Реферат: Культура педагога
Название: Культура педагога Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Культура – это сложноорганизованный комп- лекс развивающихся знаковых систем, предна- значенных для хранения и трансляции социаль- ного опыта, комплекс «надбиологических» вне- генетических программ человеческой жизнеде- ятельности. Знаковой системой, закрепляющей и передающей социальный опыт, может стать фун- кционирование субъектов поведения, общения и деятельно сти. Педагог, демонстрирующий уче- нику способы и приемы работы, образцы поведе- ния и отношения к жизни, обретает функцию знаковой системы, транслирующей программы поведения, общения и деятельности. Следова- тельно, мы можем рассматривать педагога как часть особой системы информационных кодов (культуры), обеспечивающей воспроизводство и развитие общества. В Российской педагогической энциклопедии оп- ределение культуры трактуется так: «Это истори- чески определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выражен- ный в типах и формах организации жизни и деятель- ности людей, в их взаимоотношениях и в создавае- мых ими материальных и духовных ценностях» [3]. Из данных определений видно, что культура ха- рактеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни и в определенных исторической эпохой условиях. Сфера жизни, которая нас интересует, – педагоги- ка. Следовательно, мы можем сформулировать та- кое определение педагогической культуры: педаго- гическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены результаты и ценности образования и воспитания (духовные и материальные), а также способы педагогической деятельности, необходимые для обслуживания ис- торического процесса смены поколений, социали- зации личности . Сегодня в обществе поменялись целевые ориен- тиры образования и ценности, следовательно, должны меняться и способы деятельности педаго- га. А для этого необходимо формировать педагоги- ческую культуру. Попробуем выделить основные аспекты педагогической культуры и то, как они ре- ализуются в личности их носителя – педагога. Можно выделить пять основных составляющих человеческой культуры. Она складывается: – из норм общества; – мировоззрения как системы ценностей и иде- алов личности; – знаний и умений, реализуемых человеком в деятельности; – определенного уровня интеллектуального, нрав- ственного и эстетического развития; – способов и форм общения. Если наполнить эти составляющие педагогиче- ским содержанием, то получается, что в современ- ной педагогической культуре учителя должны быть следующие компоненты: 1. Гуманистическая философия образования и воспитания как норма сегодняшнего общества. 2. Аксиологические ориентации педагога (цен- ностное отношение к детству). 3. Профессиональная компетентность, включа- ющая предметную, культурологическую, философ- скую подготовку и владение педагогической техно- логией). 4. Творческие и рефлексивные способности как основа позитивной динамики профессионализма. 5. Диалогичность и открытость в общении. Рассмотрим подробнее каждую из вышепере- численных характеристик педагогической культу- ры и особенности их формирования у педагогов. Гуманистический подход Под гуманизацией российского образования его последователи понимают «продвижение» в образо- вательную среду системы взглядов, утверждающих высшей ценностью человека. Человек понимается, с одной стороны, как «общественное существо», стре- мящееся к соответствию определенному стандарту, а с другой стороны, как индивидуальность, которая готова преодолеть любой социальный стандарт. Именно в разрешении этого диалектического проти- воречия – залог существования и развития человека. Основные положения гуманистической педаго- гики состоят в следующем: – Укоренение в сознании педагогов идеи о том, что человек в процессе воспитания превращается из природного человека в культурного и становит- ся «общественным» существом. – В процессе своего становления как «общест- венного существа» человек способен на своем био- логическом материале (индивидууме, по термино- логии А. Бердяева) строить различные системы способностей, которые позволяют реализовать ему себя как социального индивида, субъекта деятель- ности и личности (статусы – состояния). – Существуют некие фундаментальные образо- вания, позволяющие человеку быть индивидуаль- ностью. Формирование этих фундаментальных об- разований происходит в самостоятельном преодо- лении всеобщего (универсальных форм культуры) и особенного (статусы – состояния человека). Каж- дый человек способен самостоятельно вырастить в себе уникальную и универсальную индивидуаль- ность, если у него возникнут соответствующие мо- тивы. Задача взрослых – передать ребенку ответ- ственность за свои действия и поступки, а также технику выращивания и культивирования фунда- ментальных важнейших образований индивиду- альности, к которым относятся: уникальные цен- ностные ориентации, универсальное умение стро- ить и осуществлять деятельность, универсальную способность человека – интеллект. – Становление индивидуальности человека рас- сматривается в педагогике как безграничная воз- можность. В основе идеи человека как безгранич- ной возможности лежат: идея «подчинения систе- мы образования задачам развития человека», со- здания в рамках системы образования условий для развития каждым человеком самостоятельно своих