Реферат: Элементы налогообложения 2

Название: Элементы налогообложения 2
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

Введение. 3

1. Понятие и сущность налогов. 4

2. Характеристика элементов налога. 7

3. Обязательные элементы налога. 10

4. Факультативные и дополнительные элементы налога. 16

Заключение. 19

Список использованных источников. 20


Введение

В настоящее время Налоговый кодекс РФ (ранее Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), предусматривает достаточно широкий комплекс обязанностей налогоплательщиков, главной из которых была и остается обязанность по полной и своевременной уплате налогов, которая закреплена на самом «высшем уровне» - в главном нормативном документе страны, в Конституции РФ. Так, в ст.57 Конституции РФ указано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги» [2].

Из данной нормы следует, что налогоплательщик обязан платить лишь законно установленные налоги. Анализ действующего законодательства, судебно-арбитражной практики, а также определений и постановлений Конституционного суда РФ позволяет говорить о том, что законность установления налога предполагает как минимум два основных условия, которым должен отвечать законно установленный налог, а именно: налог как конкретно-определенный обязательный взнос в бюджет и возможность его взимания должны быть предусмотрены законодательным актом, принятом и опубликованном в установленном порядке.

В данном законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания - элементы налога [3].

Если с первым условием все более или менее понятно, поскольку вопросы принятия и опубликования налоговых законов уже давно решены в теории и на практике и он не требует детального рассмотрения, то второе условие является относительно новым для российского налогового права, а поэтому недостаточно исследованным и разработанным.


1. Понятие и сущность налогов

Понятие «налог» может рассматриваться с двух позиций. С первой, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ) [5].

Со второй, налог - это сложная система отношений, включающее в себя ряд составляющих. Данная система отношений с правовой точки зрения включает в себя, прежде всего, отношения по установлению, введению и взиманию (исчислению и уплате) налогов как обязательных платежей в казну государства (вопросы осуществления налогового контроля и применения ответственности за налоговые нарушения правонарушения лежат за плоскостью понятия налог, однако составляют наряду с указанными выше отношениями предмет налогового права) [14].

Кроме того, ряд авторов, рассматривают налоги не только с правовых позиций и точки зрения экономики. Так, по мнению некоторых ученых, налог представляет собой не только правовые отношения и экономическую категорию, но и общественно-политический, социальный институт, пучок функций, некую структуру.

Иначе говоря, налог является комплексным экономико-правовым и общественным явлением и включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются в теории права как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства.

Налогообложение – это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов [6].

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога [16].

Существует несколько признаков налогов:

1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее и установление налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса, введенного в действие с 1 января 2004 года и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах [4].

Согласно ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, т.е. носят рекомендательный, методический характер и могут применяться лишь при условии соответствия закону.

2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога – это индивидуально-безвозмездные платежи.

Слово «индивидуально» необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей; в частности от сборов и пошлин, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление.

Наука финансового права понимает под сбором плату за предоставление какого-либо права (сбор за право торговли), а под пошлиной – плату за совершение юридически значимых действий (госпошлина за подачу искового заявления в суд или за оформление загранпаспорта).

В Российском законодательстве не приводится различие между налогом, сбором, пошлиной, которые объединяются в одном слове «налоги» [10].

3. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объекта налогообложения вне желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.

4. Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

Из приведенных признаков налогов выводится определение:

Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания [9].


2. Характеристика элементов налога

Для того чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в НК РФ.

Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге.

С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге [12].

Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие элементы, наличие которых является обязательным для установления конкретно-определенного налога, а именно:

¾ объект налогообложения;

¾ налоговая база;

¾ налоговый период;

¾ налоговая ставка;

¾ порядок исчисления налога;

¾ порядок уплаты налога;

¾ сроки уплаты налога [3].

Только при наличии данных элементов налог будет считаться законно установленным и у налогоплательщика возникнет обязанность по его уплате; отсутствие какого-либо элемента из вышеперечисленных означает, что налог не установлен, а следовательно, отсутствуют правовые основания для его взимания. Таким образом, после принятия и вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ элементы налогообложения - выступили базовой правовой предпосылкой для определения обязанностей налогоплательщика в структуре налогового правоотношения. Именно обязательное наличие в налоговой сфере первичного звена, изначально предопределяющего структуру налогового правоотношения, т.е. отношения, урегулированного нормами налогового права, является одной из самых ярких особенностей налогового права.

Необходимо отметить, что налоговое законодательство на различных этапах своего развития предусматривало и другие элементы налога, при наличии которых последний считался законно установленным. Так, в соответствии с п.2 ст.11 Закона об основах налоговой системы: «В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад» [14].

