Реферат: Анализ основных направлений развития информационных технологий
Название: Анализ основных направлений развития информационных технологий Раздел: Рефераты по логике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
C одержание Введение…………………………………………………………………….3 1.Теоретические аспекты информационной логистики……………...….6 1.1Информационное обеспечение логистической системы………….…….…6 1.2 Цели и роль информационных потоков в логистической системе……………………………………………………………………………11 1.3 Управление информационным обеспечением в логистических системах….…………………………………………………………………...….15 1.4 Программные средства, используемые в информационных технологиях………………………………………………………………………18 1.5 Управление информационной системой с обратной связью………21 1.6 Информационные системы MRP, МRР-II, ЕRР, СSRР и их роль в логистике…………………………………………………………………..23 2. Анализ основных направлений развития информационных технологий………………………………………………………………………..26 3.Эффективность применения информационных систем в России…………………………………………………………...…………34 Заключение………………………………………………………………..40 Список литературы……………………………………………………….44 Введение Понятию «система» в энциклопедическом словаре приведено следующее определение: это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Подход к объектам обеспечения товародвижения к системам выражает одну из главных особенностей логистики, как науки, так и сферы практической деятельности. Системное исследование – закономерная необходимость научно-технического прогресса позволяющая объединить и использовать самые прогрессивные и эффективные методы, которыми располагает наука. При изучении любых систем мы сталкиваемся с проблемой выявления принципов их построения, функционирования, а также взаимодействия систем с окружающей средой. При рационализации логистических процессов в прошлом основное внимание, как правило, уделялось физическому подъемно-транспортному процессу. Сегодня внимание все более обращается на информационный поток, при помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Улучшение информатики и организации нередко может принести больший эффект, чем технические инновации. Каждое движение материалов связано с передачей информации. Некоторые сообщения опережают груз, авизируют его прибытие. Информационное опережение позволяет получателю своевременно подготовить его приемку. Другие данные сопровождают груз, они характеризуют вид и количество товаров, отправителя, получателя и владельца, обращают внимание на опасные свойства товара. Третий вид информации следует за материальным потоком и часто идет в обратном направлении (подтверждение приема, фактурирование, предъявление рекламаций, дополнительные заказы, запросы и т.п.). Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ей может сократиться складирование (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя, замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов и сырья). Благодаря информации удается также ускорить транспортировку (согласованность всех звеньев транспортной цепочки). Недостаток своевременной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться. Рынок предъявляет предприятиям значительные требования. Надо все быстрее модернизировать продукцию, лучше владеть ценами, учитывать расходы, анализировать эффективность отдельных заказов и продуктов. От крупносерийной продукции «для складирования» (по усмотрению производителя, т.е. конкретных заказов в момент запуска производства) в ряде отраслей все чаще переходят к штучному производству по конкретным заказам с быстрыми поставками. Чтобы предприятие могло оперативно реагировать на требования рынка, ему необходимо повысить: прозрачность деятельности (надо располагать актуальными данными о состоянии и тенденциях развития рынка), гибкость (изменения требований рынка надо быстро внедрять в производство); эффективность (требования рынка должны выполняться с предельно низкими издержками, чтобы предприятие выдерживало конкуренцию). Информационная техника может значительно способствовать выполнению этих требований. Определенного роста эффективности можно достичь и с помощью локальных вычислительных систем, но прозрачность и гибкость значительно повышаются лишь в результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые «перешагивают» границы между подразделениями предприятия. Итак, информационная логистика представляет собой потоки информации, являются связующими нитями, которые связывают все элементы логической системы (снабжение, производство, сбыт). Здесь также следует подчеркнуть оперативность получения информации, оказывающее значительное влияние на успешную деятельность фирмы во внешней среде. Вместе с тем, в современной экономике информация приобрела и новое качество: она все чаще генерирует возникновение и движение материальных потоков. Поэтому особую роль играет комплекс информационного обеспечения. Поскольку качество планирования повышается вместе сростом полноты информации и скорости обработки данных, службы материального обеспечения производственных предприятий должны оснащаться современной вычислительной техникой, образующей единую сеть, что несомненно значительно упростит процесс приема и обработки данных, как исходящих, так и входящих. Целью данной курсовой работы является – рассмотрение перспектив развития информационной логистики в России. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: 1.рассмотреть теоретические аспекты информационной логистики; 2.проанализировать основные направления развития информационных технологий; 3.рассмотреть эффективность применения информационных систем в России. 1.Теоретические аспекты информационной логистики 1.1 Информационное обеспечение логистической системы На уровне фирмы логистическая система распадается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в сфере закупок, производства и распределения. Логистика объединяет их в систему с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимизации издержек всей логистической цепи, а не отдельно взятого ее элемента. Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение логистического процесса фирмы, начиная с закупки и кончая сбытом продукции. Потоки информации являются теми связующими «нитями», на которые нанизываются все элементы логистических цепей. Еще несколько лет назад под информационным обеспечением физического процесса движения товаров от поставщика к потребителю подразумевалась лишь сопроводительная информация. По мере развития логистических систем во все большей мере стала ощущаться необходимость внедрения в практику логистических информационных систем, которые позволили бы органически объединить в единое целое все логистические субсистемы (логистику закупок, производственную логистику, логистику распределения). Информация на современном уровне развития производства — это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Одним из важнейших условий успешного функционирования фирмы является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (производство и сервис, включая транспортное и складское обслуживание) и управлять ею исходя из принципов единого целого. Одним из подходов к созданию модели информационных потоков на производстве является анализ существующей системы управления. Он предполагает сведение конкретных участков производства к отдельным компонентам, комбинируя которые, можнополучить структурную модель для анализа вариантов структуры предприятия. Структурная модель должна содержать два основных элемента: производственные мощности и средства организации материального потока. Комбинируя эти элементы, исследователи и организаторы системы делят всю структуру предприятия на буферную и технологическую части. При этом охватываются все виды деятельности — от получения сырья до передачи готовой продукции покупателю. Основной критерий, отличающий буферные и технологические зоны, заключается в вопросе, находится ли предмет труда в стационарном состоянии или он приведен в движение. Получив ответ на этот вопрос, далее определяют, какие конкретно данные должны быть собраны, обработаны и переданы для обеспечения оптимального управления материальным потоком. Определенные таким образом группы передаваемых данных должны включать в себя следующие девять информационных элементов, которые, как считается, создают базу для информационного контроля над всей структурой обращения товарно-материальных ценностей: 1.тип предмета поставки; 2.количество или его объем; 3.происхождение предмета поставки; 4.его месторасположение (размещение); 5.время прибытия в пункт размещения; 6.время отправки из пункта размещения; 7.система транспортирования; 8.время транспортирования; 9.резервирование. Перечисленные группы данных составляются для всех мест размещения и для каждого перевозимого объекта. Заключительный этап построения информационной модели системы связан с распределением полученных данных по двум компьютерным системам с различными областями функционирования. Одна система (она связана с транспортными заказами) ведет контроль потока материалов и осуществляет управление им, другая же управляет непосредственно производством и следит за заделами материалов, находящихся под непосредственным влиянием процесса производства. Наличие развитой информационной структуры производства обеспечивает две стороны общего логистического процесса. Во-первых, эта система позволяет органично связать товарно-материальные потоки с общей системой планирования и управления на уровне производства и фирмы. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства. Во-вторых, она охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. Подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью: а) обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; б) реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; в) поддержания стабильно высокого качества. В условиях жесткой конкуренции особое значение придается планированию и управлению производственно-сбытовой деятельностью фирмы. Для информационной поддержки управленческих решений, прежде всего в сфере продаж, необходимо задействовать следующие основные виды информации, хранимые в памяти автоматизированных информационных систем: 1.история рынка сбыта (анализ по регионам), типы 2.прогнозы рынка и сбыта; 3.конкуренция, ее история, состояние, перспективы; 4.доля на рынке, ее история и анализ; 5.цены и ценообразование; 6.расходы; 7.модели рынка (сбыта); 8.контроль деятельности персонала; 9.территориальное планирование, циклы деловых по 10.источники запросов перехода на новый продукт; 11.реестр покупателей; 12.исходящая и получаемая информация; 13.печатание и отправка почты; 14.контроль ответов и анализ результатов рекламной 15.обсчет сбытовой деятельности; 16.движение заказа, выставление счетов, составле 17.доступ к внутренней и внешней информации Формирование интегрированной информационной системы снабжения, производства, сбыта фирмы — сложный и многоплановый процесс, в котором используются достижения современной информационной технологии, новейшие компьютерные системы, что делает возможным успешное управление физическими процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической системы в целом. Разработкой таких информационных систем занимается специально подготовленный персонал, создающий в соответствии с поставленными целями такую информационную инфраструктуру, которая позволяет собирать, организовывать и транспортировать информацию о поступлении, прохождении и исполнении заказов клиентов в фирме. В настоящее время широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. Это направление логистики превратилось в развитые технологии, подкрепленные программными и аппаратными средствами. Электронный обмен данными — это процесс, который позволяет компьютерам какой-либо одной компании наладить связь с компьютером другой компании и даже заключать сделки. Чтобы реализовать эти возможности, компании применяют стандартные протоколы обмена и заключают между собой коммерческие договоры. В области распределения в США, например, действуют две системы стандартных протоколов — стандарты сетей обмена информацией между торговыми учреждениями и общий стандарт связи. Там же выработаны и применяются стандартные компьютерные протоколы оформления сделок при следующих операциях: заказах на покупку; заказах на отправку партий грузов; получении консультаций для грузоотправителей; заполнении фактурных счетов; различных выплатах; оформлении накладных на перевозку грузов; получении информации о перевозимых товарах. Современный уровень развития компьютерной техники, информационной технологии позволяет получить необходимые данные практически в любом количестве и на всех стадиях прохождения заказа по каналам фирмы. Для решения таких задач интегрированные информационные системы предоставляют новые возможности, с помощью которых вся необходимая информация организуется в соответствии с целями и принципами, задаваемыми логистикой. По мнению авторитетных специалистов ряда компаний, информационная инфраструктура, создаваемая как в рамках отдельных структурных единиц, так и фирм в целом на базе современных, быстродействующих ЭВМ и соответствующего программного обеспечения, превращает информацию из вспомогательного (обслуживающего) фактора в самостоятельную производительную силу, способную заметно и в короткие сроки повысить производительность труда, минимизировать издержки производства и обращения продукции, обеспечить фирмам конкурентные преимущества и выживаемость в длительной перспективе. 