ценностей, своего сознания, воображения, мышле- ния, своей деятельности и средств общения; идея использования каждым человеком системы образо- вания своего саморазвития. – Идея о безусловном принятии ребенка незави- симо от его поведения, деятельности, проявляемых им эмоций и чувств. Демонстрация ребенку своей убежденности в положительных изменениях в нем, его личностном росте и развитии. Личностное об- щение педагога и школьника позволяет создавать условия для: а) осознания учащимися своих пот- ребностей и интересов; б) открытия учащимися личной значимости знаний; в) направления усилий школьников на самопроблематизацию, самоопреде- ление и самостроительство, что позволяет макси- мально реализовать безграничные возможности каждого учащегося. Знания особенностей гуманистического подхо- да способствуют формированию новой педагоги- ческой позиции. Они актуализируют в педагоге потребность в самоизменении. Сформировать их можно в ходе дискуссий на философские, психо- логические, педагогические темы, в процессе и в результате которых происходит постепенное пе- реосмысление постулатов, разрушение стереоти- пов и развитие взглядов и убеждений на основе анализа имеющегося педагогического опыта. Во- обще, сформировать педагогическую культуру специалиста можно только в деятельности, и это требует деятельностных (активных) организаци- онных форм. Профессиональная компетентность Субъектом деятельности становится тот, кто об- ладает профессиональной компетентностью (в дан- ном случае педагогической). Существует прямая связь профессиональной подготовки учителя и ре- зультата его работы, так как сначала происходит становление идеального представления о результа- те деятельности (определение цели), а потом кон- струируется система для достижения этой цели. Знания современного педагога должны включать культурологическую подготовку . Вхождение в куль- туру означает воспроизводство, воссоздание дости- жений человеческой культуры. Учителю недоста- точно самому быть культурным, он должен изучать феномен культуры, прослеживая динамику, выявляя сущность, фиксируя формы культурологической ди- намики. Философская подготовка – второе условие пе- дагогической компетентности. Философская куль- тура педагога – сложное и многогранное качество, проявление его общекультурной и профессиональ- ной подготовки. Она складывается из ряда взаимо- связанных элементов. Основные из них: понима- ние сущности философского знания; умение ви- деть множественность смыслов в понятиях, теори- ях, концепциях, соотносить их друг с другом и выделять собственные смыслы в знаниях, миро- воззренческих позициях, своей профессиональной деятельности; умение обосновать цели, задачи, со- держание и методы своей педагогической деятель- ности в соответствии с выбранной образователь- ной парадигмой; владение основами современной научной методологии; умение ориентироваться в понятиях синергетики; представление о современ- ной картине мира и ее роли в науке, социальной и личной жизни человека и знание основных тенден- ций и закономерностей развития мировой цивили- зации, характера их отражения в образовательном процессе. Умение отдавать отчет в ходе и течении жизни, оценивать протекающие события надситуа- тивно, видя в фактах явления жизни, а в явлениях ее закономерности, должно быть развито у педаго- га, если он хочет формировать личность, произво- дящую свободный выбор из вариантов достойного образа жизни. Без философской подготовки педагог функцио- нирует как организатор, информатор, контролер, но не воспитатель. Философия исследует отноше- ние человека к миру, выраженное в системе духов- ных, познавательных, деятельностных ценностей, изучает человеческое знание о мире, включенное в систему личностных смыслов. А личностный смысл, который любой человек осознанно или не- осознанно вкладывает в то или иное проявление культуры, всегда уникален, неповторим. Его можно облечь в формы всеобщего (в понятия, присущие мышлению людей всех культур), можно связать с социокультурными закономерностями, передать другим. Но смысл, т.е. понимание всего происхо- дящего с человеком, культурой, обществом, миром, всегда глубоко личностен, уникален, как уникален каждый из нас. Культурологическая подготовка позволяет педа- гогу организовать культурный фон жизни ребенка и культурное содержание деятельности. Воспита- тель должен владеть культурой социально ответс- твенного решения и поступка, активной деятель- ностью общения с культурой и в культуре. Мышле- нию педагога могут быть присущи достижения различных культур и эпох. Каждая культура по- своему права. Войти в спор с ней, найти точку со- прикосновения, извлечь полезные уроки из исто- рического опыта, ощутить себя частью мировой культуры – вот цель методики культурологической подготовки. Кроме способности к воспроизводству культурного опыта педагогу необходима коррекция собственной деятельности в соответствии с изме- няющимся содержанием культурного процесса, своего рода непринятие догматизма и застоя в об- щественном бытии. В педагогической деятельнос- ти постоянно происходит самосовершенствование учителя и наполнение этическими смыслами каж- дого педагогического поступка в общем процессе деятельности. Именно культура воплощает стиль мышления и поведения человека. Профессиональная подготовка должна также включать овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности ребенка. Вза- имодействие педагога с ребенком – это взаимоотно- шение двух субъектов. Здесь играют роль мимика и жесты, пластика, лексический строй и интонация, внешний облик и содержание действий, темпо-ритм, мелодика голоса. Вероятно, поэтому Ушин ский ха- рактеризовал педагогику как искусство. Искусство выстраивать взаимоотношения с людьми изучается социальной психологией. Реша- ющим фактором для выстраивания отношений со- циальные психологи выделяют воздействие на пар- тнера по общению. Умение выстраивать воздействие как психоло- гически обоснованный акт, корректировать отно- шения ребенка к миру, своим влиянием активизи- ровать энергетику воспитанника, а значит, в итоге максимально реализовать воспитательный потен- циал сотрудничества с ребенком и есть содержание педагогической технологии. Педагогическая технология – это система про- фессионально значимых умений, обеспечивающих реализацию научно обоснованных, необходимых для данного момента развития воспитанника воз- действий в контексте организуемого взаимодейс- твия педагога и ребенка. На практике это – набор операций, которыми должен владеть педагог, что- бы, свободно варьируя их сочетание, добиваться желаемого результата. Это искусство перевода вос- питанника в позицию субъекта в процессе взаимо- действия с ним благодаря психологически оправ- данному воздействию для дальнейшего сотрудни- чества. Проблему профессиональной компетентности мы предлагаем решать путем индивидуальной ра- боты по самообразованию, участия в научно-мето- дических семинарах, где рассматриваются психо- лого-педагогические и методические основания использования какого-либо приема, способа орга- низации деятельности, технологическая проработ- ка приемов (с использованием групповых форм ра- боты, учебно-тренировочных занятий, мыслетех- ник). Аксиологические ориентации воспитателя Культура характеризуется свойственной ей сис- темой базисных ценностей. Аксиологическая про- блематика в современном виде состоит в умении ориентироваться и пользоваться свободой выбора многообразия ценностей. Это основа функцио- нальной грамотности педагога. Так как мы рас- сматриваем педагога как часть и транслятора соци- альной культуры, то ядром его личности должны стать универсальные ценностные ориентации. «Ценностные ориентации – элементы внутрен- ней структуры индивидуальности, сформирован- ные и закрепленные жизненным опытом человека, ограничивающие значимое от незначимого через принятие человеком определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки определенных смыслов и основополагающих целей жизни, а так- же определяющие приемлемые средства их реали- зации» [1]. Ценностные ориентации обеспечивают мотива- ционную сферу и инструментальные ориентации как средство достижения целей индивидуальностью. Профессор Н.И. Непомнящая выделила три основ- ных типа ценностей: ценность отношений, ценность познания, ценность деятельности [4, с. 39–47]. Максимальная реализация человека возможна только при сочетании этих трех типов ценностей. Для педагога это означает признание и культиви- рование детской личности, умение изменять свою человеческую сущность (поиск нового, творческая деятельность) и субъектную позицию. Для формирования ценностных ориентаций как основы новой педагогической позиции целесооб- разно использовать следующие деятельностные организационные формы: – семинары-проблематизации, смысл которых в выявлении проблемы, анализе и совместной разра- ботке способов ее разрешения; – лекции специалистов; – теоретические семинары, смысл которых в обсуждении круга вопросов, связанных с содержа- нием педагогики развивающего образования (рабо- та с творческими источниками); – семинары-практикумы; – семинары-погружения. Творческие и рефлексивные способности В современном мире образование понимается как функция закладывания базы и основ культуры и деятельности. Цель современного образования – «учить не знанию о мире, а учить учиться, осваи- вать любые знания» (В.В. Мацкевич) [2]. Отличи- тельной чертой педагога, осуществляющего такое образование, должна стать рефлексивность. Рефлексирующий педагог определяет индиви- дуальные смыслы своей педагогической деятель- ности, и без этого изменение педагога как субъекта невозможно. Для такого педагога предмет не засло- няет ребенка, ему интересен не столько предмет, сколько ребенок в этом предмете. Проникновение в сущность и смысл педагогических явлений, крити- ческая оценка источника, нахождение скрытых про- тиворечий, их реальных движущих сил и механиз- мов, использование рефлексии как размышления, полного сомнений, противоречий и переживаний – это качества, необходимые для собственного твор- чества учителя. Его субъектные качества личности влияют: на самоформирование коммуникативных, организаторских, культурологических, познава- тельных и других умений, обусловленных деятель- ностью личностных структур сознания (критичнос- тью, мотивированием, рефлексией); на умения смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в воспитании, пере- стройке имеющихся знаний; умения распознавать педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; умения моделировать условия воспитания творческой лич- ности; умения критически переосмысливать цен- ности традиционного u1074 воспитания для самостоя- тельного построения собственных смыслов, альтер- нативных подходов и т.