Курсовая работа: Использование куклотерапии в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста
Название: Использование куклотерапии в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: « Использование куклотерапии в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста. Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы куклотерапии в коррекции заикания детей старшего дошкольного возраста. 1.1Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с заиканием…………………………………………………………6 1.2Психологические механизмы использования куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием……………………..11 Глава II. Опытно – экспериментальная работа по использованию куклотерапии в логопедической работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста. 2.1 Констатирующий этап эксперимента…………………………………..….28 Заключение……………………………………………………………………....35 Библиографический список……………………………………………………..36 Введение Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата представляет в настоящее время одну из острых проблем логопедии.[Власова Л.С.][7] В связи с этим идет постоянный поиск наиболее эффективных методов коррекции. Все чаще в комплексное воздействие по преодолению заикания наряду с традиционными методами включаются нетрадиционные техники, позволяющие как непосредственно, так и опосредованно влиять на психо – эмоциональное состояние заикающегося ребенка, создавая тем самым благоприятную сряду для устранения речевого дефекта. По мнению многих исследователей таких как Троян Г.А, Медведева И.Я., Шишова Т.Л., Татаринцева А.Ю.: нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся все более перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. [Троян Г.А.][25] Кроме таких традиционных для логопедической практики методов коррекции как логопедические гимнастика, упражнения, ритмика, можно выделить и такой нетрадиционный метод лечения как – куклотерапия. По мнению Якоб Леви Морено: куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний. Кукла помогает отвлечься от действительности, помогает ребёнку не потеряться в этом мире, понять красоту, доброту, избавиться от страха. Кукла удобна для игр. Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики рук и координации движений; развитие по средством способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким – либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний. И. Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л. П. Успенская в 1984году предложили использовать перчаточные куклы в работе с детьми для устранения заикания. В основе этого подхода лежат данные нейропсихологических исследований, согласно которым активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи заикающегося ребёнка. Этим и обусловлено применение ручных кукол для устранения заикания. Работа с куклой, говоря за неё, ребенок по – иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Таким образом, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей.
Глава I. Теоретические основы куклотерапии в коррекции заикания детей старшего дошкольного возраста. 1.1Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.[7] Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20 – го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского. По сей день интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученных из стран всего мира. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует об ее актуальности. В отечественной логопедии разработан оригинальный подход в оценки клинической картины заикания. Выделение двух клинических форм заикания – невротической и неврозоподобной – позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности, как начальный период развития заикания, так и его хронификации. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушение высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением центральной нервной системы, в других случаях – с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что дает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю его жизнь. [Шкловский][31] В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знаний клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся, что и определяет направление реабилитационных, а так же профилактических мероприятий. [Белякова Л.И., Дьякова Е.А.][2] Заикание у детей дошкольного возраста рассматривалось как невроз, появившийся вследствие слабости нервной системы ребенка, и поэтому внимание врачей сосредоточивалось исключительно на укреплении его нервной системы. Бывали случаи, что действительно укрепление нервной системы заикающегося ребенка приводило к ликвидации его речевого дефекта. Но это не являлось правилом, и часто заикание, возникшее у ребенка как невротическая реакция, настолько укоренялось, что даже, несмотря на укрепление его нервной системы все же прогрессировало в своем развитии, принимая тяжелую форму речевого расстройства. Профессор Сикорский говорит, что «заикание является детской болезнью», и действительно, по данным наших обследователей, более 85% заикающихся – дошкольников стали заикаться в возрасте от 2 до 5 лет, причем было установлено, что заикание, возникшее в раннем детстве, не было выраженным и лишь с годами принимало все более и более тяжелую форму. Из этого видно, насколько важно оказание логопедической помощи в самом начале возникновения заикания. Освоение регуляторных механизмов, преодолевающих импульсивность речи, происходит тем успешнее, чем более выражена первичная способность ребенка к отсроченному реагированию и одновременному охвату нескольких раздражителей, к преодолению персеверативных механизмов, к гибкости переключения. Названные черты поведения находятся в большой зависимости от типологических особенностей протекания психических процессов. Так, неблагоприятным фактором является неустойчивость внимания, мешающая внутреннему обозрению сказанного, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность. Именно эти черты специальные исследования обнаруживают у заикающихся детей. Ведущим нарушением при заикании, часто считают моторный дефект, выражающийся, в частности, в судорогоподобном напряжении лицевой мускулатуры в момент речи. Следует добавить, что в существующих концепциях заикания уделяется внимание также и особенностям личности заикающихся, однако чаще эти особенности объясняют как невротическую реакцию, т.е. как явление вторичного порядка. Особенности психики заикающегося ребенка, во всяком случае, в первоначальном периоде речевого расстройства, не сводятся только лишь к реактивным изменениям личности. У многих заикающихся детей установлена недостаточность тех процессов, которые являются предпосылками нормального формирования речевого поведения. Не случайно заикание наступает в период становления активной речи. Конституциональная неустойчивость нервной системы создает неблагоприятные условия для протекания столь сложного процесса, каким является овладение речевым поведением. В таких случаях, чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая предупредительная работа. Как известно, в возрасте двух-четырех лет, когда дошкольник впервые переходит от ситуационной речи к контекстной, когда наряду с интенсивным усвоением средств языка ему приходится овладевать языковой стратегией, когда возрастные особенности нервных процессов нередко усиливаются типологическими чертами, а иной раз и отклонениями от нормы, в этом возрасте частота наступления заикания особенно велика. Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации. По мнению В.Н. Мясищева (1960), личность раскрывается как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Речь наиболее тесным образом связана с личностью человека, так как важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в процессе диалогического взаимодействия. Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание. У детей с невротической формой заикания общественные отношения (с родителями и сверстниками) нарушаются постепенно по мере хронификации речевой патологии и осложнений ее вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений существенно отстает в своем развитии от нормы. Известно, что в дошкольном возрасте многие заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации. Следовательно, реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только воспитанием плавной речи. Значительную роль играет воспитание личности. Обстановка, окружающая заикающегося ребенка, должна быть доброжелательной и спокойной. Речь всех окружающих ребенка лиц должна быть негромкой, спокойной, размеренной. Для заикающегося дошкольника, важны ласковые интонации в голосе персонала и улыбающиеся приветливые лица. Следует как можно чаще ребенка поощрять, особенно при проявлении им инициативы, четкого выполнения правил поведения. Положительный эмоциональный климат воспитательного учреждения и семьи способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, повышает его самооценку. На логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками необходимо также поощрять даже незначительные достижения ребенка, воспитывая уверенность в своих силах. Таким образом, при коррекции заикания знание только практических приемов коррекции речи недостаточно, необходимы понимания целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а так же знания клинических проявлений невротических и неврозопадобных состояний. 1.2. Куклотерапия как метод коррекции. Исследованием в области куклотерапии занимались: Якоб Леви Морено, Ирина Яковлевна Медведева, Татьяна Львовна Шишова, А.Ю.Татаринцева, И. Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. Истоки этого направления можно найти в психодраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Он решил воспроизводить в условиях клиники те самые ситуации, которые наиболее травмировали его пациентов, и для этого создал специальный лечебный театр, который назвал психодрамой. Врачи вместе с больными и их родственниками писали достаточно простые сценарии и совместными усилиями ставили спектакль. Зрительный зал тоже состоял из больных и родственников. Этот метод в ряде случаев давал очень хорошие результаты. У Морено появились последователи в разных странах, особенно в Западной Европе. Постепенно выделилась особая самостоятельная ветвь - куклотерапия. Сейчас её практикуют во многих странах: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции. У нас в стране ни психодрамой, ни, тем более куклотерапией, до недавнего времени не занимался никто, так как это считалось буржуазным направлением в науке. [Фаустова И.