1.2 Цели и роль информационных потоков в логистической системе Важность информационной логистической системы прежде всего заключается в том что на ней базируется подсистема управления организацией соответствующего уровня. И от степени наполнения информационной системы, качества и своевременности информации зависит эффективность системы управления в целом. Благодаря функционированию системы управления организацией (фирмой) достигается выполнение цели организации определенного уровня. Обычно принято выделять четыре уровня “лестницы целей” организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация). Соответственно информационную пирамиду организации целесообразно представить в виде четырехуровневой пирамиды. Самый низкий уровень пирамиды относится к отдельным сделкам и запросам. Примеры этих действий: запросы заказа, обработка заказа, определение путей транспортировки, видов транспорта и т.д. Скорость информационного потока очень важна. Действующий персонал - непосредственные исполнители (клерки). Следующий уровень информационной пирамиды обеспечивает информацией, необходимой для успешного оперативного управления всей фирмой, основную часть менеджеров. Достижение целей среднего уровня управления возможно при использовании информации, предназначаемой для тактического управления. Стратегическое управление – это высший уровень управления, и осуществляется оно высшим руководством организации, а тактические планы и решения по ним принимают руководители среднего звена. Так как тактические планы разрабатываются в соответствии со стратегическими планами, детализируя и развивая их основные направления на более короткий период времени, естественно, и информация, необходимая для принятия решения по их выполнению, отличается от информации первого и второго уровней пирамиды. Концепция логистики и стратегические цели организации направлены на: а) достижение с минимальными затратами максимальной адаптации фирмы к изменяющемся условиям на рынке, б) повышение своей доли рынка, в) получение преимуществ среди конкурентов. Поэтому подсистема стратегического управления органично связана с основными потоками информационной логистической системы организации Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. “Вся система движения товаров – это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления.” Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной идентифицировать (опознать) отдельную грузовую единицу. Речь здесь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения – на складах промышленных предприятий, оптовых баз. Магазинов, на транспорте, полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки. Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои преимущества. Например , код с прямоугольным контуром – код ITF- 14 печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий. В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128. Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д. В сфере обращения широкое применение получил код EAN , который часто можно встретить на товарах массового потребления. 4 00 8 4 0 3 0 2 2 2 8 1 Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар. Первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода флагом. Следующие четыре цифры - индекс изготовителя товара. Совокупность кода страны и кода изготовителя является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует предприятие, производящее маркируемый товар. Оставшиеся цифры кода предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 99999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы. Последняя, тринадцатая цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе 12 предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится считывание кода придется повторит, таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы. В основе технологии штрихового кодирования и автоматизированного сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной толщины, построенных в соответствии с определенными правилами. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества. На производстве : *создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом; *сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок. В складском хозяйстве : *автоматизация учета и контроля за движением материального потока; *автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов; *сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком. В торговле : *создание единой системы учета материального потока; *автоматизация заказа и инвентаризация товаров; * создание времени обслуживания покупателей. 1.3 Управление информационным обеспечением Совершенствование управления любой организацией требует первоначального определения объектов и субъектов управления, т. е. тех областей, на которые должно быть направлено управленческое воздействие, и тех, кем это воздействие должно осуществляться. Объектами управления логистическими информационными системами являются потоки информации, связанные с снабжением, производством, запасами и распределением готовой продукции в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах (как внутри отдельных организаций, так и за их пределами). Субъектом управления информационными потоками в логистических системах являются конкретные структурные подразделения или лица, принимающие решения. Возможно, с развитием логистических информационных систем в будущем можно будет говорить о полном обособлении субъекта информационной логистики. В настоящее время представляется обоснованным объединение субъекта управления информационным обеспечением логистических систем и субъекта информационного обеспечения систем управления в целом с обособлением (по мере необходимости) логистической составляющей последнего. Субъектом информационного обеспечения, т. е. органом, занимающимся разработкой и внедрением новых и поддержкой действующих информационных систем организации, является подсистема информационного обеспечения. Подсистема информационного обеспечения имеет разветвленную структуру, большой объем выполняемых функций и соответствующую организацию, т. е. сама является сложной системой и требует комплексного рассмотрения всех перечисленных составляющих, что соответствует методологии системного подхода. Субъектом информационного обеспечения, т. е. органом, занимающимся разработкой и внедрением новых и поддержкой действующих информационных технологий в логистической организации, является подсистема информационного обеспечения. Обобщенное представление о виде и составе функций подсистемы информационного обеспечения дают данные табл. 1. Таблица 1 Виды и состав функций подсистемы информационного обеспечения логистической организации