д. Учитель призван корректировать действия уча- щихся в зависимости от того, как они фактически раз- вертываются. Тем самым, его деятельность приобре- тает творческий неформальный характер, а он стано- вится субъектом собственной деятельности. Соот- ветствующий тип педагогической творческой деятель- ности должен стать достоянием каждого педагога школы. Для этого необходима теоретически обосно- ванная и экспериментально проверенная модель со- ответствующего типа педагогической деятельности. К сожалению, такой модели сегодня не существует, и педагог вынужден решать возникающие перед ним проблемы самостоятельно, на свой страх и риск. Новый тип педагогической деятельности соот- ветствует строению деятельностного акта и вклю- чает в себя: – ситуацию затруднения, возникающую в про- цессе реальной практической задачи (дефицит спо- собностей); – оценку ситуации затруднения и условий ее преобразования; – рефлексивный контроль и оценка ситуации; – целеполагание как центральный структурный компонент деятельностного акта. Все компоненты деятельностного акта прониза- ны пониманием собственной деятельности, следо- вательно, необходимо «взращивать» рефлексивные способности педагога. Начинать можно с различ- ных диагностик и проведения занятий с целью раз- решения рефлексивного конфликта учителя. К формам, направленным на развитие педагоги- ческой рефлексии относятся: – анализ «живых» уроков, мероприятий и их видеозаписей с целью обнажения проблем в про- фессиональной деятельности педагога; – овладение проектной и исследовательской де- ятельностью (проект – реализация – рефлексия – управленческое решение). Ценность совместного проектирования заключается в нескольких момен- тах. Во-первых, актуализируются знания и способ- ности каждого участника проекта. Во-вторых, в коллективной работе педагоги более глубоко осоз- нают цели своей профессиональной деятельности. В-третьих, овладевают новой педагогической тех- нологией. В-четвертых, учатся ориентироваться в конкретных условиях, нарабатывая способы и средства конструирования. В-пятых, взаимодейс- твуя как деловые партнеры, практикуются в обще- нии. В-шестых, находясь в позиции автора проек- та, практикуются в творческой педагогической де- ятельности. Диалогичность и открытость К данным составляющим педагогической куль- туры можно отнести гибкость и вариативность пе- дагога в принятии решений, умение вести диалог, овладение техникой u1087 педагогического общения в позиции делового партнера. Диалог начинается с того момента, когда педагог начинает допускать возможность других стилей мышления, познания, общения, взаимодействия, отличающихся от собст- венного. Основной продукт общения на основах диало- га – это понимание. Чтобы понимание произошло, педагог должен научиться «открытой» позиции. Он должен сделать личностное усилие, изменить- ся сам. Трудность заключается в двойственности позиции педагога, так как он – взрослый, «руково- дитель» и работает с детьми, «подчиненными». Из позиции руководителя педагог должен перейти в позицию лидера или сотрудника (одного из участников этой деятельности, «партнера»). Для осуществления такого перехода можно использо- вать диагностику различных психологических ас- пектов личности, деловые игры, тренинги, психо- драму. Чтобы личность педагога могла существовать и проявляться в условиях диалога, сотрудничества субъектов – индивидуальностей, в школе необхо- димо существование различных объединений пе- дагогов: творческих и проблемных групп, кафедр, методических объединений. Необходимо, чтобы педагог слышал разные голоса, разные позиции, разные мнения, потому что смысл собственной де- ятельности осознается только тогда, когда он «на- талкивается» на смысл других людей. Таким образом, сегодня актуальным остается вопрос о формировании педагогической и фило- софской культуры учителя. Без решения данной проблемы невозможен переход массовой школы к гуманистической образовательной парадигме, а значит, и развитие общества. Нужен иной тип пе- дагога, осуществляющий качественно иную педа- гогическую деятельность. Поэтому необходимо организовать движение педагога от авторитарной деятельности к деятельности проектно-исследова- тельской. В результате овладения такой деятель- ностью в сознании педагога происходят измене- ния, позволяющие ему перестроить собственную культурно-мыслительную и культурно-деятель- ностную организацию и самоорганизацию педаго- гической деятельности. Совершенствование педа- гога является предпосылкой к развитию у него способности к созиданию другого и к осознанию своей деятельности. «Сознательность деятельнос- ти вообще обес печивает либо эталонный, либо формирующий (творческий) уровень ее саморегу- ляции» [5, с. 77–78]. Учителю в современных усло- виях необходим формирующий уровень u1089 саморегу- ляции на основе развитых форм рефлексии. Дол- жен сформироваться новый тип педагогической культуры, опирающийся на гуманистический под- ход к образованию и ценностное отношение к лич- ности ребенка, на философское осмысление осно- ваний собственной педагогической деятельности. Такая педагогическая культура, удерживаемая в со- знании и творческом поведении учителя, в даль- нейшем переносится в пространство традиционно- го образования, изменяя его монологическую структуру и содержание. |