Реферат: Государственные закупки 2

Название: Государственные закупки 2
Раздел: Рефераты по логике
Тип: реферат

Государственный Университет

Высшая Школа Экономики

факультет менеджмента

отделение логистики

Реферат по логистике снабжения на тему:

«Закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд»

Выполнила: Банникова Наталья

группа 323л


Оглавление

Введение. 4

Понятие государственных закупок и государственного заказа. 5

Общие принципы организации государственных закупок.7

Методы государственный закупок. 9

Государственные закупки в строительстве, включая дорожное строительство12

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Важной функцией публичной и государственной власти является обеспечение населения социально значимых товаров и услуг. При реализации данной функции власть учитывает интересы всего населения и использует бюджет государства. В большинстве странах одним из основных способов реализации функций власти является размещение государственных и муниципальных заказов.

В России система проведение тендеров начала активное развитие в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот способ государственного регулирования находится в своем разгаре. Тема очень актуальна и интересна для изучения. Госзакупки - это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны.

В своем реферате я расскажу о понятиях государственного заказа и закупок, их основных принципах, методах размещения, а также приведу пример, как осуществляются госзакупки в строительстве.

Понятие государственных закупок и государственного заказа

За последние полвека функции государства расширились в значительной степени, в частности, в промышленно развитых странах. Одним из главных рычагов влияния государства на экономику страны является система государственных заказов, закупок товаров и услуг для различных нужд. Государственные закупки занимают довольно ощутимую часть бюджета, поэтому они являются действенным инструментом управления экономикой. Организация и управление закупками направлена на получение необходимого по качеству и количеству сырья, материалов или товаров и услуг в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, с отличным сервисом и, естественно, по выгодной цене.

Но прежде чем говорить о целях и задачах управления закупками, остановимся на терминологическом аспекте этой области. Государственные закупки – это совокупность различных функций и действий, которые ориентированы на повышение централизованной управляемости, уменьшение расходов государственного бюджета, контроль над материальными потоками и обеспечение нужд государственных учреждений{1}.

Органы государственного управления путем закупок осуществляют размещение государственного заказа. Существует несколько определений понятий государственный и муниципальный заказ. Под государственным заказом понимают совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров или оказанию услуг за счет государственного бюджета. Также государственный заказ может выступать в качестве предложения, которое дается уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику для федеральных и региональных государственных нужд. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии – все это государственные заказы. Муниципальный заказ - заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.{1}

Кто может выступать в качестве государственных и муниципальных заказчиков? Это органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, или органы местного самоуправления, или другие уполномоченные лица. Полномочия государственного закупщика определяются законами, регулирующими правилами и статутами. Набор четких правил проведения госзакупок позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд. Государственное регламентирование позволяет если не избежать, то хотя бы снизить уровень коррупции и произвола властей. Лица, которые претендуют на заключение государственного или муниципального контракта, называются участниками размещения заказов. Они могут быть юридическим лицом (с любой организационно-правовой формой и любой формой собственности) и физическим лицом (в том числе индивидуальный предприниматель).

Общие принципы организации государственных закупок.

1) Во многих документах, которые регулируют государственные закупки, речь идет о том, что отличительной чертой государственных закупок от частных является осуществление закупок на деньги налогоплательщика, а не на свои собственные. На средства налогоплательщика приобретаются и используются товары и услуги для его пользы. При этом существуют бюджетные ограничения. Окончательный бюджет на госзакупки и все его дальнейшие изменения утверждаются законодательным органом. Эффективное расходование бюджета – один из важнейших принципов госзакупок. Государство обязано произвести всестороннюю оценку выгод от приобретения того или иного товара. Например, автомобиль импортного производства дороже, чем отечественного, но его обслуживание много дешевле. Поэтому в конечном итоге, приобрести «иномарку» становится целесообразнее. При этом ни в коем случае нельзя забывать о том, что покупка отечественного автомобиля – вложение денег в отечественную экономику. Только рассмотрев этот вопрос со всех сторон, государство принимает решение о закупке. {2}

2) Принцип равноправия и справедливости ко всем поставщикам. Этот принцип в России осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в госзакупках всем поставщикам – унитарным предприятиям и обществам с ограниченной ответственностью, предприятия, принадлежащие российским гражданами открытым акционерным обществам с иностранным капиталом. Конечно, государство устанавливает довольно жесткие требования к качеству товара, наличию лицензий для того, чтобы поставлять товары и услуги мог никто угодно, а надежные поставщики с хорошим качеством продукции. Например, опыт работы поставщика в определенной области должен быть от 3 до 5 лет, а объем продаж на уровне 500-1000% от объема государственного контракта, высокие требования к квалификации персонала и качеству специального оборудования. Стоит отметить интересный момент – использование торговых и фирменных наименований, ссылок на лицензии и патенты. Использование таких ссылок недопустимо, так как это ограничивает конкуренцию между поставщиками. Например, нельзя в наименовании закупки лекарств указывать: «Аспирин UPSA», нужно «Ацетилсалициловая кислота». {2}