1.4 Программные средства, используемые в информационных технологиях Необходимость охвата и взаимодействия множества разобщенных звеньев хозяйственных субъектов логистических систем требует использования адекватных методов сбора, хранения, обработки и передачи информации, что обеспечивается только самыми современными программными средствами. Многообразие всех программных средств может быть разбито на две большие группы - системные и прикладные программные средства. Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных средств и вычислительных сетей как таковых. К системным программным средствам относятся: 1) операционные системы; 2) операционные оболочки; 3) операционные среды; 4) тестовые и диагностические программы; 5) антивирусные программы. Каждый персональный компьютер обязательно комплектуется операционной системой и оболочкой или операционной средой, без которой не могут работать прикладные программы, и для каждой операционной системы (среды) создается свой набор прикладных программ. При этом успех той или иной операционной системы (среды) определяется успехом созданного набора прикладных программ. Основной операционной средой, на которую ориентированы современные программы, является Windows. Данное положение определяется достаточно высокой информационной емкостью логистических задач и наличием большого спектра оптимизационных процессов. Прикладные программные средства, используемые для реализации информационных технологий в логистике, можно разделить на два класса: а) программные средства управления общими бизнес-процессами (независимо от их специализации); б) профессионально-ориентированные программные средства, направленные на решение логистических задач. Программные средства управления общими бизнес-процессами (независимо от их специализации) имеют широкое распространение на рынке компьютерных технологий, что обусловлено необходимостью их применения во всех сферах управленческой деятельности. В эту группу программ входят: 1) текстовые процессоры; 2) табличные процессоры; 3) программы деловой и презентационной графики; 4) системы управления базами данных; 5) программы-планировщики; 6) программы электронной почты; 7) интегрированные офисные пакеты. Профессионально-ориентированные программные средства в отличие от рассмотренных выше направлены на управление логистическими процессами. Эти программные средства в качестве элемента информационной технологии логистической системы имеют решающее значение для эффективности управленческого труда, оперативности принятия управленческих решений, качества информационной среды в целом. К профессионально-ориентированным программным средствам относятся автоматизированные рабочие места специалистов по логистике (АРМ логистика), модуль “Логистика” в составе корпоративных информационных систем и др. Сетевые технологии — это обеспечение коммуникационных связей компьютеров, объединенных между собой с помощью специальной аппаратуры на основе совместного использования'(разделения) файлов, ресурсов и программ. Разделение файлов дает возможность использовать общую информацию вместе с другими пользователями сети. В зависимости от того, каким способом установлена связь, можно просто передавать файл с одного компьютера на другой или отправить файл на какой-то промежуточный пункт, где информация будет находиться, пока ее не получит другой пользователь сети. Разделение ресурсов — возможность совместно (как правило, по очереди) использовать определенные компьютерные ресурсы (диск, принтер, модем) таким образом, чтобы все компьютеры в сети могли пользоваться ими. Разделение программ — возможность использовать одни и те же программы сразу всеми пользователями сети. Использование сетевых технологий в логистических организациях актуально по следующим причинам: I) практически все управленческие решения, принимаемые в логистической организации, требуют взаимного обмена информацией в режиме реального времени, возможности параллельного доступа в централизованные базы данных; 2) отдельные периферийные технические средства логистической организации невыгодно (из-за распыления ресурсов) и неэффективно (в силу невозможности использовать весь предлагаемый потенциал) использовать индивидуально (например, лазерные принтеры, сканеры и пр.). В общем случае все компьютерные сети могут быть разделены на две группы: а) глобальные вычислительные сети б) локальные вычислительные сети. Их отличия состоят в следующем: 1) первые связывают компьютеры на значительных расстояниях, вторые - на небольших расстояниях в рамках одной организации; 2) в первом случае прокладываются специальные линии связи, в то время как во втором случае используются общедоступные каналы связи — телефонная линия, спутниковая связь. 1.5 Управление информационной системой с обратной связью Информационная система с обратной связью существует там, где окружающая среда способствует принятию решения, которое оказывает влияние на эту среду, и следовательно на дальнейшие решения. Здесь можно привести несколько примеров: *принятие решений относительно числа обслуживаемых потребителей зависит от числа заказов и объема складских запасов; *стремление конкурирующих фирм выпускать новые изделия увеличивает затраты на исследования и технические усовершенствования, что приводит к соответствующим изменениям в технологии производства и снижению производственных издержек соответственно. В информационной системе с обратной связью существует строго определенный базис, на котором основывается практика решений, принимаемых руководителями предприятий, на основе рис. 3. Замечу, что их решения окружающими обстоятельствами. не являются выражениями «свободной воли», а являются строго обусловленными Практика отечественных предприятий показывает, что поставка товаров потребителю в среднем занимает неделю, с момента получения заказа от клиента. Запаздывание бухгалтерских операций и закупок составляют в розничном звене в среднем 3 недели от момента продажи вплоть до ее отражения в заявках на выполнение заказа. Оптовику требуется 1 неделя для оформления заказа, а отправка товара розничному звену занимает еще неделю. Аналогичные запаздывания имеют место также между оптовым звеном и заводским складом. У производителя уходит в среднем 6 недель с момента принятия решения об изменении темпа выпуска продукции до момента, когда производство достигает нового уровня. Однако в высокоорганизованных логистических системах, функционирующих в странах с развитым рыночным хозяйством, периоды запаздывания значительно сокращаются.
