Курсовая работа: Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности
Название: Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | ||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА Кафедра педагогики и психологии КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: “ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕОДИКИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” ВЫПОЛНИЛА: Научный руководитель: Санкт-Петербург 2002 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е: ВВЕДЕНИЕ - 3 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 1.1. Сущность воображения как психического процесса 1.2. Механизм творческого воображения 1.3. Особенности развития творческого воображения в дошкольном детстве 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И ФОРМИ- РУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТОВ 2.1. Теоретического обоснование методики развития воображения 2.2. Организация констатирующего и формирующего экспериментов 3.ВЫВОДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. В преддверии радикальной реформы в сфере образования и воспитания проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного. Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также общего психического развития. В педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у дошкольников еще мало разработаны. В то время, как эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в воспитании детей, их подготовки к обучению в школе. ЦЕЛЬ исследования: изучение особенностей формирования творческого воображения дошкольников в художественной деятельности. ЗАДАЧИ исследования: 1.Выявление психолого-педагогических проблем развития воображения у дошкольников. 2.Определение и апробирование комплекса методик в целях выявления уровня развития воображения у детей путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов. 3.Анализ результатов диагностики уровня развития воображения дошкольников до и после их обучения по специальным методикам. МЕТОДЫ исследования: Для диагностики креативных способностей дошкольников в исследовании использовались следующие методики: -“Неполные фигуры”; -“Нарисуй слово”. 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 1.1.Сущность воображения как психического процесса Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи./;с.10/. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо сделать и как он это будет делать. Таким образом он заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний их тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имевшихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет слово. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует их путь становления, является средством их удержания, закрепления, изменения. Источник воображения – объективная реальность. Исследователи выделяют несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидная фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Рассматривая процесс воображения, следует сказать, что воображение выполняет в жизни индивида ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особо разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. /;с.225/. Следует иметь в виду,что существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека, а также возрастные особенности. В рамках данного исследования особый интерес представляет механизм творческого воображения, который мы рассмотрим далее. 1.2.Механизм творческого воображения Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку.//. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения. В последнее время ведущими в области изучения креативности (творческих способностей человека) являются исследования Дж.Гилфорда // и П.Торренса //. Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора креативности: 1.Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы; 2.Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование; 3.Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности; 4.Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности./;/. Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта. В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии./;с.4/. Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” н части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов. Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты. 1.3.Особенности развития творческого воображения в дошкольном детстве ЦЕЛЬ данной квалификационной работы – изучить особенности восприятия произведений изобразительного творчества младшими дошкольниками путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Почему исследователей интересует механизм восприятия детьми произведений художественного творчества ? Прежде всего потому, что учеными тщательно изучается процесс развития психических функций ребенка в различные возрастные периоды. Как влияет возраст на развитие психики, в чем это выражается? Каковы отличительные особенности восприятия у мальчиков и девочек? