Реферат: Выездная налоговая проверка по транспортному налогу

Название: Выездная налоговая проверка по транспортному налогу
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

Введение3

1 Теоретические аспекты выездной налоговой проверки по транспортному налогу5

1.1 Сущность выездных налоговых проверок5

1.2 Развитие и становление транспортного налога11

1.3 Элементы транспортного налога13

2. Анализ эффективности проведения выездных налоговых проверок по транспортному налогу в Республике Коми за 2006 – 2009 года16

3. Проблемы и направления совершенствования методики проведения выездных налоговых проверок21

Заключение28

Список использованных источников29


Введение

Выездная налоговая проверка – это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Выездные налоговые проверки являются одной из самых эффективных форм контроля, в ходе нее проверяется своевременность и правильность исчисления всех налогов, в том числе и транспортного. Данный налог является сравнительно новым для нашей страны, поэтому существует множество спорных вопросов и неясных моментов при исчислении этого налога. В связи с этим при проведении выездной налоговой проверки возникает множество проблем.

Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо рассмотреть все сложные моменты при исчислении транспортного налога, рассмотреть процедуру проведения выездной налоговой проверки по данному налогу и выявить спорные моменты, возникающие между налоговым инспектором и налогоплательщиком на стадии проверки.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение выездных налоговых проверок правильности исчисления и уплаты транспортного налога, а также проблемы, возникающие при ее проведении, и пути их решения.

Исходя из цели работы, были сформированы следующие задачи:

· Рассмотреть специфику транспортного налога;

· Рассмотреть методику проведения выездной налоговой проверки;

· Проанализировать эффективность проведения налоговых проверок в Республике Коми;

· Выявить проблемы при проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты транспортного налога и предложить пути их решения.

Объектом исследования данной курсовой работы является выездная налоговая проверка. Предметом - транспортный налог.

Методической основой данной курсовой работы стали такие методы осуществления анализа как горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ, теоретический анализ и синтез, были изучены теоретические аспекты исчисления и взимания транспортного налога, а также теоретические аспекты проведения выездной налоговой проверки.

При написании курсовой работы были использованы следующие нормативные акты: Налоговый Кодекс, Гражданский Кодекс, Письма Минфина, также были использованы периодическая литература, такая как «Налоговый вестник», «Экономика и жизнь», «Аудиторские ведомости», «Финансовая газета», «Проверка в компании», также использовались следующие статистические материалы: отчет 2-НК, отчет 1-НМ.

1 Теоретические аспекты выездной налоговой проверки по транспортному налогу

1.1 Сущность выездных налоговых проверок

Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.

При проведении выездных налоговых проверок должностные лица налоговых органов и сотрудники органов внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О милиции", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основанием для начала проверки является оформленное соответствующим образом решение руководителя налогового органа. Решение руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о назначении повторной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления, которое помимо реквизитов, предусмотренных для решения о назначении проверки, должно содержать ссылку на обстоятельства, явившиеся основанием для повторной проверки.

При этом следует иметь в виду, что назначение выездных налоговых проверок филиалов или представительств (в НК РФ участниками налоговых правоотношений являются обособленные структурные подразделения) может проводиться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора-организации), а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может назначаться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Запрещается назначение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в следующем порядке.

Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Форма указанного запроса приведена в приложении к настоящей Инструкции.

Основаниями для направления указанного мотивированного запроса могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:

· отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

· несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

· отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В случае если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится снятие копий с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, истребование недостающих документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, проведение встречных проверок, допросы свидетелей и другие действия, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом "О налоговых органах Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О милиции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непосредственно после прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу служебные удостоверения, а также решение (постановление) руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Факт предъявления решения удостоверяется подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица на экземпляре данного решения после слов "С решением а проведение выездной налоговой проверки ознакомлен" с указанием соответствующей даты.

В случае отказа руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица от подписи на экземпляре решения о проведении проверки должностным лицом налогового органа конце указанного документа производится запись о том, что решение предъявлено указанным лицам и от подписи, удостоверяющей предъявление данного решения, эти лица отказались, заверенная подписью указанного должностного лица налогового органа.

