Реферат: Технологическая карта развивающего обучения на уроках физики в основной школе
Название: Технологическая карта развивающего обучения на уроках физики в основной школе Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологическая карта развивающего обучения на уроках физики в основной школе И. В. Лежникова Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Л.С. Выготский Цель развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - формирование у детей основ творческого мышления через осуществление ими учебной деятельности. Под учебной деятельностью понимают систему учебных задач. Учебной называется задача, которая вынуждает ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других с этими объектами. Тем самым он учится мыслить. Хочется отметить основные компоненты сравнения традиционной и развивающей систем обучения (см. табл. 1): Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Усложняются и становятся более ответственными общественные задачи, следовательно, возрастают требования к человеку, возрастает значение личного опыта, личного вклада людей. В «Стратегии модернизации образования» подчеркивается, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций (способностей) в интеллектуальной, гражданско -правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Формирование и развитие этих качеств происходит, прежде всего, в школьные годы. Таблица 1
С 1994 г. средняя общеобразовательная школа №81 г. Ярославля работает по проекту "Реализация системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова в рамках общеобразовательной школы". Тема проекта - создание на базе общеобразовательной школы-комплекса вертикали классов, реализующей целостную концепцию развития личности ребенка на основе принципов развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова с 7 лет до 16 лет с одновременной переподготовкой кадров для работы в данной системе в условиях массовой государственной школы. Цель проекта - в рамках его реализации создание условий для формирования у подрастающего поколения способностей к саморазвитию, к самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей. В 1997 году по результатам экспертизы, которая проводилась под руководством генерального директора Института развивающего обучения, созданного международной Ассоциацией развивающего обучения в Москве, кандидата педагогических наук А.Б. Воронцова, школе был присвоен общественный статус "Школа развивающего обучения". Являясь руководителем проекта и выстраивая систему обучения с 1 по 9 класс на основе единых подходов, я занимаюсь методическими вопросами реализации принципов развивающего обучения на уроках физики в основной школе. Любой учебный предмет строится на основе возрастной психологии и логики мышления. В подростковом возрасте (7-9 класс) изменяется мотивация учения: происходит осознание своей учебной деятельности, ее задач, способов и средств. Физическое образование в классах развивающего обучения призвано продолжить становление учебной деятельности школьников через воспроизводство общей схемы теоретической деятельности на материале физики. Схема формирования учебной деятельности имеет следующую структуру (см. табл.2): Таблица 2
Урок постановки учебной задачи -один из основных типов уроков в системе развивающего обучения. Особую трудность у учителя вызывает формулировка вопроса для построения «ситуации разрыва». С этой целью можно использовать следующие вопросы: 1) В ящике движется молекула. Передайте информацию о местоположении частицы. 2) Какие бы вы поставили клавиши на компьютер, чтобы управлять микромиром? 3) Почему лужи, испаряясь, не замерзают? 4) Найдите ситуацию, где тело, получая тепло, не нагревается? (вопрос - ловушка) 5) Выбрать ситуацию лишнего. 6) Изобразить процессы на шкале, графике. 7) На бумаге разбросаны приборы в произвольном порядке. Соединить их последовательно, параллельно. 8) Придумать конструкцию настольной лампы, изменяющей свет в зависимости от атмосферного давления, и т.