3) Принцип открытости и прозрачности выражается в проведении конкурсов, публикации информации и объявлений. Объявление о проведении открытых конкурсах должно быть размещено в специальных изданиях (в России – «Конкурсные торги»). {2}

4) Принцип подотчетности. Вся письменная отчетность по важным этапам осуществления закупок и принимаемых решений предоставляется заинтересованным органам (проверяющим, общественным организациям, СМИ). {2}

5) Принцип ответственности. Все органы государственной власти, отдельные чиновники несут административную, гражданскую и уголовную ответственность. Контроль за федеральными и государственными закупками осуществляет федеральная антимонопольная служба – ФАС, и в случае сговора при осуществлении госзакупки ответственность несут обе стороны – закупщик и поставщик. Поставщик в данном случае попадает список недобросовестных поставщиков. {2}

Методы государственный закупок

Государственный заказ может осуществляться двумя способами: проведением торгов и без проведения торгов. Законодательство о госзакупках предусматривает проведение: открытых тендеров, закрытых тендеров; специализированных закрытых торгов; двухэтапных тендеров, запросов котировок; закупок у единственного источника.

Конкурс или тендер. Понятие «тендер», «тендерная заявка», «тендерная комиссия» не определены в действующих правовых актах, а употребляется слово «конкурс», но в деловом мире используется именно слово «тендер», поэтому в своем реферате буду использовать оба понятия. Тендер - способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Государственный контракт заключается с победителем того или иного тендера. Победителем считается участник, который подал предложение, соответствующее требованиям документации и предоставляющий наилучшие условия. Иногда с участника может взиматься плата за участие в конкурсе, когда тот хочет получить комплект конкурсной документации персонально для него, при этом сумма за данную услугу не должна превышать затрат на изготовление и оформление документов. Тендеры нужны и заказчикам и поставщикам. Первым – чтобы получить возможность выбора лучшего, вторым – показать свой профессиональный уровень, получить заказ. Но не всегда тендеры вызывают положительные эмоции. Нередко вместо «открытых конкурсов» происходят кулуарные переговоры.{2}

Когда проводится открытый конкурс, заказчик не менее чем за тридцать дней до вскрытия конвертов с заявками публикует конкурсную документацию.

Закрытый конкурс применяется исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну . Он проводится по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Срок согласования должен занимать не более десяти рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании проведения закрытого конкурса . Двухэтапные тендеры проводятся в случае закупок сложной продукции, когда закупщику необходимо провести переговоры с поставщиком для определения необходимых требований к поставляемой продукции, как правило, предметом таких тендеров становятся научно-исследовательские работы или работы, связаннее со строительством.

При использовании запроса ценовых котировок привлекаются не менее трех поставщиков, каждый из которых может предложить лишь одну ценовую котировку. И даже в случае, если будет установлено, что лишь один поставщик способен выполнить заказ, закупки все равно осуществляются, в данном случае просто применятся закупка у единственного поставщика. При проведении запроса котировок победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. {3}

Организация вправе размещать заказ путем запроса котировок цен, если по закупаемой продукции существует уже сложившийся рынок и цена государственного контракта не превышает 250 000 руб. либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 руб., за исключением некоторых случаев.

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если: поставки товаров, выполнение работ относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий; осуществляется оказание услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий; осуществляются поставки культурных ; представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка; участвовал только один участник аукциона; конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен и еще в ряде случаев.

Размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую пять миллионов рублей, может осуществляться на товарных биржах.

Порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством Российской Федерации.

На официальных сайтах государственных закупках размещается информация о тендерах. У каждого региона РФ есть свой портал государственных закупок. Например, http://gz-mo.ru/pls/mo/main.html - официальный сайт закупки и поставки продукции для государственных нужд Московской области.

Как правило, сайты госзакупок имеют одинаковую структуру. Кроме информации о проходящих тендерах, на сайте также опубликованы актуальные поправки к законодательству, реестры недобросовестных поставщиков, суммы заключенных контрактов, итоги тендеров и многое другое. В настоящее время все большее распространение получают электронные аукционы и госзакупки. Проводятся они посредством автоматизированной информационной системы закупок. Через сайт поставщики получают условные наименования, в ходе торгов предлагая те или иные условия, при сохранении анонимности. Это помогает сделать весь процесс более прозрачным и избежать коррупции. Как показывает практика, такие аукционы проходят с максимальной экономией и низким уровнем подкупа.

Государственные закупки в строительстве, включая дорожное строительство

В специальном регулирование нуждается и специфика закупа строительных работ. Это можно объяснить многими причинами, например, особая значимость и высокая стоимость закупа. Так в Польше, сначала по методике «unitcosts» Министерство внутренних дел и управления определяет приблизительную стоимость ожидаемых работ, а затем она указывается государственными заказчиками в тендерной документации. В Ирландии дело обстоит иначе. Наем подрядчиков по проектам, предусматривающим постройку или ремонт дорог, подпадает под действие ряда уже не внутренних директив (как это происходит в Польше), а директив ЕС:

1) Директива 93/37/ЕЕС ((The Works Directive);

2) Дополнительная директива 97/52/ЕС;

3) Другие директивы, регулирующие закупку строительных работ на сумму более 5 млн. евро.