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Исходная гипотеза: восприятие художественного творчества у девочек более яркая, богата фантазией, по сравнению с мальчиками того же возраста. 1.5. Общая характеристика младшего школьного возраста Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста – с 6 до 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной мере зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: - качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; - рефлексия, анализ, внутренний план действий; - развитие нового познавательного отношения к действительности; - ориентация на группу сверстников. Согласно, например, концепции Ж. Пиаже,интеллектуальное развитие ребенка 7-10 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Можно сказать, что восприятие становится думающим. Таким образом, во всех сферах психического развития происходят важнейшие новообразования: преобразуется интеллект, личность и социальные отношения. Глава 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТОВ 2.1. Научно-теоретические основы констатирующего и формирующего экспериментов Эксперимент означает пробу, опыт. Это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Например, от наблюдения эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами), и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Различают лабораторный и естественный эксперименты. В частности, естественный эксперимент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Само понятие “естественный эксперимент” было предложено А.Ф.Лазурским. Это было сделано для того, что-бы, по словам самого Лазурского, обозначить особый род исследований, занимающих “среднее место между внешним, объективным наблюдением, с одной стороны, и тем лабораторным, искусственным экспериментом, который известен в настоящее время под именем психологического эксперимента, с другой”. Вообще организация экспериментального исследования должна отвечать ряду требований. Эти требования систематизированы и представлены в работе Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной. На этапе планирования следует четко сформулировать цель исследования, определить выборку исследования (состав участников исследования); необходимо тщательно продумать и прописать методики проведения эксперимента; определить условия, в которых будет проходить эксперимент; необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется процедура эксперимента. Сами условия необходимо детально изучить, чтобы знать, в какую обстановку мы поставим ребенка и чего можно ожидать в данном случае от детей различного типа. Следует позаботиться о том, чтобы помещение, в котором будет проводиться эксперимент, было хорошо знакомо ребенку и не содержало предметов, которые могут его отвлечь. Комната, в которой будет проводиться исследование, должна быть хорошо освещена. В ней не должно быть посторонних раздражителей -–резких звуков, запахов, новых предметов и т.п. Исследователи обращают внимание на то, что процедуре эксперимента целесообразно придать характер доброжелательного общения. Эсперимент не должен быть очень длительным. Он всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения по ходу его проведения. Эксперимент проводится индивидуально в отдельном помещении. На этапе констатирующего эксперимента мы будем фиксировать показатель детского развития в сфере восприятия и воображения. Формирующий эксперимент был предложен Л.С.Выготским. Он ввел в психологию понятие “экспериментально-генетического” метода. Согласно Выготскому, подлинное изучение закономерностей развития того или иного процесса возможно лишь в процессе его формирования. В рамках педагогических исследований этот метод в дальнейшем получил название “формирующий”. 2.2. Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы с каждым ребенком о его впечатлениях и состояниях, эмоциональных переживаниях в ходе рассматривания репродукции картины. Результаты экспериментов фиксировались, что представлено ниже в виде таблиц. Подготовка исследования: подобрать пять репродукций известных мастеров изобразительного творчества. Проведение исследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку последовательно предлагается пять репродукций в целях изучения уровня его художественного восприятия, связей, существующих между его фантазией и эмоциями. Цель констатирующего эксперимента – выявление особенностей художественного восприятия младшими школьниками произведений искусства. Исследователь должен был помнить, что художественные эмоции – это всегда парциальные эмоции, т.