Дипломная работа: Дидактические возможности учебных игр на уроках в начальных классах
Название: Дидактические возможности учебных игр на уроках в начальных классах Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Каменский педагогический колледж Отделение начальных классов Дидактические возможности учебных игр на уроках в начальных классах Дипломная работа Выполнила: Корниленко Олеся Владимировна Руководитель: Новикова Ирина Анатольевна Работа защищена: Председатель ГАК: Камень-на-Оби 2008 Содержание
Введение В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»,- писала Н.К. Крупская[1] . Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К.Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В.Арутюняном, О.С.Газманом, В.М.Григорьевым, О.А.Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П.Щедровицким и др. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.). В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению школьных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Цель данной работы – рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние развитие логического мышления, воображения и внимания младших школьников. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи : 1. изучить и исследовать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме; 2. выявить влияния дидактических игр на развитие логического мышления, внимания и воображения младших школьников; 3. составить рекомендации для учителя по использованию дидактических игр на уроках в начальных классах. Методы исследования: 1. анализ литературы по данной теме; 2. наблюдение; 3. беседа; 4. тестирование. Объектом исследования выступает учебный процесс младших школьников. Предметом исследования являются возможности использования игр на различных этапах обучения. Гипотезой исследования является предположение о том, что использование дидактических игр на разных этапах обучения способствует развитию логического мышления, внимания и воображения у учащихся начальных классов. Глава 1: Теоретические обоснования дидактических возможностей учебных игр на уроках в начальных классах 1.1 Возникновение и становление игровой деятельности История возникновения игры как способа решения затруднений в деятельности, передачи информации для обучения, развлечения и эстетического совершенствования человека в ряде работ. Д.Б.Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них - на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это - признаки игры. В этих случаях происходит выделения из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективо-образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры. Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы: · имитация реальной трудовой деятельности; · осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации; · разыгрывание ролей; · наличие магического смысла. С развитием общества, со сменной формацией (то первобытнообщинной к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры - театрализованные представление и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры. Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества. Немецкий психолог К.Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для ребёнка является изначальной школой поведения, школой жизни. Из игры ребёнок извлекает пользу. Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Так как игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные. Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это - осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь. А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился к взрослой жизни. Говоря о деятельности, мы говорим и об её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться. Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается. Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами. В игре развивается способность к воображению, вниманию, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий. В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры. Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д. Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогике занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения. Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительные, дружеские отношения с ребёнком. Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство. Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции: 1. Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие. 2. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение. 3. Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. 4. Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде. 5. Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения. 6. Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал. 7. Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни. 8. Диагностическая функция - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры. 9. Коррекционная функция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей. Итак, игра – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о бытие, правах и навыках данного общества. Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретая определённые навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определённые ситуации в играх и делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем. 1.2 Младший школьный возраст и значение дидактической игры в нём. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. К 6-7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению в школе. О нём нужно говорить уже как о личности, так как он уже осознаёт своё поведение, может сравнивать себя с другими. Будущий школьник уже отдаёт себе отчёт в том, какое место он занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Таким образом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребёнка с окружающими. Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него строгой организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а так же за умственное развитие. Таким образом новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. Таким образом, появляется кризис 7 лет. Как считает Л.