1.6 Информационные системы MRP, МRР-II, ЕRР, СSRР и их роль в логистике Приведенные аббревиатуры являются обозначением концепций создания автоматизированных информационных технологий управления производством, расположенные в порядке их эволюционного развития, которые с некоторой долей допущения можно рассматривать и как этапы разработки и становления логистической информационной системы. Система МRР (Маterial Requirement Planning) — планирование потребности в материалах.. На данном этапе разработки информационной системы решались вопросы комплексного планирования материальных потоков. Система МRР-II (Мапиfасturing Resource Planning) — планирование производственных ресурсов. Причем, МRР-II = МR.Р + СRР, где СRР — планирование потребности в мощностях. После внедрения систем МRР достаточно быстро был реализован вариант планирования производственных мощностей (Сарасity Requirement Planning, СRР), методология которого принципиально была похожа на МRР, но речь шла о расчетах необходимых производственных мощностей, а не материалов и компонентов. Эта задача была существенно сложнее, поскольку требовала учета большого числа параметров, а окончательный расчет обязательно включал не только параметры мощности, но и временную последовательность. Системы МRР-II разделяют три уровня планирования: 1) планирование продукции — определение мощности производства и средств, требуемых для выполнения долгосрочных прогнозов на семейство продуктов; 2) основное расписание производства продукции — создание общего расписания на основе комбинации реальных заказов со средневременными прогнозами; 3) планирование потребности в мощностях СR.Р, результатом которого являются детальный план потребности в материалах и окончательный план потребности в мощностях. В 1990-е годы системы планирования класса МRР-II в интеграции с модулем финансового планирования (FR.Р, Finance Requirement Planning) получили название систем бизнес-планирования (ЕRР, Enterprise Resource Planning), которые позволяют наиболее эффективно планировать производственно-хозяйственную деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новых изделий. По существу, системы ЕRР представляют собой следующую стадию интеграции для логистических информационных систем, разработку которых обусловили новые требования к информационному обеспечению систем управления: а) существенная географическая и концептуальная (диверсификационная) глобализация как сбыта, так и поставок, в том числе для мелких и средних производителей; б) резкое снижение продолжительности жизненного цикла продукта на рынке; в) значительное увеличение роли и числа заказных производств как наиболее полно отражающих концепцию “общества потребления”; г) усиление конкуренции и в результате — снижение прибыли, получаемой производителем, а как следствие — резкое повышение интереса к управлению издержками; д) общая интенсификация жизни, приведшая к существенному повышению требований к мобильности управления; е) закрепление проблем сбыта и логистики за мелким и средним производителем. Благодаря очевидности и действенности преимуществ системы планирования ресурсов ведущие современные производители продолжают активно внедрять приложения ЕRР уже в течение более 25 лет после того, как они стали коммерчески доступны. Оборот мирового рынка систем ЕRР до конца XX в. ежегодно увеличивался на 30% и вырос с 5,2 млрд долл. в 1996 г. до 19 млрд долл. в 2001 г. С иной точки зрения позволила взглянуть на процесс управления ресурсами предприятия концепция СSRР ( Customer Synchronized Resource Planning ). Данная концепция основывается на том, что управление осуществляется не от возможности производить продукт, а от потребности рынка покупать этот продукт. Для реализации концепции СSRР разрабатываются методики управления внутренними бизнес-процессами, тесно интегрированные с маркетингом, где эффективность оценивается не по успешности организации производства и использования ресурсов, а по устойчивости позиций предприятия на рынке. Данная методология является следующим этапом, приближающим разработку логистической информационной системы. 2. Анализ основных направлений развития информационных технологий Ход развития научно-технического прогресса привел к созданию информационной технологии - использования вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. Сложные сочетания рыночных взаимоотношений, существующей инфраструктуры и стратегического управления сформировали следующие доминирующие направления развития информационной технологии: *формирование и развитие новой категории - информационного продукта, существующего в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения. Хорошо выполненный информационный продукт сохраняет свою ценность дольше, чем конкретные носители информации. *способность к взаимодействию логических элементов информационной технологии, то есть возможность для двух или более сторон, представленных машиной или человеком, провести идеальный обмен информационным продуктом (без смыслового искажения или непредусмотренной задержки между созданием, обработкой и использованием информационного продукта). Решение этой проблемы требует, чтобы все элементы традиционной телефонии, обработки данных, разнообразных аппаратных средств и форматы для ввода- вывода , передачи, хранения и обработки информационного продукта находились в полном соответствии. *ликвидация промежуточных звеньев, обусловленная внедрением новых технологий, которые обеспечивают преобразование информации в формы, доступные и удобные для немедленного использования потребителем; использование новых информационных технологий ведет к созданию более совершенного рынка, под которым понимается рынок с минимальным количеством промежуточных звеньев между покупателем и продавцом. Новые системы - в снабжении, разработке, производстве, учете, продаже - порождают существенные изменения в архитектонике производственных, административных и других элементов крупнейших предприятий. *глобализация на базе транспьютерных систем и нейрокомпьютеров позволяет фирмам и транснациональным корпорациям успешно вести дела в мировая масштабе, проводить выгодные операции на периферии, покупать и продавать более эффективно, используя знания о состоянии рынка. *конвергенция- результат совместного развития четырех вышеназванных тенденций; она проявляется в исчезновении различия между изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием информации в быту и в производственных целях. Постепенно эти тенденции начинают оказывать влияние на информационную составляющую коммерческой сделки. Эффективность обращений к системам обеспечения информационной технологии при осуществлении торговых операций но 30% выше, чем при использовании традиционного подхода. В таблице показана применимость систем обеспечения информационной технологии при совершении коммерческих сделок. Использование систем обеспечения информационной технологии в коммерческий деятельности.
