Реферат: Определения Теория государства и право
Название: Определения Теория государства и право Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
1. Публичная власть – это совокупность аппарата управления и аппарата подавления (специальные органы которые правомочны, имеют силу и средства для принудительного исполнения государственной воли, - это армия, милиция, органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных учреждений – тюрьмы, колонии). Аппарат управления – органы законодательной и исправительной власти с помощью которых осуществляется управление. Публичная власть , отделена от общества, не имеет общего характера, и непосредственно народу не подконтрольна, -осуществляется чиновниками, депутатами, наделёнными государственно-властными полномочиями; - Опирается на писанное формализованное право; - Подкреплена принудительной системой государства. 4. Территория государства – это то пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Оно имеет деление административно-территориальное (области, провинции, департаменты). 9. Форма государства – это совокупность систем организации государственной власти, которая включает в себя элементы: -форму правления - Форму государственного устройства; - Политический режим. 8. Принцип распределения властей – это разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. - Законодательная – избранная народом и призванная вырабатывать стратегию развития общества путём принятия законов; - Исполнительная – это назначаемая представительным органом власти и занимающаяся реализацией данных законов и оперотивно-хозяйственной деятельность; - Судебная – выступает гарантом восстановления нарушенных прав и справедливого наказания виновных. 4. отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (т.е. государств в государстве). - деление страны осуществляется исключительно по административно территориальному признаку. - административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства. - наличие только одной общегосударственной конституции. - наличие единых для всей страны высших органов государственной власти - наличие единой системы законодательства - парламент имеет однопалатную структуру - органы власти административно территориальных образований подчиняются центральной власти - единое гражданство для всей страны - единая денежная система - общая для всех административных единиц финансово кредитная и налоговая политика (Дания, Италия, Франция) 13. Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод, человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. 14. Признаки правового государства : - признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; - признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; - законность во всех сферах жизни; - верховенство и прямое действие конституции; - внешний и внутренний суверенитет государства; - соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм); - разделение властей; - высший авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан; - контроль общества за властью – способом является регулярные, свободные демократические выборы народом, органов государственной власти всех уровней; - недопущение монополизма в политике и экономике; - единство прав и обязанностей всех граждан; - взаимная ответственность, человека и государства. 15. Суверенитет – это независимость власти данного государства, от всякой иной власти, он может быть внутренним ( – полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию, исключает право принимать законы) и внешним (полная независимость во внешнеполитической деятельности). 16. Право – это система общеобязательных, формально определённых юридических норм, вырабатывающих общественную классовую волю (конкретные интересы общества, классов и другие), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Признаки права : - Волевой характер; - Общеобязательность; - Нормативность; - Связь с государством; - Формальная определённость; - Системность. 17 Институт П. П. – это упорядоченная совокупность юридических? Норм, регулирующих определённый вид, группу общественных отношений. Институты могут быть. ? : 1. от характера – материальные (институт подряда) и процессуальные (институт ВУД). 2. от сферы распределения – отраслевые (институт наследования), и межотраслевые (институты частной собственности). 3. от функциональной роли – регулятивные (институт международного ? ) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности) 22. Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать субъективные ПП , реализовывать их, исполнять юридические ОО - сделкоспособность – способность заключать гражданско-правовые сделки; - деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за нарушение требований правовых норм. Виды дееспособности: - малолетних детей (6-14 лет); - несовершеннолетних (14-18); - полная дееспособность (с 18 лет). 25. Источники правопорядка – сила, которая образует правовые нормы; условия, которые способствуют возникновению правовых норм; источник знаний о праве, т.е. где содержатся правовые нормы.
28. Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанный на многократное применение. 30. Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с конституцией) основным источником права. Законы могут принимать:
Общеобязательность закона – его нормы должны исполняться всеми гос. Органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами. Стабильность закона – обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен минуя сложную юридическую процедуру органом, принявшим его, в редких случаях в силу большой общественной необходимости. 31. Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами государственной власти либо народом на референдуме. Предметом регулирования конституции являются общественные отношения, обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью. Главенством на все иные общественные отношения и представляющие наибольшую значимость для общества, а это: - основы экономических отношений; - отношения собственности; - статус личности (правопорядок и СС человека). - устройство гос. механизма (ВОГВ) - отличия по поводу гражданской власти - форма правления - форма государственного устройства Функции конституции - основные направления реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение конституции чел. А это:
Характерные признаки конституции как юридического документа: - основополагающий характер - стабильность – народность - реальность – высшая юридическая система 32. Правонарушение – противоправное, общественно опасное, виновное деяние, которое причинят вред личности, или обществу и государству. Состав правонарушений - совокупность элементов, при наличии которых возможна юридическая ответственность и наказание, к ним относятся:
- противоправность деяния - вредные последствия - наличие причинно-следственных связей
Субъектную сторону права составляют: вина, цель и мотивы. Вина – отношение лица к совершённому правопроступку. Она может выражаться в виде: - прямого умысла (лицо создаёт общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления). - Косвенного умысла (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий, но не желает наступления вредных последствий, но сознательно их допускает или относится безразлично к их наступлению). - Самонадеянности (сознаёт общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и легкомысленно рассчитывает на их предотвращение). - Небрежности (не сознаёт либо не достаточно сознаёт общественную опасность своих деяний и не предвидит вредных последствий, хотя мог предвидеть. ПРАВОНАРУШЕНИЯ. - преступление – особо общественно опасные деяния, исчерпывающие УК РФ, влекущие уголовную ответственность и уголовные наказания. - Проступки – деяния средней и не большой общественной опасности, которые совершаются в различных сферах общественной жизни и влекут разные последствия, (административные, гражданско-правовые, материальные, дисциплинарные). 33. Юридическая ответственность – возможность наступления неблагоприятных последствий личного, имущественного и специального характера и сами последствия которые возлагаются государством в установленной процессуальной форме на нарушителя правопорядка. Цель юридической ответственности – защитить правопорядок и социальный статус человека, обеспечить общественный порядок. Функции юридической ответственности:
Государственная власть- особая разновидность социальной власти. Это публично-политические отношения государства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти: распределяется на все обязательство; носит публично-политический характер; осуществлялся спец-ми лицами (чиновниками, политиками и другими); система налогов; деление населения по территориальному признаку; Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных и других) в пределах определенной территории. Политический режим - система методов, способов, и средств осуществления политической власти. Форма правления - элемент формы государства характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Форма правления Монархии
3. Осуществляется бессрочно. 4. Не зависит от населения Неограниченная монархия - в них отсутствуют представительные учреждения народа и в котором единственным носителем суверенитета государства является монарх. Ограниченные монархии - в них на ряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Англия, Япония, Испания). Республики 1. Срочность. 2. Зависимость от избирателей. Президентские республики - именно президент (выполняет) формирует правительство. В парламентских республиках парламент. В смешанных республиках президент и парламент. Форма территориального устройства - способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями. Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из частей обладающих признаками государства. Признаки федерации: Территорию федерацию составляют территории ее субъектов. Субъекты федерации обладают признаками государства - имея свою конституцию, Высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, право). символику. В стране имеется единая союзная конституция, в которой в частности, разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром. Высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам – федерации, президенту (в президентской республике), праву, парламенту, судам. Наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству. Парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру - нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя интересы субъектов. Федерации могут быть: 1. Территориальными - положен принцип разделения стран по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика). 2. Национальными - здесь субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. 3. Национально - территориальными - в основу формирования субъектов, которых положен и национальный и территориальный принцип (РФ). Унитарное государство - имеет единую территорию и единую (централизованную) систему государственной власти. Признаки: - единство и однородность территории |