И.Божович, кризис 7 лет это период рождения социального «Я» ребёнка.[2] Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, т. е. то, что раньше было более значимо в жизни ребёнка, становится второстепенным. Старые побудительные мотивы заменяются новыми. Всё то, что связано с учебной деятельностью (это, прежде всего, отметки) оказывается более ценным, чем например игра. Школьник продолжает играть в игры, как это было в дошкольном возрасте, но игра уже перестаёт быть содержанием его жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребёнок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении поскорее пойти в школу. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психических функций: Развитие мышления. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар? Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?” “как?” “почему?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот вопрос сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников. Развитие внимания. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия. («Дети, откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок... «и т.д.). Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка. И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Развитие воображения. В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое. Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой, вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включать в нее других людей. В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное - преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность. Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект. Ребенок, испытывал трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. Так, когда нет отца, и это приносит невыразимую боль, в воображении можно приобрести самого замечательного, самого необыкновенного, великодушного, сильного, мужественного отца. Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем воображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств. Таким образом, младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский [3] на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры. Ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями. Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. П.Я.Гальперин [4] выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий: • этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях- заместителях; • этап формирования того же действия в плане громкой речи; • этап формирования собственно умственного действия. Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий. Дж.Брунер[5] высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Мы рассмотрели игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие: 1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера - возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов). 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм - ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки. 3. Развивается произвольность поведения - разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения. 4. Развиваются умственные действия - формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка. Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя. Итак, для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. 1.3 Виды игр Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил[6] . Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные... Принято различать два основных типа игр : игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана[7] . 1. Подвижные игры — важнейшее средство физического воспитания детей особенно в младшем школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. 2. Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские . Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры. 3. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими. Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр. 4. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: · игры по сенсорному воспитанию, · словесные игры, · игры по ознакомлению с природой, · по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотносятся с материалом: · игры с дидактическими игрушками, · настольно-печатные игры, · словесные игры, · псевдосюжетные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: · Игры-путешествия. · Игры-поручения. · Игры-предположения. · Игры-загадки. · Игры-беседы (игры-диалоги). Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим. Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки». Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?». Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми. Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Структурным элементом игры являетсяигровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций. Таким образом, игра - явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием младших школьников, коллективных взаимоотношений, личных качеств ребёнка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремлённости, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учёбе. Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют дидактические игр. Глава 2: Опытно-экспериментальная проверка влияния дидактических игр на развитие логического мышления, внимания, воображения. 2.1 Выявление уровня развития логического мышления, внимания, воображения учащихся. Игра занимает большое место в учебном процессе у младших школьников. Ни в каком другом виде деятельности дети не бывают настолько открытыми, естественными, расположенными к общению. Для проверки первоначального уровня развития логического мышления, воображения и внимания использовалось входное комплексное тестирование (Приложение №1), которое включало в себя задания различного характера: на нахождение пропущенной цифры и недостающей геометрической фигуры, исключение лишнего слова, составление предложений и т.