В.][26] В 1990 году Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова разработали метод лечения детей невротиков, который назвали драматической психоэлевацией. Методика драматической психоэлевации - это комплексное воздействие на детей - невротиков с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Один из главных принципов - не лечение отдельного симптома или набора симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребёнка, понять, чем же вызваны эти симптомы, где «поломка», что данному конкретному ребёнку мешает жить? Эту «поломку» авторы назвали патологической доминантой. Методика позволяет работать с детьми самого разного возраста. Первый этап условно называется «Лечебные этюды» и длится почти три недели, в течении которых проходят восемь занятий. Большое внимание уделяется работе дома, где дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают терапевты. Хотя работа проводится в группе, дети уже со второго занятия получают индивидуальные задания, то есть идут по индивидуальной программе. Все занятия проходят вместе с родителями, и родители не просто присутствуют, а самым активным образом включаются в происходящее. На этом же этапе происходит выделение патологической доминанты (главной поломки, которая мешает ребенку жить). И начинается не устранение, не искоренение порока или пороков, а повышение их уровня. Схематично это можно выразить так: порок - маленькая слабость - достоинство. Второй этап - это лечебный спектакль. Многим здоровым взрослым хочется побыть на сцене, а представляете, как этого жаждет больной ребёнок, остро нуждающийся в гиперкомпенсации. Репетиции длятся около месяца, иногда полтора. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты участники спектакля делают сами. Родители тоже принимают участие в спектакле, и конечно, их роли разрабатываются так же тщательно, как и детские. На втором этапе продолжается, уже на более глубинном уровне, работа с патологической доминантой. К концу второго этапа сквозь типаж проступает доминирующая личность. Это можно сравнить с гусеницей, которой надо сначала окуклиться, чтобы превратиться в бабочку. А потом, воспаряя, бабочка оставляет на земле ненужную ей больше оболочку - кокон. То же самой происходит с окрепшей, окрылённой душой. В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. [Татаринцева А.Ю.][24] По мнению В.С. Мухиной: «Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях.» Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать), сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Современные "куклотерапевты" едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил, есть и начал выздоравливать. Зачем нашим детям самодельные куклы? Почему дети их любят больше, чем покупных красавиц с яркими нарядами и закрывающимися глазками? Куклы помогают оживить нашу генетическую память о сказке, привести в движение нашу внутреннюю жизнь, что особенно важно, когда внутренняя жизнь запугана, стеснена или загнана в угол. Тогда эта забытая сказка смазывает петли и засовы, вызывает творческий подъем, указывает выход - наружу, вверх, открывает пути назад к нашей подлинной жизни. На математике он вместе с ними осваивает навыки счета, может ошибаться, а задача детей его поправлять. Может Незнайка участвовать и в библиотечных уроках для первоклассников, где он знакомит с правилами пользования библиотекой, учит, как надо обращаться с книгами. Куклы могут служить и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. На математике мешать детям и Незнайке может коварная Баба-Яга. Куклы помогают перевоплощаться, совершать ролевые трансформации взрослым и учат новому детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать). Сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, "рукой учат голову". С помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, расторможенностью, проблемами в общении. В качестве лечебных и коррекционных факторов куклотерапии могут быть обозначены: отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения, позитивные установки, укрепление чувства уверенности в себе, самоуправление. Технология проведения терапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах, в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. В разворачивании сюжета важно возрастающее напряжение в начале и положительное разрешение истории в конце. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать расслабление. Куклы ребенок или взрослый может создать самостоятельно, проявив при этом всю свою творческую энергию, или использовать готовые. Особенности организации терапевтической работы зависят от ряда условий, например: целей куклотерапии, личностных особенностей ребенка, характером нарушения. Куклотерапия замечательно помогает в диагностике имеющейся у ребенка или у взрослого проблемы. Целью игровой диагностики ставится получение динамической жизненной картины того, что чувствует ребенок или взрослый относительно ситуации, в которую он попал, в особенности по отношению к важным для него близким людям и прежде всего, семье. Результаты, полученные в процессе кукольного представления, сверяют с теми, которые были получены с помощью других средств. И нужно быть предусмотрительным, чтобы не зайти слишком далеко в интерпретациях, которые могут соответствовать роли, но вместе с тем быть непоследовательными или неправильными в свете дальнейшего развития сюжета. Куклы больше занимают детей разного возраста, чем игрушки. Больший интерес вызывают куклы, которые как бы продолжают тело кукловода (например, куклы перчаточного типа): они могут быть личными или безличными и ребенок легко отождествляет себя с ними. Темы для психотерапевтической работы могут быть сосредоточены вокруг внутренних или внешних конфликтов детей; куклы могут быть проекциями ребенка или его родственников; способ управления куклами может многое открыть, вид игры может быть необычайно ценным показателем. Отношения со взрослыми – тоже важный показатель личности и особо важны в ситуации, когда ребенок может контролировать взрослого, как во время кукольного спектакля. [Миназова Г.][16] Суть лечения искусством: дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Вот если малыш заикается тогда да, он может это понять, особенно когда его начинают дразнить. Но если ребенок, к примеру, застенчив, то часто он это вроде бы и не хочет преодолевать и даже пользуется этим, отказываясь общаться со сверстниками. Живет как бы сам по себе. Другое дело, когда он преодолевает эту застенчивость и оказывается, что он с удовольствием общается. Метод куклотерапии заключается в следующем: Инструмент - это кукольный театр. Есть ширма, куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Но задача - не научить их быть артистами, а помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Через коррекцию поведения преодолеваются различные болезненные, в том числе и медицинские симптомы. Особенно, заикание. Потому, что ребенок начинает чувствовать себя комфортно, обретает внутренний покой, равновесие, и все эти неприятные явления проходят как бы сами собой. В куклотерапии используются такие варианты кукол: - перчаточные куклы (о которых мы уже говорили); - куклы – марио нетки; - пальчиковые куклы; - теневые; - веревочные; - плоскостные; - куклы – костюмы; - куклы – обереги; - тростевые куклы; - большие напольные куклы; - люди – куклы. А.Ю. Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. По её мнению, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ребенку спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается. И говорить начинает увереннее, ведь это же не он говорит, а его герой. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы, и при этом передать эмоции. Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции ил постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или самого ребенка, выступающая для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным. Правила игры с куклой на ширме: 1. Правильное положение руки. Держать куклу нужно согнутой в локте рукой и совершенно прямо, кисть руки не должна отклоняться ни в лево, ни в право, ни назад. Рука с кистью должна составлять прямую линию. 2. Уровень куклы должен быть постоянным. При перемещении в глубину, на второй план, куклу надо держать выше, чтобы уровень не нарушался. Навык этот надо тренировать постоянными упражнениями. 3. Ноги куклы – это ноги актера. Кукла не может ходить, поворачиваться, если ноги кукловода неподвижны. Надо двигаться вместе с куклой, ходить – в результате характер походки передается кукле. 4. Повороты куклы. Поворот куклы на 180’ осуществляется вокруг руки, которая её держит, как вокруг оси. 5. Направление глаз куклы на объект внимания. Кукла, когда она смотрит в пустоту или небо, становится мертвой. Кукловод контролирует движение головы куклы, чтобы её глаза смотрели на того, с кем она разговаривает или кого слушает. [Поваляева М.А.][18] Таким образом, куклотерапия в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с заиканием, взрослых с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию их психоэмоционального состояния. И. Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л. П. Успенская предложили ещё в 1984 году использовать перчаточные куклы в работе с детьми для устранения заикания. В основе этого подхода лежат данные нейропсихологических исследований, согласно которым активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи заикающегося ребёнка. Этим и обусловлено применение ручных кукол для устранения заикания. Работа с куклой, говоря за неё, ребенок по – иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Таким образом, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание сделанное ребенку, а его кукле, позволяет педагогу – психологу или учителю – логопеду незаметно исправить запинки заикающегося. Например, он может обратится к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно. С помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с Петрушкой. В этом случае за Петрушку говорит сам взрослый, что, по сути, представляет собой замаскированную помощь. А когда на занятии кто – нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, на руке логопеда может появиться кукла, которая строго скажет: « На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Это шутливое замечание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине или нравоучение. В ответ на торопливую речь ребенка на занятии кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать. Наоборот, если он будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать. [Арутюнян Л.З.][1], [Логопедия][14], Поскольку мир ребенка – это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. Если мы подберем соответствующие игрушки, то облегчим ребенку выражение чувств. Игрушки и материалы, необходимые для куклотерапии, можно разделить на три группы: 1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фигурками, можно пронаблюдать отношение между членами семьи: соперничество между братьями и сестрами, забота близких друг о друге. Машины, лодки важны для упрямых, застенчивых, замкнутых детей, так как этими игрушками можно играть, не выражая никаких чувств. 2. Игрушки, помогающие снять агрессию. В игре дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Такие игрушки, как солдатики, ружья, а так же игрушки, изображающие диких животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности. 3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться пожеланию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, пирамиды и так далее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой. Поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей. Ю.С. Шевченко, В.П. Добридень, О.Н. Усанова предлагают следующие методики: - Техника психодрамы. Она используется следующим образом: каждый ребенок вместе с родителями мастерит из двух перчаток любимое животное, дает ему имя, придумывает историю о том, как оно у него появилось (как правило, в качестве любимого животного выступает собака). Затем происходит знакомство со всеми животными. Знакомство разыгрывается за ширмой в виде кукольного представления. По ходу развития сюжета злая ведьма околдовывает любимцев и у них портится характер: одна собака становится злой и агрессивной, другая – обидчивой и слезливой, третья – упрямой, четвертая – все время хочет быть первой, пятая – таскает чужие вещи. Проблемы происходят в зависимости от конкретных трудностей детей. Эта техника дает возможность быть другим, перенося свои проблемы, вредные привычки на куклу (собаку, кошку). Анализ ситуации с позиции хозяина собаки облегчает собственное поведение и способствует углублению процесса самопознания и саморегуляции. Разыгрывая значимые для ребенка ситуации общения из своей жизни в психодраме, ребенок определяет свое «Я» от ситуации и образов. Этот прием способствует ослаблению переживаний. Происходит угашение неприятности, в которой ребенок испытывал страдание. Важна вербализация внутренней проблемы ребенка. Этому помогает доверительное обсуждение в группе причин возникновения конфликтов в общении, природы обидчивости. Уже на первых занятиях куклотерапии ребенок «трижды» психологически защищен. Во – первых, он защищен ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во – вторых ребенок защищен и перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, а это как раз и дает возможность самовыражения и самосознания. Третье – сама специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект. - Прием не игрового типа – «Дед Щукарь». Он определен так исходя из этого, что группа работает по казачьей тематике. Этот прием позволяет через реализацию игрового задания выявить самые актуальные проблемы ребенка. Воспитатель передает ребенку куклу и говорит: «К нам пришел дед Щукарь, держи его так, чтобы он смотрел на тебя. Посмотри, какой у него взгляд, он все видит, все понимает. Что он говорит тебе?». Ребенок должен ответить прямой речью. Созданная обстановка на мудрость и проницательность «деда» способствует тому, что ребенок вкладывает в уста фразу, связанную с актуальной для него проблемой, или что то очень важное для себя. Дети с готовностью принимают эту игру. В группе две куклы – дед Щукарь и бабушка Аксинья. В разных ситуациях дети используют и разных кукол. - Методика «воспитание артистизма». Эти же куклы использовались и в пении песен на музыкальных занятиях, когда дети стеснялись петь сами. А когда у ребенка на руке плоская кукла, да еще величиной в его рост, то поет уже не он, а именно кукла, да и танцует тоже она. Это большие плоские куклы, которые пристегиваются на пуговку рубашки или платья, а руки ребенка продеваются в мягкие руки – рукавички