Реферат: Фитнес против стресса
Название: Фитнес против стресса Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | |
Фитнес против стресса
СтрессОпираясь на взгляды Г. Селье, стрессом следует считать такое состояние, которое характеризуется выраженным повышением гормональной активности по оси «гипофиз-кора надпочечников». Можно полагать, что при этом организм помимо обычного нейрорефлекторного управления как бы переходит на иной (аварийный, избыточный) уровень регуляции, используя скрытые функциональные резервы. Известно, что одновременно могут происходить и некоторые временные морфологические изменения: увеличение коркового слоя надпочечников, уменьшение размеров печени, селезенки, количества жировой ткани, нарушение белкового обмена и др. Косвенным показателем развития стресса служат также реакции в белой крови по типу лимфопении, эозинопении (падение числа лимфоцитов и эозинофилов-форм лейкоцитов). Особенно четким количественным критерием стрессовой реакции следует считать величину, выходящую за пределы 0, 7 среднего квадратического отклонения от исходных данных (иначе говоря, изменения, выходящие за пределы вероятного отклонения). Так, при проведении исследования в условиях психогенных стрессовых воздействий у испытуемых наблюдалось повышение выработки выделяемых корой надпочечников стероидных гормонов до 13, 5% и снижение ее за последующие сутки на 15, 5% от исходного уровня; при этом в день стрессогенной нагрузки отмечалось выраженное падение числа лимфоцитов и эозинофилов в белой крови более чем на 50% от исходного уровня (т. е. выход за пределы вероятного отклонения). Стресс в спортеВ целом ряде случаев отмечалось резкое понижение спортивных результатов на психогенной основе у квалифицированных гандболистов, боксеров, легкоатлетов, но при этом физиологических реакций как косвенных показателей стресса выявить не удавалось. Вместе с тем наблюдалась и другая картина. В одном из исследований проводились психологическое тестирование и оценка технических результатов в процессе тренировочных занятий лыжников-гонщиков и слаломистов. Тренировки в течение 10 дней были весьма нагрузочными и на фоне роста технических результатов вызвали у испытуемых существенные физиологические реакции, косвенно свидетельствующие о развитии стресса. У большинства обследованных лыжников к концу сбора на 15% 1 ухудшились показатели оперативной памяти (как индифферентного теста) и в то же время улучшились показатели двигательной памяти, точности движений, соразмерности усилий, т. е. показатели, включенные в структуру выполняемой деятельности. Особый интерес представляет то обстоятельство, что при этом понизились результаты других индифферентных тестов. Такое перераспределение на уровне и психологических и физиологических показателей наблюдалось у спортсменов неоднократно. ЗАРЯДКА против СТРЕССА Большинство из нас испытывают чувство вины оттого, что не делают регулярно зарядку, хотя хорошая физическая нагрузка гарантирует нам релаксацию. Занятия аэробикой (не обязательно в группе) улучшают работу сердца, увеличивают количество вырабатываемого мозгом эндорфина, который приводит к естественному подъему настроения. Энергичные упражнения всегда улучшают настроение. Если у вас депрессия, они снимут ее, если вы чувствуете себя хорошо, они придадут вам дополнительную энергию. Физические упражнения уничтожают вредные гормоны стресса. И чем лучше вы себя чувствуете благодаря регулярным занятиям гимнастикой, тем лучше ваш организм будет противостоять стрессу. Спокойные упражнения, способствующие развитию гибкости, воздействуют на организм различными путями, принося успокоение и снижая кровяное давление. Если вы чувствуете себя не в форме, начните занятия с ежедневной ходьбы. Познакомьтесь с местными спортивными клубами и центрами досуга, гимнастическими классами и подберите наиболее подходящий для вас вид спорта. Если занятия будут требовать от вас слишком большого напряжения, то вы или навредите своему здоровью, или бросите их. Если вам нравится аэробика, но не по душе занятия в конкретной группе, поищите другую. Обратите внимание также на необычные увлечения: например танцы, они могут доставить вам большое удовольствие. Придерживайтесь своего стиля Проанализируйте, что вам нравится и чего вы не любите. Например, вы любите сами решать, когда вам заниматься теми или иными делами. Если вам не нравятся занятия в строго определенное время и день недели, не связывайтесь со спортивными группами. Если ваша повседневная жизнь требует от вас постоянного контроля и организованности, то вместо йоги займитесь лучше танцами. ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ:
Соблюдайте безопасность при занятиях Усиленной аэробикой (с бегом и прыжками) следует заниматься только в гимнастическом зале со специальным эластичным покрытием. Инструктор должен иметь официальное квалификационное свидетельство и знать современные правила безопасности и силу воздействия упражнений. Если у вас есть какое-нибудь заболевание, сообщите об этом инструктору.