п. В эксперименте принимали участие 16 учеников 3 «а» класса общеобразовательной школы №1 г.Камень-на-Оби. Из них: 8 мальчиков, 8 девочек. Результаты выполнения были оценены в баллах по следующим критериям: 1. Выполнено – 3, не выполнено – 0. 2. Выполнено правильно – 3, выполнено с ошибкой – 2, выполнено частично – 1, не выполнено – 0. 3. За каждый рисунок 1-2 (учитывается оригинальность). 4. Выполнено – 3, не выполнено – 0. 5. По 2 за каждое составленное предложение. 6. От 0 до 7 за необычность и оригинальность. По результатам диагностики были определены уровни развития логического мышления, внимания, воображения, которые представлены в таблицах (Приложение №2). Затем ответы учащихся были подсчитаны в процентах. Вычисления проводились по формуле: Например, количество учащихся, имеющих высокий уровень развития внимания – 8 человек, а всего выполняли задание 16, следовательно: 8 : 16 * 100% = 50% Остальные вычисления проводились аналогично. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: Уровни развития логического мышления: Уровни развития воображения: Уровни развития внимания: Итак, в силу важности и значимости логического мышления, внимания и воображения необходимо всячески помогать их развитию и, одновременно, использовать их для оптимизации учебной деятельности.. Существует множество игр, направленных на развитие данных психических процессов. Более подробно с ними можно познакомиться в популярных пособиях для родителей и педагогов из серии «Вместе учимся, играем». 2.2 Развитие мышления, внимания, воображения учащихся в процессе обучения на основе использования дидактических игр. В течение трёх недель в рамках различных учебных дисциплин использовались дидактические игры по повышению уровня логического мышления, внимания, воображения. Каждая проведённая игра имела свою дидактическую задачу, разнообразные игровые действия, правила, подбиралось соответствующее оборудование. После игры подводился итог. Продолжительность игры ограничивалось временными рамками (5-10 минут). Хотелось бы отметить наиболее запомнившиеся дидактические игры, проведённые на различных уроках. Игра «Серпантин одной фразы» (урок русского языка): В игре отрабатывалось умение пользоваться распространёнными предложениями, умение строить сложное предложение, развивались воображение и внимание. Суть игры - учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Например: Учитель: «Дубовый стол». Ученик 1: «Старинный дубовый стол». Ученик 2: «В комнате стоит старинный дубовый стол» и т.д. Игра «Составление изображений» (внеклассное занятие): Этот тест позволяет диагностировать воображение и образное мышление. Перед ребятами стоит цель – нарисовать рисунок, пользуясь следующим набором фигур: Игра «Заколдованный цветок» (урок математики): Суть игры – в «ромашке» были различные примеры, которые необходимо было решить правильно. Тогда «ромашка» расцветёт. Цель игры – закрепление вычислительных навыков, развитие памяти и внимания. С перечнем всех игр, используемых во время эксперимента, можно познакомиться в Приложении №3. Таким образом, стоит отметить, что дидактическая игра: · позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; · создаёт более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную; · психологически привлекательна для учащихся; · вносит значительное оживление и высокую подвижность участников; · акцентирует внимание на дополнительной по отношению к учебному материалу информации. 2.3 Итоговое диагностирование уровня развития логического мышления, внимания и воображения младших школьников. По истечению трёх недель, во время которых использовались дидактические игры, проводилось аналогичное комплексное тестирование (Приложение №5) с целью выявления уровня сформированности логического мышления, внимания и воображения. Работы оценивались согласно критериям, приведённым в таблице (Приложение №1). Результаты представлены на диаграммах в сравнении с констатирующим этапом эксперимента. Сравним результаты тестирования на диаграммах до и после эксперимента. Исходя из полученных результатов видно, что максимальный уровень развития логического мышления повысился на 19 %, средний уровень – на 12 %, низкий уровень понизился на 31 % Максимальный уровень развития воображения повысился на 31 %, средний уровень понизился на 12 %, низкий уровень - на 19 %. Максимальный уровень развития внимания повысился на 25 %, средний уровень – на 6 %, низкий уровень понизился на 31 %. За сравнительно небольшой промежуток времени удалось повысить уровни развития логического мышления, внимания и воображения. Эксперимент прошёл удачно и результативно. Систематическое использование дидактических игр на различных уроках действительно позволило выше поднять планку развития этих психологических качеств у младших школьников. Гипотеза подтвердилась. Систематическое целенаправленное включение дидактических игр в учебную деятельность способствует закреплению определённых знаний, умений и навыков, повышению интереса к учебным дисциплинам, развитию активности, внимания, логического мышления и воображения. Но следует помнить, что организовать и провести дидактическую игру задача достаточно сложная для педагога. Для эффективного использования игр необходимо сохранять игровую структуру, не упуская никаких её элементов. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные элементы (или составляющие) дидактической игры: 1. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. В ряде дидактических игр, в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляются различные умения и навыки. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное, что дидактическая задача в игре предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи). 2. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются следствием реализации игровой задачи, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. 3. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательностью, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Правила влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. 4. Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили задание; определение команды победительницы ит.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успех отстающих детей. Таким образом, в игровой ситуации знания усваиваются лучше. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается, так как она скрыта. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки и развивают психические качества. Заключение После исследования методической и психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что игра занимает существенное место в жизнедеятельности и жизни младших школьников. Игра позволяет не только отвлечь ребёнка от учебной деятельности, но и помогает его умственному, психическому и физическому развитию, с помощью игры ребёнок учится общаться с другими людьми. Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Он должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивают умственные способности школьника и его психические качества. В дидактической игре ребёнок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилии при достижении поставленной цели. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательнее, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний, тем самым способствует формированию устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, формированию психических новообразований, общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, адекватных взаимоотношений. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети преодолевают значительные трудности. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В заключении вашему вниманию предоставляются рекомендации по использованию дидактических игр на уроках в начальной школе: 1. Игра подбирается в соответствии с возрастом детей и содержанием учебной программы; 2. Игра должна содержать конкретные цели; 3. Познакомить с правилами игры, распределить роли; 4. Необходимость письменных или устных инструкций; 5. В игру должны быть включены все учащиеся; 6. В процессе игры должна быть доброжелательная атмосфера между учащимися и учителем; 7. Использовать яркую наглядность и доступный дидактический материал; 8. Игра проводится на эмоциональном и нравственно-этическом уровне; 9. Обязательное подведение итогов; 10. Рефлексия. «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.» С.Т. Шатский Список используемых ресурсов 1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 2. Брунер Дж. Психология познания /перевод под ред. А.Р.Лурия/; М.,Прогресс, 1977. 3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966. - с.46. 4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. 5. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. М., 1988. 6. Гельфан Е. М. От игры к самовоспитанию. – М.: Просвещение, 1964. – 83 с. 7. Гобова Е. С. Зачем ходить в школу? М.,1997,с.72. 8. Детские праздники. Сценарии, игры, конкурсы. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 192 с. 9. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, издательство «Флинта», 1998. – 192 с. 10. Калугин М. А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с. 11. Крутецкий В. А. Психология.: Учебник для учащихся пед. училищ. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с. 12. Кузин В. С. Психология. Учебник. – М.: «Высшая школа», 1974. 280 с. 13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет). Учебное пособие, 5-е издание; М., 1999г. с.120-139. 14. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком; М., 1990. с.61. 15. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с. 16. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 192 с. 17. Сластёнин В. А. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 18. Степаненков В. И. Педагогика: Учебное пособие. – Мн.: изд. СкакунВ.М., 1998. – 448 с. 19. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – с.240 20. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с. 21. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с. 22. Эльконин Д. Б. Возрастная психология. М., 1991. 23. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. 24. «Дидактическая игра, как важное средство воспитания умственной активности учащихся» 25. «Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» 26. «Игровые технологии в начальной школе» 27. http://www.referat.ru «Особенности использования дидактических игр при обучении в начальной школе» Приложение Приложение №1 Входное комплексное тестирование: 1. Запиши пропущенное число: 7; 5; 6; 4; 5; …; 4. 2. Зачеркни лишнее слово: · мышь, стол, слон, тигр; · мел, берёза, зуб, синица; · стол, шкаф, тумбочка, диван. 3. Составь предложение, в котором были бы эти слова: дерево, дети. Например: Дети стояли под деревом. 4. Какой фигуры не хватает? Дорисуй. 5. Дорисуй рисунок: Приложение №2. Уровни развития: логического мышления:
воображение:
внимание:
Приложение №3 Перечень игр, используемых в рамках данного эксперимента: 1. Серпантин одной фразы. (Урок русского языка) В игре отрабатывалось умение пользоваться распространёнными предложениями, умение строить сложное предложение, развивались воображение и внимание. Суть игры - учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения. Например: Учитель: «Дубовый стол». Ученик 1: «Старинный дубовый стол». Ученик 2: «В комнате стоит старинный дубовый стол» и т.