При воспрепятствовании законной деятельности проверяющих сотрудники органа внутренних дел принимают меры по пресечению противоправных деяний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Истребование необходимых для проверки документов производится в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового Кодекса. Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих.

При выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов), проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и пени, а также формируются предложения о привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности.

В случаях направления материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам (финансовый год соответствует календарному году).

Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляется в порядке, установленном статьями 100 и 101 Налогового кодекса и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.

Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, проводящих проверку, а также руководителем проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом.[1]

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки должен быть составлен акт выездной налоговой проверки, в котором отражаются все выявленные при проверке факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства (помимо налогового) они также отражаются в акте. Акт состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Содержание каждой из указанных частей регламентируется также Инструкцией. Составляется акт, как правило, в двух экземплярах (каждой из сторон), но в случае необходимости привлечения органов налоговой полиции составляется третий экземпляр акта для указанных органов.

К акту выездной налоговой проверки прилагаются, в частности:

· решение (постановление), на основании которого проводилась проверка;

· копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;

· материалы встречных проверок;

· заключение эксперта (если он привлекался) и протоколы допроса свидетелей;

· иные материалы, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Подписанный проверяющими и зарегистрированный в налоговом органе акт вручается руководителю организации-налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) или физическому лицу либо их представителям с отметкой о передаче акта (с указанием фамилий и должностей получателей, даты передачи). Акт может быть также направлен по почте или передан иным способом, позволяющим установить дату его получения, поскольку в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, проверяемым предоставляется двухнедельный срок с момента получения акта для письменных объяснений или представления возражений по акту. По истечении этого срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт налоговой проверки. В том случае, если проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) представлялись письменные объяснения или возражения, материалы проверки должны рассматриваться в их присутствии (о чем они должны быть своевременно уведомлены).

По результатам рассмотрения материалов проверки выносится решение, предусматривающее привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Составные части решения также регламентируются Инструкцией.

Если в результате проверки будут выявлены нарушения налогового законодательства и недоимка по уплате налогов, в десятидневный срок с даты вынесения решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки и пени. Требование направляется способом, позволяющим определить дату его получения. В том случае, если требование будет направлено по почте заказным письмом, полученным оно будет считаться по истечении шести дней после его отправки. Определение срока получения требования имеет значение, поскольку, если налогоплательщик добровольно не выполнит его или откажется в установленный срок выполнять требование, налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о применении к этому лицу налоговой санкции в соответствии с налоговым законодательством.[2]


1.2 Развитие и становление транспортного налога

Установление транспортного налога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 28 «Транспортный налог».

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий, при этом объектом данного налога не были транспортные средства. [3]

В подпункте «б» п.25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).

С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены:

· налог на пользователей автодорог;

· налог с владельцев транспортных средств;

· налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст.3 Закона N 110-ФЗ).

· акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ);

Новый транспортный налог заменил прежний налог с владельцев транспортных средств, который зачислялся в дорожные фонды, а также налог на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.

Транспортный налог - один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй - это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.

Согласно ст.14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии с п.3 ст.12 Налогового кодекса РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Так, в ст.356 Налогового кодекса РФ сказано, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. [4]

После принятия законов субъектами Российской Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При исчислении транспортного налога необходимо руководствоваться положениями гл.28 Налогового кодекса РФ и соответствующим региональным законом. Законы субъектов РФ не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.

1.3 Элементы транспортного налога

Согласно ст. 17 Налогового Кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставки, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства. "Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения. Напомним, что в соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.

В тоже время, часть вторая ст. 357 НК РФ устанавливает особую категорию налогоплательщиков по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения до момента официального опубликования Федерального закона №110-ФЗ (29 июля 2002 года). Согласно закрепленной норме в подобной ситуации налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Следует напомнить, что согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является договором купли-продажи и основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.

Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.130 Гражданского кодекса РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26.09.2001 №144, а Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах - Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 №30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 №145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 21.02.2002). Во исполнение данного постановления МВД России приказом от 26.11.1996 №624 (в ред. от 15.03.1999) утвержден действующий в настоящее время Порядок регистрации транспортных средств.

Пунктом 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:

· назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);

· принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);

· принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).

В связи с разнородностью объектов налогообложения налоговое законодательство предусматривает различный порядок определения налоговой базы в зависимости от вида объектов налогообложения.

Так, согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:

1. в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2. в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3. в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше - как единица транспортного средства.

Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря. Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12.

Таким образом, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст. 78 НК РФ у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.

Вместе с тем согласно п.3 ст.362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц.

Статьей 361 НК РФ по сравнению с ранее принятыми законодательными актами в этой сфере в большей степени учтены характеристики транспортных средств. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили и т.п.) налоговые ставки варьируют в зависимости от мощности транспортного средства. Согласно п.2 ст.361 НК РФ законом субъекта Российской Федерации закрепленные размеры ставок могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз.

В общем случае согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение соответствующей налоговой ставки на налоговую базу. В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства.

Статьей 3 Закона "О дорожных фондах Российской Федерации" установлено, что поступления сумм транспортного налога являются источником образования целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов.[5]

2. Анализ эффективности проведения выездных налоговых проверок по транспортному налогу в Республике Коми за 2006 – 2009 года

В целях контроля за соблюдением уплаты транспортного налога, налоговые органы проводят выездные и камеральные проверки. Цель выездных налоговых проверок по транспортному налогу - установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.

Задачи выездной налоговой проверки:

1. оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по транспортному налогу;

2. проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

3. контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

4. выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;

5. доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.

6. проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по транспортному налогу, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

По транспортному налогу в основном проводятся камеральные проверки, так например в 2009 году камеральных проверок было проведено 17 388, а выездных – 3 666, что в 63 раза больше. Хотя сумма налогов, начисленная по камеральным проверкам за 2009 год, составила 1 528 000 руб., результативность данной проверки выше на 45,5%. Таким образом, по транспортному налогу целесообразнее проводить камеральные проверки.


Таблица 1 – Анализ количества налоговых проверок

выездные проверки камеральные проверки соотношение ВНП и КНП, %
2006 5320 8605 61,7
2007 4272 10394 143,3
2008 3819 12994 240,2
2009 3666 17338 372,9

Рисунок 1 – Соотношение количества выездных и камеральных проверок

Согласно этим данным, видно, что количество выездных налоговых проверок уменьшается, а количество камеральных проверок возрастает. Это связано с тем, что эффективность выездных проверок составляет всего около 24%, поэтому в основном проводятся камеральные проверки. Выездным налоговым проверкам подвергаются лишь крупнейшие налогоплательщики, на балансе которых числится большое количество транспортных средств, также это могут быть организации, занимающиеся транспортными перевозками, либо, организации, имеющие какие-либо нарушения. За 4 года количество выездных налоговых проверок уменьшилось на 1654 проверки, а количество результативных проверок уменьшилось на 830 проверок. На мой взгляд, такое уменьшение также может быть связано с реформой, проводимой в налоговых органов. Сокращение сотрудников привело к уменьшению выездных проверок, вместо этого стали проводить больше камеральных проверок, которые требуют меньших трудовых и денежных ресурсов.

Проведем анализ эффективности выездных налоговых проверок на основе данных по Республике Коми за 2006 – 2009 года. В отчете 2-НК содержатся все сведения о проведенных выездных и камеральных проверках.


Таблица 2 - Анализ эффективности налоговых проверок

Рисунок 2 – Доля проверок, выявивших нарушения, в общем объеме проверок

Согласно данным отчетам с 2006 по 2009 год количество выездных проверок резко снизилось, также как снизились и доначисления. Количество проверок уменьшилось на 44%, а доначисления по сравнению с 2007 годом на 65%. Также небольшую долю занимают и результативные налоговые проверки – 24% в среднем. Результативность выездных проверок по всем налогом составляет в среднем 52%, а эффективном по транспортному налогу в 2 раза меньше. [6]

Также необходимо проанализировать долю транспортного налога в общих поступлениях и выявить целесообразность увеличения выездных налоговых проверок по данному налогу.

