Реферат: Воля и ее значение в жизни человека
Название: Воля и ее значение в жизни человека Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Министерство образования и науки Украины Национальный аэрокосмический университет им Н. Е. Жуковского «ХАИ» Кафедра психологии Реферат По курсу: «Основы педагогики и психологии» На тему: «Воля и ее значение в жизни человека» Выполнил:студент 335 группыПавлюченко А. Н.Проверил:преподавательЕвлахова Л. И. Харьков 2004 Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать,человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая,что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколькоминут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего непредпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения дажеостро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями,придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степеньюинтенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда пристолкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другиедействуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностьюпсихики как воля.Воля
– это сознательное регулирование человеком своего поведения идеятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудностипри совершении целенаправленных действий и поступков.Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляциянашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия длянормальной жизни.Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующейдеятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленноедействие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощьюволевых усилий.На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли,энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать какпервичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяютповедение, которое характеризуется всеми или большинством описанных вышесвойств.Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание,уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколькопозже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единствес характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и какхарактерологические. Назовем эти качества вторичными.Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека,связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это —ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Кэтой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те вкоторых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду:деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируютсятолько к подростковому возрасту.По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли являетсяусиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляциидействий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения кдействию является сознательное изменение смысла действия выполняющим егочеловеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется приопределенных, преднамеренных умственных усилиях.Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на путиосуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой актсвязан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать,осмыслить суть возникшей проблемы.Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком передсобой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопросасвидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия,хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действиефактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процессосуществления деятельности.Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времениудерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек,поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляциипрактически всех основных психических функций: ощущений, восприятия,воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательныхпроцессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевогоконтроля над ними.Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости,с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимостьпридать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли врегуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл,повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бываетнайти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатойдеятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается спроцессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явитьсянаучение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные сучением.Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны сактуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придаетсознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевыедействия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны ссознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ееосуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов еевыполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроляисполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный моментосуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательноотказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие иреализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборедействия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычногоспособа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, истарается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроляисполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себятщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил ижелания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевойрегуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевогоконтроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала идо конца.Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация,связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует водин и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание имышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищутдополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений болеесильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологическиэто означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности свысшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздобольшего значения, чем они имели вначале.При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, междуэтими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения.СЛ.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникаеттогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, можеттак или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться надсвоими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя... каксубъекта... который... возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбормежду ними».РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКАРазвитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в несколькихнаправлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психическихпроцессов в произвольные, с другой — обретение человека» контроля над своимповедением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессыонтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладеваетречью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической иповеденческой саморегуляции.Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепленияпроисходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесси механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутрипознавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевойрегуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческомаспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельныхчастей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексамидвижений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. Вобласти формирования волевых качеств личности развитие воли можно представитькак движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевымкачествам.Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человексознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует всеболее отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий втечение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковомвозрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности,к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременноон может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижнымвидом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого родаспособности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшиеизвестными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей,не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышеннойработоспособности и воли.Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением ихмотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности болеевысоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов,управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственнуюсторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли удетей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становитсясознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершаетсяна базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступеньзанимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворениечеловеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельностиможет служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшиминравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленнаяна пользу людям.Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общиминтеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностнойрефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общегопсихологического развития практически невозможно. В противном случае вместоволи и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качествмогут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениямвыполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой,специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивныепредметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка,способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевыхкачеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают ещеодну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последниегоды дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе,наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательныхпроцессов.Использованная литература:1. Р. С. Немов «Психология» Москва-Владос Психология спорта. Волевая регуляция Общая характеристика воли и эмоций. Психология спорта, основные направления исследований. Основные группы психологических проблем спорта. Оценка психофизического состояния студента. 1. Общая характеристика воли и эмоций Воля - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Понятие "Воля" было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанного с постановкой проблем "свободы воли". Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т.д. Развитие волевых качеств поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. 1. преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2. обретение человеком контроля над своим поведением; 3. выработка волевых качеств личности. Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность". Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний. На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие. Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными. Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела. Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение. При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения. При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. 2. Психология спорта Психология спорта - направление психологической науки, предметом которой является изучение закономерностей проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, психология спорта начала интенсивно развиваться в 60--70-е гг. XX века (П. А. Рудик, А. Ц. Пуни и др.), причем в этой области основные исследования были первоначально сосредоточены на изучении индивидуальных различий спортсменов, способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований, способах повышения эффективности спортивных тренировок. В настоящее время спектр вопросов, разрабатываемых психологией спорта, существенно расширился. Применительно к каждому виду спорта с учетом достижений общей, педагогической, возрастной и социальной психологии разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение как физической, так и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности. В психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основывающиеся на концепции уровня построения движения Н. А. Бернштейна. В этих исследованиях изучаются пути и способы формирования специализированных восприятий спортсменов, например чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий, “чувство мяча”, “чувство воды” и т. д. Кроме того, уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и т. д. Углубление этих исследований идет как в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора на разных возрастных стадиях, так и по пути воспитания и формирования этих способностей в процессе тренировочной деятельности. Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как психическая саморегуляция, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, а также отношению спортсменов к своим победам и поражениям уделяется больше внимания в последних исследованиях психологии спорта. В отдельное направление выделяются социально-психологические исследования, рассматривающие проблемы формирования команд, межличностные отношения в них, приемы и способы повышения их сплоченности и ценностно-ориентационного единства, вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом, с болельщиками (в том числе со “спортивными фанатами”), проблемы межкомандных взаимоотношений и т. д. Основные задачи современной психологии спорта состоят не только в содействии достижению спортсменами высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры. Как любая научная дисциплина, психология спорта призвана выполнять познавательную функцию в изучении своего объекта - спорта. Однако познавательная функция психологии спорта должна в значительной мере обеспечивать выполнение данной дисциплиной профессиональной функции в решении практических проблем спорта. В этом смысле спорт и его практические проблемы - социальные корни психологии спорта. Предмет психологического изучения спорта в настоящее время нуждается в определенном переосмыслении. В первую очередь это касается более широкого понимания субъекта спорта. В недалеком прошлом в качестве последнего выступал лишь спортсмен. В современном психологическом изучении спорта понятие субъекта следует рассматривать более широко: спортивный руководитель, тренер, спортсмен, специалист-методист, спортивный ученый (разработчик и практик) и все другие лица, причастные к сфере спорта, включая спортивного болельщика. Причем в понятие субъекта следует включить и различные виды (типы) сообществ указанных лиц. В связи с этим значительно расширяется диапазон психологического изучения субъекта спорта. Соответственно расширяется спектр психологического познания мира деятельности в сфере спорта. В любом конкретном исследовании, независимо от объекта и предмета, необходимо познание психологических факторов, психологических закономерностей и психологических механизмов управления тем или иным явлением в спорте. Именно в этом случае происходит подлинное объединение (интеграция) познавательной и конструктивной функций познания, имеющего прикладную направленность. Причем ориентация психологического познания в целом должна работать на «опережение» существующей теории и практики спортивного строительства в нашей стране. Психология спортивного руководства и управления, психология спортивной педагогики, собственно психологическая служба в спорте - вот магистральные направления перспективного развития психологии спорта. Психология спорта должна превращаться в подлинно производительную силу спортивного строительства в нашей стране. В этом состоит социальный смысл развития научной дисциплины. Намеченные перспективы развития психологии спорта в нашей стране связаны с превращением данной отрасли знания в прикладную область особой профессиональной деятельности, способной активно содействовать прогрессу отечественного спорта. 