Использование вычислительной техники оказало огромное воздействие на все сферы материально-технического обеспечения, включая ведение складского хозяйства, транспортировку, контроль над уровнем запасов товарно-материальных и учет поступления заказов. Перспектива в конструировании ЭВМ - это создание более мощных процессов и более емких систем памяти. В области программного обеспечения ЭВМ стратегическим направлением является разработка более совершенных программ и распространение их на больший круг явлений и процессов. Совершенствование средств технического обеспечения ЭВМ позволит объединять компьютеры в различные сети с иерархической структурой. Вычислительная техника позволяет организовать информационный поток таким образом, чтобы информация была в нужном количестве, в определенном месте, в определенное время и с соответствующим информационным содержанием. Созданию принципиально новых информационных технологий способствуют следующие факторы: многопроцессорные ЭВМ, мини- , микроЭВМ пятого поколения, транснейрокомпьютеры, способные выполнять сотни миллионов и миллиарды операций в секунду, обладающие широкими функциональными возможностями и работающие в мультипрограммном режиме обработки информации, располагающие развитой периферией и сетью интеллектуальных терминалов. На базе таких ЭВМ строится многоуровневая иерархическая система управления производственным процессом, обеспечивающая постоянный обмен информацией между всеми уровнями этой системы. каналы связи, построенные с использованием лазеров, световодов, средств космической связи, обладающие пропускными способностями, не ограничивающими передачу любого количества информации. технические средства учета, автоматического считывания и съема информации, имеющие связь с интеллектуальными терминалами. оснащение соответствующих должностных лиц персональными компьютерами, имеющими интерфейс с ЭВМ смежных уровней управления В результате перехода на бездокументную технологию упраздняется рутинная работа по оформлению документов, канцелярских отчетов и бумажного учета, отпадает множество операций и формальностей. Безбумажные технологии имеют следующие преимущества: практически мгновенная пересылка данных. уникальность хранения ( а значит, и повышенная достоверность и надежность). улучшенная защищенность (гораздо легче закрыть доступ к электронным данным, чем спрятать документ от ,,случайного’’ взгляда) резкое снижение трудоемкости обработки документов. [6] К сожалению, на многих Российских предприятиях компьютерные системы - не более чем попытка придания компьютерного глянца укоренившейся ручной технологии. Для осуществления принципов бездокументной технологии необходимо решить следующие задачи: реконструировать существующие правовые нормы, связанные с перевозочными и другими бумажными документами, имеющими в настоящее время важное юридическое значение. выполнить эргономические и психологические исследования деятельности должностных лиц, которые были традиционно связаны с работой с документами и будут работать в условиях полной автоматизации и постоянного диалога с ЭВМ. Бесперебойное наблюдение за потоком материалов и наличием является важнейшим методом сокращения потребных оборотных средств. Внедрение автоматизации связано с необходимостью определения наличия с помощью современной информационной техники. Возможности автоматизировать и идентифицировать каждую деталь и каждую сборочную единицу, собрать и обработать эти сведения с помощью ЭВМ ведут к повышению уровня управления. Однозначное определение объектов обеспечивает в производстве необходимую гибкость, поскольку от клиентов могут поступать заказы небольших партий и требования краткосрочного выполнения заказов. Применяемые для идентификации объектов определители данных могут быть в основном разделены на две группы: определители, которые нужны в относительно редких случаях (например, сообщения о ходе изготовления или сборки) определители, которые требуются постоянно, так как имеют высокую частоту применения. Они обычно более стабильны и дорогостоящи. Дальнейшее характерное отличие определителей основано на виде кодирования: механические кодировщики. Они обычно дешевы, просты и надежны. Это, например, механические и индуктивные устройства, а также оптические и световые приборы, которые позволяют прочитывать код. Считывание происходит, например, с помощью механического или индуктивного переключателя, а также с помощью оптического фотоэлектрического устройства, использующего принцип прерывания светового потока. магнитные кодировщики, которые мало восприимчивы к загрязнению и обеспечивают надежность считывания. Их недостаток - относительно высокая цена. Магнитная карта может вместить большое количество данных. электронные кодировщики, обычно программируемые, являются технически сложными и поэтому дорогостоящими. Электронное кодирование используется в программируемых носителях данных. оптические кодировщики специально для штриховых кодов. Имеют в настоящее время наибольшее распространение ( ~75% ), что объясняется относительно небольшой стоимостью кодировщика и высокой надежностью считывания кода ( ошибка считывания штрихового кода 1: 10^6 ) Для того, что бы эффективно управлять динамичными логистическими системами, при осуществлении логистических операций с материальным потоком используют микропроцессорную технику, способную идентифицировать ( опознать ) отдельную грузовую единицу с помощью сканирования ( считывания ) штриховых кодов. Таким образом информацию о логистической операции получают сразу в момент и в месте ее совершения - на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки. Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. Уникальное двенадцати значное число , как правило, информации о свойствах товара не несет, оно является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит все сведения об этом товаре. Совокупность этих сведений образует базу данных о товаре, которая в дальнейшем передается по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях. Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содержат, в среднем, одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3 миллиона знаков. В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным требованием при поставке товаров на экспорт. Отсутствие кода в значительной степени влияет на конкурентоспособность продукции о порой делает ее реализацию невозможной. Сегодня свыше 200 тысяч магазинов в различных странах мира оборудованы системами для считывания кодов. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества. На производстве: создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом. сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок. В складском хозяйстве: автоматизация учета и контроля за движением материального потока. автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов. сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком. В торговле: создание единой системы учета материального потока. автоматизация заказа и инвентаризации товаров. сокращение времени обслуживания покупателей. 3.