году, когда отмечалось столетие прославления преподобного Серафима Саровского, более двадцати тысяч паломников участвовали в торжествах в Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре и в городе Сарове. В 2007 году десятки тысяч паломников со всех уголков страны побывали в Саввино-Сторожевском монастыре на праздновании 600-летия кончины его основателя, преподобного Саввы Сторожевского.

На Руси паломничество традиционно называли благочестивым делом, оно являлось и является частью религиозной жизни каждого верующего человека. В нынешних условиях паломничество обретает особый смысл. Многие храмы и обители нашей родной земли по-прежнему находятся в разоренном и порушенном состоянии, безмолвно взывая к нашей помощи.

Паломнические поездки, без сомнения, могут стать школой изучения Православия, богатейшей истории нашей страны, способствовать воцерковлению людей, а также воспитанию подрастающего поколения в христианской традиции. Сегодня для многих паломничество к святым местам – это самый короткий путь к обретению веры.