Реферат: Внутренняя политика 60-90 гг.
Название: Внутренняя политика 60-90 гг. Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат | |
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА 60 - 90-Х ГГ. XVIII В. 1. Общая характеристика “Просвещенный абсолютизм ” - одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил (буржуазии, интеллигенции), боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами. Он складывался под влиянием идей Просвещения , осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих “естественные права” человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что “просвещенные монархи” с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая “разумные законы” и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал “общего блага”, т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов. Эти идеи получили широкое распространение в Европе и оказывали непосредственное влияние на государственную политику. В России политика “просвещенного абсолютизма” порождалась целым комплексом факторов: Стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с “духом времени”; остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов; притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений. Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства) приводила к тому, что политика “просвещенного абсолютизма” носила поверхностный и крайне противоречивый характер, сочеталась с реакционными мероприятиями правительства.
Однако многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России. Огромное влияние на внутреннюю политику России оказывала личность “великой императрицы”. Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи. Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на “крещеную собственность” и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что “казанская помещица” победила в ней “философа в юбке”. Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильны. Задачи политики “просвещенного абсолютизма” в России сводились к: · укреплению самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранению наиболее архаичных ее элементов;
2. Меры по совершенствованию системы государственного управления Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании “наилучших законов”, а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако “всевластие закона” на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной. Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия. Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца “императорским советом”. После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение. Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат. Отношение с церковью . В 1763-1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, т.е. осуществлена их передача в введение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране. Управление окраинами. В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии.Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления. Уложенная комиссия. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию , призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам. Екатерина II подготовила “Наказ ” Уложенной комиссии, в котором содержались предложения по смягчению крепостного строя. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов. Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с “состоянием умов” в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, недовольная резкостью критики в адрес дворянства, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией. Комитеты же Комиссии продолжили свою работу по взаимному согласованию множества законов, часто противоречивших друг другу. Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва - “пугачевщины”. Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти. В 1775 г. Екатерина издала “Учреждение для управления губерний ”. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10 - 15 уездов с населением до 30 тысяч человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра. В уезде главным органом управления был “низший земский суд ” во главе с капитан-исправником . В отличие от губернатора, который назначался из центра, он избирался дворянами из местных помещиков. Кроме того, дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания , на которых избирались предводители дворянства , кандидаты на различные должности, обсуждались вопросы местной жизни. 3. Политика в социально-экономической сфере Она отличалась крайней противоречивостью. С одной стороны, произошло усиление крепостничества, которое проявлялось: в широкой практике раздачи государственных крестьян и земель в руки крепостников - помещиков; в ликвидации остатков прав крепостных крестьян: помещикам было разрешено не только ссылать крепостных в Сибирь, но и по закону 1765 г. отдавать их на каторжные работы, крепостным крестьянам запретили жаловаться государыне на помещиков, принимать присягу в суде, брать откупа и подряды; в увеличении зоны крепостничества, которое в 1783 г. окончательно оформилось на Украине; в расширении привилегий дворян, которые получили право не служить, если этого не желали (Манифест о вольности дворянства 1762 г.), а также монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами (по Жалованной грамоте дворянству 1785 г.) В свою очередь усиление крепостничества вызывалось: суровыми природно-климатическими условиями России (при ее общей отсталости и активной внешней и внутренней политике только эта система могла обеспечить получение минимального, но гарантированного продукта для обеспечения нужд государства, дворянства и поступательного