4. Психологические проблемы спорта На сегодняшний день можно выделить три основные группы психологических проблем спорта. Первая группа - социально-психологические проблемы руководства, управления и организации спорта как социального явления. К изучению проблем этой группы, а они наиболее актуальны в современном спорте, психология спорта практически еще не приступала. Создание соответствующей системы знаний в психологии спорта, организация необходимых научных исследований - неотложная задача спортивных психологов. Вторая группа проблем - психолого-педагогические проблемы подготовки спортсменов во всем ее объеме. Это психологические проблемы спорта, воспитания, обучения технике и тактике и проблемы педагогического руководства и управления подготовкой спортсменов. В решении этих проблем имеются лишь отдельные частные попытки психологов-исследователей и психологов-методистов. В целом же данная группа проблем остается практически малоисследованной. Между тем от их решения во многом зависит создание подлинно научной спортивной педагогики. Третья группа проблем - собственно психологические проблемы самой научной дисциплины. Эти проблемы (разработка методического аппарата психологии спорта, методов психологического воздействия) в известной степени разработаны и разрабатываются. Но эффективность такого рода разработок крайне мала. Решение этих проблем будет эффективным в том случае, когда они (результаты их разработки) органически начнут включаться в решение социально-психологических и психолого-педагогических проблем спорта. Три указанные группы проблем спортивной психологии в единстве и взаимодействии призваны обеспечить профессиональную функцию данной дисциплины на современном и перспективном этапе ее развития. В решении проблемы создания в нашей стране психологической службы чрезвычайно актуален вопрос создания психологической службы в сфере спорта. Это вопрос первостепенной социальной важности, и он во многом определяет всю практическую линию перспективного развития психологии спорта. Создание психологической службы в спорте - это, прежде всего, соответствующая ориентация научных исследований, всей психолого-практической работы в спорте на определенной основе. Безусловно, это вопрос будущего, но уже сегодня необходимо создавать соответствующие предпосылки для построения системы психологической службы спорта в стране в объеме решения всех принципиальных проблем практики современного спорта с учетом перспектив его развития. Психологическая служба в сфере спорта будет призвана выполнять образовательную, консультативную, диагностическую, методическую и проектирующую функции в прогрессивном развитии социального явления "спорт". 5. Оценка психофизического состояния студента Известно, что в течение учебного периода центральная нервная система (ЦНС) студента, в особенности технического вуза, испытывает чрезвычайно большую нагрузку. Помимо учебной нагрузки сказывается также экологическое влияние окружающей среды (большие объемы времени перед экраном компьютерного монитора, нахождение в плохо проветриваемых помещениях, предельная скученность на местах занятий и т.п.). Напряжение усиливают социально-бытовые проблемы (особенно у студентов, живущих в общежитии), проблемы межличностных отношений в быту и в учебной группе, постоянный дефицит времени. Совокупность этих факторов воздействия на ЦНС студента, многие из которых можно определить как стрессовые, дает основание классифицировать структуру его деятельности в учебный период как деятельность человека-оператора. С точки зрения психологии профессиональной деятельности человеку-оператору необходимо в условиях постоянного лимита времени воспринимать и обрабатывать большой объем информации, анализировать изменение ситуации, принимать конструктивные решения и предпринимать действия (двигательные, управленческие), направленные на эффективное их исполнение. Совершенно очевидно, что такой род деятельности предъявляет чрезвычайно высокие требования к психофизической функции человека-оператора (в рассматриваемом случае студента). Именно высокий уровень функционального состояния психофизической сферы обеспечивает студенту возможность в конкретный отрезок времени качественно реализовать имеющийся в наличии собственный психомоторный и интеллектуальный потенциал, что в конечном итоге определяет эффективность его учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности. Между тем высокая нагрузка, обусловленная спецификой учебной и бытовой деятельности студента, вызывает перенапряжение именно психофизической сферы, что может приводить к переутомлению. Итог такого процесса - снижение успеваемости, т.е. возникает как бы "заколдованный круг". Из сказанного становятся еще более очевидными банальные истины: необходимы рациональное чередование труда и отдыха в режиме дня, активный двигательный режим в каникулярное время и т.п. Однако опыт любого педагога свидетельствует, что донести эти "откровения" до сознания молодого (18-20 лет) человека чрезвычайно трудно. Запас сил молодого организма таков, что, кажется, никогда не исчерпается. Необходимость организации режима собственного отдыха, способствующего рекреационным процессам, стимулирующего реабилитацию психофизической функции, не представляется актуальной для лиц студенческого возраста. Прозрение (и то далеко не всегда) наступает, когда происходит срыв адаптации и юноша или девушка вынуждены обратиться к врачу в стрессовом или, наоборот, депрессивном состоянии. Поэтому важным профессиональным качеством педагога, работающего в вузе, следует признать способность такого воздействия на рефлекторный аппарат студента, которое могло бы запустить цепочку "рефлексия - интерес - мотив" и вызвать реакцию активного действия. Действия внутреннего, направленного на пересмотр некоторых жизненных установок и привычек студента, и внешних действий, связанных с решением конкретных двигательных задач по реализации идеи, донесенной до его сознания педагогом. Эффективным средством такого воздействия педагога может стать объективная информация о психофизическом состоянии конкретного студента. Предъявленная студенту в доступной для понимания, удобной для восприятия форме, такая аутоинформация призвана индивидуализировать восприятие тривиальной и общеизвестной истины, актуализировать ее для конкретной личности. С помощью такой информации преподаватель получает возможность пробудить интерес молодого человека к важной составляющей собственного здоровья, поставить перед ним проблему управления ею. В таком случае эта информация может стать мотивирующим фактором, побуждая студента к целенаправленному действию. Получение такой информации возможно на основе измерения электрокожного сопротивления (ЭКС). Для оценки ПФС испытуемый выполняет стандартную программу с задачами вначале - релаксации (5 мин), а затем - активации (5 мин). Автоматическое измерение трех значений ЭКС (базового, в конце фазы релаксации и в конце фазы активации) и обработка этих результатов по специальному алгоритму позволяют получить количественную оценку ПФС обследуемого - индекс ПФС. Диапазон оценок выглядит следующим образом: больше 35 - "отлично", 25-35 - "хорошо", 15-25-"удовлетворительно", меньше 15- "неудовлетворительно". База данных, создаваемая системой, дает возможность отслеживать индивидуальную динамику процесса на этапе реабилитации, а также заблаговременно на ранних стадиях диагностировать пограничные состояния ЦНС, предшествующие срыву адаптации. На основе апробирования предложенной методики контроля на большом статистическом материале (более 120 чел. - спортсменов высокой квалификации и студентов) в настоящее время разработаны шкала количественных оценок ПФС, развернутые характеристики текущего состояния психофизической сферы и рекомендации по коррекции этого состояния. Характеристики-рекомендации составляют специализированную базу данных в виде страниц электронного блокнота. Распечатку такой страницы получает каждый испытуемый в соответствии с результатами тестирования. Список литературы 1. Волков И. Спортивная психология: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2002. 2. Жбанков О.В., Лебяжьев А.Н. Компьютеризованная система как средство, управления психофизическим состоянием спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. - с. 46-48. 3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991. 4. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. 5. Резанов В.И., Киселев А.И. и др. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. - М.: АН СССР, 1990. |