е. такие эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, не стремятся к реализации, к практическому претворению. Мы изучали эмоциональную реакцию ребенка. При осмыслении механизма художественного восприятия ребенком произведения изобразительного творчества мы выявляли его художественную установку, которую можно определить как систему ожиданий, складывающуюся в преддверии восприятия произведения искусства. До экспериментов ребенок должен быть настроен на образно-тематический строй. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей ребенка, от интенциональности его сознания. Имелось в виду, что восприятие произведения искусства не является механическим регистрированием сенсорных элементов, а выступает способностью изобретательного схватывания изображенного на картине. В ходе констатирующего эксперимента фиксировались следующие параметры: 1) знание картины; 2) понимание сюжета; 3) понимание элементов формы, цвета, величины –константность; 4) восприятие целостного изображения – целостность; 5) преимущественное выделение одних элементов картины по сравнению с другими – избирательность; 6) зависимость восприятия от прошлого опыта, словарного запаса, запаса знаний и общей направленности личности – апперцепция; Словарный запас детей оценивался исследователем также по пятибальной шкале. Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы или образы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов). Многократное восприятие одних и тех же образов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого образа. Константность восприятия не врожденное свойство, а приобретенное. Целостность восприятия предполагает восприятия целостного образа, изображенного на картине. Однако способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов (образов), а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осяза-ния. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – это система перцептивных действий, которыми надо овладеть. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (образов) по сравнению с другими. Восприятие произведений искусства во многом зависит от знаний ребенка, его прошлого опыта, психофизиологического развития. Обработка данных: адекватность восприятия произведения искусства оценивалась по пятибальной шкале, подсчитывалось общее количество баллов. Результаты обобщались и фиксировались. В ходе подготовки проведения формирующего эксперимента исследователь проводил с детьми групповое занятие, где речь шла об умении вырабатывать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным; об эпохе, в которой картины были написаны, о художниках, их жизни и творчестве; о сюжетах картин. Оценка результатов формирующего эксперимента также осуществлялась по пятибальной шкале, подсчитывалось количество баллов, результаты обобщались и фиксировались. Использовались те же параметры, что и при оценке результатов констатирующего эксперимента. Цель формирующего эксперимента – выявить изменения особенностей восприятия младшими школьниками произведений искусства после проведения группового занятия, формирования первичных представлений о лучших произведениях мировой культуры. Организация исследования начиналась с обследования детей младшего школьного возраста. Сбор информации осуществлялся по позициям: анкетные данные, анамнез, психомоторное развитие, перенесенные заболевания, данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения, исследование не речевых психических функций, фонетической стороны речи, лексики и грамматического строя импрессивной речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Следующий этап предполагал выделение в экспериментальную группу детей, показатели которых соответствуют норме. Было выделено 18 детей, средний возраст которых составил 7 – 10 лет. Далее было проведено исследование пассивного и активного словаря детей с целью выявления объема знаний о произведениях художественного творчества. Анализ обследования словаря показал, что многие понятия имеются в пассивном словаре ребенка, но отсутствуют в активном. На этапе формирующего эксперимента происходило первичное ознакомление детей с творчеством художников эпохи Возрождения, формирование первичных общих представлений о ней. Естественно, что для детей 7 – 8-летнего возраста потребовалось время, т.к. само понимание сюжета и знание картины, целостность и избирательность восприятия - достаточно сложные процессы и требуют определенных знаний. Происходило формирование у детей умения выделять особенности сюжета, дифференцированности восприятия, а также адекватность владения словарем. Деятельность детей была направлена на вычленение особенностей цвета, формы, величины изображенного. При этом исследователь наблюдал за интенсивностью переживаемых детьми чувств и эмоций. Подбор репродукций ( четыре репродукции с одинаковым сюжетом) позволял формировать дифференцированное восприятие изображенного разными мастерами, был активно задействован зрительный анализатор. В ходе проведения формирующего эксперимента происходила организация познавательной деятельности детей. Успех экспериментов