развития казенной и дворянской промышленности); любое ущемление прав дворянства, превратившегося в мощную силу и не видевшего вне крепостнической эксплуатации крестьян иных источников доходов, могло привести к смещению Екатерины; государство, усиливая крепостничество в стране, укрепляло и свое могущество. С другой стороны, правительство принимало меры и либерального характера. Так, расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало "раскрепощение" дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в подлинно привилегированное сословие, располагавшее определенными правами и свободами. Создание же дворянских уездных и губернских собраний было шагом на пути становления гражданского общества. Предоставление в 1785 г. “Жалованной грамоты” городам обеспечивало некоторыми привилегиями “городовых обывателей”, разделенных на 6 разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления. Наиболее значимыми в этом направлении сталимеры “экономического либерализма”.Помимо достижения чисто экономических целей, снималась острота социальной напряженности в стране. Способствуя развитию крестьянских неземледельческих промыслов, эта политика была призвана помочь основной массе населения Нечерноземья обеспечить как свой, хотя бы минимальный достаток, так и выплату денежной ренты помещикам. 4. Итоги политики просвещенного абсолютизма · Укрепилось и модернизировалось самодержавие. · Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества. · Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права. · Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу. · Политика “экономического либерализма” правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений. · Некоторые негативные последствия политики “просвещенного абсолютизма”, неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей. 5. Политика Павла I Особенности внутренней политики Павла . Для сына “великой императрицы” была характерна крайняя неприязнь по отношению к матери, ее окружению и политике, которую он считал насквозь фальшивой, разлагающей дворянство и, в итоге, ослабляющей страну. Идеалом правителя для него являлся Петр I, к временам и порядкам которого он и пытался вернуться по своему. В то же время, в стремлении укрепить самодержавие, правда, иными методами, в продолжение раздач помещикам государственных крестьян его политика мало чем отличалась от курса Екатерины. Необходимо учесть и влияние на эту политику личности непредсказуемого в своем поведении императора. Его прямодушие и резкость, стремление соблюдать рыцарский кодекс чести зачастую превращались в грубость, нетерпимость и мелочность, вызывали непонимание и насмешки со стороны придворных кругов. Основное содержание политического курса Павла I заключалось в отказе от политики просвещенного абсолютизма в отношении к дворянству (ограничены права, предоставленные “Жалованной грамотой”: разрешено подвергать дворян телесным наказаниям, отменены дворянские губернские собрания, восстановлены обязанности служить, запрещен свободный выезд за границу и др.) Кроме того, произошел переход к палочной дисциплине и мелочной регламентации в армии и государственных учреждениях. Борясь с влиянием французской революции, Павел ввел жесткую цензуру, запретил все частные типографии, употребление таких слов как “гражданин”, “отечество”, “общество” и др. В то же время он предпринимает ряд мер, положивших начало ограничению крепостничества : крестьянам было разрешено присягать императору, в 1797 г. принят Указ о 3-х дневной барщине, носивший, правда, рекомендательный характер, в 1798 г. запрещена продажа без земли малороссийских (украинских) крестьян. Помня о судьбе своего отца Петра III, в 1797 г. Павел принял новый закон о престолонаследии . Теперь власть передавалась от отца только к старшему сыну. Итоги правления Павла I. Политика Павла I вызвала резкое недовольство особенно среди столичного гвардейского дворянства. Постепенно в гвардейских кругах созрел заговор, порожденный: чрезмерной регламентацией всей государственной жизни и ограничением привилегий дворян; страхом и постоянными ожиданиями репрессий со стороны непредсказуемого императора; интригами английской дипломатии, вызванными заключением Россией союза с Францией, направленного против Англии. Переворот был подготовлен под руководством сановников из ближайшего окружения императора - П.А. Палена и Н.И. Панина . В ночь на 12 марта 1801 г. Павел был убит в Михайловском замке в Петербурге. Ему наследовал старший сын Александр, который знал о замыслах заговорщиков. Так была поставлена последняя точка в истории дворцовых переворотов в России. Список литературы Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989. Анисимов Е.В. Россия в середине ХVIII в. (Борьба за наследие Петра I). М.,1986. Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб., 1994. Баггер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. М.,1985. Безвременье и временщики: Воспоминания об эпохе “дворцовых переворотов 1720-1760-е гг.” М.,1991. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в ХVIII в. М..1958. Бобылев В.С. Внешняя политика России эпохи Петра 1. М.,1990. Гордин Я.И “Меж рабством и свободой”. 19 января-25 февраля 1730 г. СПб., 1994 Каменский А.Б. Под сению Екатерины. СПб, 1992. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра 1, М.1986. Мыльников А.С. Искушение чудом: Русский принц и самозванцы. Л.,1991. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994. Павленко Н.И. “Птенцы гнезда петрова”. М., 1994. Павленко Н.И. Страсти у трона. М., 1996. Россия в период реформ Петра I. Сб. ст. М.,1973. |