Таблица 3 – Поступление транспортного налога с 2006 по 2009 года

год всего налоговые поступления, тыс. руб. налоги на имущество, тыс. руб. транспортный налог, тыс. руб. доля транспортного налога в поступлениях, %
1 2 3 4 5
2006 67 400 263 2 941 105 303 705 0,5
2007 65 978 187 3 623 295 366 125 0,6
2008 84 896 707 4 304 995 411 875 0,5
2009 59 735 085 5 237 738 462 578 0,8

Согласно данным отчета 1-НМ поступления транспортного налога увеличились в 2009 году на 66%, наиболее заметна динамика роста поступлений данного налога в бюджет РК. Но вместе с тем администрирование транспортного налога также нуждается в дополнительных мерах по обеспечению его эффективности. Данный налог занимает небольшую долю в налоговых поступлениях, однако его доля в имущественных налогах не так мала (рис. 3).

Рисунок 3 – Доля транспортного налога в налоговых поступлениях

Анализ статистических данных о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу показывает ежегодно рост количества транспортных средств, регистрируемых налогоплательщиками. Только за 2008 год количество транспорта, состоящего на учете в налоговых органах республики, выросло с 570 до 615 тысяч. В связи с этим и увеличиваются поступления транспортного налога с каждым годом.

Рисунок 4 – поступления транспортного налога с 2006 по 2009 года

Положительная динамика связана как с усилением работ по формированию информационных ресурсов налоговых органов во взаимодействии с РЭО ГАИ, так и с общим увеличением благосостояния владельцев транспортных средств, значительным увеличением регистрации транспортных средств иностранного производства. В этой связи я думаю, что реально рассмотреть вопрос об усилении контроля за правильностью исчисления и взимания транспортного налога.

Одним из главных направлений работы налоговых органов является проведение мероприятий налогового контроля. Основные доначисления осуществляются в ходе выездных налоговых проверок, результативность которых составила 55 процентов. Однако по транспортному налогу эффективность выездных налоговых проверок составляет лишь 24%, а доначисления не так велики.

Таким образом, на мой взгляд, необходимо увеличить количество выездных налоговых проверок, усовершенствовать процедуру ее проведения, усилить работы по формированию информационных ресурсов налоговых органов, более тщательно выбирать объект проверки, то есть наличие в деятельности налогоплательщика серьезных налоговых нарушений.

3. Проблемы и направления совершенствования методики проведения выездных налоговых проверок

За 5 месяцев текущего года УФНС России по Республике Коми удалось добиться ощутимых успехов в налоговом администрировании. В бюджетную систему Российской Федерации мобилизовано более 27 миллиардов рублей. Платежи консолидированного бюджета Республике Коми в общих поступлениях в бюджетную систему РФ составляют около 30 процентов и имеют тенденцию к росту.

Основными доходными источниками, формирующими консолидированный бюджет республики, являются налог на прибыль (37 процентов), налог на доходы физических лиц (31 процент), налог на имущество организаций (8 процентов), земельный налог (0,3 процента). Кроме того, большое значение для республики имеют поступления налогов со специальных налоговых режимов, доля которых составляет 8 процентов, транспортного налога — 0,8 процентов.

Анализ во второй главе показал, что заметна динамика поступлений транспортного налога, однако, администрирование данного налога также нуждается в дополнительных мерах по обеспечению его эффективности.

Одна из основных задач, которую налоговые органы сегодня решают во взаимодействии с органами по регистрации транспортных средств, это полнота представления информации о фактах регистрации автомашин.

На практике при выездной налоговой проверки случаются разные спорные ситуации. Часто мнения бухгалтера и налогового инспектора по поводу формирования налоговой базы по налогу на прибыль расходятся. На мой взгляд, необходимо рассмотреть данные ситуации и выявить пути их решения.