Эффективность применения информационных систем в России Сейчас многие задаются вопросом: «Внедрять или не внедрять информационные системы в компании?» Само по себе внедрение новых корпоративных ИС конкурентное преимущество сегодня не обеспечит: у большинства фирм они уже есть. Результат может дать только их эффективное использование. А вот с этим как раз на большинстве российских предприятий серьезные проблемы Рисунок 1. Доля организаций, в которых свыше 50% работников использовали персональные компьютеры (% от общего числа обследованных российских средних и крупных организаций), на начало 2005 г. Рисунок 2. Доля организаций, в которых свыше 50% работников использовали интернет (% от общего числа обследованных российских средних и крупных организаций), на начало 2005 г. Приведенные выше показатели свидетельствуют о том, что основными элементами информационно-коммуникационных технологий (компьютеры на рабочих местах, файловый сервер, электронная почта, выход в интернет) предприятия располагают. Однако их применение не дает принципиально новых возможностей по сравнению с традиционными методами работы. Успешные же компании обычно внедряют и используют не просто информационные технологии, а информационные системы. К сожалению, более или менее полной статистики по использованию российскими компаниями информационных систем масштаба предприятия пока не существует. В качестве индикатора, например, можно взять системы управления заказами. Это не столь всеобъемлющие по сравнению с системами класса ERP информационно-технологические комплексы, которые, однако, решают одну из наиболее важных для компании задач – обеспечение взаимодействия с потребителями товаров и услуг. Поскольку такие системы обслуживают лишь одну, хотя и очень важную, функцию предприятия и автоматизируют только ограниченный набор бизнес-процессов, они проще во внедрении и более доступны для приобретения, чем «полноценные» ERP-системы. В Росии системы управления заказами имеются всего на 4,7% предприятий. Для сравнения, в Европейском союзе в 2004 году такие системы были внедрены в среднем в 33,8% компаний. При этом среди «старых» стран ЕС их доля колебалась от 14,6% в Великобритании до 65,4% в Финляндии, а среди недавно вступивших в ЕС стран Восточной Европы – от 6,6% в Болгарии до 57% в Румынии. Таким образом, Россия отстает от самой «слабой» по этому показателю страны Восточной Европы почти в полтора раза! Что же говорить об остальной России? Сложившееся положение подтверждают и данные, получаемые в процессе управленческого консультирования отечественных компаний. В целом можно сделать довольно неприятный вывод: на большинстве российских предприятий информационно-коммуникационные технологии имеются, но не используются (если не считать применение ИС для примитивной механизации офисного труда в качестве модернизированной пишущей машинки и калькуляторов). На многих предприятиях информационных систем просто нет. Как максимум имеется бухгалтерская система, решающая ровно одну задачу – составление отчетности для налоговой инспекции. Примерно последние пять лет эксперты в развитых странах констатируют, что внедрение информационных систем на предприятии не повышает его конкурентоспособность. С чем это связано? Ответ очень прост: информационные системы есть уже у всех. Поэтому при внедрении такой системы предприниматель не получает преимущества перед другими предприятиями. По крайней мере принципиального преимущества. У нас ситуация иная. Информационные системы масштаба предприятия (класса ERP), обеспечивающие управление ресурсами компании в целом, внедрены далеко не во всех российских компаниях. Да и там, где это было проведено, результаты не всегда соответствуют желаемым. Поэтому у нас эффективное и методологически правильно проведенное (что важно) внедрение информационной системы еще может повысить конкурентоспособность предприятия, но только в сравнении с российскими компаниями, пока не имеющими таких систем. Что же мешает нашим компаниям успешно использовать информационно-коммуникационные системы для повышения своей конкурентоспособности? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем еще некоторые данные из исследования ИРИО. В таблице 1 приведены сравнительные показатели доли сотрудников информационно-технологической службы предприятий разного масштаба по отношению к общей численности персонала в России и странах Европейского союза. Из таблицы видно, что отечественные компании абсолютно всех категорий отстают по этому показателю, причем на предприятиях малого бизнеса эта разница наиболее драматична – более чем в четыре раза! На малых российских предприятиях IT-персонал чаще всего отсутствует или имеется в лице одного низкооплачиваемого или вообще приходящего сотрудника, в то время как в аналогичной компании в Европе работают, как правило, два таких специалиста. Таблица 1. Доля IT-специалистов в численности персонала предприятий в России (2005 г.) и странах ЕС (2003 г.), %
В таблице 2 приведены сравнительные данные о предприятиях России и Европейского союза, вкладывающих деньги в обучение персонала в сфере информационно-коммуникационных технологий. Как видно, даже в Москве компании в среднем в три раза меньше, чем в Европейском союзе, финансируют повышение квалификации своих кадров в области ИКТ! А если сравнить показатели по крупным предприятиям, то бросается в глаза, что в Европе инвестициями в подготовку кадров в области ИКТ занимаются практически все предприятия этого масштаба, в то время как в Москве – менее 40%. Таблица 2. Доля предприятий, финансирующих обучение персонала в IT-сфере в России (2005 г.) и странах ЕС (2003 г.), %
В современном мире трудно представить себе сколько-нибудь серьезную компанию, которая не использует информационные логистические технологии. То, что они нужны, не вызывает сейчас сомнений, пожалуй, ни у одного из думающих топ-менеджеров. Однако когда задается вопрос «А что именно информационные технологии могут дать компании?», ответить на него оказывается не так просто, как можно было бы представить. Часто руководители или владельцы предприятий спрашивают своих «автоматизаторов»: «Насколько увеличится наша прибыль после внедрения системы? Какую экономию мы получим от этого?» Правильные ответы: «Ни насколько» и «Никакую». Особенно остро проблема проявляется, когда компания начинает использовать систему, а эффект оказывается далеко не таким значительным, как обещали поставщики. Значит ли это, что поставщики обманывают? Вовсе не обязательно. На самом деле гораздо важнее ответить не на вопрос «Что информационные технологии могут дать?», а на вопросы «Что они дать не могут?», а также «Что нужно сделать, чтобы получить ожидаемый результат?». Информационные технологии – это только инструмент. А инструмент без людей не работает. Сама по себе информационная система экономического эффекта не дает. Единственный реальный результат от использования информационно-коммуникационных технологий, который есть всегда, – это снижение транзакционных издержек в процессах информационного обмена и анализа информации. Да