во многом зависел от ряда условий: - репродукции со сходным сюжетом; - репродукции с картин известных мастеров эпохи Возрождения; - изображенное на репродукциях было понятно школьникам; - репродукции имели достаточное количество сравниваемых признаков; - рассматривание репродукций и их описывание школьниками осуществлялось индивидуально; - комната, где происходили эксперименты было хорошо освещено; - школьники не знали, что являются участниками эксперимента; - школьники имели примерно одинаковый уровень психофизиологического развития; - при проведении экспериментов со школьниками исследователь создал благоприятную психологическую атмосферу; - результаты исследования фиксировались после проведения бесед со школьниками; - исследователь помогал детям подобрать слова для описания их впечатлений от изображенного на репродукциях, наиболее точно их сформулировать. - исследователь не препятствовал фантазированию детей, выражению их эмоционального состояния. Полученные результаты исследования обобщались и интерпретировались. Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ Выясняя насколько отчетливо дети формулируют свои впечатления от изображенного на репродукциях в ходе проведения констатирующего эксперимента, были получены следующие данные: 1. Обследование пассивного словаря (таблица 1) детей выявило, что в основном дети имеют достаточно объемный пассивный словарь. Таблица 1. Обследование пассивного словаря детей. _____________________________________________________ Имя Возраст Количество Ребенка ребенка баллов (лет) _____________________________________________________ 1 2 3 ----------------------------------------------------- Гриша Б. 7 2 Саша М. 8 3 Леня Е. 10 5 Лена Г. 10 5 Люда Ю. 7 3 Галя Б. 9 4 Миша О. 8 3 Саша З. 9 3 Юра А. 7 2 Андрей У. 9 3 Кирилл К. 10 8 2 Гриша У. 10 4 Таня Д. 8 4 Галя В. 10 5 Аня Н. 9 4 Юля З. 7 3 Алеша Н. 10 4 Тимур Н. 8 ----------------------------------------------------- Обследование активного словаря (таблица 2) выя- вило следующее: Таблица 2. Обследование активного словаря детей _____________________________________________________ Имя Возраст Количество ребенка ребенка баллов (лет) Гриша Б. 7 1 Саша М. 8 2 Леня Е. 10 4 Лена Г. 10 4 Люда Ю. 7 2 Галя Б. 9 3 Миша О. 8 1 Саша З. 9 2 Юра А. 7 1 Андрей У. 9 2 Кирилл К. 8 1 Гриша У. 10 3 Таня Д. 8 2 Галя В. 10 3 Аня Н. 9 4 Юля З. 7 1 Алеша Н. 10 3 Тимур Н. 8 1 _____________________________________________________ Характерно, что у детей одного и того же возраста наблюдается разрыв в уровне развития пассивного и активного словаря. Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить затруднения, возникающие у детей при формулировании своих впечатлений от увиденного на репродукциях: 1. Отсутствие слова в активном словаре. Ребенок не может сформулировать понятие, правильно назвать объект, он долго подбирает слово, хотя знает его. 2. Неправильное название некоторых элементов картины Таблица 3. _____________________________________________________ Название элементов картины, : Слова-заменители которое подменялось другим : ______________________________________________________________ Замок дом Нимб круг над головой Мадонна_____________________________мать______________ -------------------------------------------------------------- Далее в таблицах представлены результаты анализа восприятия детьми произведений искусства. Таблица 4 Имя Возраст Параметр: Количество ребенка знание баллов картин(1) Гриша Б. 7 не знает 0 Саша М. 8 не знает 0 Леня Е. 10 знает 1 1 Лена Г. 10 знает 2 2 Люда Ю. 7 не знает 0 Галя Б. 9 знает 1 1 Миша О. 8 не знает 0 Саша З. 9 не знает 0 Юра А. 7 не знает 0 Андрей У. 9 не знает 0 Кирилл К. 8 знает 1 1 Гриша У. 10 знает 1 1 Таня Д. 8 не знает 0 Галя В. 10 знает 2 2 Аня Н. 9 не знает 0 Юля З. 7 не знает 0 Алеша Н. 10 не знает 0 Тимур Н. 8 не знает 0 _______________________________________________________ Как видно из таблицы 4 мало кто из детей знает представленные картины, что свидетельствует о низком уровне эстетического развития. Таблица 5 Имя Возраст Параметр: Объяснение Количество ребенка понимание баллов сюжета (2) Гриша Б. 7 понимает мать с ребен- ком 1 Саша М. 8 понимает мать с младен- цем 1 Леня Е. 10 понимает мадонна с мла- денцем 3 Лена Г. 10 понимает мадонна со своим сыном 4 Люда Ю. 7 понимает мать с ребенком 1 Галя Б. 9 понимает мадонна; Христос 5 Миша О. 8 понимает мать с младенцем 1 Саша З. 9 понимает мадонна с ребенком и Христос 5 Юра А. 7 понимает мать с ребенком, больной человек 1 Андрей У. 9 понимает мать с ребенком 1 Кирилл К. 8 понимает мадонна 3 Гриша У. 10 понимает мадонна,Христос 5 Таня Д. 8 понимает женщина с ребенком 1 Галя В. 10 понимает мадонна,Христос 5 Аня Н. 9 понимает мать с сыном 1 Юля З. 7 понимает мать с ребенком 1 Алеша Н. 10 понимает мадонна 2 Тимур Н. 8 понимает мать с сыном 1 Данные таблицы показывают, что лишь четверо ребят смогли правильно объяснить содержание сюжета представ-ленных репродукций. В таблице 6 приведены данные по параметрам: кон-стантности, целостности, избирательности, апперцепции. Таблица 6