д. 2. Составление изображений. (Внеклассное занятие) Этот тест позволяет диагностировать воображение и образное мышление. Перед ребятами стоит цель – нарисовать рисунок, пользуясь следующим набором фигур: 3. О единственном и множественном числе. (Урок русского языка) Я буду называть вам слово в единственном числе, а вы должны сказать во множественном. (Развитие мышления и внимания) - кот – коты - плот – плоты - беда – - мука – - крот – - дуга – - рука – - человек – - слива – - грива – - еда – 5. Мужской и женский род. (Урок русского языка) Я буду называть вам существительные мужского рода, а вы скажите соответствующее ему существительное женского рода. (Развитие мышления и внимания) - повар – повариха - купец – - певец – - портной – - моряк – - учёный – - вахтёр – - танцор – - пловец – 6. Женский и мужской род. (Урок русского языка) Я буду называть существительное женского рода, а вы скажите соответствующее ему существительное мужского рода. (Развитие мышления и внимания) - коза – - оса – - ворона – - балерина – - женщина – - собака – - кошка – - тигрица – - лошадь – - корова – 7. Ваза. (Урок изобразительного искусства) Внимательно посмотрите на эту вазу. Как она выглядит? Что её украшает? А теперь найдите эту вазу среди остальных. Почему ответил(а) именно так? Чем эта ваза отличалась от другой (узором, цветом)? 8. Буквы заблудились. (Урок литературного чтения) Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом И – хозяйничает в нём! Но едва туда вошла Буква-озорница, Очень странные дела Начали твориться. Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку и назвать правильное слово. (Развитие внимания и мышления) Внимание! Закричал охотник: - Ой! Двери (звери) гонятся за мной! На виду у детворы Крысу (крышу) красят маляры. Посмотрите-ка, ребятки: Раки (маки) выросли на грядке. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползёт зелёный лук (жук) С длинными усами! Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом (сом). Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей (грачей). Синеет море перед нами, Летают майки (чайки) над волнами. А. Шибаев Вспомните, в каких словах были допущены ошибки. Назовите правильные слова. 9. От слову к рассказу. (Внеклассное занятие) На карточке написаны несколько слов, постарайтесь их объединить в один рассказ. Рассказ может быть необычным и даже чем-то похож на небылицу. (Развитие мышления и воображения) Слова: поляна, колесо, чашка, крокодил, нора, лупа, весна, ведро. 10. Выведение следствий. (Внеклассное занятие) Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт, если …». Задача детей дать как можно полные и оригинальные ответы на поставленный вопрос. Вопросы написаны на индивидуальных карточках. (Развивает воображение и мышление) Список примерных вопросов: «Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?» «Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?» «Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?» «Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?» «Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?» 11. Тропинка. (Минутка отдыха) Все дети выстраиваются друг за другом за учителем и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде учителя они переходят воображаемые препятствия. (Развитие воображения и внимания) «Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная трава. Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи. Одна, вторая, третья. Снова спокойно идём по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли болото, снова идём спокойно. Что это? тропинка стала мокрой и липкой от раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Вновь стала хорошая дорога. Расходимся по своим местам». 12. Аппликация. (Урок трудового обучения) Попробуйте заняться аппликацией, но не совсем обычной. Её необычность будет заключаться в том, что для наклеивания необходимо использовать ровно 10 деталей разного цвета, но одинаковой формы. (Развитие мышления и воображения) Кто-то делает из кругов, второй – из треугольников, третий – из квадратов и т.д. Не забудьте придумать своей картине название. 13. Игра слов. (Урок русского языка) Вставьте слова, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго (развитие мышления и внимания): обы (…) ка ст (…) к пе (…) ол по (…) карь са (…) он Приложение №4 Фрагменты и конспект уроков с использованием игровых ситуаций: 1. Фрагмент урока математики (устный счёт): Ребята, сегодня к нам на урок пришёл гость. Кто это? Кролик так спешил, что рассыпал всю морковку. Поможем кролику её собрать? Для этого нам необходимо решить выражения на обратной стороне каждой морковки. Молодцы, ребята! Кролик вам очень благодарен! 2. Фрагмент урока математики (устный счёт): Сегодня к нам в гости пришёл гость, но чтобы узнать, кто это, необходимо решить несколько выражений. Ребята, это кот Мурзик! Мурзику нужна наша помощь! Он просит помочь ему поймать мышей. Чтобы это сделать, необходимо выполнить задание на обратной стороне каждой мыши 3. Фрагмент урока математики (устный счёт): Ребята, к нам на урок пришёл гость. Это лягушка Фифа. Она не может найти дорогу к своему болоту. Давайте ей поможем? А для этого нам необходимо пройти по этим камням, выполняя задания. Каждое правильно выполненное задание – прыжок на следующий камень. 4. Конспект урока литературного чтения. Тема: Урок-путешествие по произведениям Д.Н. Мамина-Сибиряка. Цель: Обобщить знания детей по пройденному разделу. Оборудование: карта путешествия, лебедь, картинки к викторине, карточки. Ход урока:
Приложение №5 Итоговое комплексное тестирование: 1. Запиши пропущенное число: 2 ; 5 ; 8 ; 11 ; … ; 13. 2. Зачеркни лишнее слово: · кошка, собака, слон, корова, конь. · книга, карандаш, пенал, кружка, ручка. · молоток, тетрадь, пила, гвоздь. 3. Дорисуй круг до любого предмета: 4. Какой фигуры не хватает? Дорисуй. 5. Дополни предложение определениями: На столе в комнате лежит книга. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Нарисуй несуществующее животное и придумай ему название: [1] Крупская Н. К. О дошкольном воспитании; М.,1979. с.201-203. [2] Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет). Учебное пособие, 5-е издание; М., 1999г. с.120-139 [3] Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966.—№6. с.46. [4] Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком; М., 1990. с.61 [5] Брунер Дж. Психология познания /перевод под ред. А.Р.Лурия/; М.,Прогресс, 1977 [6] Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?; М.,1997,с.72 [7] Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.,1988,с.6-12 |