куклы. Эта методика служит созданию запаса прочности в персональных отношениях, обеспечивающих социальную устойчивость. - Техника косвенного внушения. Есть в группе кукла, которая пользуется только в объект, через который осуществляется косвенное внушение. Это кукла – казак Старец. Появилась она в группе после постановки спектакля Доброе сердце дороже красоты». Роли писались по мотивам старинной казачьей сказки с одноименным названием. Распределялись роли с учетом индивидуальных особенностей детей. Речь в этой сказке шла о спасении горбатенькой, но доброй Дуняши и наказании злой Улиты. Превращение горбатой Дуняши в красавицу происходит при условии совершения подвига всеми детьми, которым помогает Старец - мудрый. Старый казак. Подвиг – это преодоление себя, это способность оказать поддержку другому, помочь вызволить из беды. Например, ребенок, который теряется при вопросе взрослого, демонстрирует в сказке речевую произвольность в ответах на вопросы Старца. Ребенок, скованный в движениях, танцует танец. Тот, кто боится темноты, смело входит в темную комнату и через минуту выходит под аплодисменты всех присутствующих. Совершение подвига кульминационная точка куклотерапии, эмоционально – стрессовый заряд всего психокоррекционного процесса. Сам факт помощи другому и преодоление себя имеет важное значение, приводящее к росту самоуважения, веры в свои силы. Это может быть любая кукла. Она, как и наш Старец, вовремя разбудит ребенка, страдающего энурезом; она приведет ребенка на прививку; вылечит рану и так далее. Обязательным требованием при использовании этой куклы является сохранение ее магического значения, а также поддержание воспитателем и родителями убежденности ребенка в реальности кукольного героя. - Использование дидактической куклы в логопедической работе. Постановка правильного произнесения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляционных позиций с помощью показа и объяснения. Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, изготовили и апробировали дидактическую куклу Чи – чи (обезьянка), которую можно использовать в работе по коррекции артикуляционных расстройств и развитию мелкой моторики рук. Это мягкая игрушка высотой один метр и раскрывающимся ртом. Головка обезьянки сшита таким образом, что можно вложить руку в язык обезьянки, сделанный в виде красного мешка. Вместо кисти пришиты коричневые перчатки, которые можно надеть и манипулировать ими. Работа с этой занимательной игрушкой позволяет детям расслабиться, раскрепоститься. Перевоплотившись в Чи – чи, ребята легче вступают в контакт друг с другом, не стесняясь ошибок в звукопроизношении. Довгаль Н.В. предлагает использовать кукол – марионеток в логопедической работе. Собрав родителей и детей за большим круглым столом, дается установка, разложить на нем все те материалы, которые они принесли из дома для изготовления куклы. Затем включается спокойная музыка и предлагается родителям и детям зажать в руках бусинки, закрыть глаза и загадать желание и представить себе, что оно уже сбылось. Далее бусинки помещаются в капсулу от «киндер – сюрприза» и начинается общее обсуждение образа создаваемой куклы, ее пол, характер, одежда, прическа. Изготовление куклы начинается с головы, потом костюм куклы, руки, когда все готово костюм украшают и куклу «подвязывают». Когда кукла готова ее остается только «оживить»: взять в руки и начать «водить». Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку нить, управляющую руками куклы. На этом этапе взрослый помогает ребенку учить «ходить» куклу. На следующем занятии дети осваивают правила общения с куклой: водить куклу необходимо только двумя руками; внимательно следить за всеми движениями куклы; объяснять своим куклам, как должны работать язык, губы; выполняя руками кукол хлопки, произносить правильно закрепляемые звуки в слогах. Изготовив куклам необходимые костюмы в соответствии с выбранными образами, можно сделать кукольный театр. [Довгаль Н.В.][11] Психокоррекционную работу с детьми необходимо проводить совместно с родителями. Нормализация родительских установок, представлений, сензитивности по отношению к ребенку входят в одну из коррекционных задач куклотерапии, и осуществляется в совместной деятельности в группе. Специфические особенности куклотерапии дают богатый диагностический материал, и помогает родителю увидеть новое в ребенке, получить обратную связь о стиле своего воспитателя и взаимодействия с ним. Необходимо донести до родителей нужность, важность и результативность этой работы, и родители платят своим участием в системе комплексного лечебно – воспитательного воздействия на ребенка. В группе у каждого ребенка имеется любимая игрушка (кукла), с которой он не расстается даже во время сна, и приобрели их, конечно же, родители. Все работу с родителями необходимо строить так, чтобы, в общем, с нами психокоррекционном процессе факт помощи ребенку и его преодоление себя рассматривался как необходимый терапевтический акт, ведущий к росту самоуважения, веры в свои силы и формирование более позитивного отношения к себе.[13][14] Таким образом, теоретический анализ изучения метода куклотерапии позволяет предположить, что данный метод являться эффективным средством в работе логопеда с заикающимися детьми. Глава II. Эмпирическое исследование применения куклотерапии в коррекции заикания 2.1. Организация исследования Исследование осуществлялось на базе детского сада №96 г. Комсомольска – на - Амуре. Экспериментальная группа состояла из 8 человек в возрасте 5 – 6 лет.