Одна из таких проблем возникает по поводу регистрации транспортного средства. Зачастую с момента приобретения транспортного средства проходит определенный промежуток времени, прежде чем компания поставит его на учет в ГИБДД. Здесь может возникнуть спорный вопрос: начислять налог на такой автомобиль или нет, если предприятие еще не использует его в своей деятельности? Налоговики рассуждают так: раз на балансе компании имеется транспортное средство, то с него в любом случае нужно платить транспортный налог. По мнению инспекторов, поскольку обязанность зарегистрировать автомобиль лежит на организации, то неисполнение этой обязанности не освобождает ее от уплаты налога. Кроме того, если на балансе предприятия имеется сразу несколько транспортных средств, регистрация которых все еще не пройдена, инспекторы могут обвинить компанию в занижении базы по транспортному налогу и уклонении от его уплаты. Вместе с тем имеется постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. № А05-13823/2005-31, где суд опровергает подобные доводы проверяющих. Арбитры отметили, что, согласно статье 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. К тому же автомобиль, не прошедший регистрацию, фактически не может быть допущен к участию в дорожном движении. А поскольку нет воздействия на состояние дорог общего пользования, то нет и экономических оснований для уплаты соответствующего налога. Таким образом, подобный вывод суда позволяет компаниям не включать в налоговую базу незарегистрированное транспортное средство до тех пор, пока они не начнут использовать его в своей деятельности.

В постановлении ФАС Уральского округа от 6 марта 2006 г. № Ф09-1150/06-С1 арбитражный суд также отклоняет выводы инспекции. В первую очередь обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации автомобиля. А только лишь факт нахождения транспортных средств на балансе организации не обязывает ее платить налог. Следовательно, нет причин обвинять предприятие в умышленном занижении налоговой базы.

Аналогичные выводы содержатся также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. № А43-16227/2005-35-548.

Получается парадоксальная ситуация налогового зазеркалья: нет транспорта, но есть его регистрация — нужно платить налог; есть транспорт, но нет его регистрации — налог платить не нужно. Хотя с точки зрения теории объекта налогообложения все должно быть наоборот. Выход видится в совершенствовании норм налогового законодательства.

Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Тем самым предполагается, что в объекте налогообложения всегда выражается некоторое материальное благо экономического характера, значимое для налогоплательщика. Применительно к нашему случаю таким материальным благом является имущество, то есть само транспортное средство. Именно владение транспортным средством нужно взять за основу обложения транспортным налогом.

На наш взгляд, единственным фактом, порождающим налоговые обязанности, должно выступать фактическое обладание транспортным средством на правах собственника или других законных основаниях. Факт же госрегистрации лишь свидетельствует с высокой степенью вероятности о владении налогоплательщиком транспортным средством, и, наоборот, отсутствие регистрации заставляет предполагать, что соответствующее имущество у налогоплательщика отсутствует.

То есть с точки зрения налогового права госрегистрация должна стать фактом сугубо техническим, в лучшем случае — правоподтверждающим (причем не безусловным, а лишь вероятностным). Отметим, что с гражданско-правовой точки зрения право собственности на транспортное средство по умолчанию возникает при его передаче (ст.223 ГК РФ), а не с момента регистрации. Подтверждает это и судебная практика (Решение ВС РФ от 29.07.99 № ГКПИ99-547).

Таким образом, из ст. 358 НК РФ следует исключить указание на госрегистрацию транспортных средств, изложив ее в следующей редакции: «Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства».

Требует изменения и ст. 357 НК РФ, где налогоплательщиками следует признавать собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами, также без указания на государственную регистрацию. Причем именно право собственности на транспортное средство, а не факт его регистрации следует брать за основу обложения транспортным налогом. Об этом, кстати, свидетельствуют и позиции финансовых органов, которые в случае регистрации транспорта одновременно на нескольких лиц (например, при лизинге) признают налогоплательщиком именно собственника транспортного средства (письма Минфина России от 24.03.2009 № 03-05-05-04/01, от 30.06.2008 № 03-05-05-04/14).