Имя Возраст Констант- Целост- Избира- Апперцеп- ребенка ность ность тельность ция Гриша Б. 7 3 2 3 1 Саша М. 8 3 2 2 1 Леня Е. 10 5 4 5 4 Лена Г. 10 5 5 5 5 Люда Ю. 7 2 2 3 2 Галя Б. 9 4 4 4 3 Миша О. 8 4 3 3 3 Саша З. 9 4 5 4 4 Юра А. 7 1 2 2 1 Андрей У. 9 3 2 3 1 Кирилл К. 8 3 2 3 2 Гриша У. 10 5 4 5 5 Таня Д. 8 3 3 2 2 Галя В. 10 5 5 5 5 Аня Н. 9 4 4 4 3 Юля З. 7 3 3 3 2 Алеша Н. 10 4 4 5 4 Тимур Н. 8 2 1 2 1 Как показывает таблица 6 большинство детей адекватно воспринимают образы, представленные на репродукциях, рассуждают о форме, цвете и величине изображенного. Преимущественно выделялся детьми образ мадонны. Школьники обращали внимание на то, что мадонна изображена различными мастерами по-разному, на ее одежду, позу и другие элементы репродукций. Практически никто не обратил внимание на то, что картины написаны на религиозную тему, хотя четверо из ребят правильно отметили, что на картине Мантенья изображен Христос. Также исследователь обратил внимание, что восприятие девочек гораздо богаче, образнее, чем у мальчиков. Некоторые из ребят отметили особую культурную ценность картин: “это шедевры”. Однозначно можно констатировать, что после проведения исследователем группового занятия с детьми их отношение к восприятию картин изменилось. Однако нельзя сказать, что произошло целостное постижение и понимание взаимообусловленности всех выразительных элементов произведений. Несомненно, в наши дни происходит очередная кардинальная смена художественного видения. Культура эпохи Возрождения во многом непонятна современным школьникам, несмотря на то, что многие из них неоднократно бывали в лучших музеях Санкт-Петербурга. Дети не видят метафоричность и символику произведений, не испытывают эстетического удовольствия от созерцания, опираются лишь на спонтанные эмоциональные переживания. Лишь немногие отметили, что “мадонны красивы”. То есть мы не можем сказать, что рассматривание картин произвело на детей глубокое впечатление, хотя рассказ исследователя об эпохе Возрождения произвел на ребят определенное впечатление. Художественное сознание детей не развито. Ощущая бесструктурность и невыразимость современной реальности, они достаточно сдержанно реагируют на лучшие образцы мировой культуры. В таблице 7 приведем сводные результаты констатирующего эксперимента, без учета оценки активного и пассивного словаря детей. Таблица 7 _____________________________________________________ Имя Возраст Общее количество ребенка баллов ----------------------------------------------------- Гриша Б. 7 10 Саша М. 8 9 Леня Е. 10 22 Лена Г. 10 26 Люда Ю. 7 10 Галя Б. 9 21 Миша О. 8 14 Саша З. 9 23 Юра А. 7 7 Андрей У. 9 10 Кирилл К. 8 14 Гриша У. 10 25 Таня Д. 8 11 Галя В. 10 27 Аня Н. 9 16 Юля З. 7 12 Алеша 10 19 Тимур 8 7 Как видно из таблицы 7 наибольшее количество балов смогли набрать Галя В., Лена Г., Гриша У., Саша З., Леня Е. Только один школьник Саша З. в возрасте 9 лет, остальным по 10 лет. Из этого можно сделать вывод, что даже столь незначительная разница в возрасте как 2 – 3 года оказывает существенное влияние на характер художественного восприятия детей. Как мы уже отмечали, более высокие показатели отмечаются у девочек, что подтверждает данные многих ученых о более значительном уровне психического развития девочек по сравнению с мальчиками. В таблице 8 представлены сводные результаты после проведения формирующего эксперимента. Таблица 8 Имя Возраст Общее количество ребенка балов Гриша Б. 7 12 Саша М. 8 10 Леня Е. 10 25 Лена Г. 10 29 Люда Ю. 7 13 Галя Б. 9 24 Миша О. 8 17 Саша З. 9 26 Юра А. 7 8 Андрей У. 9 14 Кирилл К. 8 17 Гриша У. 10 28 Таня Д. 8 15 Галя В. 10 30 Аня Н. 9 20 Юля З. 7 15 Алеша Н. 10 23 Тимур Н. 8 9 Данные таблицы свидетельствуют, что уровень художественного восприятия детей после проведения группового занятия улучшился в среднем на 20%. Наиболее значительно изменились показатели “понимние сюжета”, “целостность”, “апперцепция”. Невнимательность младших школьников – одна из основных причин, которая препятствовала целостности восприятия. Это связано с влиянием многих факторов: общевозрастными особенностями развития (незрелость нейрофизиологических механизмов), адаптацией, связанной с началом учебной деятельности и другими. Повседневная культурная среда оказывает размывающее воздействие на закономерности чувственности и восприятия. Следует отметить, что какую бы эпоху мы не наблюдали, ступени становления духовного мира личности в ней никогда не начинается с вершинных результатов филогенетического процесса. Напротив, они зачастую повторяют стадии исторического развития всего человечества. Это приводит к заключению, что в структуре психики