На I— пропедевтическом этапе дети познакомились куклами, услышали истории создания кукол в разных странах, технику безопасности при работе с иглой, прослушали план дальнейших действий. На этом этапе уже прослеживался большой интерес детей к дальнейшей работе. На II—сопровождающем речи этапе мы проговаривали совершаемые действия во время изготовления кукол. В этот период наблюдались активность, большая раскрепощенность некоторых детей: Алины М, Кирилла П, Миши Т, Даниила М, так как эти дети плохо вступают в контакт, долго привыкают к новому человеку. На III — завершающем речи этапе дети рассказывали, что у них получилось, сколько пуговиц они пришили, сколько силы у них появилось более активными в этом периоде были: Толя С, Саша Г, Соня Я, Лена Р. На IV — предваряющем речи этапе мы проговаривали, что мы сейчас будем делать, или глаз пришивать, или бант доделывать. На этом этапе все дети были активны, всем хотелось поделиться своими мыслями, идеями. Наблюдалась и большая плавность в речи у Толи С, Саши Г, Миши Т. На V — закрепляющим навыки самостоятельной речи этапе мы инсценировали сказку «Маша обедает». Для работы нам понадобились куклы, которые мы делали вместе с детьми и родителями: кошка, курочка, собачка, Машенька. Цель: снятие напряжение с речи, уменьшение запинок. Ход занятия: Логопед.Мы кукол сделали, а сегодня мы будем вместе ставить сказку, но для начала давайте поиграем. (Упражнение «Снежный ком». Первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, следующий участник повторяет все имена и называет свое имя, и так далее.) Теперь, когда мы поиграли, давайте я покажу и представлю друзей, которые будут нам помогать. ( Кукла – Маша, собака – Арапка, кошка – Мурыська, курочка – Ряба). Логопед. Ребята, сегодня к Машеньке на обед пришли в гости животные. Ты, Леночка, будешь Машенькой. Ты, Толя, будешь собачкой. Саша будет кошкой, а Кирилл будет курочкой. Я буду вам помогать. Час обеда подошел, Села Машенька за стол. Лена, послушай меня внимательно, что говорит Маша. Машенька: Все успела сделать я, Вот идут мои друзья. Теперь твоя очередь (Лена произносит отраженно). А первым в гости пришел пес Арапка. Собачка: Ав, ав, ав, вот и я, твой Арапка, верный пес, день и ночь я дом стерег, наработался, продрог. (Толя произносит отраженно). Машенька ему отвечает Машенька: Добро пожаловать, Арапка, Иди к столу, но вымой лапки. (Арапка имитирует умывание.) Затем в гости пришла кошка. Кошка: Мяу, мяу, мяу, Впустите и меня. (Саша произносит отраженно). Машенька спрашивает Машенька: Кто теперь к нам царапается в дверь? Кошка отвечает Кошка: Это я, Мурка – Серенькая шкурка, Я ваш погреб стерегла, Всех мышей перевела, крыс прогнала из подвала, наработалась, устала. Не пора ли обедать? Машенька ей в ответ Машенька: Заходи-ка, кошка-мурка, Причеши-ка свою шкурку. (Кошка имитирует причесывание.) Вдруг, закудахтала курочка. Курица: Куд-куда, куд-куда. Машенька спрашивает Машенька: Кто еще спешит сюда? Курочка в ответ Курица: Ваша курочка рябая, Я к вам прямо из сарая, я не ела, не пила, вам яичко принесла. Машенька курочке в ответ Машенька: Заходи к нам, не стесняйся да почище умывайся. (Курочка имитирует умывание.) Машенька: Никому отказа нет, подам я каждому обед: собачке в миске, в блюдечке киске, курочке-несушке в черепушке, а Машеньке в тарелке, в глубокой, не мелкой. Логопед. Пообедали животные. Теперь поблагодарим Машу за гостеприимство! Спасибо и вам дорогие слушатели и участники представления, надеюсь, вам понравилось.[Волкова Г.А.][5], [Ворошилова Е.Л.][6] Кроме инсценировки данной сказки детям было дано задание с изготовленными самостоятельно куклами разыграть сценку «Гости», с небольшими подсказками дети справились с данным заданием. В речи наблюдалась большая плавность, дети были более уверенные в себе играя и разговаривая куклами. Таким образом, мы выяснили, что метод куклотерапии положительно влияет на детей с заиканием. У детей уменьшилось количество запинок, они стали более контактны, а главное, что детям работа с куклами понравилась, и может быть они самостоятельно дома захотят сделать кукол и с родителями в них играть. Заключение Исходя, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет педагогу – психологу или учителю – логопеду незаметно исправить запинки заикающегося. Ребенок, «оживляя куклу, впервые годы жизни ощущает взрослую ответственность за действия, за ее «жизнь», слова поведение; учится находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Игра с куклой – это мир, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда, дает