А как же факт госрегистрации? Представляется возможным закрепить нормативно или в официальных разъяснениях две взаимосвязанные юридические презумпции: «Наличие государственной регистрации транспортного средства свидетельствует о его владении налогоплательщиком, пока не доказано обратное. Отсутствие государственной регистрации транспортного средства свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения, пока не доказано обратное».

Как видим, обе презумпции носят опровержимый характер. В первом случае опровержение презюмируемого факта возлагается на налогоплательщика, во втором — на налоговый орган. Именно налогоплательщик должен доказать, что транспортное средство у него отсутствует, хотя с учета оно еще не снято; в случае доказанности такого факта его налоговые обязанности должны быть скорректированы в сторону понижения. Это справедливо: нет объекта — нет налога.

В свою очередь, на налоговые органы возлагается бремя доказывания того, что налогоплательщик является собственником и фактически владеет транспортным средством, уклоняясь от его регистрации. Такая мера даст налоговым органам возможность:
1. проводить налоговые проверки и выявлять лиц, уклоняющихся от налогообложения путем использования транспортных средств без надлежащей регистрации;
2. на законных основаниях доначислять указанным лицам недоимки и пени, а также привлекать их к ответственности за неуплату транспортного налога.[7]

Вторая проблема, возникающая при выездных налоговых проверках, это сложность определения категории транспортного средства. Согласно общему правилу, распределение транспортных средств, приведенное в статье 361 НК РФ, в целом повторяет международную классификацию, изложенную в Венской конвенции.

Но данного нормативного акта недостаточно для правильного определения категории машины. Требуются определенные документы, которые составляются на каждый объект. В то же время категория транспортного средства, указанная в его паспорте, не может помочь при ответе на вопрос: какую ставку налога применять к данной машине? Ведь по паспорту категорий всего пять — A, B, C, в и прицеп. А видов транспортных средств в налоговом законодательстве больше. Например, к категории B относятся как легковые, так и малые грузовые автомобили, «транспортные» же ставки по ним разные. Здесь на помощь приходит другая строка паспорта, в которой указана точная характеристика транспортного средства, например «легковой автомобиль», «автобус» или «грузовой — самосвал».

В формах, которые регистрирующий орган ГИБДД представляет в налоговую инспекцию, присутствуют и иные показатели. Например, для проверяющих очень важен такой критерий, как мощность двигателя машины в лошадиных силах. Ведь налоговой базой для большинства транспортных средств является именно мощность, а ставка указана в расчете на одну лошадиную силу.

Кроме того, транспортный налог начисляется только на те объекты, которые относятся к разделу «Средства транспортные» в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Некоторая же самоходная спецтехника, указанная в ином разделе – «Машины и оборудование», транспортным налогом уже не облагается.

Третья проблема возникает при оформлении транспортного средства в собственность, которое ранее было взято в лизинг. Часто возникает спорный вопрос, должна ли компания дважды исчислять транспортный налог, если по окончании срока договора предмет лизинга был передан в собственность организации и на нее же транспортное средство было перерегистрировано в ГИБДД. Действия предприятия зависят от того, у кого на балансе изначально числилась машина, оформленная по договору лизинга.

Объект числился на балансе лизингополучателя. В данном случае получается, что транспортное средство дважды регистрировалось на компанию в ГИБДД: сначала как на арендатора, а после истечения срока договора уже как на полноценного владельца.

Даже если снятие с учета и регистрация машины на нового собственника происходят в одном и том же календарном месяце, обязательств уплачивать два раза один и тот же налог у настоящего владельца автомобиля не возникает. Несмотря на то, что подобное правило прописано в пункте 3 статьи 362 НК РФ. Минфин объяснил: при лизинговом контракте переоформление осуществляется на ту же самую организацию. А значит, бывший лизингополучатель должен платить транспортный налог без всяких изменений, то есть с учетом общего количества месяцев регистрации данного автомобиля на налогоплательщика (письмо Минфина России от 25 декабря 2007 г. № 03-05-06-04/45).