д. Также хочется отметить методы и приемы творческих заданий для формирования теоретических понятий: 1) выделение общих и особенных признаков родственных систем (проанализируйте решения предложенных задач и составьте алгоритм их решения); 2) идентификация систем (прочтите описание природных явлений и определите закономерности, которые описаны в тексте); 3) составление определений теоретических понятий (прочтите фрагменты текстов с описанием молекулы, выделите существенные признаки и составьте определение понятия "молекула"); 4) сравнение теоретических материалов с реальными системами (рассмотрите конструкцию диффузии на рисунке, выделите особенности и сравните с понятием "диффузия"); 5) планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов (составьте план решения практической задачи: расчет плотности мыла); 6) составление аннотации (составьте аннотацию о тепловом загрязнении атмосферы с включением в нее существенных признаков теплового загрязнения); 7) составление страницы энциклопедии (составьте страницу энциклопедии о трении с выделением существенных признаков различных видов трения); 8) систематизация теоретических закономерностей (составьте систематическую последовательность развития теории света); 9) анализ эволюционного усложнения систем и изменения их существенных признаков (какие изменения произошли с рычагом в процессе его развития?); 10) доказательство и опровержение обоснованности структуры закономерностей (сделайте анализ данного определения понятия "инерция"). Так как учитель РО (развивающего обучения) на уроке занят не передачей знаний, норм и образцов, а пытается разобраться в том, как устроено физическое знание, то для решения учебной задачи он должен восстановить историческую картину происхождения знания. Поэтому значительное внимание в курсе физики уделяется вопросам истории физики, работе с текстами, в том числе классиков науки. Например, для ответа на вопрос, как устроен мир, изучаются труды Лукреция, Галилея; для ответа на вопрос, как управлять тем, что внутри тела, можно изучать труды Лукреция «О природе вещей». Приведем пример урока постановки учебной задачи. Физика 7 класс. Тема «Плотность вещества» Цель: 1)Ввести понятие плотности вещества. 2)Отработать навык групповой работы. 3)Создать знаково-графическую модель (формула плотности). Ход урока (см. табл.3): Таблица 3
Далее на данном уроке реализуется 2 этап решения учебной задачи - процесс моделирования - построение и использование модели. Модели также делятся на вещественные, графические и знаковые. Хочется отметить ряд моделей в физике (см. табл. 4): Таблица 4
Физическая модель - это абстрактное изображение физических тел и физических явлений, которое отображает внутренние связи и отношения внутри рассматриваемого объекта в «чистом ви- де». Продолжим рассмотрение урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества» с точки зрения моделирования (см. табл. 5): Таблица 5
Решение учебных задач и моделирование способствует формированию учебного действия. Типология учебного действия (Р- реальность, М-модель, Зн - знак) такова (см. табл.6): Таблица 6
Основным показателем полноценного физического образования является тот факт, что учащийся удерживает любое физическое знание в границах его применимости и умеет применять в нестандартных (жизненных) ситуациях. По словам доктора психологических наук Б.Д. Эльконина, «ребенку в жизни ничего не нужно, что написано в учебнике. И абсолютно не помогает физика. Все учителя знают, что лучше всего конструируют те дети, которые не понимают в физике ничего. А вот то, что действительно нужно, - несколько раз сменить профессию, освоить новую специальность, постоянно самому учиться. У ребенка, взрослого, выпускника школы должна быть мотивация как к учебной, так и к профессиональной деятельности. Он должен уметь работать в команде, общаться с другими. Это общий закон». Исследования психологических новообразований у учащихся классов развивающего обучения показали, что: - данная система обучения с преобладанием поисково - исследовательского характера учебной деятельности максимально способствует развитию личности ребенка, так как познавательный интерес к структуре учебных мотивов у учащихся всегда занимают ведущие места; - высока познавательная активность учащихся; - кроме познавательного интереса на первое место выходят широкие социальные мотивы и общение, социальное сотрудничество с одноклассниками; отметки для учащихся классов РО не являются главным мотивом в обучении; - рефлексивная способность по отношению к системному объекту развита лучше в классах РО; - у учащихся РО лучше развиты основные мыслительные операции, критичность мышления, способность работать с абстрактным материалом, находить связи между объектами и переносить их на другие объекты, личностная рефлексия; - дети, обучающиеся в классах РО, более самостоятельны, организованы, менее ориентированы на авторитет учителя; - у этих ребят более серьезное, ответственное отношение к школе, школьным заданиям. Таким образом, было подтверждено, что обучение по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - это обучение, ориентированное на продолжение развития, на дальнейшую профессиональную ориентацию, то есть на будущее. |