возможность самого естественного и бесполезного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое испытывает ребенок, до такой степени, что оно может перейти в новую форму – расслабление, катарсис. Постепенно дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Из проведенного мною обследования выяснилось, что метод куклотерапии влияет на детей с заиканием положительно. Дети, были достаточно активны в речевом плане, выраженность заикания в отраженной речи была менее заметна, но в связи с волнением наблюдалась, дети осознавали наличие дефекта, смогли справиться с речевым напряжением, кто – то вошел в роль целиком. Конечно, трудности в общении присутствовали, но заинтересованность детей в процессе занятия была очевидна. Именно она и помогла снять речевой барьер. Библиографический список: 1. Арутюнян,Л.З. Мифы о рецидивах заикания [Текст]/Л.З. Арутюнян: //Логопед.-2005.№4.-С.53-57. 2. Белякова,Л.И., Дьякова Е.А.. Заикание. [Текст]/Л.И. Белякова:- М.: В. Секачев,1998.-304с.: ил. ISBN 5-88923-019-0 3. Возрастная и педагогическая психология. [Текст]/Под ред.проф. А.В. Петровского.М.,»Просвещение»,1973.287с. 4. Возрастная и педагогическая психология: [Текст] «Педагогика и методика нач.обучения»/М.В.Матюхина,Т.С.Михальчик,Н.Ф.Прокина.;Под ред.М.В.Гамазо.-М.: Просвещение,1984.-256с. 5. Волкова,Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст]/Г.А. Волкова: /Кн.для логопеда. - М.: Просвет,1983-144с. 6. Ворошилова,Е.Л. Коммуникационные особенности заикающихся детей дошкольного возраста [Текст]/Е.Л.Ворошилова.//Логопед. 2005.№3.С41. 7. Власова,Л.С .Заикание.Психокоррекция[Текст]/Л.С.Власова.//Вестн 8. Выгодская,И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. [Текст]/И.Г.Выгодская.-М.:Просвещение,1993.-223с.ISBN 5-0900-4087-7. 9. Гладковская,Л.М. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе[Текст]/Л.М.Гладковская //Логопед.2008.№1,- С.41-49. 10. Дель,С.В. Клинико – психолого – педагогическое изучение и коррекция заикания у младших школьников[Текст]/С.В.Дель //Логопедия.2004.№3, -С.27. 11. Довгаль, Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике [Текст]/Н.В.Довгаль//Логопед.2009.№3,-С.34. 12. Лубяко Л. Формы работы - нестандартные[Текст]/Л.Лубяко// Дошкольное воспитание.2009.№3,-С.123 13. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. Факультетов пед. Вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит. изд. центр речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.-432с. ISBN 5-691-01211-8 ISBN 5-691-01215-0(II) 14. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304с. ISBN 5-7695-1439-6 15. Морозова Е. Кукла как образ человека[Текст]/Е.Морозова//Дошкольное воспитание.2009.№1,-С.119. 16. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо[Текст]/ Г. Миназова //Дошкольное воспитание.2007.№12, -С.120. 17. Парамонова,Л.Г. Логопедия для всех.-М.:ООО «Издательство АСТ», [Текст]/ Л.Г.Парамонова СПб.: «Дельта», 1997.-464с. ISBN 5-89151-019-7 ISBN 5-7841-0708-9. 18. Поваляева,М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография[Текст]/ М.А.Поваляева /Под общ.ред. М.А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». –Ростов – на – Дону: «Феникс»,2002. – 352с. 19. Поварова,И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2е издание. [Текст]/ И.А.Поварова -СПб Питер,2004.-348с. ISBN 5-94723-973-6. 20. Садовникова,Е.Н. К вопросу о роли нарушения общения в генезе заикания[Текст]/Е.Н.Садовникова//Коррекционная педагогика. 2007. №6, -С.48. 21. Селиверстов,В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедии. Воздействия.-4е изд.,доп. [Текст]/ В.И.Селиверстов -М.:ВЛАДОС,2001.-208с. 22. Сикорский,И.А. Заикание. [Текст]/ И.А.Сикорский -М.: АСТ: Астрель Транзит книга, 2005.-191с. ISBN5-1702-9895-1, ISBN 5-271-10892-9, ISBN 5-9578-1600-0. 23. Соловьева,Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. [Текст]/ Е.Н.Соловьева -СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2002.-112с. ISBN 5-89814-179-0. 24. Татаринцева,А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. [Текст]/ А.Ю.Татаринцева -СПб.:Речь,2007.-102с. 25. Троян,Г.А. О некоторых нетрадиционных приемах преодоления заикания[Текст]/ Г.А.Троян //Дефектология.1995.№6,-С.16. 26. Фаустова,И.В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками[Текст]/И.В.Фаустова //Логопед в детском саду.2008.№9/10, -С.71. 27. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]/Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.-М.:Просвещение 1989- 223с.- ISBN 5-09-000967-8. 28. Хватцев, Е.Х. Предупреждение и устранение недостатков речи [Текст]:Пособие для логопедов,/Е.Х.Хватцев.-СПб.:КАРО,2004.-272с.-ISBN 5-89815-402-7. 29. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учеб.пособие-СПб.:ИД и «МиМ»,1997.-192с. 30. Шевцова,Е.Е. Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая коррекция в комплексной системе лечения заикания[Текст]/ Е.Е.Шевцова //Логопед.2005.№3, -С.49. 31. Шкловский . Заикание [Текст]/ Шкловский//Логопедия сегодня. 2008.№4, -С.5. |