Объект числился на балансе лизингодателя. По-другому складывается ситуация, когда до истечения контракта транспортный налог платит лизингодатель. Если снятие машины с учета и регистрация на лизингополучателя произошли в одном месяце, то за данный период налог платят оба участника договора. Здесь принципы налогообложения не нарушаются, так как одно и то же лицо не совершает платеж дважды.

Еще одна спорная ситуация возникает при перерегистрации транспортного средства с одного филиала компании на другой. Если при этом филиалы находятся в разных субъектах РФ, то возникает ситуация, когда налогоплательщик один, а инспекций две. Здесь чиновники Минфина разъяснили, что двойное налогообложение ни в коем случае не должно иметь места. Соответственно за месяц, в котором произошло переоформление, транспортный налог платит первый филиал, а у второго подразделения такая обязанность наступает только со следующего месяца (письма Минфина России от 27 марта 2007 г. № 03-05-06-04/16 и от 9 апреля 2004 г. № 04-05-12/20).

Также проблема возникает с указанием КПП транспортного средства в зависимости от местонахождения машины. Согласно установленным правилам, в налоговой отчетности указывается КПП, присвоенный организации той инспекцией, в которую представляется отчетность.

При этом в силу пунктов 1 и 5 статьи 83 НК РФ местонахождение транспортного средства определяется по месту его регистрации. Если местонахождение организации и автомобиля не совпадает, то компании придется встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению машины (постановление ФАС Поволжского округа от 12 апреля 2007 г. № А65-14687/06-СА1-37).

Таким образом, при совпадении местонахождения организации и транспортных средств КПП указывается согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе. А при совпадении местонахождения обособленного подразделения и транспортного средства КПП берется из уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по местонахождению обособленного подразделения.

Не исключена такая ситуация, когда автомобиль, числящийся на балансе компании, угнан. В этом случае, согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ, транспортные средства, которые находятся в розыске, не облагаются налогом. Но для этого компании необходимо подтвердить факт их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом.

А вот если сотрудник компании попал в ДТП, при котором автомобиль сильно поврежден и не эксплуатируется, то транспортный налог в этой ситуации уплачивать все равно придется. Поскольку глава 28 НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с таким обстоятельством, как фактическая эксплуатация. Соответственно до тех пор, пока владелец не снимет автомобиль с учета в ГИБДД, ему придется перечислять налог в бюджет (ст. 357 и п. 3 ст. 362 НК РФ). Аналогичная ситуация прослеживается и в случае сезонных перевозок.

Таким образом, вне зависимости от того, какой период времени компания эксплуатирует принадлежащий ей автомобиль, налог должен быть уплачен ею за весь налоговый период, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано в органах ГИБДД за этим владельцем (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ).

Также имеет место такая ситуация, когда на балансе организации числятся транспортные средства, не подлежащие налогообложению. Обычно налоговики настаивают на представлении декларации по транспортному налогу даже в этом случае. Несмотря на то, что статья 358 НК РФ не требует сдавать отчетность в отношении необлагаемых объектов.

Тем не менее, инспекторы в письме УФНС по Московской области от 7 февраля 2006 г. № 19-42-И/0127 настаивают на том, что в подобном случае организации должны представить декларацию по транспортному налогу без исчисления сумм налога, но с указанием кода льготы.

Однако компании вправе не исполнять такие требования налоговиков. Поскольку проверяющие не учитывают подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, в соответствии с которым предприятия должны представлять налоговые декларации (расчеты) только в том случае, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Более того, арбитражные суды поддерживают компании при решении подобных вопросов (постановление ФАС Московского округа от 7 марта 2006 г. № КА-А41/1340-06).

Заключение

Выездная налоговая проверка является одной из самых эффективных форм контроля, она призвана проверять правильность исчисления и взимания налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Выездная проверка проводится по всем налогам, в том числе и по транспортному. Плательщиками данного вида налога являются как физические лица, так и организации, поэтому вопросов, связанных с его исчислением, возникает много.