и тот не может быть получен автоматически. Чтобы добиться нужного эффекта, необходимо наличие оптимальной информационной системы и умение рационально ее использовать. Многие поставщики информационных систем утверждают, что использование ИС «улучшает качество управления». Это также не соответствует действительности. Качество управления зависит исключительно от уровня подготовки и, если хотите, таланта людей, которые занимаются управлением. Никакая информационная система не спасет предприятие, руководитель которого склонен принимать опрометчивые хозяйственные решения. И тем более если предприятие не имеет определенной стратегии и мечется от одного направления к другому. Так зачем нужны информационные системы, если их внедрение, как правило, не приводит к повышению конкурентоспособности, снижению издержек и увеличению прибыли? Какой бы то ни было эффект от информационных систем возможен только тогда, когда к их использованию относятся не как к технологической, а как к организационной задаче. Иными словами, эффект можно получить, только если соответствующим образом реорганизовать компанию. Без этого сколь бы совершенной ни была информационная система, какие бы современные информационные технологии в ней не использовались, толку не будет. Заключение В настоящее время российская экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности. В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие условия, а проблемы в экономике России лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих российских предприятий. Чтобы выжить и успешно функционировать в таких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно эту продукцию затем еще и реализовать. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов. Цена продукции зависит не только от затрат на ее производство, но и от затрат на ее транспортировку, складирование, реализацию и т.д. Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость, повышая таким образом свою прибыль. Именно этими вопросами (и не только ими) занимается логистика. Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно, но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. Новообразовавшиеся отделы логистики объединяют в себе уже имеющиеся аналитические, статистические службы, таможенные отделы и т.п. Но польза предприятию, приносимая таким отделом, намного выше, чем разрозненная работа выше перечисленных служб. Хотя возможности логистики намного шире, чем планирование, анализ и т.д. По сути, отдел логистики должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так сказать координирующим центром фирмы. Информационная логистика охватывает управление всеми процессами движения и складирования реальной продукции на предприятии, позволяя обеспечить своевременное и эффективное ее движение из точки возникновения в точку потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом. Для этого систем подвергается общей иерархической структуризации. Замечу, что логическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса соответствующего данному виду производства и его объему и прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Также к этому относятся «актуальные обзоры» фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов и передают эти сведения далее для интерпретации. Логическая система предъявляет к своей измерительной сети следующие требования: Быстрый и надежный, предпочтительнее автоматизированный сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства; Структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных процессов по каждому участку предприятия. В настоящее время широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые для нее характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. В ряде случаев грузоотправители получили доступ к файлам, отражающем состояние транспортных услуг и загрузку транспорта. Возможен автоматический документальный обмен между производителями товаров и крупными магазинами для населения, включающий обмен накладными и транспортными конторами при прямой отправки товаров от производителя к покупателю. С помощью информационной логистики и совершенствования ее на базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран Запада происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией о возможности быстрого получения необходимых ресурсов. В заключение я хотел указать на достоинства и недостатки информационной логистики, вернее технической ее части, которая является структурным звеном информационной логистики. Обеспечение производства высокотехнологичным оборудованием и вычислительной техникой, а также создание локальных сетей на производстве – довольно дорогой и сложный процесс, требующий привлечения специалистов и дополнительных инвестиций в производственный процесс – это является основным недостатком информационной логистики – высокие цены на высокотехнологичное оборудование и быстрое его старение по сравнению с развитием науки и техники, и внедрению новых технологий в производство, то есть покупая такое оборудование значительно упрощается и ускоряется процесс передачи и обмена данных, но в то же время происходит очень быстрое его старение и уже не достаточно той мощности и скорости передачи данных, для целей производства. Следовательно необходима замена такого дорогостоящего оборудование через относительно короткое время – 3 – 5 лет. Следовательно суммы амортизационных отчислений будет недостаточно, здесь необходима успешная работа предприятия, направления на получение наибольшей прибыли, путем сокращения издержек и повышения качества продукции. К достоинствам информационной логистики можно отнести – удобство и высокая скорость обмена информацией между производителем, поставщиков и покупателем, довольно незначительные затраты на содержание и обслуживание такого оборудования, большой объем передачи данных, практически нет запаздываний, происходят значительные усиления в системе с обратной связью. И, наконец, я хотел бы подчеркнуть высокую значимость информационной логистики в наступающем тысячелетии, поскольку простота и доступность информации о товаре, скорость ее предоставления, играет все большую роль в продвижении товара на рынке, и спроса на него соответственно. Список литературы 1.Маликов О.Б. «Деловая логистика». – СПб.: «Политехника», 2003г. 2. Кокурин Д.И. Основы логистики в промышленности: Текст лекций. – Самара: Самарская гос. экон. акад., 1997. 3.Маркова О.В. Место и роль логистики в системе управления (обзорные лекции) ВуиТ – Тольятти: Издательство ТолПИ, 2000 г. 4.Альбеков А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика – Ростов-на-Дону:Феникс, 2002. 5. Аникина Б.А. «Логистика в вопросах и ответах».- М.: «ИНФРА-М», 2002г. 6. Неруш Ю. М. Логистика: Учебник для вузов. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 7.Гаджинский. А. М. Логистика: Учебник. – 11 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005 8. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: «Политехника», 1997.- 349 с. 9. www.grebennikon.ru 10.www.lobanov-logist.ru 11.www.loginfo.ru 12. www.aup.ru |