становящегося индивида всегда будут существовать потребности, которые не исчерпываются содержанием наличной культуры, а во многом присутствуют как рутинный элемент. В истории не раз высказывались проницательные догадки о том, что формирование полноценного субъекта культуры возможно лишь через непосредственное присвоение уровней уже состоявшегося культурного опыта. Участники эксперимента – дети младшего школьного возраста в основном еще не имеют изначальных художественных установок, определяющих их потребность в искусстве. Они не ждут от искусства возможности расширения своего жизненного опыта, ярких впечатлений, возможности прожить несколько жизней, испытать какие-то особенные ситуации. Они еще не получают от искусства удовольствия, наслаждения и релаксации, т.е. для них искусство еще не выполняет компенсаторную функцию эмоционального насыщения, отдыха, развлечения, - функцию, выступающую противоположным полюсом монотонной рутинной повседневной жизни. Тем более они не владеют языком искусства и не знакомы с многообразием художественных форм и стилей. Их познавательные, нравственные и гедонистические потребности еще не развиты. Из подобных наблюдений следует простой вывод: произведение искусства дает реально каждому столько, сколько человек способен от него взять. Иначе говоря, произведение искусства всегда отвечает на те вопросы, которые ему задают. Безусловно, восприятие младшими школьниками картин во многом зависело и от таких познавательных процессов, как внимание, память, мышление; от типа темперамента личности ребенка, его эмоционального состояния в момент проведения экспериментов. У Гали В. и Лены Г. преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое выступало в богатстве и разнообразии их фантазии. Девочки обладают художественным типом мышления. По мнению ученых, этот тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. Исследователь отметил у девочек во время рассматривания картин небольшие сбои в дыхании, волнение. Если мы зададим себе вопрос: в чем причина бедности фантазии большинства младших школьников при восприятии картин эпохи Возрождения? То можно почти с уверенностью ответить, что современные эстетические традиции почти не опираются на предшествующие; изменились ценности общественной жизни, словом, другая эпоха – другое восприятие. Нынешняя жизнь во многом деструктивна. Она динамична и насыщена стрессовыми ситуациями, что ощущают на себе и взрослые и дети. Это не может не отражаться на механизме художественного восприятия и творческого воображения. Поэтому результаты экспериментов не стали для исследователя неожиданными. Они обусловлены вполне объективными обстоятельствами. В основе трансформации художественного видения поколения лежит его ментальность. З А К Л Ю Ч Е Н И Е В заключении укажем на особую важность культивирования творчества в школьном возрасте. Многое в своей жизни человек постигает с помощью творческого воображения. Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающемся в настоящем. Опираясь на материал искусства можно реконструировать формы психической пластичности человека, Что современной педагогикой используется недостаточно. Эстетика сегодня главным образом находится на переферии учебного процесса. Способы художественной организации линий обладают очевидной самостоятельной ценностью. В Ы В О Д Ы: В ходе проведения констатирующего и формирующего экспериментов было выявлено, что механизм восприятия и творческого воображения органично связан с другими психическими процессами личности, а характер проявления эмоциональных реакций связан с типом темперамента. Нельзя, конечно, не учитывать и таких факторов, влияющих на механизм восприятия, как отношение окружающих к ребенку (дома, среди сверстников), уровень его самооценки и др. Однако, также мы можем отметить и такой факт, как крайне низкий уровень эстетического развития детей, что показал констатирующий эксперимент. Изменения, произошедшие после проведения группового занятия с детьми также свидетельствуют, что школьникам явно недостает информации и общения с произведениями искусства. Требует внимания педагогов и развитие активного словаря детей. Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 2. Выготский Л.С. Психология искусства.-СПб., Азбука, 2000. 3. Кривцун О.А.Эстетика: Учебник.-М.:Аспект Пресс,2000. 4. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства.М.,1983. 5. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3-х книгах. Кн.1 Общие основы психологии.-М.:Просвещение, ВЛАДОС, 1995. 6. Практическая психология образования / Под ред И.В. Дубровиной:Учебник.-М.: ТЦ Сфера,2000. 7. Рууберг Г. О закономерностях художественного визу-ального восприятия. Таллин,1985. 8. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология.-Ростов н/Дону:Феникс,2000. 9. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб.курс.-М.: ВЛАДОС, 2001. |