Иначе говоря, данный нормативный акт содержал такие элементы налога, не предусмотренные законодательством в настоящее время, как источник налога, единицу налогообложения, налоговый оклад в бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. В то же время ст.11 указанного выше Закона не называла в качестве элементов налога налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога и порядок уплаты налога [1].

В данный момент можно выделить четыре основные требования, предъявляемых к законодательному акту по налогообложению, касающихся определения в нем элементов налога, при соблюдении которых налог будет считаться законно установленным:

¾ в Законе должен быть указан круг плательщиков налога (сбора) согласно определенным критериями; элемент налога - налогоплательщик;

¾ указано какие налоги (сборы) должен платить налогоплательщик; элемент налога - объект налога, налогооблагаемая база, налоговый период и налоговая ставка;

¾ в законодательном акте должно быть закреплено, когда должен быть уплачен налог (сбор); элемент налога - срок уплаты налога;

¾ в каком порядке осуществляется уплаты налога; элементы налога – порядок исчисления и уплаты налога.

В связи с тем, что элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте по налогам и сборам, другие нет), можно попытаться их классифицировать, и выделить три основные группы элементов, которые будут подробнее рассмотрены ниже [13].


3. Обязательные элементы налога

Первую группу составляют основные (обязательные) элементы налога, которые обязательно должны быть определены в законодательном акте при установлении налогового обязательства. К ним относятся те элементы налога, которые перечислены в ст.17 Налогового кодекса РФ, а именно:

¾ налогоплательщик.

¾ объект налогообложения.

¾ налоговая база.

¾ налоговый период.

¾ налоговая ставка.

¾ порядок исчисления налога

¾ порядок уплаты налога.

¾ сроки уплаты налога.

Субъект налогообложения (налогоплательщик).

Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы [4].

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Местом нахождения российской организации считается место ее государственной организации.

Обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации производится таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Физические лица – граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическое или юридическое лицо считается налоговым резидентом, если оно проживает на территории России не менее 183 дней в календарном году или живет на территории страны постоянно.

Местом жительства физического лица считается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает [8].

Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.

Нерезидент:

1) Юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой.

2) Физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.

Практическое значение определения места постоянного местопребывания налогоплательщика заключается в следующем:

¾ у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами;

¾ у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся в России.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Физическое или юридическое лицо, уплачивающее сумму налога, подлежащую внесению в бюджетный фонд субъекту налога, а не государству, т.е. лицо, которое фактически уплачивает налог. Классическим примеров переложения налога является косвенный налог. Тогда субъектом налога становится производитель, продавец товара, а носителем налога – потребитель товара [17].

Объект налогообложения.

Согласно законодательства России под объектом налогообложения понимается предмет, подлежащий налогообложению (операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров, а также добавленная стоимость продукции, работ, услуг; доходы от отдельных видов деятельности; операции с ценными бумагами; пользования природными ресурсами; имущества юридических и физических лиц; передачи имущества; прибыль), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога (ст.38 НК РФ).

Существует другой подход к определению объекта налогообложения, под которым понимаются юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (например, факт принятия наследства). Так, предметом налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства [9].

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 НК РФ.

Налоговая база.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристики объекта налогообложения (ст.53 НК), т.е. – это количественное измерение объекта налога. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщики:

¾ Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

¾ Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

¾ Физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам [7].

Налоговый период.

Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства.

Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (это может быть календарный год, месяц или иной период времени, применительно к отдельным налогам) [11].

Налоговая ставка.

Это величина налоговых исчислений на единицу налоговой базы.

Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах к налоговой базе.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю [13].

Порядок исчисления налога.

Порядок исчисления налога - совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок уплаты налога.

Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими законодательными актами в наличной или безналичной форме [18].

Способы уплаты налога.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует 3 основных способа уплаты налога:

1.Уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах.

1.1 Декларация о доходах может служить основанием для исчисления налога налоговыми органами и в этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения.

1.2 Декларация о доходах может являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога и в дальнейшем возможны проверки соответствия действительности сведений, указанных в декларации.

2.Уплата налога у источника дохода.

В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы, т.е. налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

3.Кадастровый способ уплаты налога.

Кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и др. кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налогов – земли, строений и т.д. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету [16].

Сроки уплаты налога.

Сроки уплаты налога - это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Согласно ст.57 Кодекса сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено [1].


4. Факультативные и дополнительные элементы налога

Вторую группу составляют элементы налогов, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам, так называемые, факультативные элементы.

Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога - налоговой льготой. Так, в соответствии с п.2 ст.17 Налогового кодекса РФ «в необходимых случаях при установлении в законодательном акте по налогам и сборам могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком».