Но в тоже время разрабатывается местное законодательство, позволяющее регулировать государственные закупки. Данные пакеты документов разрабатывает Национальная дорожная ассоциация (NationalRoadAssociation, NRA), регулирующий орган в области дорожного строительства и строительства других общественных объектов. Политика, рекомендуемая всем государственным заказчикам, содержит некоторые ключевые моменты:

1) Для вовлечения частного сектора использовать механизмы PublicPrivatePartnership;

2) Использовать контракты на «дизайн (проектирование) и строительство» только при явном преимуществе этого метода и одобрении его главой Отдела по управлению проектами и инженерии;

3) Контракты (с указанием проектирования и осуществления заказчиком) – основной способ закупки.

Контракты на дорожное и другое общественное строительство на сумму менее 5 млн ирландских фунтов распределяются на основе процедуры открытого конкурса. При этом претенденты должны показать возможности для осуществления контракта в соответствии с обычными предквалификационными требованиями. Контракты стоимостью от 5 до 30 млн ирландских фунтов также распределяются на основе процедуры открытого конкурса, но дополнительно используется предквалификационный отбор по «Финансово-экономическому положению» и «Техническим возможностям», предусмотренный статьями 26, 27 WorksDirective{10}. Предъявляются также дополнительные требования. Так, среднегодовой оборот подрядчика-претендента в области гражданского строительства за последние три года должен превышать 30% от стоимости контракта. Технические возможности подрядчика проверяются на основе работ, выполненных в течение последних пяти лет. Существенное внимание также уделяется возможности управлять проектом и наличию соответствующих ресурсов. В случае, если контракт заключается на гражданское строительство и не состоит исключительно в дорожных работах, необходим опыт управления гражданским строительством стоимостью более 20% ожидаемого контракта. Это, в частности, означает, что сам подрядчик непосредственно не обязан иметь опыт строительства и может активно использовать субподрядчиков, что зачастую оказывается эффективным.{8}

В отличие от общепринятой практики в области закупок отказ от процедуры открытого конкурса может происходить не при малых, а при крупных закупках. В Ирландии в случае, если ожидаемая стоимость контракта превышает 30 млн ирландских фунтов, проводится закрытый конкурс с 5–7 участниками, отобранными в качестве наиболее подходящих на основе определенных критериев. Критерии отбора участников для закрытого конкурса аналогичны установленным WorksDirective критериям отбора претендентов на контракты размером 5–30 млн фунтов. Государственный заказчик должен убедиться, что создана прозрачная и объективная система критериев отбора поставщика. Интервью с претендентами на контракт возможно лишь для прояснения письменных заявок и в случае серьезных сложностей при оценке заявки. Обычно в проектах такого масштаба используются консультанты, которые должны быть привлечены к оценке заявок.

Также встречаются схемы, предусматривающие строительство и управление дорогой частными инвесторами с дальнейшей передачей ее государственному заказчику (Build-Operate-Transfer).

Заключение

В итоге, получили, что государственный заказ - оказание услуг за счет средств государственного бюджета, совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров и производство работ. Существует несколько способов размещение заказов – путем проведение торгов или без проведения торгов.

Заказы могут размещаться путем проведения торгов (конкурс, аукцион) или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах).

При размещении государственных и муниципальных заказов соблюдаются определенные принципы: прозрачности, равенства, ответственности, эффективности, экономичности, законности, а также принцип контроля.

Список литературы

1. Управление закупками и поставками: Учебник для студентов вузов/ М.Линдерс, Ф.Джонсон, А.Флинн, Г. Фирон; пер. с англ. Под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е издание.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-с.533-556.

2. Логистика государственных закупок: учебно-методическое пособие/ В.А.Галанов, О.А.Гришина, С.Р.Шибаев.-М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Прокьюремент: тендеры, конкурсы, конкурентные закупки: автореф./ К.В.Кузнецов.-М,2005.

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями от 8 ноября 2007г.).

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 14 июля 2008 г.)/ СПС «Гарант».

6. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 14 июля 2008 г.) / СПС «Гарант».

7. Государственный и муниципальный заказ. Режим доступа: http://www.dmpmos.ru – Загл. с экрана.

8. Основные принципы размещения государственного заказа – Режим доступа: http://urp.volcity.ru/business_foundation/state_order/ - Загл. с экрана.

9. Особенности рынка государственных закупок. Режим доступа: http://www.konkir.ru/ - Загл. с экрана.

10. National Roads Authority of Ireland «NRA policy on procurement procedures». http:// www.nra.ie; ЗаконодательствоЕС. Директивы Европарламента и Европейской комиссии 93/37/EEC и 97/52/EC. Текст директив по сайту http://europa.eu.int