Анализ, проведенный во второй главе, показал, что по данному виду налога выездных проверок проводится не так уж много, а эффективность составляет всего около 24%, можно предположить, что мероприятия по выявлению налогоплательщиков с возможными нарушениями, проводятся не совсем точно, в связи с этим необходимо усовершенствовать процедуру ее проведения, усилить работы по формированию информационных ресурсов налоговых органов, более тщательно выбирать объект проверки, то есть наличие в деятельности налогоплательщика серьезных налоговых нарушений.

При проведении выездной налоговой проверки также появляются спорные вопросы между налогоплательщиком и инспектором, например, такие как уплата транспортного налога, с момента его регистрации или после постановки на учет, сложность в определении категории транспортного средства, а, следовательно, и применяемых ставок, проблемы, возникающие при оформлении транспортного средства в собственность, которое ранее было взято в лизинг и многие другие. Для разрешения данных проблем необходимы поправки в законодательстве по налогам и сборам, необходимо предоставлять более четкие пояснения налогоплательщикам по поводу применения законодательства о налогах и сборах с целью ликвидации спорных моментов.

Список использованных источников:

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) : федер. закон : [принят Гос. Думой 19 июля 2000г.] // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. С.3340.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) : федер. закон : [принят Гос. Думой 30 ноября 1994г.] // Собрание законодательства РФ. 2000. №51. С.3340.

3. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России: учебник /В.А. Парыгина. М.: ЭКСМО, 2009. 189 с.

4. Гаврилова Н. А. О транспортном налоге /Н.А. Гаврилова// Налоговый вестник. – 2009. - № 4. – С. 15

5. Кузьмин Г. Исчисление транспортного налога в 2010 году /Г. Кузьмин // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь» - 2009. - № 49. – С. 7

6. Разгулин С. Транспортный налог /С. Разгулин // «Финансовая газета» - 2008 г. – № 5 – с. 3

7. Титова Г.Г. Выездные налоговые проверки /Г.Г. Титова// Аудиторские ведомости №8, 2009

8. Кушнарева И. Спорные ситуации при расчете транспортного налога и заполнении декларации /И. Кушнарева // «Проверка в компании» - 2010г. - № 1. – с. 12

9. Морозова Л.Л. Выездные налоговые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей. Консультация налоговой инспекции налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов /Л.Л. Морозова //М.: Актив, 2009

10. Матвеева, А.Т. Налоговая политика и практика / А.Т. Матвеева //Налоговая политика и практика. 2008. №9. с. 34 – 56

11. Муравьев, В.В. Организация налогового планирования на предприятии /В.В. Муравьев // Аудит и финансовый анализ. 2009. №2. с. 12 – 23

12. Ишаев В. Основные принципы стратегии социально-экономического развития России / В. Ишаев // Проблемы теории и практики управления. 2008. №5. С.21-26.

13. Чужмарова, С.И. Налоги и налогообложение: Схемы. Задачи. Тесты: Учебное пособие / С.И. Чужмарова. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2008. 208с.

14. Закатнова А. Антикризисная ясность/ А. Закатнова //Российская газета. 2009. №5. с. 2 – 6.

15. Управление Федеральной Налоговой Службы по Республике Коми. Статистические данные: отчет 1-НМ, отчет 2-НК [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.r11.nalog.ru/document.php?id=263448&topic=r11st


[1] Титова Г.Г. Выездные налоговые проверки // Аудиторские ведомости №8, 2009

[2] Морозова Л.Л. Выездные налоговые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей. Консультация налоговой инспекции налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. М.: Актив, 2009

[3] Гаврилова Н. А. О транспортном налоге // Налоговый вестник. – 2009. - № 4. – С. 15

[4] Кузьмин Г. Исчисление транспортного налога в 2008 году // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь» - 2009. - № 49. – С. 7

[5] Разгулин С. Транспортный налог// «Финансовая газета» - 2008 г. – № 5 – с. 3

[6] Управление Федеральной Налоговой Службы по Республике Коми. Статистические данные: отчет 1-НМ, отчет 2-НК [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.r11.nalog.ru/document.php?id=263448&topic=r11st

[7] Кушнарева И. Спорные ситуации при расчете транспортного налога и заполнении декларации// «Проверка в компании» - 2010г. - № 1. – С. 12