Налоговые льготы - это снижение размера (бремени) налогообложения. Это сделано для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения.

Налоговые льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота.

¾ Изъятие – это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий.

¾ Скидки – это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

¾ Налоговые освобождения – это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.

¾ Налоговые кредиты – это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты.

К налоговым кредитам относятся:

¾ снижение ставки налога;

¾ сокращение суммы налога;

¾ отсрочка или рассрочка уплаты налога и др [3].

Третью группу элементов налогов составляют те элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства – дополнительные элементы налога.

Наличие данной группы обусловлено тем, что данные элементы, хотя могут быть и не отражены в нормативном акте, устанавливающем тот или иной налог, но они, так или иначе, участвуют при установлении налога и при определении размера налогового обязательства и его уплате. Так, например, отсутствие в данном правовом акте указания на источник налога будет говорить не об отсутствии последнего, а лишь о том, что источником налога будет являться чистая прибыль и т.д. К данной группе элементов в частности относятся:

¾ предмет налога.

¾ масштаб налога.

¾ единица налога

¾ источник налога.

Предмет налога.

Предмет налога представляет собой события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги). Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, в тот время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к предмету налога, есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств [12].

Масштаб налога и единица налогообложения.

Бывают ситуации, когда к предмету налогообложения можно применить меру исчисления (доход, прибыль – выраженные в денежной форме). В других случаях такое исчисление затруднительно (предметом налогообложения является автомобиль) и этом случае выбирают какой-либо параметр, который называется масштабом налога. Применительно к автомобилям это может быть объем рабочих цилиндров, вес автомобиля, мощность двигателя. Для количественного измерения предмета необходимо определить единицу масштаба налогообложения, получившую название единицы налогообложения [8].

Так, если в качестве масштаба налогообложения принята мощность двигателя, то единицей налогообложения будет являться киловатт или лошадиная сила, если будет избран объем рабочих цилиндров, то единицей считается кубический сантиметр или метр. Единицей налогообложения по подоходному налогу может служить 1 рубль дохода, по поземельному – единица измерения площади (0,01га, метр квадратный). Так, планируется повышение налогов на автотранспортные средства в расчете на 10 рублей за 1 лошадиную силу для российских машин.

Источник налога.

Источник налога - это тот резерв, соответствующий экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. Например, прибыль, финансовый результат и т.д.

Налоговый оклад.

Сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет, именуется налоговый оклад.

Что касается внебюджетных фондов, то в настоящее время налоги могут зачислять только в пять государственных фондов:

¾ Пенсионный фонд РФ

¾ Фонд социального страхования РФ

¾ Фонд обязательного медицинского страхования РФ;

¾ Государственный фонд занятости населения РФ;

¾ Дорожный фонд РФ [ 18].

Заключение

Каждый элемент налога имеет самостоятельное юридическое значение, что так или иначе нашло своё отражение в законодательстве или теории налогообложения, при этом необходимо отметить, что выделение самостоятельных элементов обусловлено особой важностью налоговых отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков, а к законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования.

Так, в п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ указано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Согласно п.1 ст. 17 Налогового кодекса РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога» [11].

Список использованных источников

1. Алиев, Б.Х., Абдулгалимов, А. М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособ. для вузов / под ред. проф. А.З. Дадашева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 600 с.

2. Балабин, В.И. Налоговое право: теория, практика споры. – М.: Книжный мир, 2000. – 148 с.

3. Гуреев, В.И. Российское налоговое право. – М.: Экономика, 2007. – 456 с.

4. Дмитриева, Н.Г., Дмитриев, Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 321 с.

5. Евстигнеев, Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 560 с.

6. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра, 2001. – 96 с.

7. Налоги и налоговое право: учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2007. – 201 с.

8. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2000. – 296 с.

9. Налоги и налогообложение под ред. М.В. Романовского. – СП б: Питер, 2000. – 544 с.

10. Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 362 с.

11. Окунева, Л.П. Налоги и налогообложение в России: учебник. – М., 2001. – 154 с.

12. Пансков, В.Г., Князев, В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2003. – 423 с.

13. Перов, А.В., Толкушин, А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Юрайт – М, 2002. – 371 с.

14. Петрова, Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М-Норма, 2007. – 289 с.

15. Тедеев, А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: Приориздат, 2004. – 390 с.

16. Худолеев, В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ; ИНФРА – М, 2004. – 195 с.

17. Худяков, А.И., Бродский Н.Н., Бродский, Г.М. Основы налогообложения: учебное пособие. – СПб.: Европейский Дом, 2002. – 211 с.

18. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 149 с.