Физкультура против стрессаУрок 1: Навыки управления эмоциямиЦель урока: видеть и понимать эмоции. Вводная часть (5 мин.) Построение в кругу. Учитель спрашивает каждого из учеников, что он чувствует, когда ему говорят что-то приятное. Потом внимание учеников обращается на то, что чувства у них разные, но схожие. Учитель предлагает поздороваться друг с другом по кругу и сопровождать приветствие каким-нибудь приятным пожеланием (например: «Здравствуй, Катя! Я желаю, чтобы тебе сегодня все удалось!»). Разминка (3 мин.) Ходьба (следить за осанкой, «бодростью» шага), легкий бег (сохранять осанку, как при ходьбе, голову держать высоко), затем ходьба с восстанавливающими дыхательными упражнениями. ОРУ (4 мин.): потягивания (к солнышку), поднимание плеч (удивление), наклоны (собирание ягод), приседания (бабочки порхают и садятся на цветочек), ходьба на месте (как гордый лев по пустыне), прыжки (мячик). Основная часть (15 мин.) 1. Упражнение «Радость» . Ученикам показывается пиктограмма с изображением радости. После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, учитель просит объяснить: по каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость? В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо. 2. Упражнение «Пульс» . Предложить детям положить руку на область сердца и почувствовать, как стучит сердечко. 1) Ученикам предлагается закрыть глаза и представить себе ситуацию, в которой они испытали бы большую радость. Затем учитель предлагает «послушать» свое сердце. 2) Представить ситуацию, в которой они испугались, разозлились, почувствовали себя смущенными, и опять положить руку на область сердца. После окончания упражнения сравнить ощущения, результаты. 3. Игра «Лабиринт» . Ученики делятся на пары. У одного из них завязаны глаза, другой как можно аккуратнее ведет его по лабиринту, помогая преодолевать препятствия. Разговаривать нельзя. Выигрывает та пара, кто лучше заботится друг о друге. Заключительная часть (5–6 мин.) Игра «Найди монетку» . Учитель незаметно для детей кладет монетку в любом месте спортивного зала на пол. Дети, свободно передвигаясь по залу, ищут ее, тот ученик, который заметил, старается без проявления каких-либо эмоций пройти мимо нее и сесть на скамейку. Примечание. При выполнении упражнений призывать детей быть артистичными, выразительными. Желательно использовать музыкальное сопровождение. Домашнее задание. Придумать образы людей и животных (мимику, походку) в разных эмоциональных состояниях (радость, гнев, интерес, удивление, отвращение). Цель этого занятия – дать ребенку свободу, возможность самому оценить свое эмоциональное состояние, поведение, понять собственный творческий потенциал через поддержание положительного образа «Я» ребенка. Урок 2: Адекватное поведение в стрессовых ситуацияхЦель урока: профилактика социальных конфликтов в детском коллективе, развитие творческого воображения. Вводная часть (3 мин.) Учитель рассказывает, что на одной из сказочных планет случилась беда. Там побывал злой волшебник. Он заколдовал зверей, птиц, деревья, цветы. Им нужна помощь. Наша задача – создать команду и спасти планету. Разминка (3 мин.) Построение в колонну по одному. Ходьба обычная. Бег с высоким подниманием колена. Ходьба на носках (руки вверх) в чередовании с ходьбой на пятках (руки за голову). Бег с преодолением препятствий высотой 15 см. Ходьба в полуприседе с чередованием с обычной ходьбой. Учитель. Мы прибыли на планету, и она стала оживать, так как каждый из нас ей подарил немного тепла и света. Давайте подарим ей наши улыбки и положительную энергию через выполнение ОРУ (4 мин.): 1. «Дождик». И.п. – о.с.: руки за спину. 1–2 – вытянуть руки ладонями вверх; 3–4 – прятать за спину. 2. «Радуга». И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – наклон туловища вправо, левую руку поднять через сторону вверх и опустить ладонью на ладонь правой руки; 2–4 – то же в левую сторону. 3. «Растения оживают». И.п. – о.с.: голова опущена. 1 – поднять прямые руки перед собой вверх, правую ногу поставить назад на носок, посмотреть вверх; 2–4 – то же левой ногой. 4. «Полет птиц». И.п. – о.с. 1, 3 – руки в стороны; 2 – присесть; 4 – и.п. 5. «Зайки». Прыжки на двух ногах на месте. Основная часть (20 мин.) 1. Упражнение «Вальс цветов». Главным украшением этой планеты являются цветы. Представьте себя розами, ромашками, тюльпанами, танцующими, кружащими в вальсе (любые движения под музыку). 2. Игра «Гуси-лебеди» . Нам захотелось поиграть на красивой полянке. Дети делятся на две команды: «гуси» и «лебеди» и выстраиваются в шеренги спиной друг к другу на середине площадки. Расстояние между ними 2 м. Учитель произносит: «Гуси» – названная команда убегает к себе в «дом» (за лицевую черту), а вторая команда старается «запятнать» как можно больше соперников. Выигрывает команда, которая за одинаковое количество попыток «запятнает» больше соперников. 3. Упражнение «Секретный разговор». Дети в парах по очереди рисуют пальцами друг другу на спине различные буквы или слова. Задача: отгадать написанное. 4. Игра «Перестрелка». Вдруг появился злой волшебник, который заколдовал и поссорил ребят, и между ними завязался бой. Играющие делятся на две команды, и каждая свободно размещается на своем поле от средней линии до линии плена (которая находится на расстоянии 6–10 м от средней линии). Учитель подбрасывает мяч над средней линией. Капитаны стараются отбить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок стремится попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник уворачивается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленный игрок идет в плен и находится там до тех пор, пока свои игроки не перебросят мяч ему в руки. После этого он возвращается в команду и играет наравне с другими. Игра длится 10 мин. Затем подсчитывают пленных. Можно играть до тех пор, пока одна из команд не возьмет в плен всех противников. Заключительная часть (5 мин.) Чары злого волшебника улетучились, а с ними и ссора. Давайте мириться! Взявшись мизинцем за мизинец, скажем: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись. Война у нас кончается, а дружба начинается!» Дети обсуждают выполненное на уроке, делятся впечатлениями, высказывают свои суждения о добре и зле. Если в ходе урока возникли конфликтные ситуации, их необходимо решить во время данного обсуждения. Урок 3: Развитие и коррекция познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенкаЦель: развитие внимания, воображения, творческих способностей, воли под влиянием физических упражнений. Вводная часть (6 мин.). Дети сидят в кругу на пятках. Учитель предлагает представить себя на лесной полянке, сидящими на зеленой мягкой траве. На небе – теплое солнышко. Упражнение «Волшебный кувшинчик». Все медленно наклоняют голову к полу и «выливают» из головы то, чего там не должно быть: боль, обиду, зло. Ученики представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Затем предложить детям погулять – построение в колонну по одному, медленный бег. Разминка (4 мин.) «Туристы в походе». 1. Мы идем по лужайке, мягко ступая, стараясь не помять траву (дети идут друг за другом на носках). 2. Теперь перейдем по бревнышку, положенному через ручей, так, чтобы не упасть в воду (дети идут по гимнастической скамейке, стараясь не терять равновесия). 3. Подошли к болоту. Аккуратно прыгаем с кочки на кочку (прыгают в обручи, разложенные на полу). 4. Пришли в лес, будем собирать ягоды (приседают, имитируя сбор ягод). 5. А сейчас нарвем орехов! Они растут высоко на ветках (прыгают вверх). Основная часть (15 мин.) Игра «Построить слово» . Ученики делятся на две команды, выбирают капитана. Каждой команде дается задание написать слово (интерес, радость) из букв, которые нарисованы на кубиках, сделанных из картонных коробок среднего размера. Чья команда справится быстрее с заданием, та и победит. Команды прекрасно справились с заданием! Похлопаем себе. Смотрите, мелькнул рыжий хвост лисы. Игра «Хитрая лиса». Ученики стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга – дом лисы. По сигналу дети закрывают глаза, учитель обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрая лиса. Затем ученики открывают глаза и хором (3 раза с небольшим интервалом) спрашивают сначала тихо, а потом громче: «Хитрая лиса, где ты?» После третьего раза лиса выбегает на середину круга и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, лиса их ловит. Игра «Веселая физкультура». На полу лежат перевернутые жестяные банки от детского питания (от 500 г), кофе и т.д., внутри которых находится карточка-задание с кратким описанием упражнения, необходимый мелкий инвентарь (скакалка, мяч), задания и схематичный рисунок. Под музыку дети бегают по залу между банками. При остановке музыки каждый ребенок берет любую ближайшую банку, достает карточку-задание, выполняет упражнение. Включается музыка. Ученик кладет инвентарь и карточку обратно в банку, ставя вверх дном на пол. Дети продолжают передвижение бегом. Содержание упражнений: 1. «Ловкая белка». На раскрытой ладони одной руки держать теннисный мяч, сесть на пол, встать (возможна попытка на чуть возвышенной опоре). 2. «Веселый мяч». Подбросить мяч вверх перед собой, но перед тем как его поймать, сделать хлопок в ладоши перед грудью. 3. «Стройная береза». Постараться как можно больше времени вертикально держать гимнастическую палку на раскрытой ладони. 4. «Дерево». Кто дольше провисит на ветке? (Перекладина.) 5. Придумать упражнение с малым мячом (жонглирование – переброска из руки в руку; отбивание от стены). 6. Прыжки через скакалку различными способами. 7. Пройти, удерживая на голове мешочек, набитый песком. 8. «Наводим порядок». Высыпать и уложить обратно в коробку по одной 20 счетных палочек. 9. «Веселый гном». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Низко наклоняясь вперед, опустить голову между ногами и посмотреть на кубик, вынутый из банки. 10. «Удержи равновесие». Простоять несколько секунд на одной ноге. 11. «Птичка». Из полуприседа, руки внизу, выпрыгивать вверх с одновременным взмахом рук (5–6 выпрыгиваний). 12. «Ручеек». Пройти на носках стопы по зигзагообразно разложенной скакалке. Заключительная часть (5–6 мин.) Игра «Дрозд» . Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом: «Я – дрозд, ты – дрозд, у меня – нос, у тебя – нос (каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнера), у меня – гладкие, у тебя – гладкие (указывать на щеки), у меня – сладкие, у тебя – сладкие (указывать на губы), я – твой друг, и ты – мой друг. Мы любим друг друга!» Все обнимаются. Пары меняются. Дети делятся впечатлениями о проделанном на уроке. Домашнее задание: сделать дома наиболее понравившееся упражнение из «Веселой физкультуры». Цель занятия – дать ученикам пережить и проанализировать ряд эмоциональных состояний. В процессе занятия невозможно пережить всю сложную палитру чувств, но научиться не бояться, не стесняться собственных эмоций дети смогут. Примечание . Тема № 1, упражнение «Пульс». Детям интереснее, если подсчитывать частоту пульса и записывать на доску (при малой наполняемости класса), а уж потом сравнивать. Частота пульса у некоторых детей увеличивается, у других – уменьшается. Здесь необходимо объяснить, что так проявляется индивидуальность организма каждого и почему это происходит (сужение и расширение сосудов). |