Реферат: Экономика современной молодежной субкультуры или кому нужен скейтпарк в Кемерово
Название: Экономика современной молодежной субкультуры или кому нужен скейтпарк в Кемерово Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII региональная открытая научно-практическая конференция НФИ КемГУ для обучающихся Экономика современной молодежной субкультуры или кому нужен скейтпарк в Кемерово? (секция «Экономика») Выполнила: Стариков Глеб Ученица 10 а класса МОУ «Гимназия №1» Научные руководители: Старикова А.В., к.э.н., доцент КемГУ; Поварич Н.А., Учитель экономики МОУ «Гимназия №1» Новокузнецк 2010 Содержание
Введение В современной молодежной среде очень много различных субкультур: от неформальных (неферы), эмо, готтов, геймеров до скейтеров, роллеров, BMX-ров, то есть от сектанских течений до экстремального спорта. Создавая молодежи определенные условия для свободного времяпровождения, вне школы и вуза, мы получаем ту среду, в которой расцветает и молодежный пивной алкоголизм, и наркомания, сосуществуя со здоровыми привычками молодежи, увлеченной экстремальными видами спорта. Развитие подобных видов спорта на Западе началось в 70-80-х гг. 20 века, к нам мода на скейты, ролики ,BMX пришла позже, но уже сейчас есть много последователей и талантливых ребят, продвигающий этот особый образ жизни. В Кемерово появилась целая молодежная субкультура, где не модно пить пиво на лавках, курить сигареты, употреблять наркотики- свободное время ребята общаются, катаются вместе, прогрессируют в исполнении разнообразных трюков Есть успехи на специальных мероприятиях- чемпионатах Сибири по разным экстремальным видам дисциплин. В нашем городе катаются в этих дисциплинах около 200 человек, летом все собираются за стадионом «Химик», катаются там и общаются. Но открытый скейтпарк пригоден всего несколько месяцев в году из-за погоды, да и оборудование в нем не позволяет развивать навыки катания- в результате ребята катаются в неприспособленных местах, создавая угрозы для себя и окружающих. Когда наступает осень ребята перестают общаться с многими, а вместе с этим и кататься- все уходят в он-лайн. Если бы в Кемерово были созданы условия для занятий экстремальными видами спорта, желающих было бы значительно больше, потому что это становится современным стилем жизни молодых людей в крупных городах. Зимой из-за того, что не где кататься, ребята ездят в Красноярск, потому что там есть крупнейший в Европе крытый скейтпарк, создавший условия и для экстремальных видов спорта, паркура, там есть и гимнастический зал и фитнес-центр. Но не многие могут поехать туда, из-за этого многие бросают катание, и начинают курить или того хуже употреблять спиртные напитки. На всю Сибирь и Дальний Восток всего два парка, Красноярский «Sportex» и Барнаульский «Da Freak шоп». Скейтпарк— это специально построенная площадка для людей, занимающихся экстремальными видами спорта, такими как скейтборд, стритборд, агрессив-ролики, велосипеды-ВМХ, чтобы кататься и совершенствовать трюки. К сожалению, из нашего города в Красноярск или в Барнаул очень долго ехать, и не всех могут отпустить родители, к тому же это затратно для подростка- в среднем, поездка в Красноярск на выходные может обойтись молодому человеку в 2000-2500 руб. В Кемерово очень сложно зимой оттачивать свои навыки на улице, потому что очень холодно и нет хорошей поверхности для катания. Есть два способа развития событий- оставить ребят на улице или использовать, например, пустующий цех Электротехнического завода в центре города для строительства скейтпарка «ЗАВОД» (по расчетам, это значительно дешевле и быстрее, чем строить парк с нуля, с учетом выкупа земли и получения разрешительной документации). Целью настоящей работы является обоснование коммерческой и социальной эффективности строительства скейтпарка в Кемерово. В работе использовались простейшие методы обоснования инвестиционных решений. Глава 1. Экстремальные виды спорта: виды и инфраструктура Велосипедный мотокросс или BMX (Bicycle Мoto Сross - BMX) появился в конце 60-х в Калифорнии, когда мотокросс стал популярным видом спорта в США. Моторизованная версия вида спорта была вдохновением для вида велосипедного спорта. Дети и подростки, которые хотели, но не могли участвовать в мотокроссе, утоляли свой аппетит, соревнуясь на велосипедах на трассах, максимально похожих на трассы мотокросса и сделанных собственноручно. Эти юные исследователи завершали имитацию, одеваясь в мотокроссовую экипировку. Спорт получил имя ВМХ и становление вида было завершено. Соревнования по ВМХ предлагали вдохновляющее действие по низкой цене и часто вблизи от дома. Поэтому легко понять, почему вид спорта получил такое распространение. В начале 70-х был основан орган управления велосипедным мотокроссом BMX в США. Это событие принято считать официальным стартом ВМХа. После этого вид спорта был также представлен и на других континентах, среди них в Европе в 1978 году. В апреле 1981 года, была основана международная федерация ВМХ (IBMXF) и первый чемпионат мира проведён в 1982 году, это почти на 10 лет раньше первого чемпионата мира по маунтинбайку. ВМХ быстро распространился как уникальная спортивная дисциплина и по истечении нескольких лет имел больше признаков велоспорта, чем мотокросса. Таким образом, с января 1993 ВМХ был включён в Международный Союз Велосипедистов UCI(англ.)). В октябре 2003 года на очередном конгрессе Международного Союза Велосипедистов объявлено, что МОК подтвердил, что с 2008 года ВМХ включён в программу летних Олимпийских игр и представлен одной мужской и одной женской дисциплинами. В настоящее время BMX стал очень популярен во всём мире. Направления BMX: · Гонки (англ. race, также называют bmxracing) - направление, в котором на грунтовой трассе проводятся соревнования на самое быстрое прохождение трека. Старт даётся со склона высотой от 1,5 до 4 метров, на трассе, как правило состоящей из четырёх прямых и трёх виражей, располагаются различные препятствия: стол (англ. table), двойной трамплин или "верблюд" (англ. double), тройной трамплин (англ. triple), ступенька (англ. step-up), волны и т. д. Стартуют в одном заезде одновременно восемь спортсменов. · Flatland (англ. flat - плоская, land - поверхность)— направление, которое ещё называют «танцы на велосипеде». Наименее травмоопасное, так как трюки выполняются на плоской поверхности. · Freestyle — направление, объединившее в себе сразу несколько направлений: Vert — катание в рампе. Трюки выполняются в основном в воздухе и сопровождаются высоким вылетом. Dirt — направление, в котором идёт выполнение трюков на грунтовой трассе с высокими холмами, как правило, даблами (англ. double). Street — в этой дисциплине идёт выполнение трюков в городских условиях с присущими городу препятствиями. Скейтбо́рд (англ. skateboard, skate) — роликовая доска. Представляет собой изготовленную по особой технологии многослойную фанеру, называемую декой (англ. deck) на четырёх колесах, прикрепленных посредством подвесок-траков (англ. truck) и предназначена для совершения различных трюков при катании в рампе либо на ровных поверхностях. Зародился скейтбординг в Калифорнии, США в пятидесятых годах прошлого века. А уже в 1959г. в продаже появился первый скейтборд Roller Derby. Он отдаленно напоминал то, что в наше время мы привыкли называть доской. Сходство было лишь в наличии колес и деки, которая в то время представляла собой обычную доску без загибов. Скейтбордингом заинтересовались многие подростки, воспринимавшие «доску с колесами» только как средство передвижения. Они ездили на скейтах в школу, на пляж. Выделяют следующие стили в скейбординге: Флэтленд (в переводе flat — ровный, land — земля): трюки, выполняемые на ровной поверхности (асфальт, гранитные плиты) без препятствий. Слайды (slides), гринды (grinds): трюки, выполняемые на гранях, трубе и на всём, на чём можно скользить. Исполняются на подвесках или непосредственно на самой доске. Грайнды — это скольжение на подвеске. Слайды — скольжения на деке. Для облегчения их исполнения в старой школе к деке снизу прикручивались специальные направляющие из скользкого пластика — рейлслайды. Позже стали приклеивать специальную толстую прозрачную пленку, называемую сликовым покрытием. В современных деках ни рейлслайды, ни слайдеры не используются. Фристайл (freestyle): Стиль, в котором трюки делаются только на плоскости. Фристайл, как таковой, довольно широко был распространён в 70—80-х годах. Один из основателей скейтбординга Родни Маллен(Rodney Mullen), который придумал большинство трюков, на данный момент катается именно во фристайле. Для занятия экстремальными видами спорта необходима инфраструктура, иначе ребята катаются в неприспособленных местах с риском для собственной жизни и жизни окружающих. Скейтпарк, сокращенно парк — это специально построенная площадка для людей, занимающихся экстремальными видами спорта, такими как скейтборд, стритборд, агрессив-ролики, велосипеды ВМХ,самокат, чтобы кататься и совершенствовать трюки. [1] Скейт-парк может включать в себя такие фигуры, как рампы (half pipes), разгонки (quarter pipes), перила (hand rails), фанбоксы (trick boxes), пирамиды (pyramids), ступеньки (stairs) и другие фигуры для выполнения трюков. Скейтпарки могут быть как частными, так и общественными. Частные скейтпарки чаще всего платны, тогда как общественные в основном свободны от пошлин за вход. Многие частные скейтпарки строятся в специальных помещениях, таких, как площадки для катания на роликах, складские помещения, стадионы; особенно это актуально в странах с холодными зимами. Как правило, муниципальные скейтпарки почти всегда строятся под открытым небом. Первыми скейтпарками можно назвать бассейны на задних дворах рядовых американцев. В отличие от России, в Америке частные бассейны нередко строятся не прямоугольной формы, а в формах близких к сферам, т.е. место соединения вертикальной стенки и дна делают покатыми, что позволяет ездить внутри на скейтборде. Так в тёплое время года бассейн использовался по прямому назначению, а в холодное как "пул" Скейтпарки можно разделить по: 1. Виду экстремального спорта. 2. Основным материалам из которых он изготавливается. 3. Открытый, закрытый (в помещении) или частично закрытый скейтпарки. По материалам: 1. «Бетон, бетонные скейтпарки.» (реже асфальт). Все элементы скейтпарка выполняются из грунта, как формовочного материала, и бетона, слой которого служит покрытием. Чаще всего бетонные парки не имеют фанбоксов (см. раздел элементов), а имитируют элементы городского ландшафта и бассейнов-пулов (см. ниже). Бетонные парки считаются самыми лучшими, интересными и надёжными среди экстремалов. Бетонные парки могут занимать как огромные пространства так быть просто небольшим бассейном-пулом. Чаще всего они строятся на окраинах города и никогда не строятся внутри помещений. 2. «Полностью деревянные скейтпарки.» Скейтпарки, в которых все конструкции выполнены из дерева и фанеры. Несущие конструкции схожи со строительными лесами, а покрытие полностью из фанеры. Такие парки, как правило, устанавливаются на предварительно асфальтированных площадках. Иногда для экономии средств и, если позволяет климат, устанавливают на выровненный участок земли, а проезды между фигурами покрывают фанерой на настилах. Также такие парки чаще всего строят внутри помещений (например скейтпарк «Адреналин» в Москве). В качестве внешнего слоя применяю обычную берёзовую фанеру, ламинированную текстурированную фанеру (другое название: Skate Smart), реже бакелизированную фанеру или высокопрочный текстолит. Полностью деревянные парки просты в изготовлении, но требуют более частого ремонта и не долго «живут» в сыром климате, и нередко страдают от пожаров. 3. «Металлические скейтпарки с деревянным покрытием.» Несущие конструкции элементов изготавливаются из металла и покрываются фанерой. Такие парки можно считать самыми практичными, исходя из стоимости и надёжности. Первые скейтпарки России строились по такой схеме. В качестве покрытия применяют те же материалы, что и для деревянных парков. Также такие парки могут быть разборными. Известные парки такой конструкции: Матрикс (уже не существует) и Матрикс II в Санкт-Петербурге и Кронштадте. 4. «Металлические парки с металлическим покрытием.» Такие скейтпарки характерны для России и Санкт-Петербурга в частности, где их больше всего. Среди всех скейтпарков, наверное, самые плохие из-за того, что листовое железо, которым покрывают элементы парка, скользкое для колёс скейтов и велосипедов. По размещению 1. «Открытые парки. Out Door» Скейтпарки строятся на специально отведённых площадках под открытым небом. Применяются все конструкции парков. Чаще всего строят на окраинах города, а иногда во дворах или и в комплексе спортивных сооружений. Такие парки получили наибольшее распространение во всём мире из-за малых расходов на их строительство и обслуживание, но в холодных регионах они действуют всего несколько тёплых месяцев в году. 2. «Закрытые (крытые) парки. In Door» Такие скейтпарки устанавливаются внутри помещений по площади не менее 100 кв.м (минимальный размер мини рампы) и с высотой потолков не меньше 4 метров. Как правило, крытые парки строят в существующих складах или бывших цехах заводов, помещения могут быть отапливаемыми так и холодными. Российские крытые парки: Действующие «Адреналин» в Москве. В России крытые парки сезонное явление из-за малой рентабельности в теплое время года, исключение — коммерчески выгодный скейтпарк «Адреналин». 3. «Частично-крытые парки» Известные подобные парки в Санкт-Петербурге (Ушаковская развязка), Москве, Киеве (комплекс "МОСТ"), Нью-Йорке и Лондоне. Такие парки устанавливаются под мостами и путепроводами, где площадка может быть защищена от атмосферных осадков. .[2] Российские крупные парки: Адреналин (г.Москва); Wood Skatepark (г.Москва); Street Hall (г.Москва); Жесть (г.Санкт-Петербург); Rocket Park (г.Санкт-Петербург); Скейт-каньон у горнолыжного склона в Ново-Переделкино (г.Москва) первый бетонный парк в России в Перми (аналог Louisville Extreme Park)иSportex (г.Красноярск). [1] Самым большим крытым парком в России и Европе считается не давно построенный в городе Красноярске “Sportex”. Его площадь около 9000 квадратных метров. Он включает в себя сам скейтпарк, так же в нем есть гимнастический зал, оборудование для паркура, поролоновая яма, в которой можно на BMX и Snowboard’е отрабатывать новые трюки без риска для здоровья, кафе, конференц-зал и офисы. Глава 2. Экономика скейпарка в Кемерово: возможности и целесообразность Экономика любого коммерческого проекта включает план маркетинга. Будут ли пользоваться успехом услуги крытого скейтпарка? Какова концепция парка? Насколько она соответствует требованиям современных экстремалов? В рамках исследования, мы провели пилотный опрос 20 активистов Кемерово и 10 активистов с других регионов Сибири (с помощью сообщества «В контакте»). Первая цель была выявить привычки и образ жизни скейтеров и BMX-еров. Вторая цель: выявить частоту посещений крытого скейтпарка и среднюю цену на вход. Также нами проанализированы вторичные источники информации на основе Интернет-источников и посещения сайтов скейтпарков. Итак, в опросе выявлено, что около 80 % ребят не курят и не собираются, 80 % считают употребление пива плохими манерами, 100 % не приемлют наркотики. Своему увлечению в хорошую погоду, а ее оценивают участники как солнечную и в меру морозную (даже в -20 градусов на улицах Кемерово катаются на BMX), в среднем, респонденты готовы отводить до 5 ч в день, не менее четырех раз в неделю. При возможности найт-райды посещали бы 90 % опрошенных, не менее двух-трех раз в год. В летний период, когда часто бывают дожди респонденты бы также отдавали катанию в крытом помещении. Таким образом, для оценки емкости рынка нами был выбран в среднем период катания 43 недели (10 месяцев) в остальное время ребята с удовольствием в хорошую погоду будут кататься на улице. Среднее число посещений скейтпарка составит за год из расчета активной части молодежи не менее 50 человек в неделю 8600 посещений. Ценообразование на услуги скейтпарка было проанализировано на примере скейтпарков в Москве и Красноярске. Практикуется входная плата на весь день, также имеются бесплатные часы в утреннее время с 10.00 до 11.30. На весь день билет стоит 200 рублей, если клиент выбирает дневную сессию, то билет стоит 150 руб. Абонементы практикуются в скейтпарке Адреналин, его стоимость составляет 2000 руб. и предусматривает неограниченный вход в течение месяца.[1,2] В первоначальный период становления бизнеса при достаточно неизвестной конъюнктуре рынка мы предлагаем за основу взять стоимость входного билета на день в 150 руб. Отсюда рассчитаем возможную емкость рынка, исходя из количества активистов в экстремальном виде спорта не менее 50 человек. По нашим оценкам, таких ребят в городе много больше и при раскрутке скейтпарка посещаемость возрастет, будут приезжать из Новосибирска (там нет парка) и других городов Кузбасса- мы это учтем при оценке потенциала рынка. Итак, годовая емкость рынка составляет 1290000 руб., рассчитанной только на вход. Потенциал рынка же много больше- по нашим оценкам, ребят, увлекающихся такими видами спорта много больше в городе и пригородах- до 200 человек. Эти оценки основаны и на количестве специализированных магазинов и беседах с продавцами- совершенно недешевые одежда, обувь и инвентарь имеют спрос. Потому потенциал рынка на год только по входу не менее 5000000 руб. Однако, коммерчески успешные парки предлагают целое маркетинговое предложение на рынке- это проведение контестов, найт-райдов, дискотек, тематических вечеринок. Также возможно предоставление таких сопутствующих услуг как прокат защит для безопасности (в парки не пускают без защиты) и услуги инструкторов для начинающих. Особо важен прокат BMX, так как это дорогостоящий вид спорта и не всегда подросток может себе позволить купить дорогой велосипед. Также возможны и другие виды услуг, позволяющие получить доход: это продажа напитков и снеков, сдача в аренду помещений под магазины и кафе, создание игровых зон (настольный теннис, аэрохоккей, тир, бильярд). Вход на соревнования (контесты), которые могут проводиться до 5 раз в год по праздникам будет составлять 100 руб. Найт-райды ( с 23.00-5.00) можно проводить ежемесячно- вход будет стоить до 200 руб.В таблице мы провели расчет выручки и затрат на год по скейтпарку с учетом проведенного анализа и дополнительных услуг. Таб.1-Расчет выручки- затрат по скейтпарку на год.[на основе источника № 3]
Как видим рентабельность продаж по такому направлению бизнеса в целом составляет 23 %- неплохой результат для среднеевропейского предпринимателя. Но наш проект имеет четкую социальную направленность, потому мы в затратах на аренду заложили минимальную арендную плату на помещение не менее 2 000 кв/м. Если действительно вкладывать усилия в формат скейпарка и организовывать различные мероприятия, то выручка возрастет. В качестве обслуживающего персонала мы предлагаем найм 4 человек- это может быть и молодежная занятость в период каникул с оплатой пока в 7 000 руб. В дальнейшем, по мере развития бизнеса оплата , конечно, возрастет- но ведь цель проекта состоит и в том, чтобы привлечь ребят к такой деятельности, научить их и работать в том числе. Мы планируем привлечь ребят, увлекающихся граффити, чтобы сделать дизайн привлекательным и понятным. Далее самое главное: мы можем найти помещение в неиспользующихся цехах города по выгодной арендной плате, но ведь нужны инвестиции на оборудование скейтпарка, строительство боксов, граней, перил. По вторичным источникам информации, строительство скейпарка обходится вместе с оплатой работы 3 000 000 руб.[4] С учетом нормы возврата на инвестиции в 20 % (чтобы сделать наш проект поистине привлекательным не только с точки зрения социальной эффективности, но и экономической) проект окупится для инвестора на протяжении 5 лет. Расчет: 3 000 000*1,2/740910=4,9 лет. Мы не используем коэффициент дисконтирования в работе, порядок цифр и так говорит о возможности и экономической целесообразности проекта. Мы можем констатировать, что проекта возведения спортивных сооружений- это удел государства, частные инвесторы сталкиваются с длинными сроками окупаемости, однако, даже приблизительные расчеты показывают, что это вполне реально. Для реализации подобного проекта необходимы и управленческие навыки и знание маркетинга- чтобы проект мог успешно развиваться нужно профессиональное управление. Ребята, увлеченные этими видами спорта учатся и в школах города, и в вузах, и для них это может быть проект не только их профессионального роста в экстремальных видах спорта, но и в экономике и управлении! Заключение Создавать или не создавать скейтпарк в Кемерово? Коммерческая эффективность проекта есть. Мы провели пилотный опрос, в котором выявили среднюю посещаемость, изучили привычки молодежи, определили приемлемый уровень цен. Для расчетов мы использовали Excel, оценка дополнительных услуг скейтпарка нами сделана на основе бесед и анализа вторичных источников информации, а также личного наблюдения за деятельностью скейпарка в Красноярске. В Красноярске за 5 праздничных дней 2010 года 7 скейтеров из Кемерово в среднем в парке и кафе в транспорте оставили 28 000 руб. Это только один пример! Эти деньги могли остаться и у нас в городе, а ребята бы не мерзли в 40 градусов мороза в чужом городе, а их близкие переживали дома. В результате проведенного расчета в рамках исследования, можно сделать вывод о коммерческой стороне проекта: срок окупаемости проекта в 5 лет, норма возврата инвестиций в 20 %. Однако, эффект от такого строительства не только коммерческий- главное, -это здоровое поколение в городе, современная инфраструктура для молодежи, то есть социальный эффект. Это возможность сформировать целый проект в рамках города, объединяющий молодежь, власть и бизнес. Список использованных источников 1. Сайт BMX-форум// http://www.bmx.ru/forum/viewtopic.php?t=5826 2. Сайт скейтпарка Адреналин//http://www.skatepark.ru/ 3. Савчук В.П.Оценка эффективности инвестиционных проектов// http://www.cfin.ru/finanalysis/savchuk/index.shtml4. Строительство